Информационное воздействие ОВД на население

Информационное воздействие ОВД на население

Корректировка деятельности представителей СМИ должна
осуществляться посредством постановки общих целей деятельности, конкретных форм
взаимодействия и профессионального консультирования со стороны представителей
органов внутренних дел. Для реализации главной цели информационного контроля –
стабилизации обстановки – необходимо четкое разделение сферы компетенции
специалистов и журналистов. Первые обязаны заниматься принятием решений и
осуществлением необходимых для их достижения шагов. Сфера деятельности вторых –
информирование о происходящих событиях, дискуссии и обсуждения актуальных
проблем в рамках принципа целесообразности. При этом журналисты должны четко
понимать, что информационная власть и связанные с ней ограничения являются
организационной мерой для стабилизации ситуации, помнить об ответственности в
соответствии с Законом РФ о СМИ, тогда как органы внутренних дел должны им
ненавязчиво напоминать об этом.

В целом отношения представителей властных структур и
журналистов должны базироваться на основе сотрудничества, взаимопомощи и
взаимообмена информацией. Взаимовыгодные отношения, построенные на основе
сотрудничества, являются нейтрализующим средством зачастую возникающего
недоверия журналистов к органам внутренних дел как официальному источнику
информации. Для того, чтобы обеспечить это на практике, сотрудники,
осуществляющие взаимодействие с представителями СМИ, при контактах должны
учитывать, помимо целей своей деятельности, потребности журналистов.

Зачастую причиной неадекватных сообщений является нежелание
властных органов входить в контакт с представителями учреждений массовой
информации. В случае отсутствия межорганизационных связей между властными
структурами и местными СМИ, журналисты вынуждены обращаться к другим источникам
информации, позиция которых по данному вопросу может не соответствовать целям
поддержания правопорядка. Поэтому в интересах органов внутренних дел находиться
в тесном взаимодействии с учреждениями массовой информации и предоставлять
журналистам необходимую информацию. Более того, для успешной реализации функций
блюстителя правопорядка  органы
внутренних дел должны стать основным субъектом, источником и инициатором
распространения правовой информации.

В зависимости от субъекта управления, осуществляющего
регуляцию конфликтной ситуации, использование СМИ может происходить на местном,
региональном и федеральном уровнях.

В зависимости от этого в процесс информационного воздействия
может охватывать разные информационные уровни: центральные СМИ, региональные,
местные, СМИ на уровне конкретных предприятий.

Построение межорганизационных связей органов внутренних дел с
учреждениями массовой информации будет выражаться в конкретных формах
взаимодействия с их представителями, которые зависят от имеющихся возможностей
в их использовании. Необходимо установить четкие схемы взаимодействия,
регулярность и порядок процедур, права и обязанности участников с обеих сторон.

Основными направлениями информационно-правового воздействия на
местное население со стороны органов внутренних дел являются:

– характеристика особенностей конкретной ситуации и
соответствующих ей норм и правил поведения;

– информирование граждан о происходящих событиях, о мерах по
нормализации конфликтной ситуации, а также деятельности органов внутренних дел
в этом процессе;

– информирование и отчеты о деятельности органов внутренних
дел в процессе регулирования ситуации;

– создание позитивных стереотипов поведения во
взаимоотношениях с представителями органов внутренних дел.

Необходимость правового и морально-этического регулирования не
даст должного результата, если не будет главного: помимо профессиональных
навыков и таланта, тележурналист, раскрывающий криминальную тему, обязан
обладать специальной юридической подготовкой, достаточной для того, чтобы дать
оценку своему репортажу и с правовой точки зрения.

Не редки, например, случаи, когда известные тележурналисты
задержанных называли арестованными или подозреваемых – обвиняемыми. И это уже
не просто неточность, а серьезная юридическая некорректность.

Одним из возможных последствий такой небрежности или
неграмотности может стать формирование негативного общественного мнения.

Для того, чтобы изменит ситуацию к лучшему, есть несколько
путей:

1) внесение дополнений и изменений в проект закона о
телевидении и радиовещании, приведение его в соответствие с международным
законодательством.

“Государству следует рассмотреть вопрос разработке руководящих
принципов для средств массовой информации или поощрать добровольное принятие
таких принципов в целях недопущения создания сенсаций и оправдания
террористического насилия; распространения стратегической информации о
потенциальных целях; и распространения тактической информации в тот период,
когда продолжаются террористические акты, поскольку это может поставить под
угрзу жизнь невинного гражданского населения и сотрудников правоохранительных
органов или помешать принятию эффективных правоохранительных мер в целях
предотвращения таких актов или борьбы с ними и ареста правонарушителей. Эти
руководящие принципы международных основных прав человека на свободу слова и
информации или поощрение вмешательства во внутренние дела государств”.

   (Восьмой конгресс ООН
по предупреждению преступности

    и обращению с правонарушителями. п. 29 “О
роли

     средств массовой
информации”.)

2) внесение поправок в действующее уголовное и
уголовно-процессуальное законодательства.

“Следует проводить изучение и оценку роли средств массовой
информации и их влияние на различные аспекты предупреждения преступности и
уголовного правосудия, посколько понимание общественностью уголовной политики и
ее позиция являются определяющими факторами для обеспечения эффективности и
справедливости правовой системы. В этой связи следует поощрять позитивный вклад
средств массовой информации в осведомление общественности по вопросам
предупреждения преступности и уголовного правосудия, что представляет собой
наряду с программой гражданского и правового образования, важное средство
обучения нормам жизни в обществе”.

   (Седьмой конгресс ООН
по предупреждению преступности

    и обращению с правонарушителями. п. 29
“Средства

     массовой массовой
информации и просветительская

     деятельность”.)

3) инициировать введение кодекса профессиональной этики
российского тележурналиста, т.е. выступить с предложением такого кодекса;
сейчас ясно ощущается необходимость усовершенствования правового регулирования
этой сферы деятельности;

4) создание специальных краткосрочных юридических курсов для
тележурналистов и создание юридической консультационной системы, привлекая к
этой деятельности юридически компетентных сотрудников ОВД. В этой связи вполне
логично усиление роли сотрудников отделов информации и общественных связей            в оказании помощи тележурналистам в
подготовке телерепортажей о деятельности ОВД.

5) для создания более благоприятных условиц для
тележурналистов, взаимодействующих с органами внутренних дел предоставлять им
эксклюзивные права сообщения новостей о работе органов внутренних дел в
телеэфир;

6) предложить введение спецкурса взаимодействия МВД с
телевидением в институте повышения квалификации работников телевидения и радио.

Приказом № 231 от 16 апреля 1997 года утверждено типовое
положение об отделе (отделении, группе) информации и общественных связей МВД,
ГУВД, УВД, субъектов РФ УВДТ.

В соответствии с этим положением определены цели этого
подразделения, в числе которых осуществление взаимодействия со средствами
массовой информации, с общественными движениями, религиозными организациями для
формирования общественного мнения о деятельности ОВД.

Основной задачей подразделений является оказание средствам
массовой информации (принимая во внимание, что приоритетным направлением здесь
является имено телевидение и учитывая специфику именно этого канала массовой
информации) необходимой методической и организационной помощи в работе над
материалом о деятельности органов внутренних дел, с этой целью в отделах
взаимодействующих с телевидением, может быть расширен штат сотрудников,
знакомых, с одной стороны со спецификой тележурналистики, с другой стороны –
необходимый уровень правовой подготовки и знаний специфики деятельности ОВД.

При подготовке данной работы были использованы материалы с
сайта http://www.studentu.ru