Информационные и PR-службы органов государственной власти

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Значение службы связей с общественностью в госструктурах
2. PR-службы в высших органах власти
2.1 Задачи и функции PR-службы в государственных органах
2.2 Организационные структуры PR-служб
2.3 Примеры организации PR-подразделений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Функции государства неизбежно включают в себя функции управления «Связями с общественностью» («Public Relations»), порождают специальные государственные структуры, призванные оптимизировать эти связи, соотносить их с управленческими усилиями органов власти.
Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области «Public Relations», инерционно воспроизводит типы и характер принятия политических решений в духе административно-командной системы. И наоборот: наличие таких знаний и структур в большой степени способствует созданию модели «открытой», «отзывчивой» бюрократии, обладающей высокой степенью адаптивности к изменяющимся условиям. Опираясь на службы по связям с общественностью, государственная власть в более полной мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса.
Не следует сбрасывать со счетов и такой аспект: являясь институтом политического управления, «Public Relations» выполняет роль механизма для завоевания и удержания власти и политического влияния.
В данной работе мы рассмотрим, каким образом могут быть организованы PR-службы в высших органах власти и приведем их примеры.

1. Значение службы связей с общественностью в госструктурах

В современном мире в ходе борьбы за власть, влияние, контроль и доминирование на глобальном, международном, национальном и государственном уровне невозможно добиться успехов без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Основным свойством современного информационного общества является то, что информация, ее распространение и потребление являются неотъемлемыми компонентами развития современного общества, она «лежит в основе процессов самоорганизации и организации, саморегулирования и регулирования, самоуправления и управления».
PR в системе государственного управления – это деятельность, характеризующаяся системным взаимодействием органов власти, частного сектора, институтов гражданского общества, многообразных социальных, профессиональных групп и слоёв, общественных объединений по поводу реализации общественных интересов, производства, распределения и использования общественных ресурсов и благ с учетом волеизъявления народа или населения определенных территорий.[1]

Трудно оспаривать огромное влияние информационных процессов на государственную систему управления. Любые информационные процессы реализуются с помощью соответствующих им информационных технологий в рамках некоторой информационной системы, которая является организованно упорядоченной совокупностью документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Для эффективной работы органам государственной власти приходится использовать в своей работе новейшие информационные технологии и проводить продуманную информационную политику.
В период формирования новых рыночных отношений в России из-за проведения «одноканальной» информационной политики» была практически утеряна возможность диалога власти с обществом и экономическими элитами. Сегодня необходимы реальные шаги, расширяющие поле информационного влияния и взаимодействия власти, бизнеса и общества. Требуется радикальное обновление государственных структур, а также используемых ими методов управления и технологий. Качественные изменения необходимы всей системе влияния государства на формирование информационных потоков в сфере государственной политики и экономики.
За последние годы новые условия взаимодействия власти, бизнеса и общества в России породили новые формы PR, такие как государственный экономический и бизнес-PR. Многие государственные компании стали по сути коммерческими, государство является лишь их акционером. Пока еще до конца не сформирована эффективная модель проведения информационной политики экономическими министерствами, естественными монополиями и другими корпорациями с государственным участием. Деятельность информационных служб этих организаций зачастую не достаточно эффективна и хаотично направленная. Информационная стратегия, как правило, строится по принципу «сглаживания произошедшего кризиса», а не «упреждения конфликтов».

2. PR-службы в высших органах власти

2.1 Задачи и функции PR-службы в государственных органах
Обозначим некоторые основные задачи, которые необходимо выполнять для эффективной деятельности информационных и PR-служб органов государственной власти.
Информационная политика органов государственной власти должна быть основана на реальных программах или проектах, встроенных в продуманную стратегию. Более того, необходима жесткая привязка информационных и PR-кампаний к государственной политике в данном направлении. В связи с этим неизбежно встает проблема ясного понимания специалистами PR-служб этих компаний государственных интересов. Информационную политику необходимо рассматривать как «систему идей, установок, целей, методов средств, с помощью которых государство осуществляет регулирование отношений между гражданским обществом и информационной системой государства»[2]
.
Информационная политика должна основываться на четкой программе органов государственной, что поможет в дальнейшем при формировании ясных целей и задач.
Не менее важной задачей информационных и PR-служб является мониторинг и концентрация информационных потоков, а также тщательный внутриведомственный/межведомственный контроль за полнотой и достоверностью сообщаемой СМИ информации. Основным же является создание специальных инструментов влияния на информационные потоки, способных выполнять задачи целенаправленного воздействия на общественное мнение. Такими инструментами могут быть, например, тематические отраслевые полосы в ведущих периодических печатных СМИ, проведение тематических PR-акций и кампаний, основными целями которых является:
– эффективное взаимодействие субъектов и объектов коммуникаций;
– мониторинг информационного пространства для принятия оптимального управленческого решения;
– создание и поддержание имиджа;
– формирование необходимого общественного мнения;
– прогнозирование ситуации с целью упреждения конфликтов.
Для успешной деятельности PR-службы органов государственной власти необходим комплекс политико-правовых, организационных, финансово-экономических и информационных мер. Для урегулирования деятельности PR-службы необходимо издание «Положения о службе по связям с общественностью». Для примера ниже представлены материалы из Положения «О службе информации и общественных связей» Федерального агентства Министерства Обороны РФ, в котором определены основные функции PR-службы и ее основные задачи:
– планирование, организация и проведение информационных мероприятий, направленных на достижение взаимопонимания и взаимодействия государственной структуры с ее подразделениями и обществом;
– доведение до общественности и СМИ объективных сведений о жизни и деятельности организации;
– координация информационно-коммуникативной деятельности всех подразделений, а также взаимодействие с информационными структурами других органов государственной власти и местного самоуправления;
– изучение, анализ и систематическое информирование руководства государственной структуры о позиции СМИ и общества по вопросам ее жизнедеятельности, организация и осуществление работы по созданию ее позитивного имиджа;
– планирование и проведение интервью, пресс-конференций, брифингов и иных информационных мероприятий с участием руководства организации;
– подготовка в установленном порядке и распространение в СМИ официальных заявлений и сообщений, планирование и организация выступлений руководства в СМИ, глобальной информационной сети «Интернет», а также организация их оперативного реагирования на выступления СМИ по вопросам, касающимся государственной организации;
– организация и непосредственное осуществление освещения в СМИ, и Интернете официальных визитов, рабочих поездок, встреч, а также других открытых мероприятий руководства государственной организации;
– организация и проведение мониторинга информационных потоков в СМИ и Интернете по вопросам, касающимся государственной организации, а также выявление угроз информационной безопасности в сфере массовой информации, в том числе фактов разглашения информации ограниченного распространения;
– организация работы сайта в Интернете, в интересах информационного обеспечения государственной организации;
– организация и проведение фото- и видеосъемок официальных мероприятий с участием представителей руководства государственной организации, ведение фото- и видеоархивов; участие в подготовке, выпуске и распространении фото- и видеопродукции о государственной организации;
– подбор, расстановка, подготовка и переподготовка кадров органов информационного обеспечения;
– формирование и ведение баз данных, необходимых для решения задач, возложенных на службу информации и общественных связей.
Из представленного выше Положения видно, что органам государственной власти приходится решать сложные, разноплановые информационно-коммуникативные проблемы и для их выполнения необходимо иметь многофункциональные информационные департаменты или PR-службы, которые могут иметь следующие структурные подразделения:
1. Информационно-аналитический центр, задачи которого:
– сбор необходимой информации;
– подготовка справочников;
– мониторинг информационного пространства;
– формирование информационной справочной службы.
2. Координационный центр взаимодействия для:
– регистрации PR- и рекламных акций, семинаров, встреч и других проводимых мероприятий;
– формирования архива видео-, фото- материалов, проводимых мероприятий, выявление сложившихся традиций и пр.
3. Единую систему информационных коммуникаций для:
– формирования необходимого индивидуального и корпоративного имиджа;
– проведения мероприятий в русле единой информационной политики;
– формирования и поддержания необходимого общественного мнения.
4. Систему обратной связи для:
– получения информации о проводимых мероприятиях, конфликтных ситуациях;
– изучения общественного мнения;
– оперативного взаимодействия с партнерами.
5. Учебно-методический центр для:
– проведения семинаров, тренингов;
– выпуска методических пособий и специальной литературы в области коммуникативных технологий и пр.

2.2 Организационные структуры PR-служб
В соответствие с решаемыми задачами организационная структура PR-службы в высших органах власти может отличаться.
Прежде всего, в органах государственной власти действуют пресс-центры (информационные центры)или один сотрудник, ответственный за связь со СМИ. В любом случае, у них есть определенные функции:[3]

· установление и поддержание контактов с общественностью;
· информирование общественности о существе принимающих решений;
· анализ общественной реакции на действия органов власти;
· прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
· формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
При наличии средств, специалистов и понимания руководства в PR-структуру вместе с пресс-центром могут входить и другие формирования:
· информационно-аналитическая служба,
· подразделение по работе с заявлениями и жалобами граждан;
· телевизионный, радио-, фотоотдел;
· редакция собственного издания и пр.
Так, к примеру, можно схематично представить структурные подразделения департамента по связям с общественностью или PR-службы Федерального агентства Министерства Транспорта Российской Федерации (схема 1).

Схема 1. Структурные подразделения департамента по связям с общественностью
Как правило, организационная структура PR-службы определяется штатом и может состоять, на примере Федерального агентства Министерства Транспорта РФ из начальника службы, его заместителя, ведущего инженера, двух ведущих специалистов и трех специалистов (8 человек). Начальник и заместитель PR-службы осуществляют стратегическое планирование и общее руководство деятельностью службы, участвуют в различных мероприятиях и PR-акциях. Ведущий инженер обеспечивает все материально-техническое развитие службы (техническая поддержка, программное обеспечение проектов, видео-, фото- обслуживание и пр.) Ведущие специалисты и специалисты непосредственно выполняют все необходимые задачи PR-службы.
Федеральное агентство Министерства транспорта РФ имеет в свою очередь ряд подведомственных подразделений, в которых существуют самостоятельные отделы по связям с общественностью, которые выполняет возложенные на них функции в рамках своей компетенции.
Вместе с тем, в органах власти, PR-службы приживаются медленно, непросто. Слишком велик соблазн побуждать людей к нужному поведению с помощью административного воздействия и приемов команд, рассматривая граждан как послушный объект управления. Сказывается непонимание зависимости государственной власти в гражданском обществе от граждан и их объединений. Во властных структурах отсутствует достаточный подход к созданию атмосферы взаимного доверия. Отсюда плохие и нерегулярные контакты администрации со своей общественностью, ввиду замкнутости их работы, обеднению ее содержания слабым учетом реальных мнений и настроений людей, их отчуждением от власти.
2.3 Примеры организации PR-подразделений
Рассмотрим структуру и основные направления деятельности PRподразделений в высших органах государственной власти на примере некоторых служб.
Пресс-служба Президента РФ. Одно из ведущих мест среди PR-подразделений в крупных государственных структурах занимает Пресс-служба Президента РФ, насчитывающая в своем составе около 40 сотрудников. Структурно она состоит из четырех основных отделов: аккредитации и брифингов, оперативной информации, перспективного планирования и отдела фотодокументов.
Отдел аккредитации и брифингов в основном занимается организацией взаимодействия со СМИ. Приоритетной группой общественности в поле деятельности данного отдела являются журналисты. Сотрудники отдела занимаются организацией и проведением пресс-конференций, брифингов, встреч, совещаний и т. п.
Отдел оперативной информации занимается сбором и анализом самой разнообразной информации о деятельности Президента и его Администрации, а также распространением новой информации. В его функции входит подготовка сводок передач телевидения и радиовещания с информацией о Президенте и его Администрации; обзор прессы с краткими комментариями к статьям газет о Президенте и его политике; пресс-дайджест вчерашних газет с приведением полных статей; тематические подборки и др.
Отдел перспективного планирования в тесном сотрудничестве с другими отделами готовит и распространяет новые информационные сообщения о Президентских программах и российской политике.
Отдел фотодокументов занимается формированием банка фото- и видеоматериалов о деятельности Президента и его Администрации.
Управление Президента РФ по связям с общественностью. Наряду с Пресс-службой в Администрации Президента функционирует еще одна РR-структура – Управление Президента РФ по связям с общественностью, созданное после президентских выборов 1996 г. Если Пресс-служба Президента РФ выполняет в основном организацион-но-тактические РR-задачи, то на Управление по связям с общественностью возлагаются задачи по разработке стратегии PR. Основными функциями Управления являются: изучение общественного мнения о социально-экономическом и политическом развитии страны, деятельности органов государственной власти; подготовка аналитических и пропагандистских материалов для СМИ; подготовка предложений Президенту РФ по вопросам государственной политики в отношении СМИ; обеспечение деятельности совещательных и консультативных органов при Президенте РФ и др.
Пресс-служба Государственной думы РФ. Функции связей с общественностью и пресс-службы в Государственной думе сосредоточены в одной структуре пресс-службе. В ней занято около 70 сотрудников. Организационно пресс-служба Государственной думы состоит из отделов: средств массовой информации; информационного взаимодействия; по связям с центральной и региональной прессой; общественных связей и информационного обеспечения; телерадиослужбы и др. Некоторые отделы подразделяются на подотделы. В частности, отдел телерадиовещания включает в себя следующие подотделы: телевещания, радиовещания, координации теле- и радиопрограмм, эксплуатации телерадиокомплекса.
Функции и задачи каждого отдела носят относительно самостоятельный характер, отражающий специфику функциональных связей Государственной думы с общественностью. В качестве примера приведем содержание задач и функций отдела СМИ:
♦ Анализ на основе публикаций в российских и зарубежных СМИ развития политической и социально-экономической жизни в стране и, прежде всего, в свете деятельности Государственной думы.
♦ Подготовка для депутатов Госдумы информационно-аналитических обзоров по актуальной проблематике на базе комплексного изучения материалов прессы, телевидения, радио; публикация их в «Думском вестнике».
♦ Подготовка специальных обзоров печати по законотворческой тематике, публикация их в «Информационном бюллетене».
♦ Проведение аккредитации при Госдуме корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (подготовка Положения об аккредитации, внесение в него необходимых изменений и дополнений, ознакомление с условиями аккредитации редакций СМИ, прием и рассмотрение заявок на аккредитацию, изготовление образцов аккредитационных удостоверений, их типографское изготовление, оформление и выдача аккредитованным журналистам, контроль за выполнением парламентскими корреспондентами требований к аккредитованным представителям СМИ и т. д.).
♦ Содействие аккредитованным журналистам в освещении ими деятельности Госдумы пленарных заседаний, парламентских слушаний, работы фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий (информирование о планируемых мероприятиях, обеспечение документами и справочными материалами, консультирование и т. д.).
♦ Организационная работа по подготовке и проведению пресс-конференций, брифингов, интервью.
♦ Комплектование оперативных групп российских и зарубежных журналистов, освещающих протокольные мероприятия руководства Госдумы (приемы, встречи, беседы).
♦ Систематическая оперативная оценка опубликованных аккредитованными журналистами материалов о деятельности Госдумы -их объективности, достоверности, конструктивности. В случае необходимости собеседования с авторами публикаций, выяснение причин допущенных неточностей, искажений и т. д. с целью их исправления.
♦ Создание и ведение банка данных на аккредитованных при пресс-службе Госдумы корреспондентов российских федеральных и региональных СМИ (государственных и коммерческих телекомпаний, редакций радиовещания, информационных агентств, газет, журналов).
♦ Оперативная информационно-справочная и консультативная работа (ответы на телефонные и факсимильные запросы редакций СМИ, аккредитованных российских и зарубежных журналистов по вопросам, относящимся к деятельности Госдумы, фракций, депутатских групп, комитетов, комиссий и т. д.).
♦ Решение совместно с соответствующими подразделениями аппарата и управления делами Государственной думы вопросов организационного и технического обеспечения деятельности аккредитованных журналистов (выделение рабочих помещений, обеспечение документами и справочными материалами, вопрос пользования факсами, телефонами и т. д.).
♦ Поддержание рабочих контактов с пресс-секретарями фракций, депутатских групп, комитетов Государственной думы.
Аналогичные РR-структуры созданы и функционируют при Правительстве РФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Информационные и PR-службы органов государственной власти создают условия для принятия оптимальных управленческих решений, берут на себя упреждение конфликтными ситуациями, во многих случаях активно влияют на реализацию принятых решений. Деятельность PR-служб способствует конструктивному диалогу власти и общества, поэтому органам государственной власти в информационно-коммуникативном взаимодействии с гражданским обществом необходимо лишь более эффективно использовать научно-техническую базу и технологические возможности PR-служб.
Для формирования образа эффективно работающей государственной организации, прежде всего, необходима целенаправленная информационная политика, основанная на реальных проектах и государственных приоритетах. Правильно организованная деятельность государственных информационных служб позволяет эффективно влиять на общественное мнение и находить оптимальные решения в различных ситуациях, в том числе конфликтных и кризисных.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ГосударственнаяPR-служба [Электронныйресурс]: http://www.public relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/
2. Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс. – СПб.: Питер, 2005. – 240 с.
3. Радченко С.В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5. Ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 158–163.
4. Радченко С.В. К вопросу о роли PR в муниципальном управлении (социологический аспект) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. – 2007. – №5.
5. Скуба Р.В., Лунева М.И.

Средства и методы PR в системе государственной и муниципальной службы // Электронный журнал ВлГУ. – 2007. – №18 [Электронный ресурс]: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=122
6. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография – М: РАГС, 2004.
[1]
Радченко С.В. PR в муниципальном управлении как способ ведения социального диалога. Россия: тенденции и перспективы развития: сборник научных статей РАГС, ИНИОН, СЗАГС. Вып. 5. Ч. 2. / Под общей ред. В.К. Егорова и др. М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 158–163.
[2]
Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы. Монография – М: РАГС, 2004.
[3]
Государственная PR-служба [Электронный ресурс]: http://www.public-relations-blog.info/gosudarstvennaya-pr-sluzhba/