Реферат
«Информационныесистемы в управлении экономическим объектом»
Содержание
1. Место экономической информационной системы вконтуре системы управления
2.Использование информационной системы в управлении экономическим объектом
3. Аспектыкорпоративных информационных систем
1. Место экономической информационной системы вконтуре системы управления
В процессе управления предприятиемпринимаются стратегические, тактические и оперативные решения, в связи с чем, вуправленческом аппарате выделяют высший, средний и оперативный уровниуправления.
Высший уровень включает менеджеров-руководителей,определяющих цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые итрудовые ресурсы, разрабатывающих долгосрочные планы и стратегию их реализации.В их компетенцию может входить анализ рынка и конкурентов, поиск альтернативныхстратегий развития предприятия в случае выявления угрожающих тенденций в сфереего интересов.
Средний уровень, включающий различных менеджеровисполнителей, обеспечивает контроль за выполнением планов, отслеживаниересурсов, разработку управляющих директив для вывода предприятия на уровень,определенный в планах.
Оперативный уровень характеризуется реализацией планов исоставлением отчетов о ходе их выполнения. Основной задачей здесь являетсясогласование всех элементов производственного процесса с необходимой степеньюего детализации. Руководство на данном уровне заключается в управленииструктурным подразделением (цехом, участком, сменой, отделом, службой и т.д.).
В зависимости от уровня управленияиспользуются различные виды информации. Так, для высшего руководства,разрабатывающего стратегию деятельности, применяется в основном внешняя и вменьшем объеме внутренняя информация. На оперативном уровне используется тольковнутренняя, а на среднем -преимущественно внутренняя и частично внешняя. Этивиды информации хранятся на своих носителях, образуя информационную базу,состоящую из двух взаимосвязанных частей: внемашинной и внутримашинной.
Внемашинная обслуживает систему управления в томвиде, который воспринимается человеком без каких-либо технических средств,например документы (наряды, акты, накладные, счета или регистры, ведомости ит.д.). Внутримашинная информационная база содержится на машинных носителях исостоит из файлов. Она может быть создана либо как множество локальных, т.е.независимых файлов, каждый из которых отражает некоторое множество однородныхуправленческих документов (например, накладных), либо как база данных. Еесостав определяется исходя из информационных потребностей каждого уровняуправленческого аппарата.
Центральное место в контуре системыуправления экономическим объектом занимает информационная системаэкономического характера, получившая в литературе название экономическойинформационной системы (ЭИС) и обеспечивающая обработку, поиск, хранение,выдачу информации по запросам пользователя-экономиста. Информационные потоки,циркулирующие на предприятии, характеризуются сложностью структуризации иформализации информации. От объекта управления направляется та ее часть,которую можно систематизировать и обрабатывать с помощью компьютера, а отуправленческого аппарата в информационную систему передается только та частьдирективной информации, которая может быть соответствующим образом переработанаи передана объекту управления. Информационная система перерабатываетопределенную часть информационных потоков, участвующих в принятии решений. Дляразных уровней управления эта цифра может находиться в интервале от 10 до 30%.Оставшаяся доля информации может быть отнесена к частично формализуемой,обработка которой осуществляется при помощи экспертных систем, инеформализуемой (например, ответы на жалобы, содержащиеся в поступившейслужебной записке), автоматизированная обработка которой невозможна илиявляется экономически невыгодной ввиду значительных финансовых затрат насоздание системы обработки С развитием информационных систем доля формализуемойинформации в общем информационном потоке увеличивается.
Любая система характеризуетсяналичием технологии преобразования исходных данных в результатную информацию.Такие технологии принято называть информационными. Информационная технологияпредставляет собой систему методов и способов сбора, накопления, регистрации,передачи, обработки, хранения, поиска, модификации, анализа, защиты, выдачинеобходимой информации всем заинтересованным подразделениям на основеприменения аппаратных и программных средств. Понятие информационной технологиинеотделимо от технической и программной среды.
Каждая информационная технологияориентирована на обработку информации определенных видов: данных (системы программированияи алгоритмические языки, системы управления базами данных — СУБД, электронныетаблицы); текстовой информации (текстовые процессоры и гипертекстовые системы);статической графики (графические редакторы); знаний (экспертные системы),динамической графики, анимации, видеоизображения, звука (инструментарийсоздания мультимедийных приложений, включающий средства анимации и управлениявидеоизображением и звуком). Информационные технологии отличаются по типуобрабатываемой информации, но могут и объединяться, образуя интегрированныесистемы, включающие различные технологии. Изменения, происходящие на рынкеиндустрии программных продуктов, позволяют говорить о тенденции слияниятехнологий.
Чтобы терминологически выделитьтрадиционную технологию решения экономических и управленческих задач, былвведен термин «предметная технология». Предметная технологияпредставляет собой последовательность технологических этапов по модификациипервичной информации в результатную в какой-либо предметной области и содержательноне зависит от использования средств вычислительной техники и информационныхтехнологий.
Упорядоченную последовательностьвзаимосвязанных действий, выполняющихся с момента возникновения информации дополучения результата, принято называть технологическим процессом. Так, любойучасток бухгалтерского учета предполагает поступление первичной документации,которая трансформируется в форму бухгалтерской проводки. Последняя, изменяясостояние аналитического учета, приводит к изменению „счетов синтетического учетаи далее — баланса.
Понятие «информационныетехнологии» отражает огромное количество самых разных технологий вразличных компьютерных средах и предметных областях, поэтому их подразделяют наобеспечивающие и функциональные.
Технологии обработки информации,которые могут использоваться как инструментарий в различных предметных областяхдля решения разнообразных задач принято называть обеспечивающими. Они могутбыть классифицированы относительно классов задач, на которые они ориентированы.Обеспечивающие технологии базируются на совершенно разных платформах, чтообусловлено различием видов компьютеров и программных сред, поэтому при ихобъединении на основе предметной технологии возникает проблема системнойинтеграции. Она заключается в необходимости приведения различных информационныхтехнологий к единому стандартному интерфейсу.
Функциональной называется такаямодификация обеспечивающих информационных технологий, при которой реализуетсякакая-либо из предметных технологий. Так, работа бухгалтера группы расчетов пооплате труда, использующего персональный компьютер, обязательно предполагаетприменение бухгалтерских и налоговых технологий:
• применение алгоритмов расчетов поразличным видам начислений (оплат) например повременная оплата, сдельнаяоплата, отпуск, за дни болезни и т.д.;
• использование алгоритмов расчетовпо различным видам удержаний (расчеты подоходного налога с физических лиц покаждому работающему, по исполнительным листам, ссудам и т.д.);
• выписка справок о доходах, обуплаченном подоходном налоге и отчислениях в пенсионный фонд РФ;
• использование других технологий,реализованных в какой-либо информационной технологии (системе управления базамиданных, текстовом процессоре, электронной таблице).
Трансформация обеспечивающейинформационной технологии в функциональную (модификация некоторогообщеупотребительного инструментария в специальный) может быть сделана какспециалистом-проектировщиком, так и самим пользователем, в зависимости от того,насколько она сложна, т.е. насколько доступна самому пользователю (экономисту,бухгалтеру). Появление дружественных обеспечивающих информационных технологийрасширило эти возможности. С выделением информационных технологий для каждогоуровня управления образуются многоуровневые функциональные информационныетехнологии.
Предметная технология иинформационная технология влияют друг на друга. Так, использование компьютерадля операций по бухгалтерскому учету внесло изменения в предметную технологию,исключив из обработки значительное количество журналов и ведомостей,используемых при традиционной системе учета, а также предоставив принципиальноновые оперативные возможности. С другой стороны, предметные технологии,наполняя специфическим содержанием информационные технологии, акцентируют их навполне определенные функции. Такие технологии могут носить типовой илиуникальный характер в зависимости от степени унификации при выполнении этихфункций.
Как и информационные технологии,информационные системы характеризуются наличием функциональной и обеспечивающейчастей в соответствии с декомпозицией (структуризацией и разделением) системына составные части — подсистемы (элементы системы), находящиеся в определенныхотношениях друг с другом. Множество таких отношений совместно с элементамиобразуют структуру информационной системы.
Разнообразие сфер экономическойдеятельности порождает появление большого количества информационных системэкономического характера, так как они вбирают в себя все особенности структурыуправления, схемы декомпозиции управленческих целей и предметных технологий.Таким образом, с учетом сферы применения выделяют следующие информационныесистемы: банковские, страховые, налоговые, фондового рынка, промышленныхпредприятий. Одно из главенствующих мест в информационных системах промышленныхпредприятий занимает бухгалтерская информация.
Обеспечивающая часть информационной системы состоит изтехнического, информационного, технологического, математического,организационного, правового, эргономического и других видов обеспечения.
Функциональная часть фактически является моделью системыуправления объектом. Так как сложная система всегда многофункциональна,информационная система может быть классифицирована по разным признакам: уровеньуправления (высший, средний, оперативный); вид управляемого ресурса (основныефонды, материальные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы); сфераприменения (банковские информационные системы, статистические, налоговые,бухгалтерские, фондового рынка, страховые и т.д.): функции и период управления.
Выбор признаков декомпозиции зависитот специфики объекта управления и целей создания системы. Трансформация целейуправления в функции, а функций — в подсистемы позволяет проводить дальнейшуюдекомпозицию. Если подсистемы реализуют некоторые отделенные друг от друга функцииуправления, то каждую из них можно делить на более детальные подфункции — задачи (или комплексы задач). Состав задач определяется важностью той или инойфункции управления, возможностью формализации управленческих процедур, уровнемподготовки персонала к использованию компьютеров, наличием информационной базыи технических средств.
Функциональная технологияпредставляет собой синтез обеспечивающей и предметной технологий,осуществленный по некоторым правилам. Являясь некоей средой преобразованияданных и одновременно частью информационной системы, она базируется наплатформе, которая состоит из технической, программной. организационной иинформационной частей.
Пользователь может использовать какотдельные информационные технологии, так и их совокупность, объединенную внекоторый комплекс. Комплекс обеспечивающих и функциональных информационныхтехнологий, поддерживающих выполнение целей управленческого работника — лица,принимающего решение (ЛПР), реализуется на основе автоматизированных рабочихмест (АРМ). С появлением персональных ЭВМ стало возможным установить их прямона рабочее место и оснастить новыми инструментальными средствами,ориентированными на пользователя-непрограммиста. Персональный компьютер,оснащенный совокупностью профессионально ориентированных функциональных иобеспечивающих информационных технологий и размещенный на рабочем месте, сталиназывать автоматизированным рабочим местом, назначение которого — информационная поддержка принимаемых решений. Другими словами, АРМ являетсянекоторой частью информационной системы, обособленной в соответствии соструктурой управления объектом и существующей системой целе-распределения. Онои оформляется в виде самостоятельного программно-аппаратного комплекса.
АРМ содержит в себе функциональнуюинформационную технологию полностью или частично. Какая именно ее частьзакрепляется за тем или иным АРМ, определяется прежде всего декомпозицией целейв структуре управления объектом. Такое распределение функциональныхинформационных технологий на АРМ не должно нарушать требований самой предметнойтехнологии. Наложение функциональных информационных технологий науправленческую структуру позволяет создать распределенную систему решенияпредметных задач. Распределенность этих технологий между компьютерами может касатьсялибо хранимых данных, либо процессов их обработки.
Информационная система,осуществляющая процесс поддержки принятия решения управленческими сотрудниками,должна быть построена таким образом, чтобы обеспечить реализацию целей, стоящихперед ними. Одной из наиболее распространенных форм реализации является системавзаимосвязанных и взаимодействующих АРМ, в том числе руководителя иисполнителя. Пользователям этих АРМ необходима совершенно разная информационнаяподдержка. Руководителю нужна обобщенная, достоверная и полная информация,позволяющая принимать правильные решения, а также средства анализа ипланирования различных сфер деятельности хозяйственного субъекта. К этимсредствам относятся следующие методы: экономико-математические, моделирования (например,инструментарий SADT1), анализа различных сфердеятельности предприятия, статистические, прогнозирования, а такжеобеспечивающие технологии — табличные, графические и текстовые процессоры,электронная почта, системы эффективного управления базами данных.
Специалисту-исполнителюнеобходим удобный инструментарий для обеспечения профессиональной деятельностив конкретной области, что определяется применяемыми в данной сфере предметнымитехнологиями и разделением обязанностей между управленческими работниками. АРМданного уровня характеризуется жестким включением в программный продуктфункциональных и обеспечивающих технологий, что позволяет использоватьспециалиста невысокой квалификации, поскольку его действия носят декларативный,а не процедурный характер и глубоких знаний предметной технологии от него нетребуется, так как они заложены в АРМ разработчиками программного обеспечения.
1) SADT — Structured Analysisand Design Technique (принят в качестве стандартаминистерством обороны США; знать его основы и использовать при обсуждениикаких-либо вопросов, например нарисовать простейшую диаграмму, поясняющую сутьдела, считается правилом хорошего тона среди руководителей и менеджеров).
На номенклатуру АРМ и совокупностьвключаемых в них информационных технологий влияют структура управления,сложившаяся в учреждении, технологии предметных областей, схема распределенияобязанностей и целей между сотрудниками. Таким образом, номенклатура АРМзависит от управленческой структуры, а содержание — от целей, реализуемых ЛПР.
Под АРМ специалиста следует пониматьего рабочее место, оснащенное персональным компьютером и представляющее собойсамостоятельный программно-технический комплекс индивидуального иликоллективного пользования, который позволяет в диалоге или пакетном режимевести обработку информации и получать все необходимые выходные данные в видеэкранных или печатных форм. АРМ включает три основных компонента: обучающуюсистему, комплекс программных продуктов по обработке информации и сервисныесредства.
Под таким сервисным средством, как мониторингследует понимать оперативный компьютерный доступ к результатам работыконкретного пользователя системы, который обеспечит возможность полученияследующей информации:
• время выполнения каждой операции пообработке информации на компьютере:
• время работы компьютерногооборудования в течение дня (месяца), задачи, решаемые в этот период,интенсивность загрузки оборудования и компьютерной сети;
• анализ данных по выполнениюоднотипных операций различными работниками;
• доступ к результатам работыконкретного пользователя и процент выполнения задания от общего объема работ;
• статистика ошибок, производимыхпользователем. В настоящий момент деятельность значительной частиуправленческого персонала немыслима без персонального компьютера, поэтому нелишено смысла производить анализ труда сотрудников, работающих на ПЭВМ наоснове данных мониторинга.
Следом за появлением и быстрымраспространением в 80-х гг. персональных компьютеров стали развиватьсявнедряться в повседневную жизнь программные решения для ПЭВМ. Первоначальнокомпьютерные системы были ориентированы на решение комплексов логическисвязанных между собой задач, имеющих общую информационную базу и общуюнормативно-справочную информацию. Они представляли собой АРМ с набором пакетовприкладных программ и сервисных средств. Информационные системы сталиорганизовываться на основе нескольких функционально законченных ивзаимосвязанных по конкретной предметной области АРМ. ориентированных нафункционирование в условиях локальной вычислительной сети, средств удаленногодоступа к данным а также на коллективное использование специалистами различнойквалификации. В построении таких систем стал преобладать научный метод — системный подход. Для крупных и средних предприятий реализация данного методаозначала возможность существования отдельных блоков — АРМ, которые, являясьсамостоятельными программными модулями, вместе образовывали единое целое, т.е.открытую модульную систему, которая характеризовалась возможностью добавления новыхблоков АРМ различной конфигурации или удаления какого-либо блока АРМ, э такженаличием узлов связи между самостоятельно функционирующими частями системы.Наибольшее распространение они получили в экономических информационных системахв виде комплексов АРМ — интегрированных и инструментальных систем.
Постепенно автоматизированные решенияна базе АРМ стали осуществляться для крупных хозяйственных субъектов. Такие АРМпредставляли собой информационные системы, не предназначенные для массовоготиражирования. Особенности таких систем заключались в разработке программногопродукта специально под требования конкретного заказчика, значительнойтрудоемкости пусконаладочных работ, обязательном последующем сопровождении,высокой стоимости программного продукта.
Но какими бы универсальными не былиразработанные АРМ, они обеспечивают автоматизированные решения дискретных задачи не позволяют полностью автоматизировать бизнес-процессы, протекающие в фирме.Следующим этапом стало создание систем, обеспечивающих полную автоматизациюкрупных хозяйственных субъектов. Основное достоинство заключалось в обеспеченииподдержки принятия решений во всех звеньях управления на основе своевременногопредоставления информации всем заинтересованным службам и лицам, причем стребуемой степенью детализации. Они были отнесены к классу информационныхсистем большой сложности и получили название — корпоративные информационныесистемы.
В связи с этим остро встала проблемареинжиниринга бизнес-процессов, протекающих на предприятии, характеризующихинформационную систему хозяйственного субъекта. Реинжиниринг подразумеваетизменение существующей логики связей различных компонентов информационнойсистемы и объединение разрозненных бизнес-процессов. Он обеспечивает правильноевыделение этих процессов и исключение лишних связей и функций, выполняемых всоответствии с существующей организационной структурой предприятия, а такжевнедрение новых процессов, связанных с появлением передовых информационныхтехнологий. Правильно проведенный реинжиниринг обеспечивает улучшениевзаимодействия компонентов как внутри одной информационной системы, так и междуразными, позволяет значительно снизить затраты на анализ предметной области имногократно использовать полученные результаты.
Деятельность хозяйственного субъектабазируется на «трех китах»:
· системеуправления предприятием;
· его экономическойсистеме;
2. Использованиеинформационной системы в управлении экономическим объектом
Рациональная система примененияинформационных технологий в управлении экономическим объектом обеспечивает:
· сохранениефинансового равновесия;
· получениестабильной или максимальной прибыли;
· поиск и выборстратегических направлений деятельности предприятия для егоконкурентоспособного существования в течение длительного времени;
· выживаемости ирентабельности в условиях рынка;
· обеспечениеустойчивости функционирования объекта управления;
· выход намеждународный рынок.
Для управления экономическимиобъектами требуется систематизированная, подготовленная информация. По мереразвития общества в рамках системы управления происходит усложнение процессовуправления, которое, в свою очередь, стимулирует развитие информационныхсистем. Потребность в управлении возникает при необходимости координациидействий членов трудового коллектива, объединенных для достижения локальных иглобальных целей. Первоначально любая цель носит обобщенный характер. Впроцессе уточнения она формализуется управленческим аппаратом в виде целевыхфункций.
Всоответствии с кибернетическим подходом система управления характеризуетсяналичием двух взаимосвязанных компонентов:
1. субъектауправления — управленческого аппарата предприятия, осуществляющего формированиецелей и принятие решений (которые затем формализуются в виде планов), а такжеобеспечивающего контроль за их выполнением;
2. объектауправления — предприятия, осуществляющего выполнение поставленных задач ипланов. В рамках системы управления циркулируют информационные потоки,характеризуемые наличием прямой и обратной связей.
На вход субъекта управления поступаетинформация о внешней среде. Прямая связь выражается потоком директивнойинформации, формируемой управленческим аппаратом в соответствии с целямиуправления и информацией о экономической ситуации, сложившейся во внешнейсреде, и направляемой от управленческого аппарата к объекту управления.Обратная связь представляет собой движущийся в обратном направлении потокотчетной информации, который формируется объектом управления и содержитсведения о выполнении принятых решений и степени влияния внешней среды навнутреннюю экономическую ситуацию (например, задержки платежей, нарушенияподачи энергии, изменении погодных условий, общественно-политической ситуации врегионе и т.д.). Таким образом, внешняя среда не только воздействует на объектуправления, но и поставляет информацию управленческому аппарату, решениякоторого зависят от внешних факторов — состояния рынка, наличия конкуренции,величины процентных ставок, уровня инфляции, налоговой и таможенной политикигосударства.
3. Аспекты корпоративныхинформационных систем
Центральным звеном корпоративнойинформационной системы является экономическая информационная система, основукоторой составляет бухгалтерская информационная система, где хронологически исистематически накапливаются и обрабатываются данные, связанные с учетом,контролем, планированием, анализом и регулированием. На основе этих данныхформируется информация о ходе работы предприятия, сопоставляются фактическиепоказатели и нормативные, формулируются глобальные и локальные направлениядеятельности, разрабатываются предложения по установлению причин отклонений икорректировке результатов, осуществляется прогнозирование эффективностиполитики управления предприятием.
К характерным признакам корпоративныхинформационных систем следует отнести: длительный жизненный цикл; разнообразиеиспользуемого аппаратного обеспечения, жизненный цикл которого меньше, чем усоздаваемой системы; широкое программное обеспечение; масштабность и сложностьрешаемых задач; пересечение множества различных предметных областей;территориальную распределенность и в соответствии с этим ориентацию наиспользование локальных и глобальных вычислительных сетей для обмена иобработки информации. При организации таких систем возникают проблемы,связанные с совместимостью программного обеспечения, безопасностью информации,независимостью от аппаратных и программных платформ, разграничением доступа кудаленным информационными ресурсами, т.е. системной интеграции.
Необходимостьвыполнения глобальной цели влечет за собой формирование множества локальныхцелей, которые, в свою очередь, делятся на подцели. Одной из таких локальныхцелей является организация поддержки принятия решений на всех уровняхуправления на основе своевременного предоставления информации всем заинтересованнымслужбам и лицам с требуемой степенью детализации.
Реализацииэтой цели выражается в построении корпоративной информационной системы. Впроцессе ее создания необходимо решить ряд принципиально важных задач, в томчисле: на каком уровне хранить информацию (данные) и на каком уровнеобрабатывать ее; на каком рабочем месте хранить и на каком обрабатывать каждуюконкретную информацию. Решение данных задач включает реализацию методикраспределения вычислительных работ по уровням обработки информации и узламсети, информационных массивов по узлам сети, а также определения количестваПЭВМ в узле, для чего могут быть использованы экономико-математические методы,а также инструментарий класса CASE.Обратная связь, возникающая в результате решения задач, характеризуетсяреорганизацией системы управления и изменениями в организационной структурепредприятия. Таким образом, информационная система воздействует на системууправления на основе предложенных автоматизированных решений.
Хорошая организационная структуравсегда была основой эффективного управления предприятием. Существуют два путисоздания и поддержки рациональной системы управления: с совершенствованиеморганизационной структуры и без совершенствования. Организационная структурахарактеризуется декомпозицией финансово-экономической, хозяйственной,производственной деятельности, деятельности, связанной с обеспечениембезопасности эффективного управления и т.д. В состав финансово-экономическойдеятельности включены финансово-аналитическая, финансово-учетная, а такжесвязанная с внутренним аудитом. Эффективность организационной структурыопределяется соответствием каждого исполнителя своему рабочему месту.
Предпосылками построения системыявляется комплексное решение следующих взаимосвязанных аспектов: организационных,кадровых, финансовых, разработки технологии и методологии организациипрофессиональной деятельности в конкретной предметной области.
Организационный аспект включает создание единогофинансово-экономического подразделения, как это принято в мировой практикеуправления, в котором вся экономическая деятельность предприятиярассматривается в качестве единого целого. Первостепенное внимание необходимоуделять учету затрат, финансовому анализу, прогнозированию, что составляетоснову экономической системы предприятия. При создании данного подразделенияразрабатывается новая организационная структура, происходит реструктуризацияфинансовых экономических и бухгалтерских подразделений. Вводится новая формаведения учета на компьютере, например автоматизированная-диалоговая,оговоренная в учетной политике. Происходит изменение условий труда.Следовательно, необходимо пересмотреть штатное расписание (расстановку),разработать должностные обязанности.
Кадровый аспект характеризуется тем, что в связи сизменением методологии учета и обработки, переходом к автоматизированным формамведения учета (таблично-автоматизированной и автоматизированной-диалоговой)качественно изменяются требования к персоналу. Необходимо изменить отношение кработе, создать условия, при которых сотрудники будут заинтересованы врезультатах своего труда и будут стремиться совершенствовать свои знания. Дляэтого требуется утвердить кадровую политику, включающую решение задачиподготовки кадров, повышения профессионализма, расширение специализации. Приразработке штатного расписания (расстановки) следует разработать должностныеобязанности (инструкции), четко выделив перечень обязательных функций иопределив требования к каждой должности. Решение кадровой задачи необходимоначать с проведения аттестации каждого сотрудника. Эффективностьфункционирования системы определяется менталитетом, каждого исполнителя насвоем рабочем месте, и если работники не будут выполнять предъявляемыхтребований, то даже самая идеальная система не даст желаемых результатов.
Для проведения аттестации нужноразработать положение, включающее ответы на следующие вопросы: кто долженпроводить оценку заслуг и как часто, по каким критериям оценивать результатытруда, деловые и личностные качества, как их оценивать количественно, каксвязать заработную плату (оплату труда) с результатами проведенной оценки.Также необходимо разработать систему оценки заслуг работника, позволяющуюанализировать результативность труда.
При рассмотрении кадрового аспектацелесообразно, чтобы в структурных подразделениях, производящих ееавтоматизированную обработку и характеризуемых наличием дорогой компьютернойтехники и большими объемами информации, работал хотя бы один специалист,имеющий общее представление о программировании, выполняющий основную работунаравне с другими сотрудниками и параллельно сопровождающий функционирующие вданном подразделении программные решения. В идеальном варианте этот специалистдолжен возглавлять группу.
Финансовый аспект заключается в резервировании средствдля приобретения вычислительной техники, поэтапной оплаты работ, связанных смонтажом компьютерной сети и выполнения этапов реализации проекта комплекснойавтоматизации, оплат затрат, связанных с повышением квалификации пользователейсистемы. При сокращении штатов высвобождающиеся денежные средства целесообразноиспользовать для повышения заработной платы и привлечения специалистов. Особоевнимание при организации финансирования следует уделить мотивации труда, т.е.разработке такой системы стимулирования и оплаты труда, при которой участникитрудового процесса будут заинтересованы в реализации поставленных перед нимизадач.
В рамках решения финансового вопросане лишено смысла акцентировать внимание на вопросах нормирования, оценки иконтроля издержек производства, в том числе на рабочую силу. Это касается,например, определения затрат на оплату труда по каждой технологической операции(виду работы), заработной платы в расчете на один час нормативного, а такжефактически отработанного времени.
Разработка технологии и методологииорганизации финансово-бухгалтерской деятельности, требующая единой системыобработки экономической информации, непосредственно связана с формированиемучетной политики предприятия. Для этого целесообразно создать специальнуюкомиссию, включающую представителей финансовой, бухгалтерской,планово-экономической, юридической служб предприятия, группы внутреннегоаудита. Комиссия должна поднять и проанализировать все ранее изданные напредприятии организационно-распорядительные документы, оформляющие решения повопросам ведения учета, анализа, планирования, регулирования на предприятии.Если эти документы не утратили силу, то они могут и дальше действовать вкачестве основы выбранного способа обработки данных по конкретной предметнойобласти. Необходимо также рассмотреть изменения в системе экономических,налоговых, бухгалтерских стандартов и законодательства, проанализировать новыеспособы ведения учета, чтобы подготовить и издать соответствующие документы(приказы, распоряжения и т.п.) по вопросам, не оформленным согласно ранеедействующим правилам.