Информационные технологии на уроках ОБЖ

Содержание
Введение
1.Преимущества использования ИКТ на уроках ОБЖ
2. Подготовкапечатных раздаточных материалов
3. Мультимедийноесопровождение уроков ОБЖ
4. Контрольуровня знаний с использованием тестовых заданий
5.Использование Интернета для подготовки к урокам ОБЖ
Заключение
Литература
Приложения

Введение
Состояние современного образования итенденции развития общества требуют новых системно организующих подходов кразвитию образовательной среды. Для достижения успеха в XXI в. уже недостаточноакадемических знаний и умения критически мыслить, а необходима некотораятехническая квалификация, поэтому многие учащиеся стремятся заранее получитьнавыки в области информационных технологий и обеспечить себе этим успешнуюкарьеру. В процессе модернизации российского образования информатизацияобразования выделяется в качестве одного из приоритетов.
Давно доказано, что учащиесяпо-разному осваивают новые знания. Ранее преподавателям трудно было найтииндивидуальный подход к каждому ученику. Теперь же, с использованиемкомпьютерных сетей и онлайновых средств, школы получили возможностьпреподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальныезапросы каждого ученика
Общеизвестно, что информационныетехнологии могут сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиямсегодняшнего дня, предоставляя нужную информацию в нужное время. Одним издостоинств применения компьютера в обучении считается повышение мотивацииучения. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе нередкоспособствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулироватьпредъявление учебных задач по уровню трудности, поощряя правильные решения, неприбегая к нравоучениям и порицаниям, которыми нередко злоупотребляют педагоги,позитивно сказываются на мотивации учения. Что же касается занимательности какисточника мотивации учения, то возможности информационных технологий здесьпоистине неисчерпаемы, и основная задача, которая уже сегодня приобрела большуюактуальность, заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующимфактором в использовании компьютера, не заслоняла собственно учебные цели.
Учебный процесс во многомопределяется ранее полученными знаниями, ожиданиями и результатами, которыеформируют среду обучения, поэтому на современном этапе реформированияроссийской школы все большее внимание уделяется информатизации образования.
Использованиеинформационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе являетсяактуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо,чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине (ОБЖ, биологии, географии,иностранному языку, истории, литературе, математике, русскому языку, физике,химии, …) мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урокнагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика.Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможностьоперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

1. Преимущества использования ИКТ науроках ОБЖ
Целью преподавания курса ОБЖ в школе,является формирование у школьников правильного понимания смысла жизни, своегоместа и роли в ней, овладение ими приемами и способами самосовершенствования иосновами обеспечения безопасности жизнедеятельности, получение практическихнавыков поведения в сложных ситуациях, исходя из собственных сил ивозможностей.
Ожидаемые результаты:
· улучшениекачества обучения у ученика на основе использования новых информационныхтехнологий;
· изменения вметодах и организационных формах работы учащихся;
· готовность испособность учащихся эффективно работать в новой информационной среде;
· формирование у школьниковумения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе,решать задачи, взятые из реальной жизни);
Задачи, стоящие перед учителем привнедрении компьютерных уроков:
1) отработать механизмы совместнойработы учителей информатики и учителя с целью проведения уроков с применениемкомпьютерных технологий;
2) подготовить учащихся к работе спрограммным обеспечением;
3) подготовка и разработканеобходимой информации, презентаций по ОБЖ (для учителей и учащихся);
4) подготовить и внедрить на ПКнеобходимое программное обеспечение по ОБЖ.
Чтобы идти в ногу со временем, учитель ОБЖ должен владетьосновами информационных технологий, иметь представление о наиболеераспространенной в настоящее время операционной системе Windows, уметь работать в распространенныхкомпьютерных программах, в частности, Word, Ехсеl, РоwerPoint и рядом других специализированныхпрограмм, связанных с предметной деятельностью учителя, пользоваться Интернетом,а также уметь использовать знание компьютеров учащимися, полученные на урокахинформационных технологий.
Причин компьютеризации обучения можноназвать много. Человек, освоивший персональный компьютер (ПК), быстроубеждается, что с его помощью писать, рисовать, чертить и делать множестводругих дел можно более продуктивно, чем без него. Набрать на компьютере ираспечатать на принтере задание значительно быстрее и удобнее, чем писать ихвручную или печатать на пишущей машинке. Один раз введенные в памятькомпьютера, они могут быть распечатаны, причем в случае необходимостисодержание заданий легко откорректировать. Компьютер, имеющий доступ кИнтернету, может помочь учителю, ученику в получении разнообразной и полезнойдополнительной информации.
Компьютер универсален, он — гораздолучшая «контролирующая машина», чем те, что разрабатывались ранее;при работе с ним можно использовать все полезные наработки программированногообучения, им можно заменить телевизор и кинопроектор, таблицы, плакаты, кодограммы,калькуляторы и многое другое.
На уроках ОБЖ учащиеся получаютзнания о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях иправилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного итехногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государствомпо защите населения; знакомятся с организацией Единой государственной системыпредупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны(ГО). Компьютер выступает как часть исследовательской установки, позволяющейглубже понять изучаемые явления и процессы.
Проведение уроков с использованием информационных технологий– это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируютсяпсихические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздоактивнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек посвоей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается изапоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков сиспользованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я этовидел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше.
В настоящее время разработана компьютерная поддержка курсалюбого предмета, в том числе и ОБЖ. Не подменяя собой учебник или другиеучебные пособия, электронные издания обладают собственными дидактическимифункциями. Они не привязаны жестко к какому-либо конкретному учебнику, в нихпредставлены наиболее значимые вопросы содержания образования для основной истаршей школы. Кроме использования этих учебников, я составляю презентации, вкоторые включаю необходимые схемы, таблицы рисунки и видеоматериалы.
Кому-то кажется, что использование информационныхкоммуникационных технологий позволяет учителю расслабиться на уроке, ведь занего все делает компьютер с установленной программой. Однако разработка урокови использованием информационных технологий требует большого количества личноговремени. И эта работа почти невозможна в школе, поэтому оцифровку видео,сканирование, поиск в Интернете чаще всего ведется с использованием домашнегокомпьютера. Но все эти затраты оправдываются, когда видишь, какой результатдают плоды твоего труда на уроке.
Одной из главных составляющих предмета ОБЖ являетсявоенно-патриотическое воспитание учащихся. Воспитание должно основываться напримерах. К сожалению, идеалами для многих учеников служат не космонавты илимыслители, а вымышленные герои компьютерных игр, боевиков, всевозможныхразвлекательных программ. Поэтому на своих уроках я использую видеоматериалы,записанные с телевидения.
Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтомунекоторым ученикам предлагаю творческие задания, выполнение которыхпредполагает использование информационно-коммуникационных технологий и освоениепроектно-исследовательской деятельности: работу с Интернет-ресурсами, созданиепрезентаций как результат самостоятельной исследовательской деятельности.Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведениизанятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется авторработы.
Таким образом, использование компьютера на уроках – это недань моде, не способ переложить на плечи компьютера многогранный творческийтруд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательныйпроцесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективностьурока.
Можно выделить следующие способыприменения компьютерной техники на уроках ОБЖ:
· подготовкапечатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы,дидактические карточки для индивидуальной работы);
· мультимедийноесопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи реальныхлекций, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
· контрольуровня знаний с использованием тестовых заданий;
· использованиена уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.

2.Подготовка печатных раздаточных материалов
Использование ИКТ позволяет создавать раздаточные материалыбыстрее и эффективнее по сравнению со стандартным «рисованием от руки» ипоследующим переписыванием (либо ксерокопированием). Созданные на компьютередокументы легко редактировать и выводить на печать снова и снова. Можновводить, редактировать и форматировать текст, вставлять в него рисунки, таблицыи диаграммы. Можно создавать различные документы, подготовить раздаточныйматериал для уроков, тексты контрольных работ, тесты, помочь оформитьшкольникам пояснительные записки к творческим проектам. А также быстро икачественно изготовить необходимое число карточек по каждой теме.
Специфика предмета ОБЖ заставляет применять в качественаглядного материала множество фотографий, рисунков, схем. Получить всё это всвоё распоряжение можно следующим образом:
1. Фотографиисделать самому или использовать готовые из различных мультимедийных источников;
2. Рисунки и схемыизготовить с помощью графических редакторов или использовать их из книг, газет,журналов и мультимедийных источников.
Наиболее простой способ – сканирование изображения. Этонесложный процесс и его хорошо знают дети уже после первого года изученияинформатики.
При изучении темы «Основы военной службы», входящей в курсОБЖ 10 — 11 классов, надо использовать множество наглядности для показасовременной военной техники. Проблему решает мультимедийное пособие«Энциклопедия вооружений» Но, к сожалению, встроенных средств, для копированияиллюстраций, как в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия», там не имеется. Вэтом случае можно использовать скриншоты.
Уроки ОБЖ часто требуют показа пояснительных рисунков и схем.Если раньше приходилось «монтировать» изображения в Word или Рaint,то теперь появилась специализированная программа Dia, которая значительно облегчает изготовление рисунков.Dia позволяет создавать графическиепредставления статических структур, диаграмм, различных схем. Преимуществопрограммы перед другими графическими редакторами состоит в том, что она имеетбольшую библиотеку готовых элементов. Комбинируя эти элементы с обычнымрисованием, можно получить довольно эффектные изображения для своих уроков.
3.Мультимедийное сопровождение уроков ОБЖ
При изучении материала учителю ОБЖнеобходимы иллюстрированные плакаты, схемы, графики, видеоролики. Современныеинформационные технологии позволяют полно и интересно проиллюстрироватьсодержание учебного материала с помощью компьютерных презентаций(слайд-фильмов). Отличительной особенностью таких пособий является зрелищность,а не только информативность.
Использованиемультимедийной техники, с одной стороны — облегчает работу учителя, с другой — обязывает не только овладевать компьютером, но и тщательнее планировать урокидля более эффективного обучения.
На уроках используютсяосновные формы взаимодействия учителя и учащихся.
Пассивный метод–взаимодействие учащихся и учителя, вкотором учитель является основным действующим лицом и управляет ходом урока, аучащиеся выступают в роли пассивных слушателей. С точки зрения современныхпедагогических технологий и эффективности усвоения учащимися учебного материалапассивный метод считается самым неэффективным. При выборе данного методапрезентация несет в основном иллюстративную нагрузку.
Активный метод–учитель и учащиеся взаимодействуютдруг с другом в ходе урока. Учащиеся — не пассивные слушатели, а активныеучастники.
Интерактивный метод — в отличие от активных методов,ориентирован на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, нои друг с другом, на доминирование активности учащихся в процессе обучения.Место учителя в интерактивном уроке — направление взаимодействия учащихся другс другом на достижение цели урока. Как показала практика, использованиепрезентаций в любом случае повышает познавательную ценность урока, егоэффективность независимо от метода обучения. К. Д. Ушинский выделял несколько типов урока, наиболеераспространенным из которых является комбинированный урок. В его структуреприсутствуют все основные элементы обучения. Поэтому, именно комбинированныйтип урока наиболее часто используется в моей педагогической практике.
Английский психолог Д.Колб представил свою структуру урока с распределением по времени на каждыйэтап.Мотивация и объявление новой темы 10% Повторение (закрепление) пройденного материала 20% Изучение нового материала 50% Оценивание 10% Подведение итогов (рефлексия) 10%
Структуракомбинированного урока с применением мультимедийной техники имеет существенныепреимущества. При помощи презентации каждый этап урока можно стараюсь сделатьболее плотным, наглядным и информационным. Однако, чрезмерное использованиепрезентаций на уроке может привести не только к снижению его эффективности, нои снижению интереса школьников к предмету, как таковому. Поэтому припроектировании урока с использованием презентации необходимо учитывать возрастребенка, особенности его восприятия. Например, применение графиков и диаграмм,для младших школьников нецелесообразно, напротив яркие образы способствуютболее полному восприятию нового материала. Кроме этого мной всегда соблюдаетсярегламент использования презентации и варьируется от 25 до нескольких минут всоответствии с процентным распределением времени урока предложенному Д.Колбом. Дляэтого используются «черные слайды», когда на экране нет изображения, чтобы непрекращать работу проектора и не отвлекать от урока при повторном включении.Безусловно, что презентация не может полностью вытеснить традиционные приемыработы на уроке, такие как устный ответ, письменная работа и другие.
Для каждого этапа урока сприменением презентации в своей работе следую определенным правилам.
На начальном этапе урока(организационная и содержательная установка или мотивация) призванном сконцентрировать вниманиеучащихся на теме, заинтересовать их, показать необходимость и пользу изучениянового материала использую слайды для создания проблемной ситуации споследующим выходом на формулирование темы самими учащимися. Этому способствуетколичество слайдов, определенные анимационные эффекты, информативностьизображения (рисунки, фотографии, графики, диаграммы). Стоит отметить, чтоприменение на слайде статистических таблиц нецелесообразно, так как они трудновоспринимаются и анализируются школьниками любого возраста.
При создании такихслайдов применяю: речевое, музыкальное, визуальное (иллюстрации с подписями кним) сопровождение в зависимости от темы урока. При этом основныминаправлениями моей работы являются:
— формирование уменийанализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы;
-развитие ассоциативногомышления.
В данном случае совместнос детьми определяю проблему и пути ее решения.
На следующем этапе урока– проверка глубины понимания и прочности знаний учащихся, применяю презентацию для вывода влюбой момент на экран той информации, которая является опорной для проверкизнаний и их актуализации. Имею возможность возврата к ранее пройденным темам,непосредственному восстановлению конспекта, хода предыдущего урока,использованию визуальных подсказок, что способствует развитию долговременнойпамяти, укреплению внутрипредметных и межпредметных связей. Эту часть урокаиногда ставлю перед этапом целеполагания, особенно если урок являетсяпродолжением изучения нового или обобщения ранее пройденного материала.
На этапе изученияосновного материала подбираю задания, при выполнении которых обеспечивается получениешкольниками новых знаний, навыков и умений. При выборе заданий руководствуюськитайской поговоркой: «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю ипонимаю». Таким образом, при создании этой части учебной презентациипридерживаюсь основного требования — на слайде должна находиться толькополезная информация, отражающая цели и задачи урока. Особое внимание уделяюотбору информации и иллюстративного материала с указанием авторов, названий,событий, дат.
При работе винтерактивном режиме процесс получения новых знаний происходит вовзаимодействии учеников между собой, а также учителем. Работа с презентациейпозволяет мне наглядно заполнять заранее приготовленные формы (конспект урока).При этом учу детей формулировать главные мысли, и выражать их конкретно,лаконично. При проектировании слайдов планирую поэтапное заполнение схем причинно-следственныхсвязей с использованием знаний по новому материалу или по другим предметам.Презентации обладают определенным преимуществом по формированию практическихнавыков, когда при помощи смены слайдов или анимации последовательнодемонстрирую каждый шаг действий. В этом случае происходит не только болееяркая их иллюстрация, но и увеличивается время для индивидуальной работы сребенком.
Слайды могут нести иинструктивный характер в преддверии каких-либо действий, закрепления порядка ихпоследовательности.
Во время закрепленияизученного материала, диагностики прочности усвоения знаний, оценивания работына уроке создаю презентации по принципу гибкости, наглядности, непредвзятости.При выборе такого подхода, предоставляю каждому ученику самому оценить своиуспехи, определить ошибки, скорректировать их. В этом случае достоинствопрезентации состоит в том, что она позволяет при правильной конструкции нетолько выдавать правильный ответ, но и иллюстрировать его фрагментом урока. Всвоей работе использую различные варианты оценивания, от «Своей игры», особенноудобной при организации групповой работы, до графических диктантов и небольшихтестов, в которых варианты ответов сопровождаются иллюстрациями.
Использование презентациивыигрышно при проведении рефлексии,инструктажа по выполнению домашнего задания, подведению итогов урока, поскольку позволяет быстровосстановить весь ход урока, акцентировать внимание на значимых для выполнениядомашней работы частях. При этом, ученики вынуждены становиться активнымиучастниками, вспоминать ход собственных рассуждений и повторно формулироватьглавные мысли.
В заключительной частиурока, презентация позволяет мне вернуться к его началу, построить диалог одостижении поставленных целей и задач. В результате такого окончания занятия,уже владею информацией об успешности изучения нового материала.
Кроме этого в своейработе применяю презентацию:
· как элементздоровьесберегающей технологии — гимнастика для глаз (релаксационная,двигательная).
· для развитияпознавательных процессов;
· патриотическоговоспитания;
· формированиякультуры и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.
Применение мультимедийнойтехники в современном уроке расширяет возможности творчества учителя и егоучастия в процессе обновления образования, формирует компетенции различногоуровня как учителя, так и ученика.
4. Контроль уровня знаний сиспользованием тестовых заданий
Тесты в современном учебном процессе широко внедряются впрактику изучения многих предметов, в том числе в преподавание дисциплины«Основы безопасности жизнедеятельности».
К основным достоинствам метода тестового контроля знанийследует отнести простоту и демократичность самой процедуры, экспрессность,возможность его механизации на ПК и независимость от индивидуальных требованийпреподавателей. Недостатки тоже хорошо известны — высокая формализацияпроцедуры и сравнительная простота заданий, позволяющая оценить в основноммеханическое воспроизведение изучаемого материала (репродуктивная оценказнаний).
Исходя из достоинств и недостатков метода тестированияцелесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежногоконтроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другимиметодами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же рольпри итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнятьнепосредственное общение педагога с обучаемыми.
Высокая эффективность контролирующих программ определяетсятем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель — ученик. Тестовыепрограммы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, вкоторых имеются пробелы в знаниях. Этот тип уроков очень популярен сегодня в школе.Для проведения такого типа уроков необходимо наличие кабинета информатики,оснащённое компьютерами, так как каждый учащийся класса должен работать натаком уроке только индивидуально. Наличие компьютерной программы, позволяющейсамим создавать подобные тесты, значительно упрощает задачу. И поэтому я самаразрабатываю и создаю компьютерные варианты различных тестов и использую их насвоих уроках.
Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний насвоих уроках я использую различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть кактесты, составленные в программах Word или Power Point, или готовые вариантытестов, которых много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в видетекстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбратьправильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий.
Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальныйопрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего наэкран выводятся правильные ответы.
Тренажеры также содержат задания, позволяющие организоватьфронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся на уроке и дома,провести мониторинг обученности. Например, при первичном контроле ученикампредлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентациядает возможность ученикам, используя гиперссылки, вернуться в нужный фрагментурока, где есть необходимая информация для ответа.
К каждому ученику подхожу индивидуально в соответствии суровнем его возможностей, а также уровнем подготовки по информатике. Ведь не укаждого ученика есть дома компьютер и интернет. Тесты, составленные с помощьюпрограммы «Assistеant» и «Конструктор тестов» позволяют оценить уровеньподготовки учащегося сразу после проведения тестирования. Вопросы и ответы втесте при следующем тестировании постоянно меняются местами. Тестированиепроводится быстро, и компьютер беспристрастно оценивает знания учащихся. Тестированиес применением компьютера является одним из путей отхода от формализма в оценкерезультатов обучения. Потому что при тестировании учитывается, какие знаниядолжны быть у ученика в конце обучения; есть инструмент для выявлениярезультата обучения — компьютер; возможны его (теста) измерение и оценка, т. е.соотнесение с определенной шкалой.
При изучении различных тем, когда ученик после знакомства стеорией начинает разбирать тестовые задания. При необходимости он можетпроверить ответ, или прочитать теорию. Ученик работает в своем темпе, и толькоосвоив одно задание, перейдёт к другому. Форма организации обученияпредставляет собой индивидуальную работу с варьируемой степеньюсамостоятельности. Ученик знакомый с технологией работы на компьютере можетработать и без учителя.
В зависимости от цели обучения рассматриваются следующие видыучебной деятельности и применение различных видов тестирования.
I уровень обучения — воспроизведение знаний с подсказкой(осознал, запомнил, воспроизвел). Возможна совместная деятельность учителя иученика, а можно применить для оценки уровня знаний в начале обученияустановочный тест;
II уровень- воспроизведение знаний по образцу в знакомойситуации, но без подсказки, самостоятельно, где проверяется усвоение знаний втечение обучения;
III уровень- применение знаний в незнакомой ситуации, безпредъявления алгоритма решения, где целью является определение трудностейобучения; речь идёт уже о применении диагностического теста,
IV уровень — действия, для которых характерна проверка уменийи навыков в конце обучения; итоговый тест в режиме экзамена.
Тесты состоят из двух видов, различающихся по форме и способупредъявления их учащимся.
В тестовых заданиях 1 вида требуется установить пропущенныйтекст – слова, которые заменены многоточием, при этом должно получитьсяистинное утверждение или правильная формулировка определения, правила.
В тестовых заданиях 2 вида – необходимо выбрать правильный ответиз числа предложенных. Второй вид предусматривает применение учебного материаладля решения практических задач. Различия применяемых видов действий связаны схарактером деятельности по выполнению заданий, отражающих важные проявлениярезультатов обучения.
Тестирование обучающихся можно осуществлять с помощью такихпрограмм, как конструктор тестов, генератор тестов, оn-line тестов. Этипрограммы для создания тестов, проведения тестирования для различных категорий обучаемых.Программы конструктор тестов и оn-line тестов дают возможность учителюсоздавать и использовать раздаточный материал для каждого учащегося на уроке,облегчая тем самым работу преподавателя. Программа генератор тестов позволяетучителю создавать множество карточек для проведения уроков, затем выпуститьготовый материал через принтер.
Очень много практических заданий на уроках ОБЖ мы выполняемсовместно с учениками непосредственно на интерактивной доске. Все типы заданий,используемых мною можно условно разделить на 6 групп:
1. «Работа с рисунками»
2. «Кроссворд»
3. «Вставьте слово»
4. «Имена»
5. «Соотнесите»
6. «Отметьте».
На уроке даю классу из любой группы задания и прошу учащихсяу доски выполнить задание, будь-то вставить пропущенное слово, разгадатькроссворд, соотнести даты и события и т.д. А школьникам – и младшим, и старшим- просто нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интереснои увлекательно. Задания готовятся заранее дома. Это может быть иотсканированный документ (текст, картинки), и созданный в любой программе(Word, Power Point и др.)
Конечно, нельзя сказать наверняка, что результаты учащихсяповысятся благодаря работе с интерактивной доской, но мои наблюдения показали,что ученики стали больше интересоваться тем, что происходит на уроке. Ониактивно обсуждают новые темы, стремятся принять участие в работе, быстреезапоминают материал.
5. Использование Интернета приподготовке к урокам ОБЖ
Информационное общество предъявляет новые требования ксистеме образования. Теперь одной из её целей является формирование высокогоуровня информационной культуры. Особая роль при этом отводится использованиюресурсов и возможностей Интернета в педагогической практике учителя. Сегодняуже не вызывает сомнения, что обучение школьников становится эффективнее, еслиучитель владеет Интернет-технологиями и использует ресурсы и возможностиИнтернета в своей практике.
Массовое внедрение Интернета в школьное образованиенаблюдается в России в последние несколько лет. Интернет превращается в такойже привычный носитель информации, как пресса, радио или телевидение, благодаряприоритетным национальным проектам доступ к нему получили практически всеучителя и ученики России.
На мой взгляд, это удобныйинструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урокэлемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчитьучителю и ученику подготовку к занятиям. Использование Интернета в учебномпроцессе становится обыденной реальностью. Но Интернет зачастую делаетбессмысленным, например, написание реферата, так как школьники всего лишькопируют информацию из сети.
Что делать? Запрещать использоватьИнтернет при выполнении домашних заданий? Я думаю, есть вариант лучше –попытаться посмотреть на глобальную сеть как на средство обучения.
Интернет для подготовки рефератаможет предоставить более широкие возможности, чем традиционные средстваобучения. Но здесь никак не обойтись без корректирующих указаний учителя.
Необходимо объяснить ученикам, чтопри подготовке реферата приветствуется привлечение ими материалов из Интернет.Но они должны помнить, что на сайтах сети располагается информация разногокачества, в том числе с устаревшими данными, с фактическими неточностями, слогическими неточностями. Поэтому прямое, бездумное копирование не сможет обеспечитьученикам получение положительной оценки. Важным мотивационным моментом здесьявляется осознание школьниками необходимости приложения собственныхинтеллектуальных усилий и понимание того, что они и учитель единомышленники.
Каждый ученик должен получитьконкретное индивидуальное задание. Он пишет реферат на определенную, строгозаданную тему, отклонение от которой приведут к невозможности получить запредставленную работу высший балл. Тема конкретизуется в плане реферата. Попунктам плана ученику и следует подбирать Интернет-информацию. Составлениеплана реферата и работа по нему развивает логическое мышление школьников,дисциплинирует их сознание. По такому плану найти готовый реферат в Интернетеневозможно, что гарантирует исключение прямого плагиата со стороны учащихся.
Когда ученику будет понятно, чтоискать, необходимо подсказать, где искать. Одна из поисковых машин по каждомуключевому слову (пункту плана) выдаст список серверов, имеющих разный статус.Одним следует доверять больше, другим меньше, третьи вообще не нужно приниматьвсерьез. Важно при отборе материала определить, кем сервер создан иподдерживается.
Своим ученикам рекомендую обращатьвнимание на следующие сайты:
— общественных организаций идвижений;
— Интернет-проекты;
— тематические ресурсы;
— информационно-справочные системы;
— электронные периодические издания;
— форумы и конференции;
— образовательные по тематике.
Подобные сайты могут содержатьдостоверную информацию, однако она отражает разные точки зрения на одни и те жевопросы. В таком случае можно задать два варианта выполнения задания: собратьвсе точки зрения по данной теме либо выбрать понравившуюся точку зрения иаргументировать свой выбор. Осуществляемый учеником отбор материала создастусловия для самостоятельного познания нового, будет способствовать формированиюкритического мышления ребенка и его жизненной позиции.
Когда основные понятия темыопределены, особенности изучаемого раскрыты, интересные факты найдены, разныеточки зрения по спорным вопросам приведены, необходимо найденный материалрасположить в определенной последовательности (согласно плану), а затем связатьих между собой. При этом текст, скорее всего, потребует правки и дописыванияучеником того, чего не хватает для выполнения общего замысла работы. На этом этапеученик развивает свои логические навыки: выделение главного, построениелогических закономерностей, конструирование недостающих связок между частями.
На этапе подбора к тексту рисунков,таблиц, схем я не сковываю творческую активность ученика, побуждаю его кполному самовыражению. Предпочтения учащихся обусловлены их типом мышления.Ребята подбирают и создают сами в рамках заданной темы стихи, рисунки, анимации– все, на что хватает фантазии и умений. Все это способствует более полномуосмыслению учебного материала, развитию образного мышления, формированиютворческого, а не формального, отношению к труду.
Все подготовленные материалы следуетскомпоновать в единый документ. Здесь необходимо выполнить требования коформлению работы. Для этого, возможно, потребуется переформатировать частитекста, вставить оформительские элементы. Выполнение данного этапа работы надрефератом требует владения на достаточном уровне современнымиинформационно-компьютерными технологиями.
Учитель же ОБЖ может использовать ресурсыИнтернета следующим образом:
· Самообразование,самостоятельное повышение своей квалификации на основе информации, содержащейсяв Сети, изучение опыта своих коллег;
· Получениенормативно-справочных документов с серверов Министерства образования, областных,городских и районных отделов образования;
· Получениеинформации о новейших педагогических технологиях;
· Использование науроках и внеклассных мероприятиях методических и дидактических материалов,имеющихся в Сети;
· Разработкасобственных материалов и публикация их в Сети;
· Тестированиешкольников на основе контрольно-измерительных материалов, хранящихся в Сети;
· Знакомство сновыми книгами, учебниками, методической литературой и приобретение их вИнтернет-магазинах;
· Участие в заочныхконференциях и конкурсах;
· Созданиесобственного сайта преподавателя ОБЖ;
· Поискединомышленников и коллег в других регионах, переписка с коллегами и друзьями.
Ориентироваться в информации,хранящейся во Всемирной Сети, помогают поисковые системы. Наиболее популярныепоисковые системы:
· http: // www.yandex.ru – Яндекс;
· http:// www.rambler.ru – Rambler;
· http:// www.google.com – Google;
· http: // www.aport.ru – Апорт.
Сайты с нормативными документами пообразованию и методическими материалами:
· http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
· http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерстваобразования и науки РФ;
· http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российскогообразования;
· http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
· http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
· http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
· http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образованияРоссии»;
· http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образованияРоссии;
· http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационнойсреды;
· http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательнаясеть;
· http: //www.mediaeducation.ru – ЛабораторияТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
· http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
· http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
· http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.
Образовательные ресурсы Интернета поосновам безопасности жизнедеятельности:
· http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательногопортала;
· http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65– Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи,тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения,технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
· http://www.сaim.ru/9 — Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
· http://www.school-obz.org –Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание дляпреподавателей МЧС России;
· http://www.alleng.ru/edu/saf.htm — Методические материалы, тесты, билеты, книги иучебные пособия по ОБЖ;
· http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основамбезопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
· http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
· http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm — Методические рекомендации поорганизации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях покурсу ОБЖ;
· http://www.school-collection.edu.ru/catalog/res/ — Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖдля 5-11 классов;
· http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php — Охрана труда в образовании;
· http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 — Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
· http://www.uroki.net/dokobgd/htm –Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий,документы;
· http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 –Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
· http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
· http://www.warning.dp.ua – Справочник побезопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
· http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com –Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
· http://www.shkolazhizni.ru/tag — Школа жизни.Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
· http://www.school.holm.ru/predmet/obg — Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
· http://www.examens.ru/otvet/3 — Ответына экзаменационные вопросы по ОБЖ.

Заключение
Компьютер как техническое средствообучения начинает более широко применяться в учебном процессе. Его применениеповышает у учащихся мотивацию к обучению. Учитель должен владеть навыкамиработы на компьютере и уметь использовать компьютер как удобный инструмент всвоей повседневной деятельности.
Применение компьютерных технологий в преподавании курса ОБЖ вобщеобразовательной школе позволяет видоизменить весь процесс обучения.
Современные средства обучения (компьютеры,телекоммуникационные средства связи, необходимое программное и методическоеобеспечение) предоставили возможность интенсифицировать занятия разных формобучения. Компьютер позволяет строить обучение в режиме диалога, реализоватьиндивидуальное общение с обучаемыми, опирающееся на его модель и базовыезнания.
Компьютер облегчает деятельность преподавателя ОБЖ в школе,храня массу данных и программ, необходимых в работе, помогая быстро подготовитьпланы, отчёты, донесения и проекты приказов, по сути своей – это целый рабочийкомплекс, обеспечивающий быстрый поиск нужной информации и её представление вудобном для пользователя виде.
Применение ИКТ в обучении способствует раскрытию, сохранениюи развитию индивидуальных способностей у школьников, присущего каждому человекууникального сочетания личностных качеств; формированию у учащихся познавательныхспособностей, стремление к совершенствованию; обеспечению комплексностиизучения явлений действительности, неразрывности взаимосвязи междуестествознанием, техникой, гуманитарными науками и искусством; постоянномудинамическому обновлению содержания, форм и методов процесса обучения ивоспитания.
Главные итоги применения ИКТ на уроках ОБЖ:
· Рост уровнясамостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке;
· Положительноеотношение учащихся к предмету ОБЖ, к учителю, друг к другу;
· Обозначение объективнойнаправленности деятельности учеников на развитие своей личности;
· Появление и росту учащихся познавательного интереса;
· Воспитательная иразвивающая подвижка личности, возникшая в ходе урока.
Из всего вышеизложенного можно сделать один единственныйвывод: использование информационных и коммуникационных технологий впреподавании ОБЖ – это не дань моде, а назревшая необходимость, ИКТ являютсяодним из существенных средств реализации целей и задач процесса обучения.

Литература
1. Левин А.Ш. СамоучительCorelDRAW / А.Ш.Левин. – Санкт-Петербург:Питер, 2005. – 205с.
2. Леонтьев В.П.Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2007 / В.П. Леонтьев. – Москва:ОЛМА медиагрупп, 2007. – 896с.
3. Бубнов В.Г. Атласдобровольного спасателя. Учебное пособие / В.Г. Бубнов, Н.В. Бубнова; Подредакцией Г.А. Короткина. – Москва: АСТ Астрель, 2004. – 80с.
4. Литвинов Е.Н.,Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс: Учебник дляобщеобразовательных учреждений / Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов. – Москва: АСТ-ЛТД,1997. – 160с.
5. Соловьёва Л.Ф.Компьютерные технологии для преподавателя / Л.Ф. Соловьёва. – Санкт-Петербург:БХВ-Петербург, 2008. – 453с.
6. Крымов Б., Pinnacle Studio 10. Русская версия: Учебное пособие / Б. Крымов. –Москва: Триумф, 2006. – 256с.
7. Тонких А.П.Российские образовательные интернет-ресурсы для учителей начальной школы / А.П.Тонких // Начальная школа. – 2007. — №1. – С.117-124.
8. Ставрова О.Б.Применение компьютера в профессиональной деятельности учителя / О.Б. Ставрова.– Москва: Интеллект-Центр, 2007. – 144с.
9. Комаров В.Н.Технология применения компьютерных технологий в преподавании ОБЖ. – www.in-n.ru.
10. 3.Угринович Н.Информатика и информационные технологии 10-11: Москва. Бином. Лабораториязнаний, 2002г.
11. 4.Шафрин Ю.Информационные технологии: Москва. Бином. Лаборатория знаний, 2003г.
12. 6. Азевич А.И.Несколько компьютерных программ. — журнал «Математика в школе» №10/2002г.,стр41.
13. 7. Смирнова И.М.,Смирнов В.А. Изображение пространственных фигур с помощью «Adobe illustrator» — журнал «Математика в школе» №10/2002г., стр. 46.
14. Гликман И.Педагогическая технология – это одно из средств педагогической методики //Директор школы.– 2004.– № 7.– с. 46–49.
15. Кондаков А. Отаком Интеренете, как в Аргентине, мы можем только мечтать // Первое сентября.–2 апреля 2005 г.
16. Масленникова А.Педагогические и образовательные технологии: определение и классификация //Директор школы. – 2004. – № 7. – с. 50–56.

Приложения
Приложение 1
ПРИМЕРНЫЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ
Военные реформы 1550-1571 годов приИване III
По данным отечественных историков,Московское государство в XVI в.могло располагать армией в 150—200 тыс. воинов.
В наиболее серьезных и важных военныхпоходах к боевым частям присоединялись отряды вспомогательного назначения —ополчение.
Ополчение состояло из посадских людей икрестьян, которые были плохо вооружены и малопригодны к боевым действиям.Ополченцы в основном использовались для охраны обозов, строительства дорог,выполнения инженерных работ при осадах вражеских крепостей. В таких походахобщая численность войска могла составлять до 300 тыс. человек.
Основу вооруженных сил Московскогогосударства в этот период составляли дворянские формирования. За военную службудворяне получали от московских государей земельные владения с крестьянами(поместья). Во время смотров, на которых проверялась готовность дворянскихотрядов к боевым действиям, каждый дворянин обязан был явиться на смотр вполном вооружении, имея два коня — боевого и запасного, одного или нескольковооруженных слуг. В случае неявки на смотр, опоздания в поход, прибытия плохоснаряженным или без положенного числа вооруженных слуг полагался штраф илиуменьшение размеров земельного владения.
На протяжении всей жизни дворянеобязаны были нести военную службу, все они считались служилыми людьми изпоколения в поколение, от деда к отцу, от отца к сыну.
За долгие годы занятий военным деломони приобретали навыки воинов-профессионалов.
Историки отмечают, что в допетровскоевремя русская система военной организации и управления войсками была хорошоприспособлена к решению стоящих перед ней задач. Русское правительство,стремясь не отстать от Европы, проводило военные реформы и прикладывало в этомнаправлении максимально возможные усилия и никогда для этого не жалело средств.
Военные реформы при Петре I
Регулярная русская армия была созданапри Петре I в период с 1701 по 1711 г. Толчком к ускорению ее созданияпослужило поражение русских войск в 1700 г. под Нарвой от шведской армии.Стрелецкие полки и дворянская конница в битве под Нарвой показали полную своюбеспомощность. Русская армия под Нарвой потеряла более 6 тыс. человек и всюартиллерию.
С созданием армии Петр I ввел новуюсистему комплектования войск. Оно стало осуществляться по принципу рекрутскогонабора, когда 10—20 крестьянских дворов по жребию поставляли одного человека напожизненную военную службу. Введение рекрутской повинности позволило Петру Iувеличить численность войск. С 1705 г. уже вся русская армия комплектоваласьрекрутами. Офицерский корпус русской армии состоял из дворян, для нихгосударственная служба была обязательной и пожизненной. Чтобы получитьофицерский чин, дворянин должен был отслужить солдатом в гвардейскомПреображенском или Семеновском полку.
Всего было создано 47 пехотных и 5гренадерских (отборных пехотных) полков, 33 кавалерийских полка, в составекоторых была и артиллерия.
Всеми делами, касающимися армии, сталведать Правительственный сенат и подчиненная ему Военная коллегия (прообразминистерства обороны). В этот период на Балтийском море создается военный флот.Вводится постоянная подготовка полков к тактике боя. Войска выводились в летниелагеря для проведения двухсторонних боевых учений. Создание регулярной армии,организация ее боевой подготовки повысили боевую мощь русской армии. Все этоопределило победу России в Северной войне (1700—1721).
Военные реформы 1860-1870 годов
Следующая крупная военная реформавооруженных сил России была проведена после поражения в Крымской войне(1853—1856), которая вскрыла военную отсталость России от европейскихгосударств.
Военные реформы осуществлялись подруководством военного министра Дмитрия Алексеевича Милютина, который былназначен на этот пост в 1861 г. Главную задачу военных преобразований он виделв том, чтобы в мирное время численность армии была минимальной, а в военноевремя — максимальной за счет обученного запаса. С 1864 по 1867 г. численностьвойск уменьшилась с 1 млн. 132 тыс. до 742 тыс., а военный запас увеличился до553 тыс. человек.
В 1874 г. был утвержден новый Устав овоинской повинности. С этого времени в России были отменены рекрутские наборы вармию и введена всеобщая воинская повинность, которая распространилась намужское население всех классов и сословий, достигшее возраста 21 года.
Общий срок службы устанавливался в 15лет: из них 6 лет приходилось на действительную военную службу, а 9 лет — напребывание в запасе.
Особое внимание уделялось повышениюпрофессиональной подготовки офицерского состава. Была признана необходимойграмотность солдат, обучение их чтению и письму становится обязательным.Расширяется сеть специальных военных учебных заведений.
Важной составной частьюпреобразований в армии явилось ее перевооружение. На вооружение пехоты в 1891г. была принята магазинная нарезная пятизарядная винтовка Мосина калибра 7,62мм. На вооружение артиллерии стали поступать стальные с нарезным стволом орудия,имевшие большую дальность стрельбы.
В результате проведенных мероприятийбыли созданы массовые вооруженные силы, значительно повысилась ихбоеспособность.
Военные реформы 1905-1912 годов
В истории развития вооруженных силРоссии были не только победы, но и поражения, как в русско-японской войне1904—1905 гг. В начале XX в. на Дальнем Востоке обострилась борьба за разделсфер влияния в Китае, где столкнулись интересы России и Японии. Война быланеизбежна. Но Япония подготовилась к ней значительно лучше. Несмотря на героизми доблесть солдат и матросов, война была проиграна. Война закончиласьзаключением Портсмутского мирного договора, по которому к Японии отошлиЛяодунский полуостров с крепостью Порт-Артур и южная часть острова Сахалин.
После поражения в русско-японскойвойне правительство Николая II приняло меры к возрождению боевой способностиРоссийских вооруженных сил. К этому вынуждала сложная международная обстановка.Надвигалась первая мировая война, которая разразилась в июле 1914 г.
19 июля Германия объявила войнуРоссии, а вслед за ней и Франции. В считанные дни после этого в войну вступилиосновные европейские государства. Первая мировая война стала для истории Россиии ее вооруженных сил еще одной героической и в то же время трагической страницей.

Приложение 2
ТАБЛИЦА ТЕРМИНОВОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … Пехота вооруженная топорами и ружьями Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ Дворянина обязанного пожизненно нести военную службу называли … Отряды вспомогательного назначения состоявшие из крестьян плохо вооруженных и малопригодных для боевых действий называли … Пехота вооруженная топорами и ружьями Вооруженное войско состоящая из дворянской конницы называли … войско Солдатский полк состоящий из русских людей, в которых офицерами были иноземцы на русской службе назывался полк … строя Человек из крестьянского двора направленный на пожизненную военную службу подвергался … набору

Приложение 3
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫБЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Класс: 10
Тема: История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Продолжение учебного занятия: 80 минут (2 учебных часа)
Тип учебного занятия: Урок изучения материала и первичногозакрепления новых знаний.
Цель учебного занятия: сформировать у учащихся представлениео содержании военных реформ России, об основных реформаторах Российской армии впериод с 1550 по 1918 года.
Задачи учебного занятия:
· Обучающая:Познакомить учащихся с ходом становления вооруженных сил на Руси.
· Развивающая: Развиватьаналитические навыки.
· Воспитывающая:Формировать чувство патриотизма.
Оборудование: лекционная аудитория, мультимедийный проектор, стационарныйкомпьютер.
Дидактические материалы: Книга для учителя «Методическиематериалы и документы по курсу «Основы Безопасности Жизнедеятельности»,тематическое и поурочное планирование к учебнику А.Т. Смирнова «Основы безопасностижизнедеятельности», учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А.Т.Смирновадля 10 классов 2008 года, мультимедийная презентация «История созданияВооруженных Сил Российской Федерации», раздаточный материал.