ВОЕННЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТДИПЛОМНАЯ РАБОТАслушателяподполковника Приветкина Андрея Анатольевичана тему Применениеинформационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектовРоссийской Федерации
Руководитель старшийпреподаватель кафедры № 4
кандидат технических наук
подполковник Иванов Д.В.
Рецензент доценткафедры № 6
кандидат экономических наук
полковник Коваль А.В.
«Допустить к защите»
Начальник кафедры № 4
полковник А.Батьковский
Дата “___” ____________ 2006 годаМосква- 2006 СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Место и роль военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в структуре Министерства обороны Российской Федерации
6
1.1 Роль и основные задачи военных комиссариатов на современном этапе развития Российского государства
7
1.2 Функции военных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы
13
Глава 2. Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
22
2.1 Информационные технологии как основа оптимизации деятельности органов государственной власти Российской Федерации
23
2.2 Основные направления применения информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации
29
2.3 Применение информационных технологий военными комиссариатами субъектов Российской Федерации для учета пенсионеров и назначения пенсий и пособий
39
Глава 3. Организация интегрированной системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на базе военных комиссариатов субъектов Российской Федерации
49
3.1 Формирование системы социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы, на основе современных информационных технологий
51
3.2 Возможные проблемы практической разработки, внедрения и эксплуатации интегрированной системы и пути их преодоления
58
Заключение
70
Приложения
73
Перечень принятых сокращений и терминов
78
Список литературы
80
ВВЕДЕНИЕ
В наш 21 век никто не представляет безкомпьютеров жизнь во всех ее сферах: экономической, политической, социальной.Компьютерные игры, банкоматы, Интернет — это только начало длинного перечняуслуг, представляемых обществом каждому из нас. Продолжается гонка за болеесовершенными компьютерами и передовыми удобными программами, компьютеризациястановится самоцелью при этом, как правило, забывается, что компьютер — этотолько инструмент, средство, упрощающее нам работу, выполняющее монотонные итрудоемкие операции: накопление, систематизация, обработка больших массивовразрозненных данных, в конечном итоге — представление в упорядоченном виде — необходимой информации.
Основой такого процесса являютсяинформационные технологии. Они для большинства людей как «черныйящик» — нет необходимости познания изнутри процесса преобразования,достаточно знать входные параметры и характер ожидаемых на выходе результаты.Типичный пример — всемирная паутина Интернет — неизвестно, где хранятся данные,как они преобразуются и отображаются на экране в доступном виде, но возможнополучить практически любую информацию в соответствии с запросом.
Ассоциация информационных технологий скомпьютерами скрывает то, что информационные технологии всегда существоваливсегда и практически использовались, например, финансы. Известно, что финансы — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением ииспользованием фондов денежных средств в целях обеспечения выполнения функцийгосударства и других субъектов формирования этих фондов [38. стр.60]. Прифинансах происходит независимое одностороннее безвозвратное движение денег [38.стр.61]. Финансы выполняют две общепризнанные, единые для всех экономическихшкол, функции: распределительную и контрольную [38. стр.66]. Если в отношениираспределительной функции все понятно: происходит непосредственное движение ираспределение денежных средств по фондам и направлениям использования. Но чтоже происходит при реализации контрольной функции, движение чего осуществляется.Финансы количественно отражают воспроизводственный процесс, сигнализирует овозникающих отклонениях в пропорциях распределения внутреннего валовогопродукта и национального дохода, в своевременном и полном образовании целевыхденежных фондов, в обеспеченности необходимыми ресурсами производственногопроцесса [38. стр.67]. Иными словами, происходит сбор, систематизация иобобщение данных о состоянии различных объектов экономической, социальной иполитической жизни общества, представление необходимой для реализациираспределительной функции финансов информации. Сопоставление сущности понятия«информационная технология» и содержания контрольной функциифинансов, можно сделать простой вывод: это «близнецы-братья».
Таким образом, постигнув тонкостиинформационных технологий и овладев ими в процессе своей повседневнойдеятельности, можно повысить эффективность управления финансами и контроля надними.
Формируемые в процессе финансовыхотношений фонды имеют многоплановую направленность, в том числе являютсяосновой социального обеспечения, которое представляет собой системураспределительных отношений, в процессе которых за счет части национальногодохода образуются и используются общественные фонды денежных средств дляматериального обеспечения и обслуживания граждан [38. стр.234]. Следовательно,возможно совершенствование системы социального обеспечения посредствомвнедрения информационных технологий в этой сфере.
Целью работыявляется формирование и обоснование организационной структуры, основныхэлементов и взаимосвязей интегрированной системы социального обеспеченияграждан, уволенных с военной службы, основанной на широком и грамотномприменении информационных технологий. Для ее достижения последовательнорешаются задачи:
– изучениеи систематизация опыта применения информационных технологий в военныхкомиссариатах субъектов Российской Федерации и органах государственногоуправления;
– выработкарекомендаций по реализации современных информационных технологий военнымикомиссариатами субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспеченияграждан, уволенных с военной службы;
– выявлениепроблем, с которыми можно столкнуться при в процессе практической реализации, ивыработка путей их преодоления.
В работе не предусмотренорассмотрение технической реализации и экономического обоснования практической разработкии внедрения информационных технологий.
В данной работебудут рассмотрены информационные технологии как основа повышения эффективностидеятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации, в первуюочередь с точки зрения управления финансами и контроля над ними. Этот выборобъясняется рядом причин. Во-первых, актуальностью деятельности военных комиссариатов,в том числе в системе социального обеспечения граждан, уволенных с военнойслужбы. Во-вторых, финансы военныхкомиссариатов субъектов Российской Федерации обладают двойственностью: они служат,с одной стороны, для обеспечения служебной деятельности и выполненияпоставленных задач, обеспечения личного состава, с другой стороны, длясоциального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. В-третьих, в свететенденции перехода к межведомственной системе тылового обеспечения и к системетерриториальных финансово-экономических органов прослеживаются возможности ипредпосылки перехода к единой системе социального обеспечения граждан,уволенных с военной и правоохранительной службы, технической основой котороймогут стать информационные технологии.
ГЛАВА I
МЕСТО И РОЛЬВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
СУБЪЕКТОВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СТРУКТУРЕ
МИНИСТЕРСТВАОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Среди большого количества организаций иучреждений Министерства обороны Российской Федерации военные комиссариатызанимают специфическое место, поскольку являются посредником между гражданскойи военной сферами общества, решают важные задачи в области строительстваВооруженных Сил Российской Федерации, накопления и подготовки военно-обученныхресурсов, мобилизационной подготовки и мобилизации Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Ввопросах «постоянного воспроизводства» Вооруженных Сил РоссийскойФедерации им в обществе отведена особая роль — военная жизнь гражданинаначинается и заканчивается в военном комиссариате: первоначальная постановка навоинский учет, призыв на военную службу, призыв на военные сборы, набор навоенную службу по контракту, пенсионное обеспечение граждан, для которыхвоенная служба была профессией.
Положением о Министерстве обороны Российской Федерации определено, чтоодними из его основных задач являются поддержание в необходимой готовностиВооруженных Сил, осуществление мероприятий по строительству Вооруженных Сил,обеспечение социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персоналаВооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей [7.п.3], деятельность в этих и других направлениях осуществляется непосредственно,через органы управления военных округов, иные органы военного управления,территориальные органы (военные комиссариаты) [7. п.5] во взаимодействии сфедеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и организациями [7. п.6].
Участие военных комиссариатов в выполнении задач, возложенных наМинистерство обороны Российской Федерации, влечет за собой возложение на них иисполнение ими особого рода задач, отличных от задач других организаций иучреждений.
1.1Роль и основные задачи военных комиссариатов
на современном этапе развития Российского государства
Служебная деятельность военных комиссариатовподчиняется общим с воинским частями и соединениями Вооруженных Сил РоссийскойФедерации правилам. Но имеются особенности, которые регламентируются Положениемо военных комиссариатах, утвержденным Указом Президента Российской Федерации1999 года № 1372. Военные комиссариаты являются территориальными органамиМинистерства обороны Российской Федерации, создаются в субъектах РоссийскойФедерации и муниципальных образованиях, возможно создание одного военного комиссариатадля обслуживания нескольких муниципальных образований, имеющих общую территорию[5. п.2].
Военные комиссариаты субъектов Российской Федерации(республик, краев, областей, автономных округов) осуществляют общее руководствои контроль во всех сферах служебной деятельности военных комиссариатов районов,городов без районного деления, административных округов, префектур, равных имадминистративных образований (далеепо тексту — военные комиссариаты муниципальных образований) [5. п.14].
Основноепредназначение военных комиссариатов – решение совместно с органамиисполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления вопросов в области обороны путем подготовки людских итранспортных ресурсов для призыва и направления в Вооруженные Силы РоссийскойФедерации (другие войска, воинские формирования и органы). Положением о военныхкомиссариатах [5. п.12] и другиминормативными правовыми актами определен круг основных задач, которые можноразделить по направлениям (рис.1):
2 — задачи в сфере мобилизационной подготовкии мобилизации Вооруженных Сил;
3 — задачи в сфере комплектованияВооруженных Сил в мирное время;
4 — задачи в сфере морально-психологическойподготовки и патриотического воспитания молодежи;
5 — задачи в сфере социального обеспеченияграждан, уволенных с военной службы;
6 — задачи в сфере ритуально-похоронногообеспечения и увековечения памяти погибших военнослужащих.
В сфере мобилизационной подготовки и мобилизацииВооруженных Сил основными задачами являются:
– разработкапланов проведения мобилизации людских и транспортных ресурсов, предложений поудовлетворению мобилизационных потребностей Вооруженных Сил за счет местныхресурсов и совершенствованию базы мобилизационного развертывания;
– реализацияэтих планов в период мобилизации путем призыва и поставки мобилизационных ресурсовпо нарядам штабов военных округов, заявок командиров воинских частей,проведение подготовительных и учебных мероприятий в мирное время;
– организацияработы по морально-психологическому обеспечению мобилизации людских итранспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации имуниципальных образований;
– обеспечениекруглосуточного приема по средствам связи телеграммы«Мобилизационная», участие в разработке порядка использования сетейсвязи при чрезвычайных ситуациях и на период мобилизации;
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННЫХ КОМИССАРИАТОВ
мероприятия в сфере мобилизационной
подготовки и мобилизации
Вооруженных Сил Российской Федерации
мероприятия в сфере комплектования
Вооруженных Сил Российской Федерации
в мирное время
мероприятия в сфере морально-
психологической подготовки и
патриотического воспитания молодежи
мероприятия в сфере социального
обеспечения граждан, уволенных
с военной службы
мероприятия в сфере ритуально-
похоронного обеспечения и увековечения
памяти погибших военнослужащих
Рис. 1. Структураосновных направлений деятельности военных комиссариатов Российской Федерации.
– участиев проведении государственных технических осмотров отобранной по спискам военныхкомиссариатов техники, предназначенной для поставки по мобилизации в ВооруженныеСилы;
– осуществлениевоинского учета граждан, подлежащих призыву, и граждан, пребывающих в запасе,учета транспортных средств организаций и граждан, накопление в запасевоенно-обученных ресурсов;
– оформлениеотсрочки гражданам Российской Федерации от призыва на военную службу;
– планированиемероприятий по созданию в военное время учебных пунктов обязательного всеобщеговоенного обучения граждан.
В сфере комплектования Вооруженных Сил в мирноевремя основными задачами являются:
– проведениепервоначальной постановки граждан на воинский учет;
– проведениепризыва граждан на военную службу (граждан, подлежащих призыву, и граждан,пребывающих в запасе) и для прохождения военных сборов;
– проведениемедицинского освидетельствования, медицинского обследования и медицинскогоосмотра граждан при постановке их на воинский учет, призыве на военную службуили поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы;
– отборграждан для поступления в военные учебные заведения, суворовские и нахимовские;
– организацияучета граждан, уклоняющихся от призыва на военную службу и самовольнооставивших воинские части, предоставление информации о них правоохранительныморганам;
– обеспечениепрохождения гражданами альтернативной гражданской службы [4,9,10].
Всфере морально-психологической подготовки и патриотического воспитания молодежиосновными задачами являются:
– организацияи проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации ипрофессиональному психологическому отбору граждан при первоначальной постановкена воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу поконтракту;
– участиев военно-патриотическом воспитании населения и ведение информационно-рекламнойработы в целях добровольного поступления граждан на военную службу;
– содействиеи оказание практической помощи учебным заведениям и общественным объединениям впроведении обязательной и добровольной подготовки граждан к военной службе.
В сфере социального обеспечения граждан, уволенных своенной службы, основными задачами являются:
– ведениеучета граждан, пребывающих в запасе, которые принимали участие в боевыхдействиях по защите Отечества или на территориях других государств, вликвидации последствий катастроф, аварий в зонах чрезвычайных ситуаций,организация работы по вручению им государственных наград;
– взаимодействиес органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органамиместного самоуправления, общественными и религиозными объединениями, средствамимассовой информации по вопросам социально-правовой защиты военнослужащих, граждан,уволенных с военной службы;
– содействиев реализации социальных льгот и гарантий, предоставленных гражданам, уволеннымс военной службы, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
– оказаниепомощи гражданам, уволенным с военной службы, другим лицам в розыске архивныхдокументов, подтверждающих участие их или членов их семей в ВеликойОтечественной войне, в боевых действиях на территориях других государств, иныхбоевых действиях, и документов при решении вопросов об установлении причиннойсвязи ранений, контузий, увечий или заболеваний с прохождением военной службы;
– участиев работе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления по обеспечению жильем военнослужащих и граждан,уволенных с военной службы;
– организацияработы по пенсионному обеспечению и социальному обслуживанию лиц, уволенных своенной службы, назначение пенсий, пособий и компенсаций, осуществлениеконтроля за правильностью и своевременностью их выплаты;
– организацияи осуществление работы по разъяснению законодательства Российской Федерации повопросам пенсионного обеспечения, предоставления прав и льгот, установленныхгражданам, уволенным с военной службы;
– направление сведений об очередниках на получение жилых помещений илиулучшение жилищных условий и документы военнослужащих в органы местногосамоуправления, а также участие в работе общественных комиссий по жилищнымвопросам [8,27];
– оказаниепомощи в оформлении и представлении документов в Военно-страховую компанию для получения страховых сумм гражданам,уволенным с военной службы [26];
– выплатаежемесячного пособия детям погибших военнослужащих, проходивших военную службупо контракту [28];
– возмещениерасходов членам семьи, вызываемым для опознания погибшего военнослужащего [30].
В сфере ритуально-похоронного обеспечения иувековечения памяти погибших военнослужащих основными задачами являются:
– извещениесемей или родственников военнослужащих, погибших или умерших при прохождениивоенной службы;
– оказаниесодействия в захоронении и организация похорон в местностях, где нет военныхгарнизонов, военнослужащих и пенсионеров Министерства обороны;
– участиев работе органов местного самоуправления, общественных и религиозныхобъединений по розыску и увековечению памяти погибших при защите Отечества;
– проведениеработы по установке памятников военнослужащим, пенсионерам Министерстваобороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий;
– осуществлениеоплаты ритуальных услуг при погребении военнослужащих и граждан, уволенных своенной службы, оплаты расходов на изготовление и установку надгробныхпамятников некоторым категориям граждан [29].
Кругзадач, выполняемых военными комиссариатами очень широк и разнопланов,регламентируется большим количеством нормативных правовых документов.Организация их выполнения, всей служебной деятельности военного комиссариата,руководство его работой возложены на военного комиссара, который отвечает завыполнение этих задач и наделен правами и обязанностями. [5. п.13].
1.2Функции военных комиссариатов субъектов
РоссийскойФедерации в сфере социального обеспечения
граждан,уволенных с военной службы
Социальное обеспечение граждан, уволенных с военнойслужбы, — это обширный комплекс мероприятий, которые законодательство разграничиваетна две составляющие [5. п.12]: пенсионное обеспечение (назначение пенсий всоответствии с действующим законодательством) и социальное обслуживание(содействие в получении установленных законодательством социальных гарантий),которые тесно связаны между собой, но имеют разные правовые основы: одно — этопожизненное или ограниченное определенными условиями государственноесодержание, другое — это социальная защищенность определенных категорий граждан(Рис. 2).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН, УВОЛЕННЫХ С ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ
пенсионное обеспечение
социальное обслуживание
установка (оплата расходов) памятников
и оплата ритуальных расходов
Рис. 2. Содержаниесоциального обеспечения граждан, уволенных с военной службы.
В эту сферу в настоящее время включается ипроведение работы по установке памятников военнослужащим, пенсионерамМинистерства обороны, ветеранам Великой Отечественной войны и боевых действий,которое по своей сути относится к сфере ритуально-похоронного обеспечения иувековечения памяти погибших военнослужащих, но организационно-штатнаяструктура органов социального обеспечения Министерства обороны РоссийскойФедерации предусматривает объединение этих разнородных мероприятий.
Ввыполнении задач социального обеспечения граждан, уволенных с военной службы,кроме органов социального обеспечения Министерства обороны Российской Федерациизадействовано значительное количество учреждений и организаций, какгосударственных (например, органы социальной защиты субъектов РоссийскойФедерации и муниципальных образований, территориальные органы медико-социальнойэкспертизы, Пенсионный фонд Российской Федерации), так и коммерческих и общественных(например, Сберегательный банк Российской Федерации, комитеты и общества ветерановвоенной службы) [36. стр.81].
Абзац удален
Рисунок 3 Система органов социального обеспечения Министерстваобороны Российской Федерации удален
Абзац удален
До выхода Федерального закона 2004 года № 122-ФЗ, практически всесоциальные выплаты гражданам, уволенным с военной службы, производилисьЦентрами социального обеспечения военных комиссариатов субъектов РоссийскойФедерации, однако в настоящее время большинство их осуществляетсятерриториальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, поэтомувозникает необходимость тесного взаимодействия для осуществления оперативногообмена информацией о получателях выплат и контроле за получением во избежаниенарушения прав граждан и предотвращения переплат.
Основные функциональные связи, возникающие в процессе деятельностивоенных комиссариатов субъектов Российской Федерации в сфере социального обеспеченияграждан, уволенных с военной службы, представлены на рис. 4. Для упрощениясхемы и сосредоточения внимания на системообразующих связях, на рисунке неотражены элементы, включение которых в интегрированную систему на