. В сети с 2001 года. Средняя посещаемость 80 – 100 тыc. чел. мес. Сайты туроператоров и их классификация. Подавляющее большинство российских туроператоров в той или иной мере представлено в сети. Описывать каждый из них не представляется возможным. Отметим основные группы туроператорских сайтов Визитная карточка Веб – витрина Система Туроператор – турагент Визитная карточка – самый простой способ представления
фирмы. Обычно такой сайт имеет всего несколько страниц О фирме , Как нас найти , Основные направления деятельности . Достоинства такого сайта ограничиваются его низкой ценой создания и отсутствием необходимости постоянного обновления. Веб – витрина – наиболее распространенный сегодня способ предоставления туристических фирм в сети. Представляет собой набор веб – страниц с описаниями стран, курортов, отелей, которые предлагает
данный туроператор. На таких сайтах ведутся новостные разделы, с той или иной степенью регулярности появляются специальные предложения и горящие путевки. Для агентств предусмотрена возможность отправки заявки на электронную почту. Довольно часто встречается форма для подписки на лист рассылки спецпредложений. Если такой сайт регулярно обновляется, сделан квалифицированным дизайнером, то это реальный инструмент
для ведения бизнеса. Достоинства Веб-витрины – относительно невысокая стоимость изготовления в районе 800 – 2000 . Для такого заказа достаточно легко найти исполнителя, не требуется специальных знаний по Интернет – программированию, невысокие требования к хостингу, т.е. такой сайт можно размещать практически у любого провайдера. Недостатки необходимость содержать сотрудника, ответственного за сайт, большие витрины довольно трудно администрировать и обновлять на них информацию.
32 К классическим, добротно сделанным веб – витринам можно отнести сайты таких турфирм, как Русибер , Интраст-тур , Пак-Групп , Чайка-тур , Креста-туризм и др. Туроператор – турагент – большая редкость в Рунете. Наиболее крупные и продвинутые туроператоры стали применять внутрикорпоративные системы бронирования своих туров с использованием сети Интернет. Турагент из базы туров, размещенной в
Интернете, выбирает одно из предложений, заносит свои реквизиты, данные на туристов, которые попадают во внутреннюю базу туроператора. Система автоматически – в реальном режиме времени пересчитывает изменения в ценах на турпакеты, учитывает нестандартные размещения и выполняет другие функции. При этом агентство в реальном времени может проследить этапы прохождения заказа, оценить загрузку отелей, рейсов и т.п. Преимущества таких систем очевидны практически полная автоматизация всех бизнес-процессов,
минимизация влияния негативных последствий человеческого фактора забыл заявку подтвердить, факс не отправил и т.п оперативная поставка информации, необходимой агентствам цены, stop-sale, загрузка отелей и т.п Недостатки высокая начальная стоимость разработки, отсутствие устоявшихся бизнес-процессов, требующее периодического доведения системы, наличие компьютеров, подключенных к Интернету. Сейчас довольно много турфирм декларирует у себя наличие реально работающей
В2В-системы, но, по отзывам агентств, реально бронируют с большими объемами Натали-Туре , Нева и Тез-тур . Сайты туристических агентств. Сегодня в России несколько сотен турагентств имеют свои страницы в Интернете, но реальную отдачу имеют лишь немногие из них. Если попытаться классифицировать сайты турагентств, то иерархия будет похожа на сайты туроператоров
Визитная карточка Веб – витрина Туристический электронный магазин Первые две категории аналогичны и у туроператоров, и у турагентов, единственное отличие – в направленности на различные аудитории. Агентские сайты нуждаются в большей рекламе, направленной на конечного потребителя. Туристический электронный магазин – такой вид агентских сайтов только начинает вырисовываться на современном онлайновом туристическом рынке. В качестве реально работающего электронного магазина можно привести
сервер Сети магазинов горящих путевок . Главная особенность такого сайта – детализированное описание каждого тура, каждого отеля, на каждую дату с соответствующими ценами есть возможность заказать конкретный турпакет. Естественно, предоставление подобного объема информации невозможно без использования он – лайн базы данных по турам. Неразвитая система Интернет – платежей еще не позволяет сегодня совершать покупки тура через Интернет, но определиться с туром, с конкретным отелем, произвести предварительный
заказ вполне реально. Преимущества электронного магазина – благоприятное воздействие на потенциального покупателя. Электронный магазин в значительной мере помогает разрушить элементы недоверия к неизвестной фирме и создать ей 33 имидж надежной компании. Кроме того, большинство клиентов к моменту прихода в офис уже определились с выбором тура, что значительно снижает нагрузку на менеджеров в офисе. Если в программном обеспечении предусмотрена связь с внутриофисной программой автоматизации турфирмы,
то, например, к моменту прихода туриста в офис ему уже могут быть выписаны необходимые документы, сделано предварительное бронирование этого тура у оператора и т.п. Недостатки таких систем необходимость ведения большой базы данных по турам, наличие в штате турфирмы специального администратора магазина, использование сложного программного обеспечения. Кроме Магазина горящих путевок близко подошли к созданию собственных электронных магазинов такие фирмы,
как Куда.Ру , GreenEx , Флагман , Лемек , TRAVELONE . 6.5. Перспективы развития туристических Интернет – проектов. 2002 год оказался переломным для руководителей турбизнеса в их отношении к Интернету. Туристические фирмы начали уделять должное внимание Интернету и своему сайту. Доходы от Интернет – бизнеса для наиболее дальновидных из них стали вполне
ощутимыми. На сегодняшний день наиболее популярным направлением онлайнового туристического бизнеса является реклама туристических услуг, если говорить о туристических порталах, которые предоставляют клиенту максимум информации, необходимой для принятия решения. В дальнейшем способы влияния на клиента станут более изощренными. Уже сейчас существует возможность практически досконально исследовать привычки, любимые сайты, график их посещения конкретным пользователем сети. Маркетологам остается только подбрасывать клиенту нужную
информацию для принятия решения о покупке в наиболее благоприятный момент времени и на любимом сайте. Если оценивать ситуацию в целом по отрасли, то в ближайшей перспективе основным направлением онлайнового турбизнеса будет продажа бронирование билетов, а также продажа отдельных сегментов тура корпоративному клиенту для организации деловой или индивидуальной поездки. В первую очередь это относится к таким составляющим тура, как размещение в отеле, аренда автомобиля,
получение медицинской страховки. Если рассматривать ситуацию в секторе В2В, то здесь можно прогнозировать дальнейшее развитие систем бронирования туроператор – турагент. Причем намечается тенденция использования таких систем не только в качестве технологических средств совершенствования бизнес-процессов, но и в качестве мощного маркетингового инструмента формирования агентской сети. При таком подходе турагентство будет привязываться к тому или иному оператору при помощи
совместного использования соответствующего программного обеспечения, и переход к другому оператору будет сопровождаться довольно мучительной перестройкой работы внутри самого агентства. 34 ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, можно подвести итоги. Глобализация – один из основных трендов в индустрии международного туризма, сопровождаемый концентрацией доли рынка и влияния в руках крупных компаний. Эти компании, помимо этого имеют возможности распределять
риск между различными рынками применяя современные материалы маркетинговых схем и доступа на международный рынок труда, также выигрывают и от активного внедрения новых технологий. Компьютерная система бронирования совершила структурную перестройку в индивидуальном бронировании. В конце 60-х годов она применялась в США. Потом систему использовали тур операторы. Из СКБ возникла система Глобального Распределения
СГР , которая быстро расширилась как по горизонтали, так и по вертикали. В вертикальную интеграцию вошел широкий круг туристских продуктов средства проживания, развлечения, аренда транспортных средств. Будущее СГР многообещающе, так как, в свою очередь, она обеспечивает организационную структуру распределения интегрированного туристского продукта. На макроуровне система информационных технологий позволяет интегрировать предложения туристских продуктов
и их распределение. На микроуровне внедрение передовых технологий ведет к более эффективному и быстрому управлению фирмой. В гостиничном хозяйстве такая система выполняет множество различных функций контролирует системы электроснабжения, упрощает деятельность менеджеров, выполняя функции бронирования и расчетов с клиентами, оказывает поддержку маркетинговому отделу в составлении баз данных, осуществляет управление складированием и учетом заказов и счетов за потребление продуктов и напитков, и т.д.
К новым технологиям относятся современные разработки программ для тур агенств и тур фирм. Сюда же можно отнести и Интернет. Они значительно облегчают работу персонала и делают ее более эффективной. Коренная особенность российской национальной электронной коммерции в России она электронно-бумажная, причем ее вторая часть, на которую все и опираются. Впрочем, есть и исключение. Одно на всю Россию. Что касается использования
Интернета в качестве инструмента тур бизнеса, то можно констатировать, что, несмотря на все национальные особенности, этот союз состоялся. Даже простейший способ создание Web-сайта и вывешивание на нем прайслистов уже приносит выгоду пользователю. Эта форма особенно оправдана на самых массовых направлениях. Особая сторона деятельности туристских сайтов во всем мире – бронирование и продажа авиабилетов.
С финансовой точки зрения, эта область должна со временем превалировать утверждает Юрий Гриценко Во всяком случае, на Западе соотношение проданных через Интернет авиабилетов и путевок составляет 3 1. У нас пока этот вид бизнеса не развит, но у него хорошее будущее . Знаете ли вы, что такое энтропия ? Это необратимое рассеивание, а грубо говоря – разбазаривание энергии, использование суетливых движений работника офиса исключительно для нагревания окружающей среды
без должной отдачи в производственном процессе. Энтропия нарастает там, где приходится заполнять многочисленные документы с большим числом граф. 9. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме М. Издательство ПРИОР , 1999 144 с. 35 Следовательно, возрастает вероятность потери данных и совершения ошибок. Каждый, кто имеет представление об оформлении страховок выезжающих за рубеж туристов, поймет, что это именно такой случай. Не случайно туристское
Интернет- страхование по интенсивности продаж занимает второе ме-сто после страхования автомобилей. Электронная автоматизация процесса выписки страховок позволяет сэкономить 30-40 рабочего времени. Отсутствуют ошибки при расчете тарифов и потеря данных, столь обычные при выписке полиса вручную, учитывая большое число передaточных инстанций, через которые проходит страховой полис. При этом тур агентство не теряет возможности зарабатывать на предоставлении услуг клиентам .
Ренессанс Страхование пока единственная компания, предоставляющая на отечественном рынке полный онлайновый продукт туристского страхования travel.renins.com. Конечно, как и все новые технологии, Интернет-программы требуют некоторого времени, для того чтобы персонал овладел ими и привык пользоваться новыми возможностями. Например, импортом данных через буфер обмена из других офисных программ.
Все данные попадут куда надо, неважно, привыкли ли в офисе составлять списки клиентов в Excell или другом формате. Это значит, что вместо 30 вписываний в графу надо сделать в худшем случае 1. Использование электронных систем оформления страхования в первую очередь выгодно крупным фирмам, занимающимся большими объемами. Эта цифра – еще один, последний, штрих к нашему портрету отечественного Интернет-бизнеса в области туризма в третьем тысячелетия.
В определении перспективы дальнейшего развития информационных технологий в сфере туризма немаловажную роль играют международные конгрессы. В 2001 году конгресс Электроника в туризме прошел в Берлине в 21 раз. Докладчики из Германии и из-за рубежа – эксперты в области информационных технологий, представители тур операторов и компаний-перевозчиков, обсуждали новейшие разработки и глобальные тенденции применения информационных
технологий в тур индустрии. Рост интереса к конгрессу отразился в увеличении числа его участников свыше 700 человек. Кроме того, заметно выросли ряды докладчиков из-за рубежа. Основные темы конгресса прямые продажи с использованием телевидения, Интернет-маркетинг, электронная коммерция, электронный бизнес и новые технологии. Например, такие как Единая система мобильных телекоммуникаций
Universal Mobile Telecommunications System, UMTS или Протокол беспроводного приложения Wireless Application Protocol, WAP . Как всегда, конгресс сопровождался выставкой для специалистов. Едва ли не главным предметом дискуссии стало будущее тур агентств выживут ли они перед лицом угрозы со стороны новых технических средств, как смогут использовать
Интернет в своих целях и какие стратегии могут быть рекомендованы. Почему существуют тур агенты? Они существуют потому, что мы их изобрели для добавления стоимости всему процессу путешествий. Изобрели бы мы тур агентов сегодня? Да, потому что туристический бизнес – это работа с людьми, а человек всегда хочет обсудить свой будущий отдых с другим таким же человеком. Правда, способ организации бизнеса мог бы быть несколько иным агенты
получали бы комиссионные прямо от клиента, а не от поставщика предоставленных услуг. С другой стороны, если бы не было тур агентств, то поставщики услуг просто не справлялись бы из-за объема. Кроме того, агент выполняет существенную работу поставляет услуги, которые не выставлены на продажу или не 36 подготовлены к доставке. Таким образом, с точки зрения клиента и поставщика услуг, тур агенты, бесспорно, нужны, если, конечно, они работают профессионально.
Но новые технологии могут существенно упростить и реорганизовать работу тур агентств. Кроме того, цена Интернет-инфраструктуры высока и ее нельзя недооценивать. По мнению докладчиков, функции агентов и GDS должны дополнять друг друга. Интернет – это лишь еще одно средство для маркетинга продукта. Интернет не устраняет агента, он делает его труд более эффективным.
Но, разумеется, если агенты готовы вкладывать в Интернет средства и использовать его. Так, авиакомпании изобрели GDS глобальные системы распределения , чтобы сократить расходы и уменьшить нагрузку на персонал служб бронирования. Теперь они хотят так изменить GDS, чтобы побудить потребителей бронировать напрямую. А высвободившиеся средства будут вкладывать в повышение качества обслуживания, то есть снова увеличат
штаты. Итак, что нужно делать агенту, чтобы выжить? Найти свою нишу в новых условиях. И Интернет отлично подходит для поиска таких ниш. Этого нельзя делать в одиночку – нужны партнеры в области информационных технологий. Выбор такого партнера – одно из жизненно важных решений, которое будет влиять на бизнес агентства в течение следующих нескольких лет. Еще недавно Worldspan был завален заявками от компаний-новичков в
области электронной коммерции. Большинство из них – без опыта работы в туризме и с желанием заработать быстрые деньги. В итоге процветают только те, кто понимает туризм, четко придерживается выбранной ниши, инвестирует средства в новые маркетинговые технологии и, конечно, имеет поддержку надежного партнера. Существуют два подхода к on-line бронированию. Первый – побудить потребителя осуществлять весь процесс интерактивно. Другой – поддерживать и обновлять удобный и привлекательный сайт, где посетители будут
оставлять свои заявки, а для окончательного подтверждения бронирования – звонить в компанию. Наверное, каждый должен решить, какой подход для него лучше или комбинировать оба. Совет от Worldspan делать свое дело и инвестировать средства в новые технологии. Электронная коммерция – пока еще новый вид бизнеса, и сильный агент, создав хороший Web-сайт, приобретает уникальную возможность получить прибыль от новой технологии и захватить хорошие
позиции на рынке. А значит, и тур агенты, и GDS будут существовать вместе еще очень долго. Отражением революционных изменений, происходящих в индустрии туризма, стала сессия под названием Компьютерная система бронирования CRS работает в Интернете . Среди докладчиков были представители высшего руководства всех крупных компаний – главных игроков на этом рынке Amadeus , Sabre Galileo , Worldspan . Они продемонстрировали свое видение новой бизнес-ситуации,
возникшей в результате появления электронной коммерции, представили свои Интернет-стратегии и конкретные решения для различных секторов тур индустрии. Реакцией на процессы глобализации экономики была сессия Интерактивное управление путешествием . Еще одно заседание конгресса было посвящено теме Электронный рынок право и безопасность . Ключевой доклад на нем сделал профессор
Харолъд Бартл из высшей школы туризма в Вормсе. Его тема – развитие правовой базы для бизнеса в Интернете конкурентное право, упорядочение ценообразования, 37 закон о скидках, защита потребителя в Интернете, платежи, защита данных в Интернете, налог с оборота в Интернете, контрактные отношения. О практическом осуществлении платежей с помощью мобильных телефонов рассказал д-р
Фрайср, старший консультант компании Ericsson Consulting GmbH . При этом создается новая бизнес-модель провайдер поставщик платежных услуг становится посредником между потребителем и продавцом. Становится также возможным применение различных видов маркетинга, например прямой и кросс-маркетинг. Нужен ли продавец? Основным докладом сессии, посвященной перспективным технологиям, было сообщение Андреаса Швайнбенца, директора по маркетингу фирмы
Netpioneer GmbH из Карлсруе. Его тема – Усиление использования инновационных Интернет-инструментов в цепочке создания стоимости тур продукта . По его мнению, на определенных стадиях – приобретение, создание и частично сбыт тур продукта – применение Интернет инструментов приносит заметную выгоду. Но есть и недостатки например, в Интернете нет продавца, который, если клиент чего-то не находит, мог бы показать ему желаемый товар
и дать необходимые объяснения. Продукты, требующие пояснений, такие как индивидуальные путешествия, цифровые камеры, страховки или сложные машины и приборы, покупаются только при наличии консультаций. Поэтому on-line консультации функционируют теперь в Интернете через них реализуются важнейшие функции реального магазина. Покупатель может связываться с продавцом или консультантом по телефону, выделенной линии или модему.
Если клиент желает, то консультант может даже дистанционно управлять его мышью, чтобы пoмогать, например, при заполнении формуляра. В дальнейшем клиент контролирует обработку своего заказа в Интернете. Эта система может использоваться в электронном тур агентстве, причем особенно успешно в последнем звене цепи, на послепродажной стадии. Создание Web-сообществ для повышения конкурентоспособности мелких и средних туристических предприятий. Главная цель создания такого сообщества – объединение и взаимная
поддержка при покупках, маркетинге и сбыте. А кроме того обмен опытом и повышение квалификации персонала обмен информацией, снижение информационных, сбытовых издержек и затрат на рыночные исследования. Подобные сообщества могут создавать и крупные тур фирмы. Тогда в них входят туристические союзы и ассоциации, провайдеры компьютерных систем бронирования, разработчики програмного обеспечения, издательства и научные институты.
Специалисты считают, что в начале 21-го века будет уделяться большое внимание наземным видам транспорта, особенно увеличению применения ж д и автомобильного транспорта при создании туристского продукта. Здесь немалую роль сыграют дальнейшее технологическое развитие скоростных сетей, и их экологическое преимущество. Тоже самое можно сказать и о будущем автомобильного транспорта, если учесть строительство скоростных автомагистралей и дальнейшее превращение их в безопасные для окружающей среды средства передвижения.
38 БИБЛИОГРАФИЯ 1. Гуляев В.Г. Новые информационные технологии в туризме М. Издательство ПРИОР , 1999 144 с. 2. Папирян Г. А. Международные экономические отношения маркетинг в туризме М. Финансы и статистика, 2001 160 с. ил. 3. internet15.narod.ru 4. www.turizm.ru 5. www.tours.ru 6. www.tsure.ru