Тема 2: Задание 1. Поставьте индивидуальную цель, используя схему построения – см. Приложение 1: Индивидуальная цель _____________________________________________________________________________________________________ Задание 2. Запишите общую цель занятия. _________________________________________________________________________________________________________________________ Задание3. Ознакомьтесь с определениями Информации и составьте выводное знание: Древо Понятия (ДП) ИНФОРМАЦИЯ (лат. Information – разъяснение, изложение) … – это совокупность каких-либо сведений, данных, передаваемых устно (в форме речи), письменно (в виде текста, таблиц, рисунков, чертежей, схем, устных обозначений) либо другим способом (например, с помощью звуковых или световых сигналов, электрических и нервных импульсов, перепадов давления или температуры и т.д.) …- это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств … – это сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов … – это мера устранения неопределенности в отношении исхода интересующего нас события Выводное Знание ИНФОРМАЦИЯ– это ____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Задание 4. Исследуйте понятие Информация по предложенной схеме и ответьте на поставленные вопросы. Критерий исследования Свойства критерия Задания Виды информации По способу восприятия: зрительная (визуальная) звуковая (аудиальная) тактильная (осязание, на ощупь) вкусовая обонятельная Практически 90% информации человек получает при помощи органов зрения, примерно 9% — посредством органов слуха и только 1% — при помощи остальных органов чувств. Определите виды подучаемой информации в предложенных ситуациях 1. Хищник догоняет добычу, при этом он получает: ____________________ ________________________________________________________________ 2. Вы слушаете радио, при этом вы получаете _________________________ _________________________________________________________________ 3. Когда едите пересоленный суп ____________________________________ ___________________________________________________________________ По форме представления: текстовая числовая графическая растровая векторная звуковая видео Форма представления одной и той же информации может быть различной. Это зависит от цели, которую вы перед собой поставили. 1. Опишите форму представления музыкальной информации __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 2. Опишите форму представления записи: (a2+b2)=a2+2ab+b2 __________________________________________________________________ ______________________________________________________ 3. Опишите форму представления информации, указанной на рисунке: ___________________________________________________ ___________________________________________________ 4. Приведите примеры, в которых числовая информация используется вместе с текстовой, графическая вместе с числовой. По общественному значению: личная наследственность знания, умения, опыт эмоции, интуиции массовая обыденная общественно-политическая эстетическая специальная научная производственная техническая управленческая Какой вид информации получает человек в приведенных ситуациях 1. При просмотре передачи Новости _________________________________ __________________________________________________________________ 2. При изучении дисциплины Математика ____________________________ __________________________________________________________________ 3. К какому виду информации можно отнести опыт всего человечества ____ _________________________________________________________________ 4. К какому виду информации можно отнести умение человека разгадывать кроссворды _______________________________________________________ 5. К какому виду информации можно отнести умение человека разбираться в искусстве и моде __________________________________________________ 6. К какому виду информации можно отнести сферу деятельности человека (его профессиональные обязангности) _________________________________ Формы представления информации – кодирование информации Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода, с целью сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др. Для кодирования информации используют: Цифры, Буквы, Знаки, Символы Для обмена информацией с другими людьми человек использует естественные языки (русский, английский, китайский и др.) Наряду с естественными языками разработаны формальные языки (системы счисления, язык алгебры, языки программирования и др.). Основное отличие формальных языков от естественных состоит в наличии строгих правил грамматики и синтаксиса. Некоторые языки используют в качестве кодов не буквы и цифры, а другие символы, например химические формулы, ноты, изображения элементов электрических или логических схем, дорожные знаки, точки и тире (код азбуки Морзе) и др. Для представления в ВТ числовой информации используют системы счисления: позиционную (двоичную, восьмеричную, и т.д) и непозиционную – аддитивную (римскую – набор 7 символов: I=1, V=5,X=10,L=50 C=100,D=500, M=1000). Для кодирования текстовой информации используют ASCII, ISO Универсальная система кодирования – Unicode 1.Установите соответствие форм представления с примерами Формы представления Примеры цифры Триста восемьдесят девять буквы > = + – < знаки ♫ ♣ ☼ $ символы 8 9 11 13 2. Определите, в каком случае используют естественный язык, в каком формальный: Quidquid latet apparebit. Японское письмо называется слоговым, там один значок обозначает слог 3. Представьте в математической форме следующее утверждение: Если сумму чисел от одного до пяти разделить на разность чисел десять и семь, то в результате получится пять ______________________ Какая форма является использует формальный язык, какая естественный? Свойства информации Достоверность – не искажает истинного положения дел Адекватность – создает образ объекта определенного уровня соответствия Краткость – не содержит в себе не нужных сведений Актуальность – несет необходимые сведения Полнота – определен уровень достаточности для понимания и принятия решения Ясность – выражена понятным языком для тех, кому она предназначена Своевременность (оперативность) – не потеряла свою значимость Ценность – мера совокупности сведений, которыми располагает потребитель Доступность – мера возможности получить ту или иную информацию. Объективность/субъективность В следующих примерах определите свойства встречающейся информации: 1. Друг сообщает тебе: «На улице тепло» _______________________________ 2. Идет вступительный экзамен по математике. Вы попросили у соседа его решение задачи. Шпаргалка содержала полное и правильное решение, но …не на русском языке. __________________________________________________ 3. На следующий день вступительная комиссия вывесила правильные решения всех задач. ____________________________________________________ 4. В 1 году – 12 месяцев _________________________________________________ 5. Какая информация является своевременной и одновременно важной: контрольная работа по математике состоится завтра; неделю назад состоялись соревнования по футболу; Приведите пример,в котором есть нарушение свойств информации: __________________________________________________________ __________________________________________________________ Способы передачи информации Сигнал – это физический процесс, имеющий информационное значение * Мимика * Жесты * Устная речь * Письменное сообщение * Радиоволны * Химическая реакция * Генетический год Дискретный (прерывистый) сигнал – может принимать конечное число значений в конечное число моментов времени (Цифровой сигнал) Примером дискретного сигнала является сигнал светофора Аналоговый – непрерывно меняющийся во времени Примером аналогового сигнала является снятие кардиограммы Впишите недостающие элементы в схему передачи информации Укажите, какими способами передавалась информация в первобытнообщинном обществе: __________________________________________________________________ Укажите источники аналогового и дискретного сигнала, продолжив заполнение таблицы Источник аналогового сигнала Источник дискретного сигнала Скрипка. Может издать звук любой высоты. Переход от тона к тону происходит плавно и непрерывно Фортепиано. Нельзя исполнить звуки между нотами «ми» и «фа». Переход от ноты к ноте осуществляется скачком. Телевизор. Луч кинескопа непрерывно перемещается по экрану, и яркость отдельных участков меняется плавно Монитор. Яркость луча изменяется скачком – есть луч (яркая точка), нет луча (черная точка). Процессы в природе (Температура воздуха, Атмосферное давление, Смена времен года, Смена дня и ночи) и т.п Музыкальный проигрыватель компакт-дисков (CD-плеер). Какие существуют способы передачи информации между двумя судами в океане (приведите все всевозможные примеры) Действия над информацией Это процесс обработки информации по заданному правилу с помощью инструмента: – Мозг человека -Вычислительная машина Алгоритм обработки информации: сбор информации – накопление информации 2. формализация– приведение в единую форму для сопоставления между собой, повышение уровня доступности фильтрация – отсеивание лишнего сортировка – упорядочение по заданному признаку архивация – хранение в удобной форме защита – комплекс мер по предотвращению утраты преобразование – перевод из одной формы в другую, из одной структуры в другую транспортировка – прием и передача между участниками информационного процесса Информационные процессы – действия, выполняемые с информацией. 1. Перечислите действия с информацией, которые вы будете выполнять при написании реферата по дисциплине «Информатика»?2. Приведите примеры ситуаций, в которых информация а) создаётся б) ищется в) запоминается г) передается Единицы измерения информации Прагматическая мера – измеряет ценность информации например, в экономике: как разность между ожидаемым экономическим эффектом при использовании информации, и тем же эффектом, но без ее использования Семантическая мера – смысловое содержание сообщения (сообщение равно нулю, если его сведения уже известны или субъект не в состоянии его понять) Это меры, предназначенные для качественного измерения. Количественная мера – вероятностный подход: i = log2N i – кол-во информации, содержащееся в сообщении, из N равновероятных событий. Пример 1: В корзине лежит 16 шаров разного цвета. Сколько информации несет сообщение, что достали белый шар? т.к. N = 16 шаров, то I = log2 N = log2 16 = 4 бит. В этом случае смысл сообщения не играет роли. Информация, которая не имеет смыслового значения называется данными. 1 бит – единичный объем данных 8 бит = 1 байт 1 Кбайт = 1024 байт 1 Мбайт =1024 Кбайт 1 Терабайт (Тб) = 1024 Гбайта, 1 Петабайт (Пб) = 1024 Тбайта. В ВТ при вводе текста 1 символ = 1 байт (один пробел = 1 байт) 1клетка черно-белого рисунка (2-х цветное изображение) = 1 пиксель = 1 бит. Для кодирования 4-цветного изображения требуется два бита на пиксель, для кодирования 8-цветного изображения требуется три бита памяти на один пиксель Пример 2:книга содержит 100 страниц; на каждой странице – 35 строк, в каждой строке – 50 символов. Объем информации, содержащийся в книге, рассчитывается следующим образом: Страница содержит 35 Ч 50 = 1750 байт информации. Объем всей информации в книге (в разных единицах): 1750 Ч 100 = 175 000 байт. 175 000 : 1024 = 170,8984 Кбайт. 170,8984 : 1024 = 0,166893 Мбайт. Определите объем введенной фразы: Информатика_–_прикладная наука. Объем равен: __________ Определите объем черно-белого графического объекта. Объем равен: __________ Информационное письмо имеет размер 24576 байт. Его размер в килобайтах равен ___________ Объем текста составляет 984 бита, сколько символов было введено? ________ Укажите сообщения, семантическая мера которых для вас равна нулю: Два умноженное на два равно четырем Доме́н (фр. domaine) — область; единица структуры. Домен (область) — владения короля либо какого-либо феодала в Средние века. ДРАЙВЕР(англ. driver — водитель, ведущий) — компьютерная программа, помогающая операционной системе работать с каким-либо устройством (например, управлять устройствами ввода-вывода, клавиатурой, принтером и т. д.). Определить объем информации, содержащийся на 1 странице, если страница содержит 60 строк, на каждой строке по 40 символов Ответ: ____________ В барабане для розыгрыша лотереи находится 32 шара. Сколько информации содержит сообщение том, что выпал номер 15? (Подсказка: ответ не зависит от того, какой именно выпал номер) Ответ: ________________________________________________________ Информационный объем текста, подготовленного с помощью компьютера, равен 3,5 Кб. Сколько символов содержит этот текст? Ответ: ________________________________________________________ Сколько Кб составляет сообщение, содержащее 12288 битов? Ответ: _______________________________________________________ Сколько книг объемом в 350 Кбайт можно разместить на трех дюймовойдискете 1, 44 Мбайта? Ответ: _____________________________________ Носители информации Вещественные объекты: бумага, дерево, камень, оптический диск, кассета и т.д Волны и поля различной природы: акустические, электромагнитные, электростатический заряд, гравитационное поле и т.д. Состояние вещества: температура, давление, объем, концентрация раствора, состояние нервных волокон человеческого мозга и т.д. Какой вид носителя дает нам информацию о боли? ____________________________________________________________ К какому виду носителей относится светофор? ___________________ ____________________________________________________________ Домашнее задание: 1. Подчеркните профессии тех людей, кто получает деньги за создание, хранение, передачу или обработку информации: металлург, редактор, доярка, учитель, фотограф, переводчик, шофер, композитор, хирург, бухгалтер, директор, парикмахер, архитектор, художник, дворник, продавец, машинистка, балерина, поэт, программист. 2. Определите методы получения информации (ответ оформите в виде схемы): 3. . Заполните таблицу согласно ситуациям: ситуация Вид информации Форма представления Способ передачи Источник Вид носителя информации Общение продавца с покупателем. Ремонт оборудования Просмотр телепередачи Изучение результатов анализа молока при приемки его на молокозаводе 9
Похожие работы
Методы формирования нейросетей Сущность электронного документооборота
Основные понятия экономической информатики Под экономической информатикой понимается наука, предназначенная для формирования теоретических основ моделирования деятельности хозяйствующих субъектов, также государственных, региональных и муниципальных образований. Ее…
Игра в Морской бой с компьютером
СОДЕРЖАНИЕ Введение 1 Постановка задачи 2 Математические и алгоритмические основы решения задачи 3 Функциональные модели и блок-схемы решения задачи 4 Программная реализация решения задачи 5…
Обработка данных в автоматизированных системах
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Кафедра технической кибернетики КУРСОВОЙ ПРОЕКТ на тему: «Обработка данных в автоматизированных системах» (альбом документов) Севастополь 2006…
Винчестеры
Содержание 1. Винчестеры Практическое задание 1 Программа на языке программирования BASIC Практическое задание 2 Практическое задание 3 Список литературы Винчестеры Накопи́тель на жёстких магни́тных ди́сках,…
Математична модель вимірювальної системи в середовищі Delphi
Курсова робота Математична модель вимірювальної системи в середовищі Delphi АНОТАЦІЯ Опис програми містить загальний опис алгоритмів головної програми та допоміжних на рівні блок-схем, а також…