Информатика и ИКТ – билеты 11 класс (профильное обучение) 2006г.;

ИНФОРМАТИКА – XI класс
Примерные экзаменационные билеты по информатике для государственной (итоговой) аттеста­ции по информатике в устной форме за курс сред­него (полного) общего образования составлены на базе Обязательного минимума содержания средне­го (полного) общего образования (приказ Миноб­разования России № 56 от 30.06.99 г.) и федераль­ного компонента государственного стандарта сред­него (полного) общего образования (приказ Мин­образования России от 05.03.2004 г. № 1089). По­скольку новая структура обучения предмету «Ин­форматика и ИКТ» ориентирована на два основных концентра в основной и старшей школе и Обяза­тельный минимум содержания среднего (полного) общего образования в настоящее время практиче­ски полностью реализуется в основной школе, то представленные комплекты билетов отражают в полной мере федеральный компонент государствен­ного стандарта среднего (полного) общего образо­вания, реализуемого на двух уровнях — базовом и профильном.
Представленный экзаменационный материал независим от конкретной реализации со­держания предмета в существующих учебниках. Комплекты можно считать универсальными, посколь­ку содержание теоретических вопросов ориентиро­вано на федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования соответствующего уровня и учитель самостоятельно конкретизирует содержание практических заданий в зависимости от имеющейся компьютерной тех­ники и используемого программного обеспечения, а также может корректировать сложность предлага­емых задач. Комплекты являются примерными, то есть образовательное учреждение на их основе, со­ставляет комплекты билетов, непосредственно ис­пользуемых па экзамене, с учетом содержания учеб­ной программы, наличия средств ИКТ и используе­мого программного обеспечения.
Экзамен по «Информатике и ИКТ» является эк­заменом по выбору учащегося, поэтому предполага­ется, что содержание, форма и процедура проведе­ния будет скорректирована в конкретном образо­вательном учреждении в соответствии с Положени­ем о государственной (итоговой) аттестации вы­пускников IXи XI(XII) классов общеобразователь­ных учреждений Российской Федерации.
Победителям и призерам регионального этапа Все­российской олимпиады по информатике можно зас­читать экзамен по выбору без проведения процеду­ры сдачи по диплому или сертификату.
Поскольку предмет «Информатика и ИКТ» имеет большую прикладную составляющую, способствую­щую успешному изучению многих других предметов, и новым базисным учебным планом предусмотрены часы на проектную деятельность, возможно в каче­стве экзамена по выбору организовать защиту тема­тического проекта. Проектная работа учащегося долж­на представлять собой законченное исследование вопроса (задачи) по заданной тематике. Это означа­ет, что учащийся проанализировал имеющуюся в различных источниках (не только учебного назначе­ния) информацию, обобщил ее, сформулировал са­мостоятельно результаты исследования и представил их для оценки экзаменационной комиссии. Защита проекта производится в очной форме учащимся. Те­матика проектных работ может быть выбрана из предложенных ниже тематических блоков.
Содержание заданий экзаменационных билетов разработано по основным темам курса информатики и информационных технологий, объединенных в сле­дующие тематические блоки: «Информация и ее кодирование. Информационные процессы», «Алго­ритмизация и программирование», «Основы логи­ки», «Моделирование и компьютерный эксперимент», «Основные устройства информационных и комму­никационных технологий», «Программные средства информационных и коммуникационных технологий», «Технология обработки графической и звуковой ин­формации», «Технологии обработки информации в электронных таблицах», «Технология хранения, по­иска и сортировки информации в базах данных», «Телекоммуникационные технологии».
Содержание билетов охватывает основное содер­жание курса информатики, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал, однозначно трактуемый в большинстве преподаваемых rшколе вариантов курса информатики. Различие в базовом и профильном уровнях по информатике проявляет­ся в степени детализации описания содержания образования, которая отражает стремление к диф­ференциации построения, характера образования на этих уровнях. На базовом уровне ориентация содержания на обобщение, систематизацию изучен­ного материала. На профильном уровне — на рас­ширение и углубление материала. Учителям при составлении экзаменационных материалов для вы­пускников необходимо это учитывать.
Комплект примерных билетов по информатике имеет следующую структуру: каждый билет содержит три вопросы.
Первый вопрос теоретический, предполагает устный ответ учащихся е возможной демонстрацией на компьютере необходимой для от­пета иллюстративной части. Вопрос проверяет теоретическую подготовку выпускника по предмету. Это может быть описание объектов изучения, их суще­ственных признаков, свойств, связей между ними, aтакже раскрытие сущности изученного объекта. Ка­чественные характеристики усвоения изученного материала могут отличаться. В каких-то случаях это полнота и системность сформированных знаний, в других случаях — прочность и действенность знаний учащихся, возможен случай самостоятельного и опе­ративного применения знаний учащимися. Описан­ные качественные характеристики являются крите­риями оценивания результатов обучения учащихся.
Второй вопрос содержит практическое задание, которое обязательно выполняется на компьютере. Основная цель данного раздела экзамена — прове­рить у выпускника сформированность умений опе­рировать изученным программным обеспечением и применять его для решения практических задач. Каждое из заданий ориентировано на проверку умения выполнять определенный комплекс опера­ций с конкретным программным пакетом, но при этом проверяются также общие знания и умении: запуск программ на исполнение, чтение и запись файлов данных, выбор оптимального формата дан­ных, связь и внедрение объектов. Задание такого формата позволяет выявить степень освоения ин­формационных технологий, достаточную для про­должения образования. Таким образом, проверя­ются как специальные (предметные) умения, кото­рые формируются в процессе изучения конкретно­го учебного материала, так и умения рациональной учебной деятельности, т.е. умение планировать учеб­ную работу, рационально ее организовывать, конт­ролировать ее выполнение.
Третий вопрос содержит расчетное задание, ко­торое может выполняться как на компьютере, так и в письменной форме. Учащийся может использо­вать установленное на компьютере программное обеспечение для облегчения расчетов. Задание обес­печивает проверку интеллектуальных умений (ана­лиз и синтез, обобщение и дифференциация, абст­рагирование и конкретизация, сравнение и анало­гия, установление причинно-следственных связей) в основном на двух уровнях: продуктивном (приме­нение знаний по образцу, решение типовых задач и их объяснение) и творческом (применение знаний в новой ситуации).
Для наиболее полного охвата и равномерного рас­пределения том по билетам предлагается таблица распределения заданий в различных желательных сочетаниях (см. приложение 1).
Далее на основе примерной программы, где дается распределение часов на каж­дую чему, рассчитывается количество необходимых билетов е различными сочетаниями том. Таблица по­может учителю определить минимальную комплек­тацию билетов для конкретного контингента экза­менуемых.
Примерное время подготовки учащихся к ответу по билетам базового уровня может быть в диапазо­не от 10 до 30 минут, профильного уровня — 20— 40 минут. Время ответа на билет в целом не должно превышать 15 минут.
Оценивание ответа экзаменуемого экспертное (скла­дывается из нескольких мнений членов экзаменаци­онной комиссии). При оценке ответа возможно ис­пользование традиционной формы оценивания по пятибалльной шкале каждого вопроса и выставление среднего значения в итоге па экзамен. Такой принцип оценивания подчеркивает значимость всех видов дея­тельности, которым обучен выпускник по предмету.
На “5” оценивается ответ, если учащийся имеет системные полные знания и умения по поставлен­ному вопросу. Содержание вопроса учащийся изла­гает связно, в краткой форме, раскрывает последо­вательно суп. изученного материала, демонстрируя прочность и прикладную направленность получен­ных знаний и умений, не допускает терминологи­ческих ошибок и фактических неточностей.
На “4” оценивается ответ, я котором отсутству­ют незначительные элементы содержания или при­сутствуют все необходимые элементы содержания, но допущены некоторые ошибки, иногда наруша­лась последовательность изложения.
На “3” оценивается неполный ответ, в котором отсутствуют значительные элементы содержания или присутствуют псе вышеизложенные знания, но до­пущены существенные ошибки, нелогично, про­странно изложено основное содержание вопроса.
На “2” оценивается ответ, при котором учащие­ся демонстрируют отрывочные, бессистемные зна­ния, неумение выделить главное, существенное в ответе, допускают грубые ошибки.
В приложении к билетам приводятся образцы вторых и третьих заданий к билетам. Сделано это только в тех случаях, когда из формулировки биле­тов неочевидна сложность задачи. Формулировки задач примерные, они даются только в качестве образца. Учителю необходимо самому составить за­дачи. Предполагается, что конкретные формулиров­ки задач сообщаются учащимся только на экзаме­не, после того, как учащийся выберет соответствую­щий билет. Сообщать формулировки конкретных задач в период подготовки к экзаменам не реко­мендуется, так как велика вероятность заучивания учащимися правильных решений без понимания сущности вопроса.
Таблица возможных сочетаний тем курса «Информатика и ИКТ» для составления билетов.
/>
/>
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Билет 1
1.Понятие информации. Виды информационных процессов. Поиск и систематизация информации. Хра­нение информации; выбор способа хранения информа­ции. Передача информации в социальных, биологиче­ских и технических системах.
2.Выполнитьстатистическую обработку (например, найти минимальное, максимальное и среднее значение) и сортировку информации в заданной электронной таблице.
3.Построить таблицу истинности для данного логи­ческого выражения (логическое выражение должно содержать не менее трех логических операций).
Билет 2
1.Понятие о кодировании информации. Выбор спосо­ба представления информации в соответствии с поставлен­ной сдачей. Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное кодирование.
2.Создать рисунок в векторном графическом редак­торе по заданному образцу.
3.Построить логическую схему для заданной табли­цы истинности (таблица задана для трех переменных). –PAGE_BREAK–Билет 3
1.Вероятностный и алфавитный подходы к измере­нию информации. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. Пропускная способ­ность канала связи.
2.Дорисовать растровое изображение и закрасить его по образцу.
3.Решить текстовую логическую задачу (необходимо использовать не менее трех переменных).
Билет 4
1.Понятие алгоритма: свойства алгоритмов, испол­нители алгоритмов. Автоматическое исполнение алго­ритма. Основные алгоритмические структуры.
2.Создать свой почтовый ящик на одном из общедо­ступных почтовых серверов. Отправить с него сообще­ние с заданной темой по указанному адресу.
3.Подсчитать информационный объем графического файла по размеру в пикселях с учетом палитры (задано количество цветов и палитре и размер рисунка).
Билет 5
1.Язык программирования. Типы данных. Реализа­ция основных алгоритмических структур на языке про­граммирования. Основные этапы разработки программ.
2. Записать с помощью микрофона читаемый вслух теист. Сохранить звуковую запись в виде файла. Воспро­извести запись на компьютере.
3.Подсчитать размер текстового файла при заданной кодовой таблице, формате страницы и количестве страниц.
Билет 6
1.Технология нисходящего программирования. Разбие­ние задачи на подзадачи. Процедуры и функции.
2.Создать электронное письмо с указанным текстом, вложить в него заданный файл и отправить по ладанно­му адресу.
3.Задание на подсчет полного набора символов (мощ­ности алфавита), используемого при кодировании ин­формации.
Билет 7
1.Структуры данных. Обработка массивов. Поиск в массиве. Основные алгоритмы сортировки массивов.
2. Отсканировать изображение, сохранить его в раз­личных форматах, сравнить размеры полученных фай­лов и вставить в текстовый документ файл наименьшего размера (при отсутствии сканера возможно использо­вание рисунков из имеющейся коллекции, но требуется сохранить изображение в другом формате).
3.Определить информационный объем переданного сообщения за определенный период времени при за­данной пропускной способности канала.
Билет 8
1.Основные понятия и операции формальной логи­ки. Законы логики. Логические выражения и их преоб­разования. Построение таблиц истинности логических выражений.
2.Отредактировать растровое изображение. (В фор­мулировке задания указать обязательные действия при редактировании конкретного изображения.)
3.Исполнить вычислительный алгоритм, записанный в виде блок-схемы. (Получить результат в виде значения переменной.)
Билет 9
1.Логические элементы и схемы. Типовые логиче­ские устройства компьютера: полусумматор, сумматор, триггеры, регистры.
2.С помощью электронной таблицы построить гра­фик функции.(Указывается конкретная функция из числа изученных.)
3.Записать вычислительный алгоритм с ограничен­ным набором команд, (Задание, как правило, выполня­ется без использования компьютера.)
Билет 10
1.Моделирование как метод познания. Информацион­ные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Основные этапы компью­терного моделирования.
2.Инсталлировать программу на заданный диск взаданную директорию. Удалить программу с помощью процедуры деинсталляции.
3.Решить задачу на определение n-гочлена пос­ледовательности, заданной по алгоритму. (Задание, как правило, выполняется без использования ком­пьютера.)
Билет 11
1.Специализированное программное обеспечение для защиты программ и данных. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
2.С помощью операционной системы или программ-утилит определить значения заданных характеристик ком­пьютера (должно быть задано не менее трех характе­ристик).
3.Составить программу на суммирование элементов массива. Произвести ввод и отладку программы, про­анализировать полученный результат.
Билет 12
1.Архитектура современных компьютеров. Основ­ные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь.
2.Создать небольшой текстовый документ по задан­ному образцу. Пронести проверку правописания. Рас­печатать документ. (Образец задается исходя из эле­ментов редактирования и форматирования, которые дол­жны быть продемонстрированы.)
3.Составить программу на сортировку элементов массива. Произвести ввод и отладку программы, про­анализировать полученный результат.
Билет 13
1.Компьютерные сети, Аппаратные средства компью­терных сетей. Топология локальных сетей. Характерис­тики каналов (линий) связи.
2.С помощью электронной таблицы построить диаг­рамму по заданным исходным значениям.
3.Составить программу, осуществляющую слияние элементов двух линейных массивов по заданному усло­вию. Произвести ввод и отладку программы, проанали­зировать полученный результат.
Билет 14
1.Информационные ресурсы государства. Образова­тельные информационные ресурсы. Информационная этики и право, информационная безопасность. Защита информации.
2.Создать таблицу в текстовом документе по задан­ному образцу. Распечатать документ. Провести провер­ку правописания. (Образец задается исходя из элемен­тов редактирования и форматирования, которые долж­ны быть продемонстрированы.)
3. Вычисление информационного объема сообщения с использованием вероятностного подхода к измерению информации (предполагается не менее трех действий).
Билет 15
1.Классификации программного обеспечения ком­пьютера. Взаимосвязь аппаратного и программного обес­печения компьютера.
2.Выполнить табличные вычисления в электронных таблицах.
3.Составить программу, проверяющую упорядоченность массива по заданному условию. Произвести ввод и отладку программы, проанализировать полученный результат.
Билет 16
1.Операционная система: понятие, основные функ­ции. Примеры операционных систем, многообразие операционных систем.
2.Ввести и отредактировать заданный текст (с таб­лицами и списками) с использованием выделения, ко­пирования и замены. Распечатать документ.
3.Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат.
Билет 17
1.Понятие файла. Файловый принцип хранения дан­ных. Операции с файлами. Типы файлов.
2.Отформатировать готовый текстовый документ в соответствии с указанными требованиями. Задается раз­мер полей, межстрочный интервал, размер абзацных отступов, шрифт основного текста, главного заголовка и подзаголовков. Распечатать документ.
3. Построить имитационную модель заданной систе­мы и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Билет 18
1.Виды профессиональной информационной деятель­ности человека и используемые инструменты (техниче­ские средства и информационные ресурсы). Профес­сии, связанные с построением математических и компью­терных моделей, программированием, обеспечением ин­формационной деятельности людей и организаций.
2.Сформировать иллюстрированный текстовый до­кумент (информационная листовка, газета) из готовых текстов и рисунков. Распечатать документ.
3.Определить скорость работы модема исходя из времени передачи сообщения и его информационного объема (желательно преобразование единиц измерения).
Билет 19
1.Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Средства и технологии работы с графикой.
2.Прочитать электронное письмо. Сохранить на диске вложенный в него файл. Внести исправления в текст письма и переслать его в соответствии с инст­рукциями, содержащимися во вложенном файле.
3.Рассчитать, какое количество страниц простого текста можно сохранить на дискете при заданных раз­мерах страницы и кодовой таблице.
Билет 20
1.Кодирование звуковой информации, форматы звуковых файлов. Ввод и обработка звуковых файлов.
2.Найти информацию в Интернете по заданным критериям.
3.Определить используемую палитру для графиче­ского файла исходя из его информационного объема и размера в пикселях. (Вычисляется количество цветов и палитре и объем информации об одном пикселе.)
Билет 21
1.Кодирование текстовой информации. Основные приемы преобразования текстов; редактирование и форматирование. Понятие о настольных издательских системах. Гипертекстовое представление информации.
2.Решение задачи табулирования функции с помо­щью электронных таблиц.
3.Для заданного логического выражения привести примеры значений переменных, при которых выраже­ние истинно или ложно. (Выражение содержит не ме­нее трех логических переменных.)
Билет 22
1.Динамические (электронные) таблицы. Назначе­ние и принципы работы электронных таблиц. Исполь­зование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
2. Создать архив файлов, выбранных по заданному критерию.
3. По заданной таблице истинности записать логиче­ское выражение. (Таблица задается для трех логических переменных.)
Билет 23
Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента. Использование динамических (электронных) таблиц для обработки и представления результатов естественно-научного и математического эксперимента, экономических и экологических наблю­дений, социальных опросов.
2. Найти все файлы с ладанным именем на указанном диске и удалить их.
3. Построить таблицу истинности дли заданной логи­ческой схемы (логическая схема должна содержать ни менее трех входов).
Билет 24
1.Понятие базы данных. Системы управления базами данных, Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
2.Проверить с помощью антивирусной программы файлы на заданном диске на наличие вирусов.
3.На основании предъявленной последовательности определить алгоритм ее построении и вычислить два следующих члена последовательности. (Задание, как правило, выполняется без использования компьютера.)
Билет 25
1. Компьютерные телекоммуникации: назначение, структура. Информационные ресурсы в телекоммуника­ционных сетях. Комплексы аппаратных и программных средств организации компьютерных сетей. Представле­ния о телекоммуникационных службах: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, интернет-телефония. Информационно-поисковые системы. Организации по­иска информации в сетях,
2. Создать каталог с заданным именем. Скопировать файлы, отобранные по заданному критерию, из указан­ного каталога во вновь созданный.
3. Рассчитать объем звукового файла при заданной продолжительности звучания, частоте дискретизации и заданном формате файла.
профильный уровень
Билет 1
1. Понятие информации. Виды информации, ее свой­ства, классификации по различным основаниям, про­блема определения. Выбор способа представления ин­формации в соответствии с поставленной задачей. Ин­формационные процессы. Передача информации в со­циальных, биологических и технических системах. Ин­формационное взаимодействие в системе, управление, обратная связь.
2. С помощью электронной таблицы смоделировать 100 исходов бросания игрального кубика. Сравнить результаты опыта с теоретическими значениями.
3. Построить таблицу истинности для заданного ло­гического выражения (логическое выражение должно содержать не менее четырех логических операций, в том числе импликацию).
Билет 2
1. Понятие о кодировании информации. Универсаль­ность дискретного (цифрового) представления инфор­мации. Позиционные и непозиционные системы счис­ления. Алгоритмы перевода из десятичной системы счис­лении в произвольную и наоборот. Связь между двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления. Двоичная арифметика.
2.В векторном графическом редакторе построить чертеж, иллюстрирующий условие планиметрической задачи.
3.Построить логическую схему для заданной табли­цы истинности (таблица задана для трех переменных).
Билет 3
1. Подходы к измерению информации. Преимуще­ства и недостатки вероятностного и алфавитного подхо­дов к измерению информации. Единицы измерения информации. Скорость передачи информации. Пропуск­ная способность канала связи.
2. С использованием электронной таблицы произвести обработку данных с помощью статистических функций.
3. Решить текстовую логическую задачу (необходимо использовать не менее четырех переменных).
Билет 4
1. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов, испол­нители алгоритмов. Автоматическое исполнение алго­ритма, Способы описания алгоритмов. Основные алгоритмические структуры и их реализация на языке программирования. Оценка эффективности алгоритмов.
2.Средствами почтовой программы обеспечить автоматическое уведомление отправителя о получении от него письма.
3. Подсчитать информационный объем графического файла по размеру в пикселях с учетом палитры (задано количество цветов в палитре и размер рисунка) и того же рисунка в графическом формате со сжатием (задан коэффициент сжатия).
Билет 5
1.Язык программирования. Типы данных. Реализа­ция основных алгоритмических структур на языке про­граммирования. Основные этапы разработки программ.
2. Сформировать и выполнить запрос к готовой базе данных для поиска группы записей по заданным кри­териям.
3.Подсчитать размер текстового файла при заданной кодовой таблице, формате страницы и количестве стра­ниц. Оценить размеры того же текста в других изучен­ных форматах текстовых редакторов.
Билет 6
1.Технология программирования. Структурное и объектно-ориентированное программирование. Процеду­ры и функции. Локальные и глобальные переменные.
2.Средствами почтовой программы создать фильтр для автоматического распределения входящих писем по почтовым папкам в зависимости от темы письма.
3.Задание на подсчет полного набора символов (мощ­ности алфавита), используемого при кодировании ин­формации.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Билет 7
1.Типы данных. Структуры данных. Обработка мас­сивов. Итеративные и рекурсивные алгоритмы обработ­ки массивов. Многомерные массивы.
2. Изображение на бумажном носителе состоит из не­скольких частей. Отсканировать части изображения и объе­динить их в одно растровое изображение. Отретуширо­вать получившееся изображение и сохранить его в файле.
3.Определить информационный объем переданного сообщения за определенный период времени при за­данной пропускной способности канала.
Билет 8
1.Основные понятия и операции формальной логи­ки. Законы логики. Логические переменные. Логиче­ские выражения и их преобразования. Построение таб­лиц истинности логических выражений.
2.С помощью электронной таблицы вычислить значе­ния функции, заданной рекуррентным соотношением.
3.Представить на языке программирования вычис­лительный алгоритм, записанный в виде блок-схемы. (Получить результат и виде значения переменной для заданных входных значений,)
Билет 9
1.Логические элементы и схемы. Типовые логиче­ские устройства компьютера, полусумматор, сумматор, триггеры, регистры. Описание архитектуры компьюте­ра с опорой на составляющие ее логические устройства.
2.С помощью электронной таблицы построить гра­фик функции.
3.Записать на языке программирования алгоритм для вычисления значения функции при заданных значе­ниях аргументов. Произвести вычисления.
Билет 10
1.Моделирование как метод познания. Информаци­онные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Основные этапы компью­терного моделирования. Построение информационной модели для решения поставленной задачи из любой предметной области, ее анализ на адекватность объекту и целям моделирования.
2.Найти на компьютере все файлы, удовлетворяющие заданному критерию, и объединить их в архив, защи­щенный паролем. Распаковать архив в заданный каталог.
3.Написать программу, вычисляющую значение n-го члена последовательности, заданной по алгоритму. Про­извести ввод и отладку программы, проанализировать полученный результат.
Билет 11
1. Информационные основы управления. Общие прин­ципы управления. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Само­управляемые системы, их особенности. Понятие о слож­ных системах управления, принцип иерархичности си­стем. Самоорганизующиеся системы.
2. Найти на указанном диске все файлы, удовлетво­ряющие заданному критерию, объединить в саморас­паковывающийся архив и записать на компакт-диск.
3. Написать программу на поиск элементов масси­ва по заданному условию. Произвести ввод и отладку программы. Проанализировать полученный результат.
Билет 12
1.Архитектура современных компьютеров. Основные устройства компьютера, их функции и взаимосвязь. Магистрально-модульный принцип построения компьютера, Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компью­терного рабочего места. Комплектация компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования.
2. Набрать текст, содержащий формулы, по заданно­му образцу.
3. Написать программу для вычисления количества перестановок (формулируется как комбинаторная за­дача, решаемая в общем случае). Произвести ввод и отладку программы. Проанализировать полученный ре­зультат.
Билет 13
1.Компьютерные нети, Аппаратные средства компью­терных сетей. Топология локальных сетей. Характерис­тики каналов (линий) связи. Профессии, связанные с обеспечением эксплуатации сетей,
2.С помощью электронной таблицы решить уравне­ние с заданной точностью и представить решение гра­фически.
3.Написать программу для вычисления количества сочетаний (формулируется как комбинаторная зада­ча, решаемая в общем случае). Произвести ввод и отладку программы. Проанализировать полученный результат.
Билет 14
1.Основные этапы становления информационного о6щества. Информационные ресурсы государства, их структура. Образовательные информационные ресурсы. Информационная этика и право, информационная бе­зопасность. Правовые нормы, относящиеся к информа­ции, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения,
2.В готовом текстовом документе отформатиро­вать заголовки различного уровня соответствующими стилями. Выполнить автоматическое формирование ог­лавления.
3. Вычислить информационный объем сообщения исходя из вероятностного подхода.
Билет 15
1.Классификация и характеристика программного обеспечения компьютера. Взаимосвязь аппаратного и программного обеспечения компьютера. Многообразие операционных систем. Понятие о системном админис­трировании. Программные и аппаратные средства для решения различных профессиональных задач.
2. С помощью электронной таблицы решить задачу табулирования заданной функции. Результат представить в табличной и графической форме.
3. Построить модель заданного физического процесса и реализовать ее h;iкомпьютере. Проанализировать полученный результат.
Билет 16
1.Компьютерные вирусы и антивирусные програм­мы. Специализированное программное обеспечение для защиты программ и данных. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компью­терных сетях от разрушения, несанкционированного доступа.
2.Отсканировать страницу текста, выполнить его распознавание и (при необходимости) корректировку. Результат сохранить в текстовом документе.
3.Построить имитационную модель заданной систе­мы и реализовать ее на компьютере. Проанализировать полученный результат.
Билет 17
1.Понятие файла, файлы прямого и последа натель­ного доступа. Файловый принцип организации данных. Операции с файлами. Типы файлов. Аппаратное обеспе­чение хранения данных и функционирования файловой системы.
2.С помощью системы проверки орфографии испра­вить ошибки в готовом текстовом документе.
3.Написать и отладить программу обработки масси­ва (суммирование элементов, сортировка и пр.). Про­анализировать полученный результат.
Билет 18
1.Виды профессиональной информационной дея­тельности человека и используемые инструменты (тех­нические средства и информационные ресурсы). Про­фессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспе­чением информационной деятельности людей и орга­низаций.
2.Создать компьютерную презентацию из 3-5слай­дов на заданную тему, содержащую текст, графику и элементы анимации.
3.Определить скорость работы модема исходя из времени передачи сообщения и его информационно­го объема (желательно преобразование единиц изме­рения).
Билет 19
1. Кодирование графической информации. Растро­вая и векторная графика. Средства и технологии рабо­ты с графикой. Создание и редактирование графиче­ских информационных объектом средствами графиче­ских редакторов, систем презентационной и анимаци­онной графики. Форматы графических файлов. Спосо­бы сжатия.
2. Создать две взаимосвязанных web-страницы на заданную тему, содержащие текст, графику, гиперссыл­ки и простые элементы управлении (кнопки, переклю­чатели, списки).
3. Рассчитать, какое количество страниц текста мож­но сохранить на дискете в пиле архива при заданных размерах страницы, кодовой таблице и коэффициенте сжатия.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Билет 20
1. Кодирование звуковой информации. Форматы зву­ковых файлов. Ввод и обработка звуковых файлов. Ис­пользование инструментов специального программного обеспечения и цифрового оборудования для создании и преобразования звуковых файлов.
2.Найти в Интернете требуемое программное обес­печение, скопировать на свой компьютер и установить его в соответствии с лицензионным соглашением, пред­варительно проверив скопированные файлы на наличие вирусов.
3.Определить используемую палитру для графического файла исходя из его информационного объема и размера в пикселях. (Вычисляется количество цветов в палитре и объем информации об одном пикселе.) Оп­ределить, как изменится информационный объем фай­ла при изменении палитры.
Билет 21
1.Кодирование текстовой информации. Основные приемы преобразования текстов: редактирование и форматирование. Использование систем распознавания текстов. Понятие о настольных издательских системам. Гипертекстовое представление информации. Использо­вание готовых и создание собственных шаблонов. Использование систем проверки орфографии и граммати­ки. Тезаурусы. Использование систем двуязычного пере­вода и электронных словарей.
2.С помощью электронной таблицы вычислить при­быль по вкладу при заданной доходности (сложные проценты).
3.Для заданного логического выражения определить множества значений переменных, при которых выра­жение истинно или ложно. (Выражение содержит не менее трех логических переменных.)
Билет 22
1.Динамические (‘электронные) таблицы. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей). Основные способы представления зависимостей между данными.
2. Написать и отладить программу обработки цело­численных данных.
3. По заданной таблице истинности записать и упро­стить логическое выражение. (Таблица задается для трех логических переменных.)
Билет 23
1.Математическая обработка статистических данных, результатов эксперимента. Использование динамических (электронных) таблиц для выполнения учебных заданий изразличных предметных областей: обработка ре­зультатов естественно-научного и математического экс­перимента, экономических и экологических наблюде­ний, социальных опросов, задач по учету и планирова­нию, учета индивидуальных показателей учебной дея­тельности.
2. Написать и отладить программу обработки вещественных данных.
3. Построить таблицу истинности для ладанной логи­ческой схемы (логическая схема должна содержать не менее трех входов).
Билет 24
1.Основные понятия баз данных. Системы управле­ния базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических за­дач. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Организация баз данных. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
2. Записать с помощью микрофона читаемый вслух текст. Скомпоновать «веденный звук с заданными зву­ковыми файлами с применением эффектов, изменения скорости и наложения звука. Сохранить получившиеся файлы в различных звуковых форматах.
3. Написать и отладить программу обработки символь­ных данных. Проанализировать полученный результат.
Билет 25
1.Комплекс аппаратных и программных средств организации компьютерных сетей. Адресация в Интер­нете. Клиент-серверная архитектура. Основные серви­сы Интернета: электронная почта, чат, телеконферен­ции, форумы. Информационно-поисковые системы.
2.По заданному документу создать реляционную базу данных из трех таблиц, исключив при этом дублирова­ние информации.
3.Рассчитать объем звукового файла при заданной продолжительности звучания, частоте дискретизации и заданном формате файла.
ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ К БИЛЕТАМ
Приложение к комплекту билетов по информатике и ИКТ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Билет №1
2. В электронной таблице содержаться данные о крупнейших озерах мира. Найти глубину самого мелкого озера, площадь самого обширного и среднюю высоту озер над уровнем моря.
3. Построить таблицу истинности для данного логического выражения: />.
Билет №2
2. Создать рисунок в векторном графическом редакторе по заданному образцу. Образец:
/>
3. Построить логическую схему для заданной таблицы истинности:
А
В
С
F
1
1
1
1
1
1
1
1`
1
1
1
1
1

Билет №3
2. Дан контурный рисунок: окружность и треугольник. Закрасить контуры. Дорисовать в правой стороне цилиндр. Если изучались графические пакеты, то предложить составить коллаж на заданную тему.
3. Решить текстовую логическую задачу: «Три школьника, Миша (М), Коля (К) и Сергей (С), остававшиеся в классе на перемене, были вызваны к директору по поводу развитого в это время окна в кабинете. На вопрос директора о том, кто это сделал, мальчики ответила следующее:
Миша: «Я не бил окно, и Коля тоже…»
Коля: «Миша не разбивал окно, это Сергей разбил футбольным мячом!»
Сергей: «Я не делал этого, стекло разбил Миша».
Стало известно, что один из рябят сказал чистую правду, второй в одной части заявления соврал, а другое его высказывание истинно, а третий оба факта исказил. Зная это, директор смог докопаться до истины.
Кто разбил стекло в классе?
Билет 4
2. Определить, сколько килобайт будет занимать графическое изображение размером 640 х 480 пик­селей в формате bтр, если используется палитра в 16 цветов.
Билет 5
3. Используется кодовая таблица СР1251 (WindowsCyrillic). Сколько килобайт будет занимать файл в простом текстовом формате (plaintext), если в тек­сте 300 страниц, на странице 25 строк, а в строке в среднем 45 символов?
Билет 6
3. а) Объем сообщения, содержащего 2048 сим­волов, составил 1/512 часть мегабайта. Определить мощность используемого алфавита.
б) На панели прибора четыре лампочки. Каждая из лампочек может гореть желтым, зеленым и крас­ным цветами. Какое количество различных сигна­лов может посылать прибор при условии, что все лампочки горят постоянным светом?
Билет 7
3. Модем передает сообщения со скоростью 14 400 бит в секунду. Сколько мегабайт может передать мо­дем за двадцать минут постоянной работы?
Билет 8
2. Дано отсканированное растровое изображе­ние с ‘ шумами ‘. Отретушировать изображение (устранить дефекты) и сохранить его на диске в формате JPEG.
3. Исполнить вычислительный алгоритм, записан­ный в виде блок-схемы. (Получить результат в виде значения переменной с.)
/>
    продолжение
–PAGE_BREAK–Билет 9
2. С помощью электронной таблицы построить график функции />на отрезке [7; 10].
3. У исполнителя Утроитель две команды, кото­рым присвоены номера:
1. вычти 1
2. умножь на 3
Первая из них уменьшает число на экране на 1, вторая — увеличивает его в три раза.
Запишите порядок команд в программе получения из числа 3 числа 22, содержащей не более 5 команд.
Примечание:Можно использовать любую вычислитель­ную задачу.
Билет 10
3. В последовательности чисел Фибоначчи первые два члена равны единице, а все последующие — сумме двух предыдущих. Найти восьмой член после­довательности.
Билет 11
2. С помощью операционной системы или про­грамм-утилит определить тактовую частоту процес­сора, объем ОЗУ, емкость каждого жесткого диска.
3. Дан массив натуральных чисел. Найти сумму элементов, кратных заданному К.
Билет 12
3. Дана последовательность чисел />, />, …, />.Тре­буется переставить элементы так, чтобы они были расположены по убыванию. Для этого в массиве, на­чиная с первого, выбирается наибольший элемент и ставится на первое место, а первый — на место наи­большего. Затем, начиная со второго, процедура по­вторяется. Написать алгоритм этой сортировки выбо­ром.
Билет 13
2. Дана таблица, содержащая сведения о валовом продукте некоторой страны за последние 20 лет. Построить диаграмму, наглядно иллюстрирующую динамику изменения данного показателя.
3. Заданы два одномерных массива с различным количеством элементов и натуральное число Т. Объединить их в один массив, включив второй мас­сив между Т и (Т+1)-м элементами первого. До­полнительный массив не использовать.
Билет 14
3. Температура воздуха в средней полосе колеб­лется в диапазоне от —28 до 35 градусов Цельсия. Какой объем (в байтах) будет занимать информа­ция о дневной температуре в определенном месте в течение года, если измерения проводились один раз в день с точностью до градуса?
Билет 15
2. Длязаданного списка сотрудников рассчитать месячную зарплату с учетом оклада, количества рабо­чих дней и существующей ставки подоходного налога.
3. Дана последовательность действительных чи­сел. Выяснить, является ли она возрастающей.
Билет 16
3. Построить математическую модель падения тела с заданными характеристиками (масса, форма) в средах разной плотности. Изучить влияние вязкос­ти среды на характер движения.
Написать и отладить программу, выводящую на экран графики зависимости скорости движения и пройденного пути от времени.
Примечание: задача на моделирование может быть решена с помощью электронной таблицы. Условие задачи может быть предельно простым.
Билет 17
3. Одна ткачиха обслуживает несколько станков, осуществляя по мере необходимости краткосрочное вмешательство, длительность которого — случайная величина. Какова вероятность простоя сразу двух стан­ков? Каково среднее время простоя одного станка?
Примечание: задача на моделирование может быть решена с помощью электронной таблицы. Условие задачи может быть предельно простым.
Билет 18
2. В указанном каталоге хранятся файлы с изоб­ражениями картин. В названиях файлов содержит­ся название картины и фамилия художника. Со­здать иллюстрированный текстовый документ, со­держащий изображения картин с соответствующи­ми подписями.
3. Модем передал текстовый документ из 120 стра­ниц по 25 строк каждая (60 символов в каждой стро­ке) за 1 минуту 40 секунд. Определить скорость рабо­ты модема (в бит/сек.), исходя из того, что для коди­рования каждого символа используется два байта.
Билет 19
3. Рассчитать, какое количество страниц простого текста (используется кодовая таблица СР1251 — WindowsCyrillic) можно сохранить на дискете объемом 1,44 мегабайта при размере страницы в 30 строк по 65 символов каждая.
Билет 20
2. Найти в сети Интернет названия трех книг писателя Владислава Крапивина, опубликованных после 1980г. Результаты поиска сохранить в виде текстового документа.
3. Определить количество цветов в палитре и объем информации об одном пикселе, если sфор­мате bтр рисунок размером 640 х 480 точек зани­мает на диске 900 килобайт.
Билет 21
2. На отрезке [2; 3] с шагом 0,1 протабулировать функцию />.
3. Для логического выражения />приве­сти примеры значений переменных А, В, С, при которых выражение истинно. Заменить перемен­ные А, В, С высказываниями.
Билет 22
2. Создать архив из всех файлов данного каталога, размер которых превышает 1 Мб.
3. Записать логическое выражение F, заданное таблицей истинности:
А
B
C
F
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
    продолжение
–PAGE_BREAK–ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ К БИЛЕТАМ
Приложение к комплекту билетов по информатике и ИКТ
ПРОФИЛЬЫЙ УРОВЕНЬ
Билет 1
3. Построить таблицу истинности для данного логического выражения: />.
Билет 2
3. Построить логическую схему для заданной таб­лицы истинности:
А
В
С
F
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Билет 3
2. Даны сведения об учащихся класса, включаю­щие средний балл за четверть, возраст (два последо­вательных года рождения) и пол. Определить сред­ний балл мальчиков, долю отличниц среди девочек и разницу среднего балла учащихся разного возраста.
3. Решить текстовую логическую задачу: «Болельщики футбольных команд делали прогно­зы об итогах соревнований „Турнир четырех“:
— Я уверен, что «Спартак» будет чемпионом, а „ЦСКА“ займет последнее место, — сказал Иван.
— Что ты, „Спартак“ выше третьего не поднимет­ся, а „ЦСКА“ станет вторым, — возразил Сергей.
— Чемпионом будет „Динамо“, а „ЦСКА“ войдет в тройку сильнейших, — сделал свой прогноз Петр.
— „Динамо“ будет вторым, а вот „Ротор“ точно будет последним, — промолвил Алексей.
Выяснилось, чтокаждый из болельщиков был прав в одном прогнозе и ошибся в другом. Как распреде­лились места, занятые командами?
Билет 5
3. Используется кодовая таблица СР1251 (WindowsCyrillic). Сколько килобайт будет занимать файл в про­стом текстовом формате (plaintext), если в тексте 300 страниц, на странице 25 строк, а встроке в среднем 45 символов? Оцените объемы того же текста в форматах doc, rtfи в HTML. Как изменится объем файла в этих форматах, если применить элементы форматирования (использовать различные шрифты и начертания)?
Билет 6
3. Перед въездом в город стоят пять флагштоков. На флагштоках можно поднимать флаги желтого, зеленого и красного цветов. Какое количество раз­личных сигналов можно подать при помощи этих флагштоков при условии, что не обязательно под­нимать флаг на каждом из флагштоков?
Билет 7
3. Модем передает сообщения со скоростью 14 400 бит в секунду. Изображение какого размера (в формате без сжатия) может передать модем за три минуты постоянной работы, если используется палитра из 65 тысяч цветов?
Билет 8
2. Получить в электронной таблице первые 15 значений функции />.
3. Написать программу, исполняющую алгоритм, записанный в виде нижеприведенной блок-схемы. Распечатать значение переменной с.
/>
Билет 9
2. С помощью электронной таблицы построить график функции
/>
на отрезке />.
3. Написать алгоритм, вычисляющий значение функции />для любого х.
Билет 10
3. В последовательности Фибоначчи первые два члена равны единице, а все последующие — сумме двух пре­дыдущих. Написать программу, находящую определен­ный член последовательности (номер искомого члена задается в виде аргумента или вводится с клавиатуры).
Билет 12
2. Пример образца формулы:
/>
3. Напишите программу, вычисляющую, скольки­ми способами можно построить в одну шеренгу п учеников (число учеников задается в виде аргумен­та или вводится с клавиатуры).
Билет 13
2. С помощью электронной таблицы решите урав­нение />на отрезке [2; 3] с точностью 0,1.
3. Напишите программу, вычисляющую, сколько вариантов составов по п человек может выпустить на поле тренер спортивной команды, если всего в команде т человек (числа задаются в виде аргумен­тов или вводятся с клавиатуры).
Билет 14
3. Какова вероятность угадать в „Спортлото“ 3 чис­ла, если в карточке есть 49 номеров и зачеркивается 6 из них?
Билет 15
2. С помощью электронной таблицы вычислить значение формулы />; п = 6, х изменяется от 1 до 2 с шагом 0,1
Билет 17
3. Написать и отладить программу ввода и сорти­ровки по возрастанию целочисленного массива из 20 элементов.
Билет 20
3. Определить количество цветов в палитре и объем информации об одном пикселе, если в фор­мате bтр рисунок размером 640 х 480 точек зани­мает на диске 900 килобайт. Как изменится размер файла, если этот рисунок преобразовать в черно-белый без изменения размеров рисунка?
    продолжение
–PAGE_BREAK–Билет 21
2. Человек положил деньги в банк под п процен­тов годовых. Проценты начисляются ежекварталь­но и зачисляются на счет. С помощью электронных таблиц рассчитать, какое количество денег получит человек через два года.
3. Для логического выражения />опреде­лить все наборы значений переменных А, В, С, при которых выражение истинно.
Билет 22
2. Написать и отладить программу вывода на эк­ран всех простых чисел в диапазоне от 300 до 500.
3. Записать логическое выражение F, заданное таблицей истинности:
А
B
C
F
1
1
1
]
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
]
Билет 23
2. Написать и отладить программу приближенного нахождения корня уравнения />на отрезке [1; 5] методом половинного деления с точностью 0,01.
3. Построить таблицу истинности для данной логической схемы:
/>
Билет 24
3. Написать и от­ладить программу шифрования символьной строки, состоящей из букв латинского алфавита по коду Цезаря (А и а заменяет­ся на Dи dсоответственно, Bubна Е и е, С и с на Fи f, …, Xи х на А и a, Yи у на В и b, Zи Zи zС и с).
Билет 25
3. Рассчитать объем звукового файла продолжи­тельностью звучания в 25 сек., если частота дискре­тизации составила 44,1 кГц, а для записи значения звукового давления используется 16 бит.
Материалы газеты «Информатика» №6 (511)/2006 г.
Таблица возможных сочетаний тем курса информатики и ИКТ для составления билетов
«Информация и ее кодирование. Информационные процессы» — 
«Алгоритмизация и программирование» — 
«Основы логики» — 
«Моделирование и компьютерный эксперимент» — 
«Основные устройства информационных и коммуникационных технологий»+ «Социальная информатика» — 
«Программные средства информационных и коммуникационных технологий»+ «Социальная информатика» — 
«Технология обработки текстовой, графической и звуковой информации» — 
«Технология обработки информации в электронных таблицах» — 
«Технология хранения, поиска и сортировки информации в базах данных» — 
«Телекоммуникационные технологии» »+ «Социальная информатика» — 
1-й
вопрос










2-й вопрос



















3-й вопрос


















Количество
необходимых билетов
3
4
2
1
4
4
3
2
1
1