Інформатика і компютерна техніка

Міністерствоосвіти і наукиУкраїниЧеркаськийДержавнийТехнологічнийІнститутКафедраінформатикиФакультетекономіки іуправління
Контрольнаробота

З курсуінформатикиі компютерноїтехніки

Перевіриввиконав студент
викладачкафедри 1курсу феугрупи зу-112
ОлійникГ.Т. Шкарбан С. В.

№ 10
Определитьвремя падениякамня на поверхностьземли с высоты h:

10CLS
20INPUT«Высота h»;h
30t = SQR(h / 9.81)
40PRINT t
50END

№ 79
Вычислить:(1+sin0,1)(1+sin0,2)…(1+sin10)

10CLS
20m = 1
30FOR k = .1 TO 10 STEP .1
40m = m * (1 + SIN (k))
50NEXT k
60PRINT «m =»; m
70END

№ 756
Даныдействительныечисла x,a,(>0,x

1/>+a(a-1).k..(a-k+1) xk

10CLS
20INPUT «x…», x
30INPUT «a…», a
40INPUT «Eps…», Eps
50sum = 0: k = 1: divd = 0: fact = 1
‘divd — предыдущийчленпоследовательностидлякаждогошагацикла
‘нужендляучетаточности. fact — факториал
60mul = a
70FOR i = 0 TO k: mul = mul * (a — i + 1): NEXT ‘ произведениевчислителе
80fact = fact * k ‘ факториалв знаменателе
90cur = mul / fact * (x ^ k) ‘ текущийчлен последовательности
100sum = sum + cur: k = k + 1
110IF cur — divd > Eps GOTO 140
120divd = cur
130GOTO 60
140PRINT sum
150END

№ 215-в
Данонатуральноечисло m, действительныечисла a1,…an, последовательностьa1,…an.Определитьчисло соседствдвух чиселодного знака, причем модуль1-го числа долженбыть большемодуля 2-го числа.

10CLS
20INPUT «Введите m…»,m
30DIM a(m)
40FOR i = 1 TO m
50PRINT «a(»; i; “)”;: INPUT a(i)
60NEXT i
70FOR i = 1 TO m — 1
‘произведениедвух чисел содинаковымзнаком большенуля
80IF a(i) * a(i + 1) > 0 THEN IF ABS(a(i)) > ABS(a(i + 1)) THEN k= k + 1
90NEXT i
100PRINT k

№ 339-г
Даныцелые числаа1…an,(в этой последовательностимогут бытьповторяющиесячлены). Вычислитьсколько чиселвходит в последовательностьпо одному разу.

10CLS
20INPUT «Введите n…»,n
30DIM a! (n)
40FOR i = 1 TO n
50PRINT «a(»; i; “)”;: INPUT a!(i)
60NEXT
70nepovt = 0
80FOR i = 1 TO n
90found = 0
100FOR j = 1 TO n
110IF i j AND a! (j) = a!(i) GOTO 140
120NEXT j
130nepovt = nepovt + 1
140NEXT i
150PRINT «Неповторяющихсячисел:»; nepovt
160END

№ 145-а
Последовательностьx1,x2,…образованопо закону x1=0,x2=5/8

Xi=Xi-1/2+3/4*Xi-2,i=3,4…

10 CLS
20 DIM x (20)
30 LPPRINT“ Последовательностьx(20)“
40 LPRINT
50 x(1)=0: x(2)=5/8
60 FOR I=1 TO 20
70x(i)=x(i-1)/2+3/4*x(i-2)
80 NEXT i
90 FOR i =1TO 20
100 LPPRINT USING“###.######”: x(i):
110 IF i MOD 5=0 THENLPPRINT
120 NEXT i
130 LPRINT
140 END

Задача N 145AПоследовательностьх (20)
0.000000 0.625000 0.312500 0.625000 0.546875
0.742118 0.781250 0.947266 1.059570 1.240234
1.414795 1.637573 1.879883 2.168121 2.493973
2.873077 3.307018 3.808317 4.384422 5.048449

№ 59-и
Даныдействительныечисла x,y.Определитьпринадлежитли точка скоординатами(x,y) заштрихованнойчасти плоскости.

/>

10 CLS
20 LPRINT
30LPRINT “Задача№59i”
40 LPRINT
50INPUT “ введитеx, y=: x, y
60 LPRINT
70 IF x>=0 THEN
80IF (y= -1) THEN
90 GOTO 220
100 ELSE
110 GOTO 200
120 END IF
130 ELSE
140 IF (y+x= -1) THEN
150 GOTO 220
160 ELSE
170 GOTO 200
180 END IF
190 END IF
200 LPRINT“точка А непринадлежитзаштрих. области”
210 GOTO230
220 LPRINT“точка А принадлежитзаштрих. области”
230 LPRINT
240 LPRINT USING “\ \#####.##”: “x=”: x:
250 LPRINT USING “\ \#####.##”: “y=”: y:
260 LPRINT
270 END

ЗадачаN 59i
x= 0.50 y = 0.10
точкаА не принадлежитзаштр. Плоскости
x= — 0.40 y = — 0.20
точкаА принадлежитзаштр. плоскости

Windows-приложения
Windows— интегрированнаяпрограмма.Под управлениемоболочки Windowsмогут работатьне только специальныепрограммы, разрабо­танныедля эксплуатациив средеWindows(Windows-приложения), но и «обычные»программы, работающиев среде DOS, т.н. DOS-приложения(DOS-прикладныепрограммы).Оболочка Windowобеспечиваетэффективныйи комфортабельныйобмен информациеймежду отдельнымипрограммами, выполняемымипод ее управлением.Здесь речь впервую очередьидет оWindows-пpилoжeнияx.С понятиеминтегрированностисвязываютобычно такжевозможностьсовместногоиспользованияресурсов компьютераразличнымипрог­раммами.Так, к примеру, принтер, подключенныйк компьютеру, может с одинаковымуспехом использоватьсявсеми программамина конкурентнойоснове. Причемвсе операции, связанные снеобходимостьюперекодировок, смен драйверов(например, припереходе отпечати текстовк выводу иллюстраций)берет на себяоболочка.
Большинствопользователейпривлекаетв среде Windowsне только и нестолько комфортабельностьсамой оболочки, сколько спецификаре­ализованныхв этой средеприложений.Особенностиреализациив среде Windowsдаже знакомыхпользователямпо работе в DOSприкладныхпрограмм (приложений)практическипозволяютрассматриватьWindows-версииэтих программкак совершенноновые продукты.
Работа вo6oлочкеWindowsи в Windows-приложенияхпредполагаетсвоеобразнуюперестройку«образа жизни».«Жизнь» пользователяв среде ‘Windowsсопряжена с«мышиным»управлением, обменами даннымимежду отдельнымипрограммамии параллельнымвыполнением.СтандартизацияинтерфейсовотдельныхWindows-приложенийпозволяет легкопереходитьот одного приложенияк другому, неначиная каждыйраз с нуля (хотябы в плане способови средствуправления).
зафиксировать курсор кнопкой мыши — и операция выполняется. С помощью того же манипулятора можно перемещать пиктограммы и окна по экрану, менять их размер, открывать и закрывать их — и все это при минимальном использовании клавиатуры для ввода каких бы то ни было директив. Кроме того, для любителей традиционного интерфейса DOS реализована возможность выхода на этот уровень. При разработке графического интерфейса Windows не последнюю роль играли и эргономические соображения: учтены требования к цветовой гамме, сочетаниям цветов, шрифтам, формам и размерам пиктограмм и окон. По сравнению с некоторыми другими пакетами внешнее оформление оболочки Windows может быть признано «спар­танским» вследствие отсутствия излишеств и за деловой стиль. Понятие «графически-ориентированный» включает в себя для Win­dows также и соответствие изображения на экране последующему изображению на твердой копии (распечатке). В этом плане можно считать, что в оболочке Windows реализован принцип WYSIWYG ( WhatYonSeeIsWhatYouGet = To, что Вы видите, то и получаете), до сих нор бывший привилегией относительно небольшого числа программ- С помощью TrueType-шрифтов этот принцип нашел в рамках Windows 3.1 свое дальнейшее развитие.

Windows обеспечивает независимый запуск и параллельноевыпол­нение нескольких программ. Большинство других оболочек и операционных
В фирменнойпоставке пакетаWindowsнаходитсянесколькопри­ложений.Все они объединеныв группу Accessories(аксессуары, инстру­менты).Это небольшиепо размеру ивозможностямприкладныепрограм­мы, составляющие«джентльменскийнабор» пользователя.Им далеко допрофессиональныхспециализированныхпакетов. Но онипрекрасноил­люстрируютвозможностиоболочки иобеспечиваютнекоторыймини­мальныйсервис. Болеетого, весьмаполезно начинатьзнакомствос серь­езнымипакетами именнос соответствующихсредств этойгруппы. Так, например, поработавнекоторое времяс текстовымредакторомWrite,в дальнейшемможно легкоперейти киспользованиютаких профессиональ-ныхпакетов обработкитекстов, какWordдля Windows,LotusAmiProfessional,WordPerfectдля Windows’т.п. Крометого, в приложенияхиз группы Accessoriesреализованымногие новинки, характерныеименно дляпоследнейверсии3.1 оболочкиWindows(работа с объектами, новые шрифты…).
Windows95
Объектно-ориентированныйподход
При созданииWindows95 фирмаMicrosoftв полной меререализо­валаобъектно-ориентированныйподход. Посколькуименно он легв основу новойоперационнойсистемы, вначалескажем несколькослов о том, чтотакое ориентацияна объекты.
Понятие«объектно-ориентированный»возникло впрограммиро­ваниисравнительнонедавно. Когдавычислительнаямощность ма­шинбыла невысока, о созданииобъектно-ориентированныхсис­тем не моглобыть и речи.Основой всегобыл программныйкод. Программистызаписывалипоследовательностикоманд длявыпол­нениятех или иныхдействий надданными, которыеоформлялисьв модули и процедуры.Для работы скаждым объектомсоздаваласьсвоя процедура.
Объекты, их свойстваиметоды
Постепеннос увеличениемпроизводительностивычислительныхсистем процедурныйподход началзаменятьсяобъектным. Напер­вое местовыдвинулсяобъект, а некод, которыйего обрабатывает.На уровнепользователяобъектныйподход выражаетсяв том, что интерфейспредставляетсобой подобиереального мира, а работа с машинойсводится кдействиям спривычнымиобъектами. Так, пап­ки можнооткрыть, убратьв портфель, документы— просмотреть, исправить, переложитьс одного местана другое, выброситьв корзину, факсили письмо— отправитьадресату и т.д. Понятие объектаоказалосьнастолькошироким, чтодо сих пор неполучило строгогоопределения.
Объект, каки в реальноммире, обладаетразличнымисвойствами.Программистили пользовательможет изменятьне все свойстваобъектов, атолько некоторыеиз них. Можноизменить имяобъек­та, нонельзя изменитьобъем свободногоместа на диске, который такжеявляется егосвойством.Свойства первоготипа в языкахпро­граммированияносят названиеread/write(для чтения изаписи), а свойствавторого— readonly(только длячтения).
Метод— это способвоздействияна объект. Методыпозволяютсо­здаватьи удалять объекты, а также изменятьих свойства.Напри­мер, длятого чтобынарисоватьна экране точку, линию или плоскуюфигуру, составляютсяразные последовательностикодов или програм­мы.Пользователь, однако, применяетдля отображенияэтих объек­товодин методDraw(), которыйсодержит кодыдля отображениявсех объектов, с которыми онработает. Затакое удобствоприходитсяпла­тить тем, что объектно-ориентированныесистемы могутработать толькона достаточномощных вычислительныхустановках.
Процедурныйподход в раннихОС
До настоящеговремени во всехоперационныхсистемах преобла­далпроцедурныйподход. Длятого чтобыпроизвестив системе ка­кое-либодействие, пользовательдолжен былвызвать соответству­ющуюпрограмму(процедуру) ипередать ейопределенныепара­метры, например, имяобрабатываемогофайла. Программавыпол­няланад файломуказанныедействия изаканчивалаработу. Приэтом пользовательв первую очередьимел дело сзадачей обработкидокумента, азатем уже ссамим документом.В давние времена, когда ЭВМ небыли персональными, пользовательописывал дейст­вия, которые должнабыла выполнитьзадача, на некоемстранном языке, называемомязыком управлениязаданиями(JCL—JobCon­trolLanguage).
С появлениемтерминала языкуправлениязаданиямиупростилсяи постепеннопревратилсяв команднуюстроку, однакона первом местевсе равно находиласьпроцедураобработкидокумента, асам документиграл вспомогательнуюроль.
Следующимэтапом упрощенияработы с машинойстал созданиеразличногорода операционныхоболочек (сначалатекстовых), которые«спрятали»от пользователякоманднуюстроку DOS.Ввод последовательностисимволов, изкоторой состоиткоманда опера­ционнойсистемы, свелсяк нажатию однойфункциональнойкла­виши илищелчку мыши.Самой распространеннойиз таких «надстро­ек»над операционнойсистемой сталаоболочка NortonCommander,
Однако основным«инструментом»пользователявсе еще оставаласьклавиатура.Качественныйпереход произошелпосле того, какпоя­вилисьграфическиеоболочки. Теперьпользовательв основномра­ботает сустройствомуказания, такимкак мышь, трекболили план­шет, а не с клавиатурой(разумеется, это не относитсяк работе внут­рисамих приложений, например, втекстовыхредакторах).Ему не нужнопомнить почтиникаких командоперационнойсистемы. Длятого чтобызапуститьприложение, достаточнощелкнуть мышьюна его изображенииили на «значке»(автор предпочитаетназывать егопиктограммой).
Отпроцедурногоподхода кобъектно-ориентированному
В начале 90-хгг. процедурныйподход все ещепреобладает, однако намечаютсяи некоторыепризнакиобъектно-ориентированного.Например, ужев Windows3+ можно поставитьв соответствиекон­кретномудокументуприложениедля его обработки.Тогда же поя­вилсяметод объектногосвязыванияи встраивания(OLE), позволя­ющийщелчком наизображенииобъекта неявнозапуститьприло­жение, которое егообрабатывает, а после окончанияобработкивернуться впредыдущееприложение.
С OLEтесно связантак называемыйметод редактированиядоку­ментов«на месте»(in-place).Если в документвстроен объект, ко­торый долженобрабатыватьсяконкретнымприложением, то при щелчкена этом объектенужное приложениенеявным образомза­пускается, причем в рабочемполе не изменяетсяничего, кромепа­нелей инструментов.Например, еслив тексте, которыйобрабаты­ваетсяв редактореMicrosoftWord, есть таблица, созданная вредактореMicrosoftExcel, то при щелчкена ней произойдетзамена nанелейинструментовExcel.Пользовательможет обрабатыватьдокумент совсемдругим приложе­нием, даже не подозреваяоб этом,
Еще одинмеханизм, которыйупростил работуи приблизилэру объ­ектно-ориентированногоподхода, называется«Drag& Drop», что в буквальномпереводе означает«перетащить-и-оставить».Работая этимметодом, выщелкаете кнопкоймыши (как правило, левой) на изображенииобъекта, перемещаетеего по экранупри нажатойкнопке и отпускаетекнопку, когдауказательокажется внужном местеэкрана. Такимобразом, процедурыкопирования, перемеще­нияи удалениястали объектно-ориентированными.
Что делалпользователь, когда ему нужнобыло удалитьфайлы вопе­рационнойсистеме MS-DOS? Он запускалпроцедуруудаления фай­лов, передавая ихимена в качествепараметров:
del FILEI.TXT FILE2TXT
Это действиеничем не напоминаетреальный мир, в котором выпросто выбрасываетененужные
Бумаги вмусорную корзину.На первом местедля пас стоитобъект (бумага), над которымвыполня­етсяпроцедуры(переноса вмусорную корзину),Rоперационныхоболочках, которые работаютпод управлениемWindows3.1, такое действиеуже реализованокак объектное-ориентированное— с по­мощьюмеханизма «Draw& Drop».Например, воболочке NortonDesktopможно схватитьмышью файл иперенести егона изобра­жениемусорной корзины.Этого достаточнодля удаленияфайла. Так работана персональномкомпьютеревсе большенапоминаетманипуляциис объектамив реальноммире.
=3)>=0)>