–PAGE_BREAK–
Форматирование текста
Операции форматирования включают в себя разбивку текста на строки (в рамках абзаца) и страницы, выбор размера, вида и начертания шрифта, расположения абзацев, отступов и отбивок между абзацами. Эти операции выполняются различными текстовыми процессорами с разной степенью автоматизации. Например, разбивку на строки и страницыWordвыполняет автоматически (это свойство — отличительная черта мощных текстовых процессоров).
Суть форматирования — это способность текстового процессора производить оформление документа:
· задавать границы рабочего поля (полосы набора), определяя поля сверху, снизу, слева, справа;
· устанавливать межстрочный интервал (разреженность строк на странице) и межбуквенный интервал в слове;
· выравнивать текст -центрировать, прижимать к левой или правой границе, равномерно распределять слова в строке;
· использовать различное шрифтовое оформление.
Форматирование часто применяется по отношению к абзацу. Абзац – фрагмент текста, процесс ввода которого закончился нажатием на клавишу вводаEnter.Такое нажатие следует рассматривать как команду, по которой текущий абзац закрывается. В большинстве текстовых процессоров при завершении абзаца клавишейEnterновый абзац наследует стиль предыдущего. Форматирование абзаца воздействует на весь абзац. Оно как бы хранится в символе абзаца, которым заканчивается каждый абзац. Если удалить этот символ, то предшествующий ему текст станет частью последующего абзаца. В текстовом редактореWordэтот символ имеет вид “¶”. Он может быть виден при отображении на экране непечатаемых символов.
Печать текста
Получение отпечатанного текста является, как правило, главной целью подготовки документа с помощью текстового редактора на ПК. Этап печати состоит из операций подготовки текста к печати и собственно печати.
К операциям подготовки текста к печати относятся разделение на страницы, нумерация страниц, изменение шрифта, выделение элементов текста при печати, задание заголовка и подножия страниц.
Для разделения текста на страницы пользователь должен задать параметры страницы и расстояние между строками при печати. Специальные команды редактора управляют расположением текстового материала на листе бумаги. С их помощью можно задать размер полей слева и справа от текста, расстояние между строками, количество пустых строк в верхней и нижней частях листа. На экране дисплея граница страницы указывается чаще всего горизонтальной линией из точек или черточек. В некоторых редакторах разделение на страницы производится автоматически на этапе набора текста, в других для этого нужно подать специальную команду.
При разбивке текста на страницы можно использовать «мягкие» и «жесткие» разделители страниц. Установка«мягких» разделителей страниц производится текстовым редактором, при редактировании они могут изменять свое положение, например, после удаления части текста.
Установку«жестких» разделителей страниц производит пользователь. «Жесткие» разделители страниц нужны в тех случаях, когда дальнейшая печать должна производиться с новой страницы, например в конце главы, перед началом таблицы, которую надо обязательно уместить на одной странице, и тому подобное.
Многие текстовые редакторы осуществляют нумерацию страниц автоматически или по команде пользователя. При этом номер может располагаться в верхней или нижней части страницы, слева, справа или в центре строки. Некоторые редакторы позволяют осуществить нумерацию, начинающуюся не с единицы.
Спектр возможностей, предоставляемых текстовыми редакторами для подготовки к печати, весьма широк. Состав операций и способ их задания полностью определяются конкретным текстовым редактором.
При подготовке текста к печати полезно просмотреть документ на экране. Это дает возможность выявить неудачные результаты работы редактора (например, такое разбиение на страницы, при котором заголовок раздела оказывается на одной странице, а сам раздел — на другой) и выполнить дополнительное редактирование текста (например, вставку лишней пустой строки перед заголовком с последующей новой расстановкой «мягких» разделителей страниц), чтобы получить текстовый документ хорошего качества.
Собственно печать является заключительной операцией этапа печати документа. Перед ее выполнением может возникнуть необходимость подачи специальных команд редактора и установки режимов печати на панели управления принтера.
Установка режимов печати принтера зависит от модели принтера и подробно описывается в руководстве по его эксплуатации.
Предоставляется возможность установить режим печати с остановкой после каждого листа либо режим непрерывной печати. Есть команда для того, чтобы печатать не весь документ, а только интересующую пользователя часть, ее удобно использовать для перепечатки отдельных страниц или фрагментов текста. Универсальные системы текстовой обработки предоставляют сервисные возможности для настройки на различные модели принтеров.
Ведение архива текстов
Использование ПК для подготовки текстовых документов ставит перед пользователями задачу создания и ведения архива текстов на магнитных дисках. Ведение архива включает в себя операции:
· просмотр оглавления архива;
· чтение текстов из архива;
· запись текстов в архив;
· копирование текстов;
· переименование текстов;
· удаление текстов.
В этом наборе операции чтения и записи выполняются как правило в самом редакторе, а остальные операции — с помощью средств операционной системы, например — программой ПРОВОДНИК системы Windows.
Минимальный набор типовых операций с текстом
Минимальный набор типовых операций включает операции, производимые над документом в целом, над абзацами документа и над его фрагментами.
ОПЕРАЦИИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ НАД ДОКУМЕНТОМ В ЦЕЛОМ:
· создание нового документа -присвоение документу уникального имени и набор всего текста документа;
· загрузкапредварительно созданного документа в оперативную память;
· сохранение документа -копирование документа из оперативной памяти во внешнюю;
· удаление документа -удаление созданного или загруженного документа с экрана;
· распечатка документа -создание твердой (бумажной) копии документа.
ОПЕРАЦИИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ НАД АБЗАЦАМИ ДОКУМЕНТА:
· установка границ абзацев и абзацных отступов с помощью маркеров отступов, находящихся на координатной линейке, или соответствующими командами меню.
· выравнивание: четыре вида горизонтального (влево, вправо, по центру, по ширине) и три вида вертикального выравнивания (вверх, вниз, по высоте).
· включение переноса слов. В обычном режиме слово, не поместившееся на строке, полностью переносится на следующую строку. Это не придает элегантности тексту; его правый край остается неровным. Для улучшения внешнего вида текста используют режим переноса. При ручном варианте переноса пользователь сам определяет место переноса, вводя дефис, и жестким переводом каретки (нажатием на клавишуEnter)переходит на следующую строку. Использование такого режима переноса приводит к необходимости удаления дефисов при повторном форматировании текста документа. При включенном режиме автоматического переноса реализуется мягкий вариант переноса: текстовый процессор сам делит слово на слоги и переносит его наилучшим способом. Этот режим не создает никаких трудностей при повторном форматировании.
ОПЕРАЦИИ, ПРОИЗВОДИМЫЕ С ФРАГМЕНТАМИ ТЕКСТА:
· выделение фрагмента
· перемещение
· копирование
· удаление
· шрифтовое выделение
Расширенный набор типовых операций с текстом
КОНТЕКСТНЫЙ ПОИСК И ЗАМЕНА. Один из видов поиска — по месту — заключается в предварительной разметке текста, это удобно при работе, требующей многократного обращения к определенным местам документа. Для такого поиска используются, по аналогии с закладками в обычной книге, команды типа «создать закладку», «найти нужную закладку», «убрать закладку». Такие «закладки» чаще всего обозначаются цифрами или буквами алфавита.
Другой вид поиска — по образцу – заключается в том, что задается некоторый образец (символ, слово, группа слов или цепочка символов) и подается команда поиска. Текстовый редактор начинает просмотр документа. Просмотр приостанавливается каждый раз при обнаружении заданного образца, на экран выдается соответствующий фрагмент текста и пользователь может совершить нужные операции. Затем можно подать команду на продолжение или прекращение поиска.
Команда замены служит для замены одного контекста на другой. Перед подачей задаются образец поиска и образец для замены. Команда может выполняться как по всему тексту, так и по его выделенному фрагменту.
Команда замены часто имеет разные режимы выполнения:
· Одноразовая и глобальная замена.Режим одноразовой замены прекращает поиск после нахождения первого заменяемого элемента. Глобальная замена заменяет все вхождения заменяемого элемента.
· Автоматическая и ручная замена.Режим ручной замены требует подтверждения пользователя на замену после нахождения каждого заменяемого элемента. Автоматический режим такого подтверждения не требует.
· Чувствительность и нечувствительность к строчным и прописным символам.При выборе режима, чувствительного к строчным и прописным символам, регистр, в котором отображен заменяемый элемент, имеет значение при его поиске. Иными словами, если вы задали заменяемый элемент какibm,текстовый процессор не обратит внимания на встретившееся ему в тексте словоIBM.
· Направление поиска.Обычно команда поиска и замены реализует поиск, начиная от позиции текста, занимаемой в настоящее время курсором, и до конца документа. У ряда текстовых процессоров направление поиска можно изменить на обратное. В ряде текстовых процессоров (например,Word)с помощью специальных символов реализуется язык запросов, дающий возможность осуществлять контекстный поиск по сложным критериям.
ОПЕРАЦИИ СОХРАНЕНИЯ.Операция сохранения записывает отредактированный документ, находящийся в оперативной памяти, на диск для постоянного хранения. Тип сохраненного документа обычно присваивается текстовым процессором автоматически. Например, в текстовом процессоре Wordдокументу присваивается тип.DOC.Большинство текстовых процессоров используют следующие три операции сохранения данных.
· Сохранить и продолжить редактирование.Эта операция выполняется периодически, гарантируя сохранность более свежей копии создаваемого документа на случай возможной его утраты.
· Сохранить и выйти.Мы используем эту операцию для сохранения отредактированного документа и выхода в операционную систему.
· Выйти без сохранения.Эта операция позволяет выйти в операционную систему без сохранения документа, с которым работали.
В текстовых процессорах, имеющих многооконный режим работы, предусматриваются одна операция выхода и отдельные операции сохранения и закрытия окон. Если при выходе в закрываемом окне остается несохраненный измененный документ, то текстовый процессор дополнительно запрашивает, следует ли сохранить документ или нет.
Текстовые процессоры с помощью резервных файлов обеспечивают защиту созданных документов от возможной утраты. Для этого специальной командой сохранения обеспечивается режим, когда одновременно хранятся два файла одного и того же документа — текущий и резервный. После внесения изменений в документ предыдущая его версия автоматически сохраняется как резервный файл: ему присваивается расширение ВАК, а отредактированная версия рассматривается как текущий файл. Тип текущего файла определяет сам пользователь или он присваивается по умолчанию (например, ТХТ, или .DOC). Таким образом, сохраняется только последняя, измененная версия документа; более ранние версии теряются. Хотя содержание текущего и резервного файлов не одинаково, возможность использования последнего (в случае повреждения или утраты текущего файла) представляется очень ценной. Автоматическое сохранение резервных файлов может оказаться недостаточным для обеспечения защиты важных документов и программ. В этом случае создаются дополнительные копии, хранящиеся отдельно от основных.
Важным фактором защиты создаваемых документов является функция автосохранения, которая может выполняться как обычная операция сохранения или как специальная операция сохранения текущего состояния текстового процессора в специальном файле. В последнем случае при аварийном прекращении работы это состояние может быть восстановлено, включая содержимое всех окон, положение курсоров в окнах и т.п.
Сохраняйте результаты своей работы. Для этого каждые 10-15 минут выполняйте операцию сохранения или установите режим автосохранения, если он имеется в текстовом процессоре.
ПРОВЕРКА ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ И СИНТАКСИСА. Режим проверки правописания и синтаксиса выполняется специальными программами(Speller checker),которые могут быть автономными, например Орфо, либо встроенными в текстовый процессор. Эти программы значительно различаются по своим возможностям. Наиболее мощные из них проверяют не только правописание, но и склонение, спряжение, пунктуацию и даже стиль. Указанный режим используют для контроля одного слова, страницы или целого документа. Указанное слово сопоставляется с его написанием в словаре и в случае любых несоответствий выдается на экран для редактирования. При этом пользователю предлагается следующий выбор:
· провести исправление;
· игнорировать ошибку;
· добавить данное слово во вспомогательный словарь.
Многие текстовые редакторы предлагают дополнительные услуги (например, варианты написания слова), облегчающие исправление ошибок. Но помните, что возможности программы зависят от полноты словаря. Поэтому постоянно пополняйте вспомогательный словарь, внося в него слова, отсутствующие в исходном словаре.
Кроме проверки ошибок пунктуации и выдачи предложений по их устранению этот режим обеспечивает выявление некоторых ошибок стиля, в частности неправильное использование заглавных и строчных букв, повторение одного и того же слова несколько раз подряд, отсутствие пробела между словами, отсутствие второй кавычки и т. п. Все указанные ошибки выявляются на основе сравнения разработанного текста с хранящимися в памяти основными правилами. Заметим, что используемый в рамках текстового процессора набор таких правил существенно ограничен.
СЛОВАРЬ СИНОНИМОВ. Словарь синонимов поможет избежать повторений и сделает элегантным ваш стиль изложения. Его использование чрезвычайно просто. Наведите курсор на интересующее вас слово и введите команду просмотра словаря синонимов. Текстовый редактор выдаст на экран несколько синонимов. Выберите тот, который вам больше нравится, и он автоматически будет перенесен в документ.
УСТАНОВКА ОБЩИХ ПАРАМЕТРОВ СТРАНИЦЫ. Различают логическую и физическую страницы, физическая страница (в некоторых текстовых редакторах вместо этого термина используется термин «размер бумаги») обычно имеет некоторый стандартный размер, например 210х297 мм (формат А4), а логическая страница образуется на поле физической за вычетом установленных пользователем границ. Количество данных на логической странице определяется, с одной стороны, плотностью печати (количеством знаков на строке), а с другой — разреженностью строк (интервалом между строками). Если вы собираетесь работать с двойными листами, конвертами или наклейками, вам следует установить новые размеры физической страницы.
При разрыве абзаца многие текстовые процессоры обеспечивают контроль за так называемыми висячими строками.Висячей строкой называется первая строка или заголовок нового абзаца, оказавшийся на последней строке страницы (Widow),или последняя строка абзаца, оказавшаяся в начале страницы(Orphan). Размещение абзаца при его разрыве может регулироваться по-разному. Например, не менее двух строк в конце страницы и не менее трех строк в начале.
Для введения нумерации страниц в создаваемом вами документе текстовый процессор предложит специальное меню, в котором вы сможете указать все интересующие вас условия нумерации: месторасположение на листе номера страницы, отказ от нумерации первой страницы, использование колонтитулов и другие. Номера страниц проставляются в колонтитуле.
Колонтитуломназывается заголовочное данное, помещаемое в начале или конце каждой страницы документа. Колонтитулы обычно содержат номера страниц, название глав и параграфов, название и адрес фирмы и т.п. Колонтитулы могут различаться для четных и нечетных страниц, а также для первой страницы и последующих. Использование колонтитулов позволяет лучше ориентироваться в документе, а также использовать дополнительные возможности рекламы.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШАБЛОНОВ И СТИЛЕЙ. Для унификации структуры и внешнего вида документов используются шаблоны.Шаблоном называют специальный вид документа, представляющий основные средства форматирования создаваемого документа.
Шаблон как понятие включает в себя ряд элементов:
· текст или форматирование, которые одинаковы в каждом документе определенного типа;
· стили;
· элементы автотекста;
· макрокоманды;
· панели инструментов;
· набор меню и «горячих клавиш».
Шаблон можно считать своего рода пустым документом с заданными свойствами, который «накладывается» на создаваемый документ (или на основе которого строится новый документ). Задаются как свойства собственно документа, так и свойства и способы работы с документом. Наличие шаблона облегчает создание, редактирование и оформление документа, позволяет сравнительно просто создавать однотипные документы.
Шаблоны позволяют составлять и хранить универсальные бланки документов различного типа: писем, служебных записок, доверенностей, платежных поручений. Составной частью шаблонов являются стили. Стиль как элемент шаблона предназначен для внешнего оформления документа и его абзацев. Стиль имеет имя, задавая которое пользователь задает определенный набор параметров форматирования, собранных вместе.
Стиль -это набор форматирующих команд, сохраняемый под своим именем для многократного использования. Стили упрощают задачу оформления и изменения вида документа, обеспечивают согласованность представления отдельных частей документа или документов одного типа, экономят время на процесс форматирования.
Текстовый процессорWordобладает большим числом стандартных (встроенных) стилей, часть из них являются стилями символов, остальные — стилями абзацев. Список доступных стилей зависит от шаблона, выбранного в момент создания документа. По умолчанию во всех новых документах, основанных на шаблонеNormal, Wordиспользует стиль Обычный, в котором установлены основные параметры форматирования: шрифт -Times New Roman, размер шрифта — 10 пунктов, выравнивание по левому краю, одинарный межстрочный интервал.
Начиная составлять определенный документ, вы сначала вызываете шаблон этого типа документов, а уже затем заполняете его. Составление документа при этом сводится к заполнению его определенных полей текстом. Один раз сделанный на основе стандартов шаблон может в дальнейшем многократно использоваться для создания документов определенного вида. продолжение
–PAGE_BREAK–
Особенности издательских систем
Отличительными особенностями редакторов издательских систем является наличие средств для подготовки текста, иллюстраций, графиков, для использования различных шрифтов, других оформительских элементов. Издательские системы имеют развитые средства для организации размещения материала разнотипного характера на странице. Компьютерная издательская система предоставляет пользователю огромные возможности для создания высококачественной полиграфической продукции.
Текстовый редактор и издательская система призваны решать одну и ту же задачу создания документов, но они ориентируются на различные категории пользователей. Текстовый процессор предназначен для рядового пользователя, для которого главным является удобство и простота интерфейса. Издательская система ориентируется на профессионалов, для которых важнее всего полный контроль над видом создаваемого документа. Указанные ориентации постепенно сближаются по мере совершенствования компьютеров и программ. На сегодняшний день различия проявляются лишь в деталях. Например, текстовый процессорWordне имеет экспорта в формате PostScript,обязательного для издательских систем, которые должны иметь развитую систему импорта-экспорта документов.
Одним из основных вопросов создания документа является выбор типа шрифта, его стиля и размера, а также определения требований к плотности печати на строке и странице. Важность этих решений связана с тем, что успех того или иного документа в большой степени зависит от того, как он выглядит.
Выбор шрифта должен соответствовать информации, которую вы хотите передать читателю: шрифт не должен быть ни слишком заметным, ни слишком ординарным. При этом различные части документа (заголовок, сам текст документа, примечания) нужно набирать шрифтами различных размеров. Правильный выбор шрифта, его стиля (жирный, курсив, обычный) и размера акцентирует содержание сообщения, не привлекая внимания к самому шрифту.
Шрифтпредставляет собой комплект букв, цифр и специальных символов, оформленных в соответствии с едиными требованиями. Шрифты отличаются друг от друга рисунком (гарнитурой), начертанием (прямой, курсивный), и размером (кеглем).
Тип шрифта в полиграфии принято называть гарнитурой шрифта.Гарнитура определяет набор художественных решений, отличающий данный шрифт от других. Каждая гарнитура имеет определенное название, например,Times, Helvetica, Courier.
Каждый тип шрифта имеет нескольконачертаний символов, например, полужирный, курсив,полужирный курсив, обычный. Кроме того, можно ввести подчеркивание символов и фрагментов текста.
Размер шрифта или иначекегль — это его вертикальный размер, измеряемый в пунктах (1 пункт равняется 0,376 мм). Для большинства документов используются шрифты в 10-12 пунктов, в то время как газетная полоса может иметь шрифт в 8 пунктов. Размер шрифта более 14 пунктов обычно используется лишь для заголовков и выделений. Заметим, что шрифты различных типов, но одного размера необязательно выглядят одинаковыми по величине.
Низкая разреженность строк (т.е. небольшое расстояние между соседними строками) затрудняет чтение, а высокая — делает документ малоинформативным. Для правильного выбора разреженности строк, также измеряемой в пунктах, необходимо учитывать размер используемого шрифта. В современных издательских системах разреженность строк определяется автоматически на уровне 120% от выбранного размера шрифта. Во многих текстовых процессорах имеется возможность регулировать расстояние между символами в словах, создавая более уплотненное или разреженное их начертание. Такой прием часто применяется для заголовков.
При работе с документами на персональных компьютерах применяют растровые и векторные шрифты. Растровые шрифты строятся в виде битового массива точек — растра. Каждая буква растрового шрифта представляется как группа закрашенных квадратиков (точек) на сетке растра. Растровые шрифты не масштабируются. При попытке увеличения размера растровых шрифтов происходит резкое ухудшение их качества — лестничный эффект, поэтому приходится хранить отдельную копию шрифта для каждого используемого размера. Растровые шрифты просты в отображении, поэтому применяются в качестве экранных шрифтов, во всех матричных и в большинстве лазерных и струйных принтерах, на графопостроителях. При отображении растровых шрифтов в натуральную величину они дают более высокое качество изображения, нежели векторные.
Векторные шрифтыхранятся в виде набора математических уравнений, описывающих начертание символа. Они не содержат готовых растров символов, поэтому каждый раз при их использовании растры должны строиться заново. Векторные шрифты не имеют лестничного эффекта при масштабировании, что позволяет увеличивать или уменьшать их размер в любых разумных пределах.
Из-за различной разрешающей способности принтера и монитора изображения символов на экране и в напечатанном документе могут отличаться. Шрифты TrueType (в переводе — верная печать) обеспечивают полное соответствие документа на бумаге и на экране. Они относятся к масштабируемым шрифтам и все размеры шрифтов от 4 до 127 пунктов не имеют искажений. Большинство современных текстовых процессоров поддерживают шрифты TrueType. Они являются основными шрифтами Windows. Перед именем шрифта формата TrueType в списке шрифтов ставятся буквы Тт. В комплект поставки Windows входят такие шрифты TrueType как Arial, Courier, Symbol, Times New Roman.
Верстка страницы определяет ее организацию, задавая соотношения между границами, колонками и расстоянием между колонками. Первое важное решение на уровне верстки связано с выбором количества колонок на странице. Одноколоночная верстка обычно используется для книг и писем, в то время как двух — и трехколоночный формат больше подходит для журналов и газет. Далее размеченные колонки наполняются текстом и рисунками.
Ширина строки (колонки) определяется количеством знаков, которые могут быть на ней помещены. Обычно оптимальной считается ширина строки в пределах от 45 до 60 символов.
Обращаем внимание на наличие связи между шириной строки (колонки) и размером выбранного шрифта: чем меньше размер шрифта, тем короче строка. Иными словами, меньший размер шрифта дает возможность поместить больше символов на заданной площади листа.
В процессе верстки рисунки, так же как и текст, размещаются в границах установленных колонок. При размещении рисунков следует соблюдать ряд правил.
· Располагайте рисунки сразу после упоминания о них в тексте.
· Оставляйте по сантиметру пространства между текстом и рисунком.
· Старайтесь использовать рисунки той же ширины, что и сопровождающий их текст.
Чтобы акцентировать внимание читателя, издательские системы предлагают целый набор средств. Простейшие из них — изменение типа и размера шрифта. Заголовки следует набирать шрифтом большего размера, чем подзаголовки, которые, в свою очередь, должны быть больше основного текста. Также эффективно использование стилей шрифтов — полужирного, курсива и подчеркивания, однако, ими следует пользоваться умеренно. Не следует выделять заглавными буквами или подчеркивать длинные фрагменты текста. Важным средством выделения является заполнение фрагмента серым (цветным) тоном и/или выделение фрагмента в рамку.
Полезные советы
Используйте режим просмотра готового документа перед его распечаткой.
Учитесь быстро печатать.
Сначала пишите, потом форматируйте
Удаляйте с осторожностью
Сохраняйте чаще
Храните копии всех важных документов
Текстовый процессор
MS Word
Текстовый процессорWordявляется составной частью интегрированного пакетаMicrosoft Office,который занимает основную часть рынка офисных пакетов.
Текстовый процессорWordимеет широкий диапазон применения — от оформления коротких писем до создания объемных дипломных проектов, диссертаций, рекламных проспектов, содержащих таблицы, диаграммы, иллюстрации, сложные математические формулы, звуковые комментарии и видеофрагменты, подготовленные в других приложениях. Текстовый процессор содержит большой набор различных шрифтов и многочисленные шаблоны документов, которые применяются в делопроизводстве. Он обеспечивает фоновую проверку орфографии, грамматики и расстановку переносов для текстов на русском и английском языках. Возможность использования многочисленных функций, средства работы с большими документами и средства точного форматирования приближаютWordк настольным издательским системам.
Окно редактора Word типично для всех Windows-приложений и содержит стандартный набор управляющих элементов (см. пример окна в разделе “Базовые возможности текстовых редакторов “).
Отличительная особенностьредактора Word— большое количество панелей инструментов. Кнопки панели инструментов позволяют быстрее выполнить многие операции, так как при их использовании не надо открывать меню, прежде, чем выбрать команду. Наиболее часто используются панели Стандартная и Форматирование. Кнопки панели инструментов Стандартная ускоряют выполнение операций создания, открытия и сохранения файла, редактирования документа Кнопки панели форматирования позволяют выполнить форматирование символов и абзацев.
Для отображения или скрытия какой-либо панели инструментов в окне Wordвыберите командуПанели инструментов(Toolbars)в менюВид(View). На экране появится подменю, содержащее список панелей инструментов. Этот же список появляется в виде контекстного меню после щелчка правой кнопкой мыши любой панели инструментов.
Всплывающие подсказки показывают названия кнопок на панелях инструментов и элементов экрана. Для этого следует поместить указатель мыши на интересующий объект. Если на кнопке панели инструментов отображается текст, для нее подсказка не выводится.
Режимы просмотра документа
в
MS Word
Wordпозволяет просматривать документ в окне в нескольких режимах. Выбор режима просмотра зависит от выполняемой работы. Для смены режима просмотра документа используют кнопки, расположенные в левой части горизонтальной полосы прокрутки.
Обычный режим(Normal View)удобен для ввода, редактирования текста и перемещения по документу, так как позволяет увидеть все виды форматирования символов (шрифт, начертание, размер) и абзацев, но не показывает разметку страницы, некоторые элементы оформления страницы, например, колонтитулы, что ускоряет прокрутку документа в окне. Для перехода в этот режим нажмите самую левую кнопку на горизонтальной полосе прокрутки или выберите команду Обычный(Normal)из меню Вид(View).
Режим электронного документа (Online Layout View)— оптимальный режим для просмотра электронных документов на экране. Эта функция изменяет разметку страниц и облегчает чтение документа за счет использования более крупного размера шрифта, чем заданный для печати, перенос строк выполняется в пределах окна. В этом режиме окноWordразделено на две области. Вертикальная область в левой части окна документа, в которой изображается структура заголовков документа называется схемой документа. Схему документа можно использовать для быстрого перемещения по документу и для определения собственного положения в нем. Например, чтобы перейти к определенной части документа, достаточно выбрать соответствующий заголовок на схеме документа. Текущее положение в документе выделено на схеме документа контрастным цветом.
Режим разметки(Page Layout View)— позволяет увидеть страницу с рисунками, многоколонным текстом, сносками, колонтитулами и полями в том виде, в каком она будет напечатана. С некоторыми элементами документа (колонтитул, буквица, рамка) можно работать только в этом режиме. Этот режим удобен для компоновки страницы и размещения объектов, однако он больше загружает процессор и замедляет работу. В нем можно редактировать и форматировать текст. Для перехода в режим разметки используйте третью слева кнопку на горизонтальной полосе прокрутки или команду “Разметка страницы” (Page Layout)из меню Вид(View).
Режим структуры(Outline View)позволяет просматривать как иерархию заголовков, так и содержимое выделенного заголовка. Отступ заголовка в режиме структуры зависит от его уровня. В режиме структуры проще изменить уровень заголовка и расположение больших фрагментов текста, быстрее можно найти нужный раздел документа. Для перехода в этот режим используйте кнопку на горизонтальной полосе прокрутки или команду “Структура” (Outline View)из меню Вид(View).
Масштаб изображения документа
и о
дновременный просмотр разных частей документа
Масштаб документа можно увеличить, чтобы получить подробное изображение, или уменьшить, чтобы увидеть большую часть страницы или несколько страниц сразу в уменьшенном виде. При вводе текста желательно иметь масштаб, позволяющий увидеть строку целиком.
Масштаб отображения документа на экране можно выбрать в раскрывающемся списке Масштаб(Zoom)на панели инструментов Стандартная (Standard)или активизировав команду Масштаб(Zoom)из меню Вид(View).
Для одновременного просмотра двух частей одного документа разделите окно на две области одним из следующих способов:
· перетащите вниз маркер, расположенный над вертикальной полосой прокрутки
· дважды щелкните маркер, описанный в предыдущем пункте;
· выберите в меню Окно(Window)команду Разделить(Split),переместите линию разбивки мышью в требуемое положение на экране и щелкните кнопкой мыши.
В каждой из областей окна можно прокручивать документ независимо от другой области, можно использовать разные масштабы и режимы просмотра, например, в одной области окна можно работать в режиме структуры, в другой — в обычном режиме.
К единому окну можно вернуться следующими способами:
· расположить на линии разбивки указатель мыши и, когда он примет вид стрелки, указывающей в двух направлениях, переместить линию вверх или вниз, удерживая нажатой кнопку мыши;
· расположить на линии разбивки указатель мыши и дважды нажать кнопку мыши;
· выбрать команду Снять разделение в меню Окно.
Предусмотрена возможность открытия нескольких документов одновременно. При этом в окне программы вы будете видеть только последний открытый документ. Для перехода к другому документу можно выбрать его имя в меню Окно(Window)или нажать сочетание клавишCtrl+F6. Чтобы видеть все открытые документы одновременно, выберите команду Упорядочить все(Arrange All).Одновременный просмотр нескольких документов облегчает копирование/перемещение информации из одного файла в другой с помощью мыши. В окне программы документы будут отделены друг от друга линиями разбивки.
Вы можете свернуть окна документов, с которыми не работаете, нажав кнопку свертывания окна документа в строке меню.
Создание документа и перемещение по нему
После запускаWordна экране отображается окно, в котором виден пустой документ, основанный на шаблоне Обычный. В окно пустого документа можно ввести текст, вставить иллюстрацию и тому подобное. Пустой документ имеет название Документ 1, которое видно в строке заголовка. Документ можно создать следующими способами:
· выбрать команду Создать(New)в меню Файл(File),открыть вкладку Общие(General)и щелкнуть дважды значок Новый документ(Blank Document);
· щелкнуть кнопку Создать панели инструментов Стандартная. Кнопка расположена на левом краю панели и открывает документ, основанный на шаблоне Обычный.
При создании новых документов им будут последовательно присваиваться номера 2, 3, 4 и т.д. Если окно документа не развернуто в окнеWord,то имя документа отражается в строке заголовка документа .
Курсор ввода имеет вид мерцающей вертикальной линии. Он указывает, куда будет вводиться с клавиатуры символ, вставляться рисунок или другой объект. Его положение можно изменить клавишами управления курсора (см. табл.) или мышью только в пределах набранного текста.
Кроме курсора ввода в окне виден указатель мыши, имеющий вид латинской буквы I. Его местоположение меняется только после перемещения мыши. Указатель используется для выбора команд меню, перемещения объектов, для выделения фрагмента текста и т.д. Чтобы задать положение точки ввода(insertion point),необходимо переместить мышь так, чтобы указатель находился в нужной точке экрана и щелкнуть левой кнопкой мыши.
Открытие существующего документа
Существующий документ можно открыть несколькими способами:
· Открыть меню Файл(File)и щелкнуть мышью имя файла в списке в нижней части меню. Список содержит названия последних файлов, открытых в этом приложении.
· Выбрать команду Открыть(Open)в меню Файл(File)и в окне диалога Открытие документа(Open)указать имя и местоположение файла.
· Нажать кнопку Открыть на панели инструментов Стандартная и дважды щелкнуть значок файла в окне диалога Открытие документа (Open).
Спомощью окна диалога Открытие документа(Open)вы можете открыть документы, располагающиеся на жестком диске компьютера или на сетевом диске, к которому имеется доступ. Независимо от расположения документа его можно открыть в режиме «только для чтения», что предохранит оригинал от случайных изменений.
Чтобы открыть документ на жестком или сетевом диске, выполните следующие действия:
· Нажмите кнопку Открыть на панели инструментов Стандартная или выберите команду Открыть (Open) в меню Файл (File).
· Из раскрывающегося списка Папка(Look in) выберите диск или папку, в которой содержится документ. Последовательно открывайте папки двойным щелчком до тех пор, пока не будет открыта папка, содержащая искомый документ.
· Выделите в папке необходимый документ и щелкните на кнопке Открыть (Open) или нажмите Enter
Чтобы открыть документ, созданный в другой программе, выберите соответствующий формат из списка Тип файлов(Files of Type). Для просмотра всех файлов текущей папки выберите в этом списке пункт Все файлы(All Files.Для одновременного открытия нескольких файлов их имена выделите в окне диалога, удерживая нажатой клавишуCtrl,а затем нажмите кнопку Открыть(Open).
Сохранение документа
Во время работы пользователя на компьютере создаваемый документ хранится в оперативной памяти. Для того, чтобы записать этот файл на диск, необходимо выбрать в меню Файл(File)команду Сохранить как(Save As)и задать необходимые параметры в окне диалога Сохранение документа(Save As). В дальнейшем, для сохранения дополнений и изменений, вносимых в документ, достаточно нажать кнопку Сохранить на панели инструментов Стандартная или выбрать команду Сохранить(Save)в меню Файл(File).Открытый файл можно записать на диск под другим именем в этой или другой папке, выбрав в меню Файл(File)
команду Сохранить как(Save As).
Рассмотрим назначение различных элементов окна диалога, отображаемого на экране после выбора в меню Файл(File)команды Сохранить как(Save As).
1. Имя документа вводится в текстовое поле Имя файла(File name).Расширение можно не указывать. Разработанный с использованием редактора документ автоматически получает расширение.doc, соответствующее данному приложению. Если после имени файла поставить точку, то расширение не будет добавлено.
2. В поле Тип файла(Save as type)выбирается тип файла. Выбор другого формата может привести к потере качества в оформлении документа. В списке отображаются только те типы файлов, для которых можно выполнить преобразование формата..
3. Чтобы сохранить документ в другой папке или на другом диске, выбирают нужный диск или папку из списка Папка. Двойной щелчок папки, расположенной в поле выбора, откроет ее. Название папки появится в этом же поле Папка. Чтобы сохранить файл в папке более высокого уровня, надо нажать кнопку Переход на один уровень вверх, расположенную правее списка Папка.
После установки всех параметров записи файла щелкают кнопку Сохранить (Save). В строке заголовка окна приложения отобразится новое имя файла.
Редактор Word позволяет выполнять автоматическое сохранение документа в файле. Для включения этого режима необходимо:
· В меню Сервис выбрать команду Параметры
· В открывшемся диалоге выбрать вкладку Сохранение
· Включить флажок Автосохранение каждые и установить временной интервал
Для закрытия документа можно либо закрыть соответствующее окно, либо выбрать команду Закрыть(Close)в меню Файл(File). При этом если документ не был сохранен,появится запрос о необходимости сохранения изменений, внесенных в документ во время текущего сеанса работы: Сохранить изменения в документе”…doc”?Нажав кнопку Да(Yes),вы сохраните документ. После щелчка кнопки Нет(No)внесенные после последнего сохранения в документ изменения не будут сохранены.
Для выхода из программы, можно воспользоваться одним из следующих способов:
· выбрать команду Выход(Exit)в меню Файл(File)
· щелкнуть на кнопке закрытия окна редактора (но не текущего окна!)
· использовать сочетание клавишA1t+F4.
Выделение фрагмента текста
Для выполнения большинства операций по обработке текста редактируемый фрагмент следует предварительно выделить. По умолчанию выделенный фрагмент отображается в негативном цвете («белыми буквами по черному фону»).
Выделенный фрагмент может состоять из одного или нескольких символов, слов, предложений, абзацев или всего текста. Выделение производят мышью, командой меню или с клавиатуры. Выделение отменяется при последующем щелчке мыши вне места выделения или при нажатии на клавишу управления курсором.
Выделенный фрагмент можно переместить, скопировать или удалить, в нем можно изменить шрифт, произвести форматирование, выбрав из меню Формат(Format)команды Шрифт(Font),Абзац
(Paragraph)и т.п.
Для выделения фрагмента документа мышью, установите указатель в начальную или конечную точку выделения и, удерживая нажатой кнопку мыши, переместите указатель по диагонали в противоположный угол фрагмента: вправо-вниз или влево-вверх. Чтобы выделить рисунок, укажите на него и нажмите кнопку мыши
Чтобы выделить большой фрагмент текста, щелкните мышью начало выделяемого фрагмента, нажмите клавишуShiftи, не отпуская ее, щелкните конец выделяемого фрагмента. Для выделения слова укажите на это слово и дважды нажмите кнопку мыши. Чтобы выделить абзац, поставьте указатель в любом месте абзаца и трижды нажмите кнопку мыши.
При выделении фрагмента или всего документа мышью можно использовать полосу выделения — пустую область слева от текста, расположенную вдоль края окна После установки указателя на полосе выделения, он принимает вид стрелки,направленной под углом вверх вправо (при перемещении по меню или панели управления указатель показывает вверх влево).Использование полосы выделения приведено в таблице.
Выделяемый фрагмент
Порядок действий
Одна строка
Переместите указатель в полосу выделения и нажмите кнопку мыши.
Несколько строк
Переместите указатель по полосе выделения, удерживая нажатой кнопку мыши, пока не выделите нужное количество строк.
Абзац
Переместите указатель к левому краю строки в полосу выделения. После того как он изменит вид, дважды нажмите кнопку мыши.
Несколько абзацев
Переместите указатель в полосу выделения и дважды нажмите кнопку мыши. Оставив нажатой кнопку мыши после второго щелчка, переместите указатель по выделяемым абзацам.
Весь документ
Удерживая нажатой клавишуCtrl,щелкните полосу выделения или переместите в нее указатель и трижды нажмите кнопку мыши.
Для выделения фрагмента текста с клавиатуры можно использовать один из способов перемещения курсора по тексту в сочетании с клавишейShift.Курсор устанавливают на позицию начала или конца выделения, затем, удерживая нажатой клавишуShift,нажимают на одну из клавиш управления курсором.
Перемещение, копирование и удаление фрагмента документа
После выделения фрагмента эти операции можно выполнить одним из следующих способов.
· Команды меню Правка (Edit): выбрать сначала либо команду Копировать (Copy),либо Вырезать (Сut
), а после перемещения курсора в место вставки — выбрать команду Вставить (Paste).Находящийся в буфере обмена фрагмент можно вставлять многократно не только внутри одного документа, но и в другие документы из разных приложений.
· Одноименные команды контекстного меню, которое активизируется по правому щелчку на выделенном фрагменте текста.
· Соответствующие кнопки панели инструментов Стандартная
· Перетаскивание мышью (метод «Drag and drop):подведите указатель мыши к выделенному фрагменту и, когда он примет вид стрелки, направленной под углом вверх влево, нажмите левую кнопку мыши, переместите фрагмент на место вставки, не отпуская кнопки мыши. Для снятия выделения щелкните мышью вне перемещаемого фрагмента. Копирование выполняется аналогично, только предварительно нажимается и до самого конца копирования удерживается клавиша Ctrl.
Для удаления выделенного фрагмента документа нажмите одну из клавиш:Delete (Del), Backspaceили Пробел.
Поиск и замена символов и фрагментов текста
При работе с текстом может возникнуть необходимость найти группу символов, какое-нибудь слово, фрагмент текста, определенные параметры форматирования и т.д. Чтобы автоматизировать поиск и не просматривать весь документ, выполните следующие действия:
· установите курсор на то место, с которого надо начинать поиск;
· выберите в менюПравка(Edit)командуНайти(Find).Появится окно диалога Найти и заменить(Find and Replace);
· откройте вкладку Найти(Find);
· в текстовое поле Найти(Find what)введите образец, по которому будет производиться поиск, длиной до 255 символов;
· нажмите кнопку Найти далее(Find Next).Найденная группа символов будет выделена. Если окно диалога закрывает нужный текст, передвиньте окно, установив указатель на заголовке окна;
· для продолжения поиска повторно нажмите кнопку Найти далее.
Переход из окна диалога Найти(Find)
вокно документа и обратно выполняется щелчком мыши соответствующего окна или нажатием „клавиш A1t+F6.
По кнопке Больше (More)появляются дополнительные параметры поиска:
· Установка флажка Учитывать регистр(Match case)позволяет учитывать при поиске совпадение строчных и прописных букв.
· Установка флажка Только слово целиком(Find whole words only)позволяет вести поиск слов, все буквы которых, включая окончание, совпадают с заданным. После установки флажкаWordне будет останавливаться в тех местах документа, где заданная последовательность составляет часть слова.
· Поле Направление(Search)используется для задания направления поиска: Вперед- от места расположения курсора до конца документа;Назад— от текущего положения курсора до начала документа;Везде-по всему документу.
Word позволяет найти и заменить не только текст, но и параметры форматирования.
Нажав кнопку Формат(Format)вокне диалога Найти и заменить(Find and Replace), вы откроете список, в котором можно выбрать нужный элемент для поиска: Шрифт, Абзац, Табуляция, Язык, Рамка, Стиль, Выделение цветом. После выбора нужного элемента появится соответствующее окно диалога, в котором можно выбрать параметры форматирования. В результате выполнения данной команды в тексте документа будет найден фрагмент, оформленный заданным образом.
Для замены одного или нескольких символов, слова или фрагмента текста откройте в диалоговом окне Найти и заменить(Find and Replace)вкладкуЗаменить(Replace) и выполните следующие действия:
· В текстовом поле Найти(Find what)введите фрагмент текста или символы, которые должны быть найдены и заменены.
· В поле ввода Заменить на(Replace with)введите текст или сочетание символов, которые заменят сочетание, указанное в поле Найти. Для удаления из документа текста, указанного в поле Найти, поле Заменить наоставьте незаполненным.
· Для начала поиска искомой строки символов нажмите кнопку Найти далее(Find Next).Найденная строка будет выделена. Если замену не следует производить, нажмите эту кнопку еще раз.
· Для замены данных нажмите кнопку Заменить(Replace with).После того как замена будет произведена, в окне программыWordбудет выделен следующий фрагмент.
· Если выделенную группу символов заменять не следует, то для продолжения поиска используйте кнопку Найти далее(Find Next).
· Кнопку Заменить все(Replace All)используйте для автоматической замены всех вхождений искомых символов в документе, если нет необходимости подтверждать каждую замену щелчком кнопки Заменить. После выполнения операции появится окно с сообщением о количестве произведенных замен.
Кнопка Больше(More)позволяет дополнить окно диалога элементами, рассмотренными на вкладке Поиск(Find).Используя эти элементы, можно произвести замену формата, не меняя текст, или изменить и текст и формат. Например, вы можете заменить курсив на полужирный шрифт.
Если в документе выделить фрагмент текста, то поиск и замена символов будет производиться только в этом фрагменте.
Форматирование символов
При форматировании символов можно задать следующие параметры: гарнитуру, начертание, размер, толщину, цвет, анимацию, интервал, верхний и нижний индекс, подчеркивание, зачеркивание.
Чтобы изменить формат символов в каком-нибудь фрагменте или во всем документе, необходимо выделить форматируемую часть и воспользоваться панелью инструментов Форматирование или окном командыШрифт (Font)в менюФормат(Format)Для изменения формата одного слова достаточно расположить в нем курсор и не выделять слово.
КомандаШрифт(Font)также содержится в контекстном меню, которое появляется после щелчка правой кнопкой мыши текста документа. Окно команды содержит три вкладки Шрифт(Font),
Интервал
(Character Spacing)
и Анимация
(Animation).Когда вы вводите текст, параметры символов видны на панели инструментов Форматирование.
Шрифт можно выбрать на вкладке Шрифт или на панели инструментов Форматирование. Перечень всех установленных на компьютере шрифтов приводится в списке Шрифт(Font).Чтобы просмотреть список, воспользуйтесь вертикальной полосой прокрутки. Выбрав шрифт, нажмите кнопку мыши. Размер шрифта в пунктах от 8 до 72 выбирается в списке Размер(Size).
Начертание (стиль) шрифта задается выделением требуемого элемента в списке Начертание(Font style):
· Обычный
(Normal)-обеспечивает прямое начертание символов.
· Полужирный
(Bold
)— увеличивает толщину и яркость линий символов.
· Курсив
(italic)-создает наклон и округлые формы символов.
· Полужирный наклонный
(Bold Italic)-увеличивает толщину и яркость линий символов, создает наклон и округлые формы символов.
Следует учитывать, что 4 вида начертаний предусмотрено не для всех шрифтов.
В раскрывающемся списке Цвет(Color)задается цвет символов: черный, синий, белый, серый 50% и так далее.
Чтобы отказаться от полужирного, курсивного или другого начертания символов и установить форматирование символов, установленное по умолчанию, расположите курсор внутри слова и нажмите клавиши Ctrl+Пробел.
Параметры подчеркивания текста выбираются в раскрывающемся списке Подчеркивание(Underlined)..Ниже приведено назначение некоторых элементов списка:
· нет-подчеркивание отсутствует;
· одинарное-текст подчеркивается одной линией;
· только слова -подчеркиваются слова, интервалы между ними не подчеркиваются;
· двойное-текст подчеркивается двойной линией;
· пунктирное-текст подчеркивается пунктирной линией.
В рамке Эффекты(Effects)предусмотрена возможность установки флажков:
· зачеркнутый
(Strikethrough)
· двойное зачеркивание
(Double strikethrough),
· верхний и нижний индексы
· с тенью
(Shadow),
· контур
(Outline)
Выбранный шрифт с заданными параметрами отображается в поле Образец(Preview).
Форматирование абзаца
продолжение
–PAGE_BREAK–Абзацем является часть текста, которая заканчивается символом абзаца ¶. Символ конца абзаца появляется после нажатия клавишиEnter. Абзац является одним из главных элементов оформления документа. Абзац может содержать только один символ абзаца (пустой абзац) или состоять из нескольких строк текста. Как правило, после нажатия клавишиEnter создается абзац, атрибуты которого повторяют предыдущий. Если удалить символ абзаца, то все атрибуты последующего абзаца приобретают атрибуты предыдущего.
При редактировании текста можно отображать на экране символы конца абзаца (кнопка Непечатаемые символы панели инструментов Стандартная).
Для форматирования нескольких абзацев или всего документа выделите их и задайте параметры форматирования: отступы, выравнивание, интервалы, положение на странице.
При форматировании абзаца можно использовать окно диалога Абзац. кнопки панели инструментов Форматирование, горизонтальную и вертикальную линейки. Для отображения на экране окна диалога Абзац выберите команду Абзац(Paragraph)в меню Формат(Format)или в контекстном меню, появляющемся после щелчка абзаца правой кнопкой мыши.
При форматировании абзаца используются также команды Табуляция, Границы и заливка и Список из меню Формат.
Отступом называется расстояние между текстом и левым или правым полем страницы. При создании отступа происходит смещение элемента, например, маркера, номера или слова, влево от первоначальной линии текста.
Откроем вкладку Отступы и интервалы(Indents and Spacing)окна диалога Абзац. В рамке Отступ(Indentation)установим величины отступов от края страницы: слева{Left)и справа(Right).Если задать отрицательное значение отступа, то текст будет вынесен на левое или правое поле.
При вводе текста после нажатия клавишиEnterуказатель автоматически перейдет к следующему абзацу с учетом отступа или выступа заданного в поле на(By),если в раскрывающемся списке первая строка(Special) установлен элемент Отступ(First line).Если в этом списке установлен элемент Выступ(Hanging),то заданный отступ будет распространяться на весь абзац, кроме первой строки. Выступы первой строки абзаца применяются в маркированных и нумерованных списках, в библиотечных указателях. При установке элемента нет(none)ни одна строка не имеет отступа или выступа.
Размер интервала в пунктах между абзацами задается в рамке Интервал (Spacing)
всписках перед(Before)и после(After).Размеры интервалов до и после абзаца часто задают для заголовков.
Междустрочный интервал определяет расстояние по вертикали между строками текста. В большинстве случаев он берется равным 120% от размера шрифта. Раскрывающийся список междустрочный(Line Spacing)содержит следующие элементы:
· Одинарный
(Single) -устанавливает междустрочный интервал для каждой строки в зависимости от размера максимального символа строки.
· Минимум
(At Least) -устанавливает минимальный междустрочный интервал с учетом различных факторов, например, верхнего или нижнего индекса.
· Точно
(Exactly) -задает фиксированный междустрочный интервал между всеми строками.
· Множитель
(Multiple) -позволяет задать в поле значение(At)кратность междустрочного интервала одинарному.
Для установки отступов можно использовать горизонтальную линейку и расположенные на ней треугольные маркеры. Нижние маркеры управляют отступами выделенного фрагмента текста слева и справа. Верхний маркер задает положение отступа для первой строки абзаца (так наз. «красная строка»). Для перемещения маркера достаточно захватить его мышью и передвинуть по линейке до нужного положения.
В редакторе предусмотрено четыре варианта выравнивания строк на странице:
· По левому краю
(Left),
· По центру
(Center),
· По правому краю
(Right)
· По ширине
(Justified),
Установка выравнивания выполняется либо с помощью кнопок панели Форматирование, либов раскрывающемся списке Выравнивание(Alignment)на вкладке Отступы и интервалы(Indents and Spacing)
.Выбранное выравнивание распространяется на весь выделенный абзац.
Маркированные и нумерованные списки
Подсписком понимают последовательность строк, в которых содержатся данные одного типа. Списки облегчают чтение и понимание текста. Wordпозволяет придать абзацам форму списка, где каждый абзац будет помечен определенным маркером или номером. В маркированных списках перечисляются пункты, связанные с одной темой. В нумерованных списках перечисляются пункты, следующие друг за другом в определенном порядке. Каждый пункт списка является отдельным абзацем и имеет свой маркер или номер.
Создание маркированного или нумерованного списка выполняют следующим образом:
· курсор устанавливают на то место, откуда будет начинаться список;
· выбирают командуСписок(Bullets and Numbering)в менюФормат (Format)или в контекстном меню, появляющемся после нажатия правой кнопки мыши;
· в окне команды открывают вкладку Маркированный(Bulleted)или Нумерованный(Numbered)и выбирают тип маркера или формат номера
· вводят элементы списка, нажимая после каждого элемента клавишу Enter;на следующей строке появляется новый маркер. В нумерованном списке перед каждым абзацем стоит цифра. Если вы добавите/удалите пункт в списке, то нумерация всех последующих пунктов изменится автоматически.
Для быстрого создания маркированного списка можно использовать кнопки Нумерация(Numbering)
иМаркеры(Bullets)на панели инструментов Форматирование. Эти же кнопки используются, чтобы закончить ввод текста в виде списка.
Чтобы закончить нумерованный или маркированный список и вернуться к обычному формату абзацев, дважды нажмите клавишуEnter.
Можно создать список немного по-другому: ввести элементы списка клавишей Enter, выделить введенный текст и оформить его в виде списка с помощью кнопок панели Форматирование или команды Список меню Формат.
При необходимости вид маркеров в списке или способ нумерации можно изменить с помощью кнопки Изменить диалога Список. Например, в качестве маркера можно взять любой символ из имеющихся наборов символов.
Создание и оформление таблиц
Включение в текстовый документ табличной информации является очень важным моментом. Табличная информация встречается очень часто и позволяет структурировать текстовый материал в удобочитаемом виде. Редактор Word предоставляет широкий набор возможностей для создания и оформления табличной информации. Для выполнения основных операций в меню введен специальный элемент Таблица. Кроме того, можно использовать некоторые новые кнопки на панелях Стандартная и Форматирование или воспользоваться специальной дополнительной инструментальной панелью Таблицы и границы (команда Панели инструментов меню Вид).
Для добавления в документ таблицы можно воспользоваться одним из следующих способов:
· Выбрать в меню Таблица команду Добавить таблицу, в диалоге Вставка таблицы задать число строк и столбцов или воспользоваться кнопкой Автоформат для выбора одной из стандартных таблиц из предлагаемого набора
· Щелкнуть на кнопке Добавить таблицу в панели Стандартная, и указать мышью размер таблицы, выделяя необходимые квадраты при нажатой левой кнопке мыши
Во вставленной таблице можно добавлять и удалять строки и столбцы. Для этого необходимо:
· Выделить мышью строки или столбцы (строки выделяются слева от текста в полосе выделения, а столбцы — по верхней границе таблицы, когда курсор мыши примет вид маленькой вертикальной жирной стрелки)
· Выбрать в меню Таблица соответствующую команду Добавить/
Удалитьстроки/
столбцы; при добавлении в таблицу вставится столько новых строк или столбцов, сколько их было выделено на первом шаге
Ввод и форматирование текста в таблице практически не отличается от обычного. При этом к разным фрагментам таблицы можно применить разное форматирование. Для этого надо выделить необходимый фрагмент таблицы (клетку, группу рядом стоящих клеток, группу строк или столбцов) и применить стандартные средства оформления.
При вводе информации в клетки таблицы автоматически меняется высота строк, если текст не помещается в данной клетке. Кроме того, размеры можно менять вручную:
· поместить курсор мыши на разделительную линию в таблице
· “поймать” момент превращения курсора в вертикальную или горизонтальную двунаправленную стрелку
· нажать левую кнопку мыши и не отпуская переместить разделительную линию в новое положение
Для перемещения по клеткам таблицы можно либо использовать мышь, либо клавиши Tab (вправо и вниз) или Shift+Tab (в обратном направлении). Если маркер ввода находится в правой нижней клетке, то нажатие клавиши Alt приводит к добавлению в таблицу новой строки.
Иногда возникает необходимость объединить в таблице соседние клетки в единое целое. Для этого надо выделить объединяемые клетки и выбрать в меню Таблица команду Объединить ячейки.
Надписи, вставка рисунков и художественное оформление текста
Понятие “Надпись” (в предыдущих версиях — кадр) позволяет разбивать страницу на отдельные достаточно независимые фрагменты, содержащие свою информацию (в том числе графическую) и отформатированные своим собственным стилем. Это можно рассматривать как простую верстку страницы.
Для вставки надписи можно либо выбрать команду Надпись меню Вставка, либо нажать кнопку Надпись в панели инструментов Рисование. Сама панель
После этого курсор мыши превращается в перекрестие, с помощью которого надо на странице обозначить границы надписи, перемещая перекрестие при нажатой левой кнопке от левого верхнего угла к правому нижнему углу. После отпускания кнопки мыши надпись будет выделена на странице толстой штриховой рамкой, на которой будут находится размерные маркеры. С помощью этих маркеров можно изменять размеры надписи. Для перемещения надписи в другое место надо поместить курсор мыши на толстую рамку надписи и выполнить буксировку стандартным образом.
Внутри надписи можно ввести текст и отформатировать его независимо от других фрагментов страницы. Кроме того, внутри надписи удобно размещать графические образы (рисунки, фотографии). Для этого надо:
· Активизировать надпись, щелкнув внутри нее (внутри должен появиться маркер ввода)
· Выбрать в меню Вставка команду Рисунок
· Для вставки стандартных рисунков из набора MS Clipart Gallery выбрать команду Картинки
· Для вставки рисунка из файла выбрать команду Из файла, после чего открывается стандартный диалог для выбора дискового устройства, папки и файла
После вставки рисунка иногда бывает необходимо выполнить его масштабирование, чтобы он полностью располагался внутри надписи. Для этого надо щелкнуть на рисунке, появится тонкая рамка, с помощью которой можно изменить размеры рисунка. Вставленный внутри надписи рисунок будет перемещаться по документу вместе с надписью.
Эффективность надписей во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающим текстом. Текст может обтекать надписи самым различным образом. Для этого необходимо:
· Активизировать надпись (должна появиться толстая рамка)
· Щелкнуть на толстой рамке надписи правой кнопкой мыши и выбрать в контекстном меню команду Формат надписи (или выбрать в меню Формат команду Надпись)
· В диалоговом окне Формат надписи выбрать вкладку Обтекание
· Установить необходимый вид обтекания, например – Вокруг рамки
Отметим, что кроме обтекания надписи, диалоговое окно Формат надписи предоставляет большой набор команд для установки различных параметров надписи, такие как размер и положение надписи, цвет заливки, цвет и толщина ограничивающих линий. В частности, для устранения рамки вокруг надписи надо на закладке Цвета и линии выбрать раздел Линии и в списке Цвет установить Нет линий.
Редактор Word имеет встроенные средства для создания несложных рисунков, схем, диаграмм и т.д. Инструменты рисования собраны на панели Рисование, которая активизируется либо по кнопке Рисование в панели Стандартная, либо по команде Панели инструментов меню Вид.
Основными инструментами являются: отрезок, стрелка, прямоугольник, эллипс и набор стандартных фигур (автофигуры). Каждую фигуру можно растянуть, сдвинуть, повернуть, ввести в нее текст (если в этом есть смысл), выполнить фоновую заливку любым цветом.
Художественное оформление текста выполняется с помощью инструмента WordArt: выбирается объект для представления текста, вводится сам текст с необходимым форматированием и выполняется его оформление с использованием различных эффектов, собранных в панели WordArt. В этой панели наиболее интересной является кнопка Формат объекта WordArt, по которой открывается одноименный диалог.
Ниже приводится фрагмент страницы со вставленным художественно оформленным текстом, надписью с текстом и надписью с рисунком.
Основной текст страницы обтекает надписи с текстом и рисунком, и его форматирование не зависит от форматирования текста внутри надписи.
Разбивка текста на страницы
Условия разбивки текста на страницы для печати задаются на вкладке Положение на странице(Line and Page Breaks)
вокне диалога командыАбзац (Paragraph)из менюФормат(Format).
В группе Разбивка на страницы(Pagination)предусмотрена установка следующих флажков:
· Запрет висячих строк
(Widow/Orphan control) -предотвращает вывод на печать одиночной последней строки абзаца или одиночной первой строки абзаца внизу страницы.
· Не разрывать абзац
(Keep lines together)-запрещает переносить на следующую страницу часть абзаца.
· Не отрывать от следующего
(Keep with next)-обеспечивает печать выделенного абзаца и следующего на одной странице.
· С новой страницы
(Page break before)-вставляет разрыв страницы перед выбранным абзацем, чтобы печатать этот абзац с новой страницы.
· Запретить нумерацию строк (
Suppress line numbers)-подавляет процесс нумерации строк в выделенном абзаце, если в этом разделе строки нумеруются.
· Запретить автоматический перенос слов
(Don’t hyphenate)-запрещает автоматическую расстановку переносов слов в выделенном абзаце.
Установка параметров страницы
КомандаПараметры страницы(Page Setup)из менюфайл(File) позволяет задать размер листа, на котором будет напечатан документ, размеры полей, расположение текста на листе и т.д.
Заданные размеры могут относиться ко всему документу, к выделенному фрагменту, к оставшейся после курсора части документа или к разделу. Размеры полей при печати задаются с учетом используемого принтера.
Поля определяют общую ширину основного текста и соответственно расстояние между текстом и краем страницы. Чтобы задать размер нижнего поля, введите на вкладке Поля(Margins)в поле Нижнее(Bottom) расстояние между нижним краем страницы и нижним краем последней строки на странице. Размер введите с клавиатуры или установите с помощью кнопок со стрелками в правой стороне поля. Аналогично введите размеры в поля: Верхнее (Тор), Левое(Left),
Правое
(Right)
впределах от 1 до 3,5 см.
Поля документа могут быть пустыми или содержать колонтитулы, примечания, текст, графику. В полях группы От края до колонтитула(From
edge)задайте расстояние между верхним краем страницы и верхним краем верхнего колонтитула или расстояние между нижним краем нижнего колонтитула и нижним краем страницы.
Флажок Зеркальные поля(Mirror Margins)устанавливают при печати на двух сторонах листа. Все внутренние поля становятся одной ширины, все внешние поля также будут равны друг другу.
В поле Переплет(Gutter)задайте дополнительное расстояние, добавляемое к левому полю страницы, если флажок Зеркальные поля (Mirror margins)снят или к внутреннему полю страницы, если флажок установлен. Обычно для переплета предусматривают не более 1,5 см.
На вкладке Размер бумаги(Paper Size)
враскрывающемся списке выберите размер, соответствующий используемой странице. Например, в соответствии со стандартомDINстраница А4 имеет в ширину 21 см и в длину 29,7 см. В полях Ширина(Width),
Высота
(Height)можно задать размеры нестандартного листа. Формат бумаги и поля страницы определяют размер полосы набора — пространства, на котором будет печататься документ.
Расположение документа на листе при печати задайте в рамке Ориентация (Orientation): книжная
(Portrait)или альбомная(Landscape).Альбомная ориентация удобна при печати широких таблиц на узком принтере. В рамке Образец(Preview)отобразится внешний вид документа после применения к нему заданных параметров.
На вкладке Макет(Layout)вы можете выбрать тип вертикального выравнивания, задать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц .
Тип вертикального выравнивания текста на странице выберите в раскрывающемся списке Вертикальное выравнивание(Vertical alignment).
· При выборе элемента По верхнему краю верхняя строка текста выравнивается по верхнему краю страницы.
· При выборе элемента По высоте первая строка верхнего абзаца выравнивается по верхнему краю страницы, а последняя строка нижнего абзаца выравнивается по нижнему краю страницы.
· По высоте применим только к полным страницам; неполные страницы выравниваются по верхнему краю.
В группе Различать колонтитулы(Header and Footer)задайте, будут ли отличаться колонтитулы для разных страниц.
· Если следует задать разные колонтитулы для четных и нечетных страниц, установите флажок четных и нечетных страниц(Different odd and even).
· Установите флажок первой страницы(Different first page),если первая страница раздела или документа будет иметь свой колонтитул.
Просмотр документа перед печатью
Прежде чем начать печатать документ, желательно увидеть, как он будет выглядеть в напечатанном виде. Вид страницы зависит от доступных шрифтов, цветовой палитры и разрешения принтера. В первую очередь следует обратить внимание на расположение рисунков. Рисунок, вставленный в документ, при печати переносится на следующую страницу, если он целиком не помещается на предыдущей, Чтобы избежать образования большого пустого поля внизу страницы, можно уменьшить размер рисунка или изменить место расположения рисунка в тексте.
Чтобы просмотреть на экране, как будет выглядеть документ после печати, выберите командуПредварительный просмотр(Print Preview)в менюФайл (File)или нажмите кнопку Предварительный просмотр на панели инструментов Стандартная(Standard).
Для предварительного просмотра документа перед печатью можно также использовать режим разметки. Окно предварительного просмотра документа более точно отображает расположение материала на напечатанной странице. Оно позволяет увидеть расположение и величину рисунков, полей, верхних и нижних колонтитулов, сносок, номера страниц, проверить разбивку документа на страницы. В окне можно отобразить одну страницу, пару последовательных или разворотных страниц. Страницы можно «перелистывать» с помощью клавишPage Up,, Page Downили кнопок, расположенных на вертикальной полосе прокрутки.
В верхней части окна Предварительный просмотр (Preview) расположена панель инструментов. С помощью кнопок панели инструментов можно вывести на печать одну копию документа, изменить масштаб изображения, предотвратить перенос небольшого фрагмента текста на другую страницу и т.д.
Кнопки, расположенные на панели инструментов, имеют следующее назначение:
1. Печать(Print)-позволяет вывести на печать одну копию активного документа с использованием текущих установок параметров печати.
2. Увеличение(Magnifier)-позволяет изменить масштаб изображения. На кнопке изображена лупа. После нажатия кнопки указатель принимает форму лупы, внутри которой виден знак “+”. Если подвести указатель к какому-нибудь участку документа и щелкнуть мышью, то масштаб изображения увеличится. Внутри лупы знак “+” заменится на “-“. Повторный щелчок вернет прежний масштаб изображения. Для перемещения по странице используют клавиши управления курсором, клавишиPage UpиPage Down.
3. Одна страница(One Page)-отображает на экране одну страницу документа.
4. Несколько страниц(Multiple Page)-позволяет просмотреть от одной до пяти страниц в один ряд. Количество отображаемых страниц и их расположение задают, перемещаясь по ячейкам при нажатой кнопке мыши.
5. Масштаб(Zoom)-содержит список, позволяющий изменить масштаб отображения документа. Для открытия списка используется кнопка со стрелкой, расположенная справа от поля. Чтобы задать свой масштаб, следует выделить текущий масштаб, ввести с клавиатуры новое значение и нажать клавишуEnter.Элемент списка По ширине страницы(Page Width)изменяет масштаб так, чтобы строка документа занимала всю ширину окна. Выбрав соответствующий элемент списка, можно отобразить в окне полностью одну или две страницы документа и увидеть расположение объектов на странице.
6.Линейка
(Ruler) -обеспечивает отображение или сокрытие горизонтальной и вертикальной линеек. Кнопка и команда работают как переключатели. Линейки позволяют увидеть границы расположения текста в документе. В режиме предварительного просмотра так же, как и в режиме разметки, при перемещении над маркером, определяющим границу документа, указатель принимает вид двунаправленной стрелки. Удерживая нажатой кнопку мыши, можно перетащить границу расположения документа на листе. Маркеры на линейке упрощают изменение отступов абзацев, полей страницы, позиций табуляции.
7. Подгонка страниц(Shrink To Fit)-позволяет предотвратить перенос маленького фрагмента документа на следующую страницу за счет уменьшения размера шрифта в тексте документа и тем самым обеспечивает уменьшение на одну количество страниц в документе.
8. Во весь экран- обеспечивает сокрытие панелей инструментов и других элементов экрана с тем, чтобы максимально увеличить размеры области, предназначенной для отображения документа. Повторное нажатие на кнопку возвращает к предыдущему режиму.
9. Закрыть(Close)-закрывает окно и возвращает в обычный режим. Аналогичный результат получается после нажатия клавишиEsc.
10. Контекстная Справка- позволяет получить справочную информацию по различным элементам окна предварительного просмотра.
Печать документа
Документ можно напечатать несколькими способами:
· выберите командуПечать(Print)в менюФайл(File)и задайте установки для печати в окне диалога Печать(Print),то есть задайте, на каком принтере будет печататься документ, количество копий и т.д.;
· нажмите кнопку Печать на панели инструментов Стандартная. Будетраспечатана одна копия всего документа в соответствии с установками, сделанными по умолчанию, без отображения на экране окна диалога;
· в окне диалога Предварительный просмотр (Preview) нажмите кнопку Печатьили выберите команду Печать(Print)в меню Файл(File).
Печать документов выполняется в фоновом режиме, который позволяет продолжить работу практически сразу после отправки документа на печать.
После активизации команды Печать(Print)в меню Файл(File)появляется окно, которое позволяет сделать установки, приведенные ниже.
В группе Принтер(Printer):
· В раскрывающемся списке имя(Name)выбирается модель принтера, на котором будет производиться печать документа. Если установлено несколько принтеров, можно задать любой из них в качестве стандартного (по умолчанию). На нем будет выполнена печать, если не будут сделаны специальные установки.
· Установка флажка печать в файл(Print to file)обеспечивает запись документа в специальный файл печати, что позволяет с помощью дискеты перенести файл на другой компьютер и напечатать на другом принтере. Файл имеет расширение.ргn и обычно используется, если на рабочем месте пользователя нет принтера, обеспечивающего нужное качество печати. На устройстве для печати документа необходимо установить тот драйвер принтера, для которого записывался файл.
В группе Страницы (Pages)можно задать диапазон печатаемых страниц, например — указав необходимые номера
В группе Копии(Copies):
· Вполе число копий(Number of,copies)вводят с клавиатуры число, указывающее, какое количество копий должно быть напечатано. Число копий можно задать с помощью мыши, щелкнув требуемое количество раз одну из стрелок с правой стороны поля. Все копии одной страницы печатаются друг за другом.
· Установка флажка разобрать по копиям(Collate)обеспечивает печать сначала всех страниц первой копии документа, затем второй и т.д., что позволяет избежать путаницы при разборке документа.
После того, как вы нажмете кнопку ОК, в строке состояния окна документа отобразится значок принтера и количество подготовленных для печати страниц. После завершения печати документа значок исчезает.
Практическое задание 1.
Основные приемы создания форматированных текстов
1. Запустить программу Word: ПУСК (Start)
– ПРОГРАММЫ
(Programs)
–
Word
2. Выполнить стандартные действия с окном программы: переместить, изменить размеры, свернуть, развернуть
3. Изучить внешний вид программы: основное меню с набором команд, панель инструментов (набор управляющих кнопок) СТАНДАРТНАЯ, панель инструментов (набор управляющих кнопок) ФОРМАТИРОВАНИЕ, размерная линейка, рабочая область окна для ввода текста
4. С помощью меню ВИД (View) изменить внешний вид окна
5. Ввести текст данной инструкции до пункта 5, придерживаясь следующих правил: текст вводится без всякого форматирования (оформления), т.е. одним и тем же шрифтом с выравниванием по левому краю; клавиша ENTER нажимается только в конце абзаца (абзацем может быть отдельная строка, например – подзаголовок); внутри абзаца концы строк обрабатываются автоматически
6. Освоить перемещение по тексту с помощью клавиатуры: клавишы-стрелки, HOME, END, PageUp, PageDown
7. Сохранить текст в файле: кнопка СОХРАНИТЬ ДОКУМЕНТ (Save)или меню ФАЙЛ(File
) – СОХРАНИТЬ
(Save), выбрать свою папку (каталог) на диске C:,ввести имя файла
8. Освоить простейшее редактирование текста: вставка, посимвольное удаление (клавиши DELETE и BACKSPACE); при необходимости можно восстановить исходный текст из файла (кнопка ОТКРЫТЬ ДОКУМЕНТ (Open) или меню ФАЙЛ – ОТКРЫТЬ, зайти в свой каталог, выбрать необходимый файл с расширением doc)
9. Освоить выделение фрагментов текста: слово – двойной щелчок на слове, строка – щелчок слева от строки, абзац – двойной щелчок слева от абзаца, группа строк – перемещение мыши слева от текста при нажатой левой кнопке, произвольный фрагмент текста – перемещение мыши по тексту при нажатой левой кнопке
10. Освоить редактирование текста целыми фрагментами: выделить фрагмент, удалить фрагмент (клавиша DELETE), восстановить фрагмент (кнопка ОТМЕНИТЬ(Undo)в панели СТАНДАРТНАЯ), переместить фрагмент в другое место текста (выделить фрагмент, нажать кнопку УДАЛИТЬ В БУФЕР (Cut) или выбрать в меню ПРАВКА (Edit) команду ВЫРЕЗАТЬ(Cut), поставить курсор ввода в место вставки, нажать кнопку ВСТАВИТЬ ИЗ БУФЕРА(Paste)или выбрать в меню ПРАВКА команду ВСТАВИТЬ), скопировать фрагмент текста в другое место ( аналогично перемещению, только вместо ВЫРЕЗАТЬ используются команды КОПИРОВАТЬ(Copy))
11. Восстановить исходный текст из файла (см. п. 8) и дополнить его до пункта 11 данной инструкции
12. Освоить форматирование текста: выделить фрагмент, выбрать шрифт, размер, стиль начертания (полужирный, наклонный, подчеркнутый); использовать для этого кнопки панели ФОРМАТИРОВАНИЕ или меню ФОРМАТ (Format)
– ШРИФТ
(Font)
13. Освоить выравнивание текста: выделить фрагмент, использовать кнопки выравнивания ПО ЛЕВОМУ КРАЮ(Left)
, ПО ЦЕНТРУ
(Center)
, ПО ПРАВОМУ КРАЮ(Right)панели инструментов ФОРМАТИРОВАНИЕ
14. Оформить введенный ранее текст инструкции в полном соответствии с оригиналом
15. Освоить создание в тексте простейших маркированных списков:
· ввести в текст инструкции 5-6 фамилий как отдельные абзацы (клавиша ENTER)
· выделить введенные строки с фамилиями (перемещая мышь слева от текста при нажатой левой кнопке)
· установить маркер с помощью кнопки МАРКЕРЫ (Marker) или меню ФОРМАТ — МАРКЕР
16. Удалить список фамилий, дополнить текст до пункта 16 и оформить пункт15 как маркированный список
17. Освоить операцию установки отступов для фрагментов текста с помощью размерной линейки:
· выделить текст предыдущего пункта,
· передвинуть мышью левые треугольники на линейке для установки левой границы выделенного фрагмента,
· передвинуть мышью правый треугольник на линейке для установки правой границы выделенного фрагмента
18. Ввести текст пункта 17 и установить для него отступы слева и справа в полном соответствии с оригиналом
19. Освоить поиск в тексте фрагментов (символов, групп символов, слов, групп слов): кнопка НАЙТИ (Find) или меню ПРАВКА – НАЙТИ, ввести искомый фрагмент, нажать кнопку НАЙТИ ДАЛЕЕ
20. Освоить замену текстовых фрагментов: меню ПРАВКА – ЗАМЕНИТЬ, ввести исходный фрагмент (например – букву А), ввести фрагмент-заменитель (например – букву Ы), использовать кнопки ЗАМЕНИТЬ или ЗАМЕНИТЬ ВСЕ
21. Освоить подготовку документа к печати: меню ФАЙЛ – ПАРАМЕТРЫ СТРАНИЦЫ (Page Setup), вкладки ПОЛЯ (Margins)
и РАЗМЕР БУМАГИ
(Paper Size); меню ФАЙЛ – ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР(Preview)
22. Завершить работу с редактором (закрыть окно)
Практическое задание 2.
Создание многостраничного отчета сложной структуры
Требуется создать отчет объемом 3 — 4 страницы следующего содержания
1. Титульная страница:
· название организации (выравнивание — по центру страницы, размер шрифта — 20 пунктов)
· название отчета (например — Итоговый отчет по изучению информатики за 1 курс)
· автор отчета (выравнивание — левое)
· преподаватель
· 1 — 2 рисунка, вставленных на странице с помощью инструмента «Надпись»
2. Вторая и третья страницы содержат краткий перечень изученного материала, разбитый на отдельные разделы (1. Основные понятия; 2. Система Windows; 3. Редактор Word) с кратким оглавлением каждого раздела. Название раздела центрируется и оформляется шрифтом размера 16 пунктов. Текст набирается шрифтом 12 — 14 пунктов. Оглавление каждого раздела оформляется в виде маркированного списка.
3. Третья страница должна содержать:
· небольшую схему, графически описывающую структуру изученного материала. Схема создается с помощью Автофигур панели Рисование
· таблицу размерности 5 — 6 строк и столбцов, содержащую любую информацию табличного вида (например — список друзей с указанием в отдельных столбцах фамилии, имени, места жительства, года рождения, места работы или учебы и т.д.); таблица должна быть отформатирована, некоторые ее фрагменты (строки, столбцы, группы клеток) должны быть выделены фоновой заливкой.
После создания и оформления отчета необходимо:
· Вставить верхний колонтитул (меню Вид (View), команда Колонтитул), содержащий информацию об авторе отчета и дату создания отчета
· Провести разбивку документа на страницы без нумерации первой титульной страницы (номер страницы удобно размещать внизу страницы)
· Просмотреть подготовленный отчет в режиме предварительного просмотра (Preview) и при необходимости внести изменения
· Распечатать отчет на принтере
Практическое задание 3.
Создание и использование шаблонов документов
Задание: создать шаблон типового бланка организации и на его основе – несколько типовых документов
Этап 1. Создание шаблона типового бланка организации
Требования:
· наличие в левом верхнем углу названия и реквизитов организации
· наличие в правом верхнем углу места для утверждения директором
· размеры бланка должны соответствовать стандартным размерам формата А4 (210 на 297 мм) с полями: левое — 35 мм, правое — 10 мм, верхнее — 20 мм, нижнее — 20 мм
· текст набирается шрифтом 12-14 пунктов с одинарным межстрочным интервалом
Порядок работы:
· установить параметры страницы (меню Файл/
Параметры страницы)
· разместить в левом верхнем углу объект-надпись для названия и реквизитов организации (меню Вставка/
Надпись)
· ввести в надпись необходимый текст, отформатировать его, вставить знак номера (меню Вставка/Символ), провести горизонтальные линии (кнопка Рисование, кнопка Линия)
· вставить вторую надпись в правом верхнем углу и оформить ее
· убрать рамки вокруг надписей (меню Формат/
Надпись
/
Линии
/
Нет Линии)
· сохранить документ как шаблон (меню Файл/Сохранить Как, выбрать тип Шаблон, дать имя файлу шаблона)
Этап 2. Создание шаблона для типового протокола собрания
Порядок работы:
· загрузить созданный ранее шаблон бланка (меню Файл/Создать, выбрать в списке нужный шаблон)
· ввести текст протокола и оформить его в соответствии с образцом(образец приводится далее по тексту)
· сохранить документ под своим именем и распечатать его
Этап 3. Создание шаблона для календарного план-графика
Порядок работы:
· загрузить шаблон бланка
· изменить ориентацию страницы на альбомную (меню Файл/
Параметрыстраницы/
Размер бумаги)
· ввести название документа в соответствии с приводимым далее образцом
· вставить таблицу и оформить ее шапку, используя где необходимо команду Таблица/
Объединить ячейки
· ввести в таблицу необходимую информацию
· вставить в нижней части документа 2 надписи для согласовательных подписей и оформить их
· сохранить документ со своим именем и распечатать его
Образец типового бланка для протокола собрания
продолжение
–PAGE_BREAK–