Информатизация
и компьютеризация судов
Муллануров
А.А., помощник судьи Арбитражного суда РБ
В условиях
проводимой судебно-правовой реформы особое значение приобретает совершенствование
процедуры судопроизводства, расширение доступа граждан к правосудию и гласность
разбирательства дел судами общей юрисдикции. Одним из путей совершенствования
организации судопроизводства служат повышение степени информатизации судов, их
компьютеризация, расширение применения компьютерных технологий, создание на
этой базе современных и надёжных систем отбора, хранения информации, доступа к
ней, а также её использование и распространение.
В обстановке
постоянно растущей нагрузки на судей, требований о сокращении сроков и
повышении качества рассмотрения дел современные информационные системы способны
обеспечить быстрый доступ судей к банкам законодательных данных, к обобщённым
материалам судебной практики, особенно в новых и развивающихся областях права,
повышают возможности научных исследований. Они позволят автоматизировать, а
значит, унифицировать судебное делопроизводство, обеспечить высокое качество
исполнения судебных документов. Внедрение современных технологий и методов
диктуется также необходимостью расширения информирования общества о
деятельности судов, как одного из условий справедливого судебного
разбирательства.
Информатизация
судов предполагает принятие единой концепции и выработку согласованного с
судами подхода к созданию базовых программно-аппаратных комплексов, средств
информационного, нормативно-правового, организационно-методического и кадрового
обеспечения деятельности судов и системы судебного департамента. Эти базовые
принципы системного подхода уже получили одобрение самих судей на заседании
Совета судей Российской Федерации 2 апреля 1999 года[1]
.
Сегодня
состояние информатизации судов общей юрисдикции определяется, прежде всего,
результатами работ, выполненных по заказу Минюста России в соответствии с
Концепцией правовой информатизации России, а также работ в рамках Программы
информатизации судов и органов юстиции на 1996-1997 годы, одобренной
Постановлением Совета судей Российской Федерации от 27 марта 1996 года.
Разработка средств автоматизации процессов судопроизводства, судебного
делопроизводства и судебной статистики направлена на создание типовой
информационной системы для судов. Помимо повышения качества процессов
судопроизводства, эта система позволяет руководителям судов, оснащённых соответствующими
технологиями, своевременно получать объективную информацию о состоянии
рассмотрения уголовных и гражданских дел, о нагрузке судей, качестве
рассмотрения дел в судах первой инстанции, календарных планах работы судей и
другую справочную информацию. Важно, что рекомендованные к внедрению базы
данных и автоматизированного учёта предусматривают автоматизацию создания и
хранения процессуальных документов, значительно облегчая работу судей.
В сентябре 2000
года уже был разработан Эскизный проект создания автоматизированной системы
Судебного департамента и судов общей юрисдикции России, в котором предусмотрено
формирование единой информационной инфраструктуры судов с поэтапным
развёртыванием Федерального центра информатизации, межрегиональных и региональных
центров внедрения и сопровождения информационных технологий. Указанные центры
Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации планирует
создавать преимущественно в рамках своих территориальных управлений, а также в
отдельных судах областного уровня, имеющих необходимые для этого оснащение,
кадры и опыт.
В процессе
разработки базовых комплексов для районных, областных и приравненных к ним
судов создаётся система электронного документооборота с унифицированными
судебными документами. Предусматривается также разработка соответствующих
стандартов и единой системы классификации судебной информации. В целом все эти
работы призваны обеспечить создание в будущем единой информационной
инфраструктуры судов, которая будет служить одним из фундаментальных оснований
единства судебной системы.
Под единой
информационной инфраструктурой судов понимается совокупность взаимосвязанных
систем связи, комплексов средств автоматизации, телекоммуникационных и
информационных ресурсов, доступным судам и органам Судебного департамента. В её
состав входят центры информатизации судов и Судебного департамента,
организации, сопровождающие эксплуатацию средств информатизации,
учебно-методические центры, а также узлы глобальной сети Интернет, специально
создаваемые для судов.
Принципиально
новым направлением информатизации судов является создание компьютерных систем
протоколирования судебных заседаний, средств автоматизированного сбора и
анализа первичной судебной информации. Унификация системы первичных
информационных ресурсов является одним из важных условий эффективного
информационного взаимодействия судов разных инстанций, следственных органов,
органов прокуратуры и адвокатуры.
Опыт успешного
практического использования новых информационных технологий уже имеется в Верховном
Суде Российской Федерации, Московском городском суде, в Челябинском,
Московском, Свердловском, Пермском, Ульяновском и некоторых других областных
судах. На стадии внедрения подобная технология находится и в Верховном Суде
Республики Башкортостан. Такая практика указанных судов берётся за основу в
процессе информатизации иных судебных органов. Первоочередными направлениями
работ здесь являются – переход от разрозненных технологий к внедрению базовой
технологии автоматизации судебного делопроизводства и ведения судебной
статистики, а также поэтапное внедрение видеоконференцсвязи в практику
проведения судебных заседаний[2]
.
Современные
информационные технологии позволяют, используя системный подход, решить задачи,
отражающие все этапы движения и состояния дела и обеспечивающие регистрацию дел
или исковых материалов и процессуальную переписку, передачу дел в архив,
наработку статистических отчетов и т.д. Это позволяет руководству суда
оперативно получать на экране своего компьютера (или в распечатанном виде)
любые сведения о прохождении дела, группы дел, загруженности и планах судей и
т.д., обеспечивая принятие ими квалифицированных и обоснованных управленческих
решений.
Оболочка
указанных программ должна предусматривать возможность загрузки текстового
редактора «MS Word» с набором шаблонов всех процессуальных документов. При
необходимости шаблоны могут редактироваться, а их библиотека – пополняться.
Шаблоны
документов, будучи заложенными в систему, позволяют значительно сократить время
подготовки однотипных определений, постановлений и типовых решений по делу на
всех стадиях прохождения иска в суде. После окончательного их редактирования
(при необходимости) и контрольного просмотра документ выводится на печать,
подписывается судьей и секретарём, и подшивается.
Разумеется,
решение по делу нуждается в обязательном редактировании – компьютер юридических
решений не принимает и не предлагает, но предложенная технология исключает
повторный набор с клавиатуры, все необходимые реквизиты вставляются в документ
автоматически. Когда судья принимает решение о принятии дела к своему
производству, он или по его поручению секретарь канцелярии делает необходимую
пометку, и система автоматически присваивает делу учетный номер. Таким образом,
за счет передачи компьютеру максимального числа технических операций удается
освободить время и внимание судьи для отправления правосудия, а компьютерная
технология судебного делопроизводства уже сегодня способна полностью заменить
внутренний бумажный документооборот.
Использование
принципиально новых информационных технологий обнаружило кроме указанных
достоинств и преимуществ и ряд субъективных и объективных проблем, требующих
своего последовательного решения.
К субъективным
проблемам относится, прежде всего, подготовка судей и работников секретариата к
использованию компьютерной техники и программного обеспечения. Эффективность
работы судей существенно возрастает, что уже видно в судах, применяющих
компьютерные технологии. Однако прежде чем это становится заметным, судье
необходимо потратить время на обучение, что при нынешней огромной их
загруженности весьма не просто сделать.
Образуется
замкнутый круг – чтобы экономить время, надо его сначала потратить, а на это
времени нет. В результате судьи используют лишь 10% возможностей
предоставленного им программного обеспечения. Более того, многие судьи и не
подозревают о широких возможностях электронных технологий, воспринимают
компьютер как усовершенствованную пишущую машинку.
Ясно, что при
современном уровне финансирования судебной системы, нехватки судей, их
загруженности, нет возможности в сжатые сроки обучить работе с компьютером и
программным обеспечением весь судейский корпус и всех работников аппарата суда.
Одним из вариантов решения проблемы является, на наш взгляд, обязательное
обучение указанным навыкам всех судей и канцелярских работников, впервые
занимающих соответствующие должности. Функции обучения можно возложить на
специально созданные для этого региональные учреждения Судебного департамента (по
аналогии с Научными центрами правовой информатизации при Минюсте РФ), а на
первое время заключить договор на обучение с Минюстом (НЦПИ). Полезно было бы
так же в учебном плане юридических ВУЗов предусмотреть часы на обучение
студентов азам работы с автоматизированной технологией судебного
делопроизводства.
К объективным
проблемам (помимо очевидных финансовых) следует отнести отсутствие
ведомственных стандартов на структуру форм первичного учета информации, форм
правовых документов и программного обеспечения. Крайне важно обеспечить
единство таких стандартов не только среди пользователей судов разных уровней,
но и во всей системе правоохранительных органов.
Таким образом,
рассматривая состояние и последствия информатизации, можно сделать вывод, что
просматривается очевидный эффект на всех уровнях системы судопроизводства: на
общем и стратегическом уровне, на уровне старшего управленческого персонала
судебной системы, а также на оперативном уровне.
Разумеется, мы
понимаем, что сама по себе информатизация не может превратить неэффективно
управляемую организацию в эффективную, но она может помочь хорошо управляемой
организации работать еще более эффективно и действенно.
Преимущества
информатизации прежде всего связаны повышением эффективности самой системы судопроизводства,
и поэтому обязательной предпосылкой для любой попытки информатизации является
хорошая должным образом управляемая структура самой организации.
В этой связи
момент для широкомасштабного внедрения компьютерных технологий в
судопроизводство как нельзя удобен, поскольку вся судебная система России
переживает период глубокого реформирования. Гораздо труднее внедрять
информационные технологии в организациях с уже устоявшимися формами и методами
работы, сложившимися традициями делопроизводства, убеждая соответствующее
руководство в необходимости внесения существенных корректив в эти формы и
методы.
Опубликовано:
Современные историко-правовые проблемы России // Сборник статей. Уфа, БГУ,
2001.
Список
литературы
[1]
Постановление Совета судей Российской Федерации «Об
информатизации судов общей юрисдикции» от 2 апреля 1999 года № 19 // РГ, 1999.
№ 7. С. 8-9.
[2]
См.: Лебедев В.М. Компьютеризация и информатизация судов –
требование времени // Информатизация судов (материалы V Всероссийского съезда
судей). М., 2000. С. 2.