Инфраструктура современного рынка

ИНФРАСТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА]

 Ежегодно 25% россиян совершают интернет-покупки. В 2008 годуобъем рынка интернет-торговли составил 6 млрд долларов, но уже к 2010 году этотпоказатель увеличится почти вдвое. Чаще всего покупают книги, программноеобеспечение и электронику.

 ОглавлениеПонятиерынкаИнтернетОсновныекатегории бизнес-модели1.Посредническая Модель2.Рекламная модель3.Информационная модель4.Торговая модель5.Производственная модель6.Партнерская модель7.Комьюнити-модель8.Подписная модель9.По потреблениюМатериалДополнительнаяинформациМодельВ2СтруктураВ2С-компанииМодельВ2ВСтруктураВ2В-компанииСмешанныеи производные бизнес-моделиПреимуществаэлектронного бизнесаДистанционноеобучение и online-консультации

 Понятие рынка
Рынок — это институт,или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов(тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров и услуг. Под современнымрынком понимают любую систему, дающую возможность покупателям и продавцамсовершать свободную куплю-продажу товаров. Рыночная структура может выступать вразличных формах. Это может быть традиционный рынок на городской площади;товарная, фондовая, валютная биржи или биржа труда; газетные объявления типа«продаю-покупаю»; информационно-компьютерные системы купли-продажитоваров и т. д. Существуют множество видов рынков, главные из которых можносгруппировать по следующим трем признакам. При этом рынки принимают самыеразные формы. Ближайшая автозаправочная станция, закусочная, музыкальныймагазин, придорожный ларек фермера — все это обычные рынки. Нью — Йоркская фондоваябиржа и Чикагская зерновая биржа — это уже высокоразвитые рынки, на которыхпокупатели и продавцы соответственно акций, облигаций и сельскохозяйственнойпродукции со всего мира и взаимодействуют друг с другом. Подобным образом иорганизаторы аукционов сводят вместе потенциальных покупателей и продавцовпредметов искусства, скота, подержанного сельскохозяйственного оборудования, аиногда и недвижимости. Известный на всю Америку футболист и его агент ведутпереговоры о контракте с владельцем команды Национальной футбольной лиги.Выпускник финансового факультета беседует с представителями банков Citicorp илиChase Manhattan в университетском бюро, помогающем выпускникам получить работу.Все эти ситуации, которые связывают потенциальных покупателей с потенциальнымипродавцами, образуют рынки. Как следует из приведенных примеров, одни рынкиявляются локальными, тогда как другие носят национальный или международныйхарактер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса ипоставщиком, другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогдане видят или не знают друг друга.Интернет – …
· доступиз любой точки мира
· оченьгибкий интерфейс, который позволяет любому человеку быть и покупателем, ипродавцом.
· On-lineмониторинг статуса заказа.
· Количествосервисов, которые могут взаимодействовать через интернет, ограничиваются лишьвашей фантазией и возможностями.
… — это рынок,стремительно набирающий силу, приходящий в нашу жизнь вместе с сетью. Главноеудобство рынка: все необходимые операции по покупке/продажи товара вы можетевыполнить удалённо. Единственный минус – вы не можете «пощупать» товар, норазличные обзоры и комментарии других покупателей с лихвой могут это заменить.В России это развитие, как и всегда, происходит с задержкой. Поэтомуприходиться черпать опыт от зарубежных коллег и адаптировать локально.
Основные категории бизнес-моделей
1. Посредническая(Brokerage)
2. Рекламная(Advertising)
3. Информационная(Infomediary)
4. Торговая(Merchant)
5. Производственная(Manufacturer (Direct))
6. Партнерская(Affiliate)
7. Комьюнити(Community)
8. Подписная(Subscription)
9. Попотреблению (Utility)
Эти модели реализуютсяразличными способами, это показано ниже, в примерах. Кроме того, фирма можетсочетать несколько различных моделей в своей общей стратегии Интернет-бизнеса.Например, не редкостью является сочетание рекламной и подписной моделей.

 1. ПосредническаяМодель
Посредники – участникирынка, они сводят продавца и покупателя вместе и содействуют сделкам. Какправило,посредникиприсутствуютнарынкахbusiness-to-business (B2B), business-to-consumer (B2C) илиconsumer-to-consumer (C2C). Обычно посреднические издержкизаключаются либо в гонораре (вознаграждении) или в комиссионных за каждуюсовершенную транзакцию. Правила оплаты могут меняться.
К посреднической моделиотносятся:
a) Биржи (MarketplaceExchange) – предлагают полный ассортимент услуг, охватывающий весь процесссделки, от рыночной оценки предлагаемого товара до проведения переговоров иконтроля исполнения. Биржи функционируют как самостоятельно, так и приподдержке промышленных консорциумов;
б) Торговые посредники(Buy/Sell Fulfillment) – принимают от пользователей заявки на покупку илипродажу товаров и услуг, в которых перечислены все необходимые условия, такиекак цена и условия доставки;
в) Системы сбора заявок(Demand Collection System) – патентованная «назови-свою-цену» модель,первооткрывателем которой является Priceline.com Предполагаемый покупательустанавливает окончательную (обязательную) цену для определенного товара илиуслуги, а посредник обеспечивает исполнения заявки;
г) Аукционный посредник(Auction Broker) – поддерживает аукционы продавцов (частников или компаний).Посреднические издержки продавца – за размещение своего предложения икомиссионные, зависящие от величины транзакции. Аукционы очень различаются поусловиям к предлагаемым товарам (услугам) и правилам предложения цены;
д) Платежный посредник(Transaction Broker) – обеспечивает механизм платежей третьей стороной междупокупателями и продавцами, по оговариваемой сделке;
е) Дистрибьютор(Distributor) – каталог, поддерживающий связи между большим количествомпроизводителей продукции и оптовыми и розничными покупателями. Посредниксодействует деловым отношениям между официальными (franchised) дистрибьюторамии их торговыми партнерами;
ж) Агенты по поиску(Search Agent) – программное обеспечение или «роботы» для определения наличия ицены по товару или услуге, необходимым покупателю или определяющихместонахождения этой информации;
з) Виртуальный рынок(Virtual Marketplace) – или виртуальная галерея магазинов, хостинг сервис дляонлайн торговли, где доходы посредника состоят из платы за первоначальную установку,ежемесячные платежи и/или оплаты за транзакции. Может, так же, предоставлятьавтоматизированные транзакционные и сопутствующие маркетинговые сервисы. 2. Рекламная модель
Рекламная модель вИнтернете произросла из традиционной модели медиа-вещания. Трансляторами в этомслучае выступают веб сайты, предоставляющие контент (не всегда, но обычнобесплатно) и сервисы (например, почтовые, интернет-пейджинга, блоги),совмещенный с рекламными материалами в форме баннеров. Баннерная реклама можетбыть важным или единственным источником дохода для транслятора. Трансляторможет быть создателем контента или распространителем контента, созданном где-тоеще. Рекламная модель работает лучше, если трафик посетителей велик или крайнеспециализирован.
К рекламной моделиотносятся:
а) Портал (Portal) –обычно это поисковая машина, к которой может быть присоединен различный контенти сервисы. Большое количество посетителей делает рекламу доходной и позволяетдальнейшее развитие сервисов сайта. Персонализированный портал (personalizedportal) дает возможность индивидуальной настройки интерфейса и контента дляпользователя. Нишевой портал (niche portal) ориентирован на четко определеннуюдемографию посетителя;
б) Доски объявлений(Classifieds) – перечень позиций для продажи или желаемых к приобретению.Распространена оплата за помещение в листинг, но, так же может быть и плата задоступ к данным;
в) Регистрацияпользователей (User Registration) – контент-содержащие сайты, предоставляющиедоступ бесплатно, но требующие регистрацию с предоставлением демографическихданных. Регистрация дает возможность длительного слежения за особенностямипользовательского серфинга, следствием чего является накопление данных дляпланирования и оценки таргетированных рекламных компаний;
г) Платное размещение,основанное на запросе (Query-based Paid Placement) – продажа благоприятноразмещенных ссылок (т.е. спонсорских ссылок), или реклама соответствующаяотдельным поисковым терминам в пользовательских запросах, такая, какзарегистрированная Overture модель “pay-for-performance”;
д) Контекстная иповеденческая реклама (Contextual Advertising / Behavioral Marketing) –используется разработчиками freeware, которые встраивают в свои программырекламный софт. Например, расширение для броузера, производящее автоматическуюидентификацию и заполнение форм, а так же удалители рекламных ссылок иливсплывающих окон во время путешествия пользователя по Интернету. Контекстныерекламщики могут продавать таргетированную рекламу, основанную наиндивидуальной активности пользователя во время серфинга;
е)Контентно-таргетированная реклама (Content-Targeted Advertising) – основательнаправления – Google, который расширил прицельность поисковой рекламы на весьостальной Интернет. Google определяет смысл веб-страницы а затем автоматическипредоставляет соответствующую рекламу, когда посетитель посещает эту страницу;
ж) Intromercials –анимированная полноэкранная реклама, размещаемая на входе сайта, перед тем, какпосетителю будет доступно содержимое сайта;
з) Ultramercials –интерактивная онлайновая реклама, которая требует от посетителя периодическиреагировать определенным образом, чтобы он смог получить, в результате, доступк необходимому ему контенту. 3. Информационнаямодель
Данные о потребителях иих покупательских предпочтений ценится высоко, особенно когда эта информациятщательно проанализирована и используется в таргетированных рекламныхкомпаниях. Независимый сбор данных об изготовителях, поставщиках и их продукцииполезно для потребителей при планировании закупок. Некоторые фирмыфункционируют как infomediaries (информационные посредники), обслуживаютпокупателей и/или продавцов, предоставляя информацию о том или ином рынке.
а) Рекламные сети(Advertising Networks) – обеспечивают баннерной рекламой сеть сайтовучастников, позволяющие масштабные маркетинговые компании. Рекламные сетисобирают данные о веб-посетителях, которые могут быть использованы для анализамаркетинговой эффективности;
б) Службы оценки аудитории(Audience Measurement Services) – онлайновые агентства рыночных исследований;
в) Стимулирующиймаркетинг (Incentive Marketing) – программы повышения лояльности потребителей,предоставляющие поощрения для потребителей, такие как талоны или купоны дляосуществления закупок у своих ретейлеров. Сбор данных о пользователях,совершивших покупки производится для таргетированной рекламы;
г) Метапосредники(Metamediary) – способствуют сделкам между продавцами и покупателямипредоставляя всеобъемлющую информацию и дополнительные услуги, исключаянатуральный бартер товаров и услуг между сторонами.4.Торговая модель
Оптовые и розничныепродавцы товаров и услуг. Продажи могут осуществляться через прайс-листы илиаукцион.
а) Виртуальный продавец(Virtual Merchant or e-tailer) – розничный продавец, у которого продажипроизводятся через веб;
б) Продавец поКаталогам (Catalog Merchant) – бизнес заказов по почте с каталогом в Интернете.Совмещаются почтовые, телефонные и онлайн-заказы;
в) (Click and Mortar) –традиционные brick-and-mortar (Компании из кирпича и бетона – жаргон – реальныекомпании, имеющие развитую инфраструктуру дистрибуции услуг) продавцы,представленные через веб-витрину;
г) Продавец Битов (BitVendor) – продавец, который работает только с цифровыми продуктами и услугамии, в своей полной форме, совмещает и продажи и доставку через веб (например,продажа mp3, софта и т.п.). 5. Производственнаямодель
Производственная или«прямая модель», основанная на мощи веба, позволяющая производителю (т.е.компании, которая создает продукт или услугу) работать непосредственно спокупателями, сокращая, таким образом, дистрибьюторские каналы.
Производственная модельможет основываться на результативном, улучшенном обслуживании клиентов, илучшем понимании предпочтений потребителей.
а) Приобретение(Purchase) – продажа продукта, права собственности на который переходят кпокупателю;
б) Аренда (Lease) – вобмен на арендную плату покупатель получает право использовать продукт всоответствии с соглашением о правилах использования (“terms of use”). Продуктвозвращается продавцу до истечения или невыполнения договора аренды. В том жедоговоре может присутствовать право приобретения до окончания аренды.
в) Лицензирование (License)– продажа продукта, который включает только передачу прав на использованиепокупателю в соответствии с соглашением об использовании. Права собственникаостаются у производителя (например, лицензирование программного обеспечения);
г) (Brand IntegratedContent) – в противоположность доступному спонсорскому контенту (в рекламноймодели), brand-integrated content создается производителем для самого себя, дляединоличного использования, размещения продукта. 6. Партнерская модель
Контрастируя с обычнымпорталом, который стремится управлять большим количеством трафика на одномсайте, партнерская модель обеспечивает возможность осуществления покупки гдеугодно, там, где могут бывать люди. Это достигается путем финансового поощрения(в виде процента от выручки) владельцев партнерских сайтов. Партнерыобеспечивают торговца покупателями. Это модель оплаты за действие(pay-for-performance) – если партнер не генерирует продаж, то торговец ничегоне платит. Партнерская модель хорошо подошла для веба, что и объясняет еепопулярность. Присутствуют модификации – программы баннерного обмена, плата заклики и разделения доходов.
а) Баннерный обмен(Banner Exchange) – торговля размещением баннеров продажа среди сетипартнерских сайтов.
б) Оплата за клики(Pay-per-click) – сайт, который платит партнерам за переходы их посетителей;
в) Разделение доходов(Revenue Sharing) – предложения комиссионных от продаж, в зависимости отколичества переходов посетителей с сайтов партнеров. 7. Комьюнити-модель
Жизнеспособностькомьюнити-модели основана на лояльности своих участников. Доход может бытьоснован на продажах вспомогательных продуктов и услуг или добровольныхпожертвованиях; или доход может быть завязан на контекстную рекламу илиподписку на платные услуги. Интернет, по сути, создан для комьюнити бизнесмодели и сегодня это одна из наиболее развивающихся областей, это видно поросту общественных организаций.
а) (Open Source) –программное обеспечение, развиваемое добровольно, сообща, программистами,которые публично делятся кодом. Вместо платы за лицензионный код, open sourceрассчитывают на доход от сопутствующих услуг, таких как интеграция продукта,поддержка, обучение и пользовательская документация.
б) Публичная трансляция(Public Broadcasting) – модель некоммерческих радио- и теле- каналов,основанная на пожертвованиях пользователей, перенеслась в Интернет. Модельоснована на создании сообщества участников, которые поддерживают сайт путемдобровольных пожертвований.
в) Сайты по интересам(Social Networking Services) – сайты, которые дают посетителю возможностьсвязаться с другими посетителями в соответствии с определенными общимиинтересами (профессиональными, хобби или романтическими увлечениями). Сайты поинтересам дают возможность для контекстной рекламы и подписки на платныеуслуги. 8. Подписная модель
Пользователипериодически – ежедневно, ежемесячно или ежегодно – платят за подписку науслугу. Не редкость для сайтов комбинировать бесплатный контент с «призовым(premium)», т.е. только для подписчиков. Платежи за подписку не зависят отнепосредственной степени использования. Подписная и рекламная модели частосовмещают.
а) Контент-сервисы(Content Services) – содержат текстовый, аудио или видео контент дляпосетителей, которые подписались за плату, предоставляя им доступ к сервису;
б) Индивидуальныесетевые сервисы (Person-to-Person Networking Services) – средства дляраспространения предоставленной пользователем информации, такой как, например,для его поиска бывшими одноклассниками.
в) (Trust Services) –появившаяся форма членства в объединении, которое придерживается определенногокодекса поведения, участники которого вносят плату за членство;
г) (Internet ServicesProviders) – предлагают возможность сетевого соединения и сопутствующие услугиза месячную плату. 9. По потреблению
Модель по потреблению(utility) или по запросу (”on-demand”) основана на замере использования илиподходе «сколько получил – столько и плати» («pay as you go»). В отличие отподписной модели здесь учитывается количество использования потребленнойуслуги. Обычно измерения потребления делаются для затратных услуг(электричество, вода, услуги междугородней и международной телефонии). Интернетпровайдеры (ISP) в некоторых частях мира работают как с коммунальными услугами,снимая плату с пользователей за поминутное соединение, в противоположностьподписной модели, распространенной в США.
а) Измеряемоепотребление (Metered Usage) – измерение и оплата услуг пользователей,основанная на действительном потреблении услуг;
б) Измеряемая подписка(Metered Subscriptions) – позволяет подписчикам приобрести доступ копределенной порции контента (т.е. посчитанной в количестве просмотренныхстраниц).Материалы
digitalenterprise.org/models/models.html — оригинал статьи

 Дополнительная информация
Модель В2С
— бизнес,ориентированный на конечных потребителей — физических лиц
В2С — самая «очевидная»бизнес-модель. Компания (юридическое лицо или частный предприниматель) продаеттовары или оказывает услуги физическим лицам. К этой категории бизнесаотносится весьма значительный круг предприятий электронной коммерции:Интернет-магазины, платные сервисы для физических лиц, электронные казино,многочисленные компании, продающие консультационные и информационные услуги. Структура В2С-компании
В структуруВ2С-компании обычно входят следующие составляющие.
# ИнтерактивныйWeb-сайт, содержащий информацию о продукции, товарах и услугах, прайс-листы икаталоги. Как правило, сайт предоставляет клиенту возможность оформитьоn-line-заказ и отслеживать стадии его исполнения. Если проводить аналогию снеэлектронным бизнесом, то можно сказать, что сайт выполняет функциифронт-офиса, витрины магазина, диспетчерской службы и, частично, службыподдержки клиентов.
· Площадкахостинга сайта — место, где сайт физически размещен. Это может быть собственныйсервер компании, расположенный в офисе фирмы или на территории (хостинг-площадке) интернет-провайдера. Такой вариант характерен для крупных сетевыхпроектов. Для небольшого проекта возможно размещение сайта на серверепровайдера. Это значительно дешевле и позволяет сократить количество персонала,отвечающего за функционирование сайта.
· Бэк-офис— технический персонал и администрация компании, помещение, где она размещаетсяи откуда осуществляется административное и техническое управление проектом.
· Службадоставки. В В2С-компаниях служба доставки играет весьма значительную роль. Чембыстрее товар будет доставлен клиенту и чем меньше неудобств он при этомиспытает, тем больше вероятность того, что он совершит повторную покупку. Дляразличных компаний служба доставки может иметь самые разные формы. Иногда ееможет вообще не быть как сколько-нибудь значимого подразделения (например, есликомпания оказывает консультационные или информационные услуги). В другихслучаях можно ограничиться курьерской службой. Встречаются ситуации, когдакомпания торгует товарами, имеющими значительные размеры и вес. Тогда в службедоставки может быть собственный или арендованный склад, парк автомобилей и т.п.
· Подразделениепо работе с поставщиками. Как и в любой неэлектронной компании, хорошийпоставщик (надежный, с приемлемыми ценами) является неотъемлемой частьюбизнеса. Обойтись без этого подразделения могут только компании, оказывающиеуслуги целиком силами их собственного персонала.
· Системарасчетов за товары и услуги. Заказав товар, клиент должен его оплатить. Хорошо,когда можно совместить оплату с доставкой товара. Но это не всегда возможно(например, когда товар отправляется клиенту по почте или вообще в электронномвиде, если это информация или программное обеспечение). В таком случае клиентдолжен оплатить товар, не вступая в непосредственный контакт с персоналомкомпании. Конечно, можно оплатить покупку обычным банковским или почтовымпереводом, но это связано с большими неудобствами, связанными, прежде всего, созначительным временем прохождения платежей. Для решения этих проблем вИнтернете существуют системы электронных платежей. Формирование системырасчетов подразумевает заключение договоров с этими системами и установку насайт программного обеспечения, позволяющего начать работу с ними.
· Маркетинговаяслужба. В современных условиях любой интернет-проект не может выжить безпродуманной системы маркетинга. Маркетинг традиционно является одной из самыхсложных составляющих сетевого бизнеса, где ошибки обходятся особенно дорого.Именно на этом направлении можно легко потерять или весьма нерациональноизрасходовать значительные ресурсы, чему есть немало печальных примеров.
Модель В2В — бизнес для бизнеса
Модель В2В является ещеодной (вместе с В2С) основной моделью сетевого бизнеса. Она объединяеткомпании, работающие на межкорпоративном рынке, где одни юридические лицаоказывают услуги и продают товары другим юридическим лицам.
К. этой категории относятсяинтернет-биржи, компании-производители и продавцы оборудования, сырья, товарови усну г, необходимых другим компаниям для осуществления их предпринимательскойдеятельности.
В настоящее время,говоря о В2В-рынке, часто делают основной упор на межкорпоративные торговыеплощадки в Интернете. Действительно, в мире значительную часть оборотовВ2В-рынка полают именно они. Структура В2В-компании
Структура В2В-компанииво многом схожа со структурой компании В2С. Но есть и отличия:
· ИнтерактивныйWeb-сайт, содержащий информацию о продукции, товарах и услугах, прайс-листы икаталоги, информацию об оптовых скидках и т. п. Большое внимание на сайтеВ2В-компании может быть уделено взаимоотношениям с дилерами, документообороту спартнерами и т. п. Web-сайт может содержать форму online-заказа, но дляВ2В-компании это, хотя и очень желательно, но не обязательно, поскольку, какправило, заключению сделки между компаниями предшествуют личные переговоры,общение по телефону или по электронной почте. В случае интернет-биржи создаетсяпрограммное обеспечение, поддерживающее систему торгов.
· Площадкахостинга сайта. Размещение сайта на хостинг- площадке провайдера или же насобственном сервере во многом зависит от концепции бизнеса В2В-компании. Есликомпания торгует оборудованием для бизнеса или оказывает услуги, то, какправило, ей достаточно разместить сайт на хостинг-площадке провайдера,поскольку для успешного ведения бизнеса ей нет необходимости содержатьсобственный сервер, обслуживающий десятки тысяч клиентов в сутки. Если жеВ2В-компания придерживается рекламной модели бизнеса, т. е. обслуживает большоеколичество посетителей и продает компаниям-рекламодателям контакт с аудиториейсвоего сайта, тогда ей, безусловно, необходим собственный сервер (часто неодин). Здесь следует дать небольшой комментарий. Отнесение компаний, работающихна основе рекламной модели (рекламных площадок), к сфере В2В выглядитдостаточно спорным, но это представляется целесообразным, поскольку в данномслучае юридические лица оказывают услуги юридическим лицам.
· Бэк-офисвыполняет те же функции, что и в В2С-компании: осуществляет административное итехническое управление проектом. Кроме того, бэк-офис В2В-компании обеспечиваетдокументооборот с дилерами, партнерами и покупателями.
· Службадоставки. В В2В-компаниях служба доставки, как правило, менее актуальна, чем вВ2С. Часто получение заказа осуществляется в офисе продавца или же доставкойзанимается независимая транспортная компания. Здесь все зависит от того, чемторгует или какие услуги оказывает компания. Понятно, что в некоторых случаях(информационное обслуживание, консультационные услуги, программное обеспечение,реклама и др.) службы доставки у компании может вообще не быть, но при этоминогда присутствует курьерская служба, обеспечивающая документооборот междукомпанией и клиентами.
· Подразделениепо работе с поставщиками. Это подразделение выполняет те же функции, что уВ2С-компаний. Понятно, что в некоторых случаях его может и не быть.
· Маркетинговаяслужба в В2В-компаниях преследует такие же цели, как и в В2С-компаниях, ноприменяет для их достижения несколько иные средства, поскольку В2В-рынокгораздо более четко сегментируется, и количество потенциальных клиентов на немзначительно меньше, чем на рынке В2С. Это подразумевает преобладание болеепрямых и жестко сфокусированных методов воздействия на рынок, больший уклон всторону персонализации работы с клиентами.
В отличие отВ2С-компании, система межкорпоративных расчетов обычно не подразумевает использованиеспециальных систем электронных платежей.Смешанные и производныебизнес-модели
Помимо двух основныхмоделей В2В и В2С выделяют еще ряд моделей Интернет-бизнеса: С2С, С2В, В2А, С2Аи другие. Кроме того, многие сетевые проекты стремятся использовать несколькобизнес-моделей одновременно для диверсификации деятельности и повышения, темсамым, ее устойчивости к колебаниям рынка.
Хорошим примером такойдиверсификации является продажа Интернет-магазинами рекламного места на своихсайтах рекламодателям, работающим в смежных с ними областях бизнеса. Например,интернет-магазин, торгующий товарами для новобрачных, вполне может размещать насвоем сайте рекламу ресторанов и кафе, организующих свадебные торжества. В этойситуации интернет-магазин, работающий на рынке В2С, продает рекламу юридическимлицам, т. е. выходит на В2В-рынок.
Модели С2С (сетевыеаукционы и торговые площадки, где физические лица торгуют друг с другом) и С2В(обработка ценовых заявок, по которым потребители хотели бы приобрести товары иуслуги), по большому счету, являются производными моделями от В2В и В2С,поскольку оказывают услуги юридическим и физическим лицам. Другое дело, чтоуслуги эти достаточно специфичны, а организация бизнеса по модели С2С несколькоотличается от организации обычных В2В и В2С-компаний. Поэтому есть смыслрассмотреть эти модели подробнее.
Модель С2Сприписывается практически исключительно Интернет-аукционам, на которых торгуютмежду собой физические лица. Сейчас их насчитывается более десяти. Концепциябизнеса такого аукциона предусматривает два пути получения доходов: комиссия,взимаемая с клиентов при совершении сделок купли-продажи, и продажа рекламыюридическим лицам. Как можно заметить, это смесь моделей В2С и В2В. При этомИнтернет-аукционы предпочитают не брать с физических лиц плату за свои услуги,а доходы получать исключительно от рекламы. Есть, правда, и исключения.Например, аукцион может продавать некоторые рекламные услуги (выделение лотапользователя цветом или шрифтом и др.) физическим лицам. Тогда в моделипоявляется элемент В2С.
Модель С2В не имеетсамостоятельного значения. Ее элементы используются некоторыми сетевымикаталогами товаров и услуг для расширения сервиса. Идея этой модели достаточнопроста: есть сайт-каталог, на котором большое количество продавцов (юридическихлиц) выставляют свои товары. При этом физические лица, посетители сайта, могутоставить на нем заявку на приобретение какого-либо из предлагаемых товаров поцене не выше такой-то. Заявка доступна всем юридическим лицам,зарегистрированным в каталоге. Если кто-то из продавцов находит для себяприемлемой предлагаемую в заявке цену, он связывается через каталог спокупателем, и они совершают сделку купли-продажи.
Модель В2А(business-to-administration) — бизнес, оперирующий сделками между частнымикомпаниями и правительственными организациями (администрацией). В США ужесделаны первые шаги к ее практической реализации: информация о некоторыхпланируемых правительством коммерческих операциях (закупках, заказах и т. п.)публикуется в Интернете. При этом через Интернет принимаются заявки от всехкомпаний, желающих принять участие в этих операциях. По сути, правительствопроводит online-тендер.
Модель С2А(consumer-to-administration) — бизнес, построенный на организациивзаимоотношений физических лиц и государственных служб. Эта модель носит ещеболее теоретический характер, чем В2А. Считается, что с использованиемИнтернета можно будет расширить взаимодействие между гражданами иадминистрацией в области социального обеспечения. Преимущества электронного бизнеса
1. Internet предлагаетглобальный доступ и глобальные рынки. Компания может расширить свою клиентнуюбазу, а также ассортимент товаров.
2. Internet позволяетулучшить деловые контакты. Продавцы товаров промышленного назначения могутналадить более тесные связи с покупателями (рынки В2В).
3. Internet позволяетпокупателям бесплатно получить образцы товаров. Образцы товаров (например,программных продуктов, музыкальных файлов и пр.) распространяются черезInternet быстро, просто и бесплатно.
4. Internet позволяетснизить затраты. Компании могут уменьшить свои расходы, оперативно повышая илиснижая цены.
5. Internet позволяетуменьшить число смен носителей информации. Internet уменьшает количествоносителей информации, которые требуются для передачи данных.
6. Internet сокращаетвремя вывода товара на рынок. А кроме этого, ускоряется процесс адаптациикомпании к изменениям рынка.
7. Internet повышаетуровень приверженности потребителей торговой марке. Качество обслуживания вInternet постоянно улучшается: потребитель может получить новейшую информацию окомпании и товарах в любое удобное для себя время; в связи с этим растет иуровень приверженности покупателей.
8. Интернет меняет правилаведение бизнеса
9. Клиенты ожидаютответа в течение 24 часов, а не в течение двух-трех дней
10. Клиенты ждут, чтоим будет предоставлен широкий выбор товаров и услуг в удобное для них время и вудобном месте
11. E-business —разрушение границ между компаниями и потребителями
12. Увеличение доходов
13. Увеличение скоростии объемов продаж
14. Расширениегеографических границ
15. Уменьшение расходов
16. Уменьшениестоимости продаж
17. Уменьшениястоимости доставки
18. Улучшенияобслуживания клиентов
19. Доступность 24× 7
20. Персонифицированныйкаталог товаров и услуг
21. Увеличениеконкурентных преимуществ
22. Укрепление связей спартнерами
23. Дифференциациябизнеса
24. Экономия наперемещениях. Приемлемые (для уровня доходов в развитых странах) затраты наподключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможнымуменьшение ограничивающих факторов разного географического положения участниковсовместной деятельности.
25. Внутрифирменноеинформационное пространство. Легкость, с которойпользователи Интернета могутпубликовать информацию и получать доступ к созданным информационным ресурсам,позволяет снизить затраты на формирование и поддержание внутреннейинформационной среды организации.
26. Коллективноеформирование информационных ресурсов. Простота иоперативность обменасообщениями для групп и коллективов практически любого размера создаютвозможность повышения степени участия всех сотрудников в формированиивнутренней информационной среды организации.
27. Внутрифирменнаякоординация. Развитие в сети Интернет средств «коллективной работы» создалолучшие возможности для координации совместной деятельности групп людей. Этоможет применяться как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальныхрынков. Дешевые средства для организации обратных связей позволяют имитироватьи проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которыхзадействовано большое количество участников
Расширение возможностейи повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителейизменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать наисполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать дляэтого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название аутсорсинг(outsourcing).Дистанционное обучение иonline-консультации
Продажа через Интернетуслуг по дистанционному обучению и оказание консультационных услуг получили впоследнее время широкое распространение. В условиях нехватки времени иотсутствия возможности у современного человека посещать занятия физически,дистанционные формы обучения приобретают широкую популярность.
При такой формеобучения необходим постоянный обмен информацией между обучаемым и учебнымзаведением. Удобным средством для такого обмена является Интернет. Некоторыедокументы, которые невозможно передать в электронном виде (договор на обучение,диплом или сертификат, некоторые учебные материалы) высылаются сторонами другдругу по почте.
Учебное заведение,предоставляющее услуги по дистанционному обучению через Интернет, как правило,создает сайт, посвященный этому вопросу. Обычно такой сайт содержит информациюпо следующим направлениям:
· информацияоб учебном заведении. Лицензии, сертификаты, история учебного заведения, адреси контактные данные;
· учебныепрограммы. Подробные учебные планы, информация о преподавателях, ведущихосновные предметы, продолжительность обучения, промежуточные этапы, информацияо зачетах и экзаменах, которые необходимо сдать для успешного окончанияобучения;
· формаи статус документа об успешном окончании обучения (государственный диплом опереподготовке, сертификат и т. п.), название специальности, присваиваемой приуспешном окончании обучения;
· ценыи условия оплаты;
· предоставляемыеучебные материалы (книги, методические руководства, видео- и аудиокассеты и т.д.);
· информацияо ближайших датах начала программ обучения;
· формадля заполнения и отправки заявления о приеме в программу обучения.
· Успехпроекта по организации дистанционного обучения зависит от многих факторов. Нижеприведены некоторые из них:
· известностьи престижность учебного заведения, проводящего обучение;
· объеми качество рекламной кампании;
· известностьимен ведущих преподавателей;
· популярностьи актуальность специальности, по которой проводится обучение;
· статусдокумента, выдаваемого по окончании обучения;
· продолжительностьи цена курса обучения;
· организационныеи профессиональные способности команды, осуществляющей проект.
· Примеромуспешно функционирующих курсов дистанционного обучения может служить программаМЭСИ по курсу «Реклама в Интернет» (ir. rusweb. ru).
· Online-консультации
· Средиконсультационных услуг, предоставляемых через Интернет, можно выделитьмедицинские консультации больным, нуждающимся в постоянном наблюдении врача,юридические и аудиторские консультации. Преимущества таких консультаций состоятв отсутствии географических барьеров и возможности получить необходимую помощьнезамедлительно
Общение клиента иконсультанта по электронной почте или ICQ часто бывает удобнее телефонногозвонка или личной встречи. Консультационные услуги через Интернет могутоказываться:
для расширения сервисауже существующего бизнеса (например, врач осматривает пациента при его визите вклинику, а потом консультирует через Интернет в течение некоторого времени; приэтом такие консультации входят в оплату за прием);
· какотдельная услуга. При этом за консультации взимается либо сдельная (за каждыйвопрос или за каждый час работы специалиста), либо абонентская плата заопределенный период (месяц, квартал и т. д.).
Эта отрасль сетевогобизнеса достаточно перспективна. Можно привести такой пример: по данным на июнь2001 года 2,5 млн. пользователей в США пробовали обращаться за советом намедицинские интернет-сайты. Однако, согласно исследованиям организации CyberDialogue, 35 млн. человек заявляют, что знают о такой возможности. Врачиполучают сообщения и консультируют больных. Около 37% всех врачей имеют своегорода представительства в сети, большей частью элементарные, а 25% подключенныхк Интернету врачей используют электронную почту для общения с пациентами