Инновационная деятельность организации, как средство достижения ее экономических целей

–PAGE_BREAK–1.1.Основные направления инновационной деятельности
Инновационная деятельность— это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организационных мероприятий, приводящих к нововведению и достяжению максимально- эффективных экономических целей.

К основным элементам инновационной деятельности следует отнести:

·                                                 формирование и реализацию стратегических инновационных целей, задач развития производства(целевые экономические установки) и показатели эффективности проекта.

·                                                 перечень мероприятий и содержание работ по осуществлению инновационной деятельности, связанных с ресурсами и сроками исполнения.
·                                                 правовые и экономические условия взаимодействия участников инновационной деятельности, основные обязательства. Разделение рисков, результатов инноваций.

Управление инновационной деятельностью рассматривают как систему управленческих функций( целеполагание, стратегическое планирование, целевые экономические установки). Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретенных патентов, лицензий, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций и применения новых технологических процессов с целью улучшения эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения дополнительной прибыли.
1.2. Понятие и виды инновационных стратегий.

Инновационная деятельность трудно прогнозируема из-за своей сложности, динамичности, неожиданности. Поэтому разработка стратегии инновационного менеджмента по существу представляет собой альтернативное планирование реализации экономическо-целевых установок в долгосрочной перспективе т.е. постановку стратеги.

 Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Стратегии вообще и инновационные в частности направлены на развитие и использование потенциала организации, достижение экономических целей. Поэтому многообразие инновационных стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия.

Инновационными стратегиями могут быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп:

продуктовые(портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

 функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные);

 ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические);

организационно-управленческие(технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии.

Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы:  

·                                                                                       стратегии интенсивного развития;
·                                                                                       стратегии интеграционного развития;

·                                                                                       стратегии диверсификации;

·                                                                                       стратегии сокращения.

В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Другие стратегии имеют тот или иной инновационный аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

    продолжение
–PAGE_BREAK– 1. 3. Особенности инновационных стратегий
Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся:

·                                                 повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками;

·                                                 повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется
качественно новый объект управления – инновационно-инвестиционный проект;

·                                                 усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегией связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики;

·                                                 усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.

1. 4. Стратегия инновационной деятельности на предприятии
Стратегия инновационной деятельности на предприятии

К этим стратегиям  относятся:

1)соответствие выбранной стратегии состоянию и требова­ниям субъектов окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с
требованиями со стороны основных субъектов окружения, цикла продукта, приведет ли реализация стратегии к появлению но­вых конкурентных преимуществ и т.д.;

2)соответствие выбранной стратегии потенциалу и возмож­ностям фирмы. В данном случае оценивается то, насколько выбран­ная стратегия соответствует возможностям персонала, финансовым ресурсам фирмы, позволяет ли существующая структура фирмы ус­пешно реализовать стратегию, выверена ли программа реализации во времени и т.п.;

3)приемлемость риска, заложенная в стратегии.Оценка оправданности риска проверяется по трем направлениям: реалистич­ность предпосылок, заложенных в основу выбора стратегии; нега­тивные последствия для фирмы, к которым может привести провал стратегии; оправданность при возможном положительном результа­те риска потерь от провала в реализации стратегии;

4)эффективность стратегии оценивается по следующим показателям:

–                               экономический эффект — воздействие стратегии на массу и нор­му прибыли, чистой прибыли, срок окупаемости инвестиций, объем продаж на внутреннем и внешнем рынке;

–                               социальный эффект — влияние на условия и привлекательность труда, развитие культуры и образования, качество жизни;

5) экологический эффект— воздействие на степень загрязнения
окружающей среды, комплексность использования природных ре­сурсов;

6) технический (качественный) эффект— изменение уровня но­визны, качества, конкурентоспособности продукции;

7) системный (синергический) эффект— дополнительный до­ход от продажи и эксплуатации взаимодополняющих и сопряженных
изделий, систем машин и т.п.
На основе проведенного анализа и оценки возможных вариантов принимается окончательное решение о выборе наиболее целесооб­разной стратегии.

1.5. Целевые экономические установки инновационного менеджмента.

1.                                                                     Технологические нововведения— инициируют волну выбытия устаревшей техники и создают предпосылки для роста объема производства.

2.                                                                     Продуктовые новвоведения— предпологают создание новых или реконструкцию действующих мощностей.

3.                                                                   
Освоение новых рынков сбыта или конкурентному удерживанию освоенных рыночных ниш.

Выбор целевой экономической установки инновационного предпринимательства проводится с учетом определенных ограничений, сопровождающих процесс реализации инноваций.

Ограничения первого рода:

1.                                                                                             связаны со спецификой промышленной деятельности. Современное предприятие необходимо рассматривать как сложную, замкнутую систему, где технологические потоки должны быть сбалансированы и приводить к минимальным потерям;

2.                                                                                             в составе одного хозяйствующего субъекта могут применяться различные технологии и выпускаться разные продукты, но при этом часть призводственной системы может быть общей. При этом дальнейшее комбинирование из-за диверсификации производства будет усложняться;

3.                                                                                             по данным промышленной статистики, около 75% обновляемой продукции требует изменения технологии и производственного аппарата, что связано со значительными единственными затратами.
Ограничения второго рода связаны со спецификой самого инновационного процесса, а именно: характером поведения продавцов- новшеств и покупателей, использующих новшества в производстве. Речь идет об отрицательном влиянии факторов, дестабилизирующих производство в период освоения новшеств. Значительные масштабы этого влияния могут привести к потере ожидаемого эффекта на длительный период, ухудшению условий и характера труда на предприятии. Так же, как в случае с ценой новшества, выбор экономической установки и стратегии будет являться компромиссом двух стратегических линий: продавца и покупателя новшества.

Как показал М. Портер, возможны три вида стратегии:

1.                                                                стратегия ценового лидерства, обеспечивающая в итоге снижение издержек производства;

2.                                                                стратегия дифференциации продукта

3.                                                                стратегия освоения и заполнения рыночной ниши.

Стратегия ценового лидерства- требует определенных резервов в снижении издержек или значительных непрерывных инвестиций в рационализацию производства с целью постоянного ценового преимущества  и расширения сбыта продукции. Стратегия дифференциации продукта по существу является стратегией мелких нововведений, связанных с удерживанием рыночной нити и доли на рынке, затраты на которые окупаются за счет увеличения цены. Стратегия освоения рыночной ниши- связана с высоким риском  и требует от менеджера активного поведения. такая стратегия позволяет получать высокие прибыли на вложенный капитал даже при малой доле рынка, если на нем удастся закрепиться.

         Глава 2: Анализ инновационной деятельности предприятия ООО                                «Торговый дом Лавенир».
    продолжение
–PAGE_BREAK–2.1.Экономическая характеристика предприятия.

Данная организация была основана 1998  году. ООО «Торговый дом Лавенир» на тот момент была рядовой хлебопекарней. Объем реализованной продукции составил в 2008 году-200млн.Объем складских помещений-50т.кв м.

Из данных показателей можно проследить экономическое положение предприятия: самыми мало прибыльными годами можно считать-2002 и 2006 года, значительный подъем был в 2000 году-30 млн., а самый высокий показатель прибыли был зарегистрирован в 2008г, именно тогда, когда инновационный процесс достиг самого пика по реализации  и выпуска продукции. Руководство организации поставило задачу внедрения инновационного проекта в 2006 году,  с целью достижения более эффективных экономических целей.
Юридический адрес:

ООО «Торговый дом Лавенир» город Туймазы, ул.Чапаева 65/3

Расчетный счет: 40702810600040000012

в ФАКБ Социнвестбанк г. Туймазы ул. Ленина 65.

       Корр. счет: 30101810700000000724.

       БИК: 041424724

       ИНН: 3128000673

       ОКПО: 00232360

            ОКОНХ: 14343

• Генеральный директор

(0725)22-09-65

•Главный инженер

(0725)22-55-33

•Зам. ген. директора по экономике

(0725)24-84-40

•Начальник отдела маркетинга и комплектации

(0725)22-44-83

•Отдел маркетинга

(0725)22-46-67, (0725)22-55-69

• Отдел сбыта

(0725)24-83-87, (0725)22-97-55
Описание продукции
Хлебопекарня производит продукцию из пшеничной и ржаной муки. Виды изделий: «Багет простой». «Багет с отрубями», «формовой». «Хала с ма­ком/-. «Ржаной формовой/’. «Ржаной круглый». «Булочка простая». «Булочка с кунжутом». «Булочка с маком». «Бублик», «Плетенка с маком», «Плетенка с изюмом», «Плетенка с корицей». Всего: 5 видов пшеничного хлеба. 2 вида ржаного хлеба, 9 видов булочек.
Общий объем ресурсов
Общий объем ресурсов составляет 100 млн.руб.
Требуемый объем инвестиции
Требуемый объем инвестиций 200 млн.руб.
2.2 Использование инновационных технологий в производстве
Инновационное предложение:

Создание производственной линии, предназначенной для производства хлеба высшего сорта, в том числе расширенного ассортимента кондитерских изделий.
 Процесс использования инновационных технологий в производстве
На базе уже существующей хлебопекарни, выпускающей стандартную для республики хлебобулочную продукцию, организовать выпуск широкого ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий по немецкой технологии на немецком оборудовании.

Вид инновации – технологический.
2.3.Технико-экономические характеристики новой продукции.
Оборудование поставляется из Германии фирмой «WERNER» является уникальным для России, обладает “ноу-хау    и имеет конкурентные преимущества высокого порядка, преодоление кото­рых для конкурентом является сложной проблемой Оборудование: 2 печки, 1 большой делитель для батонов, 1 малый делитель для булочек. 2 тестомесителя. 1 раскаточная установка.3 спец холодильника. Цена всей установ­ки — / 22. 5 млн. рублей.

2.4.Критерии  оценки внедрения инновационного процесса.
Понятие инновационный проект можно истолковать как дело, дея­тельность, мероприятие, предполагающее осуществление комплекса каких-либо действий, обеспечивающих достижение определенных целей. Исходя из этого создание и реализация данного проекта включает следующие этапы:

Лицензия

Техническая подготовка производства

Производство

быт

Потребление

Десять лет назад ООО «торговый дом Лавенир » приобрело лицензию на производство хлебобулочных изделий.Техническая подготовка производства предусматривает использование освободившейся территории ООО (за счет продажи старого оборудования)для установки нового оборудования.

При разработке и внедрении нового инновационного процесса в организацию, были рассмотрены ряд факторов, которые по мнению специалистов, повлияют на достижение экономических целей предприятия.

         Прежде всего была   определена инновационная стратегия

1. Была выбрана стратегия дифференциации продукта, по существу данная стратегия является стратегией мелких нововведений, связанных с удерживанием рыночной нити и доли на рынке, затраты на которые окупаются за счет увеличения цены.

2.Выбраны долгосрочные стратегические цели- разработать стратегию введения инновации  в организацию с целью достижения максимальных экономических целей, освоение нового рынка сбыта, завоевание новых сегментов рынка, преодоление конкуренции благодаря нововведению.

3.Затем были определены целевые экономические установки инновационного проекта.Технологические нововведения- инициируют волну выбытия устаревшей техники и создают предпосылки для роста объема производства.

4. Впоследствии внедрения новшества был установлен рынок сбыта.

Это-население, городские кафе, клубы, рестораны, городские столовые, ближайшие населенные пункты.

    продолжение
–PAGE_BREAK–       Критерии оценки и  выбора инновационного проекта фирмой
Группы кри­териев

Наименования критериев

Относительная значимость

1. Цели, стратегия,

Совместимость проекта с текущей стратегией фирмы и долгосрочным планом

1

политика. ценности

Отношение фирмы к риску и совместимость с этим проекта

1

II. Коммер­

Вероятность коммерческого успеха

0,8

ческие

Оценка стартовых затрат

0,8

III. Научно-технические

Вероятность технического успеха

0,7

критерии
Патентоспособность
0,7

IV. Эконо­

Прибыльность

0,6

мические

Стоимость и время разработки проекта

0,5

V.Произво-­ дственные

Потребность в дополнительных мощностях

0.4

дственные

Издержки производства с учетом возможных вредных воз­действий производственного процесса

0,3

        Результаты оценки проекта, проведенной экспертами по выше-установленньм критериям приведены в следующей таблице, где по каждому критерию экспертным путем  был выведен средний арифметический балл по каждому пункту проекта(возможно получение от 0 до 10 баллов).

n/n

Проект

Оценки экспертов

Ср. арифм

1

2

3

4

1

1

2

1

1

2

8

8

8

8

8

3

6

5

5

6

5,5

4

7

7

7

7

7

5

9

8

7

8

8

После заполнения вышеуказанной таблицы экспертными оценками было произведено суммирование числа баллов каждого эксперта по каждому
критерию по проекту и определена средняя арифметическая бальная оценка проектов по установленным критериям. Затем была рассчитана инте­гральная бальная оценка с учетом  значимости критериев.

№ п/п

Принятая относит. эначимость критерия

Ср. арифметиче­ские оценка про­екта

Ср. арифметиче­ские оценка про­екта с учетом хначимости кри­териев

1

1

Интегральная оценка проекта с учетом эначимос-ти критериев

69

43

Приоритетность проекта

1

1

Итак, на основе проделанных вычислений можно сделать вывод, что данный проект экономически выгоден и его можно внедрять в организацию.
    продолжение
–PAGE_BREAK–