Инновационная деятельность в зарубежных странах

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств Факультет менеджмента и экономики РЕФЕРАТ По дисциплине Инновационный менеджмент На тему: «Инновационная деятельность в зарубежных странах» Санкт-Петербург, 2006 г. Оглавление: Введение 3 стр. 1. Регулирование инновационной деятельности государством.

5 стр. Функции государственных органов в инновационной сфере: 6 стр. 2. Механизм формирования инновационной политики государства 7 стр. 3. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах. 8 стр. Государственные стратегии регулирования 9 стр. Инновационная деятельность Западной Европы 11 стр.

Инновационная деятельность США 13 стр. Инновационная деятельность Японии 17 стр. 4. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности. 19 стр. 5. Государственные заказы. 21 стр. Заключение 23 стр. Библиографический список 25 стр. Введение Инновационную сферу от научной и производственной отличает наличие специфической маркетинговой функции, специфических методов финансирования, кредитования и методов

правового регулирования, а также, что наиболее важно, особой системы мотивации инновационной деятельности. В широком смысле слова, инновационная деятельность – это момент жизнедеятельности обществ, включающий в себя социально-политические, экономические, общественные и другие факторы общественного развития. В узком (экономическом) смысле слова инновационная деятельность направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства, благодаря использованию новых научно-технических знаний.

Содержанием инновационной деятельности в экономической сфере является создание и распространение новшеств в материальном производстве. Она представляет собой звено между научной и производственной сферой, в результате взаимосвязи которых реализуются технико-экономические потребности общества. В условиях экономической реформы, направленной на обеспечение стабилизации и перехода к экономическому росту, необходима разработка мероприятий для сохранения научно-технического потенциала, его развития
и поддержки. И сейчас особую значимость приобрело творческое использование опыта развитых стран по реализации мер государственной поддержки инновационных процессов в экономике, что в итоге позволит сформироваться отечественную систему стимулирования инновационной деятельности. Сегодня только государство способно приостановить разрушение накопленного научно-технического потенциала обеспечить необходимыми объемами инвестиций, с помощью государственных долгосрочных и краткосрочных

программ. Цель данной работы: выявление основных направлений государственной инновационной политики в развитых странах Запада. Для достижения цели выдвинуты следующие задачи: 1. Определить сущность инновационной деятельности и политики. 2. Показать основные направления инновационной политики на примерах стран Западной Европы, США и Японии. Актуальность работы: научно-технический прогресс, признанный во всем

мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса. Он состоит в получении новшества и простирается от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая, таким образом, весь комплекс отношений: производства, обмена, потребления. Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций

до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. Основная часть 1. Регулирование инновационной деятельности государством. Государственное регулирование инновационной деятельности, реализуемое посредством целенаправленного
воздействия органов государственного управления на экономические интересы институтов инновационной сферы, предполагает в качестве условия своей эффективности предвидение реакций этих институтов на действия государственных организаций. Таким образом, орган государственного управления осуществляет регулирующее воздействие на объект инновационной деятельности так, чтобы получать желаемые результаты. Орган государственного управления выбирает конкретные меры воздействия, которые изменяют экономическое

поведение инновационных организаций в процессе создания инновационного продукта, или на рынке инноваций в целом. Государственное регулирование может расширить возможности реализаций, не изменять эти возможности, или затруднять достижение поставленных целей организации. С другой стороны, организация может и не изменять свое поведение в результате принятых мер, а может и выполнять желаемые органами государственного управления действия, а может и «обойти» установленные

препятствия, изменив методы или сферу деятельности. Вероятные реакции инновационных организаций на положительные меры государственного регулирования могут быть следующие: 1) Освоение новых рынков; 2) Кооперация с другими организациями; 3) Улучшение качества продукции; 4) Поиск партнеров и кредитов и т.д. В случае сокращения возможностей для осуществления инновационной деятельности реакции организации будут

следующие: 1) Сокращение ресурсного потенциала; 2) Свертывание деятельности; 3) Снижение уровня рисковости; 4) Отказ от заказов с низкой эффективностью; 5) Свертывание инвестиций; 6) Банкротство или самоликвидация; В разных странах по-разному государство регулирует инновационную деятельность в дополнение к рыночному регулированию, инициирует конкурентную борьбу между товаропроизводителями.
Однако конкурентная борьба товаропроизводителей чаще всего привязана к краткосрочному финансовому эффекту. Рыночное саморегулирование неспособно обеспечить выполнение перспективных исследований и разработок, связанных с высокой степень риска и неопределенностью, большими издержками, Также огромное влияние оказывает социальные и экономические проблемы. В условиях, когда высока неопределенность коммерческого успеха инновационного проекта, велики затраты

финансовых ресурсов, частный сектор предпочитает ориентироваться не на перспективное, а на существующее соотношение спроса и предложения. В этой связи, задачей государства становится формирование системы поддержки малого инновационного бизнеса, которая включает в себя информационное обеспечение, подготовку кадров, проведение маркетинговых разработок, в том числе на внешнем рынке. Основные функции государственных органов в инновационной сфере: • аккумулирование средств на

НИОКР и инновации; • координация инновационной деятельности; • стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страховании инновационных рисков, введение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции; • создание правовой базы инновационных процессов, в том числе системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности; • кадровое обеспечение инновационной деятельности; • формирование инновационной инфраструктуры; • институциональное обеспечение инновационных процессов

в отраслях государственного сектора; • обеспечение социальной и экологической направленности инноваций; • повышение общественного статуса инновационной деятельности; • региональное регулирование инновационных процессов; • регулирование международных аспектов инновационных процессов. Государственное регулирование базируется на выборе приоритетов, генеральных стратегических направлениях и ориентиров эффективного научно-технического и социально-экономического развития.
Одной из задач государственного регулирования является проведение комплекса мер по организационно-нормативной и государственной финансово-ресурсной поддержке инновационной активности предприятий. Государственное регулирование использует формы и методы, соответствующие потенциальным возможностям, которые предоставляют существующие рыночные отношения. В Германии и Японии, где традиционно отводят особо важную роль государственному воздействию на функционирование

рыночной экономики, используют меры протекционизма, направленные на сдерживание стихийной конкуренции, с выгодой для хозяйствующих субъектов. Государство формирует цели и принципы в области своей политики и собственные приоритеты в инновационной и научной сферах. При этом необходимо различать научно-техническую и инновационную политику. В первом случае государство преследует цель получения новых научных знаний.

Цель инновационной политики – создание и потребление инноваций, удовлетворяющих личные и общественные потребности. 2. Механизм формирования инновационной политики государства. Организационной формой разработки государственной инновационной политики могут служить взаимодействующая совокупность министерств и ведомств, ответственных за различные сферы научно-технического, инновационного и экономического потенциалов, а также общественные организации субъектов научной деятельности и потребителей

инновационной продукции – субъектов сферы производства. Данные о фактическом состоянии инновационной сферы могут быть получены через систему статистической отчетности и СМИ, а сведения о конфликтных ситуациях – через судебную систему и арбитражные суды. Определенную роль в получении данных о состоянии инновационной сферы играют каналы личного общения. Сопоставление фактического состояния инновационной сферы и целей государственной инновационной политики
осуществляется органами государственного управления, субъектами инновационной деятельности и отдельными специалистами. Не соответствующая целям государственной инновационной политики ситуация является проблемной и требует специального анализа, выполняемого органами государственного управления или отдельными исследовательскими организациями. Разработка вариантов разрешения проблемной ситуации должна происходить в рамках стратегий с учетом законов, определяющих хозяйственное устройство и допустимые методы его изменения.

В принятии конкретных решений по проблемным ситуациям принимают участие органы государственного управления либо решения согласовываются с ними. Определение результатов реализации государственной инновационной политики осуществляется в ходе получения сведений о поведении субъектов инновационной деятельности и соотношения этих данных с целями политики. Это приводит к выявлению отклонений между фактическими и желаемыми результатами. Определение целей политики государства базируется на принципах и механизме реализации

этой политики. Основные принципы государственной политики в научной и инновационной деятельности: • стимулирование деловой активности в научной, научно-технической и инновационной деятельности; • правовая охрана интеллектуальной собственности; • свобода научного и научно-технического творчества; • интеграция научной, научно-технической деятельности и образования; • поддержка конкуренции в сфере науки и техники; • концентрация ресурсов на приоритетных направлениях научного развития; • развитие международного научного

инновационного сотрудничества. 3. Формирование государственной инновационной политики в зарубежных странах. Механизм формирования и реализации научно-технической и инновационной политики в странах мирового сообщества различен, поскольку в разных странах неодинаково соотношение функций государства и рынка, различны организационные структуры управления наукой. Однако в странах с рыночной экономикой сходны закономерности развития производства и одинаковы подходы к инновационной деятельности, в частности, к учету ее долгосрочных тенденций и последствий.
К особенностям реализации научной и инновационной политики в разных странах относятся различные доли расходов на исследования и разработки в валовом национальном продукте. Здесь является лидером Швейцария, затем идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная Корея и США. По объему финансирования НИР и ОКР в число лидирующих стран мира входят Япония,

Германия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и США. Ко второй группе «стран высокой технологии» относятся Великобритания, Франция, Нидерланды, Италия, ряд других европейских стран и Тайвань. По уровню и формам поддержки в мировой практике принято выделять: 1. Государственные стратегии активного вмешательства; 2. Стратегия децентрализованного регулирования; 3.

Смешанные. При осуществлении стратегии активного вмешательства государство признает научную, научно-техническую и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста национальной экономики. Как правило, избрание данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. Стратегия активного вмешательства наряду с финансированием высшей школы и значительными льготами коммерческим организациям, осуществляющим собственные

НИОКР, активизирует инновационную деятельность в Японии, Франции, Нидерландах и других странах. Стратегия децентрализованного регулирования более сложный механизм участия государства в научной и инновационной сфере. Государство, использующее эту стратегию, сохраняет главную, лидирующую роль, но при этом отсутствуют жесткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Например, государство предлагает в экономической сфере созданные в госсекторе научно-технические новшества и создает инфрастуктуру инновационной сферы; формирует условия, способствующие повышению инновационной активности всех участников инновационной сферы; выделяет государственные ресурсы для создания начального спроса на нововведения. При осуществлении этой стратегии используются налоговые льготы и прочие стимулы инновационной активности. Данная стратегия реализуется в
США, Великобритании и ряде других стран. В отличие от стратегии активного вмешательства, при которой «ведущая роль в выборе приоритетов научно-технического развития принадлежит государству, в стратегии децентрализованного регулирования на первое место в научно-технической и инновационной деятельности выходят субъекты хозяйствования, а государство стремится создать им благоприятные правовые, экономические и другие условия для этой деятельности. Смешанная стратегия используется в странах, где в экономике

значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании высокого экспортного потенциала отраслей этого сектора. В этом случае по отношению к государственным предприятиям государство использует стратегию активного вмешательства, а к остальным стратегию децентрализованного регулирования. Подобная практика получила распространение в Швеции. Повышение роли государства в области инновационной деятельности одно из важнейших факторов при

условии, когда фирме выгодна и доступна непрерывная инновационная деятельность, а рынок не всегда может ей это предоставить. Функция дополнительного стимулирования осуществляется государством посредством инструментов экономической политики (кредит, налоги, антитрестовское законодательство, регулирование международного обмена технологиями и др.), что позволяет существенно уменьшить стоимость ее ресурсов и повысить их доступность и качество. Другой причиной повышения роли государства в области инновационной

деятельности является стремительный рост затрат, необходимых для ее осуществления. Это связано в первую очередь с увеличением затрат на научно-исследовательское оборудование, приборы и инструменты, и повышением заработной платы высококвалифицированных научно-технических и инженерных кадров. Активное участие государства в инновационной деятельности связано с необходимостью долгосрочного прогнозирования результатов научно-технической и инновационной деятельности.
Эффективность нововведения в значительной степени зависит от правильности выбора области и вида инновации и времени их внедрения. Развитие инновационной деятельности и увеличение объема ресурсов, вовлекаемых в инновационный процесс, определяют необходимость сотрудничества и кооперации как частных, так и государственных субъектов (фирм, университетов, государственных лабораторий и др.) Через кооперацию деятельности всех вовлеченных в инновационный процесс субъектов реализуется организационная

функция государства. В настоящее время можно выделить три главных типа моделей научно инновационного развития промышленно развитых стран: 1) Страны, ориентированные на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, охватывающих все стадии научно производственною цикла, как правило, со значительной долей научно инновационного потенциала (США). 2) Страны, стимулирующие нововведения путем развития иннова¬ционной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к до¬стижениям мирового научно-технического прогресса, координа¬ции

действий различных секторов в области науки и технологий (Япония, Южная Корея). 3) Страны, ориентированные на распространение нововведений, со¬здание благоприятной инновационной среды, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария); 3.1. Инновационная деятельность Западной Европы Инновационная политика западноевропейских стран базируется на стимулировании «национальных

чемпионов» – небольшого числа крупных корпораций, способных конкурировать с ведущими фир¬мами США и Японии. Им достается основная часть государствен¬ных средств на промышленные НИОКР. Так, в Великобритании более 80% государственных дотаций на проведение исследований и разработок в микроэлектронике приходилось на пять фирм. Однако концентрация финансовых ресурсов на проведение НИОКР и «банка идей» в руках небольшой группы крупнейших корпораций, по мнению
С. Вудса, привела к ослаблению конкурентной борьбы внутри отраслей и затормозила распространение передовых техно¬логий и разработок в другие отрасли экономики. Результатом такой политики явилось явное отставание западноевропейских произво¬дителей от передовых корпораций США и Японии. Одной из главных особенностей западноевропейской научно-тех¬нической политики, начиная с 80-х годов ХХ века, стало государственное регулирование крупномасштабных программ на международном

(пре¬имущественно межъевропейском) уровне. Совет ЕС стал играть все более заметную роль в координации научно-технического развития стран, входящих в ЕС, особенно в новейших отраслях. Здесь выделяются три основные причины переноса западноевро¬пейской инновационной политики на общеевропейский уровень: 1. К началу 80-х годов национальный научный и финан¬совый потенциал в значительной степени оказался исчерпанным. Для мобилизации дополнительных ресурсов и получения ноу-хау необходимо было развивать

международную кооперацию. 2. Принятые программы на национальном уровне оказались неэффек¬тивными из-за небольших размеров рынка. 3. Конкурентные позиции европейской промышленности (особенно в микроэлектро¬нике) еще более ухудшились. К основным направлениям инновационной политики, осуществляемой странами, входящими в Евросоюз, относятся: • Поощрение малого наукоемкого бизнеса; • Единое антимонопольное законодательство; • Приобретение новейшей техники; •

Система ускоренной амортизации оборудования; • Льготное налогообложение НИОКР; • Прямое финансирование предприятий, осуществляющих инновационные проекты в области новейших технологий; • Кооперация университетской науки и предприятий, производящих наукоемкую продукцию. Согласованная на уровне государств-членов ЕС инновационная политика находит логическое завершение в выработке координационных мероприятий, стимулирующих инновационный бизнес на уровне сообщества в целом.
К их числу можно отнести принятие в 1985 г. Советом ЕС регламента о “европейском объединении по экономическим интересам” (ЕОЭИ). Регламент освобождает предприятия-члены ЕОЭИ от воздействия национальных законов, подчиняя их единым правилам сообщества и создавая, таким образом, благоприятные условия для укрепления хозяйственных и научно-технических связей между ними. Принятие плана “развития международной инфраструктуры нововведений

и передачи технологии”, действующего с конца 1985 г другой пример координации в сфере инновационной политики стран ЕС. Основной целью этого документа является ускорение и упрощение процессов воплощения результатов научных исследований в готовых продуктах на национальном и наднациональном уровне, а также содействие распространению инноваций в сообществе. Один из разделов плана – кооперация между странами в области инноваций – предусматривает создание ”

консультационных служб по передаче технологии и управлению инновациями” – специфической инфраструктуры по внедрению новшеств на региональном уровне. Второй раздел документа посвящен координации национальных инновационных усилий с целью повышения их эффективности и исключения дублирования работ в масштабах ЕС. Вопросы создания в ЕС системы передачи информации по нововведениям и технологии разработаны в третьем разделе плана, предусматривающем совершенствование патентной системы, унификацию технических стандартов.

Четвертый раздел охватывает мероприятия по повышению инновационного потенциала менее развитых стран сообщества (Ирландия, Греция). Для развития информационного обеспечения НИОКР создан Европейский информационный центр. В 90-е годы стали приниматься целевые программы: по распространению в Евросоюзе результатов НИОКР «ВЭЛЬЮ»; Европейская стратегическая программа научных исследований в сфере технологии информационных систем («ЭСТПРИТ»), программа по исследованию передовых способов связи в
Европе (РАСЕ). Целью этих программ является повышение конкурентоспособности европейских компаний на рынках высоких технологий. Осознание в Сообществе важности координационных мероприятий в инновационной сфере во многом обусловлено открывающимися в связи с созданием в 1995 г. единого внутреннего рынка ЕС новыми возможностями. Это обостряет конкуренцию, упрощает доступ к национальным рынкам и кооперацию фирм в научно-технической области. 3.2. Инновационная деятельность

США Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа: • Американский научный фонд, координирующий направления фундаментальных исследований. • Американский научный совет, представляющий интересы промышленности и университетов в научно-технической

политике. Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют: • Министерство обороны • Наци¬ональное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) Другие министерства и государственные орга¬низации (Министерство энергетики, Национальный институт здраво¬охранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.

Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом – тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых: • Национальный центр промышленных исследований, • Национальная академия, • Американская ассоциация содействия развитию науки, основная задача которых заключается в поисках путей
повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из на¬правлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор. Особое внимание в США с конца 80-х и начала 90-х годов уделя¬ется передаче федеральных технологий — технологическому трансферту.

Заинтересованность федерального правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как проведенные в США иссле¬дования показали, что один доллар, потраченный на фундаменталь¬ные исследования, дает отдачу в размере двух долларов через шесть-семь лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 и выше и результаты могут быть достиг¬нуты иногда уже в течение нескольких дней. Технологический трансферт способствует расширению объема продаж и рынков сбыта; созданию новой,

более совершенной тех¬ники и технологии; сокращению стоимости производства; стимули¬рованию теоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически не выполнимыми; сокращению сроков про¬ведения НИОКР и внедрения новой техники; повышению произво¬дительности труда; сокращению издержек производства; повыше¬нию качества и расширению границ применения полученной ранее техники и технологий; улучшению организации производства; повышению квалификации кадров.

В США действует Закон о передаче федеральной технологии, принятый в 1986г который в 90-е годы был подкреплен рядом законодательных актов по стимулированию такой передачи, где были пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию, расширены масштабы лицензирования, разработаны мероприятия, направленные на повышение материальной заинтере¬сованности ученых и инженеров от внедрения технологии. В США, с помощью крупномасштабных целевых проектов государственное регулирование инновационных процессов
осуществляется в направлении стимулирования создания венчурных фирм и исследовательских центров мелких и средних инновационных предприятий, в том числе так называемых фирм «спин-офф», отделяющихся от университетов, государственных исследовательских центров и специальных лабораторий крупных промышленных корпораций, посредством целевого бесплатного субсидирования этих субъектов инновационной деятельности Национальным научным фондом США: • льготное налогообложение инновационной деятельности; • льготное кредитование

и выдача грантов мелким фирмам – инноваторам и отдельным изобретателям-одиночкам Национальным научным фондом, Инвестиционным фондом Министерства энергетики США и другими инвестиционными фондами, имеющими некоммерческую филантропическую направленность финансирования; • бесплатная выдача лицензий на коммерческое использование изобретений, запатентованных в ходе бюджетных исследований и являющихся собственностью федерального правительства;

• формирование государственной инновационной инфраструктуры и способствование функционированию рынка инноваций, на котором государство выступает как агент отношений купли-продажи инноваций; • мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, государственная экспертиза инновационных проектов, разрабатываемых различными субъектами инновационной деятельности; • предоставление субъектам инновационной деятельности льгот по оплате государственных услуг (связи, тепла, электроэнергии); • осуществление

морального поощрения выдающихся ученых и инноваторов (вручение государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганда достижений и потребления инновационных продуктов и услуг и проч.); • антимонопольное законодательство, обеспечивающее развитие внутренней и международной конкурентоспособности национальных товаропроизводителей. Инвестиционный фонд Министерства энергетики США занимается финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых мелкими фирмами,
так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую ориентацию фонд подчёркивает тем, что отдает предпочтение разработкам, имеющим «высокий риск провала». Существенный элемент прямой поддержки инновационных про¬цессов — формирование государственной инновационной инфраструк¬туры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам.

Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, бир¬жи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например при по¬купке и продаже лицензий. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и про¬гнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инно¬вационных проектов, поскольку отдельным организациям,

осуществ¬ляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, теп¬ла, электроэнергии и т. д. Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди ко¬торых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновацион¬ных продуктов и услуг, имеющихся в стране

научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей науч¬но-технической интеллигенции в важнейших государственных ме¬роприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сооб¬щества и т. д. Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отме¬тить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализу¬ется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем
уменьшения налоговых ставок, вычитаемых из налоговых платежей. Особенностью Государственной инновационной политики США также является низкая «ведомственная» концентрации решений по выработке и реализации инновационных проектов. В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят “Закон о кооперации в сфере

НИОКР”, а еще ранее, в 1980 г был принят закон Стивенсона-Вайдлера “О технологических нововведениях”, предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций: • создания для их изучения и стимулирования специальных организаций в рамках аппарата исполнительной власти; • оказание содействия в обмене научным и техническим персоналом между университетами, промышленностью и федеральными лабораториями; • поощрение частных лиц и корпораций,

вносящих большой вклад в развитие науки и техники. В США отработан механизм развития внутренней и международ¬ной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет. 3.3.Инновационная деятельность Японии Относительно недавно, в конце прошлого столетия, Япония начала реализацию политики превращения страны из «имитатора» и «рационализатора» в творца технологий,

прежде всего в таких областях, как информационные системы, механотроника, биотехнологии, новые материалы. Этот процесс происходит за счет осуществления государственной политики, которая обеспечивает восприимчивость к достижениям мирового научно-технического прогресса через координацию действий различных секторов в области науки и технологий. В Японии вопросами инновационной политики государства за¬нимаются высшие государственные органы власти. Премьер-ми¬нистр Японии возглавляет

Совет по делам науки. В его состав входят руководители ряда министерств, а также представители крупнейших частных промышленных корпораций. Совет по делам науки формулирует стратегическую линию научно-технического развития страны и определяет размеры расходов на НИОКР из государст¬венного бюджета, Управление по науке и технике осуществляет разработку и реализацию наиболее крупных национальных программ (космические исследования, разработка аппаратуры для ядерных реакторов и др.).
В его рамках функционирует Японская корпо¬рация развития исследований, занимающаяся поддержкой новых наукоемких фирм. Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) играет ключевую роль в разработке промышленных НИОКР и их внедрении. Контроль над выполнением конкретных направлений ра¬бот осуществляется Управлением по науке и технике. Под эгидой МВТП находится и Японская ассоциация промышленной техноло¬гии, которая занимается экспортом и импортом лицензий.

Управле¬ние национальной обороны стимулирует некоторые исследования в ракето- и авиастроении, а также электронной промышленности, имеющие как военное, так и гражданское применение. Механизм, с помощью которого японское государство реализует свою инновационную политику, достаточно прост. После определе¬ния приоритетного направления исследований МВТП предлагает всем крупным корпорациям с соответствующим производственным профилем принять участие

в реализации программы. Министерство предоставляет корпорациям свои научные лаборатории, «подключает» к исследованиям ведущих ученых и специалистов из университетов, однако не оказывает сколько-нибудь существенной финансовой поддержки. Основные же затраты, связанные с проведением НИОКР, коллективно осуществляют корпорации-участницы. Результаты ис¬следований и разработок, а также ноу-хау сообщаются всем заинте¬ресованным компаниям.

Японское правительство не выделяет зна¬чительных средств на финансирование промышленных НИОКР, равно как и не гарантирует компаниям рынков сбыта для новой продукции, но оно принимает протекционистские меры для защиты национального рынка и тем самым помогает корпорациям «встать на ноги» на передовых направлениях НТП. Поэтому японские производители наукоемкой продукции на внутреннем рынке прак¬тически не испытывают давления со стороны иностранных конку¬рентов. Самым серьезным изменением, происшедшим в концепции госу¬дарственного
регулирования НТП Японии в 80-е годы, было наме¬рение правительства этой страны уже в ближайшее десятилетие вывести ее в мировые лидеры в новейших, еще окончательно не сформированных отраслях и производствах (новые материалы, микро¬электроника, биотехнология, оптроника). В Японии для развития экспортного производства используются не только прямое субсидирование и другие, традиционные экономические и административные способы воздействия на экспортеров, но и специфичные

косвенные методы, к числу которых относятся целевое распределение финансовых средств, предоставляемых частными банками и сосредоточение их в приоритетных отраслях. 4. Методы государственного воздействия в области инновационной деятельности. Независимо от уровня регулирования сферы инновационной деятельности в различных странах осуществляются мероприятия государственной инновационной политики.

Они могут быть объединены в три блока, связанные с: • финансированием, • распространением технических знаний, • конкуренцией. Основной составляющей системы государственной поддержки инновационной деятельности является финансирование. Средства могут быть представлены крупным, средним и малым предприятиям на разных этапах инновационной деятельности, особенно на первых этапах, что предполагается высокой неопределенностью ее результатов, сложностью оценки отдачи вложения в них, высокой капиталоемкостью начальных этапах инновационного

процесса. Система государственных мероприятий, касающихся конкуренции предпринимательского бизнеса, занятого инновационной деятельностью, направлена на преодоление влияния олигопольно-регулирующих сил в рамках самого рынка. Методы воздействия государства в области инновационной деятельности можно подразделить на административные и экономические (прямые и косвенные) методы. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и концепцией государственного регулирования
– с упором на рынок или на централизованное воздействие. Административные методы осуществления инновационной политики, в отличие от директивных методов управления в централизованной системе хозяйствования, в условиях рыночных отношений базируются на законодательной основе. Административное вмешательство государства в инновационную деятельность посредством правового нормирования патентной политики государства и политики стандартизации позволяет хозяйствующим субъектам

сохранять монополию на новизну и достигать унификации продукции товаропроизводителей. Наиболее действенными методами инновационного регулирования являются экономические, основанные на учете мотивационных факторов товарного производства. Они отличаются от административных не директивным характером и использованием экономических рычагов и регуляторов. К прямым методам экономического воздействия относятся инвестирование в виде финансирования (целевого,

предметно-ориентированного, проблемно-направленного), кредитования, лизинга, фондовых операций, планирование и программирование, а также государственное предпринимательство и государственные заказы. Задачей косвенных экономических методов является формирование общественных, а не индивидуальных условий инновационной деятельности. Среди них традиционно используются:  налоговое и амортизационное регулирование;  кредитная и фондовая политика;  ценовое регулирование; &

#61607; политика протекционизма. Наиболее значительными косвенными методами являются кредитная и налоговая политика: – кредитная политика регулирует объем финансовых ресурсов, доступных для финансирования нововведений, а также осуществляет управление уровнем ссудного процента. – налоговая политика может предусматривать налоговые субсидии на определенные виды деятельности, в частности, исключение из суммы, облагаемой налогом части доход, связанных с созданием и внедрением новых машин и оборудования и проч.
К методам косвенного воздействия на инновационную деятельность относится регулирование международного технологического обмена, т.е. режима экспортного и импортного контроля над передачей технологии. Специфической формой воздействия государства на инновационную деятельность является сбор и обработка данных, необходимых для долгосрочного прогнозирования и планирования технологического развития. 5. Государственные заказы. Для фирм участие в государственных научно-технических и инновационных проектах

служит источником знаний и опыта. Творчески сотрудничая с университетами, государственными лабораториями и другими частными фирмами. Выполняя государственные заказы, фирмы получают от государства финансовые средства и доступ к уникальному и дорогостоящему научно-техническому оборудованию и другим технологическим и нетехнологическим ресурсам, которыми располагает государство. Государственный заказчик, в отличие от негосударственного, не имеет права произвольно изменять стоимость

работ, а должен руководствоваться государственными нормативами. Распределение прав на объекты интеллектуальной собственности, создаваемые в ходе инновационных работ, выполняемых по государственному заказу, также должно регламентироваться государственным нормативным документом, а не формироваться при заключении каждого договора. Существующая более 100 лет в США федеральная контрактная система предусматривает обязанность государственных

ведомств – заказчиков осуществлять анализ конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, потенциальных корпораций – подрядчиков, их научно-технического и финансового состояния. Условия заказа (в том числе оборонного характера), его технические параметры публикуются в открытой печати. Участвующие в тогах фирмы предоставляют свои предложения (проекты) в анонимной кодированной форме. Решение о выборе подрядчика принимается экспертными комиссиями в лице независимых комитетов военных
или гражданских ведомств, неподотчетным данным органам власти. Государственное законодательство при размещении заказов на создание новой техники и технологий, программ НИОКР предполагает не только конкурсное определение корпорации подрядчиков, но и подбор генеральным подрядчиком субподрядчиков также на конкурентно-конкурсной основе. Данный процесс конкуренции в процессе контр актирования получил в

США название «корпорации второго подрядчика. Степень прямого государственного воздействия на инновационную деятельность промышленных фирм зависит от того, какой объем НИОКР в стране выполняется за счет государственных ресурсов. При этом воздействие государства на эффективность инновационного процесса может быть и тормозящим, если государственная инновационная политика направлена на осуществление целей слабо связанных с проблемами

развития производства и потребления, а государственные затраты на НИОКР, независимо от их объема, не способствуют увеличению инновационных ресурсов фирм и зачастую отвлекают их собственные средства на проведение коммерчески неперспективных разработок. В этом случае эффективность государственной инновационной политики как фактора экономического роста является низкой. Заключение Исходя из всего, что было сказано в работе, можно сделать вывод о том, какой

должна быть антикризисная инновационная политика государства (на примере зарубежных стран – США, Японии и стран Западной Европы). Для проведения эффективной политики необходимы: • активизация деятельности государственных предприятий, раз¬личных ведомств, АО и других структур по использованию имеющегося научно-технического потенциала страны в целях эффективного внедрения в экономику государства изобрете¬ний и других нововведений и достижений путем разработки и
внедрения законодательной базы по стимулированию иннова¬ционной деятельности. • создание общегосударственного центра, занимающегося про¬блемами передачи технологии (по аналогии с Национальным институтом стандартов Министерства торговли США). • разработка программ по использованию передовых техноло¬гий, которую следует поручить соответствующему ведомству, тесно связанному с проблемами конверсии.

Из-за недостатков нормативно-правовой базы и отсутствия необходимых финансовых средств программы по разработке и реализации передовых технологий очень часто так и остаются программами, не претворяясь в жизнь (за исключением особо важных для государства программ – секретные разработки, оборона и т.д.) • формирование инновационной инфраструктуры, которая мо¬жет включать акционерные общества, предприятия, универ¬ситеты, академические институты, научные лаборатории.

Для решения определенной научной задачи в эти консорциумы делегируются ученые и инженеры участников сторон, пред¬ставленных в данном консорциуме; • выпуск специальных изданий, регулярно публикующих ин¬формацию об имеющихся изобретениях, нововведениях и достижениях, представляющих интерес для эконо¬мики. Во многих странах все больше внимания уделяется созда¬нию комплексных концепций научно-техничес¬кого развития. Комплекс норм, на который ориентируются передовые страны в развитии инновационной сферы:

1) ориентирование и поддержка научных исследований; 2) регулирование направлений научно-технического развития; 3) защита отечественной промышленности, повышение ее конкурентоспособности; 4) совершенствование системы стимулирования НТП; 5) содействие процессам обращения информации; 6) совершенствование системы организации передачи технологий;
7) лицензионно-патентное право (патентование, доступ¬ность патентной информации); 8) косвенное регулирование (правовое, финансовое, техническое и т. п.); 9) разработка критериев оценки результатов инновационной деятельности и ее оценка; 10) развитие методов управления научно-техническим развитием; 11) расширение масштабов международного разделения труда и сотрудничества;

12) прямая государственная помощь предприятиям (например, финансовая, информационная и т. п.); 13) изучение закономерностей инновационного процесса; 14) дальнейшее развитие и совершенствование интенси¬фицирующих методов. Библиографический список: 1) Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. – М.: Экзамен, 2001; 2) Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. –

М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000; 3) Ермасов С.В. Финансовое стимулирование инновационной деятельности – СПЭА, 2002; 4) Коротков Э.М. «Антикризисное управление» М 2000 5) Лапшина О.В. Курс лекций по дисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001. 6) Чайковская Н.В. Дисциплина инновационного рынка: формирование и эффективность. – М. Луч, 2003 7) Вольский А. Инновационный фактор обеспечения устойчивого экономического развития.

//В.Э 2004, №1. стр.4-12.