Инновационное планирование на предприятии

1.   Основы теории и методологии инноватики.

       Историяразвития теории инноватики и ее современные концепции.

    Появление теории инноватикиобусловлено всем ходом исторического развития общественного производства,особенно в период его индустриализации. Спорадически сменяющиеся фазы оживленияпроизводства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства,переходящего в стадию депрессии, стали восприниматься как некие закономерностифункционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинногопроизводства. В свою очередь государственно-монополистический путь развитияпромышленности с жесткой системой планирования и распределения породил визвестной мере надежды на устойчивость темпов индустриализации. Для этого былисозданы монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторялинедостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятийобеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукциипо потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса,приводило к экстенсивному   развитиюпромышленного производства.
      Исследовав обширный статистический материал,связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленномпроизводстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 г. существованиедлинных волн, или больших циклов конъюнктуры. В результате этогоисследования было определено, что в основе длинных волн (или циклов)протяженностью в 40 – 60 лет находится смена пассивной части капитала, к которойотносятся здания, сооружения, коммуникации и т.п. В средние промышленные циклыпротяженностью в 7 – 10 лет входит замена активной части капитала в форместаночного оборудования, транспорта и т.п. Короткие волны в 3 – 3,5 годараспространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению копределенным видам продукции промышленного производства.
               В теории и методологии инноватики,предложенной австрийским экономистом Йозефом Шумпетером, деловые циклы принятов настоящее время связывать со сменой технологических укладов в общественномпроизводстве.
     В тесной взаимосвязи со сменойфаз в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современнойконцепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификациюпродуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Онипоявляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само посебе появление неординарных нововведений – продуктов означает фазу зарождениянового технологического уклада. Однако, его медленное развитие на определенномотрезке времени объясняется монопольным положением отдельных компаний, которыепервыми применили нововведения-продукты. Они успешно развиваются, добиваясьвысокой прибыли, так как находятся под защитой законов об интеллектуальнойсобственности.
  Однакомонопольное положение на товарном рынке может неожиданно закончится из-законкуренции других товаропроизводителей, которые будут пытаться произвестиболее совершенное нововведение-продукт. Поэтому организация-монополист, впериод стабилизации производства нового продукта, не дожидаясь, пока появятсяконкуренты, своевременно приступает к продаже лицензий на технологиюпроизводства своих изделий. В результате происходит распространениенововведений-процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов втехнологические цепи нового уклада в общественном производстве.
    В свою очередь организация,которая продала лицензию, получает в итоге дополнительные средства дляпроведения инновационной деятельности по созданию новой и болееконкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало очередной деловой цикл,предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна, поН. Д. Кондратьеву.).
   Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаровмногими, часто непредсказуемыми причинами. Однако, наиболее часто Конъюнктурныеизменения определяются таким фактором, как модернизация выпускаемой продукциисо стороны отдельных предприятий. Это вызывает дополнительный спрос на рынкетоваров, преодолевает жизненный цикл продукции как инновации.
   Технологически-развитые страны перешли от четвертого к пятомутехнологическому укладу, вступив на путь деиндутсриализации производства. В тоже время по продукции четвертого технологического уклада проводится модификациявыпускаемых моделей, чего достаточно для обеспечения платежеспособного спроса всвоих странах, так и для удержания рыночных ниш за рубежом.
    В российскойэкономике по ряду объективных причин еще не полностью использован потенциалтретьего и четвертого технологических укладов. Одновременно были созданынаукоемкие производства пятого технологического уклада.
    В современной концепции теорииинноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции ижизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит изчетырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданиюнововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной техническойдокументации в производственные подразделения промышленных организаций. Навторой фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новогопродукта. Так первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительнымирискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий ростмасштабов производства сопровождается снижением себестоимости и ростом прибыли.Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазу  жизненного цикла продукции. Затем наступаеттретья фаза, особенностью которой является стабилизация объемов производимойпродукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемовпроизводства и продаж.
     Таким образом, теорияинноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах,технологических укладах, инновационных процессах, а также понятия о жизненныхциклах продукции и технологиях производства.
    Следовательно, понятие(лексема) «инноватика» значительно шире и глубже по своему содержанию всравнении с термином «Инновация». При этом знания по инноватике даютвозможность предвидеть перспективу долгосрочного технико-экономическогоразвития общественного производства, оказывать влияние на изменение в фазахделовых циклов, а за счет инноваций – уменьшать периоды спада производства исодействовать подъему деловой активности в промышленности.

1.2. Наука, технология, экономика и образованиекак компоненты целостной системы инновационной деятельности.
         Большинство прогрессивных новвоведенийнаходит реальное воплощение в создании наукоемкой и конкурентоспособнойпродукции, что  является одним из важныхрезультатов инновационной деятельности.
         Инновационная деятельность связана спривлечением различных ресурсов. Основными из них являются инвестиции и затратывремени как на проведение исследований и разработок, так и на выполнениепроектно-технологических и других работ, связанных с масштабным освоениемпроизводства новой продукции. В целостную систему инновационной деятельности
входят такиесоставляющие компоненты, как наука, технология, экономика и образоавние.Интегративные свойства целостных систем отображает соотношение:
  
Где    А – результат функционирования целостнойсистемы,
а  — результат функционирования 1-го компонента,
1  — число компонентов целостной системы.
  Отсутствие любого из компонентов приведет кнарушению целостности системы инновационной деятельности. Точно так женедостаточное внимание к развитию одного из компонентов целостной системыснизит результативность ее функционирования.
  Главным элементом в рассмотренных вышекомпонентах целостной системы инновационной деятельности является человек.Наука прямо или косвенно через технологию, экономику или быт воздействует начеловеческие потребности. Изменение целей, идеалов и интересов способствуетразвитию новых ценностей, адекватно доминирующему технологическому укладу вобщественном производстве. Поэтому ценности одного этапа развития науки могутутратить свое значение на другом, более прогрессивном.
     В связи с тем, что научное знание сталотеоретической основой материального производства, во всех развитых станахуделяется внимание фундаментальным теоретическим исследованиям (ФТИ) ипоисковым НИР. Именно они образуют потенциал знаний для инновационнойдеятельности.  Потенциал научных знаний порезультатам  проведения ФТИ и поисковыхНИР представляет собой весьма важный интеллектуальный продукт, который в силусвоих особенностей не имеет рыночной стоимости.
   Без интеллектуального продукта, получаемогопо результатам ФТИ и поисковых НИР, в настоящее время практически невозможносоздавать конкурентоспособную продукцию, имеющую высокую степень наукоемкости иновизны. Во всех индустриально развитых странах большое значение придаетсяразвитию инновационной деятельности, направленной на повышение интеллектуальнойсоставляющей в конечном продукте общественного производства. Поэтому выполнениеприкладных НИР и ОКР, а также проектно-технологический работ (ПТР) базируетсяна полноценном использовании научных знаний, что обеспечивает новой продукциивысокую конкурентоспособность.
   В целостной системе инновационнойдеятельности прикладные исследования и разработки проводятся после выполнения поисковыхНИР. По своей сущности прикладные НИР могут предшествовать ОКР или выполнятьсяпараллельно с ними, после них, а также иметь самостоятельное направление(например, в  области организациипроизводства, по проектированию систем управления и др.)
   На Рисунке 1 приводятся взаимосвязиприкладных НИР, выполняемых до и после ОКР, в процессе создания новой продукции.Эти работы являются элементами целостной системы инновационной деятельности покомпонентам «наука» и «технология»

ТЗ – техническоезадание
ТП – техническоепредложение.

Процесс создания новой
продукции
Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по 1-му варианту)
Прикладная НИР с целью разработки ТЗ и ТП на ОКР (исследования по j-му варианту)
ОКР, включая передачу
обработанной технической документации по опытным образцам новой продукции.
Технологическое освоение масштабного (в зависимости от серийности) производства новой продукции
Прикладная НИР по разработке наукоемких технологических процессов
Прикладная НИР по доработке конструкции изделия на технологичность изготовления
Прикладная НИР по повышению надежности нового изделия в эксплуатации
Прикладная НИР по автоматизации технологических процессов
Прикладная НИР по энергосберегающим технологиям.

РИСУНОК 1
Взаимосвязи прикладных НИР,выполняемых до и после ОКР, в процессе создания новой продукции
Компоненту«образование» в целостной системе инновационной деятельности во всехиндустриально развитых странах придается исключительное значение. В нашейстране имеется более 30 % населения с высшим и средним специальнымобразованием. Это достаточно высокий потенциал для развития инновационнойдеятельности, обслуживания высокотехнологичных процессов на производстве.Развитие образования обуславливается состоянием науки, технологии, экономики.Главным носителем интеллекта в образовании является преподаватель научных,  технических, экономических иобщепрофессиональных знаний.
1.3.Управление знаниями и интеллектуальным ресурсом инновационного предприятия.

 На конкурентоспособность предприятий в предстоящие десятилетия всебольше влияния будет оказывать их способность идентифицировать, накапливать иразвивать знания и, используя ключевые факторы успеха на рынке, создаватьинновации, а затем долговременные устойчивые конкурентные преимущества.
База знаний предприятия.
  Совокупность знаний, которыми обладаютсотрудники предприятия, группы и подразделения, а также все связанные спредприятием внешние стратегические партнеры (потребители, поставщики,соисполнители, дилеры), составляют базу знаний предприятия. В базу знаний могутбыть включены:
1. 
2. 
3. 
4. 
Под «умением»понимается, что исполнитель способен выполнить оригинальную задачу, операцию,если она встретится, относительно рациональным способом, а под «навыком» — чтоисполнитель способен выполнять множество раз повторяющуюся стандартную задачунаиболее эффектным способом.
По содержаниюиндивидуальные и коллективные базы знаний характеризуются наличием следующихэлементов:
·        
·        
·        
·        
Совокупностьзнаний в виде теории, творческих результатов, умений, навыков и компетенцийсоставляет интеллектуальный капитал фирмы и ее интеллектуальную собственность.
Интеллектуальныйкапитал (ИК) – это знания, обладающие потенциальной ценностью, т.е. ИДЕИ.Как таковой, интеллектуальный капитал не имеет реальной ценности, пока он ещене защищен и не используется. Интеллектуальный капитал ( связи с клиентами,технология, способности сотрудников, прикладной опыт) помещается в одну группус человеческим интеллектуальным капиталом и так называемым структурныминтеллектуальным капиталом.
Человеческийинтеллектуальный капитал – это индивидуальные знания и навыки. Структурный интеллектуальныйкапитал – это та часть интеллектуального капитала, которая остается у фирмыпосле ухода сотрудника.
Интеллектуальнаясобственность (ИС) – знания, которые являются чьей-либо собственностью,т.е. защищены патентом. Интеллектуальная собственность, по определению, имеетколичественный стоимостной потенциал, который зависит от будущего ееиспользования. Это стоимостной потенциал, однако, остается не реализованным дотех пор, пока интеллектуальная собственность не используется каким-либоспособом.
Интеллектуальныеактивы – знания,  имеющиеопределенную стоимость и используемые целенаправленным образом. Патенты,лицензируемые для конкретной цели, превращают интеллектуальную собственность винтеллектуальные активы, имеющие для своего владельца конкретную, выраженную вденьгах, стоимость. Во многих корпорациях наиболее легко определяемыми вуправляемыми видами интеллектуальных активов являются патенты, торговые марки,авторские права, коммерческие секреты.
Секретпроизводства (knowhow)– техническая, организационная или коммерческая информация, которая защищаетсяот незаконного пользования третьими лицами при следующих условиях, этаинформация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силунеизвестности ее третьим лицам. К этой информации нет свободного доступа назаконном основании. Обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ееконфиденциальности.
Коммерческаятайна – это понятие несколько Шпре, чем понятие «секрет производства», таккак коммерческую тайну могут составлять списки клиентов, первичныебухгалтерские документы и многие другие сведения.
Средстваиндивидуализации – к охраноспособным средствам индивидуализации, бесспорно,относятся товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест, фирменныенаименования[1].
Портфель прав- чаще всего права ИС передаются не по отдельности, а в сочетании с другимиправами или услугами, обеспечивающими в совокупности монополию на производствонового продукта или на использование новой технологии. Иначе говоря, онипредаются в составе портфеля прав ИС. Кроме того, права ИС или портфель прав,часто передаются вместе с юридическим лицом – правообладателем. В таких случаяхтребуется  оценка передаваемого портфеляправ ИС в целом или соответственно оценка всего юридического лица, а неотдельных прав ИС.
Знание имеетразнообразную форму и сложную циклическую структуру процесса формирования ииспользования. Формы проявления знания подразделяются по двум признакам(Рисунок 2):
a)     
b)     

ЗНАНИЕ клиентов, первичныебухгалтерские документы и многие другие сведения.нформац

похарактеру   проявления                по способу формирования новых знаний

РЕФЛЕКСИВНАЯ форма
Условием рефлексивного процесса формирования новых знаний и намерений является наличие в достаточном объеме систематизированного, доступного для аналитической обработки ЯВНОГО знания, источником которого является опыт (практические знания) и специальный поиск (информация извне) 
ИМПЛИЦИТНАЯ форма,
Проявляется в НЕЯВНОМ, скрытом, латентном виде, основана на индивидуальном опыте и личных ценностях                                                  

                                                                                                           

ИНТУИТИВНАЯ форма
При интуитивном формировании новых знаний и намерений в наличии имеется лишь незначительный объем явного знания, познавательный процесс протекает в «головах», где используются НЕЯВНЫЕ знания, и поэтому процесс трудно поддается контролю
ЭКСПЛИЦИТНАЯ форма
Проявляется в ЯВНОМ, открытом виде, в методических руководствах, каталогах, инструкциях, базах информации, справочниках и т.п.

 

Рисунок 2
Формы проявления знаний
 
 
Системазнаний организации
Структурапроцесса формирования и использования знаний для проекта или деятельностипредприятия.

ИННОВАЦИИ: новый продукт, новая услуга, новый рынок   Специалисты разработалиразличные схемы жизненного цикла знаний. На Рисунке 3 обобщен подход, которыйиспользовали в своей работе Г. Ктог и М. Венцин.  Жизненный цикл знаний (ЖЦЗ) здесь представленпятью этапами: идентификация, накопление и развитие знаний, формированиекомпетенций и создание инноваций. Две последние стадии посвящены использованиюзнаний.

1. идентификация знаний
ТРАНСФЕРТ И ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ
ЦЕЛЬ – создать устойчивое конкурентное преимущество фирмы  SHAPE  * MERGEFORMAT
3.
Развитие знаний
2.
Накопление знаний
4.
Формирование компетенций
5.
Создание инноваций
Определение состава и источников необходимых знаний
Сбор, подготовка, кодирование и накопление знаний в базах
Систематизация знаний по задачам и исполнителям, расширение баз знаний
Увязка знаний и задач, комбинация знаний, выделение ключевых знаний
Превращение ключевых компетенций в инновации с использованием базы знаний
РИСУНОК 3
Структура процесса создания и использованиезнаний
РИСУНОК 4отражает более поздние выводы тех же авторов из анализа трансферта знаний.Здесь они выделяют три этапа ЖЦЗ:инициирование знаний логистика знаний интеграция знаний
Другойспециалист, А. ШЕЕР, представляет жизненный цикл знаний несколько по-иному. Вего подходе выдаются восемь стадий с их интерпретацией: цели, прозрачность,аккумуляция, расширение, распространение, сохранение, использование, оценказнаний.

ИНИЦИИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ
·        
·         1.Выявление намерений сотрудников и подразделений
·         2. Целеустановка
·         3.Установление вида, объема и возможностей трансферта
·         4. Выявление источников знаний (списки носителей, экспертов)
·         5. Установление мест хранения (отчеты, книги, базы, рабочие места)
ЛОГИСТИКА ЗНАНИЙ
1. Перемещение имплицитного (скрытого, латентного) и эксплицитного (открытого) знания между участниками процесса
2. Установление методов трансферта
3. Определение принципов и инструментов логистики (режим поиска и хранения, формы, пути и скорость перемещения, промежуточные базы)
ИНТЕГРАЦИЯ ЗНАНИЙ
1.       Получение знания и интеграция его в свою базу знаний
2.       Интеграция нового знания в базу знания группы, организации
3.       Исключение «островков знания»
4.       Функции «брокера» знания
5.       Интеграция индивидуального знания в коллективное с использоавнием собственного опыта

РИСУНОК 4
Фазы трансферта знания

1.4. Нововведениякак объекты инновационной деятельности.

     Инновационный менеджмент как процессуправления кардинальными изменениями в продуктах труда, средствах производства,сфере услуг и другой новаторской деятельности является одним из основныхнаправлений в развитии машиностроительного производства. Главными факторами впрогрессе современной цивилизации являются процессы освоенияоптиковолоконной  техники в средствахсвязи и вычислительных сетях, повышение гибкости и роботизации производства  на основе использования микроэлектронныхкомпонентов, разработка энергосберегающих технологий и преодолениеэкологических ограничений при широком применении материалов на композиционнойоснове.
    К организационно-экономическим иуправленческим нововведениям, направленных на активизацию интеллектуальнойдеятельности и инновационных процессов, можно отнести мобилизацию ресурсов дляразвития приоритетных направлений в создании наукоемкой продукции, обновлениисредств производства и совершенствовании сферы услуг. Одновременно должнывводиться организвационно-экономические и управленческие нововведения поуменьшению инвестиций в продукцию устаревших технологических укладов. Все этинововведения вызывают необходимость в структурной перестройке отраслевыхструктур, организации производства, экономике и управлении.
     К приоритетным направлениям нововведений вразвитии науки и технологии относятся сверхмощные научно-технические системы вобороне, информатике, аэрокосмической и атомной промышленности. Наша странаявляется одной из пяти стран мира, создающей наукоемкую и конкурентоспособнуюпродукцию. Причем, если бы не было переходного периода к рыночной экономике, тонаша страна оказалась бы среди четырех мировых держав по конкурентоспособностина рынке таких товаров. Отсюда следует вывод, что жизненно важно четкоопределиться в отношении направлений ускоренного освоения в промышленностибазовых инноваций, которые составляют ядро нового технологического уклада вобщественном производстве.
   Инновационный менеджмент учитывает различиемежду простым и сложным  продуктом.Простой продукт имеет однородный состав и создается в добывающейпромышленности, сельском хозяйстве, текстильном производстве. Объемы и качествопростого продукта определяли богатство и процветание многих стран в доиндустриальныйпериод их развития.
   Особенностями сложного продукта являютсямногочисленные технологические пределы в процессе его производства, а такжеприменение современных приборов и машин в сочетании с трудом работников высокойквалификации. Такого рода нововведения вместе с их коммерциализацией составляютоснову инновационного менеджмента, который регулирует инновационные процессы внаправлении новизны и наукоемкости создаваемой продукции.
   Под новшеством (новацией) понимается новыйпорядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление (открытие).Практическое использование новшества с момента технологического освоенияпроизводства и масштабного распространения в качестве новых продуктов и услугявляется нововведением (новацией). К этой же группе использования новшествотносятся многие организационно-технические, экономические, управленческиерешения производственного, финансового, коммерческого и административногохарактера (Таблица 1).
ТАБЛИЦА 1
Классификация инновационныхпроцессов и нововведений.
Базовые признаки объектов классификации
Группирование по установленным признакам
1. Содержание новаций, инновационных процессов
Технические, технологические, экономические, управленческие, организационные
2. Степень новизны
Абсолютная, относительная, условная, частная
3. Варианты организации
Внутрикорпоративные, программные, корпусные
4. Потенциал новаций
Радикальные, комбинированные, модифицируемые
5. Особенности инновационных процессов
Внутриорганизационные, межорганизационные, различающиеся по длительности этапов.
6. Уровень разработки и распространения нововведений
Государственные, республиканские, региональные, отраслевые, корпоративные, фирменные
7. Сферы разработки и распространения нововведений
Промышленные, финансовые, торгово-посреднические, научно-педагогические, правовые
8. Особенности характера нововведений
Простой продукт, модификация сложного продукта предыдущего технологического уклада, инновационный продукт, услуги.
 

[1] Закон РФ «О товарныхзнаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товара»