Инновационное предпринимательство в России

Министерствообразования и науки РФ
ФГАОУ ВПО «Российскийгосударственный
профессионально-педагогическийуниверситет»
Институтэкономики и управления
Кафедраэкономики и предпринимательства
Реферат
по организациималого бизнеса
«Инновационноепредпринимательство в России»
Выполнил: студент гр. ПД−408
Ярина М.С.
Проверил: Старикова Л.Д.
Екатеринбург2010

Содержание
Введение
1. Сущностьинвестиционного предпринимательства
2. Формыинвестиционного предпринимательства
3. Финансированиеинвестиционной деятельности
4. Национальнаяинновационная структура
5. Молодежноеинновационное предпринимательство в России
Заключение
Список литературы

Введение
В связи с переходом к модели «открытой»экономики, в рамках которой отечественные товаропроизводители вынужденыконкурировать с высококачественной импортной продукцией не только на внешнем,но и на внутреннем рынке, основной экономической проблемой становится проблемаконкурентоспособности. Ключевым, стратегическим фактором обеспеченияконкурентоспособности, значение которого неуклонно возрастает, являетсятехнологическое перевооружение отечественной промышленности. Поэтомуинновационный вариант экономического развития не имеет альтернатив.
Интенсивность инновационной деятельности во многом определяетуровень экономического развития. Анализ развития экономики показывает, чтонаиболее прибыльными в настоящее время стали предприятия и отрасли в целом,которые ориентированы на производство высокотехнологичных товаров, таких каккомпьютеры и полупроводники, лекарственные средства и медицинское оборудование,средства связи и системы коммуникаций. Освоение высоких технологий впромышленности и выпуск новой наукоемкой продукции являются ключевыми факторамиустойчивого экономического роста для большинства индустриально развитых странмира.
Поэтому проблема инвестиционного предпринимательства сегодня достаточноактуальна, ведь данный вид деятельности является шагом вперед не только дляроссийской, но и для мировой экономики в целом.

1. Сущность инвестиционного предпринимательства
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания икоммерческого использования технико-технологических нововведений. Как правило,в основе предпринимательской деятельности лежит нововведение в областипродукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новыепотребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства,причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств,постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П. Дракеротмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления.Инновационность — особый инструмент предпринимательства» .
Таким образом, задача предпринимателя-новатора— реформировать иреволюционизировать способ производства путем внедрения изобретений, а в болееобщем смысле — через использование новых технологических возможностей дляпроизводства принципиально новых товаров или производства старых товаров новымиметодами, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовойпродукции — вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли экономики.
Инновационное предпринимательство — это особый новаторский процесссоздания чего-то нового, процесс хозяйствования, в основе которого лежитпостоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации. Оно связано сготовностью предпринимателя брать на себя весь риск по осуществлению новогопроекта или улучшению существующего, а также возникающие при этом финансовую,моральную и социальную ответственность. В общем плане инновационноепредпринимательство можно определить как общественный технический экономическийпроцесс, приводящий к созданию лучших по своим свойствам товаров (продукции,услуг) и технологий путем практического использования нововведений. Вэкономической литературе выделяются три основных вида инновационногопредпринимательства:
1) инновация продукции;
2) инновация технологии;
3) социальные инновации.
Первый вид инновационного предпринимательства— инновация продукции —представляет собой процесс обновления сбытового потенциала предприятия,обеспечивающий выживаемость фирмы, увеличение объема получаемой прибыли,расширение доли на рынке, сохранение клиентуры, укрепление независимогоположения, повышение престижа, создание новых рабочих мест и т. д.
Второй вид — инновация технологии — это процесс обновленияпроизводственного потенциала, направленный на повышение производительноститруда и экономию энергии, сырья и других ресурсов, что в свою очередь даетвозможность увеличить объем прибыли фирмы, усовершенствовать техникубезопасности, провести мероприятия по защите окружающей среды, эффективноиспользовать внутрифирменные информационные системы.
Последний вид инновационного предпринимательства — социальныеинновации — представляет собой общий процесс планомерного улучшениягуманитарной сферы предприятия. Применение инноваций такого рода расширяетвозможности на рынке рабочей силы, мобилизует персонал предприятия надостижение поставленных целей, укрепляет доверие к социальным обязательствампредприятия перед сотрудниками и обществом в целом.
В основе всех видов инновационного предпринимательства лежитсоздание и освоение новых видов продукции (товаров, услуг), изготовление,создание вещей, ценностей, благ, понимаемое в самом широком смысле слова.Главной и определяющей частью такого предпринимательства является создание ипроизводство научно-технической продукции, товаров, работ, информации, духовных(интеллектуальных) ценностей, подлежащих последующей реализации покупателям,потребителям.
Для освоения и изготовления нового вида товаров (продукции, услуг)предпринимателю необходимы оборотные средства в виде материалов, используемых впроцессе создания научно-технической продукции; энергии, необходимой дляобработки материалов, и другие ресурсы. Кроме этого, может возникнутьпотребность в комплектующих изделиях, полуфабрикатах, т. е. готовых составныхчастей, которые могут быть использованы при изготовлении научно-техническойпродукции.
Предпринимательство как процесс включает в себя четыре стадии: поискновой идеи и ее оценка; составление бизнес-плана; поиск необходимых ресурсов;управление созданным предприятием. Для инновационного предпринимательства этиосновные четыре стадии целесообразно разбить на более мелкие. На схемепредставлена логическая цепь основных стадий инновационного предпринимательствапри разработке товара-новинки:
/>

Инновационное предпринимательство – многогранный вид экономическойдеятельности. В качестве предпринимателя выступают физические и юридическиелица, осуществляющие следующие виды инициативной деятельности, связанные своспроизводственным циклом инновационного продукта:
· создание инновационного продукта (собственно инновационноепредпринимательство);
· выполнение посреднических функций (оказание услуг, связанных спродвижением инновационного продукта и его передачей от непосредственногосоздателя его потребителю);
· осуществление функций в финансовой сфере для обеспеченияинновационной деятельности.
Будучи относительно самостоятельными данные виды предпринимательскойдеятельности в инновационной сфере дополняют друг друга, хотя и могутсущественно различаться по организационно-правовой форме, по содержаниюопераций и способам их осуществления. Выбор формы инновационного предприятиязависит от личных пристрастий, сферы деятельности, наличия денежных средств ит.п.
2. Формы инвестиционного предпринимательства
В условиях рыночной экономики развитие инновационногопредпринимательства зависит от спроса со стороны потребителей на инновации,наличия развитого научно-технического потенциала национальной экономики,функционирования венчурных фирм и инвесторов, финансирующих рисковуюинновационную деятельность.
Типы инноваций дифференцируются по отраслевому признаку: втопливной, полиграфической промышленности и металлургии преобладаюттехнологические инновации; а в остальных отраслях – продуктовые, на которыеприходится почти две трети всех затрат. Они являются и более наукоемкими – приих осуществлении на НИОКР расходуется треть от всех инвестируемых средств.
Более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширенияассортимента продукции, чтобы заполучить сегмент рынка. Снижение издержекпроизводства – цель почти половины от общего количества инновационно-активныхпредприятий.
Любая инновационная деятельность является предпринимательской иоснована на:
· поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и ихоценке;
· поиске необходимых ресурсов;
· создании и управлении предприятием;
· получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутымрезультатом.
Не всякое предпринимательство является инновационным, а лишь такое,которое позволяет извлечь предпринимательский доход в результате созданияпроизводства, использования или диффузии инновационного продукта. К субъектаминновационного предпринимательства относятся предприятия и организации, осуществляющиеинновационную деятельность.
Основу инновационного предпринимательства составляют малыеинновационные фирмы (эксплеренты) – технологические лидеры в зарождающихсяотраслях экономики, открывающие новые сегменты рынка, развивающие новыепроизводства, повышающие наукоемкость и конкурентоспособность производства итем самым способствующие формированию новых технологических укладов.
Однако помимо малых форм инновационного предпринимательства(типичными представителями являются венчурные предприятия, создаваемые дляапробации, доработки и доведения до промышленной реализации рисковыхнововведений), функционируют средние и крупные организационные формыинновационного предпринимательства.
Как малые, так и средние формы инновационных предприятий могут бытьпредставлены следующими организациями:
· деловой центр (бизнес-инкубатор), содействующий развитиюсовместного предпринимательства и обеспечивающий управление и услуги вюридической, бухгалтерской, экономической и другой деятельности малымпредприятиям;
· внедренческая фирма, специализирующаяся на внедрении,патентовании и лицензировании, продвижении на рынок научно-технических новшестви объектов инновационной деятельности, доведении изобретений до коммерческогоиспользования и продаже лицензий.
Крупные инновационные предприятия отличаются консервативностью имедленно реагируют на новые общественные потребности и коммерчески выгодноевоплощение новых идей в рыночный продукт. Высокая эффективность малыхинновационных предприятий объясняется оперативным реагированием на новыенаучные идеи и на решение конкретных проблем, связанных с получением конечногорезультата от реализации инновационного продукта.
В отличие от малых предприятий, крупные корпоративные структурыпредпринимательского типа имеют материальную и финансовую возможность дляосвоения базовых, стратегических инноваций. Используя эффект масштаба ирасполагая большим капиталом, крупное корпоративное предпринимательствоспособно осваивать стратегические технологии, имеющие приоритетное значение длядостижения национальной экономики научно-технического прогресса. Государство,сотрудничая с крупными предпринимательскими структурами, создает смешанныечастно-государственные предприятия по выполнению определенныхпредпринимательских проектов и программ.
К крупным организационным формам инновационного предпринимательстваотносятся научно-технические комплексы, инженерные центры, научно-техническиекооперативы, технополисы и научно-технологические парки (технопарки),исследовательские консорциумы и инкубаторы, на средства которых осуществляетсякоммерционализация инновационного продукта. Крупные формы инновационногопредпринимательства способствуют развитию наукоемкого производства,осуществлению трансферта технологий для скорейшего внедрения среди экономическихагентов национальной экономики.
3. Финансирование инвестиционной деятельности
Для достижения конкурентных преимуществ и максимизации прибыли,фирмам, при нынешних условиях развития рынка, приходится разрабатывать ипредлагать потребителю новые виды товаров и услуг. Данные нововведения требуютбольших финансовых затрат по крайней мере на начальном этапе. Это могут бытькапитальные вложения в новые здания, сооружения, станки, оборудование, запасысырья и материалов, используемых в производстве, затраты на проведениеразличных исследований и проектирование изделий и технологических процессов, атакже на оплату работы сотрудников, рекламную кампанию и др.
В целом, общая сумма финансирования инновационного проекта фирмыможет складывается из средств, направляемых на:
1. финансирование затрат по техническому перевооружению,модернизации и увеличению производственных мощностей;
2. финансирование затрат по подготовке и освоению новой имодернизированной продукции, конструкций и материалов, изготовления опытных образцов,прогрессивных технологических процессов;
3. проведение НИОКР (включая приобретение лицензий), нафинансирование затрат на приобретение оборудования, приборов и другихтоварно-материальных ценностей для этих работ;
4. компенсацию повышенных затрат на производство новой продукции впериод ее освоения;
5. финансирование прироста собственных оборотных средств, а также навозмещение их недостатка;
6. погашение долгосрочных кредитов банков, а также на уплату по нимпроцентов.
На этой базе определяется потребность в капитале, привязанная кграфику реализации инновационного проекта и осуществляется поиск оптимальногоинструментария финансирования.
В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается«процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований иразработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый илиусовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности».В целом все источники финансирования инновационной деятельности принятоподразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) идецентрализованные (внебюджетные или коммерческие).
Децентрализованные источники: прямые и косвенные.
Наиболее распространенными источниками прямого финансированияинновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценныхбумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализациипроекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов,инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансированиядолгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд),средства, полученные под заклад имущества. В свою очередь, к косвенным методам относятсятакие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектовнеобходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. Кподобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду)необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение (на используемуюв проекте технологию) лицензии с оплатой последней в форме «роялти»(процента от продаж конечного продукта, особенного по данной лицензии),размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизингнеобходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечениевкладов под проект в виде знаний, навыков и «ноу-хау».
Централизованные источники.
К централизованным источникам обычно относятся средства федеральногобюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Федеральный бюджетявляется главным инструментом научно-технической политики государства ицентральным звеном финансовой системы. В соответствии с законом РФ «Онауке и научно-технической политике» на финансирование научныхисследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должновыделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. В соответствии сзаконодательством, основными источниками доходов бюджета являются: налоговыеотчисления фирм, предприятий и организаций, акцизы, лицензионные ирегистрационные сборы, платежи за пользование природными ресурсами, таможенныепошлины и иные таможенные сборы и платежи, доходы от внешнеэкономическойдеятельности и прочие неналоговые доходы. В некоторых случаях, в частности, напроведение научно-исследовательских работ прикладного характера, расходуютсясредства, накопленные за счет отчислений земельного налога и арендной платы заземлю. Данные доходы перераспределяютсямежду различными целевыми фондами, определенная часть идет на финансированиефундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых какгосударственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частнымифирмами. Средства, получаемые от распоряжения принадлежащими РФ правами нарезультаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологическихработ военного, специального и двойного назначения, учитываются в полном объемев доходах федерального бюджета и направляются на финансирование мероприятий,связанных с осуществлением военной реформы и реализацией различных целевыхпрограмм.
Государственное участие в инновационной деятельности может включатькак непосредственную финансовую поддержку централизованными средствами (прямоефинансирование: прямое бюджетирование ФИ иприкладных разработок, направленных на экологические, социальные, оборонныецели), так и создание условий для использования рыночного механизмапривлечения средств (косвенное финансирование: созданиеблагоприятных условий для выполнения НИОКР: налоговые льготы, ускореннаяамортизация, льготное кредитование).
Для государства особую важность представляет поддержка малыхинновационных фирм, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкийбизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов итехнологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследованияи разработки.
Проблема поиска оптимального инструментария финансирования деловыхопераций очень важна, поскольку объем и характер ресурсов, которыми располагаетинновационная фирма — это одна из важнейших составляющих, которая определяет ееинновационную стратегию. От того, в какой степени в настоящее время внедряемыеинвестиционные проекты учитывают передовые, прогрессивные технические итехнологические тенденции, на микро-уровне зависит размер получаемой фирмамиприбыли, а на макро-уровне это выражается в повышении уровня НТП иконкурентоспособности страны на международных рынках.
4. Национальная инновационная структура
Основной проблемой российскойинновационной системы является то, что в результате трансформационных шоков(как со стороны спроса, так и со стороны предложения) рыночное равновесиеустановилось на крайне низком уровне, не соответствующем накопленныминтеллектуальным и человеческим ресурсам, а также материальным активам. Помимоэтого, национальная инновационная система, которая должна представлять собой, содной стороны, совокупность взаимосвязанных структур, занятых производством иреализацией научных знаний, а с другой, комплекс институтов правового,финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы,страдает существенной неполнотой, хотя органами государственного управления ужедовольно много сделано в этом направлении. В частности, на территории страны внастоящее время действуют более 70 технологических парков, идет формированиефедеральных центров науки и высоких технологий по стратегическимнаучно-техническим направлениям. Работают Фонд содействия развитию малых формпредприятий в научно-технической сфере и Федеральный фонд развития малогопредпринимательства, система внебюджетных фондов технологического развития.Создан Российский государственный университет инновационных технологий ипредпринимательства. Разработан и утвержден Координационный план совместныхдействий по созданию многоуровневой системы подготовки менеджеров дляинновационной деятельности в научно-технической сфере. При 60 университетах ивузах функционируют технопарки. В регионах с развитым научно-техническимпотенциалом создается сеть региональных инновационно-технологических центров(ИТЦ). Сейчас их создано: 18 – с привлечением федеральных ресурсов и 17 – засчет средств регионов, в составе которых организованы 266 малых фирм, в которыхсозданы рабочие места для 6000 высококвалифицированных специалистов.
В России инновационная активность отличает предприятия, относящиесяк отрасли машиностроения и металлообработки (около половины от общегоколичества инновационно-активных предприятий в промышленности). Второе местозанимают предприятия пищевой промышленности, далее следуют предприятияхимической и нефтехимической промышленности и легкой промышленности.
В экономически развитых странах средняя доля нематериальных активовв основном научного характера составляет на производственных предприятиях 30%,тогда как в России она практически не учитывается. Это ведет к безнаказанномуворовству авторских достижений, а результаты НИОКР российских ученыхкоммерчески используются за рубежом без всякого долевого участия России иавторов достижений.
Для развития инновационногопотенциала, обновления основных производственных фондов, активизациипредпринимательской деятельности в инновационной сфере необходимо решить впредстоящий период целый ряд задач государственной инновационной политики.Отсутствуют крупные наукоемкие фирмы, которые могли бы взять на себя финансовыеи технологические риски создания нововведений. Например, в США научныеисследования – область, отличающаяся очень высокой концентрацией ресурсов внебольшом числе крупных корпораций. Всего 1% из общего числа компаний, ведущихНИОКР, контролируют около 70% расходуемых средств.
В западных странах малый наукоемкийбизнес разросся и укрепился в 80-е годы. Он стал заметной частью всего малогопредпринимательства. Ряд новейших направлений НТП в частном секторе, таких какпрограммное обеспечение и биотехнология, развивается в основном за счет малогобизнеса.
В России процесс создания МИП началсяв конце 80-х годов и прошел несколько этапов со сменой организационно-правовыхформ и приоритетных видов деятельности. На этих этапах возникалинаучнотехнические кооперативы; центры научно-технического творчества молодежи;совместные инновационные предприятия; фирмы-посредники между временнымитворческими коллективами и заказчиками научно-технической продукции, занимавшиесявнедрением нововведений; фирмы, обеспечивающие процесс компьютеризации странына базе импортной вычислительной техники, периферийного оборудования и средствсвязи. До начала приватизации малые формы научно-технического профиля являлисьтеми или иными структурными подразделениями государственных предприятий илиорганизаций.
В ходе же приватизационной кампаниистали возникать частные инновационные предприятия: АО (товарищества) наматериально-технической и финансовой базе государственных предприятий илипредприятий арендного типа, создававшихся на основе НИИ, вузов игоспредприятий.
Главной проблемой поддержки иразвития научно-технической базы (и для малых инновационных предприятийособенно) остается проблема финансирования НИОКР. Сегодня трудно встретитьпредприятие, которое не пыталось бы найти источник внешнего инвестирования.Вариантов решения этой проблемы не много. Отечественная банковская системаслаба. Зарубежные банки очень осторожны и дают кредиты российским предприятиямтолько при наличии первоклассных гарантий возврата кредита, получить которыевесьма сложно. Международные финансовые организации, такие как Европейский банкреконструкции и развития (ЕБРР), Международная финансовая корпорация и другиеесли и принимают к рассмотрению тот или иной крупный инвестиционный проект, тов большинстве случаев на условиях частичного его финансирования, которое редкопревышает 30% общей суммы. Таким образом, в международные финансовыеорганизации стоит обращаться только тогда, когда уже есть стратегическийинвестор или партнер.
Самой большой трудностью на путиинновационных проектов в России часто является сложность привлечения инвестораименно на ранней стадии (отсутствие венчурного капитала). В настоящее время вРоссии реально функционируют только 20 венчурных фондов, под управлениемкоторых находится около 2 млрд. долл. США. Примерно 25% от этой суммыинвестировано, 1,5 млрд. долл. должны быть инвестированы в ближайшее время. Длясравнения в США объем венчурного капитала в 1995 г. был 37,7 млрд. долл. Действующиев России венчурные фонды – это почти исключительно финансовые институты синостранным капиталом.
5. Молодежное инновационное предпринимательство в России
Будущее сферы инноваций,интенсивность ее развития во многом определяет молодежный инновационный сектор.В Москве активно развивается инфраструктура поддержки инновационногопредпринимательства – создано Агентство по развитию инновационногопредпринимательства, активно работает МИВТ-центр, 2 венчурных фонда и порядка10 управляющих компаний, ведающих финансами Российской венчурной компании. Натерритории Москвы работают 29 технопарков, из них только 2 построены насредства бюджета города. Однако данный опыт по поддержке инновационногопредпринимательства пока не востребован в других регионах. Существует однабольшая проблема, решение которой невозможно без одобрения МинэкономразвитияРФ. На сегодняшний день существует огромная пропасть между моментом стартакомпании, получившей субсидию, и приходом этой компании в венчурный фонд сготовым инновационным бизнес-проектом. Необходимо финансирование именно на этойпромежуточной стадии, так как значительное число перспективных предприятийгибнет именно в этот период.
На сегодняшний день плохо работаютсоциальные лифты. Как следствие, молодежь лишена возможности «внестикреативную струю» в процесс управления государством, регионом и т.п. Вусловиях растущей экономики, высоких цен на нефть такое положение дел еще можнобыло терпеть. Однако в условиях кризиса необходим креативный мозговой штурм.Поэтому НАИРИТ (Национальная Ассоциация Инноваций и РазвитияИнформационных Технологий) выступает синициативой создания антикризисного молодежного комитета. Наиболее активныепредставители российской молодежи в возрасте от 14 до 30 лет смогут внести своипредложения по выходу из кризиса.
В условиях кризиса грамотнопроводимая инновационная политика становится гарантом стабильного развитияРоссии. Однако, по данным НАИРИТ, представители молодежи отмечают такиепроблемы молодежного инновационного сектора, как отсутствие единойцентрализованной информационной системы, значительное число организаций,оказывающих неквалифицированную консультационную помощь в сфере инноваций.
По данным 2009 года, только 2%выпускников вузов выбирают инновационное предпринимательство или научнуюдеятельность, 44% — другие направления бизнеса, 31% — работу за границей, 14% — госслужбу. Такая статистика говорит о том, что молодые ученые покидаютинновационную деятельность, предпочитая заниматься торговлей. По данным НАИРИТ,за последние 5 лет страну покинули 30 тыс. молодых ученых.
Развитие молодежного инновационногосектора во многом зависит от активной позиции региональных властей. Какследствие, развитие молодежных инноваций проходит неравномерно и носит точечныйхарактер. На карте регионов можно выделить такие полюса инновационнойактивности, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Томская областьи Приморский край. Низкая инновационная активность обусловлена фундаментальнойпроблемой российского образования: российские вузы научились готовитьбизнес-кадры, но не предпринимателей. Как следствие, бизнесмены, они жеуправленческие кадры для крупных предприятий, есть, но предпринимателей,способных рисковать и начать свое дело, нет. Еще одна глобальная ошибка в том,что государство стимулирует предложение, а не спрос на инновации. Но еслиобеспечить спрос на инновации, то бизнес сам обеспечит предложение.

Заключение
России нужна агрессивная инновационная политика государства, направленная на создание полнойинновационной инфраструктуры, которая позволит успешно функционироватьинновационным предприятиям и создаст благоприятные условия для венчурногоинвестирования. Реализация инновационной политики потребует ускоренияреструктуризации предприятий, необходимой для успешной работы в условияхрыночной экономики, а также стимулирования их деятельности по повышениюэффективности производства. Необходима правовая база для повышенияэффективности управления объектами федеральной собственности и государственнымипакетами акций, обеспечивающая при этом соблюдение государственных интересов винновационном развитии, расширение возможностей государства по управлениюнаходящимися в его собственности предприятиями. В сфере малогопредпринимательства деятельность государства должна быть направлена наактивизацию использования возможностей малого предпринимательства в ускорениипроцессов реструктуризации отраслей и реформирования предприятий в техотраслях, где идет процесс развития кооперационного взаимодействия крупногопроизводства с малыми предприятиями. Это позволит оживить инновационнуюдеятельность малых предприятий и обеспечить положительную динамику по такимпоказателям как занятость населения, объем продукции и услуг (рост составит3-5% в год), инвестиции в основной капитал малых предприятий (увеличение до 5%в год), что в результате повлияет на увеличение выпуска отечественнойинновационной продукции.
Основными задачами государственнойинновационной политики, призванной обеспечить формирование целостнойэффективной инновационной системы, должны стать:
• координация действий федеральныхорганов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации имуниципальных образований в целях разработки комплексного подхода к решениюзадач инновационного развития, эффективного функционирования инновационнойсистемы и реализации государственной инновационной политики;
• выбор рациональных стратегий иприоритетов развития инновационной сферы при реализации в отраслях экономикикритических технологий и инновационных проектов, оказывающих влияние наповышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции;
• обеспечение благоприятныхэкономических и финансовых условий для активизации инновационной деятельности;
• создание системы подготовки ипереподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
• внедрение мировых стандартовкачества продукции и защиты окружающей среды.

Список литературы
1. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство:учебное пособие. М.: ИНФРА — М, 1997.
2. Власов А. Высокие технологииРоссии: в ожидании венчурных инвестиций // Cnews. Аналитика, 24 октября 2002 г.
3. ИА «Альянс Медиа»
4. Инновационная экономика / Под ред.Дынкина А.А. М.: Наука. 2001.
5. Инновационный менеджмент/Под ред.Ильенковой С.Д. — М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003
6. Ковалев Г.Д. Основы инновационногоменеджемнта/Под ред. В.А. Швандара. — М., ЮНИТИ, 2002
7. Мотовилов О.В. Источники капиталадля финансирования нововведений. — СПб, СПбГУ, 2004
8. Наука и технология в России(прогноз до 2100 г.). Образовательное пространство России.
9. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности вРоссии. М.: Москва, 2000.
10. Сергеев И.В., Веретенникова И.И.Организация и финансирование инвестиций. — М., Финансы и статистика, 2000
11. Экономика предприятия/Под ред.Горфинкеля В.Я., Швандара В.А. — М., Банки и биржи, 2004