ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Сущностьиностранных инвестиций
1.1. Понятиеиностранных инвестиций и их классификация
1.2. Субъектыинвестиционной деятельности
2. Регулированиегосударством иностранных инвестиций
2.1. Система правовыхнорм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций вРоссийской Федерации
2.2. Роль и значениемеждународных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций всфере регулирования иностранных инвестиций
2.3. Проблема защитынациональных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Среди многообразных формэкономической деятельности в современных условиях все большее значение приобретаетосуществление иностранных инвестиций, становящихся одной из составляющей вэкономике различных стран. Суммарный объем этих инвестиций в мире растетежегодно значительно более высокими темпами, чем объем совокупного валовогопродукта стран мира.
Использование иностранныхинвестиций является объективной необходимостью, обусловленной системой участияэкономики страны в международном разделении труда и переливом капитала всвободные отрасли предпринимательства. Анализ иностранных инвестиций находитотклик в работах таких авторов как Вознесенская Н.И — « Иностранные инвестиции:Россия и мировой опыт», Зубченко А.А. – «Иностранные инвестиции», Силкин В.В.«Прямые иностранные инвестиции в России».
В сфере инвестиционнойдеятельности, осуществляемой иностранными инвесторами, исключительно активнуюроль играет государство. В данной курсовой работе я хочу рассмотреть такуюпроблему исследования, как государственное регулирование иностранных инвестицийв РФ. Актуальность данной работы заключается в том, что именно государстводолжно создавать на макроэкономическом уровне максимально привлекательные дляиностранных инвесторов условия приложения их капиталов, осуществлять контроль ирегулирование инвестиционных потоков, также может выступать в ряде случаев какгарант на стороне российских субъектов, принимающих иностранные инвестиции.
Объектом данногоисследования являются инвестиционные процессы и их регулирование в целом.Предметом – иностранные инвестиции и роль государства в их регулировании.Соответственно цель работы: изучение наиболее значимых аспектов иностранногоинвестирования, государственное регулирование данного вопроса, выявлениеключевых проблем и возможные способы их решения. При этом в задачах ярассматриваю следующие пункты:
— Понятие иностранныхинвестиций и их классификация;
— Субъекты инвестиционнойдеятельности;
— Система правовых норм иподзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций в РоссийскойФедерации;
— Роль и значениемеждународных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций всфере регулирования иностранных инвестиций;
— Проблема защиты национальныхинтересов при взаимодействии с иностранными инвесторами.
И так как я будурассматривать в большей степени именно иностранные инвестиции и ихрегулирование на территории РФ, важно отметить следующее. Иностранныеинвестиции – сравнительно молодая ветвь российской экономической науки. Вусловиях командно-административной системы, существовавшей в СССР, в рамкахгосударственной монополии внешнеэкономической деятельности сфера инвестицийбыла, по существу, закрытой для иностранного капитала. С начала 1990-х гг. спереходом к рынку экономика России стала все более интегрироваться в мировую
Развитие взаимодействия смировой экономикой потребовало, во-первых, теоретического осмысления процессовиностранного инвестирования в отечественную экономику и тех условий, которые имблагоприятствуют и ориентируют в наиболее эффективных направлениях, а во-вторых,их законодательной регламентации с целью придания им устойчивого характера,обеспечения должных правовых гарантий защиты национальных интересов страны и т.д.
Относительнозаконодательства в этой сфере можно сказать, что оно содержит наиболее важные,базовые нормы, без которых инвестиционная деятельность иностранцев в Россиипопросту невозможна. Эту часть мы подробнее рассмотрим в подразделе 2.1. Но всеболее остро ощущается неполнота правовых норм и институциональных механизмов,необходимых для более эффективной регламентации возникающих новых сложныхвзаимоотношений российской экономики с иностранным капиталом в условияхглобализации.
1. СУЩНОСТЬ ИННОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
1.1. Понятие иностранных инвестиций и ихклассификация
Правовое регулированиелюбых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иныхключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию«иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическоеи практическое значение. Прежде чем говорить о роли государства в регулированиииностранных инвестициях, необходимо детально разобраться, в сущности, понятиях,классификации и субъектах иностранной инвестиционной деятельности.
Основополагающим правовымактом, регулирующим иностранные инвестиции, в России является Федеральный законот 9 июля 1999г., № 160-ФЗ «ОБ иностранных инвестициях в Российской Федерации».В соответствии с этим законом иностранная инвестиция – это «вложениеиностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территорииРФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, еслитакие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограниченны вобороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценныхбумаг, иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценкуисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также услуги информации».
Исторически сложившеесяразнообразие видов таких инвестиций, как в мировой, так и в российской практикесейчас сводиться к трем видам: прямые, портфельные и прочие инвестиции.Экономическая роль каждого из этих видов различна, что и определяет разноеотношение к ним со стороны органов их регулирования и в странах-инвесторах, и встранах-реципиентах. В то же время экономическая теория, да и практика,сталкиваются с рядом трудностей при классификации иностранных инвестиций всвязи с некоторой неопределенностью, расплывчатостью характеризующих ихпризнаков. В особенности это относится к прямым инвестициям.
Для прямых инвестиций(Foreign direct investments – FDI, или ПИИ) характерны разные формы осуществления, новсе они могут быть сведены к двум формам: реальные ПИИ и финансовые ПИИ.Реальные ПИИ находят свое выражение в создании в стране-реципиента различныхпроизводств с полностью иностранным или смешанным капиталом, в поставке в идеевклада в уставной капитал местных структур оборудования, техническойдокументации, в предоставлении основных средств на началах лизинга, в передачелицензий на выпуск соответствующей продукции, прав аренды имущества в странеинвестора, прав на использование товарных знаков фирм-инвесторов. Реальные ПИИмогут одновременно включать все эти названные элементы. При этом различаются,как принято говорить, Greenfield FDI – «инвестициина зеленом лугу», когда производственная деятельность на основе ПИИ встране-реципиенте начинается с нуля, с создания новых предприятий ипроизводств, и Brownfield FDI – «инвестиции на поле под паром»,когда ПИИ вливаются в активы уже существующих и действующих объектов.
И в том в другом случаяхобычно не возникает трудностей идентифицировать реальные ПИИ среди других видовэкономической деятельности. Если же ПИИ предоставляются как финансовые,выделить их среди других форм иностранных инвестиций оказалось не так легко. Какфинансовые ПИИ могут осуществляться, очевидно, только в виде при приобретениииностранным капиталом целиком всего предприятия или части его активов. Как жеотличить такую форму ПИИ от других форм иностранных инвестиций?
В пятом изданииРуководства по платежному балансу МВФ 1993г. прямые инвестиции определяются как«категория инвестиционной деятельности, выражающая стремление хозяйственнойединицы – нерезидента одной страны приобрести устойчивое влияние надеятельность предприятия, расположенного в другой стране. Приобретениеустойчивого влияния предусматривает установление долгосрочных отношений междупрямым инвестором и указанным предприятием, а также довольно существенную роль инвесторав управлении этим предприятием – реципиентом – предприятием прямогоинвестирования». Таким образом, ПИИ отличают три признака: устойчивое слияние,которое должен получать инвестор, вкладывающий финансовые средства впредприятие страны-реципиента, необходимые в связи с этим долгосрочный характервложений и возможность участия в управлении этим предприятием и контроля за егодеятельностью.
Практика показала, чтодля получения устойчивого влияния инвестору совсем не обязательно приобретатьвсе активы объекта его вложений или даже их контрольный пакет. По российскомузаконодательству (ст.2 Закона №160-AP) в качестве финансовой ПИИ признается «приобретение иностранныминвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капиталекоммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ вформе хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданскимзаконодательством РФ». Это вполне соответствует международной практике, считающей,что в рамках норм корпоративного права 10% достаточно для получения требуемогоуровня контроля над деятельностью коммерческой организации с иностраннымиинвестициями.
Кпортфельныминвестициям относятся следующие:
— приобретениеиностранцами российских государственных ценных бумаг;
-приобретение такой частиактивов российских предприятий, которая позволяет иностранному капиталуизвлекать доход, но не дает права контролировать деятельность предприятия.
По своей природепортфельные инвестиции не являются вложениями капитала в какой-либо другойформе, кроме денежной. Они представляют собой такое размещение денежногокапитала на иностранной территории, которое ограничивает интерес его владельцатолько стремлением получить доход на этот капитал. Портфельные инвестицииявляются более ликвидным вложением его капитала, а для страны, куда ониприходят, связанны с определенным риском. Если экономические условия в этойстране ухудшаются, иностранные инвесторы пытаются быстро вывести свои капиталы,размещенные в виде таких инвестиций. Это может иметь серьезные негативныепоследствия, (примером чего может служить российский финансовый кризис 1998).
В современных российскихусловиях, однако, способы формирования портфельных инвестиций существенноменяются. Отечественные хозяйственные структуры уже не ограничиваются чистопассивной ролью допуска нерезидентов в свой уставной капитал. Многие из нихсами выходят на фондовые биржи, прежде всего на зарубежные, осуществляя эмиссиюакций и предолгая их в форме ИПО (IPO – initial public offering). Приобретение этих акцийнерезидентами обеспечивает рост капитализации российских эмитентов и формируетдля них значительный объем средств, необходимых для модернизации и развития.Очевидно, если при этом в руках каких-либо нерезидентов сосредоточиться суммаакций эмиссии ИПО, составляющая свыше 10% всего возросшего в результате ИПОуставного капитала российского предприятия, то такое вложение иностранногокапитала следует рассматривать уже как прямые инвестиции со всеми возникающимипри этом последствии, т.е. появлением у нерезидентов возможностей контролядеятельности российского предприятия и участия в управлении им. Но по желаниюэмитента проспект эмиссии может включать ограничения на объем акций, которыемогут сосредотачиваться в руках одного приобретателя. В этом случае мы будемиметь дело только с портфельными инвестициями в российское предприятие.
К прочим инвестициямотносятся следующие:
— торговые кредиты;
— прочие кредиты,используемые отдельными российскими финансовыми и нефинансовыми структурами;
— получение различныхтрансфертов из-за границы.
Займы и кредитыпредставляют собой возмездные финансовые источники иностранных инвестиций дляпредприятий и организаций. В процессе развития глобализации дальнейшаяинтеграция российской экономики не только в мировой товарный рынок, но и вмеждународную финансовую систему неизбежна, поэтому данная форма инвестиций идальше будет развиваться. Характерно, что, если с 1995 по 2003 гг. рост прямыхинвестиций составил чуть более 330%, то прочие инвестиции выросли за тот жепериод более чем в 20 раз.(6) (Таблица 1)
Таблица 1. Динамикапрямых и прочих инвестиций в РоссиюГод Прямые инвестиции Прочие инвестиции млрд. дол. % млрд. дол. % 1995 2 020 100 924 100 1999 4 260 210,89 5 269 570,24 2000 4 429 219,26 6 384 690,91 2001 3 980 197,03 9 827 1 063,53 2002 4 002 198,12 15 306 1 656,49 2003 6 781 335,69 22 517 2 436,95 2004 9 420 466,34 30 756 3 328,57 2005 13 072 641,12 40 126 4 342,64 2006 13 678 677,13 38 249 4 139,50 2007 27 797 1 376,09 89 950 9 734,85
Сам факт предоставленияроссийским предприятиям финансовых кредитов свидетельствует о достаточномдоверии к ним со стороны международных финансовых структур. Вместе с тем этотпроцесс содержит и определенные опасности. Во многих случаях заемщиками средствиностранных кредитов выступают российские предприятия, в уставных капиталахкоторых значительная доля принадлежит государству. При этих условияхбесконтрольное заимствование при недостаточном контроле со стороны государствачревато, по сути дела, увеличением государственного долга, в особенности в техслучаях, когда займы и кредиты берутся под государственные гарантии, поэтому вовсех случаях предпочтительным является использование российскими предприятиямиименно прямых инвестиций.
1.2. Субъекты инвестиционной деятельности
Определение кругасубъектов, на которых распространяется действие Закона №, чрезвычайно важно дляустановления сферы его действия и порядка его применения. К сожалению, этоосуществлено в Законе не так системно, как бы хотелось. При решении этойпроблемы необходимо с учетом специфики тех взаимоотношений, которые возникают всфере иностранных инвестиций, четко регламентировать следующее:
— круг субъектов, которыемогут выступать в качестве иностранных инвесторов;
— виды инвестиций,которые они в соответствии с этим Законом могут осуществлять;
— круг российскихреципиентов этих инвестиций в начале их осуществления, также подпадающих поддействие Закона;
— возможные разновидностиэкономических и других субъектов, образующихся и после того, как инвестициибудут осуществлены.
Закон далеко не полностьюотвечает на эти вопросы.
Прежде всего это касаетсятого перечня субъектов, которые выступают как иностранные инвесторы. Всоответствии со ст.2 Закона № 160-ФЗ, иностранными инвесторами, е.у.экономическими субъектами, осуществляющими инвестиции на экономическойтерритории РФ, могут быть иностранные государства, отдельные административныеединицы этих государств (штаты, провинции, города и т.д.), различныемеждународные финансовые и нефинансовые организации отдельные иностранные какгосударственные, так и частные компании, а также частные лица, имеющиегражданство какой-либо страны, и лица без гражданства. Практически всегда, вособенности, когда осуществляются крупные инвестиционные вложения, частные лицавыступают от имени какой-либо компании. Это относиться как к малым и среднимпредприятиям, так и к миллиардерам – владельцам гигантских транснациональныхкорпораций. Но есть одна сфера в российской экономике, где в качествеиностранных инвесторов выступают частные лица. Это сельское хозяйство, где вбольшом количестве можно наблюдать иностранцев, переселившихся в Россию, прочноосевших на российской земле, ведущих, на ней фермерскую деятельность, но неутративших своего гражданства. Более того факты последнего времени (5)свидетельствуют о том, что некоторые из этих инвесторов, привлекая значительныекапиталы из-за рубежа, создают крупные, высокоприбыльные аграрные предприятия,которые в перспективе могут стать основой современного российского земледелия.Круг нерезидентов, которые могут выступать как инвесторы, таким образом,исключительно широк, практически является всеобъемлющим.
В свою очередь в качествесубъектов, принимающих иностранные инвестиции, могут выступать различныегосударственные и муниципальные предприятия и организации, предприятия иорганизации негосударственных форм собственности и имеющие смешаннуюсобственность. Закон не запрещает и предпринимателям без образованияюридического лица, а также частным лицам – гражданам РФ выступать субъектами инвестиционнойдеятельности во взаимодействии с иностранцами. Результатом такоговзаимодействия является либо создание нового совместного предприятия, либовступление нерезидента в права собственности на часть активов уже действующегороссийского предприятия, которое, таким образом, также превращается всовместное предприятие. В случае прямых иностранных инвестиций нерезидентполучает право участвовать в управлении этим предприятием.
Иностранному инвесторуЗаконом предоставлено право, создавать на экономической территории Россиипредприятия со 100%-ным иностранным капиталом, а также открывать филиалы ипредставительства различных зарубежных корпораций. Они в свою очередь могутбыть также субъектами, получающие инвестиции из-за рубежа.
Предприятия со 100%-ныминостранным капиталом становятся экономическими субъектами, полностьюподпадающими под юрисдикцию РФ, с некоторыми изъятиями (возможность свободнойрепатриации доходов и прибыли) и льготами, установленными Законом № 160-ФЗ, иявляются самостоятельными, вполне правоспособными и дееспособными юридическимилицами. Что же касается филиалов и представительств зарубежных корпораций, тоони, как сказано там же, выполняют часть функций или все функции создавших ихголовных организаций-нерезидентов, деятельность которых несет непосредственнуюимущественную ответственность по принимаемым в процессе деятельности филиаловна территории РФ обязательствам.
Субъектами инвестиционнойдеятельности могут быть также региональные органы власти и органы местногосамоуправления. Но, выступив стороной в инвестиционных соглашениях снерезидентами, они, как правило, передают свои полномочия какой-либокоммерческой структуре с государственным, частично государственным или частнымкапиталом.
Таким образом, в Законе №160-ФЗ, перечень экономических субъектов, принимающих инвестиции, такжедостаточно широк, но вновь появляющиеся формы инвестиционного взаимодействия снерезидентами требуют дальнейшего его развития.
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВОМИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
2.1 Система правовыхнорм и подзаконных актов в сфере регулирования иностранных инвестиций вРоссийской Федерации
Начиная с 90-х годов ХХв. иностранные инвестиции рассматриваются как одно из важных условийстабилизации российской экономики и её роста. Возможные объемы привлеченияиностранных инвестиций в российскую экономику, как и в экономику любой другойстраны, обусловлены уровнем доверия зарубежных инверторов, имиджем на мировыхрынках капитала, состоянием инвестиционного климата, мерами стимулированияиностранного капитала и отсутствием барьеров на их пути, соблюдениемобщепризнанных стандартов по отношению к ним. Роль государства, в регулированиииностранных инвестиций, прежде всего – это создание, благоприятной дляпривлечения иностранных инвестиций, нормативно-законодательной базы
С переходом России коткрытой экономике началась интенсивная нормотворческая работа, которая должнаобеспечивать правовой режим осуществления в стране иностранных инвестиций.Достаточно полная и комплексная система регулирования их правовых норм, однакосформировалась далеко не сразу. Первым основополагающим актом, резкорасширившим фронт этих инвестиций в стране, был Указ Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территорииРСФСР». С этого момента российские предприятия и организации получили правосамостоятельно привлекать иностранные инвестиции в различных формах,руководствуясь соответствующими нормами законодательства РФ и международнымисоглашениями.
Государство сформировало системунормативно-законодательных актов, регулирующих инвестиционную деятельность вРоссии. В 1998-1999 гг. приняты законодательные акты, направленные на улучшениеинвестиционного климата в стране для отечественных и иностранных инвесторов. Характеристикабольшей части правовых актов, который в той или иной степени определяютмеханизм регулирования иностранных инвестиций, в хронологическом порядке дана вТаблице 2.
Таблица 2. Переченьроссийских законодательных и подзаконных актов, содержащих нормы правовогорегулирования иностранных инвестицийДата Наименование документа Характер нормативного регулирования иностранных инвестиций 15.11.91 Указ Президента РФ от 15 отмена монополии внешней торговли Дата Наименование документа Характер нормативного регулирования иностранных инвестиций ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» и предоставление права российским предпринимательским структурам свободно привлекать иностранные инвестиции 09.10.92 Закон РФ № 3615-1 «О валютном регулировании и контроле» при достаточно жестких ограничениях на валютные операции резидентов, вызванные кризисным состоянием экономики, переход к рыночным методам формирования валютного курса, определяющим условиям инвестиционной деятельности нерезидентов 21.09.93 Закон РФ № 5003-1 «О таможенном тарифе» Определяет порядок формирования и уплаты таможенных тарифов, в том числе и при ввозе нерезидентами на территорию РФ и вывозе с нее различного имущества 26.01.96 Гражданский кодекс РФ Совокупность основополагающих норм, регулирующих гражданский оборот, в том числе в сфере внешнеэкономической инвестиционной деятельности. Статья 1194 ч.3 ГК РФ провозглашает непосредственно имеющий отношение к нерезидентам принцип реторсии, т.е. возможности Российского государства установления для нерезидентов ответных ограничений в отношении их имущественных и личных неимущественных прав в ответ на аналогичные ограничения, установленные соответствующими государствами для российских граждан и юридических лиц 17.07.98 Налоговый кодекс РФ Определение налоговой нагрузки в процессе осуществления инвестиционных проектов, в том числе за счет иностранных инвестиций 28.05.2003 Таможенный кодекс РФ регулирование порядка взимания таможенных пошлин при осуществлении инвестиционной деятельности нерезидентами 30.12.95 Федеральный закон № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» регулирование особой деятельности нерезидентов, связанной с освоением месторождений природных ископаемых 22.04.96 Закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» Регулирование российского рынка ценных бумаг и деятельности на нем нерезидентов 21.07.97 Закон № 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества» создает возможность для нерезидентов участвовать в приватизации того государственного имущества, для которого законодательно не приняты меры ограничительного характера. 14.04.98 Закон № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении торговли товарами» определение рамок деятельности нерезидентов, не нарушающих законодательные интересы РФ 29.07.98 Закон № 135-ФЗ «ОБ оценочной деятельности в создание правовой и экономической основы для объективного РФ» определения стоимости вносимого иностранными инвесторами имущества в случаях прямых инвестиций 25.02.99 Закон № 39-ФЗ « Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» основной нормативный документ, регламентирующий инвестиционную деятельность в РФ в форме капитальных вложений. Обязателен для российских резидентов при их взаимоотношениях с иностранными инвесторами. 09.07.99 Закон № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» основной нормативный документ, регламентирующий инвестиционную деятельность нерезидентов в РФ. 02.02.2001 Постановление Правительства РФ № 86 Возложение на Министерство экономического развития и торговли «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции» в РФ прав и обязанностей РФ по соглашениям о разделе продукции, а также определение компетенции других органов исполнительной власти в связи с заключением договоров. 10.12.2003 Закон № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» регламент правил осуществления валютных операций, существенно либерализующих их режим по сравнению с ранее существовавшим порядком. Создание возможностей для резидентов инвестировать средства за рубежом 21.07.2005 Закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» Предоставляет право коммерческим структурам, как российским, так и иностранным, брать в концессию различные принадлежащие государству объекты с целью их использования с получением прибыли. 22.07.2005 Закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ» предоставляет право иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами, а также режимом свободного таможенного склада при осуществлении инвестиций не территориях свободных экономических зон 29.04.2008 Закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» Устанавливает ряд ограничений на приобретение нерезидентами активов, дающих право на участии в управлении хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства
Как видно из Таблицы 2.,набор уже существующих законодательных норм, в той или иной степенизатрагивающих процесс иностранных инвестиций, достаточно обширен. В настоящиймомент очень важно уже не столько формирование правовых основ этого процесса, аразвитие и совершенствование правового механизма, обеспечивающего защитуинтересов как сторон, участвующих в процессе инвестирования, так и государства.
Приведенный в Таблице 2перечень законов и подзаконных актов общероссийского уровня не исчерпывает всейсистемы правовых нор, регулирующих иностранные инвестиции. Параллельно сфедеральным уровнем регламентация деятельности в этой сфере осуществляется и врегионах страны. Российские регионы достаточно самостоятельны в выборе способови форм привлечения иностранных инвестиций на свою территорию и определенииинвестиционного климата для них. В соответствии со ст. 17 Закона № 160-ФЗсубъекты РФ и органы местного самоуправления «могут предоставлять иностранномуинвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формыподдержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, засчет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетныхсредств». Таким образом, совокупность нормативных актов в Таблице 2 создаетобязательные условия и ограничения, в рамках которых предоставляется широкаяинициатива регионального нормотворчества, способствующего развитию иностранныхинвестиций в РФ.
2.2 Роль и значениемеждународных соглашений, международных финансовых и нефинансовых организаций всфере регулирования иностранных инвестиций.
Сложностьзадач, стоящих перед страной в современный период перехода к инновационнойэкономике, превращает его, по существу, в мобилизационный. Именно сейчаснеобходимо произвести ряд серьезных организационно-структурных преобразований: поставитьпреграды недобросовестным переделам собственности, препятствующим активностинаиболее эффективных и дееспособных предпринимателей; снять препятствия вразвитии малого и среднего бизнеса; ввести режим экономии всех ресурсов;ликвидировать пробелы в действующем законодательстве, повышающие риски дляиностранных инвестиций в России; сформировать законодательную базу дляэффективного социального партнерства; вывести из «тени» большую частьэкономики, занятой легальным производством товаров и услуг; упорядочитьконтроль за рациональным использованием государственных инвестиций и т.д.Решению всех этих задач в немалой степени может способствовать критическоезаимствование международного опыта эффективного регулирования экономическойдеятельности.
Международныйопыт такой деятельности, в том числе в сфере прямых инвестиций, прежде всего,закреплен в ряде соглашений, к которым присоединилось большее или меньшееколичество стран и нормы которых признаются как имеющие императивный характерво взаимоотношениях отдельных стран между собой. К числу таких соглашений,регулирующих инвестиционную деятельность, следует отнести прежде всего комплексправовых норм в виде Принципов приема прямых иностранных инвестиций, разработанныхМеждународным банком реконструкции и развития (МБРР) совместно с Международнымвалютным фондом (МВФ). Практически все развитые страны руководствуются этимиПринципами, устанавливающими для иностранных инвестиций национальный режим,т.е. такой же режим, которым пользуются в своей стране отечественныепредприятия. Тем не менее опыт показывает, что во многих странах, в особенностив развивающихся, для иностранных инвестиций принимаются некоторые ограничения вчасти права собственности, участия в управлении и т.д. Развитие экономикипостепенно снимает эти ограничения, но при всех условиях каждая страна так строитсвои отношения с иностранными инвесторами, чтобы они были не в ущербнациональным интересам и безопасности страны, принимающей иностранныеинвестиции.
Дляразвития международного лизинга большое значение имеют нормы Оттавскойконвенциио международном финансовом лизинге, обеспечивающиеединообразное понимание сущности и механизма лизинга, режим применения права,ответственность сторон и гарантий для них и т.д.
Большуюроль в создании единообразной практики урегулирования конфликтных ситуаций,возникающих в инвестиционной деятельности с участием нерезидентов, сыграла Вашингтонскаяконвенция «0 разрешении споров» от 1965 г.
Какобразцы международной практики правового регулирования процесса иностранныхинвестиций можно привести также МИГА — Сеульскую конвенцию «Об учреждениимногостороннего агентства по гарантиям инвестиций» от 1995 г., в которой даны рекомендации о том, какими гарантиями странам-реципиентамцелесообразно наделять иностранных инвесторов.
Значительныйвклад в развитие правого механизма международного экономическогосотрудничества, прежде всего в сфере инвестиций, внес состоявшийся в 1995 г. в Монтевидео (Уругвай) раунд переговоров ГАТТ/ВТО, в процессе которого были выработаны исогласованы Соглашение об инвестиционных мерах, связанных с торговлей (TRIMS); Генеральное соглашение о торговлеуслугами (GATS); Соглашение о торговых аспектахправ на интеллектуальную собственность (TRIPR).
В TRIMS сделана попытка распространить насферу прямых инвестиций, которая и сейчас остается зоной регулирования каждогогосударства, режим наибольшего благоприятствования или, по крайней мере,национальный режим. Это не вполне удалось, поскольку такая попытка встретилапротиводействие со стороны развивающихся государств, опасающихся произволатранснациональных корпораций (ТНК) при осуществлении ими инвестиций в этихстранах. Проблема, тем не менее, остается актуальной, и поиск путейгармонизации национальных интересов и наиболее благоприятных условий дляиностранных инвесторов продолжается.
Большоезначение для создания благоприятного инвестиционного климата для нерезидентовимеет соглашение TRIPR. Онопредусматривает принятие на себя всеми государствами — членами ВТО единообразныхобязательств относительно авторских и смежных прав, товарных знаков, патентов,защиты конфиденциальной информации. Именно эти институты требуют четкогорегулирования и защиты от недобросовестного их использования в процессеосуществления ПИИ. Важным пунктом этого соглашения является обязательство стран— его участниц создать в законодательном порядке национальные механизмы позащите прав интеллектуальной собственности. В этом смысле следует отметить каксущественный шаг в направлении такой защиты принятие Государственной Думой РФ ивведение с 1 января 2008 г. части четвертой Гражданскогокодекса РФ«Права на результаты интеллектуальной деятельности и средстваиндивидуализации».
Наконец,соглашение GATS. Оно хотя и не имеет прямогоотношения к инвестиционной деятельности, но, устанавливая общие принципы иединообразный либеральный режим международной торговли услугами, косвенновлияет на развитие ПИИ. Услуги со стороны нерезидентов, в частности приосуществлении ПИИ в форме международного лизинга, всегда занимают определеннуюдолю объема этих инвестиций. Для целей GATS был введен международный классификатор услуг,насчитывающий более 160 их видов, сгруппированных в 12 основных групп. Принятиетакого классификатора имело большое значение в упорядочении и более четкойорганизации деятельности в сфере международных услуг,
Тегосударства, которые ратифицировали данные соглашения, взяли на себяобязательства руководствоваться именно их нормами в случае коллизии снациональным правом, поскольку эти нормы определяют единообразный, общий подходк вопросам регулирования товарных, денежных и информационных потоков,возникающих между государствами.
Общепризнаннуюположительную оценку получили методические разработки ЮНИДО (United Nation Investment Development Organization) (Организации ООН по проблемампромышленного развития), которыми определены принципы формирования участникамиинвестиционного процесса бизнес-планов и методы оценки эффективностиинвестиционных решений. Единообразный подход к решению этих вопросов во многомускоряет процесс согласования инвестиционных решений между различными сторонамии обеспечивает сопоставимость получаемых оценок и эффективности этих решений.
Признаниесоответствующих международных соглашений, регулирующих инвестиционнуюдеятельность, и присоединение к ним — это лишь одна из сторон использованияРоссией мирового опыта. Другая его сторона — участие Российского государства всоглашениях, непосредственно касающихся конкретных инвестиционных проектов.Здесьв первую очередь следует указать роль государства как стороны в инвестиционныхпроектах, осуществляемых в соответствии с Законом от 30 декабря 1995 г. «О соглашениях о разделе продукции» со всеми изменениями к нему, вплоть до последнего,принятого Государственной Думой 29 декабря 2004 г. за № 199-ФЗ. Им предусматривается, что такие соглашения вступают в силу только после принятияспециального закона, а раздел продукции осуществляется с прямым участиемгосударства.
Двусторонниесоглашения наряду с международными многосторонними конвенциями имеют большоезначение для формирования инвестиционного климата непосредственно между двумягосударствами-партнерами. К числу таких наиболее распространенных соглашенийследует отнести соглашения о защите инвестиций и об избежание двойногоналогообложения, имеющиеся у России со множеством стран.
Третьимважным направлением международного сотрудничества Российского государстваявляется использование им опыта государственного регулирования инвестиционнойдеятельности в других странахкак на макроуровне, так и применительно котдельным экономическим объектам. Наиболее существенным здесь являетсяиспользование опыта налогового регулирования инвестиций, прежде всего амортизационнойполитики, экономически развитых государств. При всем громадном объеменормотворческой работы российское законодательство является еще очень неполным,и его нормы обеспечивают лишь достаточно грубую настройку инвестиционныхпроцессов. Так, в частности, далеко не полностью используются возможностиналогового стимулирования и амортизационной политики по сравнению с тем, какэто делается во многих европейских странах, в США и Японии. Не менее интереснымпредставляется опыт этих стран в осуществлении контроля за инвестиционнымипроцессами в их экономике, в организации мониторинга и оценке результатов.Практика этих стран опровергает утверждения о том, что только рыночнымимеханизмами регулируется инвестиционная деятельность. Она фактически осуществляетсясо значительным присутствием государства, которое выступает часто как прямойучастник многих инвестиционных программ.
Заслуживаетвнимания и опыт различных стран в осуществлении конкретных, в частности, оченьсложных экологических проектов. Разработка бизнес-планов таких проектов;организация их финансирования и строительства со значительным участиемгосударственных средств и привлечением средств крупных финансовых структур, аиногда и полностью за счет государства; ввод в эксплуатацию; проведение предварительныхпроцедур подготовки к приватизации; организация приватизационных конкурсов ипередача по их результатам действующего предприятия в частные руки, соблюдениепри этом экономических интересов государства и механизм гарантий эффективностидеятельности этих предприятий — все это должно стать предметом тщательногоизучения и возможного заимствования российскими властными структурами в ихинвестиционной политике.
Развитиеэкономического сотрудничества различных государств привело к созданию рядамеждународных финансовых и нефинансовых организаций, целью которых являетсяразвитие и регулирование международной экономической деятельности, в том числев сфере иностранных инвестиций. Ряд этих организаций имеет региональныйуровень, как, например, Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), объединяющаяс участием России ряд стран — членов СНГ и Китай. В рамках этой организациипредпринят ряд попыток создания условий для свободного движения капиталов междуее членами и развития взаимовыгодной инвестиционной деятельности. Но если длястран СНГ формирование общих правил такой деятельности облегчается в какой-тостепени пониманием некоторых их общих интересов, то установление подобныхвзаимоотношений с Китаем требует значительно больших усилий и времени. Тем не менее,последние годы существования ШОС отмечены ростом интереса к ней со стороныдругих азиатских стран, которые постепенно все шире начинают принимать участиев ее работе в качестве наблюдателей.
К числутаких региональных организаций можно причислить и Европейский союз.Ихвлияние в силу экономической мощи входящих в них стран распространяется,однако, далеко за географические границы этих стран. Экономическая интеграциястран, входящих в ЕС, в последний период достигла весьма высокой степени, чемунемало способствовал переход этих стран к единой валюте — евро. В ЕС во многомунифицированы правила движения капиталов между его членами, возможности иограничения, учет которых необходим при слияниях и поглощениях компаний разныхстран ЕС. Большое значение в этом смысле имело проведенное согласование(гармонизация) корпоративного законодательства в рамках всего союза, а такженорм, регулирующих права интеллектуальной и промышленной собственности(торговые марки и патенты). В результате Европейский союз достиг немалыхуспехов в инвестиционной деятельности как внутри ЕС, так и за его пределами.Так, с момента создания ЕС в 1992 г. по 2007 г. объем ПИИ между странами ЕС увеличился почти в 20 раз. Значительно возрос поток ПИИ из Евросоюза в третьистраны, при этом его политика включает и поощрение обратного потока инвестиций— из этих третьих стран в ЕС. В последние годы наметилась очевидная тенденцияроста ПИИ из «старых» стран ЕС в недавно присоединившиеся к нему страныВосточной Европы.
Наряду срегиональными организациями на международной арене действует ряд структуробщемирового значения, роль которых в эффективной организации международнойинвестиционной деятельности исключительно высока. Именно так следует оценитьзначение ООН, обеспечивающей через свои структуры выработку общепризнанныхправовых механизмов регулирования иностранных инвестиций, создания для нихмаксимально благоприятных условий, единообразно понимаемых критериев оценки ихэффективности и т.д.
В сферемеждународных финансов важную роль играет Международный валютный фонд, являющийсякрупным кредитором для государств его членов. Большая доля кредитов МВФпредназначается для оказания финансовой помощи этим государствам, но по линииМВФ финансируется также и множество конкретных инвестиционных проектов,осуществляемых ими как странами — реципиентами инвестиций.
Конкретныеинвестиционные программы могут финансироваться по линии Международного банкареконструкции и развития (МБРР) или имеющего аналогичные функции Европейскогобанка.Для этой цели, например, при МБРР создана формально независимая,но фактически являющаяся филиалом МБРР Международная финансовая корпорация(МФК). В ее функции входит аккумулирование средств для инвестиций путем привлечениясвободных финансовых ресурсов с мирового рынка капиталов. Эти средства затемиспользуются для долевого финансирования (обычно не более 25% стоимостипроекта) инвестиционных проектов в различных странах. Членом МФК в настоящеевремя является и Россия.
Помощь ворганизации инвестиционного сотрудничества оказывает также созданная при ООН ЮНИДО,которой принадлежит также заслуга создания общепризнанной методикиобоснования и оценки эффективности инвестиций. Очевидно, что по мере ростамасштабов международной инвестиционной деятельности роль этих организаций будетвозрастать, но не исключено и появление на международной арене другиханалогичных структур.
Значительнуюроль в создании единообразных правил осуществления внешнеторговых, и в томчисле инвестиционных, операций играет Всемирная торговая организация, вкоторую уже много лет через множество трудных двусторонних переговоров пытаетсявступить Россия. К сожалению, до сих пор нет большой ясности, как этовступление скажется на состоянии и перспективах развития отдельных отраслейроссийской экономики, каков будет общий баланс приобретений и потерь от этоговступления. Можно поэтому говорить более или менее определенно только оботдаленной перспективе. Безусловно, более жесткие условия конкуренции, в которыепопадает страна, вступившая в ВТО, если она при этом соблюдает все условия этойорганизации, приведут к сохранению на внутреннем рынке лишь современных,конкурентоспособных производств которые смогут отвоевать свою нишу и на рынкевнешнем. Это в свою очередь будет способствовать притоку иностранныхинвестиций, поскольку капитал нерезидентов с большим желанием стремится ввысокоразвитые отрасли и очень неохотно идет в депрессивные сферы экономики.
2.3 Проблема защитынациональных интересов при взаимодействии с иностранными инвесторами
Придаваябольшое значение сотрудничеству с нерезидентами в области инвестиций, любоегосударство, в том числе, естественно, Россия, осуществляет комплекс мер,обеспечивающих упорядоченность притока иностранных инвестиций в экономику,ориентацию на те сектора, где их использование даст наилучшие результаты. В тоже время каждая страна ставит преграды на пути проникновения иностранногокапитала в те сферы народнохозяйственного комплекса, где его присутствиезатрагивает стратегическую безопасность страны и потому нежелательно. При этомприходится учитывать мотивы, которыми руководствуется иностранный инвестор,приходя со своим капиталом в экономику другой страны.
Основными главным из этих мотивов является обеспечение большей прибыльности ирентабельности вкладываемого капитала по сравнению с аналогичными показателямиего вложения в своей стране. В этом случае меры по защите национальныхинтересов должны быть направлены на то, чтобы, во-первых, под контролемнерезидентов не оказались стратегически важные производства в различныхотраслях, являющиеся условием государственной безопасности страны. Устранениеэтой нежелательной ситуации во многих случаях обеспечивается установлениемограничений на долю активов различных производств, которые могут быть в рукахиностранцев, а в ряде случаев и прямым запретом на участие иностранногокапитала в этих производствах. Во-вторых, при его участии в совместнойдеятельности даже вполне открытых производств может произойти проникновениенерезидентов в различные производственные секреты, которые до поры до временитаковыми и должны оставаться: В этих случаях уже сами хозяйственные структурыобязаны заботиться о сохранении своих коммерческих тайн, хотя, в принципе,возможно и создание некоторого общероссийского реестра этих охраняемыхсекретов. Во всяком случае, Закон № 160-ФЗ не содержит какой-либо нормы,позволяющей иностранному инвестору вывозить с территории России ноу-хау,различную документацию относительно нововведений, без соответствующего на торазрешения, он, как известно, имеет право вывезти аналогичные ценности только втом случае, если они в свое время были ввезены им на территорию РоссийскойФедерации.
Одним изсущественных мотивов вложения прямых иностранных инвестиций, в особенности в первыегоды российской массовой приватизации, часто являлось желание захватитьконтроль над предприятием, конкурирующим с иностранным инвестором на внешнемрынке. В последующем такие предприятия закрывались, и конкурент, таким образом,устранялся. Возможны подобные случаи и сейчас. В связи с этим всегда припереходе контроля над российским предприятием к нерезиденту, такая сделкадолжна совершаться с ведома и при одобрении антимонопольной службы РФ. Только вэтом случае можно воспрепятствовать недружественным поглощениям иностраннымкапиталом конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.
Следуетотметить, что во многих случаях вопрос слияний и поглощений находится поджестким контролем государственных органов. Без их одобрения совершение такихсделок практически невозможно. Вообще в последний период вопреки общимпринципам глобализации отмечается усиление протекционизма отдельных государстви государственных объединений в сфере инвестиционной деятельности.
Следуя принципуреторсии, аналогичные меры принимает, и Российское государство. Так, 29апреля 2008 г. Государственной Думой РФ был принят Закон «О порядкеосуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющиестратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасностигосударства» № 57-ФЗ. В нем прямо указываются ограничения на доступ иностранныхинвесторов к управлению и на доли владения уставными капиталами такихроссийских предприятий. Закон не исключает возможности предоставления нерезидентамтакого контроля, но только с ведома и разрешения специального государственногооргана, уполномоченного решать эти проблемы. Отказ нерезиденту в приобретениипакета акций предприятий стратегического значения является окончательным ивлечет за собой недействительность всех совершенных при этом сделок, если ониимели место без предварительного уведомления и разрешения.
Рассматриваяпроблему защиты национальных интересов России, нельзя не остановиться нанеобходимости обеспечения паритетного обмена интеллектуальной собственностьюмежду резидентами и нерезидентами.В этом смысле следует иметь в видунеобходимость правильной оценки капитала действующих российских предприятий,привлекающих иностранные инвестиции, во избежание непаритетного обмена экономическимиактивами. Соответственнои роль Российского государства в обеспеченииправильного подхода к решению этой задачи заключается в установлении такогопорядка оценки активов в экономике и такого порядка их учета, которыймаксимально бы отвечал именно международным стандартам и обеспечивал быправильную, незаниженную оценку действующих российских предприятий, с учетомтех интеллектуальных ресурсов, которыми они располагают.
Решение этой проблемы, на первыйвзгляд вполне понятной, является, однако, отнюдь не простым делом. Оно связано,во-первых, с тем, что необходимо научить менеджмент предприятий умениюправильно оценивать Интеллектуальную собственность, а для этого потребуетсядобиться и определенного психологического перелома в отношении к ней, преодолетьтенденции «пиратства», широко распространенные в России, и т.д. Во-вторых,необходимы общедоступные и понятные методики оценки стоимости интеллектуальной собственностироссийских предприятий и отдельных частных лиц. И, в-третьих, необходимо резкоусилить меры по охране этой интеллектуальной собственности. То есть здесь мыимеем еще одно направление государственного регулирования, которое прямосвязано с защитой национальных интересов страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, рассмотрев в даннойработе определённые аспекты иностранного инвестирования, государственноерегулирование данного вопроса, круг проблем, связанных с ситуацией в сфереправового регулирования иностранных инвестиций в России, можно попытатьсясделать некоторые выводы.
В Федеральном законе «Обинвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в формекапитальных вложений» определенны разнообразные формы и методы государственногоучастия в инвестиционной деятельности. И основные проблемы, и вопросы накоторые стоит обратить внимание — это, во-первых, создание и улучшение благоприятныхусловий для развития инвестиционной деятельности, во-вторых, прямое участиегосударства в регулировании инвестиционной деятельности.
Что касается аспектовгосударственного регулирования в создании благоприятных условий для развитияинвестиционной деятельности, то здесь можно остановиться на трех наиболееосновополагающих факторах: политических, экономических, нормативно-правовых.
Первой по важностигруппой факторов, побуждающих инвестора тронуться в путь или остаться на месте,является группа факторов политических. Для инвестора важна, прежде всего,политическая стабильность, где будут осуществляться инвестиции. Для него важнеевсего внутренний порядок, возможность власти оперативно и четко контролировать иуправлять социально-политической обстановкой в стране. В этом смысле принятое всвое время решение об изменении порядка избрания глав регионов России,способствующее централизации власти и ограничивающее своеволие региональныхэлит, может только благоприятно повлиять на намерения иностранных инвестороввкладывать свои капиталы в России.
В тоже время имеется рядполитических факторов, которые сдерживают развитие инвестиционных процессов. Ких числу следует отнести следующее: сложность и недостаточная эффективностьструктур государственного аппарата на всех уровнях управления; чрезмерноеусложнение и длительные сроки согласования инвестиционных решений;недостаточный уровень гласности и открытости осуществления этих процедур;высокая степень коррупционности государственного аппарата.
Следующей по важности дляиностранного инвестора является группа экономических факторов, определяющих ужене допустимость, а эффективность инвестиционных вложений. К их числу относятсяследующие: размер и характер внутреннего и внешнего рынков, на которые ориентированыинвестиции; характер налоговой инспекции; наличие и степень развития инфраструктуры;возможные пределы участия иностранных инвесторов в активах и в управлениисмешанными предприятиями, которые должны быть созданы в результате инвестиций;наличие государственных гарантий для инвесторов; способы таможенного ивалютного регулирования внешнеэкономических операций; наличие или отсутствиемер государственного протекционизма в конкретных сферах вложения иностранныхинвестиций.
Большое влияние наразвитие инвестиционной деятельности с участием нерезидентов имеет системаправовых норм и практика правоприменения, существующая в России. Российскоезаконодательство, как мы уже рассмотрели выше, сейчас содержит в себе обширныйперечень норм, регламентирующих иностранные инвестиции. Но в тоже времяпризнается пока еще неполнота этого перечня и противоречивость отдельных норм,входящих в его состав. Всеобщим становиться убеждение, что права собственностиинвестора недостаточно защищены от различных посягательств на них. Вызываетнарекания и правоприменительная практика, допускающая в ряде случаевнеобъективное рассмотрение хозяйственных споров. Общепризнанным являетсямнение, что уровень правоприменительной практики в этой сфере нельзя признатьбезупречным, и необходимы меры по укреплению независимости судебной системыРоссии.
Из вышеперечисленногоследует, что роль государства в регулировании иностранных инвестиций оченьвелика, и следует недооценивать всей значимости данного вопроса. Ведь толькоправильная государственная деятельность может решить уровень и качествоиностранных инвестиций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Вознесенская Н.И.Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт. М.: ИНФРА-М, 2001
2. Зубченко А.А.Иностранные инвестиции. М.: Книгодел, 2006
3. Силкин В.В.Прямые иностранные инвестиции в России. М.: Юристиль, 2003.
4. Хазанович Э.С.Иностранные инвестиции. М.: КНОРУС, 2009
5. Форбс. Июнь. № 6– С. 72-83. 2008.
6. www.gks.ru.