Содержание
Введение
Глава 1 Классификация инвестиций
1.1 Прямые инвестиции в России
1.2 Портфельные инвестиции в России
Глава 2 Инвестиционный климат в России
2.1 Потенциал российского рынка
2.2 Ресурсная обеспеченность
2.3 Состояние экономики
2.4 Законодательная среда для инвестиций
Глава 3 Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области
3.2 Перспективы увеличения объема иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность темы исследования. Многие исследователи видят выход из кризисной ситуации российской экономики в иностранных инвестициях. Примерами этому может послужить ряд развивающихся стран, которые продемонстрировали миру высокие темпы экономического роста за счёт поддержки иностранных инвесторов. Больше всего в мире капитал вывозится из промышленно развитых стран – США, Япония и некоторые европейские страны. Капиталистическая система не предусматривает безвозмездного вложения капитала. Основная цель инвестора – извлечение прибыли. Существует ряд причин, из-за которых вывозить капитал значительно выгоднее, чем работать на внутреннем рынке. Это в основном налоговые льготы и внутренний рынок страны, в которую ввозится капитал. Если стране требуются инвестиции, ей необходимо создать как можно больше привлекательных условий для вложения капитала. Большая часть иностранных инвестиций это частные инвестиции. Как правило, это прибыльные компании, для которых национальный рынок стал слишком тесен и они, стремясь к расширению, внедряются в рынки других стран. Естественно отсутствие прибыли или убытки отпугивают такие компании. В общем, в настоящий момент России необходимы инвестиции, причём было бы хорошо, если бы средства вкладывались в те отрасли, которые переживают наибольший кризис. На практике инвесторов привлекает сырьевая база нашей страны и некоторые не очень значительные отрасли (пищевая, фармацевтическая и т.д.). Самое главное – извлечь как можно больше выгоды для страны, и как можно меньше утратить экономической самостоятельности.
Цель и задачи исследования. В своей работе я попытался изучить ситуацию с инвестиционной активностью в России. Насколько условия в нашей стране соответствуют требованиям иностранных инвесторов.
Являются ли инвестиции эффективным источником, с помощью которого Россия может выйти из экономического кризиса. Крупнейшим в мире инвестором является США (больше чем в два раза опережает ближайшего конкурента – Великобританию). Эти страны могут преследовать свои геополитические цели по ослаблению России путём захвата наиболее важных отраслей производства. Ведь внешняя политика промышленно развитых стран подчинена интересам крупных ТНК, которые в них базируются.
Предметом данной работы являются иностранные инвестиции, привлекаемые в Российскую Федерацию, типы иностранных инвестиций, методы, применяемые иностранными компаниями при инвестировании средств и правовая база для иностранных инвесторов.
Объектом исследования являются проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Для этого будет проведен анализ инвестиционного климата в России и динамики привлечения иностранных инвестиций, выявлены существующие препятствия для иностранных инвесторов и рассмотрены меры повышения инвестиционной привлекательности страны.
Теоретико-методологическую базу составили труды ученых экономистов, научные исследования отечественных ученых в области международной торговли, международных валютно-финансовых отношений, международной миграции капитала и международных корпораций.
Информационно-эмпирической основой исследования послужили материалы Федеральной службы государственной статистики, статистические и аналитические данные Института экономики переходного периода, материалы, содержащиеся в монографиях и статьях российских экономистов в периодической печати. При подготовке курсовой работы автор использовал материалы международных конференций, посвященных вопросам хозяйственного развития России, Интернет-ресурсы.
Глава 1
Классификация инвестиций
Инвестиции – сравнительно новая категория для российской экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие “валовые капитальные вложения”, под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. Они и рассматривались как понятие, тождественное инвестициям.[1]
Инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Начавшийся в России несколько лет тому назад процесс освоения рыночной экономики был сопряжён с немалыми трудностями, отчасти в связи с различиями в применении и толковании иностранных терминов представителями разных экономических школ. Поэтому классификационная структура инвестиций заметно менялась по мере углубления анализа международной экономической теории и требований отражать экономическую реальность.
В западной экономической науке существуют несколько различных подходов к классификации инвестиций.
Первая группа специалистов — американские экономисты С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи — рассматривают инвестиционные расходы как затраты на создание новых мощностей по производству машин, финансирование жилищного, промышленного и сельскохозяйственного строительства, а так же товарных запасов. Они выделяют три вида инвестиций:
· инвестиции фирм в производственные мощности и оборудование;
· инвестиции в новое жилищное строительство;
· финансирование изменения производственных запасов.
Наиболее значительными, по их мнению, являются инвестиции в производственные мощности. Так, фирмы осуществляют инвестиции тогда, когда они видят перспективы увеличения спроса на свою продукцию и хотят расширить масштабы своей деятельности или же когда стремятся получить преимущества за счёт внедрения более эффективного, с точки зрения экономии затрат, способа производства данного товара. Инвестиции могут быть связаны и с производством совершенно новой продукции.
Для этой группы авторов характерно то, что в понятие инвестиций они не вкладывают ценные бумаги, нематериальные активы, какие-либо другие ценности.
Немецкий профессор Вайнрих классифицирует инвестиции относительно объекта приложения и характера использования.
Относительно объекта приложения:
1. Инвестиции в имущество (материальные инвестиции). Под материальными инвестициями понимают инвестиции, которые прямо участвуют в производственном процессе (например, инвестиции в оборудование, здания, запасы материалов).
2. Финансовые инвестиции — вложения в финансовое имущество, приобретение прав на участие в делах других фирм и деловых прав (например, приобретение акций, других ценных бумаг).
3. Нематериальные инвестиции — инвестиции в нематериальные ценности (например, инвестиции в подготовку кадров, исследования и разработки, рекламу и др.).
По характеру использования:
1. Первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;
2. Инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;
3. Реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путём направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;
4. Инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;
5. Инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;
6. Инвестиции на изменение программы выпуска продукции;
7. Инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;
8. Инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;
9. Брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.
Инвестиции в имущество и нематериальные инвестиции целесообразно объединить в одну группу, так как и те, и другие — вложения в производство, или так называемые прямые инвестиции.
В рамках предложенной автором классификации не оправдано выделение экстенсивных инвестиций и реинвестиций. Цели они преследуют одинаковые, но источники возникновения капитала различны. Следовательно, и основания классификации здесь используются различные.
Один из представителей французской экономической школы — Анри Кульман — рассматривает проблему классификации инвестиций совершенно в другом аспекте. Он рассматривает косвенное инвестирование (с использованием денежных средств) и прямое (без использования денежных средств).
Во втором случае подразумевается прямое превращение продукта труда в средство производства, минуя промежуточный этап формирования капитала в денежной форме.
Такой механизм инвестирования часто используется в сельском хозяйстве. Например, фермер, разводящий крупный рогатый скот, содержит в стаде не только какое-то количество телят для восполнения естественной убыли животных в стаде (амортизация), но и дополнительное их число, чтобы обеспечить расширенное воспроизводство. В этом случае происходит так называемое непосредственное инвестирование. То же самое можно сказать о садоводе, который не реализует на рынке все цветы и фрукты, а часть их разводит на семена с целью расширения хозяйства.
В промышленности механизм прямого инвестирования находит применение гораздо реже, поскольку предприятие почти никогда не выпускает продукцию, способную выполнять на том же производстве функции средств производства. Хотя, конечно, можно представить себе владельца завода, использующего собственные кирпичи для кладки собственных печей или для увеличения площади своих цехов.
Наряду с прямым и косвенным инвестированием А. Кульман выделяет промежуточный механизм инвестирования, основанный на использовании собственного денежного капитала. Это — механизм самофинансирования предприятия. Такой механизм инвестирования сходен с непосредственным инвестированием, так как действует в рамках одной и той же собственности. Однако в данном случае инвестирование производится не в натуральном выражении, а включает денежный этап.
Механизм косвенного инвестирования основан на удлинённом обороте капитала, поскольку в нем задействовано, по меньшей мере, два собственника-капиталиста: тот, у кого формируются сбережения, и тот, кто реализует инвестиции. Иными словами, механизм инвестирования, основанный на удлиненном обороте капитала, реализуется в три этапа: образование сбережений у одних хозяйствующих субъектов, возникновение потребностей у других и их взаимодействие.
Самая известная классификация выделяет два основных вида инвестиций – прямые и портфельные. Прямые инвестиции представляют собой вложения в уставный капитал хозяйственного субъекта с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным хозяйствующим субъектом.
Под портфельными инвестициями понимается формирование портфеля путем приобретения ценных бумаг и других активов. Портфель – совокупность собранных воедино различных инвестиционных ценностей, служащих инструментом для достижения конкретной инвестиционной цели вкладчика. В портфель могут входить ценные бумаги одного типа (акции) или различные инвестиционные ценности (акции, облигации, сберегательные и депозитные сертификаты, залоговые свидетельства, страховые полисы и др.).
В мировой практике выделяют три основные формы инвестирования:
1. Прямые, или реальные, инвестиции (помещение капитала в промышленность, торговлю, сферу услуг — непосредственно в предприятия).
2. Портфельные, или финансовые, инвестиции (инвестиции в иностранные акции, облигации и иные ценные бумаги).
3. Среднесрочные и долгосрочные международные кредиты и займы с судного капитала промышленным и торговым корпорациям, банкам и другим финансовым учреждениям.
Граница между портфельными и прямыми инвестициями довольно условна (обычно предполагается, что вложения на уровне 10-20 и выше процентов акционерного (уставного) капитала предприятия являются прямыми, менее 10-20 процентов – портфельными), так как цели, преследуемые прямыми и портфельными инвесторами различаются, такое деление представляется вполне целесообразным.[2]
1.1 Прямые инвестиции в России
Прямые инвестиции – капиталовложения в производство или активы, предоставляющие инвестору полный контроль над деятельностью предприятия.
Прямые инвестиции делятся на две группы:
Трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные возможными лучшими условиями рынка, то есть тогда, когда существует возможность поставлять товары с нового производственного комплекса непосредственно на рынок данной страны (континента). Издержки играют здесь небольшую роль, главное – нахождение на рынке. Разница в издержках производства по сравнению с материнской компанией является меньшим фактором влияния на размещение производства на данном континенте. Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности;
Транснациональные вложения – прямые вложения, часто в соседней стране. Цель – минимизация издержек по сравнению с материнской компанией.
Черты, характерные для прямых инвестиций:
при прямых зарубежных инвестициях инвесторы, как правило, лишаются возможности быстрого ухода с рынка;
большая степень риска и большая сумма, чем при портфельных инвестициях;
более высокий срок капиталовложений, они более предпочтительны для стран-импортеров иностранного капитала.
Прямые зарубежные инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями:
организация новых предприятий;
скупка или поглощение уже существующих компаний.[3]
Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:
привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путём создания совместных предприятий (в том числе – путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);
регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.
До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось.
Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны. В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что, в конечном счете, сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.
Таблица 1
Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам [4]
(млрд. долл. США)
Иностранные инвестиции
1999г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
Всего
9560
10958
14258
19780
2489
40509
Прямые
4260
4429
3980
4012
4081
9420
Портфельные
31
145
451
472
81
67
Прочие
5269
6384
9827
15306
16153
30756
Размер инвестиций явно недостаточен как по отношению к потребностям экономики и её потенциалу, так и в сравнении с другими странами с переходной экономикой. Импорт ПИИ в Россию в 90-е годы был значительно меньше экспорта капитала из страны, представлявшего собой в основном бегство капитала. В первом квартале 1999 года наметилась еще одна неблагоприятная тенденция: отток иностранных инвестиций превысил его приток. Это вызвано, скорее всего, не столько с выводом ПИИ из страны, сколько с оттоком портфельных инвестиций, выплатой процентов по кредитам и займам, которые проходят в российской статистике по статье «прочие формы инвестиций».
Серьезную проблему составляют не только малые объёмы иностранных инвестиций, но их структура. Глубокие диспропорции существуют в их распределении по отраслям. Главными сферами, куда направляются инвестиции (см. Таблицу 2), являются топливная промышленность, торговля и общественное питание.
Таблица 2
Структура иностранных инвестиций по отраслям экономики в процентах [5]
1999г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
промышленность
51,0
43,1
39,7
37,1
41,5
48,5
из нее:
топливная
17,8
5,7
7,2
9,8
17,9
20,1
химическая и нефтехимическая
1,1
2,2
1,9
1,7
1,7
1,6
Машиностроение и
металлообработка
4,1
4,3
4,9
2,5
2,6
3,9
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная
2,0
2,3
1,7
1,6
2,0
2,4
пищевая
14,8
16,3
10,9
6,1
3,5
2,4
строительство
1,0
0,8
0,7
0,6
0,9
1,0
транспорт
5,5
9,3
5,3
0,9
1,4
1,6
связь
4,0
8,5
3,5
2,2
2,3
3,4
торговля и общественное питание
17,0
17,8
37,1
44,5
35,4
32,0
финансы,кредит, страхование, пенсионное обеспечение
1,2
2,5
0,9
0,7
2,2
2,1
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка
2,0
2,5
5,6
6,9
11,5
3,0
прочие отрасли
18,3
15,6
7,2
7,1
4,8
5,4
Такой “отраслевой перекос” отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего, это:
крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом, химической промышленности, пищевой промышленности, финансовом бизнесе, отчасти – в области телекоммуникаций:
средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего – в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;
инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за её пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстро окупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счёт хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.
Инвесторы практически не направляют инвестиций в фондоёмкие отрасли, находящиеся в наиболее тяжёлом экономическом положении. Помимо общих рисков, присущих всем вложениям в Россию, инвесторов отпугивают низкая рентабельность и необходимость долгосрочных инвестиционных программ по техническому перевооружению, характерные для большинства российских машиностроительных и металлургических предприятий, высокая конкуренция со стороны производителей из стран с более стабильной экономикой (производство высокотехнологичной продукции, легкая промышленность), отсутствие частной собственности на землю (сельскохозяйственное производство).
Кроме ”отраслевого перекоса” в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность – по данным Госкомстата, в 2002 году свыше 42 процентов зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область.
Таблица 3
20 крупнейших регионов России по объему привлеченных иностранных инвестиций в 2002 г. [6]
Место в 2002 г.
Место в 2001 г.
Регион
$ млн.
В % к РФ
1
1
г. Москва
8441,1
42,68%
2
3
Омская область
2401,5
12,14%
3
6
Свердловская область
1354,7
6,85%
4
2
г. Санкт-Петербург
881,0
4,45%
5
5
Челябинская область
798,7
4,04%
6
8
Сахалинская область
706,7
3,57%
7
9
Московская область
689,9
3,49%
8
7
Республика Татарстан
642,5
3,25%
9
11
Тюменская область
385,0
1,95%
10
34
Красноярский край
364,1
1,84%
11
12
Самарская область
304,9
1,54%
12
14
Республика Саха (Якутия)
291,3
1,47%
13
27
Архангельская область
272,4
1,38%
14
46
Ненецкий авт. округ
233,0
1,18%
15
13
Ханты-Мансийский АО
232,7
1,18%
16
4
Краснодарский край
202,6
1,02%
17
22
Волгоградская область
178,6
0,90%
18
56
Удмуртская Республика
156,7
0,79%
19
10
Ленинградская область
148,3
0,75%
20
26
Ямало-Ненецкий АО
138,9
0,70%
Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной (в первую очередь – внешнеторговой) и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва и область, Санкт-Петербург), либо в регионы с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий ТЭК (Тюменская, Самарская).
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальному распределению прямых иностранных инвестиций в сочетании с их незначительным для экономики в целом объёмом заставляет сделать вывод о практически маргинальной роли прямых иностранных инвестиций в сегодняшней России. Иностранный капитал, не оказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национального хозяйства в целом, играет сейчас роль “катализатора роста” лишь в нескольких узких секторах производства, ориентированных в первую очередь на зарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном росте иностранных инвестиций) может привести к “венесуэлизации” российской экономики – структуре национального хозяйства, при которой налицо ослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовыми экспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемыми иностранным капиталом (ТЭК, деревообработка, нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отрасли инфраструктура) и примитивным, низко-производительным производством в других отраслях, ориентированных только на внутренний спрос (все остальные отрасли).
Избежать этой тенденции и добиться существенного количественного увеличения прямых иностранных вложений в российскую экономику можно, путём выработки комплексной государственной программы по привлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, в число необходимых для России мер в этом направлении (помимо общего улучшения политической и макроэкономической ситуации) должны войти:
· создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизма раздела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
· чёткое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
· создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
· снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
· введение частной собственности на землю;
· создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
В настоящее время реализация перечисленных выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в условиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного роста и изменения структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определённый пропорциональный рост и может наблюдаться.
1.2 Портфельные инвестиции в России
Портфельные инвестиции — вложения в ценные бумаги с целью последующей игры на изменение курса и (или) получение дивиденда, а также участия в управлении хозяйствующим субъектом. Портфельные инвестиции не позволяют инвестору установить эффективный контроль над предприятием и не свидетельствуют о наличии у инвестора долговременной заинтересованности в развитии предприятия.
Целью портфельных инвестиций является вложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающих предприятий, а также в ценные бумаги, имитируемые государственными и местными органами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Портфельный инвестор, в отличие от прямого, занимает позицию “стороннего наблюдателя” по отношению к предприятию-объекту инвестирования и, как правило, не вмешивается в управление им.
Портфельные инвестиции — основной источник средств для финансирования акций, выпускаемых предприятиями, крупными корпорациями и частными банками. В послевоенный период объём таких инвестиций растет, что свидетельствует об увеличении количества частных инвесторов. Посредниками же при зарубежных портфельных инвестициях в основном выступают инвестиционные банки (посреднические организации на рынке ценных бумаг, занимающиеся финансированием долгосрочных вложений).
Привлечение иностранных портфельных инвестиций также является для российской экономики достаточно сложной задачей. С помощью средств зарубежных портфельных инвесторов возможно решение следующих экономических задач:
· пополнение собственного капитала российских предприятий в целях долгосрочного развития путём размещения акций российских акционерных обществ среди зарубежных портфельных инвесторов;
· аккумулирование заёмных средств российскими предприятиями для реализации конкретных проектов путём размещения среди портфельных инвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
· пополнение федерального и местных бюджетов субъектов Российской Федерации путём размещения среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг, эмитированных соответствующими органами власти;
· эффективная реструктуризация внешнего долга Российской Федерации путём его конвертации в государственные облигации с последующим размещением их среди зарубежных инвесторов.[7]
В ряде случаев международные корпорации реально контролируют иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух причин:
Из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;
По причине наличия дополнительных договорных обязательств, ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы. Имеются в виду лицензионные и соглашения, контракты на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.
Глава 2
Инвестиционный климат в России
Приток иностранного капитала в любую страну, а также эффективность капиталовложений определяются преимуществами в данной стране инвестиционного климата.
Основными препятствиями для притока иностранного капитала в Россию являются: неотработанность законодательства, чрезмерные налоги, отсутствие механизма защиты иностранных инвестиций, криминогенность обстановки, распространение коррупции. Многие иностранные предприниматели называют последние причины в качестве основных, а также подчёркивают нестабильность ”правил игры”.
Необходимым условием для привлечения иностранных капиталов в Россию является борьба с криминальными элементами. В международной экономике всё больше возрастает роль мелких и средних инвесторов, а они и являются основными объектами криминальных структур. Важнейшей причиной недостатка капиталовложений является именно криминальность нашего общества. Если для крупных компаний коррумпированность чиновников и местные банды не слишком страшны, то мелкий и средний бизнес оказывается перед ними беззащитным.
За последние годы Россия потеряла ощутимое количество реальных иностранных инвесторов, которые желали вложить средства в российские предприятия, но были вынуждены отказаться от этого. Причинами отказа стали: высокие издержки и, как следствие, неконкурентноспособность производства в России; сложные и запутанные способы регистрации инвестиций в российские предприятия; неуступчивость российских партнёров, а также их неадекватная оценка вклада российской стороны; резкое расхождение между словами и делами российских руководителей и чиновников (почти все компании жалуются на то, что на встречах с российскими руководителями высокого уровня – членами правительства, министрами, руководителями субъектов Российской Федерации – их заверяют в том, что им предоставят помощь в решении возникших проблем, но когда дело доходит до непосредственных исполнителей, движение полностью останавливается); неготовность руководителей российских предприятий к конкретным действиям и сотрудничеству с иностранными инвесторами, низкий уровень менеджмента.
Крайне острой проблемой стало регулирование таможенного режима в России. В настоящее время ряд иностранных компаний, реализующих импортозамещающие проекты, столкнулись с ситуацией, в которой действующие ставки таможенных пошлин на сырьё, комплектующие и готовую продукцию делают производство в России нецелесообразным. В западной прессе это явление уже получило название ”синдром IBM”. Компания IBM была вынуждена свернуть сборку компьютеров в России в связи с тем, что ставки импортных пошлин на комплектующие были выше, чем на ввозимые персональные компьютеры.
Неблагоприятный инвестиционный климат имеет для страны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в котором исчисляются материальные потери вследствие недополучения значительных инвестиций и низкой эффективности «работающих» капиталовложений.
Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической ситуации решающую роль играет политика государства в отношении иностранных инвестиций, вероятность национализации иностранного имущества, участие страны в системах международных договоров по различным вопросам, прочность государственных институтов, преемственность политической власти, степень государственного вмешательства в экономику и т.д.
На инвестиционном климате отрицательно сказываются не только прямые ограничения деятельности иностранных фирм, содержащиеся в законодательстве, но и нечёткость и особенно нестабильность законодательства принимающей стороны, поскольку эта нестабильность лишает инвестора возможности прогнозировать развитие событий, что снижает рентабельность вложений.
Одним из проявлений кризисного состояния Российской экономики является инвестиционный кризис, означающий долговременную тенденцию снижения объёма капиталовложений, а, следовательно, быстрое устаревание основных фондов и тем самым угрозу утраты не только конкурентоспособности, но и самой возможности существования многих предприятий и целых отраслей. Выход из кризиса зависит от проблемы инвестиций.
Среди экономических параметров основное внимание при оценке инвестиционного климата уделяется общему состоянию экономики, положению в валютной, финансовой и кредитной системах, таможенному режиму, возможностям использования рабочей силы (стоимость рабочей силы и её соотношение со средним уровнем квалификации работников и производительности труда.
Большую роль в оценке социальной среды для инвестиций играют показатели отношения к иностранным инвестициям обществе, степень его расслоения, наличие или отсутствие согласия по основным вопроса экономического и социального развития страны, уровень безработицы, возможность забастовок.
2.1 Потенциал российского рынка
Данный показатель измеряется численностью населения, ВНП и величиной ВНП на душу населения.
Единый рынок бывшего СССР имел по своим масштабам и потенциалу (количеству потребителей) преимущество перед рынками стран Восточной Европы. В то же время покупательная способность населения (измеряется доходами населения-ВНП и ВНП на душу населения) здесь была ниже, чем, например, в Чехословакии, Венгрии и Польше. Количество потенциальных потребителей является более высоким фактором в оценке потенциала рынка крупными западными компаниями, производство в которых строится на принципе массовых стандартов потребления. Для таких фирм единый рынок бывшего СССР был более привлекателен, чем рынки восточноевропейских стран. Для мелких и средних компаний, производство в которых ведется в расчете на индивидуализированное потребление, решающим фактором в оценке потенциала зарубежного рынка оказывается покупательная способность населения, и для них единый рынок бывшего СССР проигрывал в сравнении с рынками Чехословакии, Венгрии и Польши.
Для большинства же компаний, по мнению многих западных обозревателей, потенциал единого рынка бывшего Союза долгое время рассматривался как огромный и был основным стимулом для инвесторов.
Реальности сегодняшнего дня таковы, что в результате политических изменений и дезинтеграции государств, входивших в СССР, во многом утрачено это преимущество единого и необычайно емкого рынка. Не является единым и рынок государств-членов СНГ.
Сегодня среди членов СНГ чётко обозначилась группа государств, руководители которых отстаивают идею согласованной экономической политики и тесной интеграции. Это Россия, Белоруссия и Казахстан. Подписанные правительствами этих стран соглашения направлены на восстановление разорванных производственных связей, координацию налоговой и ценовой политики, организацию нормальной работы транспорта и другие аспекты, обеспечивающие функционирование общего рынка.
Другие же государства СНГ, как, например, Украина, в большей мере изолируют свой рынок. В этих условиях потенциальный инвестор вынужден ориентироваться на рынки отдельных государств – бывших союзных республик.
Тенденции дезинтеграции в Российской Федерации негативно влияют на общую высокую оценку потенциала единого рынка и существенно снижают значение этого фактора для иностранных инвесторов.
2.2 Ресурсная обеспеченность
Ресурсы рабочей силы в России привлекают иностранных инвесторов обилием, дешевизной и достаточно высокой квалификацией.
Эти ресурсы являются самыми крупными среди государств бывшего СССР (около 70 млн. человек занятых в народном хозяйстве), и по этому показателю Россия – абсолютный лидер.
Уровень заработной платы в России по оценкам американской консультационной фирмы «Плэн экон» не превышал 4-4,5 доллара в час и ещё понизился к настоящему времени, что гораздо ниже, чем в западных странах (например, во Франции минимальный уровень почасовой заработной платы составляет 6 долл., в США-8 долл.)[8]
В современных условиях возникает необходимость заново оценить преимущества России в плане привлечения ПИИ. Несомненно, что возможности российского рынка или выход через Россию на рынки третьих стран далеко не исчерпаны, также как и запасы природных ресурсов. Но нельзя не учитывать, что при выборе места приложения инвестиций на мировых рынках инвесторы руководствуются комплексными соображениями. Для многих ТНК, особенно наиболее развитых, на первый план выходит не столько дешевизна рабочей силы, сколько её квалификация, отношение к труду и прочие качественные параметры.
Дешевизна же и квалификация российской рабочей силы являются в значительной степени мифом. Российская рабочая сила относительно дешева по отношению к странам с рыночной экономикой, но никак не в сравнении со многими развивающимися странами. Как и в других развивающихся странах, её стоимость растет.
Вместе с тем с качественными параметрами российской рабочей силы дело обстоит не вполне благополучно. Рейтинги швейцарского института Beri по качеству рабочей силы (Интегральный показатель качества рабочей силы рассчитывается как средневзвешенная величина 4-х составляющих: трудовое законодательство и тарифные соглашения, соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда, трудовая дисциплина и отношение к труду, уровень квалификации работников) не подтверждают распространенного представления о наличии конкурентных преимуществ России в этой области. Россия, согласно данным этого рейтинга, находится лишь в третьей из четырех выделенных групп из 49 государств. Третья группа объединяет страны, где в принципе можно размещать капитал, но условия для этого не очень благоприятные. Такая оценка качества российской рабочей силы является результатом плохих оценок отдельных показателей. Если состояние трудового законодательства, тарифных соглашений, квалификация работников оцениваются на относительно среднем уровне, то трудовая дисциплина и отношение к труду, соотношение между уровнями заработной платы и производительностью труда очень низко.
Россия обладает высокоразвитым научным потенциалом, хорошим уровнем технологии и научных разработок, особенно в военном секторе.
В бывшем СССР работало более 5000 научно-исследовательских институтов, основная часть которых сконцентрирована в России. Отечественные учёные занимали передовые позиции во многих научно-технических исследованиях. Примерами могут служить космические технологии, металлургия, исследования в области экстремального холода, разработки медицинских инструментов, селекционные работы в экстремальных климатических условиях.
К сожалению, сейчас в России положение в науке не только не улучшилось, а резко ухудшилось в связи с сокращением финансирования научных исследований из бюджета.
Россия хорошо обеспечена собственными естественными богатствами, сырьём и энергией. Её территория (17 млн. кв. км) более чем в 7 раз превышает территорию, которую занимают все страны ЕЭС.
Россия располагает значительными водными и растительными ресурсами, в частности, она лидирует в обладании наиболее ценными в хозяйственном отношении лесными богатствами. На её территории сосредоточены занимающие одно из первых мест в мире запасы промысловых рыб и охотничьих животных.
Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и природного газа.
Однако состояние инфраструктуры можно оценить лишь как весьма неудовлетворительное. В России крайне низка плотность железных и шоссейных дорог (в 25 раз ниже, чем в Германии, в 10 раз ниже, чем в Польше). Россия значительно отстает от западных и многих восточноевропейских стран по уровню развития телекоммуникаций. Если в Швеции на 100 жителей приходится 63 телефонных аппарата, в США-50, в Японии-39, то в Росии-10 аппаратов. По количеству компьютеров, подключенных к сетям связи, Россия отстает от США примерно в 300-500 раз.
Можно заключить, что хотя Россия и обладает богатым ресурсным потенциалом, реализация имеющихся здесь возможностей прямо связана с протеканием экономических реформ, законодательной базой и политическим климатом для инвестиций.
2.3 Состояние экономики
Экономическая система России является переходной от централизованно-командной к рыночной. Экономика переживает трудный период становления рыночных структур и механизмов, реформы протекают на фоне кризисного состояния экономики.
Спад производства принял широкомасштабный характер. Внешний долг России по состоянию на конец 1998г составлял 150 млрд. долл.
Кризисные процессы охватили производство и обращение, финансовую и денежную систему, внешнеэкономическую деятельность. Такая ситуация определяет наличие высоких общеэкономических рисков осуществления инвестиций.
В условиях кризисного состояния финансово-денежной системы страны и фактического отсутствия государственной поддержки (чётко выраженной структурной политики, субсидий, льготного кредитования и налогообложения) притока западного капитала в приоритетные отрасли экономики возможность получения финансовых и материальных гарантий российского правительства для иностранных инвестиций на территории РФ были сведены практически к нулю.
Раскручивающаяся спираль инфляции сужает кредитные возможности банков на территории России, ограничивая доступные инвесторам средства только краткосрочными кредитами.
Продолжающийся спад производства всех отраслей промышленности во всех регионах РФ и проблема взаимных неплатежей предприятий резко ограничивают финансовые возможности российских предприятий.
Действие всех этих факторов означает возрастание риска финансирования проекта для западного инвестора, вынужденного теперь либо опираться исключительно на собственные ресурсы и рисковать всей их суммой, либо прибегать к внешним источникам финансирования, средства которых также ограничены.
Повсеместное расстройство хозяйственных связей и падение производства, принявшее широкомасштабный характер, с особой остротой поставили перед потенциальным инвестором проблему обеспечения непрерывности производственного цикла и предопределили увеличение риска нарушения материально-технического снабжения предприятия, разрыва кооперационных связей.
Платежеспособный спрос ограничивается падением реальных доходов населения в условиях инфляции, спадом производства и ростом взаимных неплатежей предприятий. В этих условиях для потенциального инвестора возрастают, неопределенность сбыта продукции на российском рынке и связанный с ней риск неплатежа.
Инвестирование в России для западного предпринимателя связано также с рисками, обусловленными нестабильностью рубля. С одной стороны, риски эти заключаются в неопределенности перспектив конверсии рублевых прибылей западных инвесторов, полученных в России, в СКВ для перевода их за рубеж. С другой стороны, существует валютный риск, связанный с падением курса рубля, а, следовательно, и падение стоимости осуществленных ранее инвестиций, оцененных в рублях.
Следует отметить, что экономическое положение в России в последнее время существенно хуже, чем в странах Восточной Европы и даже в странах Балтии, что естественно отражается на условиях инвестирования.
Что касается России и других стран СНГ, то, по мнению западных специалистов, они являются в настоящее время зоной, неблагоприятной для предпринимательства. Россия после начала конфликта в Чечне оказалась на одном из первых мест в мировом рейтинге стран, неблагоприятных для иностранных инвестиций.
Таким образом, кризисная ситуация в экономике России на сегодняшний день означает наличие высоких общеэкономических рисков инвестирования на её территории.
2.4 Законодательная среда для инвестиций
В России нет пока четкой государственной программы привлечения иностранных инвестиций, предусматривающей приоритетность развития тех или иных отраслей экономики или территорий. В то же время законодательство многих стран бывшего Союза (Украины, Белоруссии, Казахстана, Латвии, Молдавии, Киргизии) уже содержит перечень отраслей и видов производства, приоритетных для привлечения иностранного капитала, где инвесторы получают дополнительные или первоочередные льготы.
По условиям обеспечения общей устойчивости правовой среды для деятельности иностранных инвесторов Россия проигрывает Латвии, Украине, Таджикистану, где приняты положения о том, что в случае появления более поздних законодательных актов, ухудшающих условия инвестиций, к иностранным инвестициям в течение десяти лет применяются те законодательные акты, которые были в силе в момент внесения инвестиций (исключение – в Латвии: законодательные акты, связанные с обеспечением обороны, национальной безопасности, общественного порядка, налогового режима, охраны окружающей среды, нравственности, здоровья жителей, антимонопольного законодательства).
Законодательство Эстонии предоставляет иностранцам право владения землей, в то время как в России они пока могут только пользоваться ею.
На Украине установлен более низкий порог, чем в России(20% по сравнению с 30-процентной долей иностранного участия в предприятии), предоставления льгот предприятиям с иностранными инвестициями.
Для многих предпринимателей решающее значение имеет не столько строгость законодательных актов, сколько их четкость, определенность и стабильность действия. Это связано с тем, что многие неудобные для инвестора положения (например, высокие налоги) в условиях их стабильности поддаются предварительной оценке и могут быть компенсированы посредством страхования, повышения цены и другими способами, тогда как риск неопределенности законодательства не может быть оценен заранее и с трудом поддается компенсации, поэтому правовая стабильность и преемственность законодательных актов — необходимое условие для притока иностранных инвестиций.
Для законодательной базы периода экономических реформ в России характерно чрезвычайно частое изменение условий внешнеэкономической деятельности предприятий. Это ведет к затруднению их работы, поскольку постоянное изменение нормативных документов лишает фирмы возможности планировать свои операции на сколько-нибудь длительную перспективу. В ещё большей мере это относится к западным партнерам российских фирм.
Нестабильность законодательства, несомненно, ухудшает инвестиционный климат в России.
Другим моментом, дезориентирующим инвесторов и создающим обстановку неопределенности, являются большое количество ведомственных актов, «уточняющих» положения законодательства об иностранных инвестициях, и то, как выполняются (а чаще не выполняются) распоряжения центрального правительства на местах. По мнению западных инвесторов, у России нет государственных служб, которые обеспечивали бы реализацию реформ и выполнение законов. Барьером на пути достаточных капиталовложений выступают недостатки российской деловой инфраструктуры, то есть сети услуг — банков, квалифицированных бухгалтеров и юристов, коммерческих кодексов и налогов, «прозрачной» системы юридического учета и контроля, — которая позволяет функционировать рыночной экономике.
По показателю законодательной среды для инвестиций Россия не имеет значительных преимуществ перед другими государствами бывшего Союза, а по некоторым позициям даже проигрывает им.
Политический климат
Политический климат в России формируется во многом под влиянием следующих процессов:
1) демократизация всех сфер общественной жизни имеет огромное стратегическое значение в оценке западными бизнесменами инвестиционного климата в России как благоприятного, так как нацелена на формирование политической базы рыночной экономики и свободного предпринимательства. В то же время развертывание процессов демократизации в конкретной исторической ситуации, сложившейся на настоящий момент в России и других республиках бывшего Союза, демонстрирует и отрицательные последствия данных процессов в кратко – а возможно, и в среднесрочной перспективе, проявившиеся в дезинтеграции единого экономического пространства, росте политической, экономической и социальной нестабильности. События в Чечне означают усиление неопределенности для бизнеса;
2) оценивая общую экономическую ситуацию в России, нельзя не признать существования политического риска, вызванного принятой последовательностью проведения реформ. Реформы подобного рода почти всегда несут в себе опасность социального взрыва.
Меры экономической либерализации, политика стабилизации (снижение расходов госбюджета и уменьшение расходов на социальные нужды, отмена субсидий на продовольствие) и структурные реформы (включая приватизацию) несут в себе большие риски для инвестирования — риски политической нестабильности. Проведение стабилизационной политики связано с социальными издержками, создающими угрозу правительству. Успех же структурной реформы зависит от достижения экономической стабильности. Главная проблема — в том, сможет ли «правительство реформ», проводя стабилизационный процесс и принимая необходимые при этом меры жёсткой экономии, чреватые тяжёлыми социальными последствиями, сохранить кредит доверия к себе.
Неблагоприятно сказываются на оценке политического климата в России политические трения, возникающие с другими республиками бывшего СССР, а также намечающиеся тенденции политического сепаратизма в самой РФ. Развитие этих процессов несет в себе опасность конфликтов.
Все эти процессы способствуют общей политической нестабильности, основные показатели которой для России — рост числа бастующих, выдвигающих экономические требования, политическая дезинтеграция, а также гигантский рост преступности в стране. Рост политической нестабильности означает ухудшение политического климата для инвестиций в России. На основании всех этих факторов политический риск инвестирования на текущий момент определяется как высокий, хотя и значительно более низкий, чем в государствах, на территории которых ведутся или велись открытые военные действия (Югославия, Армения, Азербайджан, Грузия, Таджикистан), или в государствах, граничащих с воюющими странами и в силу этнического состава своего населения находящихся под угрозой втягивания в военные действия.
В целом в современных условиях России состояние инвестиционного климата характеризуется наличием высокого инвестиционного риска.
Налоги
Одной из Главных проблем для иностранных предпринимателей в России явились налоги. Как говорит, Питер Чэроу, исполнительный директор Американской торговой палаты в России, – «Налоговая система гораздо важнее для них, нежели то, остаются или уходят из правительства Козыревы или Чубайсы».
Работа по созданию налоговой системы в России началась лишь в 1992 году и началась фактически с нуля, потому что при прежней системе в ней просто не было нужды. Этот процесс неизбежно сопровождался некоторой хаотичностью: то принимался закон, то издавался президентский декрет или постановление правительства, то рассылалась инструкция или разъяснительное письмо. В результате органичная и рациональная система отсутствует, налоговый пакет противоречив и постоянно и непредсказуемо меняется. Компания, даже если она хочет честно платить налоги, не всегда знает, как именно нужно платить. Более того, сами налоговые инспектора далеко не всегда способны дать точные разъяснения. Налоги в России высоки, но главное – они непонятны и непредсказуемы. С такими налогами очень трудно планировать бизнес. Скажем, вы видите, что какой-то продукт выгоднее производить здесь, а не импортировать. Вы вкладываете 50 или 100 миллионов долларов в строительство завода, но через два года ситуация с налогами меняется до такой степени, что не начавшееся еще производство уже теряет смысл. Разве можно идти на масштабные долгосрочные инвестиции, если нельзя поручиться за стабильность налогов на ближайшие два года, не говоря уже о 10-20-и годах?
Инвесторы считают, что, пока не сложилась эффективная система прозрачных и стабильных налогов, надо широко использовать, как они называют, принцип «дедушкиной оговорки», которая гарантирует инвестору налоговую стабильность на заранее оговоренный срок. На этот счёт был специальный указ Президента Ельцина №.1066 от сентября 1993 года: в нём было сказано, что в течение пяти лет инвесторы будут защищены от неблагоприятных изменений в налоговой сфере – по крайней мере, те из них, которые уже действовали в России на момент принятия указа. Налоговые службы полностью проигнорировали этот указ. С тех пор появились десятки неблагоприятных налогов (самый показательный пример – налог на превышение фонда зарплаты), которые благополучно применяются ко всем иностранным компаниям. Пока формируется законодательная база, пока российская экономика приобщается к рынку, инвесторы, готовые рисковать большими деньгами, должны быть как-то защищены на весь переходный период, чьи временные рамки определит правительство.
С налогами тесно связана проблема бухгалтерии. Российская бухгалтерия никогда не обсчитывала прибыль, а только оборот. Поэтому, скажем, нынешний российский налог на прибыль (35 процентов) никак не сходится с принятым в мире, поскольку в прибыль включаются многие операционные, производственные издержки.
Например, компания не может здесь вывести из налогообложения расходы на рекламу, на профессиональное обучение и подготовку кадров для компании, на поездки своих коммивояжеров по российским регионам. Она не может исключить плату за кредит, который она взяла, чтобы построить в России фабрику.
Кроме того, если я построил фабричное здание, то, по российским стандартам, срок его амортизации превышает сто лет – то есть здание окупится через сто с лишним лет. В США и Великобритании срок амортизации здания – примерно 25 лет. В большинстве стран промышленное оборудование амортизируется за пять лет, а в России – за 25! Конечно, через четверть века оборудование физически еще может сохраниться – но как далеко уйдет к тому времени технология?
Глава 3
Волгоградская область как сфера приложения иностранного капитала
В современных экономических условиях центр тяжести управления социально-экономическими процессами активно и последовательно перемещается с федерального на региональный уровень. Тенденция расширения полномочий регионов охватывает и сферу их сотрудничества с иностранными инвесторами.
Объем привлечения иностранных инвестиций в различные регионы России зависит от состояния инвестиционного климата, последовательности в проведении рыночных реформ, уровня развития экономического потенциала, динамики преобразования производственной, финансовой и деловой инфраструктур, интенсивности использования природных ресурсов и др.
В настоящее время регионы применяют широкий набор инструментов, способствующих созданию благоприятного инвестиционного климата на местном, краевом или республиканском уровнях. Многие регионы разработали и реализуют на своей территории региональные и межрегиональные программы государственной поддержки инвестиционной деятельности. Получили распространение такие меры, как освобождение при определенных условиях от уплаты в региональный бюджет налога на прибыль и налога на имущество (или снижение их ставок), отсрочка по налоговым и арендным платежам на поддержание жилого фонда, предоставление беспроцентных ссуд и гарантий органов власти и другие.
Таблица 4
Структура иностранных инвестиц по федеральным округам в 2000-2002 гг. [9]
На графике: ЦФО – Центральный федеральный округ, СЗФО – Северо-Западный ФО, ЮФО – Южный ФО, ПФО – Приволжский ФО, УФО – Уральский ФО, СФО – Сибирский ФО, ДФО – Дальневосточный ФО
3.1 Состояние рынка иностранных инвестиций в Волгоградской области.
В 2004 году Волгоградская область смогла привлечь в виде иностранных вложений 107,1 млн. долларов. Рост к предыдущему году составил аж 240,1%. И он является рекордным. Однако радоваться особо нечему. Во-первых, 107 млн. — это далеко не предел инвестиционных “мечтаний”. Во-вторых, с 2001 по 2003 годы наблюдался спад иностранных инвестиций: 82,5 млн.долларов, 67,4 млн., 44,6 млн. Взлет, как видим, произошел от довольно низкого значения. В третьих, наиболее желанные — прямые инвестиции — составили всего 9,2 млн. долларов. Это на 4,4 млн. долларов меньше, чем было в 2003 году.
Самый же богатый “урожай” прямых инвестиций был собран в 2000 году, когда в экономику области иностранные инвесторы вложили 76,9 млн. долларов. Близкий к этому результат был достигнут в 1998 году: 76 млн. долларов. 2000 год оказался наиболее благополучным не только в плане прямых инвестиций, но и в целом по всем видам вложений был достигнут наивысший показатель: 139,5 млн. долларов.
Серьезным препятствием для привлечения инвестиций было и остается отсутствие условий для страхования инвестиционных рисков. Региональный бюджет не может выступать гарантом по инвестиционным сделкам в силу его недостаточной наполняемости и в связи с тем, что с каждым годом он становится все более социально ориентированным. То есть растет доля средств, направляемых на выплату зарплаты и пособий.
По активности региональных властей, предпринимающих усилия по привлечению иностранных инвестиций, бьет нестабильность налоговой политики центра. Инвесторы, профинансировавшие расширение производства, получили налоговые послабления в части выплат в региональный бюджет. Когда же пришла пора получать отдачу от этого, акцизы на табачные изделия переориентировали на федеральный бюджет.
Свою отрицательную роль играет вхождение Волгоградской области в Южный федеральный округ. Для многих иностранных инвесторов ЮФО ассоциируется с Чечней, и это их отпугивает от сотрудничества. Переубедить осторожных инвесторов можно путем личных контактов. Наш сосед по округу — Краснодарский край — пошел по пути открытия своих представительств в разных странах: Италии, Германии, Польше. И то, что он лидирует в ЮФО по инвестиционной деятельности, говорит в пользу того, чтобы взять с него пример.
Решающим принципом осуществления инвестиционной политики в Волгоградской области является выявление и применение в управлении наиболее оптимальных механизмов капиталообразующего процесса. Он должен реализоваться исходя из сформированного на данном этапе реального инвестиционного климата, социально-экономического потенциала общества и исходя из совокупности рисковых факторов капитальных вложений.
Неустойчивые тенденции развития инвестиционной сферы в экономике Волгоградской области и имеющие место противоречия по вопросам несовершенства форм управления инвестиционной деятельности – все это говорит о необходимости принятия комплексных мер по оптимизации инвестиционного климата области со стороны органов государственной власти. Волгоградская область по своему инвестиционному имиджу находится в первой десятке наиболее привлекательных для крупных и средних отечественных и зарубежных инвесторов: это один из наиболее динамично развивающихся регионов Поволжья.
Область располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, разветвленной инфраструктурой и транспортными коммуникациями. На территории области сосредоточено большое количество полезных ископаемых, добываются: нефть, природный газ, бишофит, фосфорит, строительный песок, минеральные воды – более 280 месторождений. На территории области расположены ведущие предприятия российской химической и нефтехимической промышленности, топливно-энергетического комплекса; производство строительных материалов, черной и цветной металлургии, машиностроения и приборостроения, легкой промышленности, строй-индустрии, пищевой и перерабатывающей промышленности.
Волгоградская область представляет собой природно-производственный комплекс, обладающий признаками самодостаточности, где сложился профессионально-кадровый потенциал, имеются перспективные инвестиционные проекты, накоплен достаточно мощный интеллектуальный потенциал. Все это является необходимыми предпосылками для стабилизации
экономического положения предприятий, отраслей и сфер хозяйствования, создания производственной инфраструктуры, качественного повышения благосостояния основной массы населения. В настоящее время активно ведется работа по обновлению нормативно-законодательной базы регулирующей инвестиционную деятельность в Волгоградской области. В работе участвуют, не только представители органов государственной власти и регионального управления, но и ведущие консалтинговые группы региона. Это
позволит в необходимой мере учесть интересы всех слоев и инвесторов, и производственников. Пересмотр основополагающих механизмов, приоритетных направлений и разработка мер, адекватных современной экономической ситуации позволит максимально адаптироваться к реальной экономической ситуации.
Основная проблема, которая тормозит экономическое (инвестиционное) развитие региона – это неготовность и нежелание отдельных предприятий и отраслей к серьезным внешним заимствованиям. Это, во-первых, обусловлено отсутствием серьезным маркетинговых и консалтинговых проработок у субъектов инвестиционной деятельности. Также имеет место недоверие и у ведущих менеджеров предприятия, которые имели негативный опыт работы с мало предсказуемой кредитной политикой типа “предприятие – банк”. Еще в произведении Марка Твена было замечено, что “кошка, однажды севшая на горячую плиту, никогда более не сядет и на холодную тоже!” Во-вторых, наши отечественные предприятия, располагают оборудованием, на котором возможно производить продукцию, к сожалению, не конкурентоспособную и рынок сбыта ограничен рамками России. В-третьих, есть серьезные претензии и к подготовке специалистов по инвестиционному проектированию на местах.
Однако экономисты при Администрации Волгоградской области проводят консультации и оказывают реальную помощь при составлении и оформлении инвестиционных проектов. Реально к данной работе привлекаются и частные консультационные группы. Сейчас, например, уже имеется ценный опыт специалистов Администрации Волгоградской области при поддержке Волгоградской торгово-промышленной палаты по разработке каталога “Инвестиционные предложения Волгоградской области”, а также “Закона об инвестиционной деятельности в Волгоградской области” при сотрудничестве с НК “Кулагин и Партнеры” При непосредственном участии Волгоградской областной Администрации в рамках федеральных целевых программ ведется строительство опытных химических заводов АООТ “Каустик”, производство экологически чистого кормового белка из отходов зернопроизводства АООТ “Волгобиосинтез”; осуществляется реконструкция производства хладонов на АООТ “Каустик” и ОАО “Химпром”. Ведется работа по созданию зоны экономического развития на территории ОАО “Волгоградский Завод ЖБИ-1”. Кроме прочего в структуре областного бюджета предусмотрена статья “бюджет развития области”, направленная на финансирование успешно работающих предприятий Волгоградской области.
Средства данной статьи распределяются на конкурсной основе на условиях срочности, возвратности и платности. Это, безусловно, очень важно. В настоящее время областные структуры осуществляют программные мероприятия к созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности в области.
Для внедрения данной программы необходимо решить некоторые задачи. Наиболее важная из них – это оценка уровня инвестиционной привлекательности региона на базе соотношения рисковых факторов финансовых вложений инвестиционного потенциала области. Для этого необходима комплексная система мер по оказанию целевой, реальной помощи субъектам инвестиционной деятельности. Риск вложения инвестиций, как частных, так и государственных, по области экономического региона определен в соответствии с экспертными оценками российских рейтинговых
агентств по данным “Эксперта” (учитывается также: экономические; социальные; экологические; криминогенные; законодательные риски, оказывающие влияние на возможную степень отклонения итоговых результатов процесса инвестирования от проекта).
Таблица 4
Соотношение показателей инвестиционного потенциала и уровня
риска по областям [10]
Область/регион
Потенциал риска
(max)
Инвестиционный
Потенциал
(min)
Астраханская область
7
2
Волгоградская область
3-4
7
Калмыкия
8
8
Пензенская область
5-6
6
Самарская область
3-4
3
Саратовская область
1-2
5
Татарстан
1-2
1
Ульяновская область
5-6
4
На основе результатов можно сделать заключение, что Волгоградская область характеризуется высоким инвестиционным потенциалом и умеренным экономическим риском. Это признак высокого уровня инвестиционной привлекательности. Однако, основываясь на соотношении объема инвестиций и уровня региона по инвестиционной привлекательности очевидна
“недоинвестированность” Волгоградской области. Вместе с тем у нас в области весьма развитая экономическая основа для осуществления масштабных инвестиционных преобразований. Однако по ряду объективных и субъективных причин мы пока отстаем по показателям, характеризующим приток инвестиционного капитала. Поэтому необходимо серьезное совершенствование форм и методов управления инвестиционными потоками, а также серьезная доработка инвестиционного законодательства.
3.2 Перспективы увеличения объема привлекаемых иностранных инвестиций
Перспективы привлечения иностранных инвестиций в Волгоградскую область неразрывно связаны с улучшением ее инвестиционного фона, что возможно лишь при принятии специального законодательства для иностранных инвесторов и комплекса других мер . Необходимо выделить основополагающие задачи по привлечению государственных и частных отечественных инвесторов, и зарубежных инвесторов, и, следовательно, активизировать инвестиционный процесс:
• Необходима разработка комплексного, полноценного, отрегулируемого и экономически благоприятного “поля” для инвестиционной деятельности: налоговые льготы, гарантии, поддержка инвестиционной активности, как со стороны органов областного управления, так и местных банков, государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, разработка и презентация инвестиционных проектов и т. п.;
• Разработка мер по стабилизации и развитию регионального финансового рынка. Для этого на наш взгляд необходимо: Во-первых, повысить ликвидность акций предприятий региона с целью превращения акционерного капитала в источник дополнительных инвестиционных ресурсов в производство; Во-вторых, комплексная программа действий по подготовке эмиссии региональных и муниципальных займов, прежде всего на основе пакета инвестиционных проектов;
• Разработка и реализация целенаправленной политики в отношении предприятий в “предбанкротном” состоянии имеющих задолженность перед бюджетом всех уровней особенно в областной и местный. Главной целью подобной политики является предотвращение остановки хозяйственной
деятельности данного предприятия за счет их реструктуризации и финансового оздоровления через модернизацию и выпуск продукции, востребованной на зарубежном и отечественном рынках;
• Подготовка реестра и формирование эффективных систем управления всеми объектами на территории области находящихся в Федеральной собственности и в собственности субъекта Федерации. Цель – мобилизация налогового потенциала. Аналогичный комплекс мер может быть реализован и в отношении природных богатств области, где предстоит четко обозначить границы и режимы использования природных объектов, находящихся в Федеральной, областной и муниципальной собственности;
• Выпуск региональных облигационных займов под жилищное и иное строительство. Это позволит создать региональный рынок ценных бумаг для финансирования нового жилья, газификации и решения прочих жизненно важных проблем региона.
Еще одним перспективным направлением привлечения иностранных инвестиций в области должна стать в ближайшем будущем реструктуризация крупных предприятий. В регионе имеется целый ряд предприятий-гигантов, надежды которых на получение капитала без проведения реструктуризации тщетны. Не получив их, большая часть оборудования таких предприятий простаивает, а долги растут. Реструктуировав же предприятие, то есть разделив его на самостоятельные подразделения, а также изменив систему и методы управления, можно получить отдельные производства, свободные от обязательств, которые имеют гораздо большие шансы в привлечении инвестиций, чем материнская структура.
Огромный интерес у немецких и норвежских инвесторов вызывают месторождения хлорида магния или просто бишофита на территории Волгоградской области. Однако консерватизм руководства области не позволяет во многом достичь согласия и начать реализацию инвестиционного проекта по добыче и переработке этого ценного вида сырья. Это же самое можно отнести к инвестиционным проектам по реконструкции аэропорта и строительству гостиничного комплекса, намеченным на этот год. Теперь реализация перечисленных проектов откладывается на неопределенный период. В результате областной бюджет теряет средства, которые можно было бы получить в виде налогов от осуществления проекта, возросшее число безработных лишается возможности устроиться на работу.
Таким образом, проанализировав перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику Волгоградской области можно сделать вывод, что без принятия конструктивных мер в вопросах улучшения инвестиционного имиджа региона, даже при наличии других сравнительных преимуществ, рассчитывать на увеличение объемов привлекаемого капитала не приходится.
Заключение
Рассмотрев проблему привлечения иностранных инвестиций в экономику
России, можно сделать следующие выводы.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества с высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только эффективное совместное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала – необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги.
Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей – выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и улучшения уровня жизни россиян. При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов – с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его
собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в
отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.
Отдельно нужно сказать, что национальные инвестиции еще более важны, чем иностранные потому, что они служат показателем доверия населения правительству. Российские инвесторы будут заинтересованы не только в получении максимальной прибыли, но и в увеличении стабильности экономики нашей страны (по крайней мере можно на это надеяться), а также в рациональном использовании природных богатств России.
Список использованных источников:
1. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения. – М., 2000г.
2. Абыкаев Н.А., Бочаров В.В. Инвестиционный потенциал и экономический рост. // Экономист. – 2000. – № 6.
3. Батяева А. Масштабы не инвестирования в российской промышленности // Вопросы экономики. – 2001. – № 10.
4. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 1994г.
5. Белый Е.М., Кузнецов А.В. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – №3.
6. Воскресенский Г. Российский рынок глазами иностранцев // Инвестиции в России. – 1998. – № 2.
7. Водянов А. Новые инструменты государственного регулирования инвестиций // Проблемы теории и практики управления. – 1996. – № 5.
8. Жуков Е.В. Инвестиционные институты. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199с.
9. Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России // Экономика и жизнь. – 1999г. – №1.
10. Каминский. M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. – 2001. – № 5.
11. Киреев А. П. Международная экономика. – М., 1997г.
12. Костенко К.Р. Россия на мировом рынке инвестиций // Экономист. – 1998. – №5.
13. Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России. – 1999. – №1.
14. Киреев А. П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997г.
15. Карманова Н.Ю. Инвестиционный климат России// Иностранный капитал в России. – 1999. – №4.
16. Косов В.В. Инвестиции в российской экономике // Проблемы теории и практики управления. – 2000. – № 1.
17. Ларионов А.Н., Хлюстова И.А. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области // Вековой поиск модели хозяйственного развития России: материалы IV международной научно-практической конференции. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – 392с.
18. Максимова Т. Региональная инвестиционная политика: оценка потенциала и использование резервов // Рынок ценных бумаг. – 1999. – № 13.
19. Нижегородцев Р.М. Иностранные инвестиции в экономике России: проблемы и эффективность. – М., 1998г.
20. Поляков В. Организация и сопровождение инвестиционного процесса в России // ЭКО. – 1997. – №7.
21. Рожков К., Смирнов А. Инвестиционный процесс в России // Финансовый бизнес. – 1998. – № 2.
22. Сергеев И.В., Веретенникова И.И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 272с.
23. Уринсон Я. Перспективы инвестиционной активности // Экономист. – 2000. – №2.
24. Хозяинова М. Прямые инвестиции и национальная экономика: мировой опыт // Рынок ценных бумаг. – 1998. – № 21.
25. Хромушин И. Россия – взгляд со стороны. Экономическое положение России глазами западных экспертов // РЦБ. – 1999. – № 11. – с.9.
26. Шарп У., Александр Д. Инвестиции. – М.: Финансы и статистика, 1999г.
27. Инвестиции нуждаются в сопровождении // Эксперт. – 2000. – № 48.
28. Инвестиционная и строительная деятельность в области / Статистический сборник. – Волгоград: 2002г.
29. Механизмы привлечения инвестиций в условиях России. Практика, правовые основы. – М.: Институт риска и безопасности, 1998. – 181с.
30. Особенности инвестиционного процесса // Экономист. – 2000. – № 3.
31. Регионы России. Динамика рейтинга составляющих инвестиционного климата // Эксперт. – 2000. – № 41.
32. Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
33. Институт экономики переходного периода: http://www.iet.ru/
[1] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? — М.: Финансы и статистика, 1994г.
2 Киреев А. П. Международная микроэкономика: движение товаров и факторов производства. – М.: Международные отношения, 1997г.
[3] Каминский. M. Прямые иностранные инвестиции // Финансы и кредит. – 2001, № 5.
[4] Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
[5] Федеральная служба государственной статистики: http://www.gks.ru
[6] Институт экономики переходного периода: http://www.iet.ru/
[7] Иванова А.Р. Иностранный инвестор в России // Экономика и жизнь. – 1999г. – №1.
[8] Кралин П.В. Инвестиционный климат России // Иностранный капитал в России. – 1999. – №1.
[9] Институт экономики переходного периода: http://www.iet.ru/
[10] Ларионов А.Н., Хлюстова И.А. Проблемы повышения инвестиционной привлекательности Волгоградской области // Вековой поиск модели хозяйственного развития России: материалы IV международной научно-практической конференции. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2002. – 392с.