Министерство образования и науки Украины
Запорожскийнациональный университет
кафедратеории и практики управления
КУРСОВАЯРАБОТА
НАТЕМУ: Инстинкт и его роль в жизни человека
Выполниласт. группы_____4224-II______02.12.05.________Канашкова Е.Ю.
Руководитель_____________ст.пр.кафедры теории и практики управления, к. филос. н.__________________________ 02.12.05._______Бутченко Т.И.
Нормоконтролер_____________________________________БутченкоТ.И.
Запорожье
2005
Содержание
Введение
1. Методологическийаспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека
1.1 Содержание понятий: «личность» и «инстинкт»
1.2 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли вжизни человека
2. Инстинкт как неотъемлемыйпризнак личности
2.1 Место инстинкта в структуреличности
2.2 Инстинкт как условие и продукт филогенетическогоразвития личности
Выводы
Список использованных источников
Введение
В современном обществе личностьиграет все большее значение в общественном развития, что связано снаучно-технической революцией: «умным» машинам нужны умные работники. СубъектомНТР может быть только инициативная высокоразвитая личность. Увеличениепроизводственного труда ведет к значительным сдвигам в социально-классовойструктуре – появляются средние слои, обеспечивается комфортный морально-нравственный климат в обществе. Изучение личности возможно только приусловии рассмотрения всех ее компонентов, которые взаимосвязаны. Поэтому ирассмотрение инстинкта в структуре личности имеет на сегодняшний деньсоциально-практическое значение.
Для того чтобы определить актуальностьизучения инстинкта, необходимо проанализировать взгляды на эту проблему ученыхразличных научных школ.
Так, для Фрейда актуальностьизучения инстинкта заключалась в том, что, по его мнению, инстинкт былсущественной мотивационной силой поведения человека. В инстинктах, по Фрейду,проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующиевыхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека определяетсяинстинктами. Поэтому актуальность изучения инстинкта обусловлена тем, чтоинстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности» [22,С.116]. Но хотя инстинкты были, по Фрейду, движущей силой поведения они неопределяли специфические поведенческие проявления. Основной акцент делалсяскорее на том, что является инстинктивным, чем на самих инстинктах.
В теории К. Юнга инстинкты рассматриваются как архетипы –врожденные первообразы, обуславливающие поведение. Актуальность изученияархетипов Юнг объяснял тем, что, аналогично тому, как инстинкты животных естьприспособления к самым общим и постоянным условиям окружающей среды,коллективное бессознательное (архетипы) осуществляет приспособительные реакции“на самые общие и всегда имеющиеся условия психологической, физиологической ифизической природы”. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивноепредубеждение, а с другой — являются самым действенным подспорьем в процессеинстинктивного приспособления. [25, С.312-313]. Но следует учитывать, что кромеколлективного бессознательного у человека могут проявляться в поведении и егособственные индивидуальные формы поведения.
Представитель гормической психологии Макдугалл актуальностьисследования инстинкта объяснял тем, что инстинкты как основные специфическивидовые наклонности мотивируют и целенаправляют все поведение человека [7, С.61].В отличие от Фрейда, Макдугалл применял этот термин широко по отношению ко всеммотивационным конструкциям, и полученное в результате быстрое увеличение числаинстинктов (сначала 11, потом 14 и, наконец, 18) подорвало научный базистеории.
Объясняя актуальность изучения инстинкта, этологи, преждевсего, подчеркивали специфически видовые и биологические аспекты его изучения.Это становится ясным из определения Лоренца: « Поведение, которое взначительной степени определяется нервными механизмами, включенными в филогенезвида». Обратим внимание, что эта модель употребления специально включаетповедение, в противоположность психоанализу, сосредоточивавшему внимание намотивации [10, С. 10].
Принимая во вниманиявсе плюсы и минусы рассмотренных взглядов ученых, касающихся проблемыинстинкта можно определить актуальность его изучения сегодня. Прежде всего,следует отметить, что эта актуальность на сегодняшний день являетсянеоспоримой, так как научным путем доказано, что инстинкт входит в структуруличности и является наследственно закрепленным продуктом филогенетическогоразвития. А это значит, что инстинкт представляет собой наследственнуюсклонность к определенному поведению, или образу действий. В экстремальныхситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, и поступаем мытак, как диктует нам инстинкт. Без этого человеческий род не смог бы выжить.Хотя человек способен подавлять, контролировать, искажать свои инстинкты, они,будучи подавленными, могут подмять под себя человека и даже уничтожит его.Недостаточная изученность инстинктов объясняет актуальность их изучения исегодня. Отмечая, что человек это разумное существо, мы не должны забывать, чторазум – это только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ.И, наконец, актуальность изучения инстинкта, объясняется тем, что, именно благодаря инстинкту и наследственной подструктуры личности, куда онвходит — ее психическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться исформировать целостную личность человека.
Объектом исследования является личность.
Предметом исследования является инстинкт и его роль в жизниличности.
Цель – исследовать инстинкт как неотъемлемый признак личности иего роль в жизни человека.
Для достижения цели необходимо выполнить такие задачи:
1) Определитьосновные понятия: «личность» и «инстинкт».
2) Рассмотретьосновные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизни человека.
3) Определитьместо инстинкта в структуре личности.
4) Рассмотретьинстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности.
Гипотеза исследования: инстинкт как совокупность сложных врожденных реакций(актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренниераздражения; как сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, половойи др.) является основанием для формирования целостной, многосторонней,многофункциональной личности человека и, следовательно, является еенеотъемлемым признаком.
Структура данной курсовой работы состоит из введения, двух разделов,вывода и списка использованных источников.
1.Методологический аспект изучения инстинкта и его роли в жизни человека
1.1 Содержание понятий «личность» и «инстинкт»
Несмотря на то, что понятие «личность» в науке изучаетсяуже давно (впервые термин «личность» — личина – маска – персона, появляется впериод расцвета античной культуры и философии), на сегодняшний день существуетмножество определений термина «личность». Английский психолог Олпорт,занимающийся проблемой личности насчитал около 70ти определений личности. Чемже обусловлено это многообразие? Это обусловлено в первую очередь тем, чтоличность является предметом междисциплинарных исследований. Личность изучаюттакие социально – гуманитарные науки: философия, психология, социология,менеджмент, соционика, ряд медицинских наук, педагогика, патопсихология и многопограничных наук, находящихся на стыке: социальная психология и др. Аво-вторых, сложность определяется тем, что термин «личность» историческая [20,с.10].
Философия изучает личность,как часть природы. Можно сказать, что философия личность человека как таковуюне рассматривает, поскольку эта наука рассматривает общие вопросы бытия и еебудет интересовать человек, а не ее личность [12, C.153].
В социологии принято рассматривать личность черезпризму социальных отношений, статус норолевых характеристик. Поэтому всоциологии личность отождествляется с социальным индивидуумом [12, C.415].
Психологияпытается целостно приставить природу личности, ее специфику, структуру, приэтом особый акцент делает на внутреннем мире человека [12, C.244].
Таким образом, каждая из наук изучающая проблемы личностипытается осветить тот аспект данного явления, который является предметом еепознания, оттуда такое многообразие понятия «личность». Нужно отметить, чтоличность человека сложна и многогранна.
На сегодняшний день социальные науки, пытаясь показатьмногогранность этого явления, разработали интегративную концепцию личности.Так, например, Келасьев в своей монографии «Интегративная концепция человека»дает такое определение личности: «Личность – это динамическая, относительноустойчивая, целостная система телесных, интеллектуальных, социально- культурныхи морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностяхего сознания и деятельности». Личность – это диалектическое единствообщего, особенного и индивидуального. Личность человека формируется ипроявляется только в обществе [13, с. 144-145].
Личность каждого человека представляет целостную совокупностьвсех его индивидуальных свойств, которая является сложным и зачастую весьмапротиворечивым сочетанием различных черт и обладает следующими важнейшимиособенностями.
1. Личность есть всегда единое целое во всех проявлениях ееразличных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими ипоэтому приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное значение, взависимости от сложившейся у этой личности сочетания тех или иных черт [16, C.22].
2. Хотя черты личности в процессе жизнедеятельности как-томеняются, трансформируются, но в совокупности они всегда образуют целостнуюструктуру, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, надостаточно большом отрезке жизни человека. Только поэтому можно говорить обустойчивости личности. Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведениеданной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.
3. Личность всегда активна.Активность личности проявляется в разнообразной деятельности.
4. Личность может жить и развиватьсялишь в общении с другими личностями [16, с.26-32].
5. Личность – носитель функциисознания и самосознания.
6. Личность является носителеминдивидуальности.
7. Личность способна ксаморегулированию – сознательному самоограничению.
8. Личность – это свободный иответственный субъект сознательно-волевой деятельности.
Для научного обоснования целостного воздействия наличность, необходима формулировка некоторой теоретической модели личности,выявление ее основных сторон в их взаимосвязи, иначе говоря, исследованиеструктуры личности, что позволит найти адекватные способы ее формирования.
Инстинкт, будучи наследственно закрепленным продуктомфилогенетического развития, тоже входит в структуру личности и играетнемаловажную роль в ее формировании. Так у только что родившегося младенца,инстинкт самосохранения «заставляет» его кричать, что помогает очистить легкиеи сделать первый вдох ребенку! Но, что же такое инстинкт с научной точкизрения?
Корень слова латинский – instinctus, чтоозначает побуждаемый или вынуждающий, при этом подразумевается, чтотакие импульсы естественны или врожденны. Существует четыре общих,различающихся между собой значения этого термина: 1. Неприобретеннаяреакция, характерная для членов данного биологического вида. 2.Тенденция или предрасположенность реагировать определенным способом, которыйявляется характерным для определенного вида. Эта предрасположенность (2) –предполагаемая основа наблюдаемого поведения (1). 3. Сложный,скоординированный набор действий, универсально, или почти универсально,проявляющийся у данного вида, возникающий при определенных стимульных условиях,определенных состояниях наличия влечения и определенных условиях развития. 4.Любая из ряда неприобретенных, наследственных тенденций, которые, какпредполагается, выполняют функции мотивационных сил сложных человеческихмоделей поведения. Это значение, конечно, выражается в классическомпсихоанализе [3, С.313].
Из всего многообразия определений наиболее приемлемым,с моей точки зрения, является такое, которое определяет инстинкт каксовокупность врожденных сложных реакций (актов поведения) организма,возникающих, как правило, почти в неизменной форме в ответ на внешние иливнутренние раздражения.
Механизм инстинкта, согласно И. П. Павлову,-безусловнорефлекторный, поэтому понятие инстинкт и безусловный рефлекс онсчитал идентичным. Обычно инстинктом называют только сложные безусловныерефлексы (пищевой, оборонительный, половой и др.), в отличие от простыхбезусловных рефлексов (мигание, чихание, кашель и т.п.). Любой инстинкт состоитиз цепи реакций, в которой конец одного звена служит началом другого. Имеютсяпопытки классифицировать инстинкты по их биологическому и физиологическомузначению. По данным школы И. П. Павлова, можно выделить следующие главнейшиеинстинкты: 1. пищевой, 2. оборонительный, 3. половой, 4.родительский, 5. групповые [18, С.114].
Инстинкты человека в значительной мере подчинены егосознательной деятельности, формирующейся в процессе воспитания. Однаковоспитание, в свою очередь, помимо социально-исторических оснований, опираетсяна биологический фундамент в виде главнейших инстинктов, которые созревают вразличные периоды эмбриональной и постэмбриональной жизни. Уже в утробномпериоде отдельные структуры нервной системы зародыша созревают быстрее других,обеспечивая тем самым готовность новорожденного организма к выживанию вспецифических для него условиях существования [1, с.78-79]. В различное времяпосле рождения организма начинают созревать и другие инстинкты, на основекоторых развиваются важные функции организма (половое влечение, чувствоматеринства и др.).
1.2 Основные подходы к изучению инстинкта и его роли в жизничеловека
Определив содержание основных понятий, необходимо рассмотреть подходыизучения инстинкта, которые часто резко отличались от теории к теории.
Первой школой психологии, которая сделала инстинктцентральным понятием, был Фрейдизм. В своих ранних трудах Фрейд выделилдва класса инстинктов: эго-инстинкты, или инстинкты самосохранения, и половые,или репродуктивные, инстинкты. В своих более поздних работах он выделял ужеинстинкт жизни и инстинкт смерти [3, с.313-314].
Первая группа (под общим названием Эрос) включает всебя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов иобеспечивающие размножение вида. Признавая большое значение инстинктов жизни вфизической организации индивидуумов, наиболее существенными для развитияличности Фрейд считал сексуальные инстинкты. Энергия сексуальных инстинктовполучила название либидо – это определенное количество психическойэнергии, которая находит разрядку исключительно в сексуальном поведении [22,с.116-117].
Вторая группа – инстинкты смерти, называемые Танатос –лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Вотличие от энергии либидо, как энергии инстинктов жизни, энергия инстинктовсмерти не получила особого наименования. Однако Фрейд считал их биологическиобусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как иинстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии(то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая системастремится к сохранению динамического равновесия). Ссылаясь на Шопенгауэра,Фрейд утверждал: «Целью жизни является смерть» [22, С.118].
Практически любой поведенческийпроцесс в психоаналитической теории может быть описан в терминах: 1)привязки,или направления энергии на объект (катексис); 2) препятствия, мешающегоудовлетворению инстинкта (антикатексис). Примером катексиса можетслужить эмоциональная привязанность к другим людям, (есть перенос на нихэнергии), увлеченность чьими-то мыслями или идеалами. Антикатексис проявляетсяво внешних или внутренних барьерах, препятствующих немедленному ослаблениюинстинктивных потребностей. Таким образом, взаимодействие между выражениеминстинкта и его торможением, между катексисом и антикатексисом составляетглавный бастион психоаналитического построения системы мотивации [14, С.59].
Ключом к пониманию динамики энергии инстинктов и ее выраженияв выборе объектов является понятие смещенной активности. Согласно этойконцепции, высвобождение энергии и ослабление напряжения происходит благодарясмене поведенческой активности. Смещенная активность имеет место тогда, когдапо каким-то причинам выбор нужного объекта для удовлетворения инстинктаневозможен. В подобных случаях инстинкт может сместиться и, таким образом,сфокусировать свою энергию на каком-нибудь другом объекте [4, С.5].
Фрейд считал, что многие социально-психологические феноменыможно понять в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального иагрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить какрезультат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объектак другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом расовыепредрассудки и войны могут быть объяснены смещением агрессивных побуждений.Согласно Фрейду, все устройство современной цивилизации (искусство, музыка,литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Неимея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научилисьсмещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другуюдеятельность, вместо тех, которые предназначались для прямой разрядкинапряжения. Таким образом, появляются сложные религиозные, политические,экономические и другие институты [22, С.118].
Второй подход в изучении инстинкта представляет К. Г. Юнг.Карл Густав Юнг – швейцарский психолог, врач, основатель аналитическойпсихологии. В ранние годы находился по значительным влиянием З. Фрейда, нопозже создал свою собственную школу аналитической психологии, называемую иначе“психологией самости”. Юнг освободился от пансексуализма, присущего Фрейду вопределении бессознательного.
В психологии Юнга понятие “архетип” родственнопонятию “инстинкт”, но под инстинктами понимаются не врожденные поведенческиестереотипы, а врожденные первообразы, обусловливающие поведение [19, с. 97-99].
Юнг изменил значение термина “либидо”. В работе “Либидо, егометаморфозы и символы” Юнг дает вместо описательного определения, которымпользовался Фрейд, определение генетическое (то есть рассматривает, каковопроисхождение либидо).
Либидо, по Юнгу — название психической энергии вообще, а не энергии полового влечения, как втеории Фрейда [26, С.138].
Архетипы — это матрицы, “скелет”, способструктурирования образов, появляющихся во сне, в грезах, фантазиях,произведениях искусства. Конкретное содержание образов “наполняется” ужереальностью, индивидуальным и групповым опытом.
Архетипыоснованы на врожденных первообразах. Первообразы имеются у младенцев в утробематери. Еще до появления на свет ребенок сосет палец, при этом действии в егопсихике рождается некий чувственный образ. При соприкосновении с реальностью(после рождения) первообразы трансформируются в архетипические образы. Так же,как инстинкты животных, архетипы — результат предшествующего эволюционногоопыта вида Homo sapiens. Архетипы подобны матрицам психическихпредставлений, они стереотипны, а конкретное содержание архетипических образов может варьировать. Так как матрицы одинаковы, то и образы, навеянныеархетипами, будут похожи у разных людей [24, с. 16-18].
Совокупность архетипов была названа Юнгом коллективнымбессознательным. Коллективное бессознательное слагается из “обобщеннойравнодействующей бесчисленных типовых опытов ряда поколений, изначальныхобразов бессознательного, совпадающих повсеместно и на протяжении всей историиповторяющимися мотивами”, — излагает идеи Юнга отечественный лингвистЕ.Шелестюк.
В своих работах Юнг выделял такиеархетипы: Великой матери, Вечного ребенка, Тень, Мудрый старик, Мудраястаруха и архетип Самости. Через архетип Самости в человеке отприроды заложено стремление к духовному совершенству, к единству, целостностии самоактуализации. Архетип Самости отражает процесс личной эволюции,называемой Юнгом процессом индивидуации. Индивидуация — выделениеиндивидуального сознания из слоя коллективного бессознательного. Процессиндивидуации отражен в архетипах. Великая мать символизирует бессознательное,Дитя — пробуждение сознания, Тень — оставшуюся за порогом сознаниябессознательную часть личности, Мудрый старик и Мудрая старуха — архетипы,символизирующие гармонию сознательного и бессознательного, высший духовныйсинтез [27, С.166].
Юнг выделил следующие свойства архетипов:бессознательность, универсальность, коллективность, глубина, автономность,нуминозность, генетическая обусловленность [17, С.334].
Итак, аналогично тому, как инстинкты животных есть приспособления к самымобщим и постоянным условиям окружающей среды, коллективное бессознательноеосуществляет приспособительные реакции “на самые общие и всегда имеющиесяусловия психологической, физиологической и физической природы”. В работе “Душаи земля” и в других работах Юнг пишет, что архетипы передаются по наследствувместе со структурой мозга. С одной стороны, архетипы формируют инстинктивноепредубеждение, а с другой — являются самым действенным подспорьем в процессеинстинктивного приспособления [25, С.136].
В “Тэвистокских лекциях”, вчастности, Юнг говорит о надындивидуальных проекциях, которые являютсяпроявлением действия коллективного бессознательного. “Это отнюдь не пережиткипрошлого, которые нужно просто перерасти; напротив, это компенсаторные функции,имеющие определенные цели и огромное значение. Они являются важным защитныммеханизмом в ситуациях, в которых человек склонен терять голову. Так, вситуации паники, неважно, внутренней или внешне выраженной, происходитвторжение архетипов, что позволяет человеку реагировать инстинктивно-адаптивнымпутем, так, словно эта ситуация ему всегда была знакома: он реагирует так, какизвечно реагирует весь род людской” [26, С.144].
Следующий подход – с точки зрения гормическаяпсихология. По мнению Макдугалла, теоретической основой всех социальных наукдолжна стать «психология инстинкта». Под инстинктом Макдугалл понимал«врожденное или природное психофизическое предрасположение, которое заставляетиндивида воспринимать или обращать внимание на определенные объекты и испытатьпри этом эмоциональное специфическое возбуждение и действовать по отношению кэтим объектам, определенным образом или, по крайней мере, испытывая импульс ктакому действию». Каждому первичному инстинкту соответствует, по Макдугаллу,определенная эмоция, которая, как и сам инстинкт, является простой инеразложимой. Так, инстинкту бегства соответствует эмоция страха, инстинктулюбопытства – эмоция удивления, инстинкту драчливости – эмоция гнева,родительскому инстинкту – эмоция нежности и т. д. [7, С.61].
Распространяя свою психологическуютеорию на общество, Макдугалл под каждое общественное явление подводитопределенный инстинкт или группу инстинктов. Так, войны объясняютсяпредрасположенностью людей к драчливости, а накопление общественного богатства– склонностью к стяжательству и скупостью. В основе религии лежит комбинацияинстинктов любопытства, самоуничижения и бегства в сочетании с эмоциональнымиреакциями, присущими родительскому инстинкту. Наибольшее социальное значениеМакдугалл придавал стадному инстинкту, который удерживает людей вместе илежит в основе большинства институтов общества. Непосредственное проявлениестадного инстинкта – рост городов, коллективный характер человеческого досуга,массовые сборища и т. д.
Последователи Макдугалла, У.Троттер, считал, что все социальные явления объясняются, конечном счете«стадными инстинктами», англичанин Г. Уоллас уделяет особое внимание инстинктулояльности, который должен обеспечить функционирование гос. власти [7,с.61-62].
Это направление оказалоопределенное влияние на науку о человеке тем, что привлекло внимание кнеосознаваемым компонентам психики, а также своей полемикой с бихевиоризмом.Однако его собственная теоретическая основа была более чем шаткой.
Употребление термина «инстинкт» этологами подчеркивалоспецифически видовые и биологические аспекты. Этолог Лоренц подразумевалпод инстинктом специфичный комплекс фиксированных действий (КФД). Слово“фиксированный” подчеркивает стереотипный и законченный характер инстинктивныхдвижений [10, с. 8-9].
Для объяснения механизмов действия врожденного поведения К.Лоренцем была предложена теория, получившая название “концепциирастормаживания”. Согласно этой теории, в организме постоянно имеетсяготовность к осуществлению различных КФД, но внешнее проявление инстинктовблокируется, то есть подавляется процессами активного торможения, исходящими изцентральной нервной системы (ЦНС).
Каждому инстинкту соответствует своя энергия,действие которой подавляется до той поры, пока сигналы от знаковых стимулов непроизведут растормаживание. Лоренц предположил, что в определенном участке мозга есть структура, названная им “разрешающим механизмом”, на которую идействуют знаковые стимулы. Этот механизм Лоренц сравнивал с жидкостью всосуде: каждый инстинкт соответствует своему “сосуду” (центру инстинкта). Припоявлении пускового раздражителя (релизера), “жидкость выливается” в формеинстинктивной силы или “драйва” (влечения) [6, с. 22-28].
Так как применение и сущность термина «инстинкт»изменяется от теории к теории, то в научной практики возникла путаница изнескольких неразрешенных (и, возможно, неразрешимых) проблем: (а) Проблеманаследственности: степень, в которой инстинкты являются биологическизапрограммированными или следуют из факторов, относящихся к окружающей среде.(б) Видовая специфичность: являются ли инстинкты общими мотиваторами илиони могут развиваться только внутри отдельных видов? Накапливающиесясвидетельства здесь имеют тенденцию поддерживать этологический подход, вкотором основное внимание уделяется внутривидовому анализу. (в) Поведенческаяспецифика: степень, в которой определенные модели поведения должнывключаться в понятие. Хотя понятно, что некоторые поведенческие проявленияподразумеваются всегда, это является серьезной проблемой. Чем специфичнеепредполагаемая модель поведения, тем больше возможность, что этот термин будетпринимать недопустимую неопределенность, как это было у Макдугалла [3, С.314].
Очевидно, что эти вопросы взаимосвязаны и, конечно, неединственные.
Таким образом, можно сделать вывод, что существуетстолько подходов к пониманию инстинкта, сколько научных школ и направленийизучающих его. Наука не исключает появления новых теорий, но пытается вывестиинтегративные положения проблемы, которые соединили бы все достижения научныхшкол и направлений, исследующих инстинкт.
Рассмотрев основные теории, касающиеся инстинктовможно непосредственно констатировать, что инстинкт играет значительную роль вразвитии личности, но какую именно, нам поможет узнать рассмотрение местаинстинкта в структуре личности.
2. Инстинкт как неотъемлемый признак личности
2.1 Место инстинкта в структуре личности
Место инстинкта в структуре личности одним из первыхопределил Фрейд. Он ввел в анатомию личности три основные структуры: ид, эгои суперэго. Сфера ид полностью неосознаваемая, в то время как эго исуперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Инстинкт, по Фрейду, входит вструктуру ид.
Слово «ид» происходит от латинского «оно» и, поФрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспектыличности. Ид функционирует целиком в бессознательном и тесно связано синстинктивными биологическими побуждениями (еда, сон, дефекация), которыенаполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид – нечто темное,биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Идсохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей егожизни. Будучи примитивным, в своей основе, оно свободно от всяких ограничений.Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принципвсей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии,производимой биологически обусловленными побуждениями. Последние, когда онисдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностномфункционировании. Немедленная разрядка напряжения получила название принципудовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной,иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других ивопреки самосохранению. Поскольку ид не ведает страха или тревоги, оно неприбегает к предосторожностям в выражении своей цели [22, с.112-113].
Фрейд рассматривал ид в качестве посредника междусоматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что оно «прямосвязано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей исообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстратеосуществляется эта связь. Ид выполняет роль резервуара для всех примитивныхинстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов[22, С.113].
Следует также рассмотреть место инстинкта в структуреличности c точки зрения современных научных взглядов, на примереконцепции личности В. П. Беха.
Если опираться на концепцию личности В. П. Беха, томожно определить личность как функциональный орган, производный отчеловеческого организма. Личность детерминирована основаниями биологическойформы движения универсума и условиями внешней природной среды. Так как,личность – это системное качество человеческого организма, то значит, онадолжна состоять из нескольких структурных блоков.
При этом В. П. Бех исходит из того, что природнойосновой человека является биологический компонент как генетическийфактор, определяющий становление, функционирование и дальнейшеесаморазвёртывание личностного ингредиента. Конструктивно такая основа представляетсобой два основных блока – физический и духовный. Третий блок – психический.Нас, прежде всего, интересует физический блок, в который входит инстинкт. Блокфизический опосредует связь человека с Физической Вселенной. Его самодеятельнаяжизнь есть переживание. Его еще можно назвать дологическим.
Физический блок имеет три подструктуры, известные как генотипическая(наследственная), метаболическая и подсознательная. Инстинкт, по В. П. Бехувходит в генотипическую подструктуру [2, С.44].
Под генотипической (наследственной) структуройчеловека следует понимать систему его атрибутивных свойств, передающуюся ему понаследству от родителей. Основная ее функция – обеспечениепреемственности физического развития человека как представителя определенногорода.
Основной информационный потенциал в полимеханизмепереживания, по В. П. Беху сосредоточен в наследственной подструктуре или вгеноме зиготы. Как последний устроен и работает нам пока неведома, но именно онопределяет в социальном организме если не все, то многое. Объём имеющейся здесьинформации не идёт ни в какое сравнение с объёмом фенотипической информации.Биологическая кибернетика позволяет на основе закона информационнойобусловленности биологических явлений (Закона Уоддингтона) и законадискретности и непрерывности биологической информации (или законаМоргана-Эфрусси) представить исходное звено информационной копии человеческойличности [2, C.50]. И этого будет достаточно для того, чтобызаложить основание семантической модели человека. А это значит, чтоможно с полным правом положить в основу семантической структуры личностигенотипическую информацию [2, С.50].
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделатьвывод, что инстинкт непосредственно входит в генотипическую подструктуруфизического блока личности. Инстинкт обеспечивает жизнедеятельность генотипачеловеческой личности и является неотъемлемым компонентом в её структуре.
Основными механизмами, посредством которыхосуществляются инстинктивные действия, являются рефлексы (безусловные).
На основании этого сделана была попытка свестиинстинкт к рефлексу, определив инстинктивное действие как цепной рефлекс, т. е.как цепь прилаженных друг к другу рефлексов, так что ответная частьпредшествующего служит раздражителем для следующего [15, С.105].
Эта попытка несостоятельна по ряду причин. Преждевсего, эта концепция дискуссионна в генетическом аспекте. Исследования Г. Э.Когхилла и Дж. Хэррика дают экспериментальные основания предполагать, чторефлекс, т. е. выдифференцированная реакция отдельного нервного механизма, неявляется такой генетически первичной формой, из которой суммативным путемполучаются сложные целостные реакции организма. Вначале имеются скореецелостные малодифференцированные реакции организма, из которых затем выделяютсяотдельные рефлекторные дуги; вместе с тем усложняется структура сначала болееили менее целостной аморфной реакции. Генотипический инстинкт, таким образом,скорее всего, не является просто суммой или цепью рефлексов.
Инстинкт не сводится к простой сумме или цепи рефлексов,также и потому, что как форма поведения он не исчерпывается совокупностьюмеханизмов, посредством которых осуществляется, а предполагает определеннуюмотивацию, которой определяется или регулируется действие этих механизмов.Существенная особенность инстинктивного действия заключается в том, чтоисточником мотивации его является определенное органическое состояние илиизменение этого состояния, обусловленное физиологическими изменениями ворганизме. Ограниченность «мотивации» поведения органическими состояниями иизменениями отличает инстинктивное поведение от других, более высоких, формповедения [15, С.106].
Инстинктивное поведение характеризуется: 1) специфическим способом мотивации и 2)специфическими механизмами выполнения. Инстинктивное действие – это сложноедействие, исходящее из органической мотивации – из биологических потребностей –и выполняемое посредством первично автоматических реакций.
Хотя инстинктивная деятельность осуществляетсяавтоматически, посредством более или менее фиксированных механизмов, она,однако, коренным образом отличается от чисто рефлекторного действия, посколькувключает некоторую, большую или меньшую, долю лабильности [9, С.105].
Отличаясь от индивидуально-изменчивых формповедения (от навыков и интеллекта), инстинкт, однако, теснейшим образомсвязан с ними. В поведении личности человека, взятом в его конкретнойреальности, обычно функционируют в единстве и взаимопроникновении разные формыповедения, а не один лишь изолированный инстинкт или же такой же изолированныенавык.
Слепота и неразумность многих инстинктивных действий,и их целесообразность при нестереотипных условиях объясняются, прежде всего,тем, что многие инстинктивные действия вызываются как бы условнымраздражителем, который филогенетически закреплялся в качестве сигнала,вызывающего соответствующие действия без надлежащей дифференциации техобъектов, на которые по существу направляется инстинктивное действие.
Слепыми, «неразумными» являются инстинктивныедействия, которые исходят из ощущения отдельных чувственных свойств безвосприятия того предмета, на который направляется действие, и совершаются ввиде реакций на отдельный сенсорный раздражитель [15, С. 108].
На разных ступенях развития изменяется и характеринстинкта, и его взаимоотношение с другими формами поведения. Если говорят обинстинктах у человека (пищевом, сексуальном), то это инстинкты, которые ужекоренным образом отличаются от инстинктов животных. Недаром для их обозначениявводят часто и новый термин – влечение. Для перехода от инстинктов животныхк влечениям потребовались коренные сдвиги в развитии – переход отбиологического развития к историческому, и этим обусловлено развитие сознания[15, С.107].
Вопрос об инстинктах у человека составляет часть большойпроблемы — “биологическое в психическом развитии человека и в структуреего психики”. Подобно двуликому Янусу, эта проблема имеет два лица:одно обращено к внутренним процессам организма, другое — к его жизни во внешнейсреде [5, С.399]
Таким образом, инстинкт входит в структуру личности наравне сдругими компонентами. Он представлен, прежде всего, наследственнойподструктурой личности, что означает, что инстинкт является предпосылкойнормального развития остальных подструктур. В этом смысле процесс возникновенияличности выступает как процесс преобразования биологически заданного материаласилами социальной действительности, существующей до, вне и совершеннонезависимо от этого материала.
Определив место инстинкта в структуре личности, мы можемнепосредственно рассмотреть, как инстинкт влияет на развитие личности, и какоеместо в жизни человека ему отводится.
2.2 Инстинкт как условие и продукт филогенетическогоразвития личности
Под инстинктами обычно разумеют действия или более или менеесложные акты поведения, которые появляются сразу как бы готовыми, независимо отвыучки, от индивидуального опыта, будучи наследственно закрепленнымпродуктом филогенетического развития.
Говоря о наследственности, филогенетическойзакрепленности или врожденности инстинктивного действия, нужно учитывать, чтокаждый конкретный акт поведения включает в единстве и взаимопроникновении инаследственные, и приобретенные компоненты. Развитие форм поведения, являющихсяпродуктом филогенеза, у каждого индивида тоже должно быть опосредовано егоонтогенезом. В некоторых случаях, как показывают новейшие, более детальные исследования об инстинкте, инстинктивные действия фиксируются лишь в процессепервых выполнений этих инстинктивных действий, затем уже сохраняяустановившийся в них шаблон (опыты Л. Верлена). Таким образом, не приходитсявнешне противопоставлять друг другу наследственное в инстинкте и приобретенноев других формах поведения. Внутри самого инстинкта имеется некоторое единствоэтих противоположностей с господством – в инстинкте – наследственного [15, С.103].
Инстинктивные действия отличаются часто большойобъективной целесообразностью, т. е. способностью или адекватностью поотношению к определенным, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь,однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.
На Первой кантовской конференции в 1998 г. былсформулирован Основной биологический закон “Жизнь во всем еемногообразии красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентнойборьбе близких и подобных”. Согласно этому закону поведением человекаруководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих и, особенно,близких — родственников, соседей и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным.О подобном «комплексе превосходства» писал еще А. Адлер около 70 летназад. Этот инстинкт проявляется более всего у детей в виде агрессивности другк другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел всторонке. А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции,то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать своеинстинктивное желание. Сейчас это проблема многих детских садов. Болееиллюстративный пример приводит Адлер (1978). Он описывает случай, когдапятилетний мальчик просил у родителей поносить маленькую сестренку на руках и,выбрав подходящий момент, бросил ее на пол [9, с.39-41].
Так как инстинкт основной, то с егопомощью можно объяснить все, что касается поведения человека. Например,существует известный факт брат и сестра не испытывают друг к другу сексуальногочувства. Этот так называемый «табу-инцест» существует у шимпанзе идаже у дрозофил. Даже автор идеи о всемогуществе сексуального инстинкта ЗигмундФрейд не мог объяснить этого феномена. А все просто — конкурентныйинстинкт между
близкими подавляет сексуальный.
Таким же процессом является дружба.Как выяснилось большинство считает себя в чем-то лучше своих друзей. Поэтомуони любят встречаться со старыми друзьями, но не посещают традиционные вечера вшколе. Посещают их в основном отличники или бывшие активисты. Их тянет в среду,в которой они имели успех [23,с.15-16].
Итак, как показали результатыисследования, мы живем с единственной целью стать лучше или, по крайней мере,не хуже окружающих нас людей, хотя бы в чем-то. Мы готовы на смерть радидостижения этой цели. Это наша биологическая потребность и проявляется онаглавным образом в подсознательном чувстве зависти! От зависти ребенокначинает ходить, говорить и приобретает навыки к труду. Если этот инстинктреализуется или человек верит в такую возможность, то все в порядке — поведениечеловека в обществе будет нормальным. Если же нет и к тому же отсутствуюткакие-либо перспективы, то человек сначала пытается реализоваться в преступнойдеятельности, а уж если и здесь не получается, то кончает жизнь самоубийством,или уходит из реальной жизни в алкоголизм и наркоманию [21, С.396].
Наравне с авторами, признающими роль инстинкта вжизни человека, существуют и такие, которые считают, что инстинкт – этопережиток животного в человеке и в современном обществе он не играет никакойроли в его жизни.
По их мнению, изменение организма в процессе антропогенеза состояло нетолько в приобретении новых свойств, но и в отмирании тех животных свойств,которые мешали образованию новых, собственно человеческих отношений. Естественно,это касалось больше всего тех органов и систем тела, деятельность которыхнепосредственно обеспечивала поведение. Поэтому одним из важнейшихрезультатов антропогенеза было исключение из центрального механизма поведениятого звена, которое придавало поведению биологически предопределенный,инстинктивный характер. Это изменение последовательно распространялось нате сферы жизни становящихся людей, которые развивающее общество брало на своеобеспечение и под свой контроль [5,с.104-105].
Процессантропогенеза не мог закончиться ранее, чем были полностью устранены из всейсферы общественно регулируемой жизни становящихся людей инстинктивные отношенияс внешней средой и между членами группы.
Главный тезис этих ученых гласит — одной из важнейших особенностейсовременного человека — именно как особого биологического вида! — являетсяотсутствие инстинктов, наследственно, в самом строении организма закрепленногоотношения к определенным объектам внешней среды. Основные органическиепотребности, конечно, остаются, но подобно тому, как водород и кислород,полученные от разложения воды, уже не составляют ни частиц воды, ни ее остаткови обладают другими и даже противоположными свойствами, так и потребности,освобожденные от связи с инстанцией специфической чувствительности, уже несоставляют ни остатков, ни частиц инстинктов. Они уже не связаны — до всякогоопыта! — с определенными безусловными раздражителями внешней среды, непривязаны к ним и обнаруживают новые свойства, в частности жадное сродство ипрочную фиксацию на объектах, доставивших им первое удовлетворение. И так какудовлетворение потребностей человека происходит в общественных условиях, то улюдей органические потребности становятся общественными потребностями. В томвиде, в каком они наследуются, это уже не животно-биологические, а толькоорганические (но человеческие) потребности [5, С.110].
Многие ученые не согласны с мнением этих авторов потому, что человек— единственноесущество, способное контролировать свои инстинкты посредством силы воли, а неосвободившееся от них.. Вместе с тем, он способен также подавлять, искажатьи ранить их. Но ведь любой зверь, говоря метафорически, более всего свиреп иопасен, когда ранен. Подавленные инстинкты могут подмять под себя человека идаже уничтожить его [11, с.359-360]. Поэтому изучение инстинктов нельзяискоренить из структуры личности, если мы хотим создать целостную картинуформирования личности человека и ее компонентов.
После Фрейда и Павлова каждый знает, что подсознание и инстинкты играют вжизни личности человека не меньшую роль, чем его разум. А, может, и большую – встрессовых ситуациях разум просто не успевает проанализировать ситуацию, ипоступаем мы так, диктует нам подсознание.
Увы, часто в нашей жизни слово инстинктупотребляется в уничижительном смысле. Когда о ком-то говорят, что он «живётинстинктами» – под этим, как правило, понимают низкий культурный уровень ипримитивность желаний. Между тем, без инстинктов человек совершенно беспомощен.Разум – только скромный корректор и распределитель инстинктивных программ. Еслибы не инстинкты, мы бы постоянно попадали в ситуацию дедушки из известногоанекдота, который вдруг задумался, куда надо класть бороду, на одеяло или поднего, да так и умер, от интеллектуального перенапряжения [8, С. 301].
Таким образом, инстинкт является неотъемлемым условием развития личности,без него первобытный человек никогда не взял бы в руки палку и не создал быпервое орудие труда, ребенок никогда не научился бы ходить и кушать (пищевойинстинкт), а его мать понимать его потребности и ухаживать за ним (материнскийинстинкт), люди бы, в конце концов, не добились бы таких успехов в различныхобластях жизни без инстинктов конкуренции, самосохранения… Именно благодаряинстинкту и наследственной подструктуры личности, куда он входит — еепсихическая и духовная подструктуры могут успешно развиваться и сформироватьцелостную личность.
Выводы
Раскрыв тему данной работы мы пришли к выводу, что сформулированная гипотеза подтвердилась. Действительно инстинкт входит в структуру личностинаравне с другими ее компонентами и обеспечивает ее целостное формирование ифункционирование.
В данной работе решеныпоставленные задачи. Прежде всего, раскрыты основные понятия: «личность» и«инстинкт».
Личность – это человек, как субъектсвоей жизни, определяющий свою линию жизни в окружающем его обществе,занимающий в этом обществе определенное место и исполняющий свою особую роль.
Инстинкт (лат. — побуждение, стимул) — естественное влечение;
свойственная роду человека врожденная, т.е. наследственная, склонность копределенному поведению, или образу действий.
Следующая задача, которая быларешена, связана с определением основных подходов к изучению инстинкта и егороли в жизни человека. Мы, прежде всего, рассмотрели Фрейда и его инстинктысмерти и жизни, Юнга и его архетипы, Макдугалла и его стадный инстинкт, а такжеэтологов и их представителя Лоренца.
Третья задача, которую мы решили, связана с местом инстинктав структуре личности. Мы исследовали эту проблему на примере структур личности,которые разрабатывали Фрейд и Бех, и пришли к выводу, что инстинктпредставлен, прежде всего, наследственной подструктурой личности, что означает,что инстинкт является предпосылкой нормального развития остальных подструктур.В этом смысле процесс возникновения личности выступает как процесспреобразования биологически заданного материала силами социальнойдействительности, существующей до, вне и совершенно независимо от этогоматериала.
Четвертая задача и последняя, которую мы решили, состоит в том, чтобы показатьинстинкт как условие и продукт филогенетического развития личности и пришла я квыводу, что инстинкт – это действие или более или менее сложные акты поведения,которые появляются сразу как бы готовыми, независимо от выучки, отиндивидуального опыта и помогают функционировать личности.
Таким образом, поставленная цель в ходе исследования инстинкта и егороли в жизни человека была достигнута. Можно сделать вывод, что инстинктыиграют немаловажную роль в жизни личности, так как сознательное мышление и воляв их глубочайшей основе направляются ими, следовательно, инстинкт,взаимодействуя с другими компонентами личности, является основой ее структуры иразвития. И эти теоретические выводы подкреплены результатами различных методовисследования, проводимых в мировой практике.
Список использованных источников
1) Анохин П. К. Биология инейрофизиология условного рефлекса.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1968.-456с.
2) Бех В.П. Человек и вселенная:когнитивный анализ: Монография.- 2-е изд. доп.- Запорожье: «Просвита»,1999.-148с.
3) Большой толковый психологическийсловарь/ Ребер Артур. Том 1(А-О): Пер. с англ.- М.: Вече, АСТ, 2000.- 592с.
4) Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия.-Спб.: Питер, 1997.- 278с.
5) Гальперин П.Я. Психология какобъективная наука. Избранные психологические труды/ Под ред. А. И.Подольского.- Москва – Воронеж, 1998.- 528с.
6) Дьюсбери Д. Поведение животных.Сравнительные аспекты.- М.: Мир, 1981.- 182с.
7) История социологии в ЗападнойЕвропе и США: Учебник для вузов. Ответственный редактор – академик Г. В.Осипов.- М.: Изд-я группа НОРМА – ИНФРА, 1999.- 576с.
8) Кашницкий С. Е. Среди людей.Соционика – наука общения.- М.: Армада – пресс, 2001.- 416с.
9) Мустафин А. М. Трактат Первойкантовской конференции.- Казань, 1998.- 158с.
10) Психологический словарь/ Под ред.В. П. Зинченко.- 2-е изд., прераб. И доп.- М.: Педагогика – Пресс, 1998.-440с.
11) Психология личности. Т.2. Хрестоматия.- Самара: ИздательскийДом «БАХРАХ», 1999.- 544с.
12) Психология развивающейся личности/ Под ред. А. В. Петровского;Науч. — исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.-М.: Педагогика, 1987.- 240с.
13) Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа.- Спб.: Изд-воВост.-Европ. Инст-та психоанализа, 1995.- 526с.
14) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер,2002.- 720с.
15) Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб.пособие.- Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1990.- 256с.
16) Самуэлс Э. Юнг и постъюнгианцы. Курс юнгианскогопсихоанализа.- М.: ЧеРо, 1997.- 444с.
18) Слоним А. Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения организмов.-Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1967.-390с.
19) Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь аналитическойпсихологии К. Юнга.- М.: ЭСИ, 1994.- 182с.
20) Фельдштейн Д. И. Психология развивающейся личности.- М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-512с.
21) Френе С. Избранные педагогические сочинения.- М.: Педагогика– Пресс, 1990.- 578с.
22) Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения,иссследования и применение).- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 608с.
23) Шакуров Р. Х. В сб. «Основной биологический закон ипедагогика».- Казань, 1999.- 248с.
24) Шелестюк Е. В. О лингвистическом исследовании символов//Вопросы языкознания.- 1997.-№4.-с.15-24
25) Юнг К. Душа и земля//К. Г. Юнг. Проблемы души нашеговремени.- М.: Прогресс, Универс, 1994.- 458с.
26) Юнг К. Либидо, его метаморфозы и символы.- Спб.: Изд-воВост.- Европ. Инст-та Психоанализа, 1994.- 382с.
27) Юнг К. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология.- К.:ШНТО, 1995.- 566с.