Земельные отношения включают в себя отношения собственности насредства производства и землю, взаимосвязанные с этими отношениями отношения,складывающиеся в ходе экономического оборота ресурсов, и отношения, возникающиев процессе взимания, распределения и использования платы за землю. Земельнаяреформа в России на современном этапе развития заключается в преобразованииземельных отношений, сложившихся в плановой экономике, в отношения рыночноготипа. Принципы и методы преобразования земельных отношений играют решающуюроль. Драматичная история преобразований земельных отношений в России служиттому наглядным подтверждением.
Земельная собственность
В контексте существования земельных отношений земляосмысливается прежде всего как вещественный фактор, посредством которогочеловеческим трудом с применением средств производства осуществляется процессвоспроизводства материальных благ и нематериальных ценностей, составляющихсовокупный общественный продукт. Этот процесс представляет собой единствоотношения человека к природе и отношений между людьми — экономическихотношений. Процесс воспроизводства общественного продукта является, тем самым,непрерывным рядом актов присвоения субъектом процесса вещественных факторов(средств производства и земли) и результатов производства, то есть превращениясубъектом условий и результатов производства в свои, только ему принадлежащие,в то, что он может употребить по своему усмотрению.
Возникает собственность на вещественные факторы производства иего результаты как экономическое отношение. В рамках общественного производствапоявляется потребность в совокупности норм и правил, регулирующих этоотношение, формируется право собственности как государственный институт.
Содержанием права собственности является то, что собственникупринадлежит право владения, пользования и распоряжения объектом собственности.В соответствии с этим правом собственник по своему усмотрению может совершать вотношении принадлежащего ему объекта собственности любые действия,регламентируемые законодательством, которые обеспечивают реализацию правасобственности, делают его реальным правом.
Следовательно, право собственности, в данном случае навещественные факторы производства и его результаты, не является произвольным,случайным. Оно определено состоянием экономики. Причем форма собственности насредства производства и землю определяет суть системы экономических отношений.Такова же и роль права собственности, — Sancta sanctorum (Святая святых (лат.)— прим.ред.) общественного производства.
Таким образом, содержание собственности на средствапроизводства и землю и ее юридическая форма взаимосвязаны и взаимозависимы. Иэта взаимосвязь сохраняется в ходе воспроизводства общественного продукта.Поэтому нет собственности вообще, вне конкретного титула собственности, так же,как не может быть такового вне конкретных способов владения, пользования ираспоряжения объектом собственности.
Вместе с тем право собственности как юридическая формаобладает известной автономией по отношению к экономическому содержаниюсобственности. Например, это может выражаться в разных объемах правасобственности применительно, скажем, к средствам производства и земле, с однойстороны, и к продуктам труда, — с другой; могут иметь место декларативные идаже ложные, не выражающие действительных экономических отношений, нормы правасобственности. Поэтому право собственности на средства производства и землюможет содействовать развитию экономики, а может, напротив, тормозить эторазвитие. То есть правом собственности на средства производства и землю, в силуих ключевого положения в процессе воспроизводства общественного продукта, во многомопределяются все параметры экономики.
Это наглядно проявляется в периоды экономическихпреобразований, когда в силу назревших потребностей общественного производствавозникает необходимость изменения существующей системы экономических отношенийи ее юридической формы. Формулировка права собственности на средствапроизводства и землю определяет при этом меру радикальности и методыэкономических преобразований, следовательно, их результаты.
Опыт существования различных экономических систем и решениепроблем земельных отношений свидетельствуют о том, что существенныеособенности, связанные с землей как фактором производства, не отменяют общихэкономических законов применительно к земледелию. Это относится и к земельнойреформе, осуществляемой в рамках постплановой экономики.
Приватизация земли — обязательная составная часть процессаприватизации вещественных элементов производительных сил при переходе отплановой экономики к рыночной. Особенности (помимо тех, которые свойственнывсему процессу приватизации) связаны с землей как природным телом. Прежде всегоследует учитывать, что земля является главным средством производства в сельскоми лесном хозяйствах и пространственным базисом размещения производительных сили объектов природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного,рекреационного, историко-культурного назначения, социальных объектов. То естьпри приватизации земли следует учитывать особенности той или иной категорииземель и функциональное назначение соответствующей категории в ходе воспроизводстваобщественного продукта. Очевидно, что переход к приватизации земли с точкизрения содержания земельного права, механизма приватизации и т.д. не может бытьсовершенно одинаковым применительно к землям, например, сельскохозяйственногоназначения и землям, служащим пространственным базисом размещенияпроиззодительных сил. К числу особенностей, возникающих в ходе приватизацииземли, относится то, что земельные участки устойчиво различаются качеством иместоположением. Поэтому процесс изменения отношений собственности по поводуземли не может быть аналогичен этому процессу применительно, например, кпроизводственным фондам.
Приватизация земли осуществляется в рамках современнойэкономической реформы российской экономики уже восемь лет (1990—1997 г.г.). Этопозволяет подвести некоторые ее итоги с точки зрения воздействия на состояниеэкономики землепользования и экономики страны в целом.
Главный итог заключается в том, что земельные отношения заэтот период фактически не продвинулись в направлении их соответствия сущностирыночной экономики. Нет ни частной собственности на землю, ни земельного рынка,ни платного землепользования. Это доказывается состоянием основной сферыземлепользования — сельского хозяйства. В 1996 г. в этой отрасли убыткисоставили 16 трлн. руб., или 20% дефицита государственного бюджета. Убыточныминыне являются сельскохозяйственные предприятия во всех регионах страны, тогдакак в 1991 г. таковые были в 40% регионов (Северо-Запад, Восточная Сибирь,Дальний Восток). Плата за землю в составе доходной части государственногобюджета разных уровней не превышает 1%, то есть является величиной чистосимволической.
Аграрный сектор фактически находится на содержании угосударства, финансирующего, по сути, весь процесс воспроизводствасельскохозяйственной продукции в разных формах (денежные дотации, товарныйкредит и т. д.).
К вопросу о сущности дотаций мы еще вернемся. Пока же отметим,что земельные отношения существуют в единой системе экономических отношений,земледелие не отгорожено «китайской стеной» от остальных сферэкономики. Взаимодействие с этими сферами в рамках единого экономическогопространства, фрагменты которого в результате приватизации являются в большейстепени рыночными, — то есть с отношениями, формами, институтами других блоковобщественного производства, — делает земельные отношения неадекватными, а самосельское хозяйство — незащищенным от частной собственности, рынка иконкуренции. Например, цена сельскохозяйственной продукции, складывающаяся вусловиях отсутствия частной земельной собственности и рынка земли, оказываетсяни по структуре, ни по величине несопоставимой с ценой продукциипромышленности, которая (цена) формируется по правилам рыночного хозяйства.Поэтому не случайно, что сельское хозяйство все сильнее «заваливается»прямо пропорционально увеличению продолжительности экономических реформ.Постоянная поддержка этого сектора государством, вроде бы удерживающая его«на плаву», в действительности не дает реализоваться потенциалу,который заключен в земельных отношениях рыночного типа.
Причина неизменности земельных отношений заключается преждевсего и главным образом в качестве земельного права.
Конституция Российской федерации (1993 г.) и Гражданскийкодекс Российской Федерации (1994 г.) [1, 2] служат правовой основой созданияземельных отношений рыночного типа. Однако результаты реализации этихзаконодательных актов минимальны.
В итоге в 1990—1996 г. г. сложились три группы законодательныхактов в обЛасти земельного права. Это — акты, принятые органами законодательнойвласти, указы Президента Российской Федерации и постановления ПравительстваРоссийской Федерации. Направленность первых двух групп актов прямопротивоположна: законы в основном способствуют сохранению status quo, указы женаправлены на трансформацию земельных отношений. Постановления Правительства,призванные служить правовым механизмом земельной реформы, имеют эклектический иведомственный характер. В результате земельные отношения как бы застыли в своейсодержательной неопределенности. Вследствие этого экономика аграрного секторанеизбежно ухудшается.
Введение нового Земельного кодекса способствовало бы Переломусложившегося положения в Земельном праве, поскольку большинство статей прежнегокодекса (1991 г.) [3] согласно Указу Президента [4] признаны недействующими. НоЗемельный кодекс в новой редакции пока не принят Государственной Думой.
Земельный кодекс призван регламентировать правовой статус ирегулирование отношений земельной собственности и характер движения земли вэкономическом обороте. С этой точки зрения современное неопределенное состояниеземельных отношений можно в значительной мере объяснить трактовкой сущностиземельной собственности и земельного рынка, содержащейся в статьях Земельногокодекса 1991 г. В нем провозглашалось многообразие форм земельной собственностии их равенство в многоукладной экономике, узаконивались государственная,частная коллективно-долевая, колхозно-кооперативная виды земельнойсобственности. Правда, чем один титул земельной собственности отличается отдругого, установить трудно. Экономический оборот земли прописан в таком куцемвиде, что земельный рынок не просматривается вовсе.
Следовательно, реальная трансформация земельных отношений — вчасти соответствия их сущности рыночной экономики — в течение 1991—1996 г. непроизошла. Это можно объяснить также принятым пониманием сущности частной ииных форм земельной собственности. Определим эти понятия.
Частная собственность на средства производства, капи тал иземлю — это такая форма их присвоения, при которой субъектом права владения,пользования и распоряжения являются граждане и юридические лица, которые вправепо своему усмотрению совершать в отношении принадлежащих им объектовсобственности любые действия, регламентируемые законодательством.
При подготовке данной работы были использованы материалы ссайта www.studentu.ru