Институт президента РФ: источники, статус, полномочия

Содержание
Введение
1. Положение Президента РФ в системе органов государственнойвласти
1.1 Понятие главы государства
1.2 Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ
1.3 Конституционный статус Президента РФ
1.4 Основные функции Президента Российской Федерации
1.5. Полномочия Президента Российской Федерации
1.6 Правовые акты Президента РФ
2. Соотношение института президента в России и СоединенныхШтатах Америки
2.1 Характеристика Соединенных Штатов Америки.Административное деление
2.2 Сравнительная характеристика института президента вРоссии и США
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
Институтпрезидентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российскойгосударственности. Советской республике, какой Россия была в течение трехчетвертей XX в., такого рода институт былорганически чужд. С господствовавшей концепцией полновластия Советов,соединения в них законодательной и исполнительной власти, с доминирующей рольюкоммунистической партии в политической системе было несовместимо наличиеединоличного органа государственной власти, наделенного самостоятельнымигосударственно властными полномочиями.
Неслучайно была отвергнута поправка к проекту Конституции СССР 1936 года, вкоторой предлагалось ввести в СССР пост Президента СССР.
Предшествующиераспаду Союза ССР сложные процессы переустройства общества на новых принципах,обновление всей государственной системы, конституционное закрепление принциповмногопартийности, разделения властей объективно обусловили необходимостьучреждения поста Президента СССР, который был избран Съездом народных депутатовСССР в 1990 году.
Вскореаналогичный институт был установлен и в союзных республиках, где решения обэтом принимались их Верховными Советами.
ВРоссии вопрос об учреждении поста Президента решался более сложно. Съезднародных депутатов РСФСР высказался против его введения, и по инициативе однойтрети депутатов был назначен всероссийский референдум, в соответствии срезультатами которого указанный пост и был учрежден. В Конституцию РСФСР 1978года были включены статьи, закрепившие принцип разделения властей, глава оПрезиденте; были приняты законы о Президенте Российской Федерации, о выборахПрезидента и некоторые другие нормативные правовые акты. Первый Президент РФбыл избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991г.
Затем выборы Президента РФпроисходили в 1996 г. (в два тура), в 2000, 2004 и 2008 гг.
На данном этапе развития страныПрезидент входит в систему федеральных органов государственной власти, занимаяв ней особое место. Президент не включен напрямую ни в одну из ветвей власти — законодательную,исполнительную, судебную.
В осуществлении своихфункций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционныеполномочия, действовать только в рамках Конституции.
Придание Президенту статуса главыгосударства вызвано объективными причинами. Этого требовало повышение уровняперсонифицированного представительства государства как внутри страны, так и вмеждународных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этогофункции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящимв систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокомустатусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительногооргана государственной власти РФ, ставило бы исполнительную власть надзаконодательной. Имела значение и необходимость в условиях федерации, действияпринципа разделения властей обеспечивать согласованное функционирование ивзаимодействие органов государственной власти на всех уровнях.
Целью данной работы является исследованиеинститута Президента Российской Федерации.
Задачи работы:
1.        Изучить понятияглавы государства;
2.        Проанализироватьпорядок избрания и вступления в должность Президента РФ;
3.        Рассмотретьосновные функции и полномочия президента РФ;
4.        Дать сравнительнуюхарактеристику института президента в России и США.
Объектом исследования является президентРФ. Предметом исследования – институт президента.
При выполнении данной работы использовалисьметод сравнительного анализа и метод обобщения.
Принаписании данной курсовой работы использовались Конституция РФ, федеральныезаконы, учебник Козлова Е.И. «Конституционное право Российской Федерации»,различные Интернет-ресурсы.

1. ПоложениеПрезидента РФ в системе органов государственной власти
1.1 Понятие главы государства
Президента можно назвать символомгосударства и официальным представителем всего народа. Слово “ президент ” вбуквальном переводе с латинского «presides» – «сидящий впереди». В современном значении общепринято подпрезидентом понимать единоличного главу государства, получающего своиполномочия путём выборов.
Исходя из Конституции РФ, ПрезидентРФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ,является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина,обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. В установленномКонституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, еенезависимости и территориальной целостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие всех органов государственной власти.Президент РФ в соответствии с Конституцией и законами разрабатывает концепциювнутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации.Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляетРФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является ГлавнокомандующимВооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные наукрепление обороноспособности РФ.
Таким образом, видно, что Президенткак глава государства наделён большим объемом полномочий, и занимает особоеместо в системе органов государственной власти, но не входит на прямуюнепосредственно ни в одну из её ветвей. Однако данное положение не даёт никакихоснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями,зависящими от неё, так как в Конституции РФ заложена система гарантий,препятствующих превращению Президента РФ в авторитарного правителя. Онивключают в себя ограниченность периода полномочий Президента РФ сроком на четырегода, порядком его всенародных прямых выборов, их альтернативный характер,недопустимость занятия поста Президента РФ одним и тем же лицом более двухсроков подряд, возможностью отрешения его от должности, признание не соответствующимКонституции РФ нормативных актов Президента РФ на основе решенияКонституционного Суда РФ и др. [1]
1.2 Порядок избрания и вступления вдолжность Президента РФ
Пост Президента в РФ был утвержденобщенародным референдумом 17 марта 1991г. Сначала Президент РФ избирался срокомна 5 лет. С принятием Конституции РФ на основании ст.81 теперь Президентизбирается на 4 года гражданами Российской Федерации на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Им может бытьгражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РоссийскойФедерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность ПрезидентаРФ более двух сроков подряд.
Порядок выбора Президента РФопределяется федеральным законом. Кандидат в Президенты РФ должен быть выдвинуткаким-либо коллективом, зарегистрирован в качестве кандидата, пройти турвыборов, вступить в должность как вновь избранный Президент.
Вновь избранный Президент Россиивступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центральнойизбирательной комиссией о результатах выборов.
Вновь избранный Президент Россииперед вступлением в должность обязан принести народу присягу. С моментапринятия присяги он приступает к исполнению своих полномочий и прекращает ихисполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесенияприсяги вновь избранным Президентом РФ.
Ст. 80 Конституции РФ провозглашаетПрезидента главой государства, называет его гарантом прав и свобод граждан,гарантом конституционного строя страны; арбитром, осуществляющим взаимодействиевсех ветвей государственной власти [2].
1.3 Конституционный статус ПрезидентаРФ
Вправовомгосударстве статус главы государства максимально точно определяетсяконституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того,чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права иобязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиямипорождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивостьконституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающейстепени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства идругих органов власти.
Конституционный статусреализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главыгосударства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Подфункциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства,вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главыгосударства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какойфункции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятсяс парламентом, правительством или судебными органами), они называютсяпрерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру напост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Функции главыгосударства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме.Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия,которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-фактопризнание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
В советский период вРоссии фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту рольвыполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с егоПредседателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальнымиполномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны,оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывалиправовые акты без коллегиального рассмотрения.
Пост Президента былучрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., и втом же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран БорисНиколаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, чтополномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который онбыл избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение,функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новойКонституцией.
По Конституции РФ 1993г. Президент является главой государства. В прежней Конституции его функциябыла определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительнойвласти». Изменение конституционной формулы не означает сужения функцииПрезидента РФ или его «отлучения» от исполнительной власти. Термин «главагосударства» более точно отражает и то и другое, но не свидетельствует опоявлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляюттермин «президентская власть», то это может означать только особый статусПрезидента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственныхполномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей вовзаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительнойвластью.
Совершеннонеосновательны поэтому расхожие упреки некоторых политических деятелей в сменеконституционной формулы как стремлении наделить Президента РФ некими«диктаторскими полномочиями». Опыт четырех десятилетий аналогичного положенияПрезидента во Франции убедительно свидетельствует, что в правовом государственикакой неизбежности перерастания сильной президентской власти в диктатуру несуществует. То же подтверждается и опытом первого президентства в РоссийскойФедерации.
Характеризуяконституционный статус Президента, необходимо помнить важную особенность егоположения как главы федеративного государства. Он выполняет функцию «президентавсех россиян» независимо от того, как проголосовало большинство избирателей втом или ином регионе. Федеральное Собрание представляет многонациональный народРоссии в лице своих избирателей, т. е. население избирательных округов ирегионов, и отсюда неизбежность известной несогласованности выражаемыхдепутатами парламента интересов. Но Президент РФ, получая свой мандат на прямыхвсеобщих выборах, представляет совокупные, т. е. общие, интересы всего народа ивсей России. Вот почему неправомерны какие-либо его действия в интересах однихрегионов при безразличии к другим. Президент РФ как глава федеративного государствавправе контролировать президентов республик и глав администраций другихсубъектов РФ. Он также вне интересов отдельных политических партий или каких-либообщественных объединений, это своеобразный правозащитник и «лобби» всегонарода. Взаимодействие Президента и парламента должно обеспечить единствообщегосударственных и региональных интересов.
Как и в другихгосударствах, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что доотставки Президента против него нельзя возбудить уголовное дело, принудительнодоставить его в суд в качестве свидетеля и т. д. Со временем, вероятно, будетрешен вопрос о его иммунитете отношении гражданских исков. В статус ПрезидентаРФ также входит право на штандарт (флаг), оригинал которого находится в егослужебном кабинете, а дубликат поднимается над резиденцией Президента как встолице, так и над другими резиденциями Президента во время его пребывания вних. Следует отметить, что в отличие от предыдущей Конституции нынешняяКонституция РФ не предусматривает пост вице-президента. В президентскихреспубликах этот пост иногда существует (США), а иногда его нет (Франция). ВРоссийской Федерации упразднение поста вице-президента в 1992 г. явилосьследствием политической борьбы. Это, однако, взвалило на плечи Президента РФмногие, особенно представительские, функции, которые в других странах выполняетвице-президент.
1.4 Основныефункции Президента Российской Федерации
Основные функцииПрезидента РФ как главы государства определены в ст. 80 Конституции РФ,согласно которой он [3]:
1.        Является гарантомКонституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2.        В установленномКонституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета РФ, еенезависимости и государственной целостности, обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов государственной власти;
3.        В соответствии сКонституцией РФ и федеральными законами определяет основные направлениявнутренней и внешней политики государства;
4.        ПредставляетРоссийскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Первая из основныхфункций Президента РФ — быть гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека игражданина. В силу этого он, прежде всего должен обеспечить положение, прикотором все органы государства выполняют свои конституционные обязанности, невыходя за пределы своей компетенции. Для этого он должен обращаться к любому федеральномуоргану власти и органу власти субъекта РФ с предложением привести свои акты илидействия в соответствие с Конституцией РФ. Президент является гарантомКонституции РФ, а не конституций субъектов РФ, но поскольку последние должнысоответствовать федеральной Конституции, то функцию Президента РФ следует пониматькак гарантию всей системы конституционной законности в стране. Президент неможет оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или несоблюдает Конституцию РФ, а тем более, когда при этом ущемляются или нарушаютсяправа и свободы каких-либо групп населения. Президент не только вправе, нопросто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения назаконной основе, если на территории государства действуют организованныепреступные банды или незаконные вооруженные формирования, от которых исходитпрямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государстваи правам человека в мирное время. Функция гаранта требует от Президентапостоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления оченьмногих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, — естественно, не вторгаясь в прерогативы парламента. Функция гаранта Конституциипредполагает широкое право Президента действовать по своему усмотрению, исходяне только из буквы, но и духа Конституции и законов, восполняя пробелы вправовой системе и реагируя на непредвиденные Конституцией жизненные ситуации.Дискреционная” власть, неизбежная в любом государстве, не является сама посебе нарушением демократии и не чужда правовому государству, если, конечно,действия главы государства не ведут к репрессиям и широким нарушениям прав человека,не взрывают механизм общественного согласия и не приводят к массовомунеповиновению властям. Дискреция не перечеркивает конституционного праваграждан на судебное обжалование действий Президента. Как гарант прав и свободграждан Президент обязан разрабатывать и предлагать законы, а в случае ихотсутствия и впредь до принятия федеральных законов принимать указы в защитуправ и свобод отдельных категорий граждан (пенсионеров, военнослужащих и др.),по борьбе с организованной преступностью и т. д.
Столь же широкосформулирована в Конституции РФ функция Президента по охране суверенитета РФ,ее независимости и государственной целостности. Ясно, что и здесь Президентдолжен действовать в пределах своих полномочий, установленных Конституцией, нои в этом случае не исключаются дискреционные полномочия, без которых цели общейфункции не могут быть достигнуты. Так, только сам Президент и в меру своегоразумения должен определить нарушение или угрозу нарушения суверенитета,независимости и государственной целостности и предпринять соответствующиедействия, которые могут быть поэтапными, если, конечно, речь не идет овнезапном ядерном нападении или других грубых формах внешней агрессии, когдатребуются решительные действия, включая и применение силы. Конституцияпредусматривает порядок объявления войны, нов наш век, полный непредсказуемыхсобытий, может возникнуть экстраординарная ситуация, требующая от Президентабыстрого оперативного и адекватного реагирования. Каждый, кому дороги интересыРоссии, должен признать, что грош цена всей конституционной законности, еслиПрезидент не реализует свою конституционную функцию, хотя и сформулированную ввесьма общих выражениях, и допустит территориальный распад государства, внешнеевмешательство во внутренние дела или развитие сепаратизма.
Конституция РФуказывает, что осуществление этой функции должно проходить в «установленномКонституцией РФ порядке» (например, путем введения военного или чрезвычайногоположения, что предусмотрено ч. 2 ст. 87 и ст. 56 Конституции РФ). Но жизньможет преподнести случаи, в отношении которых порядок действий Президента прямоКонституцией не предусмотрен. Здесь также Президент обязан действоватьрешительно, исходя из собственного понимания своих обязанностей как гарантаКонституции или прибегнув к толкованию Конституции с помощью КонституционногоСуда (следует помнить, что в России другие органы государственной власти правомтолкования Конституции РФ не обладают).
Весьма сложной иответственной является функция Президента РФ по обеспечению согласованногофункционирования и взаимодействия органов государственной власти. В отличие отряда стран (Франция и др.) Президент РФ не называется в Конституции РФ«арбитром» во взаимоотношениях трех властей, откуда и родилось мнение, будто онстоит «над тремя властями», но по существу Президент РФ и есть арбитр, еслиосновные власти не находят согласованных решений или порождают конфликты вовзаимоотношениях. Исходя из этой роли, Президент РФ вправе прибегать ксогласительным процедурам и другим мерам преодоления кризисов и разрешенияспоров. Эта функция важна для взаимодействия органов государственной власти какна федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной властиФедерации и субъектов РФ и между различными субъектами РФ.
Конституция РФ возлагаетна Президента функцию определения основных направлений внутренней и внешнейполитики государства, оговаривая, однако, что эта функция должна осуществлятьсяв соответствии с Конституцией и федеральными законами. Упоминание в этой связифедерального закона указывает на то, что в определении основных направленийвнутренней и внешней политики участвует также Федеральное Собрание.Взаимоотношения Президента и парламента в данном процессе — самый болезненныйнерв формирования государственной политики. Однако возможностей у парламента,учитывая сложность законодательного процесса, все же меньше, чем у Президента.И практически организовать на теоретической и экспертной базе разработку проблемвнутренней и внешней политики, собрать для этого необходимую информацию и т. д.в большей мере под силу Президенту, В целом процесс определения основных направленийполитики государства развивается в сотрудничестве Президента и ФедеральногоСобрания, но последнее всегда сохраняет возможность откорректироватьпрезидентский курс по тому или иному вопросу путем принятия соответствующегофедерального закона.
Конституционные функцииПрезидента РФ конкретизируются и дополняются Законом РФ «О безопасности» (вредакции от 25 июля 2002 г.). Под безопасностью понимается состояниезащищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства отвнутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся:личность — ее права и свободы, общество — его материальные и духовные ценности,государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальнаяцелостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство,а граждане, общественные и иные организации и объединения объявляются Закономсубъектами безопасности [4].
В этом Законе закрепленынекоторые функции и полномочия Президента РФ. Так, Президент РФ осуществляетобщее руководство государственными органами обеспечения безопасности,возглавляет Совет Безопасности, контролирует и координирует деятельностьгосударственных органов обеспечения безопасности, в пределах определеннойзаконом компетенции принимает оперативные решения по обеспечению безопасности.Следовательно, именно Президент РФ напрямую (т.е. минуя ПредседателяПравительства) руководит перечисленными в Законе силами безопасности:Вооруженными Силами, Федеральной службой безопасности, органами внутренних дел,внешней разведкой, Федеральной службой охраны, обеспечивающей безопасностьорганов законодательной, исполнительной и судебной власти и их высшихдолжностных лиц, налоговой службой, формированиями гражданской обороны, пограничнымивойсками, внутренними войсками, службой правительственной связи и информации,обеспечения безопасности средств связи и, информации и др. Эти силы управляютсясамостоятельными министерствами и ведомствами, руководители которых подчиненыПрезиденту РФ (Министерство обороны, Министерство юстиции, Федеральная службабезопасности, Министерство внутренних дел, Федеральная служба охраны, Службавнешней разведки, Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственнаятехническая комиссия, Федеральная служба железнодорожных войск, Государственнаяфельдъегерская служба).
В целях консолидацииусилий федеральных органов государственной власти и органов государственнойвласти субъектов РФ по обеспечению национальных интересов и безопасностиРоссийской Федерации Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. утвержденаКонцепция национальной безопасности Российской Федерации. В этом документесформулированы национальные интересы России, угрозы национальной безопасности изадачи по обеспечению национальной безопасности.
Представительскиефункции Президент осуществляет единолично. Он вправе направлять своихпредставителей в федеральные округа (это и есть право представительства «внутристраны»), и эти представители являются должностными лицами, представляющимиПрезидента. Выступая в сфере международных отношений, Президент РФ ведетпереговоры с главами других государств, вправе подписывать от имени Россиимеждународные договоры, вступать в международные организации, назначать послови представителей в другие государства. В соответствии с международным правом онпользуется по протоколу правом на высшие почести при нанесении официальныхвизитов в другие государства. Любые международные обязательства, принятые должностнымилицами от имени Российского государства без поручения Президента РФ, могут бытьим дезавуированы (объявлены недействительными) [5].
1.5 ПолномочияПрезидента Российской Федерации
На основании четвёртойглавы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
·         назначает содобрения Государственной думы председателя Правительства Российской Федерации;
·         имеет право председательствоватьна заседаниях Правительства Российской Федерации;
·         принимает решениеоб отставке Правительства Российской Федерации;
·         представляетГосударственной думе кандидатуру для назначения на должность председателяЦентрального банка; а также ставит перед Государственной думой вопрос обосвобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
·         по предложениюпредседателя Правительства Российской Федерации назначает на должность иосвобождает от должности заместителей Председателя Правительства РоссийскойФедерации и федеральных министров;
·         представляетСовету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционногосуда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуругенерального прокурора; вносит в Совет федерации предложение об освобождениигенерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
·         формирует ивозглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которогоопределяется федеральным законом;
·         утверждает военнуюдоктрину Российской Федерации;
·         формируетадминистрацию президента Российской Федерации;
·         назначает иосвобождает полномочных представителей президента Российской Федерации;
·         назначает иосвобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
·         назначает иотзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранныхгосударствах и международных организациях. В соответствие с требованиемконституции эти назначения могут быть произведены президентом послеконсультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федеральногособрания;
·         назначает выборыГосударственной думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;
·         распускаетГосударственную думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;
·         назначаетреферендум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
·         вноситзаконопроекты в Государственную думу;
·         подписывает иобнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения.Если президент в течение четырнадцати дней с момента поступления федеральногозакона отклонит его, то Государственная дума и Совет федерации в установленномконституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторномрассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакциибольшинством не менее двух третей голосов от общего числа членов СоветаФедерации и депутатов Государственной думы, он подлежит подписанию президентомРФ в течение семи дней и обнародованию;
·         обращается кФедеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики государств;
·         ПрезидентРоссийской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешенияразногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижениясогласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрениесоответствующего суда;
·         ПрезидентРоссийской Федерации вправе приостанавливать действие актов органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации;
·         осуществляетруководство внешней политикой Российской Федерации;
·         ведёт переговорыи подписывает международные договоры Российской Федерации;
·         подписываетратификационные грамоты;
·         принимаетверительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатическихпредставителей;
·         в случае агрессиипротив Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии президентРоссийской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельныхеё местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом СоветуФедерации и Государственной думе;
·         решает вопросыгражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;
·         награждаетгосударственными наградами Российской Федерации, присваивает почётные званияРоссийской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;
·         осуществляетпомилование.
В процессе осуществлениясвоих полномочий президент Российской Федерации издает указы и распоряжения,являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РоссийскойФедерации. Указы и распоряжения президента Российской Федерации не должныпротиворечить конституции Российской Федерации и федеральным законам.
1.6 Правовыеакты Президента РФ
Президент для реализациисвоих функций и полномочий осуществляет правотворческую деятельность. Он издаетуказы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территорииРоссийской Федерации. Акты Президента не должны противоречить Конституции РФ ифедеральным законам (ст. 90 Конституции РФ). Это означает, что названные актыявляются подзаконными. Однако как таковые они имеют определенные особенности:
1)   сама формула «недолжны противоречить Конституции РФ и федеральным законам» отличается от той,которая устанавливает подзаконность актов Правительства. В соответствии со ст.115 Конституции РФ постановления Правительства издаются «на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативныхуказов Президента Российской Федерации»;
2)   в отношенииуказов Президента в Конституции РФ не предусмотрена их отмена. Соответствиеуказов Конституции и федеральным законам может быть установлено толькоКонституционным Судом в порядке конституционного судопроизводства;
3)   указы Президентамогут восполнять пробелы в правовом регулировании по вопросам, требующим законодательногорешения, при условии, что такие указы не противоречат Конституции РФ ифедеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом допринятия соответствующих актов законодателем. Данный вывод вытекает изпостановления Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г.
Издание указов ираспоряжений — основная форма, посредством которой реализуются конституционныеполномочия Президента. Эти акты могут быть как нормативными, так и ненормативными.Только нормативные акты Президента могут быть оспорены в Конституционном СудеРФ.
В соответствии спостановлением Конституционного Суда РФ по делу о толковании ч. 2 ст. 137Конституции РФ указами Президента осуществляется включение в ст. 65 КонституцииРФ новых наименований субъектов Федерации.
Акты Президента подлежатобязательному опубликованию (кроме актов или отдельных положений, составляющихгосударственную тайну или сведения конфиденциального характера). Официальнымсчитается их опубликование в «Российской газете» и «Собрании законодательстваРоссийской Федерации». Порядок опубликования определяется Указом Президента РФот 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов ПрезидентаРоссийской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовыхактов федеральных органов исполнительной власти».

2.Соотношение института президента в России и Соединенных Штатах Америки
2.1 Характеристика Соединенных ШтатовАмерики. Административное деление
Государство состоит из 50 штатов,являющихся равноправными субъектами федерации, столичного федерального округаКолумбия и зависимых территорий. Каждый штат имеет свою конституцию, законодательную,исполнительную и судебную власти. Большинство названий штатов происходят от названийиндейских племён и имён королей Англии и Франции.
Штаты делятся на округа — болеемелкие административные единицы, меньше чем штат и не меньше чем город. Всегопо данным Бюро переписи населения США в стране насчитывается 3 141 округ.Наименьшее количество округов в штате Делавэр (3), наибольшее в штате Техас(254). Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальнымивластями расположенных на их территории населённых пунктов сильно различаютсяот штата к штату. Местной жизнью населённых пунктов управляют муниципалитеты.
Установлен особый статус длянеинкорпорированных территорий (Пуэрто-Рико, Гуама, Федерации Микронезии,Виргинских островов, Восточного Самоа и т. д.): эти территории имеютсовещательный голос и теоретически могут прекратить или приостановить своипривилегированные отношения с Вашингтоном.

2.2 Сравнительная характеристикаинститута президента в России и США
Сравнительная характеристикаинститута президента в России и США представлена в таблице 1.
Таблица 1 — Сравнительнаяхарактеристика института президента в России и СШАПризнаки Институт Президента РФ Институт Президента США 1 2 3 1. Понятие главы государства Президент РФ является главой государства и возглавляет исполнительную власть в РФ, является гарантом Конституции и законов, прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает точное исполнение Конституции и законов. Президент РФ разрабатывает концепцию внутренней и внешней политики государства и принимает меры к ее реализации. Президент в пределах предоставленных ему настоящей Конституцией полномочий представляет РФ внутри страны и в международных отношениях. Президент РФ является Главнокомандующим Вооруженными силами и в силу принимает любые законные меры, направленные на укрепление обороноспособности РФ. Президент глава государства США, глава исполнительной власти (Федерального правительства США и главнокомандующий Армии и Флота по Конституции США). Имеет право вето на законопроекты (билли), принятые Конгрессом США. Должность введена Конституцией США, принятой в 1787 году. 2. Требования к кандидатам Конституционных требований к Президенту РФ не так много. Им может быть избран гражданин РФ Стать президентом США по Конституции США может только гражданин США по рождению не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет. Не требуется специального образования или опыта работы, нет ограничения верхнего возрастного предела. Требование постоянного проживания в РФ не менее 10 лет не означает, что кандидат в Президенты вообще не мог отлучаться из страны в кратковременные поездки, речь здесь идет только о непрерывном основном местожительстве. В то же время законом установлено, что граждане, проживающие в период подготовки и проведения выборов за пределами России, обладают равными правами на выборах Президента РФ.
(либо тот, кто состоял гражданином США при утверждении Конституции), старше 35 лет и проживающий в США не менее 14 лет.
Согласно 22-й поправке к Конституции, принятой в 1951, одно и то же лицо может быть избрано президентом США не более двух раз (неважно, подряд или с перерывом). Кроме того, если некоторое лицо после смерти или отставки избранного президента занимало президентский пост (с поста вице-президента или иначе) на протяжении 2 лет и более, то это лицо в дальнейшем может быть избрано президентом не более 1 раза. 3. Выборы Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором шесть лет тому назад был избран
Президент США избирается на четырёхлетний срок вместе с вице-президентом с помощью непрямых (двухступенчатых) выборов.
Президент и вице-президент идут «в связке» в течение всей выборной кампании.
Непосредственно за президента и Вице-президента голосует так называемая коллегия выборщиков. По конституции, Законодательное собрание каждого штата может назначить определённое количество выборщиков (равное количеству представителей штата в Конгрессе),
президент Российской Федерации.
Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата), в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана инициативной группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии). В обоих случаях необходимо собрать не менее 2 млн. подписей в поддержку кандидата, причем, не более 50 тыс. подписей должно приходиться на один субъект Федерации.
Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации.
Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением тех, кто лишен активного избирательного права).
Голосование происходит на
которые будут представлять интересы штата. Способ, с помощью которого определяется список выборщиков, Законодательное собрание может выбрать по своему усмотрению, однако, в настоящее время, все штаты определяют своих выборщиков с помощью всеобщего голосования, которое происходит в первый вторник после первого понедельника ноября в год, деление которого на четыре не образует остатка.
Голосование выборщиков происходит в начале декабря и представляет собой известную формальность, хотя неоднократно случалось, что отдельные выборщики голосовали не так, как обещали при их избрании. В части штатов существуют законы, обязывающие выборщиков голосовать так, как предписывает им штат.
Выборщики голосуют отдельно за президента и Вице-президента, для избрания кандидат должен набрать абсолютное большинство (более половины) голосов выборщиков, в настоящее время составляющих 538 человек. Если этого не происходит, то президента или Вице-президента избирает Палата представителей или,
специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.
Первоначальный подсчет голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые в свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.
Центральная избирательная комиссия не позднее чем через десять дней после дня голосования определяет результаты выборов. соответственно, Сенат Конгресса США из числа кандидатов, набравших наибольшее количество голосов выборщиков, по правилам, определённым конституцией. 4. Вступление в должность
Присяга Президента РФ — торжественная клятва, произносимая лицом, избранным Президентом Российской Федерации, во время торжественной церемонии вступления его в должность (инаугурации).
По сложившейся традиции, к присяге Президента приводит Председатель Конституционного Суда России.
Присяга приносится вступающим в должность Президентом, стоящим на специальной трибуне на подиуме Андреевского зала Большого Кремлёвского дворца, лицом к присутствующим, при этом справа от вступающего в должность располагается Специальный экземпляр Конституции РФ, а слева — Знак Президента РФ. Присяга произносится с наложением правой руки на Специальный экземпляр Конституции. Также на подиуме размещаются Государственный флаг РФ и Штандарт Президента РФ.
Во время принесения присяги на подиуме, помимо вступающего в должность Президента и Председателя Конституционного Суда, присутствуют Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы и Президент-предшественник (который перед
Инаугурация президента США — торжественная церемония присяги и вступления в должность президента и вице-президента США. Проводится публично перед Капитолием в Вашингтоне привлекает большое число зрителей, сопровождается программной речью президента, по её случаю устраиваются торжественный парад и бал. До 1933 года включительно инаугурация проходила 4 марта, а после внесения Двадцатой поправки к Конституции — 20 января.
Последовательность мероприятий: первоначально вновь избранные президент и вице-президент с супругами приезжают в Белый дом, где их встречают действующие президент и вице-президент с супругами. Обе четы президентов пьют чай. После чего все отправляются в Капитолий. Первоначально отъезжают вице-президенты. Затем супруги президентов. Завершает кортеж автомобиль, в котором находятся уходящий и вступающий в должность президенты США (первый сидит справа, второй — слева).
На западной лестнице Капитолия в присутствии конгрессменов и сенаторов сначала (за четверть часа до полудня) приводят к присяге
принесением новым Президентом присяги выступает с небольшой речью, где сообщает о передаче своих полномочий новоизбранному). Остальные приглашённые находятся в зале.
После произнесения текста присяги вступающим в должность Президента, Председатель Конституционного Суда произносит реплику, констатирующую, что присягавший вступил в должность Президента России, после чего играет Государственный гимн РФ.
Завершается церемония кратким выступлением нового Президента.
Принесение присяги — кульминация и основной момент всей церемонии инаугурации, поскольку только после её произнесения избранный Президент приобретает статус действующего и начинает пользоваться всеми правами и нести все обязанности, возложенные на него Конституцией и иными законами.
избранного вице-президента. В полдень председатель Верховного суда приводит к присяге избранного президента. Президент выступает с инаугурационной речью. Затем президентский кортеж торжественно движется от Капитолия к Белому дому по Пенсильвания-авеню. Теперь уже новый президент сидит в автомобиле справа. Ушедший президент улетает с восточной площадки за Капитолием на президентском вертолёте на военную базу Эндрюс. И наконец, финал официальной церемонии — парад, который принимает новый президент, стоя на трибуне у Белого дома.
Вечером и на следующие день в Вашингтоне устраиваются несколько приёмов с балами. 5. Резиденция Статус официально закрепленной за президентом России резиденции на конец 2008 — начало 2009 годов имели только четыре объекта: Кремль (Рабочая резиденция президента Российской Федерации в Кремле располагается в здании Резиденция президента — Белый дом в Вашингтоне. Рабочий кабинет — Овальный кабинет Белого дома. Загородная резиденция — Кемп-Дэвид. Сената), «Горки-9», «Бочаров Ручей» в Сочи (Летняя резиденция президента) и «Долгие Бороды» на Валдае. 6. Полномочия и обязанности
На основании четвёртой главы конституции президент России осуществляет следующие полномочия:
назначает с одобрения Гос. думы председателя Правительства РФ;
имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
принимает решение об отставке Правительства РФ;
представляет Гос. думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка; а также ставит перед Гос. думой вопрос об освобождении председателя Центрального банка от занимаемой должности;
назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей конституционного суда, Верховного суда, Высшего арбитражного суда, а также кандидатуру генерального прокурора;
Президент является главнокомандующим армией и флотом Соединённых Штатов и «милиции» (ополчения) отдельных штатов, когда она призывается на действительную службу США.
Президент США имеет право:
потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу, касающемуся их должностных обязанностей
даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против США, кроме как по делам импичмента (не только собственного, но и чиновников иных уровней).
по совету и с согласия сената заключать международные договоры при условии их одобрения двумя третями присутствующих сенаторов
заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, выдавая удостоверения на должности, срок действия которых истекает в конце его следующей сессии
вносит в Совет федерации предложение об освобождении генерального прокурора от должности; назначает судей других федеральных судов;
формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, статус которого определяется федеральным законом;
утверждает военную доктрину РФ;
формирует администрацию президента;
назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ;
назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ;
назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
назначает выборы Гос. думы в соответствии с конституцией и федеральным законом;
распускает Гос. думу в случаях и порядке, предусмотренных конституцией;
назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;
в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты Конгресса или любую из них
в случае разногласий между палатами Конгресса по поводу времени переноса заседаний переносить их сам на такое время, какое сочтёт уместным.
Президент США по совету и с согласия сената назначает послов, других официальных представителей и консулов, судей Верховного суда и всех других должностных лиц США, назначение которых Конституцией не предусматривается в ином порядке и должности которых устанавливаются законом (но Конгресс может законом предоставить право назначения таких нижестоящих должностных лиц, каких сочтёт уместным, президенту единолично, судам или главам департаментов)
Президент периодически дает Конгрессу информацию о положении страны и рекомендует к его рассмотрению такие меры, которые он сочтёт необходимыми и целесообразными.
Президент США принимает послов и других официальных представителей, обязан заботиться о том, чтобы законы добросовестно
подписывает и обнародует федеральные законы в течение четырнадцати дней с момента получения;
обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.
Президент РФ вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
осуществляет руководство внешней политикой РФ;
ведёт переговоры и подписывает международные договоры РФ;
подписывает ратификационные грамоты;
принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических исполнялись, удостоверяет в должности всех должностных лиц Соединённых Штатов.
представителей.
решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища;
награждает государственными наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и высшие специальные звания;
осуществляет помилование.
В процессе осуществления своих полномочий президент РФ издает указы и распоряжения, являющиеся обязательными для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения президента РФ не должны противоречить конституции РФ и федеральным законам. 7. Прекращение полномочий
Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий:
В случае его добровольной отставки;
Кончина;
В случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности
Истечение срока полномочий.
Различаются следующие случаи:
Истечение срока полномочий;
Кончина;
Добровольная отставка;
Президент может быть отстранён от должности после осуждения в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие серьёзные преступления. До сих пор ни одна попытка импичмента президенту США не имела успеха.
Анализируя данные таблицы 1, можносделать следующие выводы:
Президент РФ избирается на 4 годагражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямогоизбирательного права при тайном голосовании (ст. 81 Конституции РФ).
В США прямые президентские выборыпревращаются в очередное состязание ведущих партий за голоса избирателей. Витоге побеждает тот кандидат, который, по мнению большинства избирателей,предложил более привлекательную политическую программу и как личность больше,чем его соперники, подходит для выполнения обязанностей президента. В СШАпрезидентские выборы в подавляющем большинстве случаев проводятся в один тур,так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства.Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другимикандидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков.Дело в том, что в США проводятся всеобщие, но не прямые президентские выборы.Система относительного большинства неоднократно порождала в США ситуацию, прикоторой на пост президента избирался кандидат, получивший меньше половиныголосов избирателей страны. Что касается функций и полномочий президентов, то вРоссии на «плечах» президента лежит гораздо больше прав и обязанностей, нежелиу президента Соединенных Штатов.

Заключение
Очевидно, что по совокупности изначимости функций и полномочий, закрепленных за Президентом Конституцией, он,бесспорно, занимает ведущее место в системе органов Российской Федерации,осуществляющих государственную власть. Этими органами в соответствии со ст. 11Конституции являются Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание(Совет Федерации, Государственная Дума), Правительство Российской Федерации,суды Российской Федерации. Такое положение Президента не ограничиваетсамостоятельность деятельности основных государственных органов РоссийскойФедерации, поскольку полномочия Президента направлены, прежде всего, наобеспечение согласованного взаимодействия всех ветвей власти РоссийскойФедерации, строгое соблюдение Конституции Российской Федерации, защиту прав исвобод человека и гражданина, охрану государственного суверенитета.
Необходимымусловием соблюдения прав и свобод человека и гражданина является положение, прикотором все органы государственной власти выполняют свои конституционныеобязанности в пределах своей компетенции. Обеспечить такое положение вгосударстве должен Президент. Для этого Конституцией ему предоставлены особыеполномочия по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействияорганов государственной власти.
Будучи юридическидистанцирован от всех ветвей власти, Президент нормотворчествует, управляет,разрешает споры, осуществляет функции конституционного контроля. Реализуяполномочия по защите прав и свобод, глава государства взаимодействует сПравительством, федеральными судами, прокуратурой, правоохранительнымиорганами, общественными объединениями. При Президенте действует Комиссия поправам человека. Комиссия призвана содействовать совершенствованиюгосударственного механизма обеспечения прав и свобод.
Президент обязандобиваться того, чтобы Конституция и нормативные акты субъектов федерации полностьюсоответствовали Конституции страны, федеральному законодательству, задачамобеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина. В противном случаеПрезидент имеет право потребовать от любого федерального органа власти либооргана власти субъекта федерации соблюдения прав и свобод человека игражданина, а в случае их попрания — требовать восстановления нарушенных прав вполном объеме. При этом Президент может предпринять самые решительные меры,вплоть до принудительных.
Конституционныеполномочия гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент реализует,используя свое право законодательной инициативы. Он также издает указы позащите правового положения личности в целом и отдельных групп населения, атакже по обеспечению граждан всей полнотой личных, политических исоциально-экономических прав.
Власть Президентаограничивается пределами Конституции. Многие россияне воспринимают обязанностиПрезидента гарантировать Конституцию, права и свободы человека и гражданинадостаточно широко. Часто они адресуют Президенту свои жалобы на решения,например, правоохранительных органов или даже приговоры судов. ОднакоПрезидент, исходя из конституционного принципа разделения властей, не имеетправа подменять функции и полномочия этих органов. Общие рамки полномочийПрезидента определяются принципом разделения властей и требованием Конституции,согласно которому указы и распоряжения Президента не должны противоречитьКонституции и федеральным законам.

Библиографический список
1.        КонституцияРоссийской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. –М., 2005 – 44 с.
2.        Федеральный закон«О безопасности» в редакции от 25 июля 2002г.
3.        Федеральный законот 1 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
4.        Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации: учебник для ВУЗов — М.: ИНФРА-М,2007 – 450с.
5.        Глазунова Н.И.Система государственного управления. — М: Юристъ., 2008 – 536с.
6.        Гусева Т.А.,Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти. — М.,2006 – 450с.
7.        Кашанина Т.В.Основы российского права: Учебное пособие – М: Норма, 2005 – 300с.
8.        Колосова Н.М.Конституционная ответственность в Российской Федерации: Учебное пособие — М: Норма,2005 – 456с
9.        Лозовский Л.Ш.,Райзберг Б.А. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания –М.: ИНФРА-М, 2008 – 270с.
10.     Лукьянова Л.Б.Становление президентуры Российской Федерации — М., 2007 – 294с.
11.     Окуньков Л.А.Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 2006– 356с.
12.     Радченко И.И. Президентв конституционном строе Российской Федерации: учебное пособие – М.: РусскаяДеловая Литература. 2006 – 415с.
13.     Смоленский М.Б.Основы права: Учебное пособие – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005 – 168с.
14.     Суворов В.Н.Конституционный статус Президента Российской Федерации. – М., 2007 – 485с.
15.     Хаманева Н.Ю.Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективыразвития. — М.: Юристъ, 2006 – 384с.
16.     www.consultant.ru
17.     www.courthouse.ru
18.     www.constitution.mvk.ru
19.     www.gov.ru