Институт президентства в Израиле

Институт президентства в Израиле
президент израиль конституционный
Вгосударственно–политическом механизме Израиля особое место занимает постПрезидента страны. Как составная часть этого механизма, институт президентстваэволюционировал (и продолжает эволюционировать в настоящее время) вместе совсей системой государственной власти и управления Израиля, что с/>амо по себе не может не привлекать внимания специалистов. Неменьший интерес представляет также практика замещения поста Президента, ибо ееизучение вкупе с критериями подбора кандидатов на пост Президента позволяет взглянутьна внутриполитические процессы этой ближневосточной страны под нескольконеобычным, но заслуживающим внимания углом зрения. Рассмотрению перечисленныхаспектов и посвящена настоящая работа.
ИзраильскийПрезидент занимает высший пост в системе органов государственного управления.Во многих отношениях должность Президента не сопоставима с зарубежнымианалогами как в отношении полномочий, так и в отношении предела этихполномочий. Президент Израиля не является главой органов исполнительной власти(как, например, в России или США), но вместе с тем считается стоящим во главегосударства. Президент также не является главой еврейского народа, ибо такойдолжности не существует вовсе (хотя при этом законодательно закреплен принцип«еврейского характера» израильской государственности), он не является монархом(как в Великобритании), однако представительство его в сфере международныхотношений сопровождается поднятием государственного флага и исполнениемнационального гимна – теми же церемониями, которых удостаиваются ипредставители царствующих династий.
Впереводе на один из государственных языков Израиля –иврит – Президент звучиткак «наси» (с ударением на последнем слоге), причем слово это имеет ещебиблейские корни – так в древнееврейском царстве именовали особенно уважаемыхлюдей: старейшин, глав родов и племен. Во время первого исчисления иудеев припереходе через Синайскую пустыню после бегства из египетского пленения пророкМоисей назначил «начальников родовых домов» (на иврите – «несиэй ха–матот»),имена которых приведены в ветхозаветной Книге Чисел.
Вэпоху заселения Ханаана (нынешней территории Израиля) эти «начальники родовыхдомов», в числе которых был и отдельно упомянутый в Библии Иисус Навин,превратились в племенных вождей – носителей верховной власти. Освободившийдревних евреев из вавилонского пленения персидский царь Кир назначил наместникаИудеи (который, между прочим, звался «наси¢ ха–Ехуда»), посколькуэта область вошла тогда в состав Персидской державы. С тех пор титул «наси¢»стал ассоциировался в еврейской традиции с верховной властью и еезаконодательным и судебным органом, известным по Ветхому Завету, – Синедрионом.Более того, в Израиле принято считать, что Президент даже наделен титулом главыСинедриона, что как бы подчеркивает преемственность еврейской государственностина Ближнем Востоке с древнейших времен до наших дней.
Первымправителем древней Иудеи, носившим титул «наси¢»,был Шимон (в русской транскрипции – Симон, Симеон, Семен) Хашмонай (Хасмоней,Маккавей). Позже этот титул стал присваиваться и известным мудрецам, ивыдающимся деятелям. Наличие в древней Иудее института «наси¢»обеспечивало ей главенствующую роль по отношению к уже начинавшим формироватьсяеврейским диаспорам за рубежом. В средние века титул «наси¢»получали представители знатных еврейских семей, проживавших в Палестине,Египте, Сирии, Испании.
Собразованием Государства Израиль древнее слово обрело еще одно значение – имстали называть Президента страны. Однако лишь через шестнадцать лет послепровозглашения независимости Израиля – в 1964 году – увидел свет Основной Законо Президенте страны, юридически оформивший институт президентства в Израиле,закрепивший процедуру его избрания, место в политической системе страны иобозначивший пределы президентских полномочий.
Припровозглашении независимости Государства Израиль (в ночь с 14 на 15 мая 1948года) и в последующий период, когда властные полномочия находились вкомпетенции Временного Совета и Исполнительного Комитета (прообразов Парламентаи Правительства), страна не имела законно избранного Президента. Во главеВременного Совета находился доктор Хаим Вайцман, который впоследствии и сталпервым Президентом страны. Вскоре прошли первые всеобщие выборы. Парламент(Кнессет) первого созыва принял Закон о переходном периоде, который средипрочего закреплял процедуру избрания Президента Израиля, круг его прав иобязанностей. На сессии Кнессета 16 февраля 1949 года был избран первыйПрезидент страны – Хаим Вайцман. В соответствии с упомянутым Законом опереходном периоде 19 ноября 1951 года Вайцман был переизбран на второйпрезидентский срок. Стоит отметить, что вскоре после этого – 5 декабря 1951года – Кнессет принял Закон о Президенте страны (сроке его полномочий),предусмотревший изменения в процедуре избрания Президента, а также некоторыенововведения, напрямую затрагивавшие институт президентства в стране.
Новымэтапом в конституционном развитии Израиля стал принятый в 1964 году основнойЗакон о Президенте страны, третий по счету в системе актов высшей юридическойсилы, составляющих неписаную Конституцию еврейского государства. Закон 1964года пришел на смену Закону о Президенте страны (сроке его полномочий) 1951года и положениям Закона о переходном периоде, принятом после провозглашениянезависимости Израиля, касавшимся института президентства. Примечательно, чтосмена принятым в 1964 году Законом о Президенте страны прежнего аналогичногоакта, а также положений другого Закона, регулировавших ту же сферу, можетсчитаться чисто формальной, ибо новый Закон внес немного изменений в институтпрезидентства в Израиле, а предусмотренные изменения не носили принципиальногохарактера.
Впервоначальном проекте израильской Конституции, составленном виднымспециалистом в области права доктором Коэном, предусматривалось, чтоПрезидентом Израиля мог стать гражданин иудейского вероисповедания старше 35лет и имевший право быть избранным в Кнессет. Однако конституционный комитетВременного Совета позднее счел возможным обойтись без предложенных докторомКоэном критериев. Далее эта практика нашла отражение в принятом в 1951 годуЗаконе о Президенте страны (сроке его полномочий), ибо парламентарии отклонилидва включенных в законопроект условия, при наличии коих физическое лицо моглобаллотироваться на президентскую должность –минимальный возраст в 40 лет и«израильскую принадлежность». Таким образом, Кнессет получил формальное правоизбирать на высший государственный пост не только нееврея и даже негражданинаИзраиля, но и лицо, не достигшее возраста, с которого оно может стать депутатомПарламента. Потому–то, скорее всего, и появился в 1964 году новый Закон оПрезиденте страны, четко закрепивший критерии для избрания лица на должностьПрезидента. Этих критериев три: наличие израильского гражданства, постоянноепроживание на территории Израиля и непребывание на посту Президента страны втечение двух следующих друг за другом сроков.
ВЗаконе говорится, что Кнессет обязан избрать нового Президента не ранее чем за90 дней и не позднее 30 дней после истечения срока полномочий пребывающего вдолжности главы государства. Если пост Президента по каким–либо причинам (обэтом ниже) становится вакантным, то Кнессет обязан избрать нового главугосударства в течение 45 дней, входящих в текущий срок президентскихполномочий. Согласно процедуре выборов Президента, Председатель Кнессетаобязан, предварительно проконсультировавшись с депутатами, назначить день выборов,причем парламентарии должны знать дату выборов минимум за 20 дней до еенаступления. После согласования даты выборов наступает вторая стадия – подборкандидатуры на пост Президента. В данном случае группа парламентариев в составене менее 10 человек предлагает достойную, по ее мнению, кандидатуру, но непозднее, чем за 10 дней до голосования. Каждый депутат Кнессета вправеподдерживать только одного кандидата. Выдвижение кандидатуры послесоответствующего обсуждения оформляется в письменном виде с приложениемписьменного же согласия кандидата (в случае невозможности получить согласиекандидата в письменной форме к петиции может прилагаться отправленнаякандидатом телеграмма). Здесь наступает третий этап выборов Президента: получивписьменно подтвержденные ходатайства в пользу кандидатов, Председатель Кнессетане позднее чем за 7 дней до голосования в письменной форме извещает всехпарламентариев о каждой предложенной для голосования кандидатуре с указаниемимен коллег, выдвинувших кандидатуру. В начале сессии, на которой должнысостояться выборы Президента, Председатель Парламента объявляет о наличиикандидатов на пост главы государства. Процедура выборов Президентаосуществляется в ходе тайного голосования на сессии Кнессета, созваннойисключительно ради этой цели. Если какой–либо кандидат набирает абсолютноебольшинство голосов (то есть голоса большинства парламентариев) в первом жетуре, то он считается избранным на пост Президента. Но если ни одна извынесенных на голосование кандидатур не набрала абсолютного большинства впервом туре, проводится второй тур. Если избрание не состоится во втором туре,голосование продолжается, но набравший менее других голосов претендент выбываетиз президентской гонки, и в результате набравший большинство голосов кандидатсчитается избранным на пост Президента. Если за двух и более кандидатов,имеющих наибольшие шансы стать главой государства, подано равное количествоголосов, выборы продолжаются. На заключительной стадии новоизбранный главагосударства произносит президентскую присягу: «Клянусь хранить верностьгосударству Израиль и его законам, всеми силами исполнять обязанностиПрезидента страны». После чего подписывает оформленный особым образом текстприсяги.
Принесяпрезидентскую присягу, новоизбранный глава еврейского государства вступает вдолжность по окончании срока полномочий предшественника. Если пост Президентаоказывается вакантным, то новоизбранный глава государства вступает в должностьсразу после принятия президентской присяги. По Закону Председатель Кнессетаобязан объявить о вступлении нового Президента в должность.
Нельзяне упомянуть о наблюдавшейся в израильском законотворчестве тенденциипостоянного изменения срока президентских полномочий. Так, принятый вскорепосле провозглашения независимости Израиля Закон о переходном периоде, всяческиподчеркивавший первенство законодательной власти по отношению к исполнительнойи даже судебной, взаимоувязывал срок полномочий Президента и срок полномочийКнессета. В силу этой увязки предусматривалось, что срок полномочий главыгосударства заканчивался по истечении трех месяцев с даты формирования вновьизбранного Кнессета. Однако Кнессет второго созыва счел подобную увязкунецелесообразной и сделал Президента более независимым в вопросе пребывания вдолжности: Закон 1951 года закрепил пятилетний срок президентства, считая сдаты, когда глава государства вступил в должность. Если же обратиться кОсновному Закону о Президенте страны 1964 года, то можно обнаружить, чтоизраильские законодатели просто закрепили пятилетний срок полномочийПрезидента, не оговорив при этом исходной даты.
Однакопост главы государства может освободиться и до истечения указанного пятилетнегосрока. Подобная ситуация возникает при условии, что Президент подает в отставкудобровольно, а также если Кнессет сочтет необходимым отрешить Президента отдолжности в силу поведения или поступка, делающего невозможным дальнейшеепребывание лица на посту главы государства, если состояние здоровья непозволяет Президенту осуществлять свои полномочия на постоянной основе, а такжев случае его смерти.
Вслучае добровольного ухода со своего поста Президент подает ПредседателюКнессета прошение об отставке, причем этот документ не нуждается в подписанииПредседателем Кнессета. Пост главы государства считается в данном случаевакантным через сорок восемь часов с момента подачи прошения об отставке.
ОтрешениеПрезидента от должности наступает в случае его одобрения большинством в дветрети членов Парламента. Однако постановка на голосование вопроса о смещении Президентаможет быть осуществлена исключительно по предложению парламентского комитета повнутренним делам и при условии, что предложение это получило одобрение трехчетвертей членов комитета, отреагировавших на представленное не менее чемдвадцатью парламентариями ходатайство по отрешению главы государства отдолжности. Однако перед тем, как принять решение по выносу предложения осмещении Президента, парламентский комитет по внутренним делам обязанпредоставить главе государства возможность подвергнуть сомнению обоснованностьходатайства по отрешению его от должности. Кроме того, Президент Израиля имеетправо выступить в свою защиту еще раз – теперь уже на сессии Кнессетанепосредственно перед голосованием по импичменту. Президент также вправеназначить своего представителя для выступлений перед комитетом по внутреннимделам и на заседании Кнессета. Однако Закон оговаривает, что член Кнессета неимеет права действовать в качестве представителя Президента. Комитету повнутренним делам и Кнессету вместе с тем предоставлена возможность вызыватьПрезидента для присутствия на слушаниях по вопросу отрешения его от должности,причем слушания эти должны состояться не позднее двадцати дней с даты принятиякомитетом по внутренним делам соответствующего решения.
Несколькоиначе обстоит дело при процедуре освобождения Президента от должности посостоянию здоровья, когда тот в течение длительного периода времени не всостоянии исполнять служебные обязанности. Подобное решение может быть принятоисключительно абсолютным большинством голосов парламентариев, причем процедурадолжна быть инициирована комитетом по внутренним делам, не менее двух третейчленов которого согласились с соответствующей формулировкой. Предложениекомитета по внутренним делам должно сопровождаться квалифицированныммедицинским заключением, составленным по правилам, выработанным самимкомитетом.
Вслучае положительного решения парламентариев по вопросу освобождения Президентаот должности Председатель Кнессета делает особое официальное уведомление об освобождениипоста Президента.
Статья1 Основного Закона о Президенте страны закрепляет его роль как лица,находящегося «во главе государства». Таким образом, Закон ставит Президента надвсеми государственными органами, объявляет его символом страны, что дает главегосударства право быть его высшим представителем во внутренних и международныхотношениях.
Нельзяне упомянуть и статью 2 указанного Закона, ибо она определяет местомпостоянного пребывания Президента город Иерусалим, который Израиль объявилсвоей столицей.
Законподробно оговаривает функции и полномочия главы израильского государства,которые сводятся к следующему.
Президентподписывает любой принятый Кнессетом Закон за исключением того, которыйзатрагивает его права и полномочия. Президент участвует в формированииПравительства и принимает его отставку в соответствии с оговоренной процедурой.Заслуживает интереса сформировавшаяся в Израиле практика формирования кабинетаминистров. Так, глава еврейского государства возлагает обязанность сформироватьПравительство на того парламентария, которого считает наиболее способнымсправиться с указанной задачей. Если назначенному Президентом депутату удалосьсформировать кабинет министров, он становится его главой. Однако прежде чемостановиться на конкретной кандидатуре, глава государства должен провестиотдельное совещание с руководством каждой из представленных в Кнессетеполитических партий и партийных блоков. И лишь после серии проведенных встречглава еврейского государства делает окончательный выбор, тем самым фактическиназначая будущего премьер–министра. Президент присутствует на заседанияхПравительства и заслушивает отчеты членов кабинета. Правительственныйсекретариат уведомляет главу страны о всех заседаниях кабинета министров, атакже о всех важных вопросах, стоящих на повестке дня работы Правительства,связанных с внешней и внутренней политикой. Президент регулярно получает отчетыо работе министра иностранных дел, министра обороны и других высшихгосударственных служащих, встречается в определенные сроки с остальнымиминистрами и главами их канцелярий.
Главастраны аккредитует израильских дипломатических представителей за рубежом,принимает верительные грамоты представителей иностранных государств, назначаетконсульских представителей своей страны за границей и выдает экзекватурыконсульским представителям других стран в Израиле. Церемония врученияверительных грамот проходит в Доме Президента в Иерусалиме с соблюдениемдипломатического протокола – поднятием флага страны, аккредитовавшей представителя,исполнением ее гимна, построением почетного караула. В функции главыгосударства входит подписание международных договоров, в которых принимаетучастие Израиль, после того, как эти договоры ратифицируются Кнессетом. Крометого, поскольку в обязанность главе еврейского государства вменяется назначениеи смещение судей, он должен исполнять все связанные с этим процессом функции.Среди прочих функций Президента Израиля имеются также те, что предоставлены емув силу иных законодательных актов: Президент назначает председателя ОбществаКрасного щита Давида (израильский аналог обществ Красного Креста и КрасногоПолумесяца – прим. авт.) согласно Закону об Обществе Красного Щита Давида 1950года, назначает Управляющего Банком Израиля по Закону о Банке Израиля 1954года, назначает Председателя военно–апелляционного суда согласно Закону овоенной юстиции 1955 года, Государственного контролера – по Основному Закону оГосударственном контролере 1988 года, Председателя Академии наук Израиля,членов Совета Верховного Раввината, членов правления Государственной сетирадиовещания и телевидения, членов Совета по делам высшего образования. Порекомендациям должностных комиссий соответствующих органов Президент назначаетсудей, даянов (судей еврейских религиозных судов) и кади (судей мусульманских идрузских религиозных судов). Каждый, вновь назначенный судья гражданского илирелигиозного суда страны, прежде чем приступить к исполнению должностныхобязанностей произносит перед Президентом клятву на верность Государству Израильи обязуется творить честный и справедливый суд.
Главагосударства вправе осуществлять помилование осужденных преступников (как изчисла гражданского населения, так и из числа военнослужащих) либо в видесмягчения формы наказания (например, заменой смертной казни тюремнымзаключением, тюремного заключения – условным наказанием и т.д.), либо в видеуменьшения его срока. Президент правомочен также амнистировать осужденных.Амнистия предусматривает снятие обвинения, и помилованный тем самым несчитается совершившим преступление. Но правом амнистирования в силу егоисключительности глава государства пользуется редко3. Помилованиедаруется после изучения главой государства обстоятельств дела: составапреступления, семейного положения осужденного, состояния его здоровья, шансовна исправление и возвращение к нормальной жизни. При рассмотрении просьб опомиловании Президент еврейского государства обращается к помощи министраюстиции, который высказывает свое мнение по конкретному случаю (если речь идетоб осужденном гражданским судом), или министра обороны (если прошение опомиловании подал осужденный военным трибуналом).
Стоитотметить, что официальные документы, заверяемые подписью Президента, должныбыть также подписаны Премьер–министром либо иным членом кабинета (заисключением документов, касающихся формирования Правительства).
Президентпользуется судебным иммунитетом в вопросах, связанных с осуществлением им своихполномочий, и вправе отказаться давать показания в суде, если соответствующаяинформация была получена им при исполнении должностных обязанностей, причемиммунитет такого рода сохраняется за Президентом и после истечения срока егополномочий. Но даже если Президент вызывается в суд для дачи показаний по иным,не связанным с его пребыванием в должности вопросам, явка должна состояться вовремя и в место, согласованные с главой государства.
Президентзащищен от уголовного преследования, он не может совмещать исполнение своихобязанностей с занятием другого поста или занятием побочной деятельностью –исключение может быть сделано лишь с одобрения Кнессета. Парламент вправедозволить Президенту совмещать исполнение конституционных обязанностей только сдеятельностью, когда речь идет о повышении национального и государственногопрестижа Израиля, развитии культурного и международного сотрудничества. Главагосударства освобожден от любой формы принудительной повинности или службы. Вто же время Президент не имеет права покидать территорию страны кроме случаев,санкционированных Правительством. На сессии Кнессета устанавливается размерпрезидентского жалованья и прочих выплат, необходимых главе государства дляосуществления своих полномочий, а равно как и пенсии, назначаемой по окончаниисрока пребывания в должности. В случае смерти Президента пенсия выплачиваетсяего потомкам. Впрочем, определение размера финансовых выплат в адрес ПрезидентаКнессет может поручить и своему комитету по финансам. Но любое подобное решениедолжно быть также опубликовано в официальном отчете о деятельностипарламентариев за соответствующий период.
Какотмечалось выше, официальным местом пребывания главы еврейского государстваявляется город Иерусалим, который Израиль объявил своей столицей. Резиденцияизраильского Президента называется Домом Президента и включает также, кроме еголичных апартаментов и жилых помещений семьи главы страны, президентскуюканцелярию, залы для приема гостей и актовый, где проводятся деловые встречи иофициальные мероприятия. В штате служащих Дома Президента состоят генеральныйуправляющий, советник по делам прессы и связям с общественностью, военныйатташе, советник по международным отношениям, юридический советник, советник поделам национальных меньшинств. При канцелярии Президента функционируетюридический отдел, занимающийся в основном подготовкой материалов по вопросампомилования, отдел обращений граждан, рассматривающий все поступающие на имяглавы государства обращения, а также хозяйственный отдел, отвечающий засодержание резиденции главы страны и бесперебойное функционирование всех служб,располагающий штатом техников и другого обслуживающего персонала.
Раздел2 Основного Закона о Президенте страны предусматривает наличие должностиЗаместителя Президента, которую автоматически занимает Председатель Кнессета.Председатель Кнессета может исполнять функции Президента в следующих случаях.
ЕслиПрезидент покидает территорию страны – вплоть до его возвращения. При условииуведомления Президентом парламентского комитета по внутренним делам о временнойневозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья, если комитет повнутренним делам большинством голосов сочтет заявление главы государстваобоснованным. В данном случае необходимо пояснить, что Председатель Кнессетаприступает к исполнению обязанностей Президента со дня согласия комитета повнутренним делам с просьбой главы государства временно освободить его отдолжности по состоянию здоровья. Председатель Кнессета исполняет принятыеобязанности Президента до истечения установленного комитетом по внутреннимделам срока либо до получения извещения от временно отошедшего от делПрезидента о его готовности вновь приступить к исполнению должностныхобязанностей. В данном случае первичной является наступившая ранее причина.Кроме того, Председатель Кнессета принимает на себя исполнение обязанностейПрезидента в случае, если комитет по внутренним делам, принимая во вниманиерезультаты врачебного освидетельствования, а также в соответствии с принятымэтим же комитетом регламентом, большинством в две трети голосов сочтет, чтоглава государства временно не в состоянии находиться на своем посту. В данномслучае Председатель Кнессета считается принявшим на себя исполнениеобязанностей Президента со дня принятия соответствующего решения комитетом повнутренним делам и до момента, когда комитет сочтет, что состояние здоровьяпозволяет главе государства вернуться к работе.
Влюбом случае комитет по внутренним делам не вправе назначать период,превышающий три месяца. В случае необходимости период временного исполненияПредседателем Кнессета обязанностей Президента может быть увеличен еще на тримесяца, а последующие продления этого срока возможны лишь по ходатайствукомитета по внутренним делам, поставленному на голосование на сессии Кнессета иодобренному большинством парламентариев.
Законвменяет в обязанность Председателю Кнессета обнародование дат возвращенияПрезидента к исполнению должностных обязанностей и сложения полномочий в связис истечением срока, а глава Правительства обязан при отъезде Президента изстраны сделать соответствующую публикацию в средствах массовой информации.
Послеосвобождения президентского поста и вплоть до вступления в должность вновьизбранного Президента обязанности главы израильского государства исполняетПредседатель Кнессета.
Помимоофициальной, регламентированной законом деятельности, Президент в силу своегоположения в стране и престижа среди еврейской диаспоры мира призван заниматьсяразличными вопросами представительства и попечительства. Глава израильскогогосударства принимает в своей резиденции политических и общественных деятелейиностранных держав, выдающихся ученых и деятелей культуры, еврейских активистови делегации из других стран. В Доме Президента в Иерусалиме бываютпредставители еврейских фондов и организаций, главы разнообразных еврейскихобщин. Президент приглашает к себе министров и парламентариев, председателейпрофсоюзов и объединений предпринимателей, ректоров высших учебных заведений,военнослужащих всех рангов и оборонных ведомств, глав всех религиозных иэтнических общин Израиля, писателей, художников, артистов, активистовдовоенного поселенческого движения в Палестине. Кроме того, глава государства исам разъезжает по стране, знакомится с людьми и событиями, читает лекции вуниверситетах. Под патронажем Президента находятся многие негосударственныеорганизации (такие, например, как Общество помощи солдатам, Общество по борьбес онкологическими заболеваниями и др.). В иерусалимском Доме Президентапроводятся ежегодные церемонии вручения премии за заслуги в военном деле ивоенном строительстве, награждения знаками отличия за успехи в развитииэкспорта и туризма. Глава государства вручает представителям лучшихпромышленных предприятий и трудовых коллективов премию Каплана, присуждаемую засоответствующие достижения и показатели. К примеру, в 1991 году израильская фирма«Элько» получила благодарность президента Хаима Герцога за то, что приняла наработу значительное число недавних иммигрантов – «олим»4. Во времяеврейского религиозного праздника Суккот в Доме Президента объявляется «деньоткрытых дверей».
Поустоявшейся в Израиле практике на должность главы государства выдвигаются люди,обладающие исключительными заслугами в общественной, политической, культурной инаучной деятельности. Особый престиж президентского поста как олицетворениявсего еврейского государства заставляют с особой ответственностью подходить кподбору кандидатов на эту должность. Президентом Израиля может стать лишьбезусловно всеми одобренный кандидат с учетом как его неоспоримых человеческихдостоинств, так и провозглашаемых им общенациональных задач. Считается, чтокаждый из шести человек, занимавших пост Президента с момента провозглашениянезависимости еврейского государства, оставил на нем особую печать своейличности.
ПервыйПрезидент Израиля доктор Хаим Вайцман считается вторым после Теодора (БеньяминаЗеева) Герцля известнейшим лидером сионистского движения. Кроме того, докторВайцман был известным в свое время ученым–химиком. Еще во время первой мировойвойны Хаим Вайцман вел активную деятельность с целью заручиться поддержкойевропейских держав в деле основания в Палестине еврейского государства. Внемалой степени благодаря Вайцману увидела свет знаменитая «декларацияБальфура», явившаяся важным шагом на пути возрождения еврейского государствапочти через два тысячелетия. В течение многих лет Хаим Вайцман являлсяПрезидентом Всемирной Сионистской организации, был одним из вождей сионистскогодвижения, определявших его направления, формы и цели. Накануне провозглашениянезависимости Израиля Вайцману удалось добиться поддержки США идеи созданияеврейского государства. Сразу после появления на карте мира нового государства– Израиля – Хаим Вайцман был провозглашен его первым Президентом. Как ПрезидентВайцман открыл в феврале 1949 года первое заседание израильского Парламента,который тогда назывался Законодательным собранием, а позже был переименован вКнессет. 17 февраля 1949 года Хаим Вайцман на сессии Кнессета произнес присягуна верность еврейскому государству. Вайцман поселился в городе Реховот, гдеосновал научно–исследовательский институт, которым руководил вплоть до своейсмерти. Сегодня этот институт носит его имя. В 1952 году Кнессет повторноизбрал Вайцмана Президентом. Стоит отметить, что основные черты институтапрезидентства в Израиле сформировались именно во время пребывания на этом постуВайцмана. Доктор Вайцман проявлял интерес и к возможному реформированиюинститута президентства с учетом возникавших реалий, однако в силу слабогоздоровья и преклонного возраста был лишен возможности работать в полную силу и9 ноября 1952 года скончался в своем доме в Реховоте.
Послесмерти Хаима Вайцмана глава израильского Правительства Давид Бен–Гурионобратился к Альберту Эйнштейну с просьбой принять на себя обязанностиПрезидента еврейского государства, однако всемирно известный ученый не счел длясебя возможным согласиться на это предложение.
8декабря 1952 года вторым Президентом Израиля стал Ицхак Бен–Цви, который позжеи перенес резиденцию Президента в Иерусалим. На протяжении ряда лет Бен–Цвиявлялся одним из основных руководителей еврейской общины в Палестине допровозглашения независимости Израиля и прибыл в тогдашнюю провинцию Османскойимперии в начале века из России. Впервые Бен–Цви побывал в Палестине в 1904году, после чего вернулся в Россию, где активно занимался организацией еврейскогопротиводействия русскому национально–радикальному движению, а окончательнопереселился в Палестину в 1907 году. Являлся одним из создателей системыеврейских боевых отрядов «Ха–шомер» («Страж»)и одним из ее командиров, вместе сединомышленниками наладил выпуск журнала социалистического толка на иврите. Былодним из лидеров партии «Поалей–Цион». После начала первой мировой войны вместес Давидом Бен–Гурионом развернул агитацию за формирование в рядах британскойармии еврейских добровольческих батальонов и сам стал одним из добровольцев.Являлся основателем и секретарем «Гистадрута» (объединения израильскихпрофсоюзов). В 1924 году Ицхак Бен–Цви стал членом Национального комитета –высшего органа самоуправления еврейской общины в находившейся под мандатнымуправлением Великобритании Палестине, причем пребывал в этой должности втечение длительного времени, а потом стал и его председателем. Как ученый ИцхакБен–Цви внес большой вклад в изучение истории еврейских общин Палестины и всегоБлижнего Востока, а также древнейшей истории племен (колен) иудеев. В руслеэтой деятельности Бен–Цви основал и возглавил Институт исследования еврейскихобщин Ближнего Востока. Как ученый и политик Бен–Цви считал своей задачейсоздание условий для собирания еврейских диаспор со всего мира и их слияния вединый народ. Став Президентом Израиля, Ицхак Бен–Цви оставался на нем дваполных срока и в 1962 году был избран на третий срок (принятый в 1964 годуОсновной Закон о Президенте страны запретил избирать Президента более, чем надва срока подряд). Перенеся свою резиденцию в Иерусалим, Бен–Цви организовалособую президентскую канцелярию, причем именно в его правление сформировалисьпринципы функционирования этого ведомства. Бен–Цви установил практикупостоянных личных встреч с соотечественниками, занимался изучением путей иразрешением трудностей адаптации к жизни в Израиле выходцев из рассеянных повсему миру еврейских общин, уделял большое внимание проблемам национальных ирелигиозных меньшинств страны –христиан, мусульман, друзов. Ицхак Бен–Цви умер23 апреля 1963 года в Иерусалиме.
ТретийПрезидент Государства Израиль ЗалманШазар был избран 21 мая 1963 года.Известный общественный деятель и литератор, Шазар перед избранием на высшийгосударственный пост занимал многие ответственные должности: был ПредседателемСионистского Конгресса и Еврейского Агентства, первым израильским министромобразования и культуры, одним из лидеров рабочего движения страны, главнымредактором газеты «Давар» (орган федерации профсоюзов «Гистадрут»). ЗалманШазарзанимал президентский пост два срока подряд вплоть до 24 мая 1973 года. Шазарпроисходил из ортодоксальной религиозной семьи и потому был воспитан всоответствующем духе, чем очень гордился. На посту главы израильскогогосударства Шазар особенно много сделал для поддержания и развития связей севрейскими общинами, разбросанными по всему миру, являясь в этом смыслепреемником Давида Бен–Гуриона, который заявлял: «Государство Израиль являетсячастью Ближнего Востока только с точки зрения географии… С точки же зренияболее решающих факторов динамики, созидания и роста Израиль является частьюмирового еврейства… Общность судьбы неразрывно соединяет государство Израильи еврейский народ»5. Являясь поэтом и писателем, историком иисследователем еврейской традиции, он всячески покровительствовал отечественнымтворческим и научным работникам. По инициативе ЗалманаШазара был организованособый фонд поддержки ученых и литераторов, функционирующий и поныне. В периоднахождения Шазара на посту главы еврейского государства в Иерусалиме быловыстроено новое здание Дома Президента, где начали встречаться (эта традициясохраняется и в настоящее время) специалисты по изучению библейского наследия,а также ученые, исследующие историю еврейских общин в странах диаспоры и ихположение там. Скончался ЗалманШазар в Иерусалиме 5 октября 1974 года.
Четвертыйпо счету Президент Израиля ЭфраимКацир вступил в должность 24 мая 1973 года.Кацир родился в 1916 году в Киеве, а в Палестину попал в 1922 году. Всемирноизвестный ученый, выдающийся специалист в области биохимии и биофизики, он втечение ряда лет работал в Институте имени Хаима Вайцмана в городе Реховот. Вмолодости принимал активное участие в общественной жизни еврейской общиныПалестины, а в дальнейшем внес большой вклад в развитие военного строительстваИзраиля. В 1966–1968 годах занимал пост главного эксперта по науке израильскогоминистерства обороны. Будучи главой государства, ЭфраимКацир уделял особоевнимание поддержке отечественных науки и образования, ускоренному внедрению впрактику достижений техники. Поддерживал добровольные объединения и общества,курировал вопросы социального обеспечения, занимался исследованием социальныхпроблем, в числе которых особенно выделял проблему экономического, социальногои образовательного разрыва между евреями–выходцами из Европы и Америки ииммигрантами из стран Азии и Африки. Лично контролировал вопросыгосударственной безопасности, в связи с чем много ездил по стране, посещаяпромышленные центры, сельскохозяйственные районы, учебные заведения, воинскиечасти, научно–исследовательские учреждения. На посту Президента оставался втечение одного срока, после чего вновь вернулся к научной деятельности.
Пятыйизраильский Президент – Ицхак Навон – вступил в должность 29 мая 1978 года.Родился в 1921 году в Иерусалиме в семье коренных евреев–палестинцев. Допровозглашения независимости еврейского государства в течение ряда лет являлсячленом еврейской боевой организации «Хагана» (прообраза будущей израильскойармии). Во время первой арабо–израильской войны 1948 года служил в главномштабе армии Израиля, а после окончания войны был направлен на дипломатическуюработу в Латинскую Америку. Затем занимал ряд важных государственных постов. С1965 года и вплоть до избрания Президентом являлся депутатом Кнессета. Былзаместителем Председателя Кнессета, членом парламентских комитетов по обороне ииностранным делам. Является автором ряда литературных произведений. В 1963–1965годах возглавлял отдел культуры министерства образования и культуры Израиля.Занимая пост главы государства, активно способствовал укреплению связей междуИзраилем и еврейскими диаспорами по всему миру. Много сделал для пропаганды иразвития еврейского образования в диаспоре, в особенности среди молодежи.Усилия Ицхака Навона были направлены и на усиление еврейской иммиграции вИзраиль. Кроме того, продолжая линию предшественника ЭфраимаКацира, стремился книвелированию материальных, образовательных и социальных различий междуевреями–выходцами из стран Запада и Востока. Оказывал поддержку разного родадобровольным обществам, деятельность которых была направлена на оздоровлениесоциального климата в стране и на поддержку военного строительства. Призывалукреплять самостоятельность и авторитет органов местного самоуправления, поддерживалоснование новых поселений, причем особое внимание уделял освоению отдаленных,неразвитых в экономическом отношении районов и оккупированных территорий.Поддерживал контакты с деятелями науки, культуры и искусства, которым старалсяоказать посильную помощь.
СледующимПрезидентом Государства Израиль стал Хаим Герцог, вступивший в должность 5 мая1983 года. Родился в 1918 году в Белфасте в семье главного раввина Ирландии,ставшего впоследствии главным раввином Израиля. Хаим Герцог получил как еврейскоерелигиозное, так и светское (юридическое) образование и, кроме того, окончилКоролевскую военную школу в Великобритании. В Палестину переехал в 1935 году. Вгоды второй мировой войны являлся резидентом английской разведки в севернойГермании. Во время первого арабо–израильского вооруженного конфликта 1948 годапринимал участие в боевых операциях в звании офицера, а завершил военную службугенералом. Работал военным и политическим комментатором на израильском радио,написал несколько книг (в основном на военную тематику). Занимался общественнойи политической деятельностью. В 1975–1978 годах являлся представителемеврейского государства в ООН. С 1981 года и вплоть до избрания на высшийгосударственный пост являлся депутатом Кнессета. Занимая должность главыгосударства, продолжал укреплять связи между Израилем и еврейскими общинамидругих стран, причем особый акцент делал на расширении еврейского образованиясреди молодых евреев. Содействуя повышению авторитета Президента как в самомИзраиле, так и на международной арене, способствовал укреплениюдемократического правосознания в израильском обществе, подчеркивал важную рольсуда и закона в соблюдении принципов свободы и равенства. Уделял вниманиевыявлению и устранению причин социальных и общественных конфликтов в стране,заботился о воспитании терпимости в общественном сознании и также много ездилпо стране. Скончался 17 апреля 1997 года.
Нынешнийизраильский Президент – ЭзерВайцман (племянник Хаима Вайцмана) – вступил вдолжность 13 мая 1993 года. Вайцман родился в 1924 году в Тель–Авиве. Считаетсяодним из основателей израильских военно–воздушных сил. Во время второй мировойвойны проходил службу в английских ВВС, служил в Египте и Индии. В первойарабо–израильской войне 1948 года участвовал в качестве летчика–истребителя.Затем был назначен начальником оперативного отдела штаба авиации Израиля, авпоследствии – и командующим ВВС страны. Выйдя в отставку в 1969 году, занялсяполитической деятельностью, занимал пост министра транспорта, ряд других важныхгосударственных должностей. На посту министра обороны принимал активное участиев мирных переговорах с Египтом, завершившихся подписанием в 1979 годуКэмп–Дэвидского соглашения. Затем ввиду серьезных разногласий с главойправительства М.Бегиным ушел в отставку6 и занялсяпредпринимательством. Вернувшись в политику четыре года спустя, стал министромпо делам арабского меньшинства, а потом – министром науки и технологии.Прекратил политическую деятельность за год до избрания на пост главыгосударства. ЭзерВайцман полагает, что главной задачей Израиля на современномэтапе является окончательное собирание евреев на исторической родине.Реализация этой цели политического сионизма видится нынешнему израильскомуПрезиденту как решение трех взаимосвязанных задач: достижение дружескихотношений со всеми государствами, которые пока находятся либо в состоянии войныс Израилем, либо не признают его; более успешная абсорбция прибывающих в странуиммигрантов; дальнейшее развитие израильской экономики. Среди иных приоритетныхдля себя направлений деятельности ЭзерВайцман выделяет животрепещущиеобщественные проблемы – такие, как борьбу с распространением наркотиков иповышение безопасности движения на автомобильных дорогах.
Впоследнее время в рамках продолжающегося конституционного процесса в Израилевсе сильнее стали раздаваться голоса о целесообразности принятия новогоОсновного Закона о Президенте страны. Необходимость принятия нового акта высшейюридической силы, затрагивающего статус и полномочия главы еврейского государства,диктуется намерением израильского общества сделать ветви государственной властиболее равноправными и независимыми друг от друга. Основное предполагаемоенововведение будет касаться процедуры избрания Президента страны. Выборы главыгосударства планируется вывести из круга полномочий Кнессета, дабы Президентизбирался в ходе всенародного голосования.
Израильпо сути – парламентская республика. Однако роль Президента в механизмеосуществления государственной власти, неуклонно повышавшаяся с момента провозглашениянезависимости страны, неоспорима. Уже в силу своего положения как «первогогражданина» Израиля Президент находится в центре внимания. И намечающаяся веврейском государстве реформа института президентства лишний раз подтверждает,что даже несмотря на ограниченные возможности осуществления властныхполномочий, Президент Израиля является и будет являться одной из основныхсоставляющих современного конституционного механизма этой ближневосточнойстраны.

Литература
1 Институтпрезидентства в Израиле. – Иерусалим: Министерство образования, культуры испорта, 1994. с. 4.
2 Факты обИзраиле. – Реховот: Израильский центр информации, 1992. с. 60.
3 Институтпрезидентства в Израиле. – Иерусалим: Министерство образования, культуры испорта, 1994. с. 14.
4 Алия. ПанорамаИзраиля. – Иерусалим: Издание Еврейского Агентства. 1991. №№ 269/270. с. 21.
5 Ben Gurion D.Rebirth and Destiny of Israel: New York. 1954. с.489.
6 Краткаяеврейская энциклопедия. – Иерусалим: Кетер, 1976. T.I. c. 626.