Институт заявлений, предложений, жалоб

МИНИСТРЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Тамбовский филиал
Кафедра административного права иадминистративной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: Административное право
Тема: «Институты предложений,заявлений, жалоб»
Выполнил: курсант 12 взвода
рядовой милиции Стребков Д.А
Проверил: преподаватель кафедры
к.э.н., майор милиции
Савина И.А.
Тамбов 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Понятие заявления, предложения,жалобы…………………………. 4
2. Порядок рассмотрения предложений,заявлений, жалоб…………… 7
3. Право гражданина на жалобу……………………………………….12
4. Гарантии при рассмотренииобращений граждан………………… 20
Заключение………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ
Право на защиту жизни,здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим, естественным,неотъемлемым правом гражданина. Государство его легализует, то естьформулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливаетобязанность государственных и муниципальных органов, должностных лиц, служащихв определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, ионо становится регулируемым законом, юридическом правом.
Одна из форм деятельностисубъектов административного права – их обращение друг к другу, к инымгосударственным и общественным структурам. Однако если государственные органы и их должностные лица свои обращения облекают в формы обязательных предписаний(приказов, распоряжений и т.д.), докладных записок, актов  о результатахпроверок, обследований и т.п., то граждане такой возможности не имеют, посколькуони не носители государственно-властных полномочий. Поэтому для них определеныособые формы их обращения в государственные и иные организации. Более того,право обращения в государственные и иные органы закреплено в Конституции вкачестве одного из основных прав гражданина. Причем это право в Конституции, посравнению с прежними конституциями, значительно расширено и уточнено:обращаться можно устно и письменно, индивидуально и коллективно (ст. 33)[1].Естественно, обращения граждан подлежат рассмотрению адресатами в установленномпорядке, что вытекает из положений гл. 2 Конституции о правах и свободахчеловека и гражданина, в частности, из ст. 55 о недопустимости ограничения этихправ и свобод.

1. ПОНЯТИЕЗАЯВЛЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ, ЖАЛОБЫ
Переход к гражданскомуобществу и правовому государству, безусловно, выдвигает требование о том, чтобыобращения членов гражданского общества – граждан – постепенно становились однойиз первых форм их участия в государственной и общественной жизни, важнымисточником информации о реальном состоянии дел на разных участках хозяйственнойи социальной жизни. Они должны рассматриваться в срочном и оперативном порядкеи по ним надлежит принимать необходимые меры.
Обращения граждан вгосударственные и иные организации имеют определенные формы, давно выработанные,широко применяемые на практике и традиционно закрепляемые в законодательстве. Внастоящее время, как граждане, так и органы, куда направляются обращения,руководствуются Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядкерассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Об отдельных формахобращения граждан – заявлениях и особенно жалобах – и порядке их рассмотренияустановлены специальные, частные правила, которыми и руководствуютсясоответствующие органы и должностные лица, например, в КоАП РФ определенпорядок подачи, рассмотрения жалоб и исполнения принятых по ним решений (ст.30.1-30.11)[2].
Итак, обращения граждан –устное и письменное, индивидуальное и коллективное – имеют формы заявления,предложения и жалобы.
Заявление – обращения граждан по поводуреализации прав и свобод, закрепленных Конституцией Российской Федерации,законодательством Российской Федерации. Заявление гражданина содержит обычнопросьбы об удовлетворении его личных прав, законных интересов, оказания помощиматериальными или иными способами, приеме на работу (службу), поступлении впрофессиональное учебное заведение, вступлении в общественное объединение ит.д. Словом, реализация прав гражданина, которые являются только правами, а необязанностями, осуществляются в основном через заявления.
Предложение – обращения граждан, направленные наулучшение деятельности органов внутренних дел и должностных лиц, насовершенствование правовой основы государственной и общественной жизни, решениевопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфердеятельности общества и государства. Предложение содержит мнения автора,которые могут быть и обоснованными: по борьбе с правонарушениями,совершенствованию и улучшению хозяйственных дел и социальной жизни деятельностигосударственного аппарата и т.д., короче говоря, по любому вопросугосударственной и общественной жизни в плане ее улучшения.
Жалобы – обращения граждан с требованиемвосстановления нарушенного действиями (бездействием) и решениями органов илидолжностных лиц, другими гражданами их прав, свобод или иных законныхинтересов. Жалобы гражданина имеют иное содержание и особый правовой статус:
а) основанием дляобращения с жалобой служит только нарушение прав и законных интересовгражданина по его мнению, в заявлениях и предложениях, если и говорится онарушениях закона, то для пояснения и обоснования просьб и предложений;
б) право подачи жалобызаконодательству принадлежит лишь тому лицу, чьи права или законные интересынарушены или от его имени его законному представителю (родителям, усыновителям,опекунам, попечителям) и адвокату;
в) для подачи жалобыобычно устанавливаются сроки, как правило, в 10 суток, например, по КоАП жалобана постановление по делу об административном правонарушении может быть подана втечении этого срока (ст. 30.3), а продлен срок может быть только поуважительным причинам;
г) для жалобы установленаписьменная форма.
Также выделяется еще 3формы обращений, но менее распространенные, чем вышеперечисленные:
·       ходатайства – письменные обращения граждан спросьбой о признании за физическими или юридическими лицами определенногостатуса, прав, свобод.
·       коллективныеобращения граждан –обращения двух или более граждан, в том числе обращения, принятые на митингах исобраниях.
·       петиции – коллективные обращения граждан ворганы города о необходимости проведения общественных реформ или частичногоизменения городского законодательства.

2.ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, ЗАЯВЛЕНИЙ, ЖАЛОБ
Общие правиларассмотрения заявлений, предложений и жалоб установлены таким образом, чтобыобеспечить уяснение обращения, проверку (если необходимо) и принятие решения вкратчайшие сроки компетентными органами и лицами, с целью удовлетворения просьби предложений гражданина в рамках закона.
Эти общие правиласледующие:
1. Государственные и иныеорганы и организации обязаны принимать заявления, предложения и жалобы,рассматривать их, принимать меры и давать ответы заявителям. Условием этойобязанности органа и организации является то, чтобы обращение гражданина поданному вопросу входило в компетенцию органа (организации), тем должностнымлицам, к непосредственному ведению которых относится рассмотрение данноговопроса.
2. Граждане (в т.ч. –индивидуальные предприниматели) и организации вправе обращаться в суд(арбитражный суд) с заявлением по различным делам, вытекающих изадминистративных и иных публичных правоотношений. Это – дела об оспариваниинормативных правовых актов, решений и действий (бездействий) органовгосударственной власти, муниципальных органов, должностных лиц, государственныхи муниципальных  служащих и др. Порядок рассмотрения таких заявлений подробнорегулируется новыми процессуальными кодексами – ГПК РФ, АПК РФ.
3. Орган, получившийжалобу по вопросу, не относящемуся к его компетенции, вправе направить ееконкретному органу, но запрещено направлять жалобы граждан для разрешения теморганам и должностным лицам, действия которых обжалуются.
4. При рассмотрениижалобы необходимо разобраться в ее существе, в случае необходимости истребоватьнужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другиемеры для объективного разрешения вопроса, своевременно сообщать гражданам орезультатах.
5. Определен срокрассмотрения и разрешения обращений граждан: заявлений и жалобы разрешаются всрок до одного месяца со дня поступления в орган (организацию), которые обязаныразрешить вопрос по существу, а не требующие дополнительного изучения ипроверки – безотлагательно, но не позднее 15 дней.
Предложения гражданрассматриваются в срок до одного месяца, за исключением тех, где действуютуставы о дисциплине (транспорт, некоторые отрасли промышленности) можетустанавливать дополнительные или иные особые, частные правила разрешения жалоби заявлений – меньшие сроки, порядок вторичного обжалования и т.д.
В отдельных ведомствах сучетом специфики их деятельности, но в пределах правил общего порядкарассмотрения обращений граждан, действуют свои подробные инструкции о порядкерассмотрения предложений, заявлений, жалоб и организации приема граждан,например, в органах МВД, ФСБ, Российского агентства  по патентам и товарнымзнакам и некоторых других.
Законодательствоустановило ответственность должностных лиц, вплоть до уголовной, за нарушениеустановленного порядка рассмотрения предложений, заявлений и жалоб,бюрократическое отношение к ним, волокиту, а также преследование граждан всвязи с подачей обращений.
Порядок рассмотрения заявлений и жалоб военнослужащих иработников органов внутренних дел.
 
Действующеезаконодательство различает обращения военнослужащих и работников внутренних делв государственные (и иные) гражданские организации и к командованию ВооруженныхСил и в органы внутренних дел.
Впервом случае, т.е. при обращении военнослужащего и работника внутренних дел вгражданские организации, действует общий порядок рассмотрения заявлений, предложенийи жалоб, изложенный выше. При этом, однако, законодательство установило иныеправила рассмотрения обращений данной группы граждан, касающиеся сроковрассмотрения.
Определено,что жалобы военнослужащих, работников органов внутренних дел и членов их семейразрешаются в более короткие сроки, а именно: в центральных органах в срок до15 дней со дня их поступления, в местных органах, на предприятиях и впоступления в орган, обязательный разрешить вопрос по существу.
В техслучаях, когда для разрешения заявления или жалобы необходимо проведениеспециальной проверки, истребование дополнительных материалов либо принятиядругих мер, сроки разрешения заявления или жалобы могут быть в порядкеисключения продлены руководителем или заместителем руководителясоответствующего органа, предприятия, учреждения, но не более чем на 15 дней ссообщением об этом лицу, подавшему заявление или жалобу.
Никакихиных исключений из общих рассмотрения обращений граждан законодательство неустанавливает ни для военнослужащих, ни для работников органов внутренних дел.
Порядокрассмотрения обращений военнослужащих и работников внутренних дел по службе всвоих отраслях регулируются иным законодательством. В общем законодательствеесть отсылочная норма о том, что предложения, жалобы и заявления военнослужащихи работников органов внутренних дел, связанные с прохождением службы, подаются,рассматриваются и разрешаются в соответствии с Уставом внутренней службы иДисциплинарным уставом Вооруженных Сил, другими правовыми нормативными актами.
Нашезаконодательство о статусе Вооруженных Сил, военнослужащих и работников органоввнутренних дел, принятое в последние годы, сделало громадный шаг вперед почасти социальной защиты военнослужащих и работников органов внутренних дел, вчастности, закрепив за ним право обращаться в суд за защитой своих прав, притомэта норма закреплена в законе, т.е. акте, обязательном для всех.
Положениео службе в органах внутренних дел еще более расширило основания для обращениясотрудника в суд за защитой своих прав и законных интересов.
Повопросам службы в Вооруженных Силах и в органах внутренних дел военнослужащий исотрудник органов внутренних дел также вправе обращаться с жалобами,заявлениями и предложениями, рассматриваемыми и разрешаемыми в служебномпорядке в соответствии с воинскими уставами и нормативными актами об органахвнутренних дел и милиции. Это не означает, однако, что здесь имеется особыйдосудебный предварительный порядок рассмотрения, обязательный перед обращениемв суд (военный суд).
Рассмотрениеобращений граждан в органы внутренних дел.
 
Выполнениецентральными и местными органами внутренних дел своих задач возможно приусловии их тесной связи с населением, знания местного быта, национальныхособенностей, материальных сторон жизни и т.д.
Деятельностьорганов и сотрудников органов внутренних дел при охране порядка, административномнадзоре, разрешительной системы, борьбе с преступностью и т.д. самымнепосредственным образом связана с гражданами, их правами и обязанностями.Многие действия граждан возможны только с разрешения органов внутренних дел.
Поэтомуработа с обращениями граждан в системе органов внутренних дел – одни из самыхважных участков их деятельности.
Началоэтой работы – прием граждан в органах внутренних дел.
Ведомственнымиактами установлен определенный порядок приема: личный прием граждан обязаныпроводить руководители и другие должностные лица органов внутренних дел, вопределенные дни и часы, включая выходные дни, о чем должно быть известнонаселению. Руководители органов внутренних дел должны анализировать обращенияграждан с тем, чтобы выявлять обстоятельства и причины, вызывающие нарушения ихправ и законных интересов.
Извсех форм обращений граждан – заявлений. Жалоб, предложений – в органывнутренних дел поступает наибольшее число заявлений. Это непосредственносвязано с паспортной системой (получение паспорта, прописка, выписка),регистрационными полномочиями органов внутренних дел (транспортные средства,регистрация иностранных граждан и лиц без гражданства, дактилоскопическаярегистрация и т.д.), выдачей лицензий и разрешений (по обороту оружия, назанятие частной детективной и охранной деятельностью, на некоторые виды работ,въезд в запретные зоны и т.д.), с поисками пропавших граждан и т.д.

3.ПРАВО ГРАЖДАНИНА НА ЖАЛОБУ.
Правогражданина обжаловать акты субъектов власти – атрибут демократическойорганизации государства, общества. Оно обусловлено особенностями властныхотношений, ассиметричных, построенных на началах неравенства сторон. В такихправоотношениях одна из сторон, обладающая властными полномочиями, имеет праворешать вопросы. Опыт развития человеческого общества свидетельствует о том, чтоакты субъектов власти могут быть дефектными. Причины дефектности различны:выбор не самого лучшего варианта из-за небрежности, пристрастности,некомпетентности; злоупотребление правом и др. Поэтому в интересах дела правоодной стороны решать, использовать власть должно быть уравнено правом другойстороны обжаловать акт, требовать его пересмотра, отмены, изменения.
Вадминистративно-правовых отношениях права невластного субъекта, гражданиназащищаются главным образом его обращениями в государственные органы,правозащитные и иные общественные организации. Жалобы обеспечивают оперативнуюзащиту прав граждан, оперативное устранение допущенных нарушений. С другойстороны, они способствуют устранению недостатков в работе субъектов власти, укреплениюзаконности, а значит, улучшению работы администрации.
Дляуяснения юридических свойств и процедур разрешения все жалобы граждан следуетподелить на два типа:
·       административные, то есть рассматриваемые во внесудебном,в административном порядке.
·       судебные, рассматриваемые судами в процессеосуществления правосудия, в порядке уголовного, гражданского, арбитражного иконституционного судопроизводства. Иными словами, ко второму типу относятсяобращения граждан в суд, решения по которым принимаются на основе норм УПК РФ,АПК РФ, ГПК РФ. К этому типу обращений относят и жалобы, рассматриваемые судамиконституционной юрисдикции.
Обращенияграждан в суд закон называет жалобами и исками. Их общее название– судебная жалоба – является в определенной степени условным. Среди нихможно выделить:
—   наадминистративные акты, рассматриваемые в порядке административной юрисдикции;
—   по делам частногообвинения;
—   надзорные.
Этижалобы граждан являются юридические фактами, приводящими в действие механизмправосудия, и результат рассмотрения которых – акт правосудия, решающий судьбувозбужденного жалобой уголовного или гражданского дела.
Средиадминистративных жалоб по правовым признакам различаются общая и специальная.
Правона общую административную жалобу сейчас фактически является абсолютным, неограниченнымнеотчуждаемым правом гражданина. Каждый дееспособный человек может подать ее полюбому значимому для него поводу в любое время. Для реализации этого права ненужно чьего-либо предварительного согласия. Хотя в ст. 33 Конституции РФговорится о праве граждан России на обращение, бесспорно, что право наобращение и его разновидность – право на жалобу – от гражданства не зависит.Его имеют и граждане, и иностранцы, и лица без гражданства.
Правона общую жалобу не ограничено по содержанию. Обжалованы могут быть любыедействия, а также бездействие работников любых органов, предприятий,учреждений, организаций, расцениваемые как неправильные. Предмет жалобы – нетолько незаконные, но и нецелесообразные или аморальные деяния. Предметомжалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самогогражданина, так и других лиц. Обращение гражданина может быть направлено назащиту не только чьих-то личных, но и общественных интересов.  В федеральномзаконе «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан» 14 декабря 1995 года N 197-ФЗговорится об обжаловании действий должностных лиц, государственных иобщественных органов. На практике данное положение толкуется значительно шире.Нередко граждане пишут о бездействии служащих, о непринятии надлежащих мер кнарушителям общественного порядка, обжалуют действия работников, не являющихсядолжностными лицами. Можно найти немало писем, содержащих претензии граждан кработе аптек, больниц, клубов, школ и других учреждений.
Ккому можно обратиться с жалобой? Статья 4 федерального закона «Обобжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»называет адресатов жалоб. В ней сказано: «Гражданин вправе обратиться сжалобой… к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органуместного самоуправления, учреждению, предприятию или объединению, общественномуобъединению, должностному лицу, государственному служащему»[3].Федеральным законом предусмотрено также, что органы прокуратуры, депутатыпредставительных органов рассматривают и проверяют жалобы граждан, а значит,общие административные жалобы могут быть направлены и этим адресатам.
Оченьшироки возможности для обжалования и с точки зрения формы их реализации. Общиеадминистративные жалобы граждане могут подавать лично, через своихпредставителей, используя средства связи. Такие обращения могут бытьписьменными и устными, индивидуальными и коллективными.
Подачаобщей административной жалобы не ограничена каким-либо сроком. В законеотсутствуют и количественные ограничения права на жалобу. По одному и тому жефакту гражданин может обращаться много раз в один и тот же либо в разные органы,одновременно или в разное время. Представляется, что если в компетентнуюорганизацию непосредственно или из другой организации поступает повторноеписьмо, содержание которого аналогично первому, то очередную проверку можно непроводить.
Но внастоящее время существует ряд вполне оправданных ограничений для лиц,использующих право на общую административную жалобу.
1.Она должна быть изложена на государственном, то есть русском языке. Из этогообщего правила возможны исключения. Например, если в субъекте Федерацииустановлен еще и свой государственный язык; если лицо воспринимающее жалобу,способно понять смысл изложенного на ином языке.
2.Письменное обращение граждан должно быть им подписано с указанием фамилии,имени и отчества и содержать, помимо изложения существа предложения, заявлениялибо жалобы, также данные о месте его жительства, работы и учебы. Обращение, несодержащее этих сведений, признается анонимным и рассмотрению не подлежит[4].
3.Наличие акта правосудия блокирует производство и по общей, и по специальнойадминистративной жалобе.
4. Нерассматриваются обращения, содержащие выражения, оскорбляющие честь идостоинство других лиц.
5.Средства массовой информации не обязаны отвечать на письма граждан.
Правона специальную административную жалобу чаще всего является еще одним способом защиты прав, оно неконкурирует с правом на общую административную жалобу, а дополняет его.
В ихчисле:
—   на действия ибездействия таможенных органов, подача и рассмотрение которых регулируется ст.404 – 415 Таможенного кодекса РФ;
—   на акты налоговыхорганов, подача и рассмотрение которых регулируется ст. 137 – 141 Налоговогокодекса РФ;
—   связанные сизобретениями, открытиями, рационализаторскими предложениями, порядокрассмотрения регламентируется федеральным законодательством;
—   рассматриваемые впорядке производства по делам об административных правонарушениях;
—   направляемыеУполномоченному по правам человека Российской Федерации и уполномоченному поправам человека субъектов Федерации;
—   вытекающие изотношений, складывающиеся внутри коллективов организаций и общественныхобъединений, регулируемых федеральным законодательством, их уставами иположениями;
—   иные жалобы, вотношении которых законодательством установлен специальный порядок рассмотрения
Специальныежалобы имеют такие особенности:
—   наличиеспециальных норм, регулирующих основания и порядок работы с ними;
—   специальныеоснования для обжалования (приказ руководителя, постановление по делу обадминистративном правонарушении и т.д.), прямо названные в законе;
—   четкоеопределение субъектов жалобы, признание таковыми, как правило, лишьопределенных, лично заинтересованных в деле лиц и их законных представителей;
—   четкоеопределение письменной формы и адресатов жалобы;
—   специальные срокиподачи жалоб;
—   особенности впроизводстве по конкретным видам жалоб.
Лицо,подавшее жалобу, до принятия решения может ее отозвать на основании письменногозаявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо на подачу повторной жалобы потем же основаниям в тот же орган или тому же должностному лицу.
Правуграждан на жалобы корреспондирует обязанность государственных и муниципальныхорганов, организаций, должностных лиц и иных субъектов власти создавать условиядля ее реализации. Они должны:
·       разъяснитьгражданам такое право;
·       принимать иустные, и письменные жалобы;
·       информировать оработе с обращениями их авторов;
·       систематическиобобщать обращения с целью изучения общественного мнения, совершенствованиясвоей работы, своевременного выявления и устранения причин нарушений прав изаконных интересов граждан.
За организациюработы с жалобами и иными обращениями граждан руководитель организации несетличную ответственность.
Заплохую работу с жалобами он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию.Сам руководитель вправе привлечь к дисциплинарной ответственности подчиненныхработников.
Производствопо общим административным жалобам граждан.
Впроизводстве по общим административным жалобам можно выделить четыре стадии.
Перваяиз них – стадия первичной обработки. Здесь получают письма, выслушивают устныеобращения и регистрируют их. В пятидневный срок руководитель обязан обеспечитьпервичное движение жалобы, то есть определить, кто и как будет работать сжалобой, либо переслать ее в компетентную организацию. Если жалоба являетсяповторной, то к ней необходимо приобщить все материалы предыдущегорассмотрения.
Втораястадия – проверка жалобы (анализ ситуации). Прежде всего, должна бытьсобрана и проанализирована информация, необходимая для принятия решения. Иногдадля проверки образуются специальные комиссии. К проверкам привлекаютсяспециалисты, активисты.
Проверяющиемогут использовать разнообразные, не запрещенные законом средства изученияситуации: беседы с людьми, ознакомление с документами, ревизии, обследования,замеры и др.
Наэтой стадии лицо, подавшее жалобу, вправе:
·       лично изложитьдоводы лицу, рассматривающему обращение;
·       знакомиться ситоговыми материалами проверки;
·       представлятьдополнительные материалы или ходатайствовать об их истребовании;
·       пользоватьсяуслугами адвоката, переводчика.
Иногдапо результатам проверки составляются справки, содержащие соответствующие выводыи предложения.
Третьястадия – принятие решения по жалобе. Следует отметить, что в любойвластной деятельности принятие акта (решения, закона, приговора) являетсяцентральным моментом функционирования. А стадия принятия решения – главная влюбом административном производстве.
Общийсрок рассмотрения жалоб граждан – один месяц. Из этого правила установлены триисключения.
1.Заявления и жалобы, не требующие дополнительного изучения и проверки, решаютсябезотлагательно, но не позднее 15 дней.
2.Если для разрешения обращения необходимо проведение специальной проверки,истребование дополнительных материалов, либо принятие других мер, срокпроизводства может быть продлен руководителем организации или его заместителем,но не более чем на один месяц.
3.Жалобы военнослужащих и членов их семей разрешаются в центральных органах в15-дневный, а в местных – в 7-дневный срок. В случае необходимости срок можетбыть продлен, но не более, чем на 15 дней.
Закончетко определил начало течения срока разрешения жалобы – со дня ее поступленияв государственную или общественную организацию, обязанную решить вопрос посуществу.
Срококанчивается в день принятия (подписания) решения, а если оно не принимается,концом срока следует считать дату подписания ответа на письмо гражданина. Приэтом, если окончание срока рассмотрения жалобы приходится на нерабочий день,днем окончания срока следует считать первый следующий за ним рабочий день.
Врезультате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
— ополном удовлетворении жалобы;
— очастичном удовлетворении жалобы;
— оботказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, истечениемсрока, невозможностью ее проверки и т.д.).
— оразъяснении по поставленным вопросам (о их подведомственности, правовомрегулировании).
Четвертаястадия производства по жалобам – исполнение принятого решения. Преждевсего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устнуюможно ответить и устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если оначастично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактическиничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимыемеры для восстановления нарушенных прав гражданина, принести ему извинения. Попросьбе гражданина о принятых мерах необходимо проинформироватьзаинтересованных в рассмотрении жалобы лиц.

4.ГАРАНТИИ ПРИ РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН.
Обращениеграждан – это их только право, не обязанность. Поэтому результат обращениябудет положительным лишь тогда, когда есть определенные гарантии реализациитакого права со стороны государства и должностных лиц.
Вчисле первых гарантий должна быть названа Конституции РФ. В  ст. 33 закрепленоправо граждан на обращение в государственные и иные организации. Есть ли вОсновном Законе конституционные гарантии этого права граждан? В ст. 55 общиедля всех прав граждан гарантии, в ст. 19 прямо записано, что государствогарантирует права и свободы и их равенство для всех граждан. Более глубокаягарантия определена в ст. 18 Конституции: права и свободы гражданина определяютсмысл, содержание и применение законов, практическую деятельностьгосударственных и других органов и организаций. Следующая гарантия реальностиобращений граждан это конкретный рычаг, живое организационное средствогосударства – правосудие. В правовом государстве правосудие – первейшее и самоеверное средство обеспечения прав и свобод членов гражданского общества. Такаягарантия в новой Конституции защищена в ст. 18: права и свободы человека игражданина обеспечиваются правосудием. В обеспечении этой статьи Конституциидействуют, как отмечалось, специальный федеральный закон «об обжаловании всуд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 14 декабря 1995 годаN 197-ФЗ, нормы ряда новых кодексов (КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ) и другихфедеральных и региональных актов.
Вкачестве гарантий реализации права граждан на обжалование, действующихпостоянно, следует назвать государственный контроль и государственный надзор.
Контрольныеполномочия общественного характера и масштаба осуществляют в настоящее времяряд ведомств: Главное контрольное управление Президента, налоговые органы и др.В поле зрения этих органов находятся и обращения граждан.
Изчисла надзорных органов ведущее место в осуществлении надзора занимает надзорорганов прокуратуры. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»одной из задач ставит рассмотрение и разрешение в прокуратуре заявлений и жалобграждан (ст. 10) и надзор за соблюдением порядка рассмотрения обращений гражданв других организациях (ст. 1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вданной контрольной работе рассмотрен институт предложений, заявлений, жалоб.Возможность обращаться в государственные и другие органы с заявлениямипредложениями и жалобами является не только правом любого человека игражданина, но и неотъемлемой составляющей правового государства. Данное правогарантируется человеку и гражданину Конституцией Российской Федерации.
Болееподробно рассмотрен институт жалоб, т.к. на ровне с ним два остальных институтаменее распространены в повседневной жизни. Полностью рассмотрен порядок подачи,рассмотрения и вынесения решений по жалобам. Законодатель установил широкийкруг защиты граждан от противоправных действий (бездействий) в число которых ивходит подача жалобы. За нарушение требований к рассмотрению жалоб должностноелицо или орган может быть привлечено к дисциплинарной, а иногда и к уголовнойответственности.
Затем чтобы права граждан не были ущемлены государство создает контрольные инадзорные органы, в компетенцию которых входит выявление ошибок, недостатков,нарушений в действиях должностных лиц и органов.
Институтпредложений, заявлений, жалоб играет значимую роль в жизни каждого человека,реализуя его права, закрепленные в нормативно-правовых актах. Он является однимиз блоков фундамента демократического государства.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РоссийскойФедерации, принятая 12 декабря 1993.
2. Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (сизм. и доп.).
3. Налоговый кодекс РФ (сизм. и доп.).
4. Арбитражныйпроцессуальный кодекс Российской Федерации
от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп.).
5. Федеральный закон«Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан» 14 декабря 1995 года N 197-ФЗ.
6. Манохин В.М., АдушкинЮ.С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд., испр. и доп. –Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Сарат. гос. академия права», 2003.