Министерство образования Республики Беларусь
УО «ВГТУ»
Кафедра экономики
Курсовая работа по макроэкономике
на тему: Инструменты и методы антициклического регулированияэкономики
Витебск 2009
Содержание
Введение
1. Цикличность развития в рыночной экономике. Необходимостьантициклической политики
2. Способы и инструменты антициклического регулирования
3. Основные направления антициклической политики в РеспубликеБеларусь
Список использованных источников
Введение
Проблема циклическогоразвития экономики была интересной и актуальной во все времена, так какцикличность движения является основной закономерностью рыночной экономики. Всесистемы в природе, не только рыночная экономика, развиваются в ритме цикличнойдинамики. Теория экономических циклов является лишь составной частью теориициклично-генетической динамики.
Теория циклов существуетбез малого два с половиной тысячелетия – с тех пор как греческие философы,обобщая накопленные эмпирические знания, попытались проникнуть в сутьпериодической повторяемости явлений, которая отчетливо проявилась в природе ибыла отмечена в развитии общества. И хотя первоначально цикл отождествлялся скругом, с тождественными повторениями одних и тех же фаз движения, — по мереразвития теории циклов на каждой следующей ступени научного познания понятиецикла все более отождествлялось со спиралью, с волнообразными колебаниями,чередованием подъемов и кризисов (при переходе к новому качественному состояниюсистемы).
Экономическая историясвидетельствует, что рост экономики никогда не бывает гладким и равномерным. Занесколькими годами оживления деловой активности и процветания следует спад илидаже паника, или крах. Так, экономический рост — это не плавный, равномерносовершающийся подъём. В движении общественного производства есть годы, когдарост общего объема производства происходит очень быстро, в другие годы —медленнее, иногда происходит даже спад. Регулярно повторяющиеся за определенныйпромежуток времени колебания в движении общественного производства означают «циклический»характер его развития. Диапазон единичного цикла охватывает движение экономикиот одного кризиса к другому, или, считая иначе, от одной точки взлета («бума»)к другой.
Экономический циклохватывает всевозможные стороны жизни общества. Он проникает всюду — впроизводство, строительство, занятость, доход, на фондовую биржу, и в политику.Даже такие неэкономические явления как рождаемость и браки ощущают на себе всюполноту кризиса.
Современное государстворасполагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев»экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибкоиспользуется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль(на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает)деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя системульгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные группыпредприятий. В тех же целях используется кредитная политика — понижая илиповышая учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительнымвложениям капитала или сводить их на нет. Большой вклад в развитие производстваи сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так,финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например,производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнесав необходимых обществу сферах деятельности. Таким образом, проблема цикличностиэкономики актуальна во все времена.
Целью работы являетсярассмотрение теоретических основ цикличности экономики и проблем проведенияациклической политики в переходной экономике Республики Беларусь.
Задачами работы являются:
1.Рассмотрениецикличности в развитии экономики;
2. Изучение способов и инструментовантициклического регулирования;
3.Анализ направленийантициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусь.
Первая глава посвященатеоретическим аспектам рассматриваемой темы, раскрытию понятий, классификаций.Вторая глава посвящена рассмотрению ключевых концепций и методовантициклического регулирования. В третьей главе автором представлены возможныенаправления антициклической политики в условиях переходного периода РеспубликиБеларусь.
При написании даннойконтрольной работы широко использовалась литература по предметам: «Экономическаятеория», «Банковское дело», «Теория налогов», «Государственныйбюджет».
Изучением вопросовцикличности, а также антициклической политики, занимаются многие ученые средибелорусских это Абрамов И.М., занимающийся исследованием проблем реформированиябелорусской экономики, Петровская Л.М., занимающаяся исследованием моделейоткрытой экономики и стабилизационной политики, Миксюк С.Ф., освещающаядинамику и факторы развития белорусской экономики, Бондаренко Н.Н. и НовиковаМ.М., рассматривающие статистический аспект данной проблемы.
1. Цикличность развития врыночной экономике. Необходимость антициклической политики
Для рыночной экономикихарактерны периоды преимущественно экстенсивного и преимущественно интенсивноготипов экономического роста. В основе такого чередования лежит, прежде всегоцикличность экономического движения.
Цикличностьэкономического развития — это непрерывные колебания рыночной экономики, когдарост производства сменяется спадом, повышение деловой активности — понижением.Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночнойконъюнктуры. Периоды повышения экономической активности характеризуютсяпреимущественно экстенсивным развитием, а периоды понижения экономическойактивности — началом преимущественно интенсивного развития. Следовательно, циклявляется постоянной динамической характеристикой рыночной экономики, без негонет развития экономики. Экономический цикл — это форма движения и развитиярыночной экономики. Промежуток времени между двумя одинаковыми состояниямиэкономической конъюнктуры называется экономическим циклом. [11]
В структуре циклавыделяют высшую (пик) и низшую точки активности и находящиеся между ними фазыспада (рецессии) и подъема (экспансии).
Низшая точка спадахарактеризуется следующими чертами: возникает перепроизводство товаров посравнению с платежеспособным спросом на них. В результате избытка предложенияпроисходит падение цен, и, как следствие, имеет место резкое сокращение объемапроизводства. Данный процесс провоцирует рост безработицы, снижает уровеньжизни и еще больше уменьшает совокупный спрос. В кризисное состояниевтягивается кредитная сфера, поскольку возникает потребность в наличности принедостатке ее предложения. В подобной ситуации предприниматели готовы платитьвысокие проценты за кредит, но массовое изъятие вкладов лишает банкивозможности предоставлять ссуды.
Фаза подъемахарактеризуется восстановлением объема производства на прежнем уровне.Значительно растут товарные цены, сокращается безработица, в результатевозрастания спроса на ссудный капитал повышается уровень ссудного процента.
Пику цикла соответствуетнаиболее высокая занятость, деловая активность, значительный уровень цен,ставки зарплаты и ссудного процента.
Спад характеризуетсясокращением производства и занятости, в результате превышения предложениятоваров над их спросом начинается падение цен. Капитал не находит применения впромышленности, торговле и стекается в банки, это вызывает рост наличности принезначительном спросе на нее. Как следствие, ссудный процент значительнопадает.
В экономическойлитературе циклы различной продолжительности получили названия по имени ихисследователей. Так, циклы продолжительностью 3—4 года, именуются как циклыКитчика, 10-летние циклы — циклы Жугляра или циклы Маркса, 15—20-летние циклы —циклы Кузнеца, 40—60-летние циклы — циклы Кондратьева.
Основу экономическогоцикла составляют периодически возникающие экономические кризисы. Движениепроизводства от одного экономического кризиса до начала другого и называетсяэкономическим циклом.
Так, действительно,экономический цикл включает четыре фазы: кризис, депрессия, оживление и подъем.Главную фазу экономического цикла составляет кризис. В нем заключены основныечерты цикла.
С ним кончается одинпериод развития и начинается новый. Без кризиса не было бы цикла, апериодическое повторение кризиса придает рыночной экономике циклическийхарактер.
Современная рыночнаяэкономика функционирует в условиях активного воздействия на нее государства.Государственное воздействие на экономику способно существенно повлиять на ходэкономического цикла, меняя характер экономической динамики: глубину и частотукризисов, продолжительность фаз цикла и соотношение между ними. Под влияниемгосударственного воздействия меняется механизм циклического движения.
Действующая в условияхрегулируемой рыночной экономики комплексная система постоянногогосударственного воздействия на циклическое воспроизводство характеризуетсявысоким уровнем централизации финансовых ресурсов в руках государства, широкимимасштабами его целенаправленного вмешательства в процесс воспроизводства,развитием и диверсификацией инструментария экономического регулирования.
Государственноерегулирование направлено на смягчение циклических колебаний, поэтому оно носитантициклический характер. Важнейшими методами, с помощью которых государствовоздействует на экономический цикл, выступают кредитно-денежные ибюджетно-налоговые рычаги. Во время кризиса государственные меры направлены настимулирование производства, а во время подъема — на его сдерживание. Так, сцелью ослабления «перегрева» экономики государство в фазе подъемаспособствует дальнейшему удорожанию кредита, вводит новые налоги и повышаетстарые, отменяет ускоренную амортизацию и налоговые льготы на новые инвестиции.В условиях кризиса, наоборот, государственные меры направлены на удешевлениекредита, сокращение налогов, на ускоренную амортизацию и налоговые скидки нановые инвестиции.
Следовательно,современный механизм самонастройки рыночной экономики через циклические кризисымодифицировался. Переплетение стихийно-рыночного механизма функционированияэкономики в форме циклических кризисов с сознательным государственнымвоздействием на воспроизводственный процесс усложняет «очистительную»функцию кризисов, изменяет течение цикла в целом. Поэтому меняются содержаниеэкономического цикла, формы проявления циклов и кризисов, механизм цикла.
Неотъемлемым элементомсовременного экономического цикла стала инфляция. Инфляция взаимодействует сциклическим движением экономики. Это сказывается, прежде всего, на изменениимеханизма цикла, в котором теперь переплетаются циклические закономерностидвижения цен (их падение в фазе кризиса и рост в фазе подъема) сценообразующими факторами государственного регулирования (вызывающими ростцен).[11]
В современных условияхкрупный капитал приспосабливается к платежеспособному спросу путем сокращенияпроизводства при сохранении высоких цен. Государство, в свою очередь, помогаеткрупным фирмам «управлять» таким путем кризисом. Поэтому модификацииценового механизма выражаются в уменьшении «чувствительности» цен ккризисному сужению рыночного спроса и увеличению этой чувствительности к ростуспроса. В результате циклическое расширение рыночного спроса на товары и услугиоказывает большее влияние на движение цен, чем кризисное сужение рынков сбыта.Следовательно, движение цен в современных кризисах отражает противоборство двухтенденций: повышательной, связанной с деятельностью крупного капитала игосударства, и понижательной, порождаемой циклическим сокращением емкости рынка.Другими словами, механизм современных капиталистических циклов сочетает в себекризис и инфляцию.
Меняются и формыпроявления современных циклов и кризисов. Это выражается: в синхронизациициклического движения в разных странах, что ограничивает возможности смягчениякризисных процессов за счет расширения экспорта; в учащении циклическихкризисов и сокращении длительности цикла; в относительном уменьшении глубиныкризисов; в неустойчивости фаз оживления и подъема; в изменении показателеймасштабов и глубины кризисов.
Особое место всовременном циклическом воспроизводстве занимают мировые экономические кризисы1974—1975 гг. и 1980—1982 гг. Для США показатели этих кризисов таковы: падениепромышленного производства составило в кризисе 1974— 1975 гг. 13,8%, а вкризисе 1980—1982 гг. — 20,8%; прирост потребительских цен — соответственно 9,1и 13,5%; уровень безработицы — 9,2 и 10,4%.
Кризисы 1974—1975 гг. и1980—1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений(падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузкапроизводственных мощностей) с постоянным ростом цен. Поэтому они получилиназвание стагфляционных кризисов (и циклов соответственно). Эти два процессапереплелись со структурными кризисами (энергетическим, продовольственным,сырьевым, экологическим).
Структурные кризисыпорождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслейпроизводства. Поэтому они носят длительный характер и не укладываются в рамкиодного экономического цикла. Функция структурных кризисов — временноеразрешение противоречий международного разделения труда. Их возникновениесвязано с конфликтом между развитыми государствами и развивающимися странамипосле крушения колониальной системы. Это выразилось в глубокойдиспропорциональности мирового развития, когда низкие цены на нефть и сырье,навязанные молодым развивающимся странам, привели к относительной нехватке этихтоваров. Установление суверенитета, распоряжение своими природными ресурсамипозволили развивающимся странам добиться более справедливых цен на сырье иувеличить доходы от экспорта. Но развитые страны сумели в 80-е годы за счетприменения дешевых заменителей и перехода на ресурсосберегающие технологиидобиться снижения цен на нефть и сырьевые товары.
Особенности современныхциклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования,выразившимся в несостоятельности антициклической политики государства, вбанкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическоевоспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целейгосударственной политики фактическим результатам регулирования экономики:вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полнаязанятость обернулась массовой безработицей; «стабильность» цен —хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственногодолга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительнымфактором неустойчивости экономики.
Кризис государственногорегулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся ситуации, ноне путем отказа от государственного регулирования циклического производства, апосредством перестройки его форм и методов. Направленность государственнойполитики изменилась от антициклической к антиинфляционной.
Приспособление к новымвоспроизводственным пропорциям осуществляется в современном хозяйстве преждевсего конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значениестимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Обэтом свидетельствуют циклические спады: в 1989—1991 гг. — в США, в 1990—1993гг. — в европейских странах, в 1991—1995 гг. — в Японии. Кризисное падениепроизводства создало условия для циклического оживления, а затем и ростапроизводства, который начался с 1996 г.
Вместе с тем всовременных кризисах менее подвижны такие экономические параметры, как цены,зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственныедиспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условияхучаствуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размерыденежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономическихпараметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.
Таким образом,цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мировогохозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционированияразличных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционныхстадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейшийфактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономическогоравновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентовцикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболеехарактерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а поспирали. Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеетсвои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретныхпоказателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как висторическом, так и в региональном аспектах.
2Способы и инструменты антициклического регулирования
Современное государстворасполагает целым набором экономических инструментов, способных сдержать «перегрев»экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибкоиспользуется налоговая система: повышая или понижая ставки налога на прибыль(на добавленную стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает)деловую активность в определенных сферах деятельности. А используя системульгот, можно осуществлять целенаправленное воздействие на конкретные группыпредприятий.
В тех же целяхиспользуется кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента,можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их нанет.
Большой вклад в развитиепроизводства и сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства.Так, финансирование за счет бюджета крупных программ развития (например,производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки для развития бизнесав необходимых обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какоевлияние на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-е годыкрупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитиюмногих связанных с этим отраслей, — автомобилестроению, металлургии,машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображаютна рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом — как символ высокойприбыльности и экономического прогресса).
Существуют различныевзгляды на причины циклических колебаний, однако, несмотря на значительныйразброс взглядов и различную расстановку акцентов при выработке антициклическойполитики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианствои неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируетсяна регулирование совокупного спроса, второе — на регулирование совокупногопредложения. Для наглядности можно представить их различие в виде таблицы 2.1.
Таблица 2.1.Признаки Неокейнсианство Неоконсерватизм
Ориентации
Цели
Приоритеты регулирования
Оценка роли государства
На спрос
Регулирование хозяйства в целом
(макроэкономика)
Налогово-бюджетная политика
Кредитно-денежная политика
Поощрение
На предложение
Создание стимулов деятельности
(микроэкономика)
Кредитно-денежная политика
Налогово-бюджетная политика
Ограничение
Источник: собственнаяразработка на основе [11, с.196]
В зависимости от исходныхустановок и ориентиров сторонники того или иного направления по-разному решаютпроблемы сглаживания циклических колебаний, по-разному оперируют инструментами,находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этихцелей.
Например, сторонникикейнсианских рецептов большее внимание уделяют бюджетной политике (главнымобразом это связано с увеличением или уменьшением расходов государства) иналоговой политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости отсостояния экономики).
Сторонникинеоконсервативных рецептов уделяют большое внимание проблеме денег и кредита.Главным образом это вопрос объема денежной массы и его регулирования.
По-разному решаетсяпроблема участия государства в происходящих процессах — в политикерегулирования экономики в целом и в области сглаживания циклических колебаний.
Несмотря на такие,казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями тогофакта, что, во-первых, государство в состоянии сглаживать циклическиеколебания, и, во-вторых, государство должно это осуществлять в целях достиженияи поддержания экономической стабильности. Существует и общее понимание того,какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная напреодоление циклических колебаний.
В фазе спада всемероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловойактивности. В области налоговой политики это означает снижение ставок,предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политикиускоренной амортизации. При этом сторонники кейнсианских взглядов большеуповают на рост государственных расходов, которые рассматриваются какстимулятор накопления. Налоговые мероприятия больше дополняют бюджетные, и вкомплексе они ведут к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете — ипроизводства.
Что же происходит вобратном случае, то есть в период подъема экономической конъюнктуры? Государствов целях предотвращения перегрева экономики и связанных с этим болезненныхявлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающуюпротивоположные мероприятия в области налогово-бюджетной и кредитно-денежнойполитики.
Налогово-бюджетнаяполитика такого периода характеризуется повышением ставок налогов, сокращениемгосударственных расходов, ограничениями в области проведения амортизационнойполитики. Именно на налогово-бюджетную политику ориентируются теоретикикейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят ксглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет вконечном счете к некоторому спаду экономической активности.
Однако фискальнаяполитика имеет ряд недостатков:
Разрыв восприятия, т. е.требуется некоторое время, чтобы осознать на какой стадии цикла находитсяэкономика
Административный разрыв.Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определеннаяэкономическая политика приводится в действие. За это время экономическаяситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика можетоказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.
Функциональный разрыв.Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах имоментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимоотметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставкуналога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооруженийуходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налоговмного времени не уходит.
Популярностьстимулирующих мер. Стимулирующие меры фискальной политики обычно болеепопулярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики.Увеличение социальных расходов государства и снижение налогов обычноприветствуется большей частью населения и может принести больше голосовизбирателей тому или иному политику. Поэтому многие критики обвиняют политиковв пристрастии к стимулирующим мерам фискальной политики.
Кредитно-денежнаяполитика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой целииспользуются финансовые механизмы. Основными инструментами кредитно-денежнойполитики являются:
операции на открытомрынке
изменение резервной нормы
изменение учетной ставки
При помощи этихинструментов государство регулирует предложение денег, процентную ставку,доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительногопользования (изменения экономических параметров перечислены впричинно-следственном порядке).
При недостаточностисовокупных расходов государство должно проводить так называемую политику «дешевых»денег, которая направлена на увеличение массы денег в обращении и подразумевает:
покупка ценных бумаг
снижение резервной нормы
снижение учетной ставки
В результате проведения вжизнь вышеперечисленных мер происходит удешевление кредита и облегчение доступак нему, что в свою очередь является необходимым условием увеличения массы денегв обращении.
Если же в экономикеуровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, тонеобходимо предпринять следующие шаги:
продажа ценных бумаг
повышение резервной нормы
повышение учетной ставки
Такой набор мер получилназвание политики «дорогих» денег. Политика «дорогих» денегпреследует цель подорожания кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массуденег в обращении и совокупный спрос.
Применениекредитно-денежной политики также имеет определенные сложности и недостатки:
Ослабление контроля запредложением денег.
Циклическая ассиметрия.
Изменение скоростиобращения денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денегменяется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Чтосводит на нет применение кредитно-денежной политики.
Инвестиционный эффект.Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов измененияинвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.
Таким образом, государстводолжно проводить в целях сглаживания циклических колебаний, в период спадаполитику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева»экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи какбюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.
Учитывая вышеизложенныенедостатки, многие экономисты вообще считают антициклическую политикугосударства бесполезной и даже вредной. Они сравнивают антициклическую политикусо стрельбой по движущейся мишени. Как только правительство, путем анализаразличных экономических параметров определяет стадию цикла и определяет какуюполитику целесообразнее проводить (т. е. вычисляет координаты мишени) и потомпереходит к выполнению этой политики (производит выстрел), экономическаяситуация в стране кардинально меняется (меняются координаты мишени), и политикане дает нужного эффекта (стрелок промахивается). Некоторые экономисты дажесчитают, что экономические циклы времен регулируемой государством рыночнойэкономики являются результатом неправильных решений государственных чиновников.
Однако, несмотря на всесложности и недостатки антициклической политики правительства почти всех стран проводятее, разумеется, в каждой стране с учетом ее социо-культурных, экономических идругих особенностей.
3 Основные направленияантициклической политики в Республике Беларусь
Современная белорусскаяэкономика находится в стадии становления рыночных отношений. Пока еще нетполных оснований назвать движение отечественной экономики циклическим, хотяналицо и спады производства, и инфляция, и кризис инвестиций. Характер всехэтих процессов отражает в большей степени последствия развалаадминистративно-командной системы, нежели механизм рыночной экономики, которыйнаходится только в стадии формирования.
Для становлениянезависимой Беларуси был характерен стагфляционный цикл, характеризующийсяинфляцией, безработицей, спадом производства, в настоящее время экономикаБеларуси успешно развивается, но тем не менее на начало 2007 года был отмеченструктурный (энергетический) кризис, что обратно привело к спаду производства, увеличениюинфляции и безработицы.
Для становленияциклической формы движения в отечественной экономике необходимы существенныеинвестиционные вливания в производство, которые в условиях научно-техническогопрогресса и стихийного рыночного механизма функционирования экономикиприобретут колебательные движения. Экономический цикл станет механизмомсаморегулирования, а кризисы будут выполнять роль качественного структурногофактора обновления основного капитала.
В 2005 году сохраняласьтенденция динамичного развития экономики страны. В основном были выполненыпараметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на2005 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 сентября2004 года № 437. По данным Министерства статистики и анализа, объем валовоговнутреннего продукта за 2005 год составил в текущих ценах 63678,9 млрд. рублей.Реальный объем производства ВВП был на 9,2% выше, чем в 2004 году (в 2004 годуприрост ВВП по отношению к 2003 году составлял 11,4%), рис.3.1. Прогнозомсоциально-экономического развития Республики Беларусь на 2005 год былпредусмотрен рост ВВП на 8,5-10%.
/>
Рисунок 3.1 — Динамикаосновных макроэкономических показателей
Источник: заимствовано[12]
В определяющей мере ростобъемов ВВП в реальном секторе экономики был обеспечен за счет увеличениявыпуска продукции промышленности. В 2005 году промышленной продукции (работ,услуг) произведено на сумму 60,5 трлн. руб., что на 10,4% больше, чем в 2004году (при прогнозе – 8-9,5%). В отраслевой структуре валового внутреннегопродукта удельный вес добавленной стоимости промышленности увеличился с 26,8% в2004 году до 27,4% — в 2005 году.
Доля предприятийгосударственной формы собственности в общем объеме произведенной промышленнойпродукции составила 37,5%, предприятий частной формы собственности, имеющих вуставном фонде долю государства, – 51,9%.
Потребительских товароввыпущено на сумму 14трлн. рублей, что на 10,3% выше уровня 2004 года (прогноз –9,5-11%). При этом производство продовольственных товаров увеличилось на 14,1%,непродовольственных – на 6,9%.
Объем продукции сельскогохозяйства в 2005 году составил 12,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с2004 годом в сопоставимых ценах на 2,1% (при прогнозе – -9,5%).
Объем грузооборотапредприятий транспорта за 2005 год сложился в размере 46984,8 млн. ткм иувеличился по сравнению с предыдущим годом на 7,6%[5].
В декабре 2005 годаприрост индекса потребительских цен на товары и услуги составил 1,7%, что на1,2 процентных пункта выше значения предыдущего месяца и на 0,4 процентныхпункта ниже декабря 2004 года.
Всего за 2005 годинфляция на потребительском рынке составила 8%, или 0,6% в среднемесячномисчислении, что соответствует прогнозу на 2005 год (0,6-0,8%). В 2004 годупотребительские цены увеличивались в среднем на 1,1% в месяц.
Основной вклад в ростсводного индекса потребительских цен за 2005 год – 4,8% прироста сводногоиндекса – внесли темпы роста цен на продовольственные товары (на 8,4%).Непродовольственные товары подорожали на 3,2%, что привело к увеличениюсводного индекса потребительских цен на 0,7%. Тарифы на платные услуги возрослина 11,5%, увеличив прирост сводного индекса цен на 2,5%.
Кроме того, за прошедшиегоды достигнуто значительное продвижение в построении бюджетной системы,отвечающей современным требованиям. Фактически, она прошла трансформацию отадминистративно-командных механизмов перераспределения всех общественныхресурсов до сочетания построенной на рыночных принципах налоговой системы ибюджетных расходов, обеспечивающих главным образом функционированиегосударственной системы социальной защиты, бюджетных организаций игосударственного сектора экономики. Прямые субсидии негосударственному секторуиграют незначительную роль (следует, однако, учитывать, что в большей мере этопока связано с замедленными темпами приватизации государственного имущества).Развивается система государственных закупок на конкурсной основе. Введенаобщепринятая классификация доходов и расходов бюджета (включая экономическую),а также источников внутреннего и внешнего финансирования бюджетного дефицита ивидов государственного долга.
Новая бюджетнаяклассификация легла в основу новой редакции Закона РБ «О бюджетной системев РБ», которая внесла существенные правки в термины и определениябюджетного законодательства, конкретизировала принципы построения бюджетнойсистемы и организации бюджетного процесса. Еще не завершенное формированиеказначейской системы исполнения бюджета уже привело к значительному повышениюэффективности управления государственными финансами. Несмотря на этидостижения, существующие проблемы в организации бюджетного процесса еще стольвелики, что пока невозможно говорить о завершении формирования основы бюджетнойсистемы, которую можно развивать и совершенствовать в последующие годы [6, c.62].
В январе-декабре 2005года, по предварительным данным, в консолидированный бюджет поступило 30800,9млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее– ФСЗН). Без учета ФСЗН доходы консолидированного бюджета сложились в сумме 23413,6млрд. рублей.Из них на долю НДС, налога на прибыль, акцизов и подоходногоналога пришлось 51,6%. При этом четверть всех поступлений в бюджет былаобеспечена за счет налога на добавленную стоимость – 25,2%. Расходыконсолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 31181,6млрд. рублей, без учета ФСЗН – на 24463,6 млрд. рублей. В реальном выраженииэто на 30% больше, чем за 2004 год при реальном росте доходов за этот же периодна 26%. Дефицит консолидированного бюджета без учета ФСЗН составил заянварь-декабрь 2005 года 1050 млрд. рублей, или 1,6% к ВВП, профицит ФСЗН –669,3 млрд. рублей, или 1% ВВП. В целом дефицит консолидированного бюджета в2005 году сложился на уровне 0,6% ВВП (за 2004 год — профицит — 0,9% к ВВП). [5].
Широкое использование вдальнейшей практики бюджетно-налогового регулирования будет придаватьсятрансфертам (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии наудешевление коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии сзаконодательными актами Республики Беларусь), которые увеличены согласно указуА.Г.Лукашенко к концу 2006 года на 19,5%.
Дотации и субсидии как ираньше будут предоставляться только государственному сектору согласно бюджетуна 2008 год.
Так, например, изреспубликанского бюджета за счет средств, предусмотренных на развитиесельскохозяйственного производства, рыбоводства и переработкисельскохозяйственной продукции, выделяются субсидии в сумме 48188600 тыс.рублейдля организаций, осуществляющих предпринимательскую деятельность попроизводству продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений),животноводства, рыбоводства и пчеловодства на возмещение части расходов наприобретение автомобильного топлива в порядке, определяемом Советом МинистровРеспублики Беларусь.
В целом жебюджетно-налоговая политика на направлена на обеспечение устойчивогоэкономического роста, снижение налогового бремени для налогоплательщиков идефицита бюджета, расширение экспорта и повышение конкурентоспособностибелорусских товаров на внешних рынках, формирование единого бюджетно-налоговогозаконодательства Союзного государства Беларуси и России.
Современная жеденежно-кредитная политика Республики Беларусь зачастую выглядит«плаванием против течения», она призвана стимулировать деловуюактивность в условиях депрессии и стабилизировать экономический подъем, чтобыизбежать перегрева
Так, на основе анализаосновных направлений денежно-кредитной политики можно сделать вывод, чтоосновным направлением денежно-кредитной политики, как и прежде остаетсяудержание обменного курса белорусского рубля и его покупательской способности,при безусловной попытки привязать его к российскому рублю и попытки снизитьтемпы инфляции.
В целом основными целямиразвития экономики были и будут:
1) рост реального ВВП ипроизводства;
2) снижение сальдоторгового баланса;
3) увеличение валютнойвыручки;
4) рост инвестиций.
В 2005 году предприятиямии организациями республики реализовано продукции, работ, услуг на сумму 119,8трлн. рублей в текущих ценах, что в реальном выражении (скорректировано наиндекс потребительских цен) на 12,2% больше, чем в 2004 году. Оплаченнаявыручка составила 96,9% от всей выручки, или 116 трлн. рублей.
По итогам 2005 годаприбыль от реализации товаров, продукции, работ, услуг сложилась в размере 9,9трлн. рублей, или 15,6% от произведенного валового внутреннего продукта (за2004 год – 15,8%), что в реальном выражении на 14,1% больше, чем в 2004 году.Рентабельность реализованной продукции осталась на том же уровне (13,5%),рентабельность продаж увеличилась на 0,1 процентный пункт и составила 8,3%.
В 2005 годухозяйствующими субъектами республики было получено 9,95 трлн. рублей прибыли доналогообложения в текущих ценах, или 15,6% ВВП (в 2004 году – 14%). Посравнению с 2004 годом сумма прибыли до налогообложения возросла на 29,4% вреальном выражении. Чистая прибыль увеличилась на 34,9%, составив 6,4 трлн.рублей. Почти 60% прибыли до налогообложения занимала прибыль предприятийпромышленности.
В 2005 году в экономику исоциальную сферу республики инвестировано 14,8 трлн. рублей, или на 23,2% (всопоставимых ценах) больше, чем в 2004 году (при прогнозных темпах прироста15,5-17,5%). Доля инвестиций в основной капитал в ВВП увеличилась с 21,6% в2004 году до 23,3% в 2005 году[5].
На объектыпроизводственного назначения использовано 9,7 трлн. рублей капитальныхвложений, что на 24,2% выше уровня 2004 года. Удельный вес этих инвестиций вобщем объеме составил 65,7% (в 2004 году – 66,3%). Финансовые вложения вобъекты непроизводственного назначения возросли на 20,7%. На строительство жилыхдомов использовано 2,5трлн. рублей инвестиций, что составило 17,1% к их общемуобъему и 122,4% к уровню 2004 года. В 2005 году в эксплуатацию введено 3780тыс. квадратных метров жилья – на 7,9% больше, чем в 2004 году. Основнымиисточниками инвестиций являлись собственные средства организаций (47,3%),бюджетные средства (25,3%), кредиты банков (без иностранных кредитов) (12,9%) исредства населения (7,9%). При этом доля бюджетных средств возросла в 1,3 разапо сравнению с 2004 годом при снижении удельного веса остальных источниковинвестиций. В 2005 году в экономику страны капитальные вложения за счетиностранных источников (включая иностранные кредиты) составили 375,6млрд.рублей и занимали 2,5% в структуре источников финансирования[5].
Важнейшим же источникомфинансирования инвестиций в прогнозируемом периоде (2001-2010) будутсобственные средства предприятий и организаций (более половины всехкапиталовложений). Возрастет доля амортизационных отчислений благодарявнедрению новых норм и методов начисления амортизации основных фондов. Бюджетноефинансирование будет направлено на решение неотложных социальных задачобщегосударственного значения, а также финансирование особо важных объектовпроизводственного назначения, связанных с экспортом продукции, решением проблемимпортозамещения и основанных на внедрении новых и высоких технологий. Ростобъемов привлекаемых средств будет осуществляться за счет кредитов коммерческихбанков, иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг, создания системыстроительных накоплений и взаимного жилищного кредитования. Согласно расчетам,общий объем инвестиций в основной капитал в 2008 г. должен возрасти по сравнениюс 2000 г. в 1,6–1,7 раза (в 2000 г. по сравнению с 1995 г. он возрос в 1,3раза). Доля инвестиций в составе ВВП составит в 2008 г. 24,5% (в 2000 г. –19,8%) [8]. Все это даст возможность обеспечить устойчивые темпы наращиванияобъемов производства, повышение эффективности и конкурентоспособностивыпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат – болееполно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны всредствах производства и товарах народного потребления.
При этом в условиях спаданалогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путемнаращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов. Так, вРеспублике Беларусь к 2010 году планируется отменить все оборотные налоги, они ужеснижены до 3%, снизить налогообложение фонда заработной платы, чрезвычайныйналог снижен до 3%, снизить налогообложение прибыли, транспортный сбор снижендо 3%.
Однако недостаткомстимулирования совокупного спроса является опасность возникновения инфляционногоспроса и ограниченная возможность маневрирования налогами и расходамивследствие большого бюджетного дефицита. Таким образом, основными направлениямиантициклической политики в условиях переходного периода Республики Беларусьявляются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика, контроль надзаработной платой и ценами, индексация.
Заключение
На основании проведенногоисследования можно сделать следующие выводы и предложения:
1. Условием устойчивостии стабильного экономического развития является равновесие, сбалансированностьмежду общественным производством и потреблением, совокупным спросом исовокупным предложением. Однако в рыночной экономике состояние равновесностипериодически нарушается. Наблюдается определенная цикличность, повторяемость вфункционировании национального хозяйства, когда периоды подъема экономикисменяются периодами спада и застоя.
Таким образом,цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мировогохозяйства как единого целого. Она выражает неравномерность функционированияразличных элементов национального хозяйства, смену революционных и эволюционныхстадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейшийфактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономическогоравновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентовцикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболеехарактерная черта цикличности — движение — происходит не по кругу, а по спирали.Поэтому цикличность — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет своифазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы в своих конкретныхпоказателях. У конкретного цикла, фазы нет двойников. Они оригинальны как висторическом, так и в региональном аспектах
2. При этом современноегосударство располагает целым набором экономических инструментов, способныхсдержать «перегрев» экономики или придать ускоряющие импульсы на фазедепрессии. В этих целях гибко используется налоговая система: повышая илипонижая ставки налога на прибыль (на добавленную стоимость), государствостимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую активность в определенныхсферах деятельности. А используя систему льгот, можно осуществлятьцеленаправленное воздействие на конкретные группы предприятий.
В тех же целяхиспользуется кредитная политика — понижая или повышая учетную ставку процента,можно повышать интерес к дополнительным вложениям капитала или сводить их нанет.
Таким образом, государстводолжно проводить в целях сглаживания циклических колебаний, в период спадаполитику активизации всех хозяйственных процессов, а в период «перегрева»экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи какбюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной политики.
3. Соответственно иосновными направлениями антициклической политики в условиях переходного периодаРеспублики Беларусь являются налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика,контроль над заработной платой и ценами, индексация.
При этом в условиях спаданалогово-бюджетная политика направляется на повышение совокупного спроса путемнаращивания государственных капитальных вложений, понижения налогов.Недостатком стимулирования совокупного спроса является опасность возникновенияинфляционного спроса и ограниченная возможность маневрирования налогами ирасходами вследствие большого бюджетного дефицита.
Основным же направлениемденежно-кредитной политики, как и прежде остается удержание обменного курсабелорусского рубля и его покупательской способности, при безусловной попыткипривязать его к российскому рублю и попытки снизить темпы инфляции.
Списокиспользованных источников
Абрамов И.М. Проблемы реформирования белорусской экономики. — Мн.: Ин-т экономики АНБ, 1996. — 147 с.
Куранов Г. Засов О. Факторы экономического роста: оценки ипрогноз. // Экономист. 2003.№1. с.3-14
Миксюк С.Ф. Моделирование экономики переходного периода:прикладной аспект. На примере Республики Беларусь. — Мн.: БГЭУ, 2006. — 179 с.
Миксюк С.Ф. Экономика Республики Беларусь: динамика основныхпоказателей и факторы// Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование.- 2000. — N9.-С.21-31.
О социально-экономическом положении Республики Беларусь исостоянии государственных финансов в 2005 году
Основные направления денежно-кредитной политики на 2005 год// ВАББ. – 2004. — №46. – С.29-45
Петровская Л.М. Модели открытой экономики и стабилизационнаяполитика. — Мн.: БГУ, 2000. — 102 с.
Прогнозирование социально-экономического развития РеспубликиБеларусь: вопросы теории и методики / Под общ.ред. В.Н. Шимова, Я.М.Александровича, А.В. Богдановича, С.П. Ткачева. – Мн.: НИЭИ Минэкономики РБ,2007. – 336с.
Статистика: показатели и методы анализа: справочное пособие/ [Н.Н. Бондаренко и др.]; под ред. М.М. Новикова. — Минск: Современнаяшкола, 2005. — 628 с.
Шмарловская Г.А. Бюджетно-налоговое регулирование: теория ипрактика: Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 2000. – 80с
Экономическая теория: Учебник/ Под ред. Базылев Н.И., ГуркоС.П.-Мн. БГЭУ, 2002. – 752с.