Интеграционные объединения экономических субъектов

С.В. Додонова, ст. преподаватель кафедры«Гражданское, финансовое и банковское право»
Прирассмотрении различных форм объединений не всегда обращалось внимание на то,что часть их только по названию можно считать объединениями, посколькусоздавались они путем выделения, или разделения, или «назначения». Впервую очередь это относится к объединениям в форме холдингов, создаваемых наоснове государственных предприятий или при преобразовании последних свыделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельныхпредприятий. Эта особенность будет важна при рассмотрении интеграционныхобъединений.
Чтотакое интеграционное объединение, все ли объединения создавались с цельюинтеграции? На данный вопрос попытаемся дать ответ, уяснив применительно кисследуемой проблеме, что такое интеграция.
Цель, содержание и определение интеграции
«Интеграция»как понятие гражданского права до настоящего времени не сложилось. Этот терминимеет очень широкое толкование. В экономической науке интеграцию рассматриваютс различных позиций, вследствие чего выделяют различные аспекты этого понятия.
И.Ф.Суханова среди признаков интеграции выделяет более высокую степеньсотрудничества, когда достигается органическая согласованность в осуществлениивоспроизводственных процессов отдельных сторон(Суханова И.Ф. Закономерностиразвития интеграционных отношений России в условиях становления рыночнойэкономики. Дисс… докт. эконом. наук. М., 2001. С. 29.).
Е.Ф.Герштейн отмечает в интеграции два основных направления:
повышениеинтегрированности основного звена, сопровождаемое увеличением его размеров,концентрацией, часто диверсификацией и налаживанием новых более разнообразных,менее жестких связей в крупных производственно-хозяйственных комплексах, гдесвязи из внешних становятся внутренними, во всяком случае более активнорегулируемыми;  установление новых связей между производственно-хозяйственнымиединицами, между ними и мелкими, средними предприятиями, последних междусобой(Герштейн Е.Ф. Дифференциация и интеграция в промышленности: теория ипрактика развития. Дисс… докт. эконом. наук. Минск, 1993. С. 86-94.).
Экономическийсловарь определяет интеграцию как объединение экономических субъектов,углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическаяинтеграция имеет место как на уровне хозяйств целых стран, так и междупредприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Она проявляется как врасширении и углублении производственно-технических связей, совместномиспользовании ресурсов, объединении капиталов, так и в создании друг другублагоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимныхбарьеров(Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современныйэкономический словарь / 2-е изд. испр. М., 1999. С. 138.).
Цельюинтеграции является объединение ресурсов (финансовых, производственных,сырьевых, интеллектуальных) коммерческих организаций для повышенияэффективности предпринимательской деятельности, конкурентоспособностиучастников объединения.
Такоеопределение, верно раскрывающее сущность интеграции, все же не позволяетвыявить достаточное количество признаков, которые можно было бы использовать длятого, чтобы выделить из всех видов предусмотренных законодательствомобъединений — интеграционные. Тем не менее из этого определения можно выявитьследующие признаки:
(а)интеграция — это объединение;
(б)интеграция — это объединение двух и более субъектов.
Взаимодействие,совместная деятельность двух и более субъектов предусматривает определениевещных и обязательственных прав взаимодействующих сторон, что порождаетнеобходимость установления гражданско-правовых отношений. Поэтому необходимовыделить следующие признаки:
(в)интеграция — это объединение на основе установления гражданско-правовыхотношений;
(г)интеграция — это объединение экономических субъектов, то есть объединение нетолько субъектов как лиц, но и объединение хозяйственных, экономическихсвойств, определенных признаков этих субъектов (имущество, интеллект, идеи ит.д.), то есть того, что является составляющими предпринимательскойдеятельности.
Всоответствии с законодательством субъектами экономической, то естьхозяйственной, предпринимательской деятельности в Российской Федерации могутбыть не ограниченные в своей дееспособности граждане Российской Федерации,иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранныеюридические лица (ст. 2 ГК).
Вгражданских правоотношениях граждане, иностранные граждане и лица безгражданства выступают как физические лица; коммерческие и некоммерческиеорганизации — как юридические лица. Предпринимательской деятельностью могутзаниматься лица, зарегистрированные в качестве предпринимателя.
Изэтого вытекает следующий признак:
(д)участниками интеграционного объединения могут быть физические и юридическиелица.
Экономическийсубъект — субъект, вступающий в отношения с другими субъектами по поводуимущества, то есть в имущественные отношения.
Еслимы рассмотрим с позиции экономической самостоятельности субъекты, которых ГК РФотносит к юридическим лицам, то среди них можем выделить субъекты, которыеимеют имущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного(экономического) господства, и субъекты, у которых оно находится вхозяйственном ведении или оперативном управлении.
Коммерческаяорганизация, не наделенная правом собственности на закрепленное за нейсобственником имущество, является унитарным предприятием. В форме унитарныхпредприятий могут быть созданы только государственные и муниципальныепредприятия. Имущество государственного или муниципального унитарногопредприятия находится соответственно в государственной или муниципальнойсобственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного веденияили оперативного управления (ст. 113 ГК).
Унитарноепредприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать вкачестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему вустановленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернеепредприятие) (ст. 114 ГК).
Права,предоставленные законодательством государству и муниципальному образованию(органам в лице комитетов по управлению имуществом), позволяют создаватьунитарные предприятия, а затем использовать для образования из них структур ввиде различных форм объединений. Такие же объединения с основным и дочернимиобществами могут создаваться и акционерными обществами в соответствии с п. 1ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах». В соответствии сзаконодательными актами, регулирующими процесс приватизации( Федеральный законот 21. 07.1997 № 123-ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О приватизациигосударственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества вРоссийской Федерации»// СЗ РФ, 28. 07. 1997, № 30, ст. 3595. ), образуютсяакционерные общества, в которых контрольный пакет акций принадлежит государствуили муниципальному образованию. Решением собственников из числа созданных такимобразом предприятий также могут быть созданы объединения.
Следуетли считать названные виды объединений интеграционными, а процесс их создания — интеграционным? На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Точнее, ответзависит от того, какое содержание вкладывать в понятие «интеграция какобъединение».
Дляэтого обратимся к понятию «объединение». Словарь русского языкатрактует слово «объединить» как «образовать нечто целое изотдельных самостоятельных частей, единиц; соединить воедино». Из чегоследует, что объединению подлежат единицы, до этого существовавшиесамостоятельно, независимо друг от друга, которые могли обходиться друг бездруга. Понятие «объединить» отличается от понятия«соединить», то есть собрать вместе ранее разделенное, которое не можетили не должно существовать в отдельности.
Применительнок участникам объединения очевидно следует иметь в виду, что объединяться можетто, что принадлежит различным собственникам. То, что принадлежит одномусобственнику, может разъединяться или соединяться внутри этой собственности.Процесс разъединения или соединения не представляет интереса для других, незатрагивает имущественных прав и обязанностей другого субъекта.
Такимобразом, предлагается считать интеграцией процесс, который затрагиваетимущественные права двух и более собственников. То есть участникамиинтеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество всобственности или, как было выше сказано, «находятся в отношениихозяйственного (экономического) господства».
Однакозаконодательством предусмотрены случаи создания объединений из унитарныхпредприятий. Следует ли считать объединения, созданные из таких коммерческихорганизаций, интеграционными?
Длятого чтобы выяснить, насколько унитарные предприятия могут участвовать всоздании интеграционного объединения, рассмотрим права собственника унитарногопредприятия и самого унитарного предприятия.
Собственникимущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с закономрешает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей егодеятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора(руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием поназначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственникимеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегосяв хозяйственном ведении предприятия.
Предприятиене вправе распоряжаться переданным ему имуществом без согласия собственника, втом числе и вносить его в качестве вклада в уставный (складочный) капиталхозяйственных обществ и товариществ.
Следовательно,унитарное предприятие не может самостоятельно принять решение об образованииобъединения. За него такое решение может принять только собственник этогоунитарного предприятия. Субъектом интеграционного объединения следует считатьсобственника унитарного предприятия. Объединение, созданное на основесоглашения, заключенного руководителями унитарного предприятия, можно назватьинтеграционным, однако участников этого соглашения (руководителей унитарныхпредприятий) субъектами интеграционного договора назвать нельзя.
Тоесть и для этого случая остается справедливым вывод о том, что участникамиинтеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеют имущество всобственности.
Изэтого можно вывести следующий признак:
(е)участниками интеграционного процесса могут быть субъекты, которые имеютимущество в собственности, то есть находятся в отношении хозяйственного(экономического) господства. Таким образом, под интеграцией будем пониматьсоздание объединения с целью углубления взаимодействия и развития связей,участниками которого являются не менее двух экономических субъектов(юридических или юридических и физических лиц), которые имеют имущество всобственности.
Изприведенного определения экономической интеграции следует, что интеграционноеобъединение не может быть создано из субъектов, имущество которых принадлежитодному собственнику.
Вэкономической литературе рассматривают в основном две формы объединения:слияние и поглощение. Под слиянием понимается, как правило, объединениеимущества и деятельности двух или нескольких компаний с целью создания новойкомпании или поглощения одной из этих компаний остальных. В случае созданияновой компании остальные прекращают существование и распускаются(Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. С. ).Поглощение рассматривается как форма слияния, предполагающая, что поглощающаяфирма остается юридическим лицом, а поглощаемая ликвидируется, передавая приэтом первой все имущество, обязательства, долги. Чаще всего поглощениепроисходит принудительно**. Таким образом, основное различие этих понятийпроходит по критерию добровольности или принудительности объединения.
Законодательством(ст. 57 ГК) предусмотрены пять форм реорганизации юридического лица: слияние,присоединение, разделение, выделение, преобразование, с четким определениемизменения статуса юридического лица. Из них только две формы — слияние иприсоединение — по отдельным признакам могут быть отнесены к интеграционнымобъединениям.
Прислиянии и присоединении в образовании также участвуют не менее двух юридическихлиц, имущество которых принадлежит разным собственникам. Но в результатеслияния из двух юридических лиц образуется одно новое юридическое лицо, а приприсоединении присоединившийся субъект теряет статус юридического лица. То естьв обоих случаях отдельные участники нового образования теряют статусюридического лица и количество участников сокращается, переходит в одно. Исходяиз этого, такое образование перестает быть «объединением двух и болеелиц», то есть это становится структурой одного лица (не объединением).Следовательно, к признакам интеграции следует добавить дополнительно признаки:
(ж)при интеграции количество участников не сокращается;
(з)участники не изменяют (не теряют) юридический статус своего лица.
Наоснове проведенного анализа сформулируем признаки, по которым из всехобъединений можно выделить интеграционные, а из способов создания объединений — интеграционный.
Кпризнакам интеграции следует отнести:
Цельюсоздания интеграционного объединения должна быть интеграция (объединение).
Интеграция- это объединение юридических лиц или юридических и физических лиц(экономических субъектов).
Интеграция- это объединение двух и более субъектов.
Интеграция- это объединение путем установления гражданско-правовых отношений.
Участникамиинтеграционного процесса могут быть субъекты собственники (т.е. субъекты,находящиеся в отношении хозяйственного (экономического) господства)обособленного имущества.
Приинтеграции количество участников не сокращается.
Участникине изменяют юридический статус своего лица.
Сучетом представленных признаков, сформулируем определение интеграции. Подинтеграцией как объединением экономических субъектов следует понимать объединениепутем установления гражданско-правовых отношений с целью углублениявзаимодействия и развития связей, участниками которого являются не менее двухэкономических субъектов (юридических или юридических и физических лиц), которыеимеют имущество в собственности, причем в результате объединения количествоучастников не сокращается и их юридический статус не меняется. На основаниипредложенных определений понятий «объединение» и«интеграция» можно предложить определение понятия «интеграционноеобъединение». Интеграционное объединение — структура, образованная путемустановления гражданско-правовых отношений в целях получения прибыли,координации деятельности по ее получению или в иных целях, состоящая из двух иболее экономических субъектов (имевших и сохранивших статус юридических лиц),которые имеют имущество в собственности, с установлением организационныхотношений между ними, определением управляющего органа (в качестве которогоможет выступать учрежденный ими орган или один из участников) и наделением егоправом оказывать влияние на принятие решений в силу преобладающего участия, наоснове договора или в силу других оснований.
Формы интеграционных объединений
Сформулированноепонятие «интеграционное объединение» позволяет по выявленнымпризнакам выделить среди всех предусмотренных законодательством формобъединений интеграционные объединения.
Какизвестно, российским законодательством предусмотрены следующие формыобъединений юридических лиц:
ассоциациии союзы (ст. 121 ГК), в том числе кредитные организации (ст. 3 ФЗ «Обанках и банковской деятельности»);
простыетоварищества (ст. 1041 ГК), в том числе негласные товарищества (ст. 1054 ГК);
акционерныеобщества с дочерними обществами (п. 1 ст. 6 ФЗ «Об акционерныхобществах»);
холдинговыекомпании и финансовые холдинговые компании (Указ Президента РФ «О мерах пореализации промышленной политики при приватизации государственныхпредприятий»);
банковскиегруппы (ст. 4. ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
банковскиехолдинги (ст. 4. ФЗ «О банках и банковской деятельности»);
финансово-промышленныегруппы (ст. 1 ФЗ «О финансово-промышленных группах»);
некоммерческиепартнерства (ст. 8 ФЗ «О некоммерческих организациях»);
холдинги(Проект ФЗ «О холдингах»).
Основнуюгруппу перечисленных объединений составляют объединения, образованныеюридически самостоятельными и имущественно обособленными субъектами,коммерческими юридическими лицами и полностью отвечающие названным признакам,по которым объединение можно отнести к интеграционным: ассоциации и союзы, втом числе и кредитные организации; некоммерческие партнерства; банковскиегруппы; банковские холдинги; простые товарищества; часть акционерных обществ сдочерними обществами (акционерные общества, образованные путем превращениянезависимых акционерных обществ в дочерние в соответствии с п. 1 ст. 105 и п. 1ст. 106 ГК или п. 2 ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах»);финансово-промышленные группы.
Послепринятия ФЗ «О холдингах» сюда войдет большая часть объединений вформе холдингов.
Холдинговыекомпании (финансовые холдинговые компании)(Финансовой холдинговой компаниейпризнается холдинговая компания, более 50% капитала которой составляют ценныебумаги других эмитентов и иные финансовые активы. В состав активов финансовойхолдинговой компании могут входить только ценные бумаги и иные финансовыеактивы, а также имущество, необходимое непосредственно для обеспеченияфункционирования аппарата управления холдинговой компании) образуются всоответствии с «Временным положением». Пунктом 7 Указа Президента «Охолдингах» было рекомендовано «органам местного самоуправленияруководствоваться указанным „Временным положением“ при созданиихолдинговых компаний на основе предприятий, находящихся в муниципальнойсобственности». Порядок образований предусматривался ст. 13 Закона РФ от 3июля 1991 г. «О приватизации государственных и муниципальных предприятий вРоссийской Федерации», а после его отмены — ст. 20 Федерального закона от21 июля 1997 г. (ред. от 05.08.2000) «О приватизации государственногоимущества и об основах приватизации муниципального имущества в РоссийскойФедерации», которыми устанавливается порядок преобразованиягосударственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерныеобщества, 100% акций которых находится в государственной или муниципальнойсобственности.
Всоответствии с установленными нормами холдинговые компании (финансовыехолдинговые компании) создавались по решению Государственных комитетов РФ поуправлению государственным имуществом из акционерных обществ, образованных наоснове государственных и муниципальных предприятий, контрольный пакет акцийкоторых принадлежал государственным и муниципальным органам. В качествеучредителей холдинговых компаний выступали комитеты по управлению имуществом, адочерних предприятий — те же комитеты или холдинговые компании (п. 4.«Временного положения»).
«Временнымположением» установлено, что холдинговые компании могут быть созданы: —
припреобразовании крупных предприятий с выделением из их состава подразделений вкачестве юридически самостоятельных (дочерних) предприятий;
приобъединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий;
приучреждении новых акционерных обществ (п. 4.1 «Временного положения»).
Предложенияо создании холдинговых компаний вносятся в Государственный комитет РФ поуправлению государственным имуществом, комитеты по управлению имуществомнационально-государственных, национально- и административно-территориальныхобразований в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона РФ «О приватизациигосударственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (п.4.2 «Временного положения»).
Учредителямихолдинговых компаний являются Государственный комитет РФ по управлениюгосударственным имуществом, комитеты по управлению имуществомнационально-государственных, национально- и административно-территориальныхобразований (далее — комитеты).
Учредителямидочерних предприятий являются холдинговые компании и/или указанные комитеты (п.4.3 «Временного положения»).
Следовательно,особенностью создания таких холдинговых компаний было:
созданиеобъединений из государственных или муниципальных предприятий на основе решениясобственника их имущества;
созданиеобъединений из государственных или муниципальных предприятий на основе решениясобственника, владеющего контрольным пакетом акций этих предприятий.
Такимобразом, холдинговые (финансовые холдинговые) компании, созданные всоответствии с Указом Президента «О мерах…», не могут быть отнесенык интеграционным объединениям, поскольку собственник воспользовался только формойхолдинговых отношений, а не интеграционной формой создания этих объединений.
ФЗ«Об акционерных обществах» в п. 1 ст. 6 устанавливает, что обществоможет иметь дочерние и зависимые общества, созданные в соответствии сзаконодательством, а в п. 2 ст. 6 — что общество, при определенных условиях,может быть признано дочерним. То есть существуют два пути создания объединения:
созданиеосновным обществом дочернего путем выделения имущества и образованияюридического лица;
превращениесуществующего независимого акционерного общества в дочернее в силупреобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии сзаключенным между ними договором, либо иным образом.
Позициюо том, что существует два пути создания объединения, разделяет ряд авторов.Комментируя ст. 6 ФЗ «Об акционерных обществах», О. Крапивин и В.Власов отмечают, что «есть два пути приобретения акционерным обществомдочерних и зависимых обществ. Первый путь — это создание таких обществ. Второйпуть — превращение уже существующих хозяйственных обществ в дочерние изависимые от данного акционерного общества». При этом авторы замечают, чтопо второму пути идет большинство акционерных обществ, втягивающих до сих порнезависимые хозяйственные общества в сферу своего влияния(Крапивин О., ВласовВ. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об акционерныхобществах». М., 2000. С. 27-30.).
Присоздании дочернего общества путем выделения имущества образуется новоекоммерческое юридическое лицо путем реорганизации (выделения), предусмотренногост. 57-58 ГК. То есть речь идет не об интеграции, а о реорганизации в целяхрасширения своей предпринимательской деятельности, сферы своего влияния,использования потенциала ранее независимых капиталов.
Следовательно,создание объединения через создание дочернего общества в соответствии с п. 1ст. 6 не отвечает признакам интеграции по тем же пунктам, что и холдинговыекомпании и, дополнительно, по цели создания объединения.
Впроекте ФЗ «О холдингах» нет упоминания о том, что могут быть созданыхолдинги путем реорганизации в форме выделения с последующим образованиемобъединения, как это предусмотрено в п. 1 ст. 6 ФЗ «Об акционерныхобществах». Однако п. 2 ст. 3 предусматривает создание холдинга путемвнесения соответствующих изменений в уставы участников холдинга, являющихсяунитарными предприятиями, на основании решения, принятого собственникомимущества указанных предприятий. Поскольку в данном случае холдинг создаетсяпутем объединения основного общества и дочернего (унитарного предприятия, собственностькоторого принадлежит собственнику основного общества), то такой способ созданияобъединения в соответствии с названными признаками нельзя отнести кинтеграционному.
Особоеместо занимают транснациональные финансово-промышленные группы — межгосударственные(международные) финансово-промышленные группы, — среди участников которыхимеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств — участниковСодружества независимых государств, имеющие обособленные подразделения натерритории указанных государств либо осуществляющие на их территориикапитальные вложения. Особенности создания, деятельности и ликвидациимежгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются соглашениями(ст. 4 ФЗ «О финансово-промышленных группах»).
Этии другие объединения также следует отнести к интеграционным объединениям, еслиони образованы собственниками с обособленным имуществом, принадлежавшимсубъектам различных государств.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.vestnik.fa.ru