Московский Государственный Университет им. Ломоносова Экономический факультет Кафедра экономики зарубежных стран и внешнеэкономических связей Курсовая Работа Интеграционные процессы в мировом хозяйстве Москва 2005 Оглавление Введение I. Исторические основы интеграционных процессов в мировом хозяйстве II. Теоретико-методологические основы интеграционных процессов в современном мировом хозяйстве 8 1.
Предпосылки, цели и признаки интеграции 2. Этапы процесса интеграции, виды интеграции III. Основные центры интеграции в современном мире1. Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза ЕС 2. Особенности и перспективы интеграционных объединений Америки 3. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе
АСЕАН, АТЭС.4. Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств IV. Препятствия к развитию мировых интеграционных процессов.25 Заключение 22 Список литературы 24 Введение. Развитие международных экономических и политических отношений за всю историю человечества привело к новым всеобщим тенденциям развития мирового хозяйства в конце ХХ-начале XXI в регионализации и глобализации. Они приводят к масштабным изменениям в функционировании
и управлении хозяйственной деятельностью. Национальные экономики ориентируются на международные стандарты возникают новые формы производства в виде транснациональных корпораций ТНК создаются международные системы информации, системы международных стандартов. С другой стороны, происходит экономическое сближение и взаимодействие стран на региональном уровне, формируются крупные региональные структуры, развивающиеся в направлении создания относительно самостоятельных
центров мирового хозяйства. Слово интеграция происходит от лат. integratio восполнение или integer целый.Интеграция- особый этап в процессе интернационализацииусиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик хозяйственной жизни, который ведт к созданию нового качества- целостности обособленного хозяйственного комплекса нескольких государств. Это процесс сближения экономик стран на региональном уровне, формирующий предпосылки для глобального взаимодействия уже групп стран в процессе развития мирового хозяйства.
С помощью рассмотрения и анализа предпосылок, структуры и перспектив интеграционных процессов в данной работе раскрывается сущность интеграционных процессов и важность изучения развития отдельных интеграционных объединений для понимания и управления интеграционными процессами в современной экономике, более успешного использования инструментов, предлагаемых в результате сближения экономик для экономического роста и глобальной интеграции в мировое экономическое и политическое пространство.
На текущем этапе развития мировой экономики задача по исследованию интеграционных процессов в различных интеграционных объединениях является одной из важнейших в категории задач по исследованию основных тенденций мировой экономики. Цели данной работы- раскрыть понятие и структуру интеграционных процессов в мире, их цели и препятствия на пути к их осуществлению, рассмотреть критерии оценки развития интеграционных процессов а также сделать выводы о перспективах и тенденциях развития интеграционных процессов в мировом
хозяйстве на примере крупнейших интеграционных объединений, а в последующих главах будет показано Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития международного разделения труда и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны и группы государств становятся своеобразными интеграционными центрами, вокруг которых группируются
другие государства. Таким образом, формируются сложные интеграционные процессы как на региональном, так и на глобальном уровнях. В первых главах данной работы будут рассмотрены исторические и теоретические аспекты интеграционных процессов, общие для большинства интеграционных объединений, а в третьей и четвртой главах- практические аспекты современных интеграционных процессов на примере крупнейших действующих интеграционных объединений. Таким образом будут рассмотрены как общие черты, так и региональные особенности
интеграционных процессов в мировой экономике. I.Исторические основы интеграционных процессов в мировом хозяйстве Международная экономическая интеграция характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. Она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на мировом рынке стран членов интеграционных группировок. Международную интеграцию можно определить как процесс хозяйственно-политического объединения стран
на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных и управленческих структур на различных уровнях и в различных формах. Исходным пунктом процесса интеграции являются прямые международные экономические связи на уровне первичных субъектов экономической жизни, которые, развиваясь, обеспечивают постепенное сращивание национальных хозяйств на начальном уровне. Экономическое сотрудничество между народами начало развиваться примерно 10
тысяч лет назад, и вначале затрагивало только сферу обращения. История международной интеграции начинается со времен начала сближения стран и регионов по причине зарождения международного разделения труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства.
Первоначальные процессы сближения были связаны с торговлей и обменом товарами. По мере развития государственности и укрепления экономико-хозяйственных связей в рамках отдельных регионов возникли предпосылки к более тесному взаимодействию экономик отдельных государств. Первые соглашения, имевшие взаимовыгодный характер, возникали с целью взаимовыгодного улучшения условий торговли. Это были первые попытки сближения народов, во многом обусловленные различиями природного фактора
в выборе хозяйственного направления. Подлинное взаимодействие началось на ранних стадиях развития капитализма. Сложившиеся до этого двухсторонние и трехсторонние внешнеторговые связи начинают перерастать во всемирную связь. В эпоху промышленного переворота возрастает взаимосвязь национальных хозяйств, перерастание их в мировой рынок как на основе природного, так и на основе человеческого фактора деятельности.По мере развития крупной машинной индустрии, увеличения масштабов производства, углубления специализации
в самой промышленности стало невозможным выпускать постоянно увеличивающуюся номенклатуру изделий в рамках отдельных стран. Получают распространение наиболее развитые формы внутриотраслевой специализации в самой промышленности. Дальнейшее развитие всемирных производительных сил обусловило тенденцию к углублению международного разделения труда.Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей знаниями, навыками, опытом.
Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Например, издержки на единицу мощности легкового автомобиля в
Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и тайваньская электроника дешевле японской, прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Выгоднее купить за рубежом, чем производить все в полном объеме внутри страны. Адам Смит подкрепил это положение простым примером Вполне возможно, писал он, произвести виноградное вино в
Шотландии, но затраты будут при этом чрезмерны. Выгоднее производить в Шотландии овес и обменивать его на вино из Португалии. Давид Рикардо обосновал этот принцип на трудовой теории стоимости и доказал, что от специализации выигрывают обе страны. Выгоду от специализации получает, в конечном счете, все население, поскольку она ведет к накоплению капитала, соответственно к экономическому росту и увеличению спроса на рабочую силу.
За первичным объединением экономик неизбежно следует взаимоприспособление государственных экономических, правовых, фискальных, социальных и прочих систем, вплоть до определенного сращивания управленческих структур. Таким образом, интеграция с экономического уровня переходит на политический и социальный, формируя процессы объединения во всех сферах деятельности человека. Экономическая интеграция как форма интернационализации хозяйственной жизни, возникшая в
ХХ в. после 2-й мировой войны- объективный процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики. Она включает развитие производственной и научно-технической кооперации, торгово-экономических и валютно-финансовых связей, создание различных межгосударственных объединений политического и экономического характера, региональных экономических группировок, зон свободной торговли, таможенных союзов, экономических и валютных союзов.
Таким образом можно сделать следующие выводы интеграционные процессы- естественное следствие укрепления мирохозяйственных связей между государствами и стремления к эффективности функционирования национальных экономик на базе международного разделения труда. Возникновение интеграционных процессов ведт к ускорению развития экономики во всех сферах, способствует модернизации производства и созданию новых экономических структур, явивишихся результатом взаимодействия национальных экономик.
II. Теоретико-методологические основы интеграционных процессов в современном мировом хозяйстве. 1. Цели, предпосылки, и признаки интеграции В этом и последующих разделах данной работы будут рассмотрены интеграционные процессы в современном хозяйстве. На сегодняшний день интеграция- сложная система взаимодействия государств на основе тесного сотрудничества и взаимопроникновения отдельных национальных хозяйств, обеспечения условий концентрации производства и переплетения капиталов, проведения согласованной межгосударственной
экономической политики. В данной главе будут рассмотрены цели, предпосылки и признаки создания современных интеграционных объединений. Основные цели участия в интеграционном процессе Интегрирующиеся страны руководствуются возможностью повышения эффективности функционирования национальных экономик за счет ряда факторов, возникающих в ходе развития регионального международного обобществления производства, а также имеют своими целями Использовать преимущества экономики масштаба.
Обеспечить расширение размеров рынка, и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки. Создать благоприятную внешнеполитическую среду, стабильную обстановку
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной
Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ставят перед собой именно эту цель. Решить задачи торговой политики. РегиональнаяР интеграция нередко рассматривается как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную
и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров. Содействовать структурной перестройке экономике, ускорить темпы ее роста.
Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.
Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС. Основные предпосылки возникновения интеграционных процессов 1 Территориальная близость государств. Интеграционные процессы легче всего возникают на региональном уровне на основе исторически сложившейся региональной общности, предполагающей территориальную близость, сходство экономико-географических и хозяйственно-культурных комплексов, демографических структур, этнической
истории и пр. Эта общность создает объективные возможности для формирования адекватных времени крупных политико-экономических образований. 2 Сходство уровней экономического развития стран. За редким исключением межгосударственная интеграция развивается либо между индустриальными странами, либо между развивающимися странами. Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами, находящимися на примерно одинаковом уровне экономического
развития. Попытки объединений интеграционного типа между индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют место, находятся на раннем этапе становления, не позволяющем пока сделать однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации, специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п срок действия которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее
развитой стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени зрелости с механизмами более развитых стран. 3 Общность экономических, политических, социальных и прочих интересов, проблем и задач. Это облегчает разработку общих экономических стратегий и соглашений, способствует развитию общей экономической и социальной политики. Экономическая интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые реально стоят перед интегрирующимися странами.
Очевидно поэтому, что, например, страны, главная проблема которых создание основ рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения общей валюты. 4 Наличие взаимодополняющих структур экономики интегрирующихся стран. Сходная структура социально-экономических институтов, наличие добывающей и обрабатывающей промышленности, дополняющей друг друга, специализация на производстве определнных товаров и услуг, создающих условия
для взаимовыгодной торгово- промышленной кооперации, способствует ускорению экономического роста и развития процессов интеграции. 5 Демонстрационный эффект. Под влиянием успехов тех или иных интеграционных объединенийускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и т.д как правило, и у других государств появляется желание вступить в эту организацию. Демонстрационный эффект проявился, например, наиболее ярко в желании многих стран бывшей рублевой зоны как можно быстрее стать членами
ЕС, даже не имея для этого сколько-нибудь серьезных макроэкономических предпосылок. 6 Эффект домино. Поскольку интеграция ведет к переориентации экономических связей стран-членов на внутрирегиональное сотрудничество, соседние страны, оставшиеся за пределами объединения, испытывают некоторые трудности, а подчас и сокращение торговли со странами, входящими в группировку. В результате они также вынуждены вступить в интеграционное объединение.
Интеграция характеризуется некоторыми сущностными характеристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм экономического взаимодействия стран устранение ограничений в движении товаров, а также услуг, капиталов, людских ресурсов между странами – участницами соглашения согласование экономической политики стран-участниц взаимопроникновение и переплетением национальных производственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса широкое развитие
международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких форм, совместное финансирование развития экономики и ее инновационного механизма связанные с этим структурные изменения в экономике стран-участниц сближение национальных законодательств, норм и стандартов целенаправленное регулирование интеграционного процесса, развитие органов управления хозяйственным взаимодействием возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления как в
случае с ЕС региональный пространственный масштаб интеграции. Делая выводы из вышесказанного, следует отметить, что при вхождении в интеграционный процесс страны руководствуются перспективами развития своих национальных экономик и ускорения осуществления целей экономического роста и развития. В процессе интеграции происходит согласование целей и формирование новых, которые становятся основой для общей экономической политики и более эффективного осуществления национальных
целей. 2. Этапы процесса интеграции, виды интеграции Наибольшее развитие интеграционные объединения различного типа получили во второй половине ХХ века. Несмотря на различия в подходах, идеологии, определениях и названиях тех или иных интеграционных процессов и группировок, в них можно выделить некоторые общие черты и закономерности. Исторически интеграция эволюционирует через несколько основных ступеней, каждая из которых свидетельствует
о степени ее зрелости. Основные этапы процесса интеграции На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные торговые соглашения. Такие соглашения могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг
другу, чем они предоставляют третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза. Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы.
Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается. На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов
сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ассоциация свободной торговли, существующая с
I960 года. Третий уровень интеграции связан с образованием таможенного союза согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих
проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат. Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня общего рынка интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа,
факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях обычно один-два раза в год глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках Европейского Союза, например это
Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС. Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже
не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
В рамках ЕС это Комиссия ЕС. Валютный союз -форма и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются 1 согласованное совместное плавание национальных валют 2 установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанками стран-участниц 3 создание единой региональной валюты 4 формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.
В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения. На сегодняшний день так называемая зона Евро- наиболее яркий пример валютного союза. Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции- политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами надгосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю
суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, т. е, проходит второй и третий этапы интеграционного процесса. Таким образом, интеграция- многоуровневый процесс, на каждом уровне предусматривающий объединение различных
секторов национальных экономик, а в перспективе и сфер управления государствами. Интеграционный процесс проходит поэтапно по причине различия в структуре и развитии отдельных экономик. На каждом уровне существует своя система критериев оценки эффективности и глубины интеграционных процессов, позволяющая говорить о степени взаимопроникновения экономик национальных государств. III. Основные центры интеграции в современном мире
По данным ВТО, сегодня насчитывается 134 реально действующих региональных торгово-экономических соглашения. Причем 90 из них были образованы после 1995 г. Таким образом, в современной международной экономике наблюдается своеобразный интеграционный бум. Региональные объединения различаются по глубине, характеру интеграционных процессов и институциональному устройству, по сферам и масштабам деятельности, по количеству государств-членов. В данной главе рассмотрим наиболее значимые для мировой экономики интеграционные
объединения, формирующие интеграционные процессы в современном мировом хозяйстве. 1. Развитие интеграционных процессов в рамках Европейского союза ЕС Наиболее развитая в мире интеграционная группировка Европейский союз, расширив свое членство с 6 до 25 стран, прошла все основные этапы интеграционного процесса. ЕС образовался из трх интеграционных сообществ
Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества, созданных в 50 е гг. Этапы формирования интеграции Цели западноевропейской интеграции эволюционировали со временем. В процессе своего развития она прошла следующие основные этапы Этап зоны свободной торговли l958 1969 гг В этот период интеграция находилась на уровне зоны свободной
торговли в соответствии с Римским договором были постепенно отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлен общий таможенный тариф и введена общая таможенная политика в отношении третьих стран. По мере того как либерализовалась двусторонняя торговля, между странами-членами интеграции возникали частичные зоны свободной торговли, причем каждая из них сохраняла свой национальный таможенный тариф в отношении третьих стран. С 1962 года была введена в действие единая сельскохозяйственная
политика. С подписанием в 1963 году Яундского соглашения ряд развивающихся стран вступили в ассоциированные отношения с ЕС. В 1965 году три европейских сообщества приняли решение о слиянии своих исполнительных органов. Этап таможенного союза 1968 1976 гг. этап активного развития преимуществ таможенного союза и внешнеторговой политики по отношению к третьим странам, сначала в рамках шести стран основателей, а позже в рамках постоянно расширяющегося ЕС за счет вступления
Дании, Ирландии и Великобритании в 1973 году и Греции, Португалии и Испании в начале 80-х годов. Целенаправленная единая сельскохозяйственная политика дополняется в этот период единой политикой в области охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. На основе соглашения 1971 года между ЕС и ЕАСТ границы внутриинтеграционной зоны свободной торговли распространяются на 7 стран, являвшихся в
то время членами Европейской ассоциации свободной торговли Австрия, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Швейцария и Великобритания. На основе последовательно первой 1975 г второй 1979 г. и третьей 1984 г. Ломейских конвенций количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится начало интеграции в валютно-финансовой сфере
в 1972 году было введено совместное плавание валют некоторых стран членов ЕС в определенных пределах валютная змея, а с 1979 года начала функционировать европейская валютная система. Этап общего рынка 1987 1992 гг На основе Единого европейского акта Single European Act, а также подписанного в 1985 году документа White Paper по программе создания внутреннего рынка страны
ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. В частности, было выдвинуто более 300 инициатив, направленных на обеспечение более полной свободы межстранового движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и определены три основные группы барьеров, которые необходимо устранить. В их числе физические барьеры пограничные таможенные посты и паспортный контроль, технические барьеры различия в стандартах, непризнание образовательных сертификатов, приоритет национальным
производителям при государственных закупках и фискальные барьеры различия в налогообложении. В этот же период страны ЕС перешли к осуществлению уже не просто согласованной, а единой политики в отдельных отраслях энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. Этап экономического союза с 1993 года по настоящее время.
Усиление политической интеграции и форсированное развитие валютного союза на основе подписанного в начале 1992 года в голландском городе Маастрихте договора о Европейском союзе. Его создание основывается как на прошлых достижениях согласованной валютной политики, так и на новых инициативах. На первом этапе 1990-1993 гг. валюты всех стран ЕС включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения
на втором этапе 1994 1998 гг. создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики на третьем этапе с 1999 г. сначала взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта и создается единый европейский центральный банк. На этом же этапе вступит в силу соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС и 3 странами ЕАСТ Исландией, Норвегией и Лихтенштейном.
Таблица 1. Государства, входящие в состав Европейского Союза Последовательность вступления стран в ЕССтраны члены ЕСГод вступленияГосударства-основателиФранция1 957Германия1957Италия1957Бельгия1957Ниде рланды1957Люксембург1957Государства первого расширенияВеликобритания1973Ирландия1973 Дания1973Государство второго расширенияГреция1981Государства третьего расширенияПортугалия1986Испания1986Объед инение
ГерманииВоссоединение ФРГ и ГДР1990Государства четвертого расширенияФинляндия1995Австрия1995Швеция 1995Государства пятого расширенияВенгрия2004Кипр2004Латвия2004Л итва2004Мальта2004Польша2004Словакия2004 Словения2004Чехия2004Эстония2004Государс тва, подавшие заявление на вступления в ЕСБолгария2007 предполагаемый год вступленияРумынияХорватияТурцияПереговор ы еще не ведутсяИсточник составлено автором на основе данных www.europa.eu.int
Единый внутренний рынок ЕС Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в рамках ЕС стало создание к концу 1992 года единого внутреннего рынка, в результате чего свобода внутриинтеграционного передвижения товаров и услуг не только дополнилась свободой перемещения капитала и рабочей силы, но и серьезными мерами согласования внутриэкономической политики стран-членов. Программа внутреннего рынка ЕС ЕС Internal Market
Program действовавшая в период с 1985 по 1992 год программа создания общего рынка товаров и услуг. В результате осуществления программы к началу 1993 года между странами ЕС были устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, включая транспортные и финансовые услуги ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий и принцип благоразумного надзора устранены
национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран они заменены едиными для всех стран ЕС механизмами количественных ограничений на импорт введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС. Можно сделать вывод, что Европейский Союз- наиболее развитое на сегодняшний день интеграционное объединение в мировой экономике.
Пройдя путь от таможенного союза до образования свободного рынка единой Европы, экономического и валютного союза , он показал на практике возможность создания целостной общности стран, проводящей общую экономическую политику, способствующую развитию экономики союза и экономик отдельных стран внутри него. Безусловно с вступлением новых членов предстоит преодолеть препятствия, связанные с различием в уровнях экономического развития стран
Восточной и Западной Европы, но спустя год после последнего расширения ЕС можно сказать, что интеграция новых стран в пространство объединнной Европы проходит достаточно успешно вопреки прогнозам о возникновении масштабных проблем в развитии национальных экономик в связи с этим расширением. 2. Особенности и перспективы интеграционных объединения Америки Североамериканская Ассоциация Свободной Торговли
НАФТА Другим практическим примером международной интеграции является Североамериканская ассоциация свободной торговли НАФТА. Было подписано Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Как показывает исторический опыт, торгово-экономические отношения между тремя странами были и остаются
основным фактором развития североамериканского хозяйственного комплекса. В рамках ассоциации демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется зона свободной торговли с населением более 375 млн.
человек. Следует вместе с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы, регулирующие сотрудничества, подобные существующим в ЕС Комиссия, Суд, Парламент и т.дСоздание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на огромную территорию с населением 370
млн. человек и очень мощным, особенно благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция носит асимметричный характер асимметрия развития и асимметрия интенсивности двусторонних торгово-экономических отношений, поскольку, с одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а с другой Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим потенциалом, но относящаяся
к развивающимся странам. Кроме того, по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США . НАФТА предусматривает программу по устранению тарифных барьеров, которая включает в себя четыре этапа. На первом этапе часть тарифных ограничений будет устранена немедленно с подписанием Соглашения на втором в течение 5 лет на третьем в течение 10 лет и на последнем долгосрочном этапе в течение 15 лет. Уже в настоящее время просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться
к этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно будет ожидать расширения НАФТА, однако для дальнейшего развития интеграционного процесса необходимо создать определенные организационные структуры и отработать механизм сотрудничества. Южноамериканский общий рынок МЕРКОСУР В Южной Америке интеграционные процессы реализуются через созданный в начале 90-х гг. торговый пакет МЕРКОСУР IОжноамериканский общий рынок, куда вошли
Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай. с населением 200 млн. человек и более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45 населения этого континента, свыше 50 совокупного ВВП, 40 прямых иностранных инвестиций, более 60 совокупного объема товарооборота и 33 объема внешней торговли стран Латинской Америки. Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений
во взаимной торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. Уже сегодня 95 торговли между странами- членами Пакта свободны от таможенных пошлин и тарифов. В отношении импорта из третьих стран вводятся общие таможенные правила.
По имеющимся прогнозам, в перспективе вполне реальна интеграция НАФТА и МЕРКОСУР. Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления Совет общего рынка в составе министров иностранных дел исполнительный орган Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы
внешней торговли, таможенное регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское хозяйство и энергетика Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как благоприятные. МЕРКОСУР на практике доказал свою эффективность. К МЕРКОСУР на основе соглашения о свободной торговле присоединились
Чили и Боливия как ассоциированные члены и по прогнозам возможно дальнейшее расширение этого интеграционного объединения. Интеграционные процессы на Американском континенте замедлены в основном по причине масштабов экономик отдельных государств и сложностей, связанных с существенной разницей в уровне экономического развития стран. С другой стороны, очевидны выгоды развития сотрудничества и углубления интеграционных процессов, что открывает значительные перспективы дальнейшей интеграции экономик стран.
3. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии. На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии АСЕАН, в которую входит один из четырех азиатских драконов Сингапур, а также новые индустриальные страны новой волны
Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом большинства из стран участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5 по 38 тыс. наименований
товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли. Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества АТЭС. Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество АТЭС это межправительственная организация, объединяющая 21
государство региона. АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея,
Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг Сянган, Тайвань, Мексика, Чили, Папуа Новая Гвинея, а в 1998 г. Вьетнам, Перу и Россия. АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудничества в тех или
иных областях. 4. Проблемы и перспективы интеграции в рамках Содружества Независимых Государств. Рассматривая интеграционные процессы в рамках Содружества Независимых Государств, следует признать их значительную противоречивость и непоследовательность. Сам процесс создания СНГ рассматривался его инициаторами как стремление государств – бывших членов СССР к своей реальной независимости. Однако этот процесс сопровождался разрывом традиционных экономических,
культурных и иных связей стран Союза, обострением межнациональных конфликтов. Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются следующими основными факторами разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно, поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития желанием широких масс
населения в странах членах СНГ поддерживать достаточно тесные связи из-за смешанного населения, элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера, заинтересованности в свободном перемещении людей и т.д. технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами. Решение о создании Содружества Независимых Государств СНГ было принято президентами России, Белоруссии и
Украины одновременно с подписанием Беловежских соглашений о роспуске СССР 8 декабря 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В Уставе определены цели Содружества способствовать интеграции членов СНГ в экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными институтами и предприятиями стран
Содружества. СНГ открытая организация для присоединения других стран. За шесть лет, прошедших с момента принятия Соглашения о создании Содружества Независимых Государств, было подписано более 800 совместных документов о координации и сотрудничестве в самых различных сферах. Создан и функционирует Координационно-консультативный комитет СНГ для согласования действий в сфере экономического развития достигнуто соглашение о формировании экономической
системы Содружества и создании Международного экономического комитета МЭК завершается подготовка к переходу в рамках СНГ к Общему рынку, где бы свободно перемещались товары, услуги, капиталы и рабочая сила. Происходит юридическое оформление единого торгового пространства стран Содружества. Следует, однако, признать, что в международной иерархии
СНГ занимает пока довольно низкое место. На его долю приходится всего 3 мирового ВВП. Товарооборот между странами Содружества к началу 1997г. составлял примерно 6 объема ВВП. Значительное уменьшение его имело место в первом полугодии 1997г в то время как с другими странами мира наблюдался некоторый рост. В структуре производства и экспорта увеличивается доля сырьевых товаров и энергоносителей, а в импорте – изделий машиностроения перерабатывающих отраслей.
С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и прочих, сборов во внешнеторговых операциях.
В середине 90-х гг. в интеграционных процессах стран Содружества появились новые направления в апреле 1996г. были сформированы два новых интеграционных объединения союз четырех Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и союз двух в составе России и Беларуси. Несколько ранее Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан заключили свое тройственное соглашение.
Такая сложность интеграционной структуры СНГ объясняется, во-первых, различиями в подходе к национальному суверенитету лидеров стран Содружества во-вторых, различиями в понимании механизма и направленности проводимых реформ. Наибольшей зрелости интеграционные процессы достигли в отношениях Беларуси и России. Здесь формируются совместные межгосударственные и негосударственные органы, решения которых являются обязательными для национальных правительств, ведется работа по созданию совместного
бюджета за счет ежегодных отчислений из государственных бюджетов обеих сторон, разрабатывается совместная структурная политика в промышленности, предусматривающая взаимодополнение экономик обеих стран. В то же время лидеры некоторых бывших союзных стран рассматривают СНГ как временное объединение, призванное обеспечивать цивилизованную процедуру разъединения государств бывшего СССР. Отсюда становится очевидным, что будущее стран
Содружества зависит от того, какие тенденции разъединительные или объединительные будут приоритетными в рамках СНГ. Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих кругов стран членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами.
Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и системных реформ в России естественного интеграционного ядра СНГ. V. Препятствия к развитию мировых интеграционных процессов. Как следует из вышеописанных примеров, возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств – процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами.
Первые – объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые – отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации. Указанное противоречие – основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций. На проявления основного противоречия большое влияние оказывают уровень социально-экономического развития
стран-участниц интеграции масштабы и темпы экономических и политических преобразований характер рыночных и политических реформ противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры. Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных
пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета. В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами
при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д. Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов. Заключение. Создание международных интеграционных объединений на основе сложных многоуровневых интеграционных
процессов- одна из определяющих тенденций развития мировой экономики на пороге XXI в. Исходя из предпосылок, особенностей и примеров развития интеграционных процессов в мире можно сделать следующие выводы 1. Международная экономическая интеграция характерная особенность современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран участниц интеграционных
группировок. Международная экономическая интеграция это процесс срастания экономик соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых экономических и политьических связей и взаимодействия на различных уровнях 2 Классические формы международной экономической интеграции -зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения Между странами участницами интеграционного объединения и прежде всего снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины -таможенный союз, когда наряду с отменой внешнеторговых
ограничений устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран -общий рынок, знаменующийся подписанием договора, охватывающего четыре свободы пересечения государственных границ для товаров, услуг, капитала и людей -экономический и валютный союз, когда договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной политики, а также вводятся наднациональные институты управления интеграционным
объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем наднациональные институты управления. 3. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом,
ЕС безусловно является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире с наиболее тесными экономическими связями между странами, валютным союзом и развитыми органами управления. На примере этого интеграционного объединения мы можем увидеть перспективы развития мировых интеграционных процессов и в других регионах мира, так как углубление интеграции- одна из основных тенденций в мировой экономике. 4. АСЕАН и АТЭС- наиболее перспективные и масштабные интеграционные объединения в азиатско-
тихоокеанском регионе. 5. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на американском континенте НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало всеамериканской зоне свободной торговли и единому американскому рынку. Несмотря на проблемы, связанные с масштабами экономик и уровнем развития, интеграция в этом регионе характеризуется широкими перспективами по расширению сотрудничества. 6. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как сложившиеся в прошлом разделение труда,
технологическая взаимозависимость, элементы общего культурно-цивилизационного пространства. Интеграционные процессы имеют многоуровневый и противоречивый характер. Проблемы интеграции в этом регионе лежат в кризисном состоянии экономик многих бывших советских республик и политических противоречиях между правительствами отдельных стран. Дальнейшее развитие интеграции будет зависеть от многих факторов, наиболее важный из воторых-экономическое
развитие России как интеграционного ядра СНГ 7. Международные интеграционные процессы способствуют ускорению экономического роста и развития торговли и производства стран- участниц структурной перестройке экономик и переходу на новый технологический уровень развитию международного разделения труда и страновой специализации формированию мирового рынка. 8. На примерах интеграционных процессов в современном мире видно, что основным противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными
экономическими интересами. Политические взаимоотношения и отношение к развитию сотрудничества правительств различных стран также могут стать препятствием на пути стремления к интеграции что мы видим на примере СНГ. Задача государств- участников интеграционных процессов в современном мире- выработка стратегий, объединяющих и примиряющих интересы стран и международные интересы с целью создания условий для эффективного сотрудничества и развития экономик стран и мирового хозяйства в целом.
Список литературы 1. Авдокушин Е.Ф Международные экономические отношения М 2000г 2. Елова М.В. Мировая экономика введение во внешнеэкономическую деятельность Учебное пособие для вузов М.Логос, 2000. 248 с 3. Киреев А. Международная экономика часть1. М Международные отношения 2002г 4. Колесов В. П Осьмова М. Н. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран
М 2001г. 5. Мировая экономика под ред. проф. А. С. Булатова. М Экономистъ, 2004г. 6. Международные экономические отношения под редакцией проф. Рыбалкина В. Е М ЮНИТИ, 2004г. 7. Международные экономические отношения под редакцией И. П. Фаминского. М Экономистъ, 2004г. 8. Овчаренко Н.Е. .Модели современных интеграционных процессов Изд.
Москва 1999г. 9. Щербанин Ю.А Рожков К.Л, Рыбалкин В.Е Фишер Г. Международные экономические отношения. Интеграция Учебн. пособие для вузов М.Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1997 10. Шишков Ю. В. Интеграционные процессы на пороге 21 века почему не интегрируются страны СНГ. М. НП Третье тысячелетие. 2001. 11. Шумский Н.
Преимущества интеграции. Интеграция в содружестве независимых государств проблемы и перспективы 1999г 12. Поблемы современной экономики журнал 3 3 2000г. 13. Борко Ю Европейский союз углубление и расширение интеграции – Мировая экономика и международные отношения, 2000, 8 14. Ложечко М. Нафта в интеграционных процессах проблемы и перспективы.
Внешняя торговля. 2000. 5-6. 15. Евразийское экономическое сообщество этапы становления Бюллетень иностранной коммерческой информации. 24.12.2003 16. Шишков Ю. В Внешнеэкономические связи в ХХв от упадка к глобализации. 2001г. 17. Шумский Н. Интеграция в Содружестве Независимых государств. Проблемы и перспективы Мировая экономика и международные отношения,
1999, 11