1. Задачикурса
Высшие учебные заведения готовят специалистов — инженеров, научныхработников, менеджеров, будущая деятельность которых в значительной мереотносится к сфере интеллектуального труда. Результатом интеллектуальноготворческого труда является интеллектуальный продукт, который в определенныхслучаях представляет собой товар и пользуется рыночным спросом.
Творческое решение,зафиксированное на материальном носителе, или воплощенное в каком-либоматериальном объекте, может быть кем-то заимствовано у авторов (илисобственников) без разрешения и эксплуатироваться с определенной выгодой.
Поэтому, будущему специалисту необходим некоторый запас знаний и о том,что представляет собой результат творчества конструктора, технолога, ученого,управленца, и о том, как юридически защитить результаты своегоинтеллектуального труда. Человек, ценящий плоды своего творчества, будет суважением относиться к чужим результатам.
Выполняя научно-исследовательскую, опытно-конструкторскую,технологическую разработку в технической или естественнонаучной области,публикуя новую теорию, гипотезу или идею в гуманитарной сфере, студент,аспирант (а тем более — специалист) создает в результате своей интеллектуальнойдеятельности определенный интеллектуальный продукт. Его охрана, а порой изащита от недобросовестного использования требуют необходимых знаний и опыта.Эти знания и опыт он должен приобретать, изучая соответствующую дисциплину — основы интеллектуальной собственности.
Кроме того, выполняя вышеперечисленные разработки, обучающийся (или ужепрошедший обучение в вузе) использует информацию о результатах работ другихисследователей, специалистов и, публикуя свои результаты, он должен уметьсоблюсти права авторов этой информации. Этому также следует обучать студентов иаспирантов вузов.
Специалист (как будущий, так и уже состоявшийся), будь то руководительлюбого ранга (участка, отдела, цеха, предприятия, организации, объединения ит.д.), научный работник, конструктор, технолог, работая профессионально ввыбранной им сфере деятельности должен обладать хотя бы минимумом знаний всфере интеллектуальной собственности, а именно иметь представление о том:
Ø какие результатыразработки могут и должны иметь правовую охрану и каков вид этой охраны;
Ø как определяются,выявляются объекты интеллектуальной собственности (ОИС) в процессе разработкиновой техники, технологии, материалов;
Ø как оформитьзаявочные материалы на правовую охрану ОИС, в том числе за рубежом;
Ø как оформляютсяотношения по использованию ОИС в Российской Федерации и за рубежом;
Ø как и для чего используетсяпатентная документация России и других стран; и др.
С этой целью в учебную программу введена дисциплина, в рамках которойстуденты приобретают необходимые знания и навыки в этой области.