Интеллектуальная собственность. Авторские и смежные права

Происхождение термина«интеллектуальная собственность» часто связывается с французскимзаконодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент илиисключительное право на использование произведения представляют собой договормежду обществом и изобретателем (автором): общество защищает правообладателя,гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведенияискусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольноеиспользование в промышленных или коммерческих целях. Однако уже Джон Локксчитал, что право интеллектуальной собственности должно рассматриваться какестественное право, а не как право, основанное на законе.
Именно на теориюестественного права опиралась традиция проприетарного подхода к авторскому ипатентному праву, получившая наиболее последовательное развитие в трудахфранцузских философов-просветителей. В соответствии с данной теорией правосоздателя любого творческого результата, литературного произведения илиизобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникаетиз самой природы творческой деятельности и «существует независимо отпризнания этого права государственной властью». Возникающее у творца право на достигнутый им результатрассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица,трудом которого создана материальная вещь.
Во Франции при«старом порядке» за автором было окончательно признано право налитературные произведения. Революция 1789 года смела все«привилегии», в результате чего было провозглашено: «Все, чтоавтор открывает для публики, становится общественной собственностью»(Декрет Учредительного собрания 1789 года), но вскоре даже новый режимпересмотрел свое решение. Два закона (1791 и 1793 гг.) впервые в историигарантировали защиту всех форм творчества (литературного, драматического,музыкального, изобразительного) при воспроизведении всеми известными тогдаметодами. В докладе Ле Шапелье, который лег в основу первого закона, утверждалось,что «самой священной, самой неопровержимой и, если можно так выразиться,самой личной из всех форм собственности является произведение, которое естьплод писательской мысли». Во вводной части французского патентного закона1791 года говорилось, что «всякая новая идея, провозглашение и осуществлениекоторой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, ибыло бы ограничением прав человека не рассматривать новое промышленноеизобретение как собственность его творца». Следствием такого подхода сталозакрепление во французском законодательстве понятий литературной и промышленнойсобственности. Еще раньше идея об авторском праве как «самом священном видесобственности» была воплощена в законах нескольких штатов США. Так, взаконе штата Массачусетс от 17 марта 1789 года указывалось, что «нетсобственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая являетсярезультатом его умственного труда»). Аналогичные конструкции были закрепленыв законодательстве многих стран. В «Философии права» Гегельподчеркивал особое значение защиты ученых и художников от произвола ипосягательств на их права, оказание покровительства их собственности какнаипервейшей задачи поощрения наук и искусств: «подобно тому, какнаипервейшими и наиважнейшими поощрениями промышленности было обеспечение отразбоя на большой дороге». Однако философского осмысления категории«интеллектуальная собственность» до настоящего времени произведено небыло.
Наряду с проприетарнойконцепцией (или конструкцией) в виде прав промышленной собственности,литературной, научной, художественной или, в наиболее универсальном виде, — интеллектуальной собственности, в национальном праве ряда стран широкоприменяется в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельностикатегория «исключительные права» («интеллектуальные права»,«охрана промышленных прав» и т.п.), понимаемые как права особогорода. Особенно это характерно для Германии.
Впервые упоминание обинтеллектуальной собственности появилось во французском законодательстве эпохиВеликой французской революции. В это время господствовала теория естественногоправа, суть которой состояла в том, что все произведенное человеком, будь томатериальные объекты или результаты творческого труда, признавалось егособственностью. Поэтому создатель результатов творческого труда имелисключительное право распоряжаться ими.
В XIX веке авторскоеправо французского образца послужило моделью для остальных странконтинентальной Европы, а также, после второй мировой войны, и для Всеобщейдекларации прав человека 1948 года: «Каждый имеет право на защиту егоморальных прав и материальных интересов, являющихся результатом научных,литературных или художественных трудов, автором которых он является».
Некоторые различиясвязаны с существованием англо-американской и континентальной систем авторскогоправа. После того, как в XVIII веке охрана произведений впервые сталапризнаваться не привилегией, даруемой сувереном, а правом, основанным назаконе, возникли два направления научной мысли.
Одно из них — школаестественного права — было воспринято странами с римско-правовой традицией.Произведение признавалось принадлежащим автору в силу факта его создания.Внимание акцентировалось на идее распространения охраны не только наимущественные, но и на личные неимущественные права авторов. Законы толькокодифицировали естественно существующие права человека, в центре правовойохраны находилась личность создателя, творца.
Между тем общее праворазвивалось в другом направлении. В странах общего права, главным образом, вСША и Великобритании, признавалось предусмотренное общим правом бессрочноеправо, основанное на «естественных правах собственности»(классическая формула Локка). Однако при кодификации этих прав законодателямиавторам была предоставлена лишь ограниченная имущественная защита. Писаныезаконы не кодифицировали «естественное право», а просто заменили его,изначально представив имущественные права в виде срочного исключительного правана воспроизведение. Целью закона признавалась прежде всего защита имущественныхправ создателей и издателей, которые приобретали права у первого создателя либоу его правопреемников. Таким образом, создатели могли уступать все свои правана произведение (если иное не было предусмотрено договором) в обмен на денежноевознаграждение. Подход, принятый в Великобритании и США, по своей сущности малоотличался от прежней системы привилегий.
По Закону США обавторском праве получают защиту такие виды произведений, которые в странахконтинентального авторского права часто охраняются на основании систем смежныхправ, в частности, исполнители аудиовизуальных произведений считаются авторами.Охрана по англо-американской системе распространяется на произведениенезависимо от категории его правообладателя. Охрана же по континентальнойсистеме авторского права основана на гражданском праве, ее основная идеязаключается в том, что произведения являются продуктом творческой деятельностии неразрывно связаны с личностью их создателей. В результате такого подходазаконодательство ряда стран, придерживающихся континентальной системы, нераспространяло авторско-правовую охрану на юридические лица. В центререгулирования континентальных авторско-правовых систем находится защита создателяпроизведения, в то время как англо-американская система авторского праванацелена на охрану произведения как такового. Следовательно, в последнем случаеотсутствовала необходимость в какой-либо концепции смежных прав, так как этиправа регулировались авторским правом в широком смысле.
В ХХ веке большоезначение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Это привело кстолкновению двух систем и их концепций. Постепенно происходит вынужденноесближение систем. Так, США пришлось пересмотреть свое законодательство обавторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенноначали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права,личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны,предоставляемой в соответствии с Бернской конвенцией. В свою очередь,континентальные государства стали обеспечивать охрану юридическим лицам,осуществляющим финансирование творческой деятельности, признавая необходимостьтакой охраны, например, для эффективной эксплуатации кинопродукции.
В дальнейшем бурноеразвитие промышленного производства и сельского хозяйства, а также ростмеждународной торговли и обмена между странами последними достижениями науки итехники потребовали более высокой степени правового регулирования международныхотношений в сфере интеллектуальной собственности.
В результате этого, вомногих странах мира стали появляться международные договоры, касающиеся защитыосновных видов интеллектуальной собственности.Так, например, 20 марта 1883 года в Париже былапринята «Конвенция по охране промышленной собственности», котораястала основным документом в области охраны прав на интеллектуальнуюсобственность. Следующим документом в системе защитыинтеллектуальной собственности была «Бернская конвенция по охране литературныхи художественных произведений» от 9 сентября1886 года. Далее, важнейшим соглашением в области охраныинтеллектуальной собственности, заключенным также в прошлом веке в Мадриде 14апреля 1891 года «Соглашение о международной регистрации знаков»
Однако, все этидокументы, охраняя важнейшие объекты интеллектуальной собственности, несодержали в себе самого понятия «Интеллектуальная собственность».Впервые оно было введено в международные правовые договоры «Конвенцией, учреждающейвсемирную организацию интеллектуальной собственности», подписанную вСтокгольме 14 июля 1967 года и измененную 2 октября 1979 года.
В дореволюционномроссийском законодательстве термин «интеллектуальная собственность» неиспользовался. За автором, обладателем привилегии(патента) или лицом,осуществившим регистрацию, с целью закрепления за ними монополии наиспользование ряда результатов интеллектуальной творческой деятельности илисредств индивидуализации признавались имущественные правомочия, составляющиесодержание исключительных прав. Исключительные права составляли самостоятельнуюподотрасль гражданского права.
В условияхсоциалистического способа производства исключительные права утратили функцииинститутов рыночной экономики, поэтому и сам термин «исключительные права» всоветском законодательстве не использовался.
Термин «интеллектуальнаясобственность» впервые в СССР появился в Законе от 6 марта 1990г. «Особственности в СССР», а затем в Законе Российской Федерации от 24 декабря1990г. «О собственности в РСФСР» и в Законе Республики Беларусь от 11 декабря1990г. «О собственности в БССР». Гражданский кодекс 1964 года содержал разделы«Авторское право», «Право на открытие», «Право наизобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец».Однако в них не использовались термины «интеллектуальнаясобственность» и «промышленная собственность». Более того,разделы Гражданского кодекса «Право на открытие» и «Право наизобретение, рационализаторское предложение и промышленный образец» утратилисилу в связи с принятием в 1993 году Законов Республики Беларусь «О патентахна изобретения», «О патентах на промышленный образец», «Отоварных знаках и знаках обслуживания», а также многие положения раздела«Авторское право» в связи с принятием в 1995 году Закона РеспубликиБеларусь «Об авторском праве и смежных правах». Эти законы кореннымобразом изменили подход к интеллектуальной собственности в стране, максимальноприблизив законодательство в этой области к общепринятым международнымстандартам.
В новом Гражданскомкодексе Республики Беларусь четко просматривается уже сложившаяся подотрасльгражданского права: исключительные права на результаты интеллектуальнойдеятельности (интеллектуальная собственность).

1.Объекты авторского права и смежныхправ
 
Авторское право – это юридический термин, обозначающийправа, предоставляемые авторам литературных и художественных произведений.Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства,являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения идостоинства произведения, а также от способа его выражения. Авторское правораспространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения,существующие в какой-либо объективной форме:
1) письменной (рукопись,машинопись, нотная запись и т.д.);
2)устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
3)звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
4)изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- илифотокадр и т.д.);
5)объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) и т.д.
Авторскоеправо не распространяется на собственно идеи, методы, процессы, системы,способы, концепции, принципы, открытия, факты.
Всоответствии с законодательством об авторских правах Республики Беларусь к объектомавторского права следует относить:
1)литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
2)драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографиии пантомимы и другие сценарные произведения;
3)музыкальные произведения с текстом и без текста;
4)аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другиекино- и телепроизведения);
5)произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведенияизобразительного искусства;
6)произведения прикладного искусства;
7)произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
8)фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичнымифотографии;
9)карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся кгеографии, топографии и другим наукам;
10)компьютерные программы;
11)иные произведения.
Охранакомпьютерных программ распространяется на все виды компьютерных программ (в томчисле операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и влюбой форме, включая исходный текст и объектный код.
Кобъектам авторского права также относятся:
1)производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме,обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведенийнауки, литературы и искусства);
2)сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составныепроизведения, представляющие собой по подбору или расположению материаловрезультат творческого труда.
Авторское право и смежныеправа являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторамстимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Этасистема охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения ихпроизведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства.а это, в свою очередь, обеспечивает более свободный доступ населения стран мирак культурным ценностям, к знаниям и развлечениям, а также гарантирует их болеевысокое качество.
Смежные права — это права, которые принадлежатисполнителям, производителям фонограмм и организациям эфирного вещаниясоответственно в отношении их исполнений, фонограмм и теле-радиопередач.
Смежные права отличаютсяот авторского права тем, что они принадлежат владельцам, которые считаютсяпосредниками при изготовлении, записи или распространении произведений. Связь савторским правом вызвана тем фактом, что три категории обладателей смежных правявляются вспомогательными звеньями в процессе интеллектуального творчества,поскольку они оказывают содействие авторам при сообщении произведений последнихдля всеобщего сведения. Музыкант исполняет музыкальное произведение, написанноекомпозитором; актер играет роль в пьесе, написанной драматургом; производителифонограмм или чаще называемые как «записывающая индустрия» записывают ивыпускают песни и музыку, написанные авторами и композиторами, исполняемыемузыкантами или певцами; организации эфирного вещания передают произведения ифонограммы на своих радио или телестанциях.[23, эл.ресурс]
В соответствіі сост.994 ГК смежные правараспространяются на исполнения, постановки, фонограммы, передачи организацийэфирного и кабельного вещания. Для возникновенияи осуществления смежных прав не требуется соблюдения каких-либо формальностей.
Авторское право и смежныеправа являются необходимыми условиями развития творчества, предоставляя авторамстимул в форме признания и справедливого материального вознаграждения. Этасистема охраны прав обеспечивает авторам гарантию распространения ихпроизведений без боязни несанкционированного изготовления копий или пиратства, а это, в свою очередь, обеспечиваетболее свободный доступ населения стран мира к культурным ценностям, к знаниям иразвлечениям, а также гарантирует их более высокое качество.
Законодательство нераскрывает содержание понятия «произведение» несмотря на то, что оно являетсяосновополагающим понятием института авторского права. Объясняется это тем, чтолюбое возможное определение понятия «произведение» не сможет исчерпывающимобразом определить данный объект правовой охраны. Попытки дать определениепонятию «произведение» неоднократно предпринимались в теории авторского права.Наиболее удачным и, поэтому, наиболее распространённым, является определение,сформулированное В.И. Серебровским: «произведение – это совокупность идей,мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора своёвыражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме,допускающей возможность воспроизведения»[1].
Для того, чтобыохраняться авторским правом, произведение должно быть выражено в какой-либообъективной форме. Произведение — это объект идеальный; оно изначальновозникает в сознании автора как комплекс идей, мыслей и образов, в видетворческого замысла. До того момента, как произведение не станет существоватьвне сознания автора, не станет самостоятельным явлением объективной реальности,нет необходимости законодательно устанавливать правовую связь между автором иего произведением. Если произведение не может быть использовано другими лицами,нет предмета правового регулирования для норм авторского права. Иными словами,произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора иприобрела самостоятельное бытие.
Произведение может бытьпредставлено в следующих формах:
— письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.);
— устной (публичное произнесение, публичное исполнение и т.д.);
— звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.);
— изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- илифотокадр и т.д.);
— объемно-пространственной(скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.);
— вдругих формах.
Однако не всякаяобъективно существующая работа охраняется авторским правом. Авторское правораспространяется только на работы, являющиеся результатом творческойдеятельности. Творческой деятельностью признают самостоятельнуюинтеллектуальную деятельность лица, направленную на создание образа будущегопроизведения и воплощение его в какой-либо объективной форме.
Авторское право не регулирует сампроцесс создания произведения. Поэтому для решения вопроса об охраноспособностипроизведения решающее значение имеет не характер деятельности по созданиюпроизведения, а соответствующий признак созданного в результате этойдеятельности произведения. Признаком того, что произведение являетсярезультатом творческой деятельности, большинство исследователей называют егоновизну; некоторые учёные используют термин «оригинальность». Новизна (оригинальность)произведения выражается в новом содержании, новой форме произведения. При этомновизна идеи, положенной в основу произведения, не влияет на новизну самогопроизведения с точки зрения авторского права. Одна и та же идея, один и тот жесюжет могут быть использованы разными авторами, однако каждое из произведений,содержавшее в себе одну и ту же идею (сюжетную основу), отражает личностьавтора и воспринимается обществом как новое, самостоятельное произведение.Можно сказать о том, что всякое творческое произведение характеризуетсяоригинальностью, новизной, неповторимостью и уникальностью.
Предоставление охраныпроизведению не зависит от его назначения и достоинства. Поддостоинством понимаются различные положительные качества произведения, относящиесяк его форме или содержанию: актуальность темы, художественная ценность, научнаяглубина, авторский стиль и т.д. Назначение авторского права в целом состоит нев том, чтобы отбирать достойные произведения, а в том, чтобы обеспечитьинтересы создателя произведения в тех случаях, когда его произведение можетбыть использованы другими лицами. Авторским правом должны охраняться любыепроизведения, в которых проявляется творчество, и которые обладаютпредусмотренными законодательством признаками объекта авторского права.
Примерный перечень объектов авторского праваназван в ст. 7 Закона «Об авторском праве и смежных правах» и ст. 993 ГК. Кпроизведениям, охраняемым авторским правом, относятся:
— литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
— драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографиии пантомимы и другие сценарные произведения;
— музыкальные произведения с текстом и без текста;
— аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другиекино- и телепроизведения);
— произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведенияизобразительного искусства;
— произведения прикладного искусства;
— произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
— фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичнымифотографии;
— карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся кгеографии, топографии и другим наукам;
— компьютерные программы;
— иные произведения.
К числу литературныхпроизведений относятся произведения всех жанров художественной литературы ипублицистики, научные работы (монографии, статьи, отчёты и т.п.), учебнаялитература, речи, доклады, проповеди и иные устные произведения; произведенияжурналистики (статьи, интервью, дискуссии и т.п.), деловая и личная переписка ит.п. При этом литературные произведения могут существовать не только вписьменной, но и в иной объективной форме.
Драматическиепроизведения весьмаблизки к произведениям литературы. Обособление драматических произведенийобусловлено присущей им спецификой художественных средств выражения мыслейавтора, поскольку в драматических произведениях основной акцент делается наизложение творческой идеи посредством монологов и диалогов персонажей.
Авторское право охраняетвсе виды музыкальных произведений. Наиболее распространеннойразновидностью музыкальных произведений являются музыкальные произведения стекстом – песни. Музыкальное произведение с текстом – это созданное всоавторстве композитором и поэтом оригинальное (т.е. не составное)произведение; оригинальный характер песни предопределяется тем, что всеохраняемые элементы песни создаются её соавторами.
Особое место средиобъектов авторского права занимают аудиовизуальные произведения.Аудиовизуальным является произведение, состоящее из серии связанных между собойизображений (с сопровождением звуком или без него), создающие впечатлениедвижения, и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождениязвуком) восприятия. К аудиовизуальным относятся кинематографические и иныепроизведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографии (телефильмы,видеофильмы и подобные произведения).
Авторское право охраняетпроизведения всех направлений изобразительного искусства – произведенияживописи, графики, скульптуры, монументального и декоративного искусства и т.п.
К произведениямизобразительного искусства примыкают произведения прикладного искусства,которые законодатель выделяет в отдельный вид охраняемых произведений.Прикладной характер произведений означает, что они предназначены не только дляудовлетворения чисто эстетических потребностей публики, но и выполняют иные,практические функции. Среди произведений прикладного искусства всё большеезначение приобретают произведения дизайна. Дизайн – это искусство приданияокружающей человека предметной среде эстетических качеств, поэтому дизайн, какнаправление в прикладном искусстве, имеет множество проявлений – графическийдизайн, промышленный дизайн, дизайн интерьеров помещений и т.п.
Архитектурныепроизведения такжеимеет двойственную природу, поскольку должна не только удовлетворять насущныематериальные потребности – создавать жильё и благоустраивать окружающую среду,но и удовлетворять эстетические потребности человека. Авторско-правовой охранеподлежит именно художественное, а не конструктивно-техническое решение зданий исооружений. При этом авторско-правовая охрана распространяется как на внешнийвид объекта, так и на художественное решение внутреннего пространства(интерьер).
К категории охраняемыхотносятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов — независимо от объекта (портрет, пейзаж, репортаж и т.п.), а также преследуемойцели (профессиональная или любительская съёмка) и т.п.
Достаточно новым объектомохраны авторским правом являются компьютерные программы. Компьютерныепрограммы являются результатом творческой деятельности. В то же самое время,обеспечивая охрану компьютерных программ нормами авторского права, законодательнеизбежно сталкивается с проблемами, обусловленными спецификой компьютернойпрограммы как охраняемого объекта, поскольку в ней содержание (алгоритм) имеетбезусловный приоритет над формой (алгоритм, изложенный языкомпрограммирования). Основное значение для компьютерной программы имеет ее функциональность,которая предопределяется алгоритмом, а написание программы на том или иномязыке программирования может быть безразлично для пользователя. Обеспечиваяохрану форме произведения, авторское право не защищает лежащий в её основеалгоритм. Поэтому всё более актуальным представляется вопрос о необходимостипредоставления компьютерной программе специальной охраны, которая бы,во-первых, учитывала особенности объекта охраны и, в отличие от авторскогоправа, распространялась не только на форму, но и на положенный в основупрограммы алгоритм, и, во-вторых, была более оперативной, дешёвой и доступной,нежели существующая система патентной охраны.
Самостоятельнымиразновидностями объектов авторского права являются производные произведения исоставные произведения.
К производнымпроизведениям относятся переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме,обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведенийнауки, литературы и искусства. Все они признаются объектами авторского права, посколькудеятельность по их созданию носит творческий характер. Авторское правопереводчиков и авторов иных производных произведений имеет зависимый характер:автор производного произведения может осуществлять свое авторское право тольков том случае, если использование его произведения не влечет нарушения прававтора произведения, положенного в основу производного произведения. Авторскоеправо переводчика и авторов других производных произведений не препятствуетиным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.
К составнымпроизведениям относятся сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) ииные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материаловрезультат творческого труда. Творческая деятельность составителя выражается втом, что он по своему усмотрению отбирает материал и (или) располагает его посвоей оригинальной системе. Результатом творческой работы составителя являетсясама разработанная им система расположения материалов, поскольку авторскоеправо составителя не распространяется на произведения, включённые в составноепроизведение, а авторское право составителя на составное произведение в целомне препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор и расположениетех же материалов для создания своих составных произведений. Поэтому, предметомохраны применительно к составным произведениям является оригинальный подбор и(или) оригинальное расположение подобранных материалов. Если в составноепроизведение включены охраняемые авторским правом произведения, составительпользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого изпроизведений, включённых в составное произведение.
Любой результат творчества, отвечающийустановленным законодательством об авторском праве критериям охраноспособности,будет признаваться объектом авторского права независимо от того, названли он в приведенном выше перечне, или нет.
Охрана произведенийавторским правомвозникаетв силу факта их создания. Длявозникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдениякаких-либо формальностей. Используемый для оповещения об исключительныхавторских правах знак охраны авторского права (знак копирайта) и состоящий изтрех элементов — латинской буквы «С» в окружности, имени (наименования)обладателя исключительных имущественных прав и года первого опубликованияпроизведения – выполняет сугубо информационную функцию. Само по себе отсутствиена экземпляре произведения знака охраны авторского права не означает, чтоданное произведение не охраняется авторским правом.
Авторское право на произведение несвязано с правом собственности на материальный объект, в котором произведениевыражено. Передача права собственности или права владения каким-либоматериальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права напроизведение, выраженное в этом объекте.
 

1.1 Произведения, не являющиесяобъектами авторского права
 
Понятия «произведение» и «объектавторского права» не тождественны. Первое понятие шире, посколькузаконодательство называет несколько категорий произведений, которые, обладаявсеми признаками охраняемых авторским правом, в силу разного рода причинвыведены из сферы его действия. К произведениям, которые не охраняютсяавторским правом, относятся:
— официальные документы (законы,судебные решения, иные тексты законодательного, административного и судебногохарактера), а также их официальные переводы;
— государственные символы и знаки (флаг,герб, гимн, ордена, денежные и иные знаки);
— произведения народного творчества,авторы которых не известны.
Авторское право также нераспространяется на идеи, процессы, системы, методы функционирования,концепции, принципы, открытия или просто информацию как таковые, даже если онивыражены, отображены, объяснены или воплощены в произведении.
 
1.2 Авторы произведений.Соавторство
 
Авторское право по общемуправилу возникает у автора. Автором произведения признается физическое лицо,творческим трудом которого создано произведение.
Если произведение созданонесколькими лицами, такие лица признаются соавторами. Соавторство – этоправовые отношения, возникающие в силу факта совместного создания произведениянесколькими лицами.
Закон называет дваусловия возникновения соавторства: 1) произведение должно быть созданосовместным трудом двух или более лиц; 2) труд всех участвующих в созданиипроизведения лиц должен носить творческий характер.
Совместный характер трудадолжен оцениваться не по совместному процессу работы, а по совместнодостигнутому результату; важно не то, как и в какой форме трудились соавторы, ато, что произведение явилось результатом их совместных усилий. Поэтому длявозникновения соавторства имеет значение совместный труд, понимаемый какдеятельность нескольких лиц, направленная на достижение согласованногорезультата, каковым является создание произведения. При этом совместнаядеятельность не означает её единство во времени и пространстве, а лишь то, чтоавторы трудятся над произведением сообща, и каждый из них вносит свой вклад вего создание.
Соавторами могутпризнаваться только те, кто внес творческий вклад в создание произведения.Лицо, которое не внесло творческий вклад в создание произведения, а оказывалотолько техническую помощь (набор рукописи, составление библиографии, прорисовкаэскизов и т.п.) не может признаваться соавтором. Принципиально важнымпредставляется то, что основанием возникновения соавторства являютсяфактические, а не договорные отношения лиц, и любое соглашение, в том числеоформленное в письменной форме, не имеет юридического значения, если соавторамив действительности не была проделана совместная творческая работа.
Различают два видапроизведений, созданных в соавторстве: произведения, образующие однонеразрывное целое, и произведения, состоящие из частей, каждая из которых имеетсамостоятельное значение. Часть произведения признается имеющей самостоятельноезначение, если она может быть использована независимо от других частейпроизведения. Соответственно, различаются два вида соавторства – раздельноеи нераздельное. Раздельное соавторство имеет место тогда, когдаколлективное произведение состоит из частей, каждая из которых имеетсамостоятельное значение и при этом известно, кем из соавторов эти частисозданы. В этом случае каждый из соавторов вправе использовать созданную имчасть произведения по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашениеммежду соавторами. При нераздельном соавторстве произведение, созданное двумяили более соавторами, либо представляет собой единое неразрывное целое, либовклад конкретного соавтора в коллективное произведение невозможно выделить.Поэтому авторское право на коллективное произведение, созданное в нераздельномсоавторстве, осуществляют все соавторы совместно. Законодатель, пытаясьобеспечить интересы всех соавторов, устанавливает, что в том случае, еслипроизведение соавторов образует одно неразрывное целое, ни один из соавторов невправе без достаточных на то оснований запретить использование произведения.
Принцип совместногораспоряжения произведением не препятствует авторам заключить между собойсоглашение, определяющее порядок осуществления прав в отношении коллективногопроизведения. По своей правовой природе соглашение соавторов является одной изразновидностей договоров о порядке пользования правом, аналогичной договорусобственников о порядке использования имущества.
1.3 Служебныепроизведения
Закон Республики Беларусь «Обавторском праве и смежных правах» определяет служебное произведение как произведение,созданное в порядке выполнения служебного задания или служебных обязанностей.
Закон не содержит четкого определениясферы, в которой применяются нормы о служебных произведениях. Тем не менее,можно говорить о том, что понятие «служебное» может использоваться толькоприменительно к произведениям, созданным в рамках трудовых отношений.Законодатель использует термин «наниматель», определение которому дается вТрудовом кодексе Республики Беларусь. Согласно ст.1 ТК наниматель — этоюридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено правозаключения и прекращения трудового договора с работником. Кроме того,законодатель использует понятия «служебные обязанности» и «служебное задание»,которые применяются именно в трудовых отношениях.
Первым возможным основанием признанияобъекта авторского права служебным является то, что его создание входит вслужебные обязанности работника. Действующее законодательство не даетнепосредственного определения того, что такое «служебные обязанности». Трудовойкодекс использует понятие «служебное положение работника» при определениитермина «должность». При этом служебное положение работника определяется кругомего обязанностей, должностными правами и характером ответственности. Исходя изэтого, можно поставить знак равенства между понятиями «служебные обязанности» и«должностные обязанности». В свою очередь, должностные обязанности предполагаютналичие трудовых отношений, которые должны быть оформлены трудовым договором;именно в трудовом договоре или в должностной инструкции и должны бытьзакреплены служебные обязанности работника. Таким образом, статус служебногопроизведение может получить в том случае, если его создание входит в трудовыеобязанности автора.
Закон «Об авторском праве и смежныхправах» устанавливает в отношении служебных произведений особый правовойстатус. Личные неимущественные права на произведение, созданное в порядкевыполнения служебного задания или служебных обязанностей (служебноепроизведение), принадлежат автору. Имущественные права на служебноепроизведение принадлежат нанимателю, если договором между ним и автором непредусмотрено иное.
Как следует из нормы ст.14 Закона, презумпцияпринадлежности имущественных прав на служебное произведение нанимателю можетбыть опровергнута условиями заключенного между ним и автором договора.Наниматель и автор в трудовом договоре (контракте) могут установить, чтоимущественные права на служебное произведение в полном объеме возникают уавтора; в этом случае его правовой режим не будет отличаться от правовогорежима произведения, созданного вне рамок трудовых отношений, и нанимателю,заинтересованному в его использовании, необходимо будет заключить с работникомавторский договор. Имущественные права в соответствии с соглашением будутразделены между работником и нанимателем (по способам использованияпроизведения или территории, на которой будет осуществляться право).
Закон ограничивает автора служебногопроизведения в возможности воспользоваться принадлежащими ему личныминеимущественными правами. В том случае, если обладателем имущественных прав наслужебное произведение является наниматель, автор не вправе препятствоватьобнародованию такого произведения. Крометого, автор служебного произведения не может также осуществить право на отзыв.
Признание имущественных авторских прав на служебноепроизведение за нанимателем лишает автора такого произведения права на получениевознаграждения как самим нанимателем, так и третьими лицами.

2. Содержаниеавторского права
 
2.1 Личныенеимущественные авторские права
Составляющие авторскоеправо личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностьюавтора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередаваемости инеотчуждаемости. Непередаваемость личных неимущественных прав означаетневозможность их передачи на ограниченный период времени, неотчуждаемость –невозможность полной и безвозвратной передачи другому лицу. Законодатель особооговаривает, что личные неимущественные права сохраняются за автором даже вслучае уступки исключительных имущественных прав. Еще одной особенностью личныхправ автора является их неимущественный (нетоварный) характер, выражающийся вотсутствии у этих прав какого-либо экономического содержания – реализацияличных неимущественных прав не связана с приобретением материальных благ.
Закон Республики Беларусь«Об авторском праве и смежных правах» признает за автором произведенияследующие личные неимущественные права:
— право авторства;
— право на имя;
— право на защитурепутации;
— право на обнародование;
— право на отзыв.
Право авторства определяется как юридическиобеспеченная возможность лица считаться автором произведения и связанная с этимвозможность требовать признания данного факта от всех остальных лиц. Правоавторства позволяет индивидуализировать результаты творческого труда иобеспечить интересы создателя произведения путём общественного признания связиего личности с произведением.
Право автора на имя означает право автора избирать,каким образом созданное им произведение будет связано с его личностью – путёмуказания собственного имени, вымышленного имени (псевдонима) или без указанияимени (анонимно), и этот выбор может сделать только сам автор.
Право на защитурепутации авторапризвано, в первую очередь, обеспечить сохранность той формы, которую авторпервоначально придал своему произведению, при его дальнейшем использовании. Этовыражается в том, что автор может защищать своё произведение, включая егоназвание, от всякого искажения. Помимо этого автор имеет право защищать своепроизведение от любых иных посягательств, способных нанести ущерб чести идостоинству автора.
Право на обнародование можно определить как правоавтора самостоятельно решать вопрос о том, станет ли его произведение известнопублике, а также выбирать время, место и способ первого доведения произведениядо публики.
Право на отзывпроизведения означает право автора отказаться отранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещенияпользователю причинённых таким решением убытков, включая упущенную выгоду. Еслипроизведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о егоотзыве; при этом он вправе изъять за свой счёт из гражданского оборота ранееизготовленные экземпляры произведения.
 
2.2Имущественные авторские права
 
Статья 983 ГК устанавливает, чтообладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельностипринадлежит исключительное право правомерного использования объектаинтеллектуальной собственности в любой форме и любым способом.
Данное правило в отношении объектовавторского права конкретизируется в Законе «Об авторском праве и смежных правах»,ст. 16 которого устанавливает, что автору в отношении его произведения илииному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлятьили разрешать осуществлять следующие действия:
— воспроизведение произведения;
— распространение оригинала илиэкземпляров произведения посредством продажи или иной передачи правасобственности;
— прокат оригиналов или экземпляровкомпьютерных программ, баз данных, аудиовизуальных произведений, нотных текстовмузыкальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах;
— импорт экземпляров произведения,включая экземпляры, изготовленные с разрешения автора или иного обладателяавторских прав;
— публичный показ оригинала илиэкземпляра произведения;
— публичное исполнение произведения;
— передачу произведения в эфир;
— иное сообщение произведения длявсеобщего сведения;
— перевод произведения на другой язык;
— переделку или иную переработкупроизведения.
Воспроизведенияпроизведенияопределено в Законе «Об авторском праве и смежных правах» как изготовлениеодного или более экземпляров произведения в любой материальной форме, включаяпостоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве.Экземпляром произведения является копия произведения, изготовленная в любойматериальной форме. Поэтому существенным признаком воспроизведения являетсяизготовление копий произведения в форме материальных объектов.
Распространение оригинала или экземпляровпроизведения является самостоятельным способом использования произведения,при котором число лиц, знакомых с произведением, увеличивается при переходеправа собственности или права владения экземпляром произведения от одного лицак другому. Авторское право имеет территориальный характер, поэтому право нараспространение помогает автору ограничить территорию, на которой изготовленныес согласия автора экземпляры произведения будут находится в гражданскомобороте. Однако признание за автором исключительного права на распространениеэкземпляров произведения без установления пределов его осуществления можетпарализовать их гражданский оборот. Поэтому в отношении права нараспространение использует принцип исчерпания, который в том, что экземплярыправомерно опубликованного произведения, введенные с разрешения автора вгражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности,могут в дальнейшем распространяться на территории Республики Беларусь безсогласия автора и без выплаты вознаграждения. Однако исчерпание права нараспространение не будет означать прекращение права автора на сдачупроизведения в прокат.
Наряду с правом нараспространение Закон называет право автора импортировать экземплярыпроизведения. Выделение данного права необходимо, в первую очередь, длятого, чтобы предоставить обладателю авторского права возможность пресекать ввозв страну контрафактных экземпляров его произведения.
Публичным показом является показ оригинала илиэкземпляра произведения непосредственно или в виде слайда, кино-, теле- кадрана экране, с помощью любого другого технического средства или иным способом (вотношении аудиовизуального произведения – показ отдельных кадров вне ихпоследовательности) в местах, где присутствуют или могут присутствовать лица,не принадлежащие к обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи.
Данный способиспользования наиболее характерен для произведений изобразительного искусства.
Публичным исполнением является исполнение произведенияпосредством декламации, игры, танца или каким-либо иным образом, в том числе спомощью технических средств (в отношении аудиовизуального произведения – показкадров в их последовательности с сопровождением звуком) в местах, гдеприсутствуют или могут присутствовать лица, не принадлежащие к обычному кругусемьи или к близким знакомым семьи. К публичному исполнению относятся все видытеатральных постановок, концерты, цирковые представления, исполнениемузыкальных произведений на танцплощадках и дискотеках, клубах, барах, ресторанахи иных общественных местах.
К публичному исполнениютакже относится демонстрация аудиовизуальных произведений в кинотеатрах,видеосалонах и иных общественных местах.
Передача в эфир определяется как сообщениепроизведения для всеобщего сведения посредством беспроволочной передачи,включая передачу через спутник. Данное авторское правомочие представляет особоезначение, поскольку предполагает доведение произведения до сведения наиболееширокой аудитории. При этом не имеет значения, какое количество лиц фактическивоспринимали переданное в эфир произведение; объектом права является самавозможность воспринимать произведение с эфира.
Правона сообщение произведения для всеобщего сведения определяется в Законе «Об авторскомправе и смежных правах» как сообщение для всеобщего сведения как «передачу попроводам или средствами беспроволочной связи изображений или звуков … такимобразом, что они становятся доступными для восприятия лицами, не принадлежащимик обычному кругу семьи или к близким знакомым семьи, в местах, настолькоудаленных от места передачи, что без передачи такие изображения или звуки небыли бы доступны для восприятия; сообщением произведения для всеобщего сведениятакже является доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, чтопредставители публики могут осуществлять доступ к произведению из любого местаи в любое время по их собственному выбору». Таким образом, данное авторскоеправомочие охватывает как сообщение произведения по кабелю, так и размещениеего в сети Интернет.
Право осуществлять илиразрешать осуществлять перевод произведения на другой язык является традиционно признаваемымправом автора. По большому счету перевод является частным случаем переработкипроизведения, а выделение права на перевод в отдельное правомочие являетсяне более чем данью традиции. Поэтому многие исследователи отмечаютнеобходимость объединения указанных правомочий в одно, например, в единое правона преобразование произведения.
Право перерабатыватьпроизведениевключает в себя возможность автора самому переработать произведение в другойвид, придать произведению другую форму, перевести его в другой жанр и т.п., атакже разрешать другим лицам осуществлять такую переработку и использовать произведениев переработанном виде.
Наиболеераспространенными способами переработки произведения являются переводлитературного произведения в драматическое произведение, сценарий или иноеподобное произведение.
Допускаемые случаисвободного использования охраняемых авторским правом произведений исчерпывающим образом перечислены встатьях 18-21 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
 
2.3Срок охраны авторского права
Право авторства, право на имя и право назащиту репутации автора охраняются бессрочно. Прижизни автор самостоятельно осуществляет и защищает свои личные неимущественныеправа. После смерти автора его личные неимущественные права уже не могутосуществляться, однако подлежат защите от возможных нарушений, — защиту личныхнеимущественных прав умершего автора осуществляют его наследники, а приотсутствии наследников – специально уполномоченный государственный орган. Внастоящее время такие функции возложены на Государственный комитет по науке итехнологиям Республики Беларусь.
Имущественные авторские права действуютв течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти.
Определенные особенности установлены вотношении порядка исчисления срока действия имущественных прав в отношениипроизведения, выпущенного в свет анонимно или под псевдонимом.
Срок охраны такого произведениясоставляет 50 лет с момента первого правомерного опубликования произведения.Если в течение указанного срока автор анонимного произведения или произведенияпод псевдонимом раскроет свою личность или его личность не будет далееоставлять сомнений, то срок действия имущественных прав определяется всоответствии с общими правилами исходя из продолжительности жизни автора.
Имущественные права на произведение,созданное в соавторстве, действуют в течение всей жизни и 50 лет после смертипоследнего автора, пережившего других соавторов.
Для удобства исчислениявсе сроки охраны начинаются с 1 января года, следующего за годом, в которомимел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока(смерть автора, опубликование, доведение до всеобщего сведения или созданиепроизведения).
Имущественныеавторские права переходят по наследству на срок действия авторского права. Распоряжение произведениемнаследодателя осуществляется всеми наследниками совместно и только по взаимномусогласию. Взаимоотношения наследников в вопросах использования произведенияаналогичны взаимоотношениям соавторов при нераздельном соавторстве, за темисключением, что Закон не предусматривает механизма решения возникающих междуними споров. Сказанное не относится к праву наследников на получение авторскоговознаграждения, которое является долевым. Доли каждого из наследниковопределяются на основании завещания; при отсутствии завещания и специальногосоглашения между наследниками о размерах долей их доли определяются равными.

3. Смежные права
 
3.1 Объекты смежныхправ: исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания
 
Смежные права каксамостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менеепродолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторскомправе отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которыев последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовалиспециальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубежеXIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этойкатегории творческих работников. Исполнители не создают новые объектыавторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведенийдо публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение моглоосуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио ителевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а такжетиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, чтопривело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, иони стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так жеразвитие технологий звукозаписи привело к тому, что представителизвукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства,которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированиемфонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторовзаписываемых произведений исключительные авторские права, им необходим былиной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов.Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовалиохраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательнымиорганизациями.
26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителейфонограмм и вещательных организаций, которая унифицировала подходы в охранесмежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции значительноечисло государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителейфонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. Вбольшинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в однихзаконодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связьюэтих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав поотношению к авторскому праву. Словосочетание «смежные права» является дословнымпереводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboring rights» (англ. neighboring–смежный, соседствующий), которым былаобозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву.
Институт смежных прав состоит изнорм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:
— исполнителей;
— производителей фонограмм;
— организаций эфирного и кабельноговещания.
Объектом охраны смежногоправа исполнителя является исполнение. Понятие «исполнение» в Законе «Обавторском праве и смежных правах» не определено. Статья 4 Закона определяетпонятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить какпроцесс представления произведения литературы, искусства или народноготворчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальноминструменте, танца или иным образом. Объектом правовой охраны является самадеятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующемвоспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю илииспользована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики,непосредственно не воспринимавшей его.
Объектом охраны смежного правапроизводителя фонограммы являетсяфонограмма. Фонограмма определена вЗаконе «Об авторском праве и смежных правах» как любая исключительно звуковаязапись исполнений или иных звуков либо отображений звуков. Объектом правовойохраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на нихосуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественныеили искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты,производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков,включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использованиямузыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должнарассматриваться в качестве фонограммы. Объектом охраны смежного прававещательной организации является еепередача. Передачаопределяетсяв Законе как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельноговещания, а также по ее заказу и за счет ее средств — другой организацией.Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения,а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программавещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитныйсигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицомлюбого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являтьсяиспользованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своейсути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормыРимской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм ивещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраныиспользуют термин «передача в эфир».

3.2 Смежное правоисполнителей
Исполнителю в отношении его исполненияпринадлежат следующие права: право на имя;
право на защиту исполнения от всякогоискажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести идостоинству исполнителя (право на защиту репутации);
право на использование исполнения влюбой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый видиспользования исполнения.
Личные неимущественные права исполнителя(право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.
Имущественные права, предусмотренныенастоящим Законом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет с моментапервой записи исполнения.
3.3Смежное право производителейфонограмм
Исключительное право на использованиефонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующиедействия:
воспроизводить (прямо или косвенно)фонограмму;
переделывать или иным способомперерабатывать фонограмму;
распространять оригинал или экземплярыфонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;
импортировать экземпляры фонограммы вцелях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешенияпроизводителя этой фонограммы;
сдавать в прокат оригинал или экземплярыфонограммы;
доводить до всеобщего сведенияфонограмму по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобыпредставители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любоевремя по их собственному выбору. Имущественные права, предусмотренные Законом вотношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первогоопубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, еслифонограмма не была опубликована в течение этого срока.
3.4Смежное право организаций вещания
Исключительное право организацииэфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означаетразрешение на осуществление следующих действий:
передавать в эфир ее передачу другойорганизацией эфирного вещания;
сообщать передачу для всеобщего сведенияпо кабелю;
записывать передачу;
воспроизводить запись передачи;
сообщать передачу для всеобщего сведенияв местах с платным входом; интеллектуальныйсобственность авторский смежный право
распространять среди публики записипередачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или инойпередачи права собственности; это право, за исключением права на прокат,прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи,которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территорииРеспублики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачиправа собственности; право на прокат сохраняется за организацией эфирноговещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи илиее экземпляры.
Права, предусмотренные Законом вотношении организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно.