«Интеллектуальная собственность»в России.
Законодательствоо защите интеллектуальной собственности появилось в России только в последниегоды. Существовавший ранее режим защиты таких объектов как произведенийлитературы, научных труды и изобретения исходили из приоритета правгосударства. Формируемая новая правовая система и интеграция России в мировоеэкономическое пространство заставило обратить внимание на весь комплекс проблем,связанных с защитой интеллектуальной собственности. Участие России вмеждународных актах устанавливающих обязательства стран участников в областиохраны интеллектуальной собственности, обязывает привести национальноезаконодательство в соответствие с действующими международными соглашениями.
Проблемаинтеллектуальной собственности достаточно новая для Российскогозаконодательства, впервые это понятие было использовано в ст. 1 Закона особственности в РСФСР от 24 декабря 1990 г.
ВКонституции РФ понятия «собственность» в ее имущественном значении и«интеллектуальная собственность», как результат свободной творческойдеятельности отнесены, к разным статьям (ст. 35 и 44), а правовая формула«владения, пользования и распоряжения» отнесено только к имущественнымправам. С принятием первой части Гражданского Кодекса РФ (от 21.10.94)противоречия заложенные законом о собственности были в значительной степениустранены. Так в соответствии со ст. 138 ГК «интеллектуальнаясобственность» определена как самостоятельный объект гражданских прав иустановлен достаточно жесткий режим ее защиты. В ней говориться, что в случаяхи в порядке установленных настоящим Кодексом и другими законами, признаетсяисключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина илиюридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные кним средства индивидуализации юридического лица (фирменное наименование,товарный знак, знак обслуживания и т.п.).
Принятыеза последние годы законы «Об авторском праве и смежных правах»,«О правовой защите программ для ЭВМ и баз данных», «Опатентах» и другие нормативные акты, прямо регулирующие вопросы связанныес защитой интеллектуальной собственности, в целом соответствуют общепринятыммеждународным требованиям, в тоже время в законах, прямо не регулирующих этиотношения, но затрагивающих в ряде случаев вопросы, связанные с правовымстатусом объектов интеллектуальной собственности, допускаются ошибки иустанавливаются правовые режимы, прямо противоречащие как действующему Российскомузаконодательству так и международным актам. Так в статье 10 Закона «Огосударственной тайне» говориться «о засекречивании информации,находящейся в собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан(далее -собственник информации)» и вообще вся статья исходит из того, чтоправовой режим информации идентичен правовому режиму материальных объектов. Этаже ошибка допущена и в Законе «Об информации, информатизации и защитеинформации», где в целом ряде статей рассматриваются вопросы владения,пользования и распоряжения информационными ресурсами”. В связи с принятиемэтого закона возникает сложность принятия судебных решений так как подобныйподход противоречит Закону «О правовой защите программ для ЭВМ и базданных», где базы данных, которые, в основном, и являются информационнымресурсом, попадающим под регулирование Закона «Об информации,информатизации и защите информации», являются объектами охраны авторскогоправа, а не права собственности в смысле раздела 2 Гражданского кодекса РФ (Правособственности и другие вещные права). В результате не четкого разграниченияпонятия правового режима права собственности на материальные объекты и«объекты интеллектуальной собственности», даже в статье 20Таможенного кодекса РФ сказано, что к товарам и транспортным средствам,запрещенным к ввозу и вывозу из Российской Федерации, отнесены объектыинтеллектуальной собственности, т.е. ставится знак равенства между вещнымправом и правом интеллектуальной собственности.
Благодарясочетанию национальных и международных компьютерных сетей с универсальнойтехнологией обмена информацией между миллионами людей различных стран мираINTERNET с качественно новым средством доступа к накопленным человечествоминформационным ресурсом. Сегодня INTERNET объединяет 70 тыс. независимыхкомпьютерных сетей, в которых работают миллионы узлов информации (серверов).Число документов в INTERNET удваивается с каждые 2 месяца, количествопользователей возрастает ежемесячно на 350 тыс. и достигнет к 2000 году300-700 млн.
В1997г. услугами INTERNET пользовались около 600 тыс. россиян. Им предоставленавозможность обращения через 50 тыс. компьютеров к 2500 т русскоязычныхсерверов. К 2000 году ожидается увеличение спроса на услуги INTERNET в Россиина 700 %.
Однакопо мере роста масштабов использования INTERNET усложняются и проблемы,связанные с возможностью, во-первых, несанкционированного доступа ииспользования услуг, изменения или нарушения баз данных, проникновения всистемы управления и вторжения в частную жизнь; а во-вторых, — бесконтрольногораспространения информации, приводящего к нарушению чужих прав на ИС и кнедобросовестной конкуренции.
Припока еще низком уровне информационной безопасности в INTERNET следует учитывать и весьма широкие возможности «хакеров»по перехвату информации заявителя с последующей подачей заявки, возражения илижалобы на основе украденных сведений. В случае непринятия мерконфиденциальности передаваемых через INTERNETсообщений содержащаяся в них информация — будучи перехваченной и переданной третьимлицам — станет известным уровнем техники.
Дляобозначения выполняемых компьютером функций все более широко используютсяпиктограммы — несложные рисунки, заменяющие пространные текстовые пояснения.Много дополнительной графической информации появляется по мере развития средствиспользования ресурсов INTERNET.
Созданиепонятных пиктограмм требует немалых затрат, а законы об авторских правах итоварных знаках не обеспечивают должной охраны прав их разработчиков. Врезультате наиболее удачные пиктограммы можно легко имитировать, сокращая темсамым затраты на их разработку. Именно поэтому Патентное ведомство США недавноопубликовало Указания о патентоспособности компьютерных пиктограмм, чтодопускает их охрану с использованием патентов на промышленные образцы.
Патентоспособныйпромышленный образец-пиктограмма должен обладать новизной, оригинальностью ипроизводящими определенное впечатление визуальными характеристиками, которыеотражают конфигурацию или форму объекта производства либо декоративное оформлениеего поверхности.
Пиктограммаутрачивает новизну и оригинальность, если она продавалась и открытоиспользовалась в США более года, была известна еще до подачи заявки еесоздателем или не была создана лично указанным в заявке автором; либо если онанапоминает существующие промышленные образцы, то есть, по мнениюпрофессиональных дизайнеров, — очевидна.
Обязательноеусловие патентоспособности пиктограмм — ее стилизованность, не допускающаябуквального изображения выполняемой функции, Например, вряд ли получитпатентную охрану рисунок принтера в качестве пиктограммы, обозначающей функциюпечати.
Всвязи с развитием INTERNET ожидается патентование ряда интересных пиктограмм,помогающим пользователям ориентироваться в этой сети.
Охрана товарных знаков
Развитие INTERNET породило новую конфликтную ситуацию, связанную с использованием ужезарегистрированных товарных знаков в качестве адресных наименованийинформационных узлов и страниц в сети. Адресные наименования представляютсобой текстовые обозначения адресов, используемых для облегчения доступапользователей к представленным в INTERNET информационным массивам компаний ичастных лиц. В начале 1997г. было зарегистрировано уже более 1 млн. такихнаименований и ежемесячно обрабатывается 85 тыс. новых заявок.
Имеютсяслучаи, когда неизвестные фирмы регистрируются под именем более известных.Например, под крупную американскую компанию Microsoft подделываются имена типа «micr Osoft com», «mlkrosoft com» ит.п. Подобные инциденты вынуждают предпринимателей присваивать желаемыеадресные наименования впрок. Фирма Kraft Foods, например, уже зарегистрировала более 150таких наименований.
Вфеврале 1997г. специальная рабочая группа, включавшая представителей ОбществаINTERNET (ISOC) и Всемирной организации интеллектуальнойсобственности (ВОИС), предложила расширить перечень включаемых в адреса родовыхобозначений типа «firm» — для предпринимательства, «inf» — для информационных услуг, «rec» — для отдыха и развлечений. Предложенотакже имитировать национальные и международные родовые адресные обозначенияспециально для зарегистрированных товарных знаков и сопроводить их удобнымкаталогом. В дополнение к №SI предлагаетсяназначить 28 новых регистраторов — по 7 для различных континентов.
Вцелях поощрения досудебного разрешения конфликтов предложена 60-дневнаяотсрочка вступления в действие адресных наименований для возможногоопротестования их владельцами товарных знаков. А в целях обеспечения товарныхзнаков достаточной для протеста информации заявителям наименований рекомендованосопровождать заявку соответствующими подтвержденными присягой сведениями. Дляминимизации судебных разбирательств предлагается создать пол эгидой ВОИСспециальные административные комиссии. Эта организация также предложила услугисвоих сотрудников для участия в административных комиссиях по досудебномуурегулированию споров. Они могли бы исключать адресные наименования из составаотдельных или всех реестров, но без сопоставления прав сторон на товарныезнаки, оставшегося в ведении судов.
Многиекомпании вынуждены расширять рамки охраны своих основных товарных знаков,поскольку в их деятельности стали применяться средства прямого доступа.
Вусловиях возрастающего значения средств электронной торговли компании, подающиезаявки на регистрацию соответствующих товарных знаков, будут затрачивать всебольше времени и средств для обеспечения «чистоты» своих знаков.
Охрана авторских прав
Возможностикомпьютерной и телекоммуникационной технологии создали серьезные проблемы вобласти охраны авторских прав, поскольку электронное копирование ираспространение информации стали обычным делом. Обязательное основание длязашиты авторского права — фиксация идеи в вещественном виде. При использованиисовременной техники работа фиксируется в цифровом виде. Трансляция информациисама по себе не представляет собой фиксацию. Поэтому она не защищена авторскимправом до тех пор, пока информация записывается одновременно с передачей.
Необходимотакже различать передачу копии работы и ее показ. Когда копия перелается поканалам связи в цифровом виде, она может приниматься компьютере без возможностиодновременного «показа», т.е. без «представления». Понятие «публичноепредставление» относится к неопределенному кругу зрителей, которые могутсмотреть передаваемое произведение в разных местах в разное время. Засодержание информации и нарушение прав несут ответственность прежде всегосоздатели или владельцы данных (провайдеры хостовых услуг). Коммерческиекомпании (провайдеры онлайновых услуг), предоставляющие доступ к своиминформационным продуктам и услугам, в том числе и через INTERNET, обычно ненесут ответственности за их содержание. Исключение составляют случаи, когданарушение прав было намеренным и повторяющимся или оператор знал о нарушении иимел возможность его устранения. Уголовное наказание применяется к темнарушителям, которые делают эго сознательно и с целью достижения коммерческогопревосходства или личной выгоды.
Отмеченыпервые случаи судебных разбирательств, связанных с охраной авторских прав наинформацию, распространяемую через INTERNET.
Охрана конфиденциальной информации
Свободноепредпринимательство предполагает разработку правил торговли, поддерживающих духсоревнования, но пресекающихся необузданную конкуренцию определенными рамкамиположений, которые должны стать частью законов области ИС.
Кнедобросовестной конкуренции, наряду с противоправным использованием товарныхзнаков, фирменных наименований и вводящей в заблуждение рекламы дискредитациипредпринимателя или его товаров и цен, также относят раскрытие коммерческойтайны посредством разглашения конфиденциальной информации, которая в последниегоды стала также признаваться объектом ИС наравне с патентами, товарнымизнаками, промышленными образцами и авторскими правами.
Коммерческаятайна — это преднамеренно скрываемые экономические сведения о различныхсторонах и сферах производственно-хозяйственной, управленческойнаучно-технической и финансовой деятельности фирмы. «Информация составляетслужебную или коммерческую тайну, когда она имеет действительную илипотенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности третьим лицам,отсутствия доступа к ней третьих лиц и принятия мер по охранеконфиденциальности». Формы ее проявления — документы, схемы, изделия, которыеподлежат защите от похищения и раскрытия.
Посвоей природе коммерческие секреты подразделяются на технологические,производственные, организационные, интеллектуальные, маркетинговые, рекламные ит.п. Добиваться они могут как законным путем, так и посредством подкупа,шантажа, промышленного шпионажа. INTERNET открывает для это дополнительныевозможности.
Конфиденциальнуюинформацию подразделяют на деловую и техническую.
Информацияперестает быть конфиденциальной, как только становится общеизвестной, т.е.сообщается публично и без ограничений. Однако не признается виновным лицо,получившее информацию на основе общедоступных данных, например путем анализаразличных составляющих.
Длясоздания системы информационной безопасности принимаются меры, включающиекадровую программу, ограничение доступа к конфиденциальным данным; установлениепорядка работы с носителями информации (документами, дискетами), множительнойтехникой и правильное ведение переговоров.
Предотвращениеутечки конфиденциальных сведений предполагает: определение перечня секретовфирмы и мест их накопления, потенциал уязвимых каналов, средств по ихперекрытию, затрат на охранные системы, наиболее приемлемого варианта защиты,списка ответственных за каждый участок лиц, графика проверки состояния дел научастках.
Реализациясистемы информационной безопасности включает: беседы с персоналом при приеме наработу и увольнении; организационные работы с конфиденциальными документами(установление порядка делопроизводства, контроль над прохождением,рассекречивание и уничтожение, охрана секретов других фирм-партнеров); контрольнад помещениями, вычислительной и копировальной техникой; защиту коммерческойтайны в процессе заключения контрактов путем выделения круга полномочных лиц иразработки типовых соглашений с заказчиками, поставщиками и другими.лицами.
РазвитиеINTERNET, расширяя коммуникационные возможности,порождает и новые проблемы защиты информации в частности.
Действующеезаконодательство Российской Федерации формально не распространяется надеятельность фирм, связанную с INTERNET. Поэтому прошедшие 17.12.96 слушания попроблемам развития INTERNET в России обнаружили значительный интерес к этойтеме общественности, производителей информационной продукции и государственныхорганов. Комитетом Государственной думы по информационной политике и связейпредусмотрен на 1997-1999гг. ряд законодательных инициатив и действий врассматриваемой сфере. Подготовлен проект закона «О коммерческой тайне»
Намеченыизменения и дополнения в закон «Об участии в международном информационномобмене», внести в Государственную думу уже разработанный проект закона «Оперсональных данных».
Всяэта деятельность направлена на то, чтобы, с одной стороны, обеспечить свободныйдоступ граждан к информации, создаваемой на деньги налогоплательщиков, а сдругой — защиту информации в телекоммуникационных сетях, охрану бизнеса и правна ИС, а также неприкосновенность частной жизни граждан.
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ И ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХПРАВ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ОБЪЕКТОВ ИС
ДляРоссии проблема борьбы с “интеллектуальной контрабандой” стала актуальной впоследнее время. С переходом на рыночные отношения, либерализацией внешнейторговли на российский рынок широким потоком хлынули пищевые продукты ипромышленные товары, незаконно маркированные товарными знаками ведущих мировыхпроизводителей, а также контрафактная аудио- и видео- продукция. Безусловно,основную роль в пресечении таких нарушений должны играть правоохранительныеорганы.
Впоследнее время активизировалась работа по совершенствованию российскойнормативно-правовой базы по защите “ис”. В 1996 г. был принят УК РФ,устанавливающий серьёзные наказания за коммерческое пиратство, предусмотреныновые административные санкции. Кроме того, МВД России, ГТК России, ГАК России,Федеральная служба налоговой полиции РФ подписали межведомственный документ,направленный на обеспечение охраны “ис”. Также существует значительный резервсовершенствования механизма обеспечения защиты исключительных прав владельцев “ИС”. Один из важнейших эффективных способов такой защиты— осуществлениетаможенного контроля над перемещением объектов “ИС”.
Большойобъём контрафактных поддельных товаров на российском рынке составляют ввозимыеиз-за рубежа. Из Болгарии, Польши, Турции, Италии, Марокко доставляют пищевыепродукты и промышленные товары, незаконно маркированные товарными знакамиведущих производителей, контрафактная аудио и видеопродукция. Как правило,такая продукция произведена из некачественного сырья, а порой просто непригоднак употреблению, что подрывает здоровье населения, престиж известных товарныхзнаков.
Международнаяпрактика свидетельствует, что значительную роль в защите авторских прав, праввладельцев товарных знаков играют таможенные органы. Это подтверждает опытбольшинства развитых стран (США, Франции, Германии и др.), где таможенные органыобеспечивают надежность барьера на пути ввоза-вывоза поддельных товаров.
Важностьзадачи по обеспечению защиты ИС при осуществлении полноценных международныхэкономических отношений послужила основанием для закрепления стандартов вобласти защиты и реализации прав на объекты ИС (в Соглашении о торговыхаспектах прав на ИС ГАТТ/ВТО).
Одиниз ключевых моментов этого Соглашения — обеспечение таможенными органамистран-участниц охраны исключительных прав на объекты ИС при перемещении товаровчерез таможенную границу. В целях реализации Соглашения Всемирная таможеннаяорганизация разработала проект типового национального законодательства,эффективно применяемого в настоящее время в ряде развитых стран.
Схема модели типового национального законодательствапо защите ОИС, с незначительными вариациями применяемая в различных странах, выглядит следующим образом:
1.Владелец любого зарегистрированного товарного знака, обладатель авторского илисмежного права обращается в центральный таможенный орган с заявлением о защите.
2.Центральный таможенный орган рассматривает заявление и принимает решение обобеспечении защиты товарного знака, объекта авторского права. Информационныйлисток, содержащий необходимые данные для идентификации объектаинтеллектуальной собственности, рассылается региональным таможенным органам идалее — таможням.
3.Таможни контролируют перемещение объектов ИС. При выявлении товаров, вотношении которых существуют подозрения, что перемещаются с нарушениемзаконодательства по ИС, таможня принимает меры к их задержанию, извещаетвладельцев товарного знака, обладателя авторского права или соответствующихконтактных лиц в стране (регионе).
Приподтверждении владельцем товарного знака (обладателем авторского права) и/илиналичии соответствующего судебного решения о факте подделки таможня принимаетмеры к приостановлению таможенного оформления, и портер привлекаетсякомпетентными органами к административной и/или уголовной ответственности. Вслучае если товары оказались подлинными, владелец товарного знака, обладательавторского или смежных прав выплачивает соответствующую компенсацию импортеру.
Таможеннаяслужба Российской Федерации не стоит в стороне от проблем защиты ОИС. Отделнетарифного регулирования Управления тарифного и нетарифного регулирования ГТКРоссии в соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса Российской Федерации иПоложением о Государственном таможенном комитете Российской Федерации внастоящее время уже рассматривает заявки владельцев исключительных прав на ОИСдля принятия соответствующих мер, направленных на их защиту и пресечениенарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков, объектовавторских прав при перемещении товаров через таможенную границу РоссийскойФедерации и доводит до региональных таможенных органов сведения озарегистрированных товарных знаках, объектах авторского или смежного права,принятых таможенными органами под охрану. При выявлении поддельных,контрафактных товаров таможенные органы информируют об этом органы МВД иПрокуратуры России и в течение 10 дней — максимального срока осуществлениятаможенного контроля, определенного Таможенным кодексом Российской Федерации,проводят проверку соблюдения действующего таможенного законодательства при ихввозе.
Анализработы таможенных органов показывает, что подобная схема обеспечиваетдостаточно высокую эффективность борьбы с ввозом товаров в нарушениезаконодательства по ИС, причем, как показывает практика, она, в первую очередь,зависит от активности и юридической грамотности правообладателя. Коллегия ГТКРоссии, состоявшаяся 30 июля 1997г., положительно оценила предпринятые шаги позащите интересов правообладателей и приняла решение об активизации работы вэтом направлении.
Темне менее, с целью оперативного реагирования на выявленные случаи нарушений законодательствапо ИС целесообразно расширить полномочия таможенных органов. Требуется, впервую очередь, внесение дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации ив соответствии с вносимыми изменениями разработка нормативно-правовой базы.Кроме того, по мнению ГТК России, целесообразно внесение изменений в УПК РФ сцелью наделения таможенных органов функциями дознания по статьям УК РФ,связанным с нарушением прав на ИС.
Немаловажнымусловием для обеспечения успешной борьбы с перемещением контрафактной продукцииявляется и наличие высококвалифицированных кадров, укреплениематериально-технической базы. В тех странах, где четко и активно работаюттаможенные органы в области охраны ИС, созданы мощные информационные центры,базы данных, отлажена система передачи и обмена информацией.
Решениеэтих задач, безусловно, требует определенных материальных и временных затрат.
О ПРИМЕНЕНИИ В РОССИИ НОРМ БЕРНСКОЙКОНВЕНЦИИ
РоссийскаяФедерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных ихудожественных произведений (далее—«Конвенция») 13 марта 1995 года, т.е. отдаты поступления официального уведомления из Всемирной организацииинтеллектуальной собственности. Следует сразу же отметить, что нормымеждународных конвенций об авторском праве применяются к правоотношениямиспользовании произведений иностранных авторов в России, а российских авторов —за рубежом (принцип признания прав авторов на территории других государств).
Всоответствии с постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1994 № 1224 «О присоединенииРоссийской Федерации к Бернской конвенции об ох литературных и художественныхпроизведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве вредакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года обохране интересов производит фонограмм от незаконного воспроизводства ихфонограмм » Россия присоединилась к Конвенции с условием, что «действиеБернской конвенции об охране литературных и художественных произведений нераспространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции всилу Российской Федерации уже являются на ее территории общественнымДостоянием».
Ккаким же произведениям иностранных авторов применяется дан Конвенция, можно лиговорить об «обратной силе» ее действия на территорию России?
Анализположений Конвенции, других международных соглашений национальногозаконодательства России, позволяет сделать вывод о том, Конвенцияраспространяется как на «новые» произведения (созданные после присоединенияРоссийской Федерации к Конвенции — гражданами одной из стран Бернского Союза,либо на территории одной из стран Союза), так и на часть «старых» произведений(созданных до присоединения России к Конвенции).
Обратимсяк тексту Конвенции.
Статья18 Конвенции определяет принцип «охраняемости» произведений (принцип «обратнойсилы» — п.1), принцип «неохраняемости» произведений (п.2), условия ихприменения (п.3), а также специальные случаи (п.4):
“(1)Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту еевступления в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождениявследствие истечения срока охраны.
(2) Однако, если вследствие истечения ранее предоставленного произведения срокаохраны оно стало уже общим достоянием в стране, в которой требуется охрана, этопроизведение не будет вновь поставлено под охрану в этой стране.
(3)Указанный принцип применяемости в соответствии с положениями специальныхконвенций, которые заключены или будут заключены с этой целью между странамиСоюза. При отсутствии таких положений соответствующие страны определят каждаясвое условия применения этого принципа.
(4) Предшествующие положения применяются также в случае новь присоединений к Союзуи в случаях, когда охрана расширяется в порядке применения статьи 7 иливследствие отказа от оговорок».
Охраняемымипроизведениями в соответствии с пунктом 1 признается, которые к моментувступления конвенции в силу конкретного государства (для России — с 13 марта1995 года) не стали еще общим достоянием в стране происхождения (за пределамиРоссии) вследствие истечения срока охраны. То есть, в соответствии с даннымпринципом, если к указанной дате, например в Германии не истекали сроки охраныправ немецкого автора, то его права должны признаваться на территорииРоссийской Федерации.
Однакоуказанный принцип, исходя из пункта 3, применяется либо в соответствии сположениями специальных конвенций, либо при отсутствии таких положений.– всоответствии с условиями, установленными каждой страной самостоятельно(«Соответствующие страны определяют каждая для себя условия применения такогопринципа»).
ПосколькуРоссийская Федерация на момент присоединения к Конвенции не была связананикакими специальными конвенциями и не заключала их до последнего времени, приприменении «обратной силы» (пункт 1 ст. 18 Конвенции) необходиморуководствоваться условиями, зафиксированными в постановлении Правительства РФот 3 ноября 1994г. № 1224 — положением о том, что действие Конвенции нераспространяется на произведения, которые дату вступления Конвенции в силу для Российской Федерации уже являлись на территории России общественным (общим)достоянием.
Всоответствии со ст. 3 Бернской конвенции, а также в связи с тем, что СССРприсоединился к Всемирной Конвенции об авторском праве с 27 мая 1973 года, на13 марта 1995 гола в общественном достоянии на территории Российской Федерациинаходились произведения, граждан других государств (включая лицдомицилированных на территории таких государств внутренним законодательством):
1.граждан государств-членов Всемирной конвенции об авторском праве в отношениипроизведений, как выпущенных в свет вне территории России, так и тех, что ещене выпущены, но находятся в какой-либо объективной форме за пределамиРоссийской Федерации, до 27 мая 1973 года (при условии, что государство сталочленом Всемирной конвенции до указанной даты и является членом Бернскойконвенции);
2.граждан государств-членов Всемирной конвенции в отношении произведений, каквыпушенных в свет вне территорий России, так не выпущенных, но находящихся вкакой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до датыприсоединения такого государства к Всемирной конвенции (имеется в виду, чтотакое государство стало членом Всемирной Конвенции после СССР — после 27 мая1973 года – и являлась членом Бернской конвенции);
3.граждан государств не членов Всемирной конвенции, но членов Бернской конвенции(вступивших в нее до 13 марта 1995 г.), в отношении произведений как выпущенныхв свет вне территории России, так и тех, что находятся в какой-либо объективнойформе за пределами Российской Федерации, до 13 марта 1995 года (датыприсоединения России к Конвенции);
4.граждан государств не членов ни Всемирной, ни Бернской конвенции: в отношениипроизведений, выпущенных в свет впервые в одной из стран Бернского Союза до 13марта 1995 года.
Такимобразом, принцип «обратной силы»» (пункт 1 ст.18 Конвенции) применяется кпроизведениям иностранных авторов, созданным после вышеуказанных дат с учетомсроков охраны, предусмотренных в стране происхождения (соответствующемзарубежном государстве). Произведения, созданные же до указанных дат считаютсяперешедшими в общественное достояние, допускается их свободное использованиебез выплаты авторского вознаграждения.
Особоевнимание надо обратить на то, что при решении вопроса об охраняемости произведенийзарубежных авторов на территории России, необходимо учитывать, что РоссийскаяФедерация участвует в ряде двусторонних соглашений об авторском праве сВенгрией, Австрией, Польшей, Швецией, а также с Чехией и Словакией — какправопреемниками Чехословакии. Пункт 4 ст. 18 Конвенции («специальные случаи»)подтверждает применение вышеприведенного принципа для Российской Федерации, какприсоединившейся к Конвенции.
Принцип«неохраняемости» произведений на территории Российской Федерации применяться неможет. На территории России произведения иностранных авторов (граждангосударств-членов Всемирной конвенции) впервые получили охрану, начиная с 27мам 1973г. На эту дату в Российской Федерации срок действия авторского правасоставлял 15 лет после смерти автора. Указом Президиума ВС РСФСР от 1 марта1974 гола был установлен 25-летний срок действия авторского права: быливведены соответствующие изменения в ст. 496 ГК РСФСР. С 3 августа 1992 г.(даты введения в действие на территории России Основ гражданского законодательстваСССР и союзных республик) был установлен срок действия авторского права — 50лет после смерти автора.
Поскольку25-летний срок охраны авторского права на произведение не мог истечь в период,начиная с 1 марта 1974 года (от даты возможной смерти автора) до 3 августа 1992года, то и говорить о применении и в России принципа «неохраняемости»произведений в соответствии с пунктом 2 ст. 18 Конвенции нет правовыхоснований.
Наосновании вышеизложенного можно заключить, что принцип «обратной силы» Бернскойконвенции действует на территории России в отношении только части «старых»произведений (т.е. как выпущенных, так и не выпущенных в свет, но находящихся вкакой-либо объективной форме за пределами Российской Федерации, до 13 марта1995 года).
Список литературы
КарелинаМ. М. «Интеллектуальная собственность» в России.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.cooldoclad.narod.ru/