Интеллектуальная собственность в сети Internet

Интеллектуальнаясобственность в сети.
Введение .Когда оказываешься в  новых условиях– например, на Луне, с ее слабым тяготением, или в Internet’e где так легкокопировать информацию, — начинает казаться, что законы физики изменились. Вэтой научной работе мы доказываю, что происходящее с внедрением компьютерныхсетей изменение физических условий передачи информации действительно изменятэкономику, а затем и законодательство, управляющее созданием и распространениеминтеллектуальной собственности. В дальнейшем для обозначения интеллектуальнойсобственности мы будем применять сокращение И.С, а поскольку понятиесобственности предполагает владение ею, принадлежность ее кому-нибудь, то,когда хочется избежать указания на это, мы будем называть ее «содержанием».Что же происходит синтеллектуальной собственностью в Сети? Чтобы ответить на этот вопрос, надосначала задать другой: какие новые информационныеценности можно создать в Сети, или в чем может состоять ценность создаваемого вней содержания? Мы полагаем, что в ответ можно назвать услуги (преобразование битов, а не сами биты),возможность отбора информации, присутствие других людей и общение с ними и,наконец, гарантия аутентичности, т.е уверенность в происхождении битов и в том,как они передаются. Короче говоря, интеллектуальные процессы  и услуги возрастают в цене, а информациякак имущество  — обесценивается.
Сеть бросает обладателям, создателям, продавцаминтеллектуальной собственности и ее пользователям новый интересный вызов. Сводязатраты на копирование, содержания почти к нулю, она разительным образом меняетинформационную экономику. В этом новом мире, вступающем в соревнование со старым, будет легко скопироватьинформацию, но трудно ее найти. Будет легко создавать  компьютерные программы, но по-прежнему трудноопределить и описать задачи, с которыми эти программы должны будут справляться.Творчество будет широко распространено и общедоступно, зато творения высокогокачества станет трудно найти и распознать. Шансов, что творец будет замещен ивознагражден будет становиться все меньше. Системы логики (от англ. Lojistics,что значит –  материально – техническоеснабжение предприятий и операций), отдельно взятые, уже не будут создаватьдобавленную стоимость.
Удельная ценность содержания будет оставатьсявысокой, но «период полураспада» ценности индивидуальных объектов в Сети вбольшинстве случаев будет снижаться.
Поставщики интеллектуальной собственности по –прежнему будут в праве назначать цену на собственные продукты, однако импридется работать на все более конкурентном рынке, где все большая частьинтеллектуальной собственности распространяется бесплатно, а число поставщиковвзрывообразно растет.
Хотя содержание и не станет совершенно бесплатным,экономика будет развиваться так, как будто оно ничего не стоит. Содержание ( втом числе и программа) будет служить рекламой услуг – таких, как поддержкапользователей, укрупнение, фильтрация, сборка и интеграция информационныхобъектов, обучение, — или станет побочным продутом обычных товарно – денежныхотношений. (Точное  описание многих изтерминов употребляемых здесь, причем порой трактуемых весьма вольно будет данониже.)
Поставщикам содержания следовало бы приспособиться кновой ситуации и научиться использовать ее: распространять интеллектуальнуюсобственность бесплатно, чтобы продавать услуги и отношения. Им придетсярешать, за что можно взымать плату, а что раздавать даром, учитывая, что делаютдругие поставщики и чего ожидают клиенты.
Это не вопросморали, а деловая стратегия.  Законыоб интеллектуальной собственности не будут отменены и не отомрут сами собой –скорее, они просто станут менее важны. Бесплатная раздача содержания идоговорные отношения с жесткой защитой прав владельца – два противоположныхподхода, которые будут процветать, а в середине между ними  все труднее будет выручать бешенные деньги,поскольку то, что можно легко скопировать не минуемо будет скопировано. Как ужеотмечалось, большая часть содержания начнет играть роль рекламы: информация илиразвлечения будут распространяться бесплатно, чтобы привлечь внимание к тому,за что можно получить деньги, и побудить людей платить. Рекламу не любятпоскольку она рассчитана главным образом на широкий рынок. Но в прямом общениипродавца с покупателем она будет приспосабливаться к адресату. Те, кто имеют итратят больше денег, получат рекламу лучшего качества.
С другой стороны, усилия ведущих поставщиковсодержания будут вознаграждены; большая часть его будет разрабатываться ипредоставляться в рамках договоров на обслуживание: либо между поставщиком ипотребителем (высокая ценность), либо между поставщиком и третьей стороной –спонсором или рекламодателем (низкая ценность), либо, наконец, междупровайдером услуг по поиску и отбору содержания и потребителем (бесплатно).Заметьте: один из путей к тому, чтобы стать “ ведущим поставщиком содержания”,начинается с его бесплатной раздачи.
Что произойдет, если эти и аналогичные им тенденцииусилятся? Как люди – программисты и прочие – будут получать вознаграждение засоздание ценностей? Как почти бесплатные программы и бурно плодящеесясодержание скажутся на рынке? Какие модели бизнеса принесут успех? Ниже мырассмотрим эти вопросы применительно к нескольким видам интеллектуальнойсобственности и к другим ценностям.
Мы вовсе не утверждаем, что содержание не заключаетв себе никакой ценности или что его можно создать не понес никаких расходов. Мылишь говорим, что поставщики содержания должны строить свой бизнес так, словно  оно дается им даром, а затем думать, каквыстроить отношения или какие создать вспомогательные продукты или услуги, чтобокупить затраты. Создатель содержания, который сразу же спишет затраты поразработке,  как если бы  она ничего ему не стоила, всегда будетпобеждать в конкуренции с создателем, который не может решить, как покрыватьэти затраты. Тем временем другие игроки рынка могут попробовать свои творческиесилы в услугах: заняться фильтрацией содержания, организацией телеконференций,оценкой содержания, создаваемого другими, заказным программированием, и т.д.
Поставьте себя на место фермера прошлого века.Сельскохозяйственные продукты по – прежнему всем нужны, но посколькупроизводство их обходиться все дешевле, доля сельского хозяйства в экономикесокращается. Самое время заняться производством – допустим, развивать пищевуюпромышленность. А вот для ресторанов быстрого питания время еще не пришло.
Медленное создание = медленный распад.
Короткий период полураспада рыночной ценностисодержания (как противоположность ее «фундаментальной ценности», что быпоследнее не означало) – относительно новое явление. Прежде информация быланеразрывно связана с материальными объектами: сначала она проявляла себя вмашинах, в знающих и умелых людях, затем в книгах, нотах, грампластинках,газетах, бюллетенях и каталогах;  а последниегоды – в магнитных лентах, дисках и прочих электронных носителях. Преждеинформацию нельзя было копировать – ее можно было лишь передать, иливоспроизвести материальный объект, в котором она была заключена. Люди делалиновые машины, копируя или совершенствуя существующие; они могли общатьсяпередавая другим знания и опыт. (Воспроизводство носила кумулятивный, т.е.накопительный характер; процесс повторного использования информации ничего неотнимал у оригинала, но требовал много времени и сил.)
Впоследствии, с появлением символов, бумаги ипечатных станков, люди научились копировать знания и распространять их на«жестких» носителях: например, музыку – записывать и воссоздавать по нотам.Появилась возможность массового производства машин.
Благодаря механическим и электронным носителяминтеллектуальные ценности стало легко воспроизводить – откуда и возниклапотребность (или требования авторов) защищать интеллектуальную собственность.Новые законы дали возможность владельцам и /или творцам – создателям управлятьпроизводством и распространением копий их произведений. Изготавливать каждуюотдельную копию стало легко, но создание и налаживание информационногопроизводства требовало времени и денег, поэтому копирование не было под силуотдельным людям и по частным поводам.
Быстрое копирование = быстрый распад.
Теперь мы сталкиваемся с новой ситуацией: одиночкане только без труда может сделать дубликаты множества работ или использовать ихинформацию в новых работах; более того, их физическая оболочка практическиутратила свое значение. Через Сеть любой объект интеллектуальной собственности,представленный в электронной форме может быть почти мгновенно воспроизведен влюбой точке земного шара.
Следить за количеством копий (созданных автором илитретьими лицами) становиться крайне сложной задачей. Либо нужен жесточайшийконтроль, сводящий группу потребителей к узкому кругу доверенных лиц, либо,можете не сомневаться, что со временем, «продукт» окажется в руках обширнойпублики, не желающей платить, — если только он хоть кому-то нужен.
(Рыночное)предложение, перед которым невозможно устоять.
К досаде создателей информации, ценность их трудовне будет признана, если их не распространять. Это означает, что всякий творецдолжен каким-либо образом привлечь внимание широкой публики, чтобы получатьвысокую плату за копии, — т.е. давать первые концерты, издавать книги и прочее,в надежде получить вознаграждение за продажу последующих произведений. Но тутсама широта распространения затрудняет контроль. В принципе, существуетвозможность контроля и изъятия платы за подобные произведения но со временемэто становиться все сложнее и сложнее. Люди хотят платить лишь за настоящие редкости – за «живое» исполнениеили изделие ручной  работы, адекватновоспроизвести которые довольно сложно (в силу их природы или благодарякаким-либо специальным приемам;  кпримеру, именно по этому литографии нумеруются).
Уловка заключается в том, что управлять надо некопированием, а отношениями с клиентом: через подписку. Зачастую клиент сам к этомустремиться, потому что видит в этом гарантию постоянной поставки надежнойсовременной информации.
Конечно, можно запросить небольшую плату за массовоекопирование – что скорее всего и произойдет (схема учета позволят продавцубрать деньги за использование или за количество пользователей, что являетсякосвенной мерой полезности продукта, — а не за количество копий. Но берется лиэта плата за саму информацию или за ее поставку? Больше всего мы надеемся зато, что за содержание заплатят рекламодатели. «Раскрутить» содержание на рынке,а потом воспользоваться его популярностью – один из немногих способов привлечьк себе внимание в мире, переполненном информацией.
Роза это роза  это роза…
Но возникновение по-настоящему действенногоинформационного рынка окажется даже «хуже» для творцов, чем возможностьпоявления содержания в любом месте по запросу. Содержание обычно считаетсяуникальным, не заменимым. Но на самом деле информация в большинстве случаеввовсе не так уникальна, как хотелось бы думать ее создателям, — надо толькоотыскать альтернативу.
В мире программ становиться легче определять иотыскивать (или создавать) эквивалентные продукты. Неизвестные продавцы,способные гарантировать работоспособность своих продуктов или (в будущем)рекомендованные независимыми оценщиками, начнут сбивать цены рыночных лидеров.Конечно, лидеры (например, Microsoft) в конечном итоге одержат победу, потомучто могут распространять почти бесплатное содержание, чтобы стимулироватьпродажи вспомогательных продуктов или обновленных версий, также потому, чторазвили свои каналы сбыта (хотя те им и не принадлежат).
Становится все легче и легче воспроизвестифункциональные возможности продукта, или, что еще важнее, решить ту же задачупри помощи более эффективных технологий автоматического программирования исборки приложений из компонентов. Постановка задачи станет ценнее ее решения.
В области бизнеса становиться легче найти именно туинформацию, которую ищешь; главное  — отыскать и интерпретировать информацию, а не создать её.
Что касается развлечений, тут уникальная информациябудет существовать, но общий уровень цен понижается, поскольку все больше ибольше разработчиков борется за внимание потребителя, применяя недорогиеудобные в употреблении инструменты разработки. Все больше художников будетнаходить аудиторию в ближайшем окружении – либо географическом, либо сетевом, — а не гонятся за вселенской славой. Местные барьеры будут низкими, а глобальнаяконкуренция – сильной. Существуют необычные кинозвезды и произведения искусства,которых не заменишь, но чаще всего развлечения являются лишь способом убитьвремя, а вовсе не поиском уникальных переживаний.
Потерянный рай?
Мысль о том, что интеллектуальной собственностьможет утратить свою ценность ужасает владельцев и авторов, но ничего нового вэтом нет. В самом деле, это процесс уже вовсю идет в софтверном бизнесе.Большинство программных продуктов становиться ширпотребом и продается дешево,не потому, что так уж легко разработать их аналог, а потому, что их легковыбить с рынка. Клиенты предпочитают оригинальные продукты, поэтому поставщикианалогов, приходящие на рынок, который был создан первопроходцами, втягивает ихв войну цен (Схемы учета пользования помогут получить платежи, но не повышатьцены.)
Обретенный рай.
В среднем на каждом рынке найдется нескольколидеров, создающих и защищающих незаменимые, уникальное содержание (быть может,продвигая его на рынок при помощи бесплатной информации). Прочим участникамрынка будет все труднее продавать содержание как имущество, потому онивынуждены будут искать новые способы получения вознаграждения за своетворчество. «Владение» интеллектуальной собственностью подобно владению землей:чтобы получать он нее доход нужны постоянные инвестиции, нельзя просто сидеть исобирать арендную плату. Кому-то подобное положение дел кажется несправедливым.Тот, кто получал доходы по старым правилам, не захотят платить по новым. Но,взглянув на новые правила пристально, вы обнаружите, что они справедливы: людибудут получать вознаграждение за свои труды – обработку и услуги, — а не заобладание как таковое. Возникает  болеетесная связь между индивидуумом и вознаграждением. Корпорация не сможетзавладеть творческими способностями личности (хотя и может заключить с нейконтракт).
Закон и договоры о распространении и использованииинформации, о членстве в электронных сообществах никуда не денутся, новзаимоотношение сторон выдут далеко за пределы передачи друг другуинтеллектуальной собственности.  Точнотак же: существуют правила землевладения, но риэлтерский бизнес все большеинтересуется местоположением недвижимости, (не размером участка, аинфраструктурой и другими объектами недвижимости вокруг), правами наустановление промышленных, жилых и иных зон на данной территории и прочимипривходящими обстоятельствами. Да, собственность на землю играет свою роль, новряд ли является наиболее существенным фактором для риэлтера сегодня.
Ценность во времени.
Ценность информации претерпевает причудливыеизменения. Если лишь немногие заинтересованы – вечеринкой ли, совместным липросмотром телепрограммы, прогулкой в парке, — объект интереса не представляетсобой ценности в целом. Если же объект становиться стандартом, его ценностьвозрастает не только в целом, но, зачастую и для каждого отдельного участника.Пользователи могут взаимодействовать между собой и делиться данными: двое могутвместе посмотреть фильм с известным актером; цена золота растет по мере того,как все больше людей, прослышав, что оно дорожает начинают его скупать;вечеринка получается куда веселее, если на нее соберутся все ваши друзья. Но вкакой-то момент кривая достигает высшей точки: на вечеринке становится слишкомтесно, а звезда кино гаснет.
Иногда, напротив, ценность возрастает, если объектыявляются чем-то исключительными. Вы – единственный продавец на рынке. Выоткрыли новый рецепт зубной пасты или знаете, где находиться нефтяноеместорождение. Но многие типы информации перетекают из одной чаши в другую –первооткрыватель имеет преимущество, но в дальнейшем общая ценностьувеличивается распространением знаний или дополнительной обработкой, т.е. кпервоначальной ценности добавляется еще некая синергетическая составляющая.
О чем речь?
Чтобы понять принципы новой экономики содержания иинтеллектуальной собственности мы рассматриваем три типа объектов. Примерамидругих типов являются патенты, химические формулы, промышленные, коммерческие ихудожественные работы (с той или иной натяжкой попадающие в обсуждаемую нижекатегорию деловой информации), «раскрученные» на рынке «горячие» названия (что называетсяbrand name), торговые марки и т.д.
Выполняемыепрограммы (имеющие свое поведение и предназначенные для чего – то).Программы должны делать что – то полезное. Их ценность зависит от того, что ониумеют делать и насколько людям легко ими пользоваться. Кроме того, программныепродукты должны уметь взаимодействовать с другими программными продуктами и понимать некоторые форматы данных.Программы можно использовать для обработки деловой информации. Их ценность зависитот наличия людей,  умеющих с ними обращатьсяи данных, предназначенных для этих программ или совместимых с ними. Такимобразом, чем шире используется программный продукт, тем больше людей хотят сним работать. С другой стороны, программы быстро устаревают. Люди хотятполучать новые расширенные и улучшенные версии, которые могут приходить отпервоначального поставщика или из других источников. Программы могут служитьносителем ценных услуг, таких, как, помощь, консультации, обучение,программирование и устранение ошибок, которые могут исходить от первоначальногопоставщика, от его партнеров или из других источников. Наконец, можно непродавать программы для решения задач, а решать эти задачи, оказывая тем самымуслугу.
Развлечения, игры, литература, средства массовойинформации, политические платформы (при этом полезные функции некоторых из нихмогут состоять в уничтожении инопланетных агрессоров). Иногда это – искусство,иногда – забавы, почти лишенные внутренней ценности.  Содержание подобного рода призвановоздействовать на человеческие эмоции, в то время как деловая информация должнабыть как минимум достоверной. Как программное обеспечение при стандартизацииприобретает ценность, так и некоторые продукты этой группы увеличивают своюценность, становясь привычными:поп звезды становятся тем популярнее, чем чаще выступают, а популярныефильмы привлекают новых зрителей, которые хотят видеть то, что уже виделиостальные (эти объекты подобны «горячим» именам, они помогают продавать все, кчему бы их не прилепили).
Интеллектуальные ценности иного рода.
Все, о чем шла речь до сих пор, могло быть«нанесено» на какой либо носитель и скопировано. Но есть интеллектуальныеценности – или, во всяком случае что-то не являющееся осязаемойсобственностью  — менее взаимозаменяемыеи, уж точно, труднее  воспроизводимые.Это человеческое внимание и взаимодействие. Оно тоже служит делу или досугу(развлечению или искусству), охватывая спектакли, обучение, тренировку, анализспецифических вопросов (в приложении к специфическим ситуациям) и личноевнимание. Кто – то читает и отвечает на Вашу электронную почту, отвечает навопросы или смотрит на изображение на экране.
К ценности иного рода относится и просто присутствиедругих людей, даже если они взаимодействуют лишь от случая к случая. Естьразница между стадионом, набитом до отказа болельщиками, и тем, чтобы следитьза игрой в компании друзей. Есть разница между ужином за 500 долларов в бальномзале отеля, среди тысяч других людей и предшествующим ему приемом на 40 человекпо 10000 долларов за каждого в президентских апартаментах. Ценность иуникальность взаимодействуют самым таинственным образом.
Интеллектуальной собственность этого рода (некоторыеназывают ее контекстом) не поддается легкому воспроизведению через Сеть.Удивительным образом она зависит от действий или присутствия человека – здесь исейчас, или где –то когда –то, лишь бы был личный отклик.
Фундаментальная разница между этими типамиинтеллектуальной собственности заключается в том, что первая легко поддаетсявоплощению и автоматизации, легко тиражируется, — в то  время как вторая, собственно, и являетсядеятельностью, услугой, или процессом: порой ею можно делиться, но «воспроизвести» невозможно, еслитолько другой человек не возьмется делать то же самое.
Именно из — за своей уникальности и невоспроизводимостиинтеллектуальной собственность второго рода может стать источником высочайшейприбыли в коммерческом мире будущего.
Заключение.
Многие крупные деятели софтверной промышленностиявным образом помешались на проблемах интеллектуальной собственности, цель ихжизни свелась к тому, чтобы заставить общество признать и защитить права какого– нибудь сироты, которого пираты грабят среди бела дня. Того смешнее в России: народ, правительство,парламент, заедино принимают проблемы сироты ближе к сердцу чем своисобственные.
Интеллектуальная собственность – это то, что законсчитает таковой. Законы должны работать на благо обществу. Нет закона, нет ипреступления, независимо от того, что сироте по этому поводу кажется. Сочтетобщество нужным – защитит его, а не сочтет – ну, извините.
Я смотрю на проблему объективнее. Прогресстехнологий, за которым не успевает законодательство, дал возможность некоторымвидам бизнеса – сначала киношникам, и т.д., вплоть до производителейперсональных программ – при некотором везении вполне законно получатьфантастическую, совершенно несуразную норму прибыли. Им, понятно, это нравится,но остальные – причем не только за границей, но и в своем отечестве – бешеннымденьгам отнюдь не симпатизируют.
Список использованной литературы.
1.    // Компьютерра  1997г. 24 февраля.
2.    // Компьютерра  1997г. 12 марта.
3.    // Компьютерра  1998г. 2 июня.
4.    
5.    
6.    
7.    InterFace1998г. №7
8.    InterFace1998г. №9
9.    
10.  // Брю. Макконол. «Экономикс»
11.  // Russia on line 1998г. №2
12.  // М. Чамберс Д. Гиббонс «BBS без проблем»