Интеллектуальный фактор в творческом воображении

Интеллектуальный фактор в творческом воображении

Рассматриваемое
с интеллектуальной своей стороны, то есть насколько оно заимствует свои
элементы от познания, воображение предполагает две основные операции: одну
отрицательную и подготовительную – диссоциацию, и другую положительную и
учредительную – ассоциацию.

Диссоциация,
это – тоже, что отвлечение или абстракция старых психологов, очень хорошо
понимавших ее важность для занимающего нас предмета. Во всяком случае этот
термин “диссоциация”, мне кажется, следует предпочесть, потому что он
понятнее. Он обозначает собою род, в котором абстракция только вид. Это –
операция самопроизвольная и по ее свойству более глубокая, потому что
абстракция в собственном смысле действует только на отдельные состояния
сознания, между тем как диссоциация действует преимущественно на ряды состояний
сознания, которые она разделяет, раздробляет, разлагает, и такою
предварительной обработкой делает их способными входить в новые сочетания.

Восприятие
представляет операцию синтетическую, и однако диссоциация (или абстракция)
заключается уже в виде зародыша в восприятии, именно потому, что она – сложное
состояние. Всякий воспринимает особым образом, в зависимости от своей природы и
впечатления минуты. Художник, спортсмен, торговец и равнодушный зритель на одну
и ту же лошадь смотрят каждый по своему и весьма различно: качества, занимающие
одного, не замечаются другим.

Так
как образ есть упрощение чувственных данных, а его природа зависит от свойств
предшествовавших восприятий, то и в нем неизбежно должна продолжаться эта
работа диссоциации. Но этим сказано мало, потому что наблюдение и опыт
показывают нам, что в большинство случаев означенная работа при этом
значительно увеличивается. Чтоб проследить постепенное развитие этого
разложения, мы можем грубым образом подразделить образы на три категории –
полные, не полные, схематические – и последовательно изучить их.

Группа
образов, называемых полными, обнимает прежде всего предметы, непрестанно
повторяющиеся в обыденном опыте: моя чернильница, лицо моей жены, звук колокола
или соседних часов и проч. В эту категорию входят также образы предметов,
воспринятых нами небольшое число раз, но оставшихся очень ясными в нашей памяти
вследствие побочных причин. Полны ли они в строгом смысле слова? Они не могут
быть таковыми, и противоположное предположение есть самообман сознания,
исчезающий при сопоставлении их с действительностью. Представление еще менее
чем восприятие способно заключать в себе все качества какого-нибудь предмета;
оно представляет подбор их, изменяющихся смотря по случаю. Живописец Фромантен,
хвалившийся тем, что через два или три года он “ясно помнил”
предметы, на которые едва удалось ему случайно взглянуть во время путешествия,
сделал тем не менее следующее признание: “Мое воспоминание о предметах,
хотя и очень точное, никогда не имело такой надежности, какую можно допустить
для всякой записи. Чем более оно ослабляется, тем больше преобразуется,
становясь собственностью моей памяти, и лучше подходит для того употребления,
для какого я его предназначал. По мере того, как точная форма изменяется, из
нее возникает другая, наполовину действительная и на половину воображаемая,
которую я предпочитаю”. Заметим, что говоривший так был художник,
одаренный редкой зрительной памятью; но новейшие исследования показали, что у
обыкновенных людей образы, считающиеся полными и точными, подвергаются
изменениям и обезличиваются. В этом мы убеждаемся, когда по истечении
некоторого времени имеем возможность вновь наблюдать прежний предмет, если
только сравнение между действительным предметом и его представлением возможно.
Заметим, что в этой группе образ всегда соответствует частными, индивидуальным
предметам; в остальных двух группах этого не будет.

Группа
неполных образов, по свидетельству самого сознания, происходит из двух
различных источников: во-первых, от недостаточных или слабых восприятий, а
во-вторых от впечатлений, произведенных аналогичными предметами; если эти
впечатления повторяются слишком часто, то они смешиваются между собою.
Последний случай хорошо описан Тэном. Если человек, пробежавший по аллее
тополей, говорит он, желает представить себе тополь, или, заглянувши на задний
двор, хочет представить себе курицу, то оказывается в большом затруднении,
потому что различные его воспоминания налегают друг на друга. Опыт становится
причиной исчезновения представлений; образы, уничтожая друг друга, ниспадают до
состояния смутных стремлений, противоположность которых при их равенстве мешает
им подняться. “Образы стираются от столкновения между собою, как тела при
трении друг о друга”.

Эта
группа ведет нас к следующей группе схематических образов, совершенно лишенных
индивидуальных признаков: таковы смутные представления розового куста, булавки,
папиросы и проч. Это крайняя степень бедности: образ, лишенный мало по малу
свойственных ему признаков, не более как тень. Он сделался той переходной
формой между представлением и чистым понятием, которую ныне означают названием
родового образа, или по крайней мере приближается к ней.

Итак
образ подвергается непрестанной метаморфозе и обработки по части устранения
одного, прибавления другого, разложения на части и утраты частей. Он не есть
нечто мертвое и не походит на фотографическое клише, с которого можно получить
неопределенное число копий. Завися от состояния мозга, он изменяется как все
живое, и имеет свои приобретения и потери, – особенно потери. Но каждый из трех
вышеуказанных классов оказывается полезным при изображении; они служат
материалом для разных видов воображения – в конкретном виде для механика и
художника, а в схематическом для ученого и других.

До
сих пор мы видели только одну часть работы диссоциации и, собственно говоря,
наименьшую. Мы рассматривали образы как будто отдельные, независимые факты, как
психические атомы; но это возможно только чисто теоретически. Представления не
уединены друг от друга, в действительности они составляют части одной общей
цепи, или лучше одной ткани, сети, потому что по причине их многочисленных
соотношений они могут расходиться как лучи во все стороны. При том же
диссоциация действует таким же образом на ряды, искажая их, обезображивая,
расчленяя и обращая в состояние развалин.

Идеальный
закон оживания образов известен со времен Гамильтона под именем “закона
реинтеграции” и состоит в переходе одной из частей во все целое, так как
каждый элемент стремится воспроизвести полное состояние, а каждый член ряда –
всю совокупность ряда. Если бы этот закон существовал один, то изображение для
нас было бы невозможным никогда; мы не могли бы освободиться от повторения и
оказались бы навсегда заключенными в тюрьму рутины. Но есть некоторая
противодействующая сила, освобождающая нас из такого положения; эта сила –
диссоциация.

Психологи
так давно изучают законы ассоциации, что представляется довольно странным,
почему никто из них не занялся исследованием, не имеет ли тоже своих законов и
обратная операция, то есть диссоциация. Мы не можем конечно здесь сделать
попыток заняться этим предметом, так как это выходило бы из поставленных нами
себе рамок, а потому считаем достаточным указать только мимоходом на два
главных условия, определяющие диссоциацию рядов.

1.
Существуют причины внутренние или субъективные. Оживание лица, памятника, картины
природы, события – всего чаще бывает лишь частным. Оно зависит от различных
условий, оживляющих существенные черты и заставляющих исчезать второстепенные
подробности; это существенное, переживающее диссоциацию, зависит от
субъективных причин, главнейшие из которых прежде всего практические,
утилитарные соображения. Это – упомянутое уже стремление пренебрегать тем, что
бесполезно, и исключать его из сознания. Гельмгольц доказал, что в акте зрения
некоторые подробности остаются незамеченными, потому что они безразличны для
жизненных потребностей, и есть много других случаев такого же рода. – Во
вторых, это – аффективные причины, управляющие вниманием и ориентирующие его в
известном, исключительном направлении; они будут изучены в этом сочинении
впоследствии. – Наконец, это – логические или интеллектуальные причины, если
означить таким названием закон умственной инерции или закон наименьшего усилия
при посредстве которого дух стремится к упрощению или к облегчению своей
работы.

2.
Существуют причины внешние или объективные, каковы изменения в данных опыта.
Когда два или нисколько качеств или событий даны, как постоянно сочетающиеся,
они не подвергаются диссоциации. Много истин (например, существование
антиподов) усваивается с трудом, потому что здесь приходится разбивать
неразрушимые ассоциации. Один восточный царь, о котором говорить Сюлли,
отказывался допустить существование твердой воды, так как ему никогда не
приходилось видеть льда. “Всякое цельное впечатление, составные части
которого никогда не были даны нам отдельно опытом, очень трудно поддается
анализу. Если бы все холодные предметы были влажными, а все влажные холодными,
если бы все жидкости были прозрачными, и не один нежидкий предмет не был бы
прозрачным, то нам очень трудно было бы отличать холодное от влажного и жидкое
от прозрачного”. “Совершенно наоборот, прибавляет Джемс, все
вступающее в сочетание то с одним предметом, то с другим, стремится отпасть от
обоих… Это можно было бы назвать законом диссоциации путем сопутствующих изменений”.

Чтобы
лучше понять безусловную необходимость диссоциации, заметим, что восстановление
целого, реинтеграция, по своей природе является препятствием для творчества.
Можно привести примеры людей, могущих запомнить двадцать или тридцать страниц
книги; но когда им понадобится известное место, они не могут сразу привести его
и должны начать чтение наизусть сначала, пока не дойдут до искомого места, так
что эта крайняя легкость запоминания становится важным неудобством. Если не
говорить о таких редких случаях, то известно, что люди необразованные и
ограниченные о каждом событии рассказывают всегда одинаково и неизменно, где
все стоит на одном и том же плане, важно оно, или неважно, нужно или не нужно;
они не опустят никакой подробности, так как не в состоянии сделать выбор. Умы,
отличающиеся таким складом, не способны к изобретательности.

Короче
можно сказать, что память бывает двоякого рода. Одна вполне систематизированная
(привычки; рутина, стихи или проза, выученные наизусть; безупречное исполнение
музыкальных пьес и проч.): она составляет как бы глыбу, неспособную вступать в
новые сочетания. Другая – не систематизированная, то есть составленная из
небольших групп, более или менее связных между собою; такая память пластична и
способна к новым сочетаниям.

Мы
перечислили только самопроизвольные, естественные причины диссоциации, опуская
причины намеренные и искусственные, представляющие лишь подражание первым.
Действием этих различных причин образы или ряды измельчаются, раздробляются,
разбиваются, но тем способнее они становятся служить материалами для
изобретателя. Эта работа аналогична в геологии с тою, вследствие которой
возникает новая почва от разложения старых пород.

Список литературы

Рибо.
Т. Интеллектуальный фактор в творческом воображении