Интернет-бизнес в России

Санкт-Петербургский государственныйтехнический университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра национальной экономики
                                                          Работа допущена  к защите
Зав. кафедрой ______ М Д. Медников
                                   «___»_______ 2001 год
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
 
Тема: Интернет-бизнес в России
Направление: 060700 – национальнаяэкономика
Выполниласт. гр. 40710_____________ К.С. Гончарова
Руководитель,проф.  _______________ М. Д. Медников
Санкт-Петербург
2001
Реферат
Объем работы 94 листа, в качестве демонстрационного материлаиспользованы 16 графиков и диаграмм, 11 таблиц.
Ключевые слова: интернет-экономика, интернет-бизнес,электронная коммерция и электронная торговля, онлайновая модельбизнес-процесса, оффлайновая торговля, интернет-магазин, пользователи сети,межкорпоративный электронный бизнес, информационные технологии, глобализация,интернет-покупки, интернет-провайдеры.
В первой главе определяется само понятие Интернет-экономики,ее структурных составляющих: электронного бизнеса и электронной коммерции, ихфункциональность и значение для ведения современного бизнеса; рассказывается обинвестициях в эту относительно новую отрасль национальной экономики, актуальностьданной проблемы для Российской интернет-экономики.
Во второй главе рассматривается вопрос веденияинтернет-бизнеса в России (с конкретными участниками рынка), его формам иинструментам, приведена сравнительная характеристика данных, характеризующих оборотэлектронной торговли в России и США.
Третья глава посвящена электронной торговле в РФ: подробноанализируется функционирование четырех секторов электронной торговли,рассматриваются основные проблемы, связанные с развитием этого направлениябизнеса в России, с учетом опыта зарубежных стран, тенденции и перспективывнедрения электронных технологий в различных отраслях национальной экономики,процесс интернетизации отечественных предприятий; дается обзор российскогорынка интернет-магазинов и интернет-консультантов.
В четвертой главе описываются преимущества электроннойторговли для национальной экономики нашей страны. Особое внимание уделеногосударственному регулированию этой сферы деятельности, необходимостизаконодательной и юридической базы для осуществления сделок в электронном виде;отдельный подраздел посвящен налогообложению электронной торговли; даютсярекомендации, выработанные Американской торговой палатой, ОЭРС и ЕС,описывающие общие принципы гос. регулирования электронной торговли, базирующиесяна практике зарубежных стран; необходимость универсальности и согласованности  законодательных актов в связи с глобализацией экономики.
Пятая завершающая глава посвящена проблемам техническойинфраструктуры интернета, являющейся основным условием развития электроннойторговли; рассматривается значение и роль государства в ограничениимонополизации телекоммуникационной отрасли, взаимодействие сетевых провайдерови компаний, предоставляющих услуги связи. Содержание
                                                                                                                 Стр.
Введение………………………………………………………………………………………………………8
Глава 1. Интернет-экономика………………………………………………………………………..9
1.1 Что такоеинтернет-экономика, ее значение в современном бизнесе…….9
1.2 ИнвестициивИнтернет-экономике……………………………………………………10
1.3 Понятияэлектронной коммерции и электронного бизнеса………………….12
Глава 2.Интернет-бизнес……………………………………………………………………………..13
2.1 Две формыинтернет-бизнеса…………………………………………………………….13
2.2 ИнструментыИнтернет-бизнеса………………………………………………………..16
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России имире………………………………………20
Глава 3. Электронная торговля вРоссии: перспективы развития и роста……….22
3.1 Развитиеэлектронной торговли в мировом масштабе и ее
проникновениев различные сферы деятельности…………………………………….23
3.2 Формыэлектронной торговли……………………………………………………………24
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и вмире…………………………………..24
3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов…….39
3.2.3 Сектор С2С. Обзор Российского рынкаС2С……………………………..66
3.2.4 Российский рынок интернет-консалтинга…………………………………70
Глава 4.Преимущества электронной торговли для Российской экономики….74
4.1 Расширение рынка труда и использованиеквалифицированной рабочейсилы…………………………………………………………………………………………………………..75
4.2 Рост экспортногокапитала………………………………………………………………..76
4.3 Расширение видовдеятельности……………………………………………………….76
4.4 Преимущества для государственного бюджета………………………………….78
4.4 Налогообложение электроннойторговли…………………………………………..78
4.4.1 Налог наприбыль……………………………………………………………………..79
4.4.2 Косвенные налоги(НДС)…………………………………………………………..85
4.4.3 Таможенныепошлины………………………………………………………………86
4.4.4. Общие принципыналогообложения электронной торговли………88
Глава 5. Техническаяинфраструктура………………………………………………………….89
Заключение………………………………………………………………………………………………….92
Список используемыхисточников……………………………………………………………….95Введение
Данная работа посвященаодной из наиболее актуальных на сегодняшний день тем – развитиюинтернет-бизнеса в России. Эта сфера деятельности начинает приобретать всебольшее значение в современном мире, и в нашей стране соответственно, в связи стенденцией к всеобщей глобализации экономики. Интернет и электронная торговляиграют в этом процессе одну   из важнейших ролей.
Целью работы являетсяисследование основных тенденций развития интернет-экономики России, анализфункционирования электронной коммерции в нашей стране с учетом зарубежногоопыта. На основе сделанного обзора различных секторов электронного бизнеса,определены перспективы развития электронной торговли. Отдельно рассматриваетсяроль государства в регулировании данного вида деятельности и особенностиналогообложения электронных сделок. Задачей работы является определениеприоритетных направлений развития электронной коммерции, разработкарекомендаций по усовершенствованию законодательной и юридической базы,регламентирующей этот сектор национальной экономики.
Применение современныхинформационных технологий в бизнесе формирует новые направления в глобальнойсистеме координат мировой экономики. Это направление сегодня принято называтьИнтернет-экономикой. Интернет дает возможность отечественным компаниям  выйтина мировой рынок, расширяет каналы сбыта, объединяет поставщиков и покупателейв единую систему. Оборот электронной торговли составляет такие значительныесуммы, которые сопоставимы с ВВП таких стран как Франция, Италия,Великобритания. Поэтому нельзя игнорировать или преуменьшать значение этогоотносительно нового сектора экономики. Ведение крупномасштабного бизнеса всовременных условиях без использования информационных технологий непредставляется возможным. Для малого и среднего бизнеса интернет даетпрекрасную возможностью для продвижения. Безусловно, Россия еще очень отстает вразвитии и распространенности электронной торговли от развитых стран, чтообъясняется в первую очередь недостаточной компьютеризацией населения. Темболее, необходимо обратить особенное внимание на перспективы и условияэффективного функционирования интернет-экономики и преимущества, которые онадает предприятиям отдельно, и национальной экономике страны в целом.
 Глава 1.Интернет-экономика
 
1.1Что такое интернет-экономика, ее значение в современном бизнесе
«Интернет-экономикой» принято называть применение современныхинформационных технологий в бизнесе. «Интернет-экономика» начинает переворачиватьбизнес. Те, кто используют современные информационные технологии бизнесасегодня, преуспевают, кто игнорирует – отстают. «Интернет» кореннымобразом меняет методы работы многих компаний — заметнее всего в области высокихтехнологий, но сегодня они проникают и в другие сферы — машиностроение, химию,биотехнологию, медицину, финансовые и фондовые рынки, нефтяные газодобывающиеотрасли и т.д. И «купля-продажа» через Интернет — это только верхушкамассивного и все разрастающегося айсберга. В то время как одни компаниидействительно впервые прибегают к Интернету для прямого выхода на своихзаказчиков, другие используют его возможности и разветвленность коммуникацийдля интенсификации своих отношений с торговыми партнерами, например, длязапроса цен или реализации излишков товарно-материальных запасов на торгах.
Интернетдает возможность компаниям выйти со своим товаром на огромный мировой рынок,значительно снижать расходы в построенных ими цепочках спроса и предложения,обслуживать заказчиков на таком уровне, о котором нельзя было и мечтать,внедриться на ранее недоступные по географическим причинам рынки, создаватьновые рынки труда и капитала, новые потоки доходов и, наконец, пересматриватьсам характер своей деятельности.
Вотраслях от рекламного бизнеса до транспортировки грузов или производствабиопрепаратов появляется совершенно новые Интернет-компании. Используявозможности Интернета, эти информационные посредники создают суперэффективныеэлектронные рынки товаров и услуг, сводя вместе продавцов и покупателей,которые бы прежде не могли найти друг друга, и осуществляют сделки «куплиили продажи» с использованием средств электронного документооборота.
Этопринято называть «электронной коммерцией», которая является основнойсоставляющей, частью Интернет-экономики в целом. «Электроннаякоммерция», высвечивающая на экране мониторов спрос и предложение,развивается быстрыми темпами, но это ничто по сравнению со скоростью иабсолютными показателями межфирменной торговли товарами через «Интернет».По некоторым оценкам электронная торговля «бизнес-потребитель»вырастет с $8 млрд. до $108 млрд. в 2003 году. В то же время электроннаяторговля в отношениях «бизнес-бизнес» вырастет за тот же период с $43млрд. до $1,3 триллионов. Этот оборот совместим с ВВП таких стран как Франция,Германия, Италия, Великобритания. А ВВП России составляет лишь 1/6 часть.Европа войдет в стадию «гиперроста» электронной торговли через 2-3года, а Япония, Италия и Франция — через 4-5 лет. Данный пример приведен, впервую очередь, для соизмеримости величины оборота электронной торговли ипроизводства ВВП.
1.2Инвестиции в Интернет-экономике
Всегдатрадиционно фирма направляет инвестиции вовнутрь, концентрируя внимание наповышении эффективности каждого своего предприятия в отдельности. Впротивоположность этому, «Интернет-экономика» направлена наустановление связей и заключение сделок со всем внешним миром. Благодаря«электронному бизнесу» польза приходит не только от ускорения иавтоматизации собственных процессов, но и от повышения эффективности контактовс новыми поставщиками и заказчиками, и гигантским снижением трансакционныхиздержек.
Инвестициив Интернет-экономику являются не только высокоприбыльными, но и обеспечивающимидвижение общества вперед к устойчивому развитию мироздания. По сути дела,изменяется геоэкономическая ситуация на рынках труда, капитала, производстватоваров и услуг, социальной сферы, создания равных возможностей торговли вомногих странах мира. Все это записано в многостраничных резолюциях ООН, другихмеждународных организациях, которые  ведут огромную работу в сфере развитияИнтернет-торговли и, что самое главное, разрабатывают интегральные законы вэтой сфере применения во многих странах мира. Свои рекомендации и резолюцииразработали Комиссии по предпринимательству, упрощению деловой практики иразвитию в рамках Международной торговой организации, Комиссии ООН по правумеждународной торговли (ЮНИСТРАЛ) и Центр по упрощению процедур международнойторговли (СЕФАКТ) в рамках Европейской экономической комиссии, Международнаяторговая палата, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР),Всемирная торговая организация, Всемирная организация интеллектуальнойсобственности (ВОИС), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества,Комиссии Европейских сообществ и многих других.
Главноесегодня для России не отставать от тех процессов, которые проходят в областиИнтернет-экономики при формировании соответствующего международногозаконодательства и интеграции в мировое экономическое пространство. Пока ещеочень осторожно инвесторы ступают на российскую землю, наученные финансовымикризисами, налоговым законодательством, мафией и преступностью, но инвестиций вразвитие Интернет-экономики в Россию не избежать — слишком велик потенциальныйрынок товаров и услуг, а самое главное — потребителей.
Конечно,для того чтобы произошел резкий скачок в сфере электронной торговли, инвестициинеобходимы, прежде всего, в телекоммуникационную сферу, потому что качественныйдоступ в Интернет, особенно в регионах, является одним из обязательных условийувеличения числа пользователей Интернет.
Еслиучесть, что сегодня в США более 120 млн. пользователей, в Западной Европе — более 50 млн., в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 70 млн., Восточной Европе — 12 млн., а в России всего 2 млн., то становится ясным, что серьезные инвестициитребуются, прежде всего, в регионы России с тем, чтобы обеспечить необходимыевозможности для работы в сети Интернет. И если сегодня в России Интернетиспользуют всего 1,5% населения, а, к примеру, в Скандинавских странах — 40%, вСША — около 30%, в Великобритании — 15%, то инвестиционная емкость рынкапрактически безгранична. Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию притокаинвестиций в Интернет-экономику. Более 30 различных зарубежных и российскихкомпаний сегодня готовы инвестировать в эту сферу более 500 млн. $.
Недавниепримеры показали, что практически любая уважающая себя компания или крупныероссийские предприятия открывают собственные инвестиционные Интернет-проекты.По оценкам ТПП РФ эта сумма может составлять до $1,5 млрд. О таких инициативахпо развитию «электронной торговли» и «Интернет-проектов»заявили группа «Мост», НК «Юкос», «Интеррос», НК«Лукойл», «Газпром» и ряд других, готовых инвестировать по10-15 млн. долларов в новую сферу электронного бизнеса.
1.3Понятия электронной коммерции и электронного бизнеса
Появлениеглобальных сетей связи, и в первую очередь — Интернет, привело к настоящейреволюции в области организации и ведения коммерческой деятельности.Преобразования коснулись как внешних отношений между компаниями и их партнерамиили клиентами, так и внутренней структуры самих компаний. Появились не тольконовые направления ведения бизнеса, но и принципиально изменились ужесуществующие.
Впоследние годы эти тенденции становятся все более явными. Согласно исследованиюспециалистов компании Intel, к 2002 году число пользователей Интернет достигнетмиллиарда, а оборот электронной коммерции вырастет до триллиона долларов.
Подобныеисследования красноречиво свидетельствуют о том, что компания, недоучитывающаяпотенциал электронного бизнеса и электронной коммерции, может утратить своикоммерческие позиции под натиском более способных к адаптации в условиях новыхреалий рынка конкурентов.
Частопроисходит путаница двух базовых понятий: e-коммерции и e-бизнеса.
Согласноопределению специалистов компании IBM, электронный бизнес (e-бизнес) — преобразование основных бизнес-процессов при помощи Интернет технологий  
Такимобразом, e-бизнесом называется любая деловая активность, использующаявозможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних ивнешних связей с целью создания прибыли.
Внутренняяорганизация компании на базе единой информационной сети (интранет), повышающейэффективность взаимодействия сотрудников и оптимизирующей процессы планированияи управления; внешнее взаимодействие (экстранет) с партнерами, поставщиками иклиентами — все это составные части e-бизнеса.
E-коммерция
Электроннаякоммерция является важнейшим составным элементом e-бизнеса. Под электроннойкоммерцией (e-коммерция) подразумеваются любые формы деловой сделки, котораяпроводится с помощью информационных сетей.Глава 2. Интернет-бизнес
 
2.1 Две формы интернет-бизнеса 
Интернет-бизнес — это один из самых эффективныхинструментов для создания и/или равития большинства видов бизнеса.
Интернет-Бизнес можно разделить на две формы: Интернет-бизнес- основа создания бизнеса и Интернет-бизнес как дополнительный инструментразвития уже существующего традиционного бизнеса.
Интернет-Бизнес как основа создания бизнесаподразумевает модель бизнеса, где подавляющее большинство бизнес-процессов выполняютсяс помощью технологий Интернета. Пример: Интернет-магазин по торговлестроительными материалами “StroyShop.ru”. Полностью онлайноваямодель ведения бизнеса.
С помощью технологий Интернет-бизнеса в Интернет-магазиневедутся следующие бизнес-процессы:
·        обеспечение пользователей информацией отоварах и услугах
·        продажа товара и услуг
·        оплата товара и услуг
·        регулирование отношений с поставщиками,покупателями, службой доставки
·        автоматизированное добавление и удалениетоварной базы поставщиков из ассортимента Интернет-магазина
·        обеспечение клиентов информацией о ходевыполнения заказа
·        ведение отчетности
·        поиск партнеров
Что отличает «StroyShop.ru» оттрадиционных магазинов:
·        отсутствие «земной» точкипродажи
·        отсутствие складов
·        работа 24 часа в сутки, 7 дней в неделю
·        полная автоматизация деятельностикомпании
Интернет-Бизнес как дополнительный инструментведения и развития бизнеса подразумевает наличие традиционной модели ведениябизнеса, дополненную новой средой, технологиями Интернет-бизнеса.
Пример: Интернет-служба заказа товаров и услуг “Zakaz OnLine”.
Служба заказа товаров и услуг существовала как традиционная компания с конца1998 года. Бизнес-процессыкомпании:
·        обработка звонков с заказами товаров иуслуг операторами
·        поиск товара или услуги
·        оплата и доставка заказа
Проблемы:
·        ограниченная потенциальная клиентскаябаза
·        высокий уровень порога выхода на рынок
·        сложность поиска
·        неудобство обмена информацией с заказчиком(клиентам приходилось перезванивать по 10 раз, чтобы узнать, на какой стадиивыполнения находится заказ)
·        трудности в развитии сопутствующегосервиса
·        высокая стоимость рекламных мероприятий
·        отсутствие портрета клиентов
При добавлении к традиционному бизнесу онлайновогосервиса были получены следующие преимущества:
·        увеличение заказов в 5 раз
·        потенциальная база клиентов выросла до2 млн.клиентов
·        заказчик, имеющий доступ в Интернет,может, не беспокоя персонал, на сервере Интернет-службы узнать, на какой стадиивыполнения находится заказ
·        увеличилась быстрота поиска с помощьюИнтернет-технологий персонала Интернет-службы
·        Интернет-технологии позволили на базеИнтернет-службы развивать сопутствующий сервис для клиентов, при этом особенноне вкладываясь в него
·        с помощью Интернет-технологийИнтернет-служба получила информацию о портрете своего пользователя (статистика,анкетирование на сервере)
·        низкая стоимость рекламных мероприятий
·        внимание со стороны прессы.
И все это благодаря использованию в традиционномбизнесе технологий Интернет-бизнеса.
Интернет-Бизнестакже можно охарактеризовать как среду, позволяющую фирмам:
·        обеспечить своей корпоративнойинформацией весь мир или только целевую группу клиентов
·        сократить издержки
·        автоматизировать и оптимизироватьбизнес-процессы компании как внутри, так и в отношениях с поставщиками,дилерами и партнерами
·        обеспечить бесперебойную работу бизнеса(7 дней в неделю, 24 часа в сутки)
·        выходить на любой рынок мира
·        развивать отдельные направления бизнеса
Для успешного применения технологий Интернет-бизнесанеобходимо с самого начала четко определить, как и в какой формеИнтернет-бизнес может быть полезен.
Технологии интернет-бизнеса позволяют решитьследующие проблемы:
·        недостаточностьинформационного обмена между компанией и партнерами, поставщиками, дилерами, вконце концов, с персоналом;
·        недостаточность средств для масштабныхрекламных кампаний;
·        высокий уровень выхода на новые рынки;
·        сложность выхода на региональные рынки,не говоря уже о мировых;
·        непомерные налоги со стороныгосударства;
·        постоянное вмешательство в ваш бизнесрайонных и городских администраций;
·        высокие издержки;
·        неразбериха в внутри компании из-заненалаженных взаимоотношений между отделами компании;
·        проблемы в ведении отчетности и т.д.
Использование технологийинтернет-бизнеса предоставляет такие возможности, как:
·        выход на все рынки мира
·        бесперебойную работу бизнеса (24 часа всутки 7 дней в неделю)
·        обмен информацией с любой точкой мира
·        сокращение издержек
·        оптимизацию и автоматизациюбизнес-процессов компании
·        оптимизацию и автоматизациявзаимоотношений с поставщиками, дилерами, партнерами
·        возможность осуществления платежейчерез Интернет
·        возможность осуществления платежей побартерным и клиринговым схемам
·        сокращение расходов на рекламу имаркетинговые мероприятия
·        безконтакность с районными и городскимиадминистрациями
·        возможность передачи без ущерба бизнесучасти бизнес-процессов на аутсорсинг
·        мобильность  бизнеса
 
2.2 Инструменты Интернет-бизнеса
Основными инструментамиИнтернет-бизнеса в отношении малого и среднего бизнеса России являются:
·        Корпоративный веб-сайт
·        Интернет-магазин
·        Интернет-аукцион
·        Информационный корпоративный портал
·        Интернет-биржа
·        Интернет-Маркетинг
Корпоративный веб-сайт — информационная страница с данными о компании, проекте, товарах и услугах, видах деятельности, предложениях по сотрудничеству.
Функциональность:
·         обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративной информацией о компании
·         привлечение дополнительных клиентов и партнеров
·         установление двусторонней связи с посетителями вашего ресурса
·         формирование имиджа компании
·         обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах
·         установление двусторонней связи с посетителями ресурса
Результаты:
·         бесперебойная работа веб-сайта
·         доступность в любой точки мира (где есть Интернет)
·         сокращение издержек на информационное обеспечение клиентов, партнеров, филиалов, поставщиков
·         возможность составления портрета ваших посетителей
Интернет-магазин — витрина онлайнового или традиционного бизнеса, на которой размещается предложение товаров и услуг для их дальнейшей реализации. Интернет-магазин может также являться частью корпоративного веб-сайта.
Функциональность:
·         продажа товаров и услуг
·         обеспечение клиентов информацией о товарах и услугах
·         обеспечение корпоративной информацией о бизнесе
·         налаживание четкой автоматизации отношений «клиент-продавец»
·         привлечение дополнительных клиентов и партнеров
·         установление двусторонней связи с посетителями ресурса
·         формирование имиджа владельца Интернет-магазина
Результаты:
·         увеличение продаж товаров и услуг
·         возможность получения информации о спросе
·         сокращение издержек на реализацию единицы продукции
·         возможность получения портрета клиента
·         увеличение базы пользователей, которые являются потенциальными покупателями
Интернет-аукцион — торговая витрина, через которую пользователь может продать любой товар. Заработок владельца такого аукциона — комиссионные со сделки. Может являться частью Интернет-магазина, который, в свою очередь, может являться частью корпоративного веб-сайта.
Функциональность:
·         предоставление услуг как для участника-продавца, так и для покупателя
·         продажа любых товаров и услуг
·         сбор информации о спросе
·         формирование имиджа владельца аукциона
Результаты:
·         деньги зарабатываются «не потея» (затраты только на поддержку ресурса)
·         получение информации из «первых рук» о спросе на товары или услуги на рынке (очень ценная информация)
·         формирование постоянной аудитории (участники аукциона будут посещать его ежедневно)
·         следствие из вышеизложенного преимущества: внимание к конкретному аукциону со стороны рекламодателей
Информационный корпоративный портал — сложная информационная система компании, аккумулирующая в себе большинство бизнес-процессов и информационных потоков компании. Может быть создан на основе корпоративного веб-сайта и интегрирован с интернет-магазином.
Функциональность:
·         информационное обеспечение потенциальных клиентов и партнеров корпоративными данными о компании
·         привлечение дополнительных клиентов и партнеров
·         установление двусторонней связи с посетителями ресурса
·         формирование имиджа компании
·         организация через удаленный доступ портала деловых отношений с работниками филиалов, дилерами, партнерами, поставщиками
·         централизация информационных потоков через портал
·         автоматизация бизнес-процессов бизнеса
·         осуществление контроля и учета деятельности отделов компании, филиалов, поставщиков и дилеров
Результаты:
·         сокращение издержек
·         автоматизация информационных потоков
·         более качественное и быстрое информационное обеспечение сотрудников компании, филиалов, дилеров, партнеров, поставщиков
·         бесперебойная работа портала
Интернет-биржа — торговая площадка, через которую предприятия ведут торговлю товарами и услугами. Заработок владельца — комиссионные или, если в каждой сделке владелец является продавцом или покупателем, сокращение издержек.
Площадки бывают одноотраслевыми и много отраслевыми. Интернет-Биржа может быть создана на основе корпоративного информационного портала, Интернет-магазина и Интернет-аукциона.
Функциональность:
·         информационное обеспечение участников Интернет-биржи
·         организация торговли товаром между предприятиями
·         организация процесса оплаты и доставки
·         привлечение дополнительных участников и партнеров
·         установление двусторонней связи с участниками биржи
Результаты:
·         сокращение издержек
·         простота поддержки
·         автоматизация процесса оплаты и доставки, контроль их выполнения
·         бесперебойная работа
·         большие объемы — большие прибыли
Технологии Интернет-биржи позволяют организовывать бартерные модели торговли товарами и услугами и использовать клиринговые системы.
Интернет-Маркетинг — эффективнейший и важнейший инструмент Интернет-бизнеса.
Функциональность:
·         проведение рекламных акций компании, товаров, услуг, веб-сайта, порталов, Интернет-магазинов и т.д.
·         проведение специальных маркетинговых мероприятий
·         создание брэндов
·         проведение pr-мероприятий
·         проведение маркетинговых исследований рынка
·         анализ деятельности конкурентов
·         установление тесных деловых отношений с пользователями
Результаты:
·         анализ спроса продукции
·         определение портрета пользователя
·         анализ эффективности рекламы
·         потенциально — привлечение на свой ресурс практически безграничного (но не более 150 млн.) количества пользователей
·         нахождение новых клиентов и партнеров
Преимущества перед традиционным маркетингом:
·         более низкая стоимость рекламной кампании по сравнению с традиционными СМИ
·         большая аудитория, чем у СМИ
·         возможность направления потока рекламы только на целевую аудиторию
·         возможность оценки эффективности рекламы
·         возможность оперативного изменения основных акцентов рекламной кампании
Важно учесть, что Интернет-маркетинг не конкурент традиционного маркетинга, а лишь его продолжение или начало, имеющее ряд преимуществ.
2.3 Развитие Интернет-Бизнеса в России и мире
Современныетенденции развития этого нового сектора экономики  — интернет-бизнеса –являются весьма перспективными, его роль в мировой и национальной экономикевозрастает. Ситуация с бурным развитием интернет-рынка в России повторяетситуацию, сложившуюся на Западе, и прежде всего в Америке. Однако, существует изначительная разница, которая заключается в том, что на данный момент Россия –страна, недостаточно компьютеризированная на уровне персональных пользователей.По данным американских исследований, электронная торговля товарами народногопотребления является выгодной при условии, что пользователями Сети являются 12%населения страны. Что касается количества российских пользователей Сети, то ихчисленность на данный момент составляет около двух миллионов, то есть, чутьбольше 1%. Этот показатель слишком мал для того, чтобы можно было говорить овыгодности электронной коммерции. В этом и заключается причина отставанияРоссии и других стран СНГ от экономически развитых стран. Проблема Интернета вРоссии – это очень малое количество пользователей Сети. Для того, чтобыдостигнуть тех же сумм по капитализации интернет-проектов, что и в западныхразвитых странах, количество пользователей Интернета в России должно составить20-25 млн. человек.
Ниже рассмотрим показатели развития интернет-бизнеса в США иРоссии.
Статистические данные по США:
По данным компании Arthur Andersen, 88% малых исредних предприятий в настоящее время имеют компьютеры. Сейчас 53% средних ималых предприятий США имеют свою страницу в Интернете (в 1998 году — 32%).Кроме того, в настоящее время 85% средних и малых предприятий США сообщили, чтоиспользуют Интернет (в 1998 году — 65%).
Использование Интернета руководителями малого исреднего бизнеса остается прежним: электронная почта и исследовательскиепродукты. Продажа продуктов и услуг увеличилась более чем вдвое, подскочив до23% с 11% в прошлом году.
Динамика роста оборота электронной коммерции междупредприятиями США:
1999г. — 100млрд.долл.
2000г.- 300 млрд.долл.
2001г.- 500 млрд.долл.
2002г.- 900 млрд.долл.
2003г.- 1400 млрд.долл.

Российский интернет-бизнес.
По данным компании Brunswick Warburg, оборотэлектронной торговли между предприятиями России составил:
1999 г. — 40млн.долл.
2000г. — 150 млн.долл.
2001г. — 1 млрд.долл.
2002г. — 2 млрд.долл.
2003г. — 4,2 млрд.долл.
Т.е.,показатели, характеризующие динамику развития электронной торговли в России, нанесколько порядков ниже американских.
Аудитория: по данным исследовательской компании«КОМКОН-2» аудитория Рунета составляет 2 млн.пользователей, ежегодныйприрост составляет 40-60%.
Количествоинтернет-магазинов: 500-600
Количествоинтернет-аукционов: 20-30
Количествоинтернет-бирж: 20-25
Количествокорпоративных веб-представительств: 25000-30000
Количествокорпоративных информационных порталов: 500-1000Глава 3.Электронная торговля в России: перспективы развития и роста
К«электронной торговле» в широком смысле (сфере цифрового хозяйства)относятся:
·        глобальный электронный маркетинг, в том числе продвижениетрадиционных товаров и услуг. Интерактивность (способность к диалогу) средствмассовой коммуникации уже сегодня изменяют парадигму рекламного дела иисследований рынка;
·        «электронная коммерция» в узком смысле, предполагающаяторговлю «неосязаемыми» товарами, которые могут передаваться вцифровой форме и/или оплата которых может производиться в цифровой форме. Ктаким товарам относится информация в текстовой, графической или звуковой форме;
·        «удаленные услуги». Многие услуги, связанные сконсультированием, юридической и бухгалтерской поддержкой и пр. могутоказываться на расстоянии;
·        «дистанционная работа». В сфере нематериальногопроизводства становится возможной организация «распределенных офисов»,в которых совместно работают люди, находящиеся в различных помещениях, городах,и даже странах.
Этиэлементы цифрового хозяйства, генерируя все большую часть совокупноговсемирного продукта, могут, в конце концов, привести к значительному изменениюсуществующего делового окружения. Особую роль может сыграть тот факт, чтонакладные расходы на коммуникацию по каналам современных сетей цифровой связи(прежде всего, сообщества Internet) очень незначительны, и, как следствие, глобальныерынки открываются для малого и среднего бизнеса, что может радикальноповысить конкурентность и разнообразие предложения на ряде рынков.
3.1Развитие электронной торговли в мировом масштабе и ее проникновение в различныесферы деятельности
Электроннаяторговля не является новым явлением. В целом электронная торговля может бытьопределена как осуществление сделок (т.е. покупка и продажа товаров и услуг илипереговоры относительно покупки и продажи) с помощью электронных средств черезИнтернет или через электронные сети. На протяжении многих лет компанииобменивались деловой информацией с помощью различных сетей связи, но все онибыли частными сетями. Интернет дал возможность внедрить электронную торговлю вкомплексную сеть коммерческой деятельности, осуществляемой в мировом масштабемежду постоянно увеличивающимся количеством участников (как корпоративных, таки частных лиц, известных и неизвестных). Для традиционной электронной торговлисеть является средством передачи данных; для электронной торговли черезИнтернет, сеть является рынком осуществления сделок.
Электроннаяторговля не ограничивается сферой бизнеса. Она также существенно меняет порядокосуществления государством своих функций. Во многих странах на протяжениинескольких лет была разрешена подача налоговых деклараций через Интернет, нолишь cовсем недавно власти существенно увеличили использование Интернета дляведения диалога со своими гражданами, а также для увеличения объема услуг иинформации, предоставляемых им через Интернет. Спонтанное формирование групп поинтересам среди пользователей Интернета сократило разрыв между производителем ипотребителем, повысив тем самым эффективность экономики. Для Интернета несуществует границ; он обеспечивает возможность общения и деловых контактов длялюдей в любой точке мира, где есть доступ к сети.
Согласнорезультатам широкомасштабного исследования, проведенного в США Университетомштата Техас и компанией «Cisco Systems Inc.» только в 1999 г. объемоборота в сфере деятельности, связанной с Интернетом, составил 507 млрд. долларовСША, кроме того эта сфера обеспечила рабочие места для 2,3 млн. американцев.Это исследование подтверждает, что, в то время как Интернет-экономика в СШАвыросла на 68 % в период с первого квартала 1998 г. по первый квартал 1999 г.,сумма электронных сделок увеличилась за тот же период на 127 %.
3.2Формы электронной торговли
Экономическаядеятельность, осуществляемая через Интернет, в основном можно классифицироватьпо четырем направлениям: «Предприятие — Предприятие» (B2B),«Предприятие — Потребитель» (В2С), «Потребитель — Потребитель» (С2С) и «Потребитель-Предприятие» (С2В). Такаясистематизация позволяет более точно оценить преимущества и сложностиэлектронной торговли для адекватной реакции.
3.2.1 Развитие сектора В2В в России и в мире
Предприятие — Предприятие (B2B) имеет место, когда двапредприятия осуществляют сделки через Интернет. Например, два предприятия могутчерез Интернет направлять предложения о заключении сделок, получать котировкиот своих поставщиков, заключать контракты, получать и оплачивать счета. Данноенаправление, возможно, является самой перспективной сферой электронной торговлив России. В рамках внутреннего рынка данное направление поможет создать новыекоммерческие связи между российскими производителями, а также значительнооблегчит процесс приобретения материалов и оборудования российскимипредприятиями друг у друга по сравнению с импортированием тех же материалов иоборудования из-за рубежа. На международном уровне это позволит российскимпроизводителям более активно участвовать в мировом рынке.
Рассмотрим основные проблемы, связанные с развитиемэтого направления бизнеса в России, учитывая опыт зарубежных стран инаметившиеся новые тенденции в этом направлении.
Резкий спад интереса к интернету стал временем«естественного отбора» для всех проектов, занятых в сфереэлектронного бизнеса, в том числе и в России. Одной из немногихинтернет-технологий, в будущем которой, тем не менее, мало кто сомневается,является сетевое взаимодействие предприятий по типу «бизнес — бизнес»(В2В). Но и здесь актуальность получает очень простая формула — 2ВВ — To BeBusiness (быть бизнесом), когда вдохновляющие радужные прогнозы будущихприбылей и захвата рынков сменяются повседневной битвой за сохранение текущейприбыльности. Анализ эволюции В2В сайтов за рубежом позволит избежатьначинающим интернет-предприятиям (к которым относятся большинство российскихпроектов) многих трудностей.
В эпохуинтернет-бума мало кто говорил о различиях используемых компаниямиинтернет-технологий. Дружно и без разбора росли акции компаний электроннойрозничной торговли, хостинговых-проектов и В2В площадок. С наступлением«возврата к реальности» акценты стали расставлять куда болеедетально. Оказалось, что популярные «народные» технологии В2С имеюткуда меньшие перспективы, чем проекты В2В. Разница в весе оказалась весьмаощутимой.
Рис.3.2.1.1
/>
Рис.3.2.1.2
/>
В отличиеот Соединенных штатов, в которых электронный бизнес почти насильно накачивалилегкими деньгами, в России инвестиционный дождь был крайне непродолжительным.«Зеленая» весна 2000 года, сменилась холодной инвестиционной зимой2001. Благо, что в период моды на интернет в некоторых отраслях экономики ужеудалось создать полноценные торговые площадки В2В. Тем не менее, многиехозяйственные сферы не успели обзавестись таковыми, хотя интеграция их бизнеса сСетью имеет значительный потенциал. Основываясь на том, что эволюция освоенияэлектронных технологий в России в основном соответствуют общемировымтенденциям, для оценки перспектив отечественных В2В площадок в тех или иныхотраслях можно использовать американские данные (см. рис. 3.2.1.3 ).
В Россииуже достаточно хорошо зарекомендовали себя площадки на рынках вычислительнойтехники и электроники, фармацевтической продукции, тяжелой промышленности. Востальных товарных нишах прогресс электронного бизнеса неочевиден или вовсеотсутствует: площадки, которые уже созданы в неупомянутых сегментах, пока частоне отвечают современным требованиям сервиса. На основе небольшого опыта проб иошибок отечественных и иностранных В2В проектов можно говорить о своеобразныхмифах, характерных для этого бизнеса.
Рис.3.2.1.3
/>
Источник Forrester Research
Первымошибочным суждением является тезис о том, что переход предприятия к каналамэлектронного бизнеса не требует никакой переделки оффлайновых бизнес-процессови может существовать как независимый маркетинговый канал, в целом не влияющийна работу традиционных подразделений предприятия. Понятно, что к подобнымвыводам руководители российских предприятий приходят отнюдь не от хорошейжизни. Необходимость интернетизации заставляет их открывать данное направление,но недостаток средств часто вынуждает придавать интернету факультативное,второстепенное значение. Будь у предприятий достаточно средств для полнойвнутренней автоматизации и интеграции в интернете, они, скорее всего, сделалибы это. Но стоимость подобных преобразований и перехода на готовые решениявесьма высока.
Так, пооценкам компании Gartner Group, на Западе средние затраты на разработку и вводв эксплуатацию сайта электронного бизнеса, включая программное обеспечение,оборудование и услуги, составляют 1 млн. долларов, и эти затраты имеюттенденцию к росту на 25% ежегодно. Столь высокие «рамки входа» присоздании и поддержании электронных систем В2В заставляют предприятия искатьобходные пути. Отсюда происходит второй миф: создание и поддержание системывозможно осуществлять силами собственных штатных программистов.
По словамБориса Хараса, старшего менеджера отдела консалтинговых услуг в областиуправления российского отделения компании PriceWaterhouseCoopers, экономия от«самодельных» систем совсем не очевидна и ведет к зависимости отсобственных программистов, которые не гарантируют регулярного поддержанияработоспособности системы, т.к. в любой момент могут перейти в другую компанию.По данным той же Gartner Group, ни одно из опрошенных предприятий не удержалопроект создания собственного сайта в рамках запланированного бюджета, ведьвременной период проведения подобных работ может растянуться на много месяцев,в течение которых меняются как технологии, так и цены. По экспертным оценкамг-на Хараса, соотношение «самодельных» систем и систем, построенныхна базе иностранных готовых коммерческих продуктов на российском рынкеэлектронной коммерции по модели В2В составляет 80% и 20% соответственно.
Крометого, одним из необходимых условий эффективного функционирования торговойплощадки В2В является ее независимость от любого из участников торгов. «Впротивном случае стороны оказываются в неравных условиях и „чужие“предприятия могут справедливо опасаться того, что их интересы будутущемлены» — отметил специалист PWC.
Согласнопрогнозам фирмы Upstream Consulting, оказывающей консультационные услуги всфере информационных технологий интернет-компаниям и разработчикам программногообеспечения, к 2004 году сумма расходов на создание электронных B2B-бирждостигнет 10,5 млрд. долл. Специалисты утверждают, что B2B-сайты проходят триэтапа развития: начальный этап, увеличение объема (транзакций и пользователей)и введение различных усовершенствований. Структура расходов B2B-сайта будетизменяться в зависимости от того, на каком этапе развития он находится. Так, наначальном этапе основная масса денежных средств тратится на новуюинфраструктуру и разработку стержневых приложений. Однако на этапе увеличенияобъема начинают преобладать расходы на интеграцию с партнерами и разработкудополнительных сервисных инструментов. На окончательном этапе владельцыB2B-сайтов концентрируются на повышении степени автоматизации взаимодействия спартнерами и предоставлении им большего спектра услуг.
Третиймиф гласит, что «лучше не спешить, а подождать, пока другие создадутсистемы электронного бизнеса». Ответом на это заблуждение сталоинтернет-исследование компании Morgan Stanley Dean Witter, установившее правило«3/70»: в каждом из отраслевых сегментов рынка три первыеинтернет-проекта удерживают 70% оборота данного сегмента. Очевидно, что приследующем раскладе «промедление смерти подобно» и, похоже, что это одиниз немногих девизов «новой экономики», который заслужил право нажизнь.
Сегодня,когда цены акций на высокотехнологичном фондовом рынке в точности следуютанглийской поговорке «Easy come — easy go», многие руководители сталисо скепсисом относится к самой идее интернет-интеграции собственного бизнеса.Очевидно, что подобная увязка результатов спекуляций с ценными бумагами иэффективности информационных технологий вовсе не имеет смысла. Опытпромышленных предприятий всего мира из традиционного сектора ясносвидетельствует, что данные модели дают безусловные конкурентные преимуществаблагодаря существенному снижению операционных затрат, сокращению времени наобработку заказов, усилению позиций при ведении переговоров с поставщиками ипотребителями. Равные возможности благодаря использованию В2В технологийнаравне с крупными корпорациями получают и небольшие организации. Остановитьпроцесс интернетизации в данном направлении похоже не удастся, а в условияхзамедления мировой экономики, электронные системы помогут смягчить потериучастников рынка, оптимизируя их бизнес.
Каковыразличия в стартовых условиях для развития В2В между Россией и странами Европыи США? Каковы перспективы внедрения электронных технологий в различных отрасляхэкономики нашей страны и какие стимулирующие и сдерживающие факторы влияют напроцесс интернетизации отечественных предприятий?
В России стартовые условия для развитиямежкорпоративного электронного бизнеса имеют существенные отличия по сравнениюс ситуацией, сложившей в Европе и, тем более, в США. С одной стороны, рядфакторов общеэкономического и инфраструктурного порядка, характерные для всехсегментов экономики, существенно осложняют процесс внедрения электронногобизнеса в существующую практику хозяйствования, а с другой — практическаяреализация В2В решений при определенных условиях уже в среднесрочнойперспективе может оказаться особенно эффективной именно для отечественныхкомпаний.
На Западе появление электронного бизнеса стало следствием эволюционныхпроцессов, происходящих в стабильной «цивилизованной» экономике,основанных на постепенной компьютеризации компаний (80-е — начало 90-х гг.),внедрении ими систем комплексной автоматизации основных бизнес-процессов(середина 90-х годов) при параллельном развитии сети Интернет. В этих условияхпоявление решений В2В стало логическим продолжением этих тенденций. В России жев этот период происходила крайне болезненная адаптация всех субъектов экономикик принципиально новой для них рыночной среде. В этих условиях все усилия компанийв большинстве случаев были направлены не на совершенствование и оптимизациюхозяйственной деятельности, а на поддержание объемов производства, минимальнонеобходимых для сохранения предприятия. Как результат, сложившаяся в настоящеевремя система экономических взаимоотношений между российскими корпорациями покадалека от практики, принятой в развитых странах.

На сегодняшний день можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие В2В внашей стране.
Таблица 3.2.1.1
Сдерживающие факторы
Стимулирующие факторы
Общеэкономические факторы
— многолетняя нестабильность экономической ситуации;

— высокая доля «теневого» сектора экономики, часто тесно связанного с легальным бизнесом;

— в целом высокий уровень монополизации промышленности, связи, транспорта;

— большая роль личных отношений и персональной заинтересованности в формировании снабженческо-сбытовых цепочек;

— низкий уровень денежных средств в общей структуре взаиморасчетов;

— множественность подходов к ценообразованию в рамках одного предприятия, обусловленная применением различных схем расчетов;

— неприемлемая для бизнеса налоговая система, побуждающая к массовому «уходу» от налогов;

— неоптимальное использование имеющихся ресурсов;

— приоритетная потребность в обновлении основных фондов при сохраняющемся дефиците собственных средств предприятий «реального» сектора;

— неблагоприятный инвестиционный климат;
— гигантские географические масштабы национального экономического комплекса;

— наметившийся в 1999-2000 гг. экономический подъем и оживление промышленного производства;

— расширение внутреннего рынка, в том числе и за счет появления новых потребителей;

— повышение уровня «монетаризации» экономики;

— высокий уровень дифференциации цен на однородную продукцию;

— в целом объективная потребность компаний в повышении эффективности снабженческо-сбытовой деятельности;

— улучшение финансового состояния предприятий, прежде всего в экспорториентированных отраслях за счет улучшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и сырья;

— появление новых собственников, заинтересованных в повышении эффективности бизнеса;

— появления первых В2В проектов в России
Инфраструктурные факторы
— невысокий (в сравнении с развитыми странами) уровень информационных технологий, особенно на периферии;

— ограниченная Интернет-аудитория, в том числе и в сегменте корпоративных пользователей;

— слабая степень развития телекоммуникаций
— высокие темпы роста пользователей Интернет (преимущественно в экономических центрах);

— постепенный процесс компьютеризации компаний;

— высокий интеллектуальный потенциал в сфере развития компьютерных технологий
Управленческие факторы
— в целом низкая эффективность корпоративного управления;

— инерционность в восприятии принципиально новых подходов к ведению дел у большинства руководителей «советской» формации;

— недоверие к инструментам ведения бизнеса, не апробированным в России — постепенное повышение уровня менеджмента в компаниях, принадлежащих собственникам, заинтересованных в долгосрочном развитии своего бизнеса.
Правовые факторы — отсутствие правового регулирования электронной торговли (в частности, закона о электронной цифровой подписи) — осуществляется разработка проектов законов для дальнейшего утверждения законодательными органами

          Вышеперечисленные факторы непосредственно влияют на степеньготовности каждого из сегментов отечественной промышленности к использованиюмеханизмов межкорпоративного электронного бизнеса, которая существеннодифференцируется в зависимости от конкретной отрасли индустрии.
           Для выявления наиболее перспективных секторов отечественнойиндустрии с точки зрения реализации механизмов В2В в своем исследованиирейтинговое агентство «Эксперт РА» провело анализ имеющегосяпотенциала для ведения межкорпоративного электронного бизнеса, его возможныхформ и интенсивности развития в следующих отраслях промышленности:
·        топливно-энергетический комплекс;
·        черная и цветная металлургия;
·        химическая и нефтехимическая промышленность;
·        машиностроение;
·        лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажнаяпромышленность;
·        промышленность строительных материалов;
·        пищевая промышленность;
·        легкая промышленность;
·        фармацевтическая промышленность.
Данные сегменты отечественной индустрии обеспечиваютосновной объем промышленного производства в России: на их долю приходится свыше90% суммарного выпуска продукции. Для сравнительного анализа использовались триосновные группы факторов, влияющие на стартовые условия для внедрения В2Врешений в отечественную индустрию:
Таблица 3.2.1.2
Факторы, определяющие развитие межкорпоративного электронного бизнеса Структурно-экономические
Информационно-инфра-
структурные
Управлен-
ческие
— Фрагменти-
рованность рынков и уровень конкуренции;

— интенсивность финансовых потоков и экспортно-импортная ориентация;

— доля денежных средств в расчетах за поставленную продукцию;

— система организации снабженческо-сбытовой деятельности;

— уровень унификации продукции
— Уровень автоматизации бизнес-процессов;

— развитие сетевой инфраструктуры;

— обеспеченность IT-персоналом;

— доступ в интернет и использование возможностей Сети;

— инвестиции в развитие информационных технологий
— Уровень менеджмента;

— характер взаимо-
отношений менеджеров и акционеров

           Проведенный анализ факторов показал, что в настоящее время ни однаиз исследуемых отраслей в полной мере не готова к использованию моделей В2Вкоммерции. В то же время, несмотря на сохранение в обозримой перспективедействия общих сдерживающих факторов, в отдельных сегментах промышленногопроизводства уже сформировался ряд условий, благоприятствующих проведениюкоммерческих транзакций между основными участниками рынка в сети Интернет, изаметное развитие электронной торговли принципиально возможно уже в ближайшембудущем.
Наиболее близко к использованию B2B решений подошликрупнейшие компании металлургического комплекса. Сочетание благоприятныхэкономических, инфраструктурных и управленческих факторов в этой отраслипрактически уникально для российской промышленности, при этом ведущиеметаллургические корпорации уже сейчас серьезно рассматривают возможностьорганизации электронных торговых площадок как в России, так и за рубежом (так,в настоящее время на отечественном рынке функционируют торговые системы E-metex.ru,Metalltorg.ru и др., работают Europe-steel.com и Metal-Russia.com,предназначенные для торговли российской продукцией за рубежом). В ближайшейперспективе можно ожидать, что именно этот сектор сыграет роль«локомотива» в развитии межкорпоративного электронного бизнеса вРоссии.
          Современная ситуация на рынке медицинских препаратов делает весьмавероятным скорое возникновение элементов электронного взаимодействия междуфармацевтическим компаниями. Причем инициаторами создания торговых систем вэтом сегменте могут стать не непосредственные производители, большинство изкоторых пока слишком слабы для реализации таких схем, а крупные дистрибьюторскиекорпорации, оперирующие как с российскими, так и с импортными препаратами,заинтересованные в повышении эффективности бизнеса и обладающие для этогонеобходимыми ресурсами. Машиностроение, химический комплекс, лесная и пищеваяпромышленность в целом менее готовы к использованию B2B решений. Их возможностисущественно дифференциируются в зависимости от конкретной подотрасли.
Отдельно необходимо отметить возможности развитиятехнологий В2В в топливно-энергетическом комплексе. Располагая хорошимистартовыми условиями для развития Интернет бизнеса, эти отрасли в силуспецифики их структурной организации в настоящее время обладают ограниченнымивозможностями для масштабных открытых проектов в области электронного бизнеса всфере сбыта. Однако, вполне вероятно использование ими элементов В2В-решений вовнутрикорпоративном взаимодействии в крупных холдингах, а также использованиеИнтернета для закупок материалов и комплектующих. Кроме того, учитывая ихвысокий экспортный потенциал, компании нефтяной и газовой промышленности могутбыть заинтересованы в организации электронных торговых площадок для экспортныхопераций. В более отдаленной перспективе, после реализации реформ, намеченных вроссийской электроэнергетике и в газовой промышленности, возможна организацияВ2В площадок и в этих российских отраслях.
Рис. 3.2.1.4
/>

           В целом перспективы развития межкорпоративного электронного бизнесав России главным образом связаны с возможностью дальнейшего улучшениямакроэкономической ситуации в стране, что сможет существенно снизить влияниефакторов, препятствующих эффективной реализации механизмов В2В отечественнымикомпаниями. Учитывая, что в ближайшем будущем от российской экономики трудноожидать принципиальных позитивных сдвигов, способных коренным образом изменитьсложившуюся практику взаимоотношений между субъектами хозяйственнойдеятельности, в течение двух — трех ближайших лет лавинообразный рост продажпромышленной продукции посредством интернета маловероятен.
Скорее всего, до 2003 г. российский рынок В2В будет проходитьэтап структурной организации. В этих условиях, использование инструментовэлектронной торговли между корпорациями хотя и будет идти достаточно высокимитемпами, однако стоимостные показатели объема рынка будут невелики. Так, в 2000г. суммарные межкорпоративные продажи в интернете оцениваются не более чем в 60млн. долл.* (при общем объеме производства промышленной продукции — более 160млрд. долл.).
_____________________________________________________________в 2000 г. оценка базируется на использовании фактических данных об объемах транзакций в интернете, предоставленных отдельными компаниями, скорректированных на объем неучтенных операций в дальнейшем, учитывая невозможность построения в данном случае статистических моделей для прогнозирования, данные об объеме коммерческих операций между компаниями в Интернет в 2001-2005 гг. определялись на основе экспертной оценки.Согласно прогнозу, разработанному исходя из максимально возможных в России объемов В2В операций, к 2003 году этот показатель может возрасти до 530 млн. долл. Рис. 3.2.1.5
/>
Присохранении существующих темпов развития отечественной экономики и принятиизаконодательными органами нормативной базы, необходимой для развития В2Врешений, можно ожидать, что российские компании вступят в фазу активногоосвоения межкорпоративного электронного бизнеса не ранее, чем через три-четырегода, когда возможно будет достигнут серьезный прогресс в сфере в развитияинформационных технологий и инфраструктуры, а взаимоотношения между участникамирынка примут несколько более «цивилизованный» характер.
В целом к 2005 г. общий объем операций между отечественными предприятиями вИнтернет может составить 2,8 млрд. долл. Однако по этому показателю Россиябудет многократно отставать от развитых стран мира и в обозримом будущем.
Состав участников межкорпоративного электронного бизнеса в России в течениеближайших пяти лет вероятно будет подвержен существенной трансформации. Так,если на начальных этапах в 2001-2002 гг. реальное развитие будет обеспечиватьсяв ограниченном количестве отраслей, среди которых можно выделить металлургию, атакже отдельные сегменты фармацевтического рынка, пищевой промышленности имашиностроения, то к 2004-2005 гг. возможно резкое расширение областей примененияВ2В технологий за счет более полного вовлечения компаний из других отраслейпромышленности.
 Заметныеизменения затронут и структуру электронных межкорпоративных продаж. Если вкраткосрочной перспективе в сегменте В2В будут превалировать интерактивныевзаимоотношения непосредственно между компаниями (без посредничестваэлектронных торговых площадок), то по мере развития торговых систем к 2004-2005гг. их доля существенно возрастет.
В целомроссийский рынок для межкорпоративного электронного бизнеса можно оценить какпотенциально перспективный при ограниченности объемов в кратко- и среднесрочнойперспективе. Поэтому стратегия поставщиков технологических решений иосуществляющих управленческий консалтинг в области информационных технологийконсультационных компаний, планирующих расширение операций в России, должнастроится на активном освоении свободных ниш для бизнеса уже в ближайшембудущем.

            3.2.2 Сектор В2С. Обзор российского рынка Интернет-магазинов
Другой формой электронной торговли явяется: предприятие — потребитель (В2С)
В2С, наиболее популярная в настоящее время форма электронной торговли, имеетместо в случае продажи предприятием своих товаров и услуг напрямуюпотребителям. Одним из примеров самого крупного предприятия, работающего поформе B2C, является Amazon.com, американская фирма по розничной торговлекнигами, имеющая более 30 млн. клиентов по всему миру. По мере расширения своейдеятельности Amazon.com создала новую модель сети сбыта, обеспечивающуюпоставку товаров потребителям в любой стране мира. Форма В2С позволяет уравнятьразличия в доступе к товарам и услугам между потребителями, живущими в крупныхгородах и отдаленных регионах, при условии решения проблемы доступа в Интернет,доступа и оплаты в соответствующем регионе.
К моментуфактического начала электронной торговли в 1996 г. через Интернет продавалиськниги, компакт-диски и программное обеспечение, а общий объём сделок составлялоколо 500 млн. долларов. К 1998 году в Интернете можно было купить почти всё,что продается в обычных магазинах, а также путешествия, финансовые продукты(фонды, страховые полисы, кредиты) и многое, многое другое, причём оборотэлектронной торговли достиг 5 млрд. долларов. Как и в случае В2В, модель В2Сявляется шансом для начинающих компаний, ибо открытие магазина или бюропутешествий в Интернете стоит в сотни раз дешевле, чем открытие традиционныхторговых точек, а шансы на успех зависят от того, насколько оригинальнойокажется концепция виртуального магазина.
Обзор Российского рынка интернет-магазинов.
Создание российских интернет-магазинов началось в1995 году. В настоящее время в Рунете существует около 800 магазинов.
На Рис. 3.2.2.1 представлена динамика развитияроссийских виртуальных магазинов, добровольно зарегистрированных в каталоге Magazine.ru.
Рис. 3.2.2.1
/>
Рис. 1. Количество интернет-магазинов в России.
Источник: Magazin.ru.
Несмотря на высокую корреляцию конъюнктуры российскогорынка с ситуацией в мире, особенно с ситуацией на NASDAQ, который продолжаетсвое падение, количество вновь зарегистрированных интернет-магазинов в Россиипродолжает увеличиваться. Основными причинами этого, казалось бы, на первыйвзгляд противоречия являются особенности развития и отличительные чертыроссийского Интернета. Наиболее выскоие темпы роста интернет-магазиновнаблюдались в 2000 году, когда российские предприниматели торопились занятьсвое место в Сети и смело открывали новые магазины.
Возможно, здесь также действует определенный эффектзапаздывания, и реакция на столь долговременное падение скажется с некоторымвременным лагом. Переломить сильный положительный настрой российскихпредпринимателей одним разорением нескольких далеких от России американскихdot.com-ов оказалось не так просто.
К тому же необходимо заметить, что из 800зарегистрированных в каталоге Magazine.ru (www.magazin.ru) магазинов, внастоящее время реально действует (являются не просто рекламной страничкой вРунете, а имеют хоть сколько-нибудь значительный оборот) около 300.
Это небольшое количество магазинов можно разделитьпо группам товаров.
Таблица 3.2.2.1
Структура российскихИнтернет-магазинов по группам товаров. Количество магазинов, шт. компьютеры и комплектующие 40 подарки и сувениры 26 книжные магазины 24 универсальные магазины 23 товары для женщин и детей 22 другое 20 портативная техника 15 мобильные телефоны 13 спортивные товары 10 бытовая техника 9 мебель и товары для дома 9 музыка, видео 8 аптеки 8 продуктовые магазины 5
Источник: SpyLOG.
Из табл.3.2.2.1 видно, что основными направлениямионлайновой торговли в России является продажа книг, аудио-, видеокассет икомпьютерной техники, что весьма существенно отличается от структурыоффлайновой торговли.
/>
Рис. 3.2.2.2. Обороты по товарнымпозициям
Источник: РА Эксперт

/>
Рис. 3.2.2.3 Количество сделок потоварным позициям
Источник: РА Эксперт
Основная доля выполненных заказов приходится накниги, аудио, видео, CD, DVD. Но они составляют всего 28% оборота. Зато всего8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов всего оборотарозничной интернет-торговли.
Предложение товаров в интернет-магазинах отличаетсябедностью и скудностью ассортимента. Основные обороты составляют товары,которые не приносят прибыли (норма прибыли от торговли компьютерной техникойсоставляет 2-3%).
Это объясняется тем, что развитие розничнойинтернет-торговли находится на начальном этапе и потребитель приобретает товар,который поддается полному описанию на страницах интернет-магазина. По меревхождения интернет-торговли в жизнь российского общества, увеличенияположительного опыта общения с виртуальными магазинами, спрос будет смещаться всторону более дорогих товаров и в сторону товаров повседневного спроса.
Способы оплаты
Самым популярным способом оплаты покупок вроссийских интернет-магазинах по-прежнему остается оплата наличными курьеру.Причинами этого являются невысокая степень распространения кредитных идебетовых карт в России, недоверие со стороны покупателей к онлайновым способамоплаты. Такое отношение в свою очередь вызвано недоверием граждан к банковскойсистеме вообще, нестабильностью экономической ситуации в стране,неурегулированностью организационных и правовых вопросов электронных платежей,неуверенностью в безопасности проведения транзакций через интернет.
Все возможные способы оплаты можно разделить на трисегмента.
Оплатаналичными:
·        оплата наличными курьеру;
·        наложенный платеж;
·        телеграфный, почтовый перевод;
·        банковский перевод через Сбербанк РФ.
Оплатакредитными картами VISA, EuroCard, MasterCard, JCB, Diners Club и т.п. черезсистемы:
·        ASSIST;
·        CyberCash;
·        CyberPlat;
·        платежная система ЭлИТ;
·        при помощи системы Instant;
·        ТЕЛЕБАНК;
·        через систему ГРАДО.
Электронныеденьги:
·        WEBMoney;
·        PayCash.
Немногие из представленных выше способов оплатыприжились в России. Месячный оборот системы CyberPlat, через которую проходитоколо 70% онлайновых платежей, по состоянию на апрель 2000 года составил 900тыс. руб., из которых 40% пришлось на зарубежные платежи. Количество клиентовсистемы по состоянию на сентябрь 2000 года составило свыше 200 тыс. человек.Оборот WebMoney в апреле 2000 года составлял около 300 тыс. долл.
Таблица 3.2.2.2
Способы оплаты в российскихинтернет-магазинах. Вид оплаты Предлагается магазинами Используется покупателями Наличные 95% 50% Кредитные карты 21% 30% Прочие 21% 20%
Источник: Magazine.ru, март2000 г., НИСПИ.
Из табл. 3.2.2.2 видно, что далеко не во всехинтернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем.
Таким образом, 2000 годпоказал, что различные способы онлайновой оплаты с одной стороны не внушаютдоверия клиентам интернет-магазинов (дополнительные издержки на транзакции,незащищенность, отсутствие удобной в обращении и охватывающей наибольшееколичество торговых ресурсов платежной системы.) С другой стороны далеко не всеинтернет-магазины предлагают такие способы оплаты.
Скорее всего, затекущий год ситуация с перенесением платежей в Сеть кардинально не измениться,и основную часть платежей виртуальные магазины будут получать наличными придоставке. Возможно, увеличится доля оплаты кредитными и дебетовыми картами.
При возрастающихоборотах и крупных покупках может встать вопрос об инкассации наличных средствот покупателя до магазина.
Доставка
Доставка — один из основных вопросов, без решениякоторого невозможно повысить уровень предлагаемых услуг. Покупатель, преждевсего, оценивает качество обслуживания в виртуальном магазине по скоростидоставки товара.
Способы доставки, которые используют российские интернет-магазины:
·        местные, региональные и собственныеслужбы доставки;
·        федеральная почтовая служба;
·        курьерская доставка по России и СНГ;
·        международный почтамт;
·        международная служба экспресс доставки;
·        доставка по телекоммуникационным сетям(для информационного содержания);
·        самовывоз.
Таблица 3.2.2.3
Наиболее распространенныеспособы доставки. Способ доставки Курьерская 55% Почтовая 26% Другие 19%
Источник: Magazine.ru
Стоимость услуг у различных служб доставкиразличается в 3-5 раз. Многие магазины пользуются собственной службой доставки,которая действует обычно в пределах небольшого региона. Например, 34% из числамосковских магазинов, имеющих свою службу, ограничивают территорию доставкинепосредственно Москвой. В Санкт-Петербурге доля таких магазинов составляет23,5%.
Отдаленные регионы обслуживаются, как правило,почтой или международными службами доставки. При увеличении оборотов магазинамприходится все чаще прибегать к услугам профессиональных курьерских служб.
Даже в Москве рынок курьерской доставки оцениваетсякак находящийся в зачаточном состоянии (около 30 курьерских компаний). Длясравнения, в Нью-Йорке таких компаний 300, в Париже — 180, в Бангкоке — 200.
Можносделать вывод, что в  2001 году при возрастающих оборотах торговли,интернет-магазины начнут испытывать недостаток качественных услуг доставки.
Характеристика посетителей интернет-магазинов
Анализ посещаемости Web-сайтов интернет-магазинов
Анализ посещаемости Web-сайтов интернет-магазиновбыл сделан на основе данных, опубликованных компанией SpyLOG (www.spylog.ru) вначале 2001 года. Исследование проводилось по 246 ресурсам.
Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80тыс. посетителей. На сегодняшний день чуть более десятка интернет-магазиновпреодолели планку в 1000 посетителей в день (заметим, посетителей, а непокупателей), а подавляющая часть интернет-магазинов имеет 200-300 посетителейв день, которые делают в среднем 5-15 заказов (примерно 3%).
Кроме того, значительная часть аудитории онлайновыхмагазинов — случайные посетители. Только около 8% посетителей совершают более 3сессий на одном из ресурсов розничной интернет-торговли. Поэтому наиболееинтересным показателем, характеризующим аудиторию Web-сайтовинтернет-магазинов, является не просто количество посещений, а ядро аудитории,которое показывает число уникальных посетителей, заходящих на Web-сайтывиртуальных магазинов не реже 1 раза в неделю.
/>
Рис. 3.2.2.4 Отношение ядрааудитории интернет-магазинов к ядру Рунета.
Ядро аудитории интернет-магазинов составило в первойполовине 2000 года 324 тыс. человек.
Отношение ядра аудитории интернет-магазинов к ядруаудитории Рунета характеризует степень влияния Web-сайтов виртуальных магазиновна аудиторию русскоязычной Сети. Как видно из Рис.4 за 2 половину 2000 годастепень этого влияния возросла на 66%.
На Рис. 3.2.2.5 представлена сравнительная динамикаинтернет-индекса «Коммерсантъ»-SpyLOG ядра аудитории электроннойкоммерции (интернет-магазины, торговые и платежные системы) и других ресурсов в2001 году.
/>
Рис. 3.2.2.5. Динамикаинтернет-индексов «Коммерсантъ»-SpyLOG.
В начале 2000 года ядро аудитории Web-сайтовэлектронной коммерции медленно увеличивалось. На Рис. 3.2.2.5 заметен резкийподъем к середине февраля, после чего произошла коррекция. Начиная с 19 февралянаблюдается довольно устойчивый рост индекса, который связан с праздниками,когда люди приобретали подарки для своих близких. Возможно, что после этого,последует некоторое снижение активного посещения Web-сайтов электроннойкоммерции. За весь период 2001 года, индекс ядра аудитории увеличивался всреднем на 0,96 пунктов в неделю, опередив 12 марта индекс ядра аудиториионлайновых СМИ на 1,5 пункта.
В Табл.3.2.2.4 представлены сравнительныехарактеристики активности аудитории на Web-сайтах иИнтернет-магазинов саналогичными показателями по всему Рунету.
Таблица.3.2.2.4
Активность аудитории. Показатель Интернет-магазины Рунет Условная активность за день (хитов на посетителя) 4,4 17,6
  Средняя глубина просмотра, страниц 2,7 3,8
  Продолжительность сессии, мин. 6,7 26,8
  /> /> /> /> />
Источник: SpyLOG.
Как видно из Табл. 3.2.2.4 значения всех показателейменьше средних по Рунету. Это говорит о том, что людей, производящих заказ,среди посетителей виртуальных магазинов немного — ведь для оформления покупкинеобходимо от 4 до 10 минут времени и не менее 3 дополнительно просмотренныхстраниц.
Можно предположить, что причиной ухода посетителей сWeb-сайта интернет-магазина в течение 7 минут при средней продолжительностисессии в Рунете 26,8 минут является то, что они попали туда случайно и незаинтересовались предложенной информацией. Или из-за неудобства навигациипросто решили не тратить время на дальнейший просмотр.
По данным компании Monitoring.ru  за 3 квартал 2000года, всего 12% российских интернет-пользователей имели опыт онлайновогоприобретения товаров. К концу года этот показатель по данным компании OXIRInternet Solutions поднялся до 15%, а к 2002 году он достигнет 25%.
/>
Рис. 3.2.2.6 Частота сделок порегионам России в 2000 году
Источник: SpyLOG
/>
Рис. 3.2.2.7 Количество покупателейв зависимости от активности. 2000 год.
Источник: SpyLOG.
На Рис. 3.2.2.7 представлена доля посетителей,имеющих опыт онлайновых покупок. С ростом активности аудитории доля покупателейувеличивается. В наиболее активной части аудитории она достигает 38%.
Наиболее активными с точки зрения произведенныхпокупок являются Москва и Санкт-Петербург. В этих городах коэффициент Частотысделок (Сonversation Ratio) составляет не менее 0,21, в Восточной Сибири и наДальнем Востоке — 0,16, на Урале и в Западной Сибири — 0,08. В остальной частиевропейской территории России значение этого коэффициента опускается до 0,05.
По данным агентства РА Эксперт, всего в мае 2000года количество заключенных сделок составило 25-27 тыс., а количествопокупателей — приблизительно 20-22 тыс. человек.
За тот же период, в среднем каждый покупательпотратил в Сети около 35 долл., а цена средней сделки составила 26-28 долл.
Российские покупатели отличаются более высокой«дисциплиной», по сравнению со средним покупателем в мире: отменяютсвой заказ всего 10% покупателей.
У «раскрученного» магазина порядка 50-60%заказов делают пользователи, которые пользовались ранее услугами этогомагазина.
Распределение посетителей по городам представлено наследующем Рис.3.2.2.8.
/>
Рис. 3.2.2.8. Распределениеаудитории по городам России.
Источник: SpyLOG.
/>
Рис. 3.2.2.9. Распределениеаудитории по странам.
Источник: SpyLOG
На Рис. 3.2.2.9 видно, что среди посетителейинтернет-магазинов больше россиян, чем в аудитории Рунета в целом. Достаточноактивно пользуются услугами российских интернет-магазинов русскоязычнаяаудитория дальнего зарубежья.
Большинство интернет-пользователей заходят наWeb-сайты магазинов в рабочее время. Довольно высок и вечерний уровеньпосещаемости, но после полуночи он практически равняется нулю. Целеваяаудитория виртуальных магазинов чаще имеет доступ в интернет как из дома, так ис работы, в отличие от среднего показателя по Сети. Замечено повышениеактивности посетителей в послеобеденное время.
График распределения посещаемости интернет-магазиновпо дням недели практически совпадает с аудиторными тенденциями всего Рунета,т.е. характеризуется такой же прямой в течение недели и небольшим спадом ввыходные дни.
Анализируя всевышесказанное, можно сказать, что  несмотря на усиленную рекламу преимуществинтернет-покупок сетевые магазины не смогли привлечь большинство потенциальныхпосетителей. Из всех посетителей виртуальных магазинов становятся покупателямине более 20%. Оба эти факта свидетельствует о неэффективности проведенныхрекламных компаний и о недостаточном внимании к потребностям и ожиданиям потенциальныхклиентов.
Основныетребования покупателей, их ожидания от Web-сайта интернет-магазина:
·        «легко найти» — понятныйинтерфейс и удобная навигация;
·        «хорошо предложить» — системаперекрестных ссылок и предоставление дополнительной информации, объем которойне превышает разумных пределов;
·        «быстро купить» — чем меньшекликов мышкой нужно сделать для совершения покупки, тем лучше.
Потенциальные покупатели и оценка их покупательнойспособности
По оценке e-commerce в настоящий момент в Россиинасчитывается более 400 тыс. потенциальных покупателей, готовых начатьприобретать товары в интернет-магазинах.
Таблица 3.2.2.5.
Распределение потенциальныхпокупателей по городам. Город Доля Доли, нарастающим итогом 1 Москва 67,90% 67,90% 2 Санкт-Петербург 7,32% 75,23% 3 Новосибирск 3,01% 78,23% 4 Екатеринбург 1,83% 80,06% 5 Краснодар 1,61% 81,67% 6 Челябинск 1,43% 83,11% 7 Владивосток 1,17% 84,27% 8 Новгород 1,09% 85,36% 9 Самара 0,96% 86,32% 10 Иркутск 0,96% 87,27% 11 Ростов-на-Дону 0,89% 88,17% 12 Пермь 0,86% 89,02% 13 Красноярск 0,85% 89,87% 14 Ярославль 0,74% 90,61% Остальные 9,39% 100%
Источник: SpyLOG.
Более 90% потенциальных покупателей распределилисьпо 14 российским городам. Основная доля приходится на Москву — 68%.