План
Введение
Понятие информационного ресурса и его разнообразие
Информационные ресурсы Интернет в России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глобальная компьютерная сеть Internet начиналась как оборонный проект, который финансировался Агентством Перспективных Исследований Министерства Обороны США. Целью проекта являлась разработка компьютерной сети, призванной обеспечить устойчивое функционирование системы управления страной в условиях ядерной войны. Первые документы, описывающие технические требования к системе появились 1964 году, в 1969 году первые четыре компьютера были объединены в реально действующую сеть. Эта сеть получила название ARPANET. В 1971 году сеть насчитывала уже 14 компьютеров, а в 1972 году — 37. Семидесятые — это время роста сети и отладки технологии межсетевого обмена в рамках ARPANET. В 1982 году были опубликованы протоколы Transfer Control Protocol (TCP) и Internet Protocol (IP). С этого момента в лексикон специалистов по сетевым технологиям вошло сочетание «TCP/IP», которое прочно закрепилось за всем семейством документов и стандартов, связанных с работой ARPANET, а позже и сетью Internet. Собственно Internet появилась как результат большой компьютерной программы Национального Научного Фонда США. Для проведения научных исследований Фонд организовал по всей стране несколько центров вычислений и оснастил их суперкомпьютерами. Для того чтобы специалисты, занятые в фундаментальных исследованиях, могли использовать вычислительные мощности этих компьютерных центров, все они были объединены в единую компьютерную сеть. Первоначально планировалось использовать для этих целей ARPANET, но по различным соображениям администрация последней не разрешило подключение американских университетов к оборонной сети. В результате Фонд создал свою собственную сеть NSFNET. В качестве основы этой сети были выбраны средства межсетевого обмена разработанные в рамках проекта ARPANET. В это время появились первые шесть доменов Internet: gov, mil, edu, com, org и net. За каждой из этих аббревиатур скрывается своя собственная сеть: gov — сеть правительственных организаций, mil — сеть военных организаций, edu — сеть университетов, com — сеть коммерческих организаций, org — неправительственные и некоммерческие организации, net — сеть организаций, отвечающих за функционирование самой Сети.
Употребив слово «сеть» с заглавной буквы, мы делаем разделение между сетями, составляющими Internet и самой Internet, как совокупностью различных сетей. В настоящее время в Internet, кроме NSFNET входит еще порядка нескольких сотен различных сетей. Общим для всех этих сетей является тот факт, что для обмена информацией между собой они используют единый механизм, который называется технологией межсетевого обмена информацией — семейство протоколов TCP/IP. Основными моментами этой технологии являются единая система адресов всех компьютеров в сети, единая форма обмена информационными сообщениями между сетями — протокол IP и протоколы обмена данными с программным обеспечением, установленным на компьютерах Сети, которые используют IP для обмена информацией.
Став средством научной коммуникации в рамках программы NSF, Internet превратился в основное средство предварительной публикации результатов научных работ. Практически все лаборатории мира, имеющие доступ к Сети, стали размещать свои препринты в электронном виде в архивах Internet, а уже только после этого выпускать печатные копии этих работ.
Понятие информационного ресурса и его разнообразие
Информационный ресурс в сети Интернет — это массив данных, составленный и отсортированный по некому признаку, роду информации, который имеет строгую структуру. Благодаря информационным ресурсам Интернет получил заслуженную популярность в последние годы. Доступ к ресурсам имеет каждый, кто подключил свой компьютер к всемирной паутине.
Итак, Интернет — сеть сетей, объединяющая миллионы компьютеров по всему миру. Здесь можно отыскать всё: от постановлений правительства и каталожных карточек библиотек до современной музыки и биографий звезд Голливуда; от текстов современных бестселлеров до шедевров мировой классической литературы; от галереи детского творчества до сложных баз данных и серьезных системных программ.
Следует отметить, что в первую очередь World Wide Web страницы создали в Сети практически все, кто занимался опубликованием материалов до появления Web. В настоящее время все электронные издания Web можно разбить на несколько категорий. Это, во-первых, рекламные страницы, во-вторых — это электронная периодика, в-третьих — это серьезные электронные монографии и справочники. Остановимся подробно на каждом из этих видов изданий.
Рекламные материалы публикуются в Сети наиболее широко. Web-страницы с различного рода рекламой можно встретить наиболее часто. Обычно, реклама размещается на своих собственных серверах. Свои собственные страницы имеют почти все фирмы, так или иначе связанные с компьютерным бизнесом. Если есть желание и время познакомиться с пресс-релизами Microsoft, IBM, DEC, Apple, Symantec и т.п., нет необходимости читать компьютерные журналы. Фирмы сами публикуют о себе различного сорта информацию, начиная от истории создания и отцах основателях, и заканчивая характеристиками последних изделий фирмы и прайс-листами. Здесь же можно найти доклады представителей фирмы на различных конференциях и выставках, а также их интервью различного рода специализированным изданиям. Все эти материалы богато иллюстрированы графикой и фотографиями. Часто можно даже прослушать приветствия или обращения руководителей фирмы к пользователям Web, если конечно позволяют возможности компьютера и его программного обеспечения. Качество этих рекламных материалов часто не уступает печатным их аналогам.
Отдельное место среди материалов Web занимают каталоги. Если речь идет о коммерческой информации или коммерческих изделиях, то их также можно отнести к рекламе, но кроме коммерческого использования Сети, которое по некоторым оценкам составляет 30-40% от всего набора Web-страниц, существует еще и некоммерческое обслуживание пользователей сети, которое осуществляется либо за государственный счет, либо за счет энтузиазма отдельных лиц. В каталогах Web чего только нет: это и списки знаменитых киноактеров, это и оглавления компакт-дисков, это и списки хит-парадов и многое другое. Все это иллюстрируется, например, фотографиями кино-див, или записями фрагментов музыкальных композиций. Существуют справочники по античному искусству, справочники по истории авиации или флота, каталоги научной фантастики.
Первыми из печатных периодических изданий World Wide Web стали осваивать иллюстрированные журналы. Причин такой активности несколько. Во-первых, это возраст и пол пользователей Internet. По данным многочисленных опросов, проведенных среди лиц использующих сеть в 1995 году более половины (69%) опрошенных — это лица в возрасте от 25 до 45 лет. Наиболее массовую группу пользователей составляют 30-40-ка летние мужчины. Женщины составляют не более 20% всех пользователей Сети. Во-вторых, — это профессиональный состав пользователей и их образование. До 70% занимаются бизнесом или компьютерными технологиями, больше половины имеют высшее образование. Стереотип того, что сетевые технологии — это удел молодых — не совсем точен. Студенты и молодежь до 30 лет составляют не более одно пятой от числа всех пользователей сети. Соответственно и развлекательные журналы делятся в такой же пропорции. Основную массу составляют такие издания как Fortune, Time, Playboy, Penthouse, UFO Library и т.п. Следует заметить, что в настоящее время электронные копии печатных изданий — это скорее дайджест печатного издания. Компании, выпускающие печатную продукцию, с одной стороны, заинтересованы в привлечении новых читателей, а с другой стороны, нельзя терять традиционных клиентов печатных изданий. Для решения этой проблемы применяется комбинированный подход, который заключается в том, что, во-первых, пользователь сети может, не отходя от своего компьютера подписаться на издание, перечислив на счет издательства или компании-посредника необходимую сумму денег, либо списав соответствующую сумму с кредитной карточки. При этом операции с карточками также можно выполнять, используя свой компьютер. Во-вторых, можно подписаться на электронную версию издания. В этом случае после перечисления денег, пользователя регистрируют в информационной службе издания, т.е. присваивают определенное имя и пароль, используя которые пользователь может войти в защищенные разделы базы данных издания. В связи с последней возможностью и расширением средств защиты данных при обмене ими по сети, число коммерческих закрытых для публичного использования информационных ресурсов Internet стало увеличиваться.
Электронные газеты — еще один вид периодических публикаций в сети, который стал осваивать новую технологию Internet — World Wide Web. Электронные газеты появились несколько позже журналов, примерно с задержкой в полгода. Главным препятствием для газетного бизнеса является сложность подготовки публикаций для Сети. Первыми изданиями такого сорта стали Computer World, PC Magazine Daily и другие компьютерные издания. Подача материалов в этих газетах отличается от аналогичных материалов в печатном оригинале. Во-первых, размер страницы электронного издания ограничен размером экрана дисплея компьютера. Во-вторых, при подаче материалов следует учитывать такие возможности современных программ управления отображением информации на экране дисплеев, как одновременное открытие нескольких окон, в которых можно разместить либо разные страницы текста, либо поместить рисунок, поясняющий текст. Это позволяет «уплотнить» информацию на экране дисплея. В обычном печатном издании это просто нельзя реализовать. Авторы электронных изданий также учитывают такую возможность как звуковая подача материала, что чрезвычайно полезно при опубликовании интервью. Кроме того, в качестве обзоров часто публикуют не обширный текст, а набор графических материалов: графиков гистограмм, круговых диаграмм, сопровождая их текстовым комментарием. Совершенно очевидно, что это порождает совершенно новый тип издания, сильно отличающийся по форме и оформлению от традиционного печатного оригинала.
Наиболее фундаментальными электронными изданиями в Сети являются реализованные в технологии World Wide Web аналоги крупных печатных изданий типа Библии или различного рода энциклопедии. Следует сразу оговориться, что о простом копировании текстов в данном случае речь не идет. Материалы такого рода сразу реализуются с учетом ограничений и новых возможностей компьютерных технологий. Пример гипертекстовой организации — «Британика Он-лайн». Этот проект связан с организацией в Internet одной из самых старых энциклопедий мира — энциклопедии «Британика». Электронная версия «Британики» представляет собой довольно сложный конгломерат информационных технологий. Главным в этой информационной базе данных является представление статей энциклопедии в виде гипертекстовых страниц в формате языка гипертекстовой разметки документов — HTML, который применяется для опубликования материалов в World Wide Web. Каждая статья имеет связи со следующим по порядку в текстовом варианте энциклопедии статьей и статьей предшествующей. Кроме этого каждая статья связана с другими статьями гипертекстовыми ссылками, которые употребляются в тексте статьи, и базой данных персоналий, стран и графических иллюстраций. Кроме этого для навигации по энциклопедии существуют оглавление, индекс и механизм поиска статей по ключевым словам. Оглавление и индекс являются списками гипертекстовых ссылок. При чем, если в оглавлении ссылки указывают на статьи энциклопедии, то в индексе ссылки указывают на списки статей, которые в свою очередь также являются списками гипертекстовых ссылок. Отдельный интерес представляет поисковый аппарат энциклопедии. Он основан на использовании технологии распределенной информационно-поисковой системы Internet — WAIS (Wide Area Information System). Результат работы WAIS — это список гипертекстовых ссылок на статьи энциклопедии, который система генерирует «на лету». Этот список внешне ни чем не отличается от списка индекса, например, но с точки зрения системы — это совершенно разные объекты. Список индекса реально существует в виде файла базы данных World Wide Web, а списки, которые порождает WAIS, реально не существуют, а являются временными образованием и порождаются запросами пользователя. Зарегистрированные пользователи могут сохранять полученные таким образом списки для последующего использования при работе с системой.
Данный проект не является благотворительностью и за доступ к ресурсам энциклопедии надо платить деньги. Для пользователя, использующего базу данных в своих «домашних» целях установлена плата в $150 в год, для студентов университетов — $120 в год, для бизнесменов — $300 в год. Подписчиками могут быть не только частные лица, но и организации, здесь плата устанавливается в зависимости от масштаба организации и рода ее уставной деятельности. В каждом конкретном случае размер взноса устанавливается индивидуально. Однако, не все так жестко. Для того чтобы познакомиться с энциклопедией, вовсе не обязательно платить перечисленные выше взносы. Существует два способа определиться: нужна в вашей работе энциклопедия «Британика» или нет. Первый способ — это демонстрация ее возможностей. Здесь пользователю предлагают пройтись по заранее проложенному маршруту и понять, как работает система. Второй путь гораздо интереснее — это семидневное бесплатное использование энциклопедии. В этом случае читатель должен зарегистрироваться, получить имя и пароль, и после этого он может работать в системе.–PAGE_BREAK–
Корме «Британики» в Internet существуют и другие энциклопедии, например, энциклопедия научной фантастики или энциклопедия вин. При этом доступ к ним совершенно свободный.
В свое время любая организация имела в своей структуре информационные подразделения. В научных организациях они назывались отделами научно-технической информации. Главной задачей этих подразделений был поиск информации по профилю организации, ведение тематической библиотеки и оперативное информирование специалистов о материалах периодики. Мнение о том, что в Internet все можно найти самому является ошибочным. Сеть слишком велика, чтобы каждый ее пользователь мог просмотреть все имеющиеся информационные архивы, даже если они и имеют необходимые поисковые службы. Поэтому одной из форм деятельности в Сети стала организация коммерческих информационных служб. Самыми популярными коммерческими службами этого типа являются Yahoo и Galaxy.
Информационные службы представляют собой иерархические списки информационных ресурсов очень похожие на предметные каталоги библиотек. Как правило, кроме предметного каталога, имеется каталог информационных ресурсов Internet, упорядоченный по странам, и специальная страница для запуска запросов с использованием ключевых слов. Пользователи могут использовать каждую из этих альтернатив по своему вкусу. Для первого знакомства с системой обычно используют тематический каталог и, перемещаясь по нему, ищут нужные World Wide Web страницы. Здесь, правда, следует учитывать тот факт, что представление о предметной области и терминах, которые ее характеризуют, у создателей системы и у пользователя могут серьезно различаться. Для адаптации необходимо определенное время, которое на первый взгляд тратится впустую. Однако тоже самое происходит и при работе с обычными информационно-поисковыми системами и при первом знакомстве с новыми журналами. Создатели информационных каталогов стремятся приблизиться к совершенству, но это пока не очень удается. В Сети нет единого тематического разбиения типа Универсальной Десятичной классификации, принятой в библиотечном деле, поэтому предметные каталоги могут значительно отличаться один от другого. Так каталог World Wide Web Consortium является очень длинным. Первая страница занимает несколько экранов дисплея, что не очень удобно. Каталоги Yahoo и Galaxy разбиты на множество вложенных подкаталогов. Это делает каждую страницу более компактной и удобной при просмотре. Однако здесь также есть свои минусы: большое количество вложений страниц друг в друга может привести к потере ориентировки пользователя в дереве каталога.
Национальные ресурсы также имеют различные системы упорядочивания. В ряде случаев за основу берется административное деление страны, а в других — ресурсы упорядочиваются по принадлежности к сфере человеческой деятельности, например, ресурсы университетов, ресурсы правительства, коммерческие информационные ресурсы и т.п. Есть каталоги, в которых оба подхода сочетаются, и тогда в базе данных национальных информационных ресурсов содержится два оглавления или более.
Поиск страниц по ключевым словам — это неотъемлемая часть любого информационного каталога Сети. Обычно для поиска используют специальные поля ввода ключевых слов, которые можно соединять в поисковые запросы при помощи слов связок «или», «и». В данном случае слово «и» показывает, что ключевые слова должны одновременно встречаться в искомом документе, а слово «или» требует вхождение в документ одного из указанных слов. Поисковая страница может быть совмещена с первой страницей каталога, как это сделано в Yahoo, или быть дополнением каталога и загружаться отдельно. Как это реализовано в Galaxy. При формировании запроса можно воспользоваться простой формой, когда просто вводится список слов, или перейти к более сложной структуре, где можно указать даже части документов, где следует проводить поиск, а где нет. Результаты поиска выдаются в виде списка названий найденных документов, который является также страницей Web. Отличие этой страницы от других заключается в том, что такой страницы не существует ни в одной базе данных сети. Она создается «на лету» поисковой программой, но если система позволяет, то может быть сохранена в качестве одной из страниц пользователя.
Завершая разговор о каталогах, следует обратить внимание на каталог электронных изданий. Авторы этого каталога просмотрели всю Internet и включили в свой список только те ссылки, которые связаны с опубликованием материалов в сети. Название этого каталога EDOC — Электронные Документы. Как следует из названия, в этом каталоге указаны не только газеты, журналы, справочники, но и любые типы электронных текстов и даже не текстов (каталоги живописи, музеев, выставок и т.п.).
Последним видом электронных документов, о которых стоит упомянуть, являются издания, подготовленные с учетом новых компьютерных технологий и специально для опубликования в Сети. Издать эти материалы в виде обычных книг просто нельзя. Всю эту продукцию принято называть виртуальной литературой. Виртуальная литература может быть разделена на специальную, развлекательную и исследования в области виртуальных публикаций. Специальную литературу составляют специализированные журналы, специализированные справочники и учебники. Развлекательная литература — это иллюстрированные журналы, художественная литература (поэзия, научная фантастика, сказки для взрослых и детей и т.п.), а исследования — это публикации, призванные продемонстрировать новые способы организации информации и ее представления для пользователей Internet.
Специальные журналы — это, главным образом, компьютерные издания типа журнала Национального Центра Прикладного Программного Обеспечения для Суперкомпьютеров «Access». В данном издании каждая статья оформлена в виде гипертекста. В тело статьи встроены графика таблицы и даже результаты динамического моделирования в виде кинороликов. Как правило, графика подготавливается отдельно от текста и демонстрируется по специальному запросу пользователя. В свое время, очень интересный материал был представлен по моделированию процесса столкновения кометы Шумейкера-Леви с планетой Юпитер. Общение об этом эксперименте сопровождалось короткими фильмами, показывающими в различных ракурсах процесс столкновения. Интересным было и сообщение Национального Агентства по Аэронавтике и Исследованию Косметического Пространства США (NASA), в котором динамически отображалась поверхность Земли во время полета одного из американских космических кораблей в 1995 году.
Справочники — это, пожалуй, первые издания в Сети, которые были реализованы в технологии World Wide Web. В 1994 году лучшим специальным изданием Всемирной паутины был признан справочник по онкологии, который был рассчитан на три типа различных пользователей: пациентов, студентов и специалистов. Справочник содержал информацию, как о типичных онкологических заболеваниях, так и о специальных случаях, с которыми может столкнуться врач при лечении различных раков.
Учебники — это третий тип гипермедийных изданий, которые доступны по Сети. Ни один из видов виртуальной литературы не имеет более глубокого обоснования и более детальной проработки реализаций, чем распределенный в сети учебник. В США, в рамках работ по созданию информационной супермагистрали, был запущен проект виртуального публичного университета. В качестве обоснования возможности такого учебного заведения был проведен исторический анализ различных форм высшего образования, начиная с античности и до сегодняшнего времени. Учитывая уровень развития современной вычислительной техники, было признано, виртуальный публичный университет вполне реален и будет обеспечивать своих студентов достаточным уровнем профессиональной подготовки. Кроме функций стандартного колледжа на такой университет можно было бы легко возложить и задачи переподготовки кадров промышленности. Естественно, что университет не может обойтись без учебных пособий. Но в виртуальном университете и пособия должны быть виртуальными. Для медицинских факультетов не надо теперь ходить в анатомичку и резать трупы. Все это можно проделывать в условиях виртуальной реальности или в конце концов за экраном дисплея. Конечно, существует мнение, и оно достаточно обосновано, что реальная практика никогда не может быть заменена моделями. Примеров тому множество. Но в данном случае, видимо стоит говорить о сбалансированном сочетании использования программных средств и практических занятий. Возвращаясь к пособиям виртуального университета, можно сказать, что историки теперь могут за своим рабочим столом, просматривать архивные материалы и видеозаписи исторических событий, слушать голоса исторических личностей, юристы участвовать в воображаемых судебных разбирательствах, а физики проводить опыты по делению радиоактивных материалов, не угрожая при этом окружающим. Одним словом — это фантастика, но фантастика реальная, элементы которой уже реализованы.
Последним объектом, которого хотелось бы коснуться при описании Internet, как виртуального издательства, являются системы типа MUD (Multi-User Dungeons). На русский язык этом можно перевести как «Многопользовательские подземелья», которые стали развитием игры «Подземелья и Драконы». Если считать, что комиксы — это издания, то тогда и «подземелья» — это тоже электронные издания. Дело в том, что любую сказку, детектив, хронику можно также организовать в виде такой распределенной программной среды, которая будет имитировать первоисточник. Однако сетевая технология вносит в такую реализацию свои, присущие только ей черты — возможность одновременной работы нескольких пользователей и реальный масштаб времени. MUD — это, фактически, виртуальная вторая жизнь в выдуманной среде. Ее можно расписать по ролям, и в этом случае каждый ее персонаж начинает действовать в соответствии с законами своего характера, причем это реальный человек, который может находиться за многие тысячи километров от других участников действа. До последнего времени MUD, как и весь Internet, был уделом любителей, но для качественной реализации графики и видео нужны профессионалы и большие материальные вложения. По мере увеличения числа пользователей сети, будет и развиваться индустрия виртуальных сред и их коммерческое использование. Психологи уже сейчас предвидят новые проблемы, которые вызовет эта технология, новые виды психических расстройств, маний и т.п. На их взгляд главная проблема заключается в том, что общество технически готово к реализации виртуальных сред, а юридически и морально не готово.
Но Сеть стала уже серьезным фактором жизни развитых стран. Президент США в 1995 году объявил о создании информационной магистрали, как о национальной программе, Европейское сообщество в 1994 году рассматривало программу информатизации Европы, в России успехи в деле использования компьютерных сетей скромнее, но, тем не менее, в стране развивается около трех крупных проектов подключения к Internet сферы образования и науки. Видимо, Internet станет одним из основных средств международных коммуникаций и развитие издательского дела в этом направлении вполне оправдано и своевременно.
Информационные ресурсы Интернет в России
Сегодня Интернет можно характеризовать как:
средство массовой информации,
информационная обучающая структура,
грандиозный мировой справочник,
средство для рекламы и саморекламы,
массив для развлечений,
доска объявлений.
Ресурсы Интернет можно классифицировать по многим параметрам. Выше дана классификация по типам представления информации, а теперь посмотрим на примеры сайтов, посвященных различным тематическим направлениям.
Правительственные страницы
В Интернете существуют официальные страницы правительственных органов. На сайте “Официальная Россия” www.gov.ru опубликована информация Правительства, Совета Безопасности, Федерального собрания, различные законодательные акты, а также официальная страница президента России.
Отраслевая информация
В Интернете представлена практически каждая сфера деятельности. Поистине львиная доля всех ресурсов образовательного характера располагается на сайтах университетов и других вузов страны. Это общая справочная информация для абитуриентов, описание деятельности различных факультетов и кафедр, авторефераты и студенческие учебные работы, сообщения о действующих научных разработках. Кроме того, университеты и вузы крупных городов нередко помещают на своих сайтах материалы о жизни своего края. продолжение
–PAGE_BREAK–
Чаще и чаще университеты организуют дистанционное обучение. Студенты прослушивают по Интернет лекции преподавателей, получают задания и направляют результаты своих работ также по компьютерной связи. Тесты и экзамены студенты сдают не преподавателям, а компьютеру, который объективно оценивает их знания. Пока не составлено единое мнение о качестве этого метода обучения, существует еще множество проблем, в том числе и технических. Тем не менее, массовое дистанционное обучение оптимисты считают недалеким будущим.
Информацию о своих мощностях, товарах и услугах дают в Интернет предприятия промышленности. Показательна в данном случае страница известной во всем мире кондитерской фабрики “Красный октябрь”, которая находится по адресу www.redoct.msk.ru. Надо сказать, что далеко не все заводы и фабрики имеют свои серверы в Интернет. Чаще об их деятельности рассказывается на городских страницах.
Медицинские учреждения публикуют информацию о своей работе, возможностях, успехах. Аптеки и фирмы по производству лекарств рекламируют новые препараты и предоставляют возможность заказа своей продукции. Существует также русский медицинский сервер www.rusmedserv.com/, создатели которого собрали большое количество ссылок на медицинские ресурсы русского Интернета.
Нельзя обойти вниманием электронные страницы всевозможных культурных центров, музеев, театров, филармоний. Далеко не у всех из перечисленных организаций имеется возможность поместить в Интернет свои материалы. И, тем не менее, культурная жизнь и богатейшее культурное наследие России отражены на страницах Эрмитажа www.hermitage.ru/ и Большого театра www.bolshoi.ru/, Московской государственной академической филармонии www.philharmonia.ru/ и на страницах, посвященных 125-летию Ф.И.Шаляпина www.sitek.ru/~shaliapin/
Велико число русских библиотечных ресурсов. Такие гиганты как:
Государственная публичная научная техническая библиотека www.gpntb.ru/,
Российская национальная библиотека www.nlr.ru/,
Российская государственная библиотека www.rsl.ru/,
Государственная публичная историческая библиотека www.shpl.ru имеют в Интернет богатые красочные страницы.
Причем Государственная публичная научная техническая библиотека и Российская государственная библиотека предоставили доступ по Интернет в свои электронные каталоги.
Каталог круглосуточно открыт для всех посетителей электронного пространства библиотеки, и пользоваться им можно бесплатно.
Коммерческая информация
Коммерческие предприятия и организации развернули в Интернет рекламную деятельность. Поиск деловых партнеров, представление своей продукции, подбор кадров для квалифицированной работы — таковы цели размещения в мировом компьютерном пространстве десятков тысяч электронных страниц.
В этом разделе нужно особо упомянуть о книжно-издательских фирмах, предлагающих свои услуги всем заинтересованным лицам, в том числе и библиотекам. К примеру, сайт издательства “Радио и связь” www.trade.com.ru/books/. На первой же странице издательство не только публикует список новинок, но и предлагает тут же оформить заказ на выбранные книги.
Грандиозен по своему объему сайт “Книги России” books.ru/ Огромное количество тем, полный прайс-лист. Настоящий электронный магазин.
Пресса в Интернет
Большинство центральных газет и журналов имеют свои электронные версии. Однако далеко не все они предоставляются бесплатно. Чаще издательство требует сначала оплатить электронную подписку, а затем высылает подписчику пароль доступа на свой сайт. Рассмотрим электронные страницы газеты “Известия” www.izvestia.ru. Здесь можно бесплатно прочитать телевизионную программу, новости спорта, информацию о погоде. Переход по ссылке “Известия” предоставит пользователю возможность познакомиться с анонсом, содержанием номера, но попытка прочесть статью или получить номер целиком успехом не увенчается — компьютер потребует ввести имя и пароль. С другой стороны существуют и совершенно бесплатные периодические издания. Например, журналы “Дружба народов”, “Новый мир”, “Звезда”, “Юность” и другие, чьи адреса представлены на сайте “Журнальный зал”. А также независимые интернет-газеты, не имеющие бумажного аналога: GAZETA.RU и LENTA.RU
Каждое издательство может самостоятельно принять решение о публикации своего издания в электронном виде. К имеющимся примерам полнотекстовых периодических изданий добавим адреса таких журналов, как “Мир ПК” www.computerworld.ru, “Если” sf.convex.ru/esli/, “Мир Здоровья” www.agama.com/MEDICINE/hw/
Развлекательная информация
Если еще несколько лет назад понятие домашний компьютер для многих оставалось за границей реального, то теперь количество персональных компьютеров в личном пользовании граждан значительно возросло. Более того, с помощью телефонных линий и модемов — специальных устройств для преобразования телефонных сигналов в компьютерные коды, пользователи получили возможность подключаться в мировую информационную сеть прямо из дома. “На вкус и цвет товарища нет” — утверждает известная пословица. А вот в Интернет можно найти единомышленников, какой бы редкой ни была затронутая тема. Те, кто увлекается современной музыкой, обязательно отыщут в электронных ресурсах статьи об известных и только восходящих “звездах”. Популярные фильмы, сериалы, спектакли, так или иначе, нашли отражения на сайтах Интернет. Нет числа страницам, посвященным артистам и певцам: почитатели талантов создают целые компьютерные фотогалереи о своих кумирах. Тоже происходит и с популярными среди молодежи писателями и поэтами. Организуются заочные клубы любителей творчества того или иного автора. Увлеченные люди собирают информацию и размещают на сайтах биографии, фотографии, статьи и интервью об интересующих их литераторах.
Особенно велико число сайтов, посвященных современным фантастам, создателям детективных и лирических романов. Любители и энтузиасты успешно “выстраивают” огромные библиотеки, где можно встретить полное собрание сочинений всех известных фантастов мира на русском и английском языках, детективные романы на любой вкус, произведения классической прозы и поэзии.
Персональные страницы
Существует понятие «Домашние» или иначе «Персональные» страницы пользователей. Имея огромный опыт в работе с Интернет, убеждаешься, что частных ресурсов, которые подготовлены, оформлены и поддерживаются должным образом не велико, поэтому я лишь отмечу их существование, не характеризуя данную область сети.
Доступность информации в Интернет
До сих пор говорилось об общедоступных страницах Интернет. Безусловно, это великолепно — изучать такие объемы информации бесплатно. Однако существует немалый массив данных, закрытых для обычного пользователя. Один пример информации, доступной только по паролю, был уже рассмотрен, когда говорилось о прессе. Авторы сайта “Известия” предоставили часть данных для свободного обозрения в качестве рекламы, а основную — только для подписчиков электронной газеты. Так поступают и другие организации: чтобы потенциальный клиент ознакомился с содержанием страницы, ему предоставляется возможность просмотреть рекламную версию газеты или журнала, демонстрационный пример поиска в случае электронного каталога и тому подобное. Ну а непосредственно продукт или доступ к базам данным продается так же, как любой предмет рынка.
Заключение
Подводя итоги, стоит подчеркнуть, что Интернет-технологии в использовании информационных ресурсов идут вперед семимильными шагами, и это значительно облегчает поиск и сбор информации по необходимой теме. В то же время есть некоторые недостатки, которые со временем будут исправлены. К таким недостаткам относится некоторая засоренность сети бесполезной информацией, которая чаще всего мешает при поиске тех или иных материалов. Отсутствие единой, систематизирующей информацию и доступ к ней программы также является значительным препятствием.
Список использованной литературы
1. Багрин Ю. Интернет как новый маркетинговый канал // Маркетинг и реклама. — 1999. — № 11.
2. Бокарев Т.А. Способы продвижения компании в сети Интернет // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 1999. — № 4.
3. Информационные ресурсы России — М.: НТЦ Информрегистр, 2001.
4. Попов И. И., Максимов Н. В., Храмцов П. Б. Введение в сетевые информационные ресурсы и технологии: Учебное пособие — М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2001.
5. Шварцман М.Е. К вопросу каталогизации ресурсов Интернета // Мир библиографии. — 1998. — № 5.