Интерпол и Российская Федерация вопросы и проблемы

Содержание
Введение
1. История создания и становления Интерпола
2. Состав, структура и направления деятельности Интерпола
3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Самая значительная мировая проблема XXI века – «международный терроризм». Он затрагивает практически все крупные государства. Россия же играет в данной проблеме не мало важную роль, т.к. является крупным поставщиком разного рода боевого оружия.
Также последние годы в России наблюдается значительный рост преступности, в том числе транснациональной. Преступность дестабилизирует экономику, оказывает разрушительное влияние на политику и общественную жизнь, подрывает устои государства и становится угрозой для его безопасности. Организованная международная преступность использует мировой интеллект, науку, технический прогресс. «Организованная преступность расширила межрегиональные и международные связи. Организованная преступность не просто наладила международные связи и вышла на международную арену, но заняла там твердые позиции, стала элементом международной преступной деятельности, широко влияющей на положение дел в мире, международную политику». Недавние внутренние проблемы России, связанные с Чечней, межнациональные столкновения Абхазии и Грузии, незатухающие военные конфликты на границе с Таджикистаном, территориальные споры между бывшими республиками СССР, имеющими с Россией тесные экономические, демографические связи, а с большинством и общие границы, спад экономики -все это обостряет криминогенную ситуацию. Преступность в России в последние годы характеризуют резкие качественные изменения. Корыстная мотивация стала преобладающей. На фоне реформ в РФ разрастается теневая экономика. Создаются условия для криминализации банковско-финансовой и производственной сфер. Рыночная экономика и внешнеэкономическая деятельность также не свободны от влияния преступных организаций. В эти процессы втягиваются другие государства.
1. История создания и становления Интерпола
Международная организация уголовной полиции – Интерпол – ведет свою официальную историю с 1923 года. Главной целью ее создания стала необходимость консолидации усилий правоохранительных органов различных стран в борьбе с наиболее опасными преступлениями, имеющими международный характер. Штаб-квартира Интерпола находится во французском городе Лионе.
Новому этапу в борьбе с международной преступностью положило начало создание ООН. В соответствии с Уставом ООН различные аспекты данной проблемы постоянно рассматриваются Генеральной Ассамблеей и Экономическим и Социальным Советом. В деятельности ООН в данной области значительная роль отведена Международной организации уголовной полиции (Интерпол).
Международная организация уголовной полиции была создана в 1919 г., но в современном виде действует с 1956 г., когда был принят новый Устав Международной организации уголовной полиции.
Становление интерпола.
– 1889г. – состоялось учредительное заседание Международного союза уголовного права.
– 1905г. – предпринята очередная попытка объединить усилия в борьбе против международной преступности.
– 1910г. – предложение учредить всемирный союз полиции.
– 1923г. – Международный полицейский конгресс в Вене.
– 1924г. – принята резолюция по вопросам:
– создание информационных отделений по сбору фактов о международной преступности;
– разработка систем доказательств и международный розыск преступников;
– организация отделений по идентификации людей на расстоянии;
– издание газеты международной полиции;
– создание совместной программы по предотвращению и выявлению поддельных банкнот и документов;
– 1940г.- главой МГУП стал Артур Кебе.
– 1956г. – принятие устава Интерпола.
– В 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает межправительственный статус Интерпола как наблюдателя на Генеральной Ассамблее.
– В 1997 году Интерпол и ООН подписывают соглашение о сотрудничестве, что свидетельствует о высоком авторитете данной организации.
В настоящее время Интерпол – это крупная международная организация, вторая по численности после ООН и самая крупная организация правоохранительных органов.
2. Состав, структура и направления деятельности Интерпола
Состав интерпола:
– Президент организации;
– Три вице-президента;
– Девять делегатов.
Структура Интерпола.
1. Генеральная Ассамблея – это пленарный совещательный орган, являющийся высшим органом организации:
– принимает решения по основополагающим вопросам
– определяет принципы и устанавливает общие меры, отвечающие достижению целей организации
– изучает и утверждает общую программу деятельности
– принимает резолюции и дает рекомендации по вопросам находящимся в компетенции Организации
– Определяет финансовую стратегию организации
– Генеральная Ассамблея состоит из делегатов государств-членов. Сессии проходят каждый год. Ее работу организует исполнительный комитет.
– Генеральная Ассамблея может принимать решения только на пленарной сессии. Решения принимаются на основе резолюций или занесения в протокол.
2. Исполнительный комитет – это избираемый организацией совещательный орган.
Роль Исполнительного комитета:
– Контролирует решение Генеральной Ассамблеи;
– Готовит повестку дня сессий Генеральной Ассамблеи;
– Контролирует администрацию и работу Генерального секретаря;
– Представляет на рассмотрение Генеральной Ассамблеи все программы или проекты, которые считает полезными;
– Предлагает кандидата на пост Генерального секретаря.
Основные направления деятельности Интерпола следующие:
1. Уголовная регистрация. Объект регистрации – сведения о «международных» преступниках и преступлениях, носящих международный характер.
2. Международный розыск.
3. Розыск подозреваемых для наблюдения за ними и контроля за их перемещениями.
4. Розыск лиц, пропавших без вести.
5. Розыск похищенных предметов (транспортных средств, произведений искусства, оружия и др.).
3. Интерпол и РФ: вопросы и проблемы
СССР был принят в члены Интерпола 27 сентября 1990 года на 59-й сессии Генассамблеи в Монреале,
Россия как правопреемник СССР является полноправным членом Интерпола Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 “Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпола”
На основе его Устава, международных договоров РФ и российского законодательства в рамках МВД создано Национальное центральное бюро Интерпола в России (НЦБ РФ). 14 октября 1996 г. вынесено Постановление Правительства РФ N 1190 “Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола”, Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ и другие документы.
НЦБ РФ является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ на правах главного управления. Его штатная численность 60 человек, а главная функция-координация взаимодействия российской милиции с аналогичными органами других государств-членов Интерпола и его Генерального секретариата.
В 2004 г. приказом МВД России № 859 в структуре НЦБ Интерпола при МВД России был создан Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европолом (РНКП), в функции которого входят организация и осуществление сотрудничества компетентных органов РФ (МВД России, ФСБ России, ФТС России, ФСКН России, Росфинмониторинг) с Европолом, а также выработка мер, направленных на усовершенствование механизма взаимодействия.
Российский национальный контактный пункт по взаимодействию с Европейской полицейской организацией (Европолом) является структурным подразделением Национального центрального бюро Интерпола при Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
РНКП обеспечивает в пределах своей компетенции функции МВД России как головного (центрального) компетентного органа Российской Федерации в рамках Соглашения о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской организацией.
Задачи Интерпола у нас довольно многочисленны, в их число входят:
· оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РК;
· наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.
Объявление в международный розыск преступника не может осуществляться без согласия Генеральной прокуратуры РФ и другими правоохранительными органами имеющим отношение к тому или иному уголовному делу. Так например в 2003 году с использованием возможностей Интерпола за рубежом было установлено местонахождение 92 человек, разыскивавшихся правоохранительными органами России. 39 из них были задержаны.
После терактов в Нью-Йорке (США) в 2001 году в Генеральном секретариате Интерпола была создана так называемая группа “11 сентября”, в задачи которой вошла координация действий правоохранительных органов разных стран в борьбе с международным терроризмом. На основе этой группы постоянно действует Оперативно-координационный центр. Интерпол признал терроризм одной из основных угроз правопорядку во всем мире. Отправной точкой в этой работе стал список из двух десятков организаций, которые ООН признала террористическими. Получаемые НЦБ Интерпола в России из Генерального секретариата и НЦБ Интерпола иностранных государств сообщения упреждающего характера об угрозе имеющих международную значимость преступлений террористического характера на территории Российской Федерации передаются в ФСБ.
Россия выполняет в первую очередь обязательства о выдаче преступников, объявленных в международный розыск, а также об обмене соответствующей информацией с другими членами Интерпола, придерживающихся аналогичных «правил игры». Последнее обстоятельство весьма существенно – поскольку ныне российское НЦБ поддерживает взаимодействие по указанным вопросам не со всеми членами Интерпола. Но и это взаимодействие год от года приносит все более весомые плоды.
С помощью международных коллег по Интерполу только в прошлом году в нашу страну депортировало более десятка преступников, замешанных в криминальных деяниях международного размаха.
Бывший Генеральный директора Интерпола Раймонд Кендалл сказал: «Когда Советсткий Союз вступил в Интерпол, мы столкнулись с фактом, что ваша преступность не известна нам совершенно. Она тесно связана со всеми изменениями в экономике и политике. А они столь причудливы и непредсказуемы. У нас и раньше были дела, связанные с мафией. Но то, что открылось после, превзошло все ожидания самых опытных специалистов. Та же итальянская мафия к насилию не прибегает сразу. В её арсеналах масса других способов: коррупция, вымогательство. Насилие возможно только в самом крайнем случае. Ваши же сразу начинают с насилия».
Повседневная работа сотрудников российского НЦБ – это в подавляющем большинстве работа информационная: сведения о преступном «интернационале» необходимо собрать, систематизировать, проанализировать и представить в виде документа для принятия решения руководству страны, после чего организовать практическое выполнение выработанного решения, наладить обмен информацией с зарубежными партнерами, отладить взаимодействие и т.д.
С одной стороны, никаких трений у Интерпола с российскими правоохранительными органами не должно возникать хотя бы потому, что Национальное центральное бюро (НЦБ) официально входит в структуру центрального аппарата МВД России на правах главного управления и его возглавляет действующий генерал-майор российской милиции Тимур Лахонин. Более того, в центральных милицейских органах всех субъектов Российской Федерации с 1997 по 2008 год были созданы филиалы НЦБ Интерпола.
Формально они отвечают за взаимодействие с НЦБ Интерпола других стран и с Генеральным секретариатом этой международной организации. То есть, по сути, Интерпол как бы вживлён в систему наших правоохранительных органов, в чём-то дублируя их функции, а в чём-то ведя явный надзор. Но, с другой стороны, НЦБ этой международной организации в России напрямую подчиняется не Москве, а Лиону и именно там принимаются все ответственные решения, касающиеся деятельности этой международной организации.
Так что выходит, что российский Интерпол находится как бы в двойном подчинении: одновременно как структурное подразделение российского МВД и некоей международной организации с весьма размытыми функциями и совсем непростыми связями. «Эта самая двойственность положения чрезвычайно удобна Лиону (а скорее Брюсселю и Вашингтону – основным «пользователям» информации Интерпола) и не слишком устраивает Москву, – считает глава Академии геополитических проблем генерал-полковник Леонид Ивашов. – Но нас, похоже, никто не спрашивает: задумана вся эта система была уж точно не ради нашего удобства».
Заключение
Некоторые решения Интерпола выглядят двояко и могут восприниматься как политические. Например, Интерпол снял ограничения на международный розыск Невзлина и Березовского – казалось бы, дружественный жест, но сделал он это только тогда, когда у обоих беглецов утряслись проблемы со статусом. До этого их можно было легко арестовать, но Интерпол не торопился. Теперь ограничения сняты, а толку-то? Арестовать фактически нельзя ни того ни другого. Полезен ли Интерпол? В чём-то безусловно: когда дело касается поиска угнанных и проданных за рубеж машин, расследования деятельности наркобаронов. Но специфический политический аспект тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Едва дело доходит до поимки действительно важных преступников, у Интерпола начинаются сбои. Недавно стало известно о готовящейся экстрадиции из Италии некоего Михаила Помбрика. При задержании у 77 летнего старика изъяли паспорта России и Израиля, но заинтересовались им вовсе не из-за двойного гражданства. Представители полиции писали десятки рапортов, в которых указывали на то, что Интерпол, по сути, вставляет им палки в колёса, но никаких действий не предпринималось.
Когда Помбрика всё-таки арестовали, представители Интерпола несколько раз пытались его извлечь из тюремной камеры и воспрепятствовать выдаче российской стороне. Формально – по причине «недостаточности улик», а неформально – так говорят компетентные лица – возможно, Помбрику собирались предложить размен. Культурные и художественные ценности в обмен на свободу. Такие случаи бывали, и Помбрику просто не повезло: итальянцы напрямую договорились с российской стороной об экстрадиции. А Интерпол лишь успел сделать вид, что также причастен к громкому делу.
Считаю, что проблемы сотрудничества есть и будут между Интерполом и рядом других государств – их членов.
Список используемой литературы
1. Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. N 1113 “Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции Интерпола”;
2. Постановление Правительства РФ от 14 октября 1996 г. N 1190 “Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола” с изм. от 29.05.2006 г.;
3. Приказ МВД РФ от 8 мая 1997 г. N 280 “Об организационно-штатных вопросах НЦБ Интерпола”;
4. Устав Международной организации уголовной полиции Интерпол (вступил в силу 13 июня 1956 г., с изменениями по состоянию на 1 января 1986 г.);
5. Европейская конвенция о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г.