Интуитивные процессы личности

Интуиция — одна из форм познаниячеловеком окружающей действительности. Поэтому, понимание сущности интуициипредполагает определенное решение проблем бытия. В то же время, онаиспользуется нами довольно ограниченно. Было установлено, что человекиспользует потенциал работы мозга сознательно только на 10%, а остальные — 90%приходятся на подсознание и практически не используется нами.
В настоящее время традиционныеметоды обучения и повсеместная компьютеризация направлены на развитиелогической, формализованной части мышления. Тенденции, обусловленные жизнью вусловиях социального стресса, неблагополучия и радикальных стремительныхперемен в различных общественных сферах, приводят к появлению у значительнойчасти населения кризисов, во многом определяющихся противоречием междутребованиями резко изменяющихся общественных и экономических отношений иригидностью личных установок и стереотипов. Индикатором здоровой личности моглабы служить развитая, а не заглушенная чувствительность к слабым импульсам,предупреждающим сигналам тревоги, умение их воспринимать, понимать, а такжедоверять им.
К развитию интуиции стремились ещёлюди, посвященные в древние философские учения, и разрабатывали для этогоопределенные техники. Следование некоторым из них, доступным в наши дни, можетпривести к раскрытию способностей, запрятанных далеко в глубинах под- инадсознательного.
Исходя из механизмов действияинтуитивных процессов, видна необходимость участия в них обоих полушарий мозга,для чего обязательно развитие сбалансированного их взаимодействия, а неподдержание тенденции придавать большее значение функциям левого полушария,превалирующее в западных культурах. К раскрытию таких способностей надо идти ссамого детства, при необходимом включении их в программы обучения и воспитания.
Сформированная модель мира — достаточно жесткая и стабильная структура, где мотивы, цели, установки, идеалыи нормы могут создать гипертрофированность отдельных частей модели и, такимобразом, препятствовать пониманию человеком истинных, природных смыслов иценностей его жизни, что притупляет полноценность переживаний человекомситуаций, с которыми он сталкивается в своей жизни, и приводит либо к возникновениюстрессов, либо мешает выйти из них с помощью собственных заложенных, ноподавленных способностей, в том числе интуитивных. Системный подход к болезнямчеловека, отражающий наряду с социальными и биологическими, факторы личностные(т.е. механизмы и стратегии, опосредующие или препятствующие распознаваниюорганизмом интуитивного сигнала опасности) помогает повысить процентвыздоровления, т.к. подходит к человеку как к целостному, саморегулирующемусяорганизму.
Гармоничное развитие какспособности человеческого мозга к интуитивным процессам, так и к познаниюразумом, является профилактикой в формировании патологических психологическихзащит и дезадаптивных стратегий поведения в значимых ситуациях. Для анализаданных способностей предлагается структурная модель «Круги развития»,отражающая участие разума и интуиции в психологической картине пути развитияличности. В данной модели идеальная целостность индивида должна предполагатьидеальность расходящихся от центра кругов, стремящихся к увеличению своегоколичества и расширению своих размеров, т.к. интуиция стремится дополнитьразум, а разум — интуицию. Познание в разуме и познание интуицией между собойравноправны; как то, так и другое одинаково даются не даром, а являютсярезультатом работы и напряжения сознания, различие состоит лишь в техникепознавания, которое подразумевает противоположные характеристики (анализ — синтез; центробежность — центростремительность; познание форм — познаниесущности; перестройка в плоскости сознания — перестройка и видоизменениесознания без перемещения в плоскости и т.д.). Таким образом, схематическинаправленность познания в человеке можно представить как симметричные другдругу, равнозначные, но противоположно направленные половинки окружностей.Незаконченность, прерывистость и неправильность форм кругов могут говорить онарушении баланса данных сторон и, следовательно, о необходимости их проработкии корректировки для достижения целостной и саморегулирующейся индивидуальнойсистемы.
В основу сбора психологическогоанамнеза была положена методика «Психологическая автобиография»Л.Ф.Бурлачук и Е.Ю.Коржовой, направленная на выявление особенностейситуационного компонента внутренней картины жизненного пути личности. Называязначительные события своей жизни, человек преломляет их через своё«Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучитьнаиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды иособенности восприятия ситуаций. Для интерпретации полученных данных в ходеопроса по методике использовались измерения по шкалам порядка и интервалов.Полученные графики и диаграммы отражают степень гармоничности развитияполукругов модели на сторонах разума и интуиции. Таким образом, данная методикауже на начальном этапе сбора информации позволяет судить о целостности игармоничности в развитии личности.
Список литературы
Плющева О.А. (МГСА) Интуитивныепроцессы личности.