содержание
ВВЕДЕНИЕ. 2
1 Экономическая сущность инвестиций. 4
2 Роль инвестиций в экономике Украины… 11
3 Проблемы и пути активизацииинвестиционной деятельности в Украине. 18
Заключение. 26
Список источников информации. 28
введение
Инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственнойдеятельности, ускоряя процесс экономического роста в целом. В современныхусловиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода изсложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в экономике,обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателейхозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизацияинвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмовпреобразований экономической системы.
Инвестиции – это основной инструмент формирования микро- имакроэкономических пропорций, определяющий темпы экономического роста.Регулирующее воздействие общества на формирование и структуру использованияинвестиций может осуществляться только путем определения обоснованныхэкономических рычагов и нормативов. Становление национальной экономики Украины,как составной части мирового хозяйства, основывается на обязательном учете рядаважных общих закономерностей в сфере инвестиционной деятельности, но, вместе стем, оно порождает новые сущностные черты, обусловленные изменениемэкономических приоритетов, развитием национального рынка. Поэтому движениеинвестиций следует рассматривать как результат взаимодействия этих факторов.
В современных условиях задача активизации инвестиционногопроцесса выходит на первый план. Ясно, что выходом из глубокого экономическогокризиса станет возрождение реального сектора экономики и прежде всегопромышленных ее отраслей. Эти цели достижимы только при активизации и повышенияэффективности инвестиционной деятельности. В свою очередь на активность иэффективность инвестиций влияет много факторов, среди которых важное местозанимают налоговые как составляющая финансового механизма государства. Сегоднятребуется разработка новой инвестиционной политики государства, поискнестандартных форм инвестирования и источников инвестиционной деятельности. Вэтих целях требуется и существенное совершенствование действующей системыналогообложения, в частности, поиск путей активизации инвестиционнойдеятельности посредством налогового воздействия. Это можно сделать прежде всегопри помощи целевой и эффективной политики в области налогового стимулирования сучетом международного опыта.
В настоящее время углубленное теоретическое исследованиеинвестиционной деятельности, её роли в экономике и способов её активизацииявляется крайне актуальным для экономики Украины. Не меньшее значение имееттакже исследование источников и средств формирования инвестиционных ресурсов всовременных условиях переходной экономики в Украине. К сожалению, в данноевремя в Украине сложилась такая экономико-политическая ситуация, котораязначительно усложняет инвестиционную деятельность: не создано ни одного,адекватного рыночным отношениям, инвестиционного механизма, эффективносочетающего формы частного и государственного инвестирования. Эти вопросы тесносвязаны с фундаментальными социально-экономическими процессами развитияобщества, с решением задач по преодолению экономического кризиса. Поэтомуисследование современных особенностей инвестиционной деятельности и методов еёактивизации должно быть среди основных приоритетов экономической политики.
Таким образом, целью данной курсовой работы являетсярассмотрение инвестиций и их роли в экономике, а также проблем активизацииинвестиционной деятельности в Украине.
В соответствии со сформулированной целью можносформулировать такие задачи данной курсовой работы:
· рассмотреть экономическую сущность инвестиций;
· определить роль инвестиций в экономике;
· рассмотреть проблемы активизации инвестиционной деятельности вУкраине.
Экономическая сущность инвестиций
Инвестиции представляют собой относительно новый для нашейэкономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовалосьтолько одно понятие “капитальные вложения”, под которым понимались все затратына воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. Подинвестициями в широком смысле понимаются денежные средства, имущественные иинтеллектуальные ценности государства, юридические и физические лица,направляемые на создание новых предприятий, расширение, реконструкцию итехническое перевооружение действующих, приобретение недвижимости, акций,облигаций и других ценных бумаг и активов с целью получения прибыли и (или)иного положительного эффекта. Таким образом, инвестиции – это более широкоепонятие, чем капитальные вложения.
Понятие инвестиций (от лат. investio – одеваю) означаетвложения капитала в отрасли экономики внутри страны и за границей. По своейсути, инвестиции – это авансирование накопления капитала. Различают финансовые(покупка ценных бумаг) и реальные инвестиции (вложения капитала впромышленность, сельское хозяйство, строительство, образование и др.) [8].
Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала вкакую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего являетсяобразование нового капитала или приращение наличного капитала (здания,оборудование, товаро-материальные запасы и т.д.). Финансовые инвестиции это –вложение капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иныеценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишьпокупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные(т.е. передаточные операции).
Понятие инвестиционных ресурсов охватывает все произведенныесредства производства, т.е. все виды инструмента, машины, оборудование,фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть,используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечномупотребителю. Процесс производства и накопления этих инвестиционных средств производстваназывается инвестированием.
Инвестиционные товары (средства производства) отличаются отпотребительских товаров тем, что последние удовлетворяют потребностинепосредственно, тогда как первые делают это косвенно, обеспечивая производствопотребительских товаров. Фактически, по своему содержанию, инвестициипредставляют тот капитал, при помощи которого умножается национальноебогатство. При этом следует иметь в виду, что термин “капитал” неподразумевает деньги. Правда, менеджеры и экономисты часто говорят о “денежномкапитале”, имея в виду деньги, которые могут быть использованы для закупкимашин, оборудования и других средств производства. Однако, деньги, как таковые,ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.Реальный капитал – инструмент, машины, оборудование, здания и другиепроизводственные мощности – это экономический ресурс, деньги, или финансовыйкапитал, таким ресурсом не являются.
Инвестиции – это то, что “откладывают” на завтрашний день,чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем. Одна часть инвестиций –это потребительские блага, которые не используются в текущем периоде, аоткладываются в запас (инвестиции на увеличение запасов). Другая частьинвестиции – это ресурсы, которые направляются на расширение производства(вложения в здания, машины и сооружения) [9].
Инвестиции принято делить на портфельные и реальные. Портфельные(финансовые) инвестиции – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги,активы других предприятий. Реальные инвестиции – вложения в создание новых,реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этомслучае предприятие – инвестор, вкладывая средства, увеличивает свойпроизводственный капитал – основные производственные фонды и необходимые для ихфункционирования оборотные средства. При осуществлении портфельных инвестицийинвестор увеличивает свой финансовый капитал, получая дивиденды – доход наценные бумаги.
В системе национальных счетов Украины статистика инвестиции(капитальных вложений) включает только материальные затраты (на машины, здания,сооружения), но не учитывает важнейшие инвестиции в “знания”, “интеллект”,научные исследования и образование. Подобный подход, при котором в инвестициивключается лишь непосредственно материальные компоненты, не позволяет точноопределять действительный объем инвестиции [4].
Таким образом, инвестиции это те экономические ресурсы,которые направляются на увеличение реального капитала общества, то есть на расширение или модернизацию производственного аппарата. Это может быть связанос приобретением новых машин, зданий, транспортных средств, а также состроительством дорог, мостов и других инженерных сооружений. Сюда следуетвключать и затраты на образование, научные исследования и подготовку кадров.Эти затраты представляют собой инвестиции в “человеческий капитал”, которые насовременном этапе развития экономики приобретают все большее и большеезначение, ибо, в конечном счете, именно результатом человеческой деятельностивыступают и здания, и сооружения, и машины, и оборудование, и самое главное,основной фактор современного экономического развития – интеллектуальныйпродукт, который предопределяет экономическое положение страны в мировойиерархии государств.
Инвестиции неоднородны по своим видам, можно представить ихследующую структуру, показанную на рисунке 1.
/>
Рисунок 1. Структура инвестиций [5]
Инвестиции как экономическая категория выполняют рядважнейших функций, без которых немыслимо нормальное развитие экономики любогогосударства. Инвестиции на макроуровне являются основой [8]:
· для осуществления политики расширенного воспроизводства;
· для ускорения НТП, улучшения качества и обеспеченияконкурентоспособности отечественной продукции;
· для структурной перестройки общественного производства исбалансированного развития всех отраслей народного хозяйства;
· для создания необходимой сырьевой базы промышленности;
· для гражданского строительства, развития здравоохранения,культуры, высшей и средней школы, а также для решения других социальныхпроблем;
· для смягчения или решения проблемы безработицы;
· для охраны природной среды;
· для конверсии военно-промышленного комплекса;
· для обеспечения обороноспособности государства и решения многихдругих проблем.
В системе отношений расширенного воспроизводства инвестициивыполняют важнейшую структурообразующую функцию. От того, в какие отраслинародного хозяйства вкладываются средства для его развития зависит будущаяструктура экономики: или преобладающими будут машиностроительные заводы,выпускающие сельхозтехнику или машиностроительные заводы, выпускающие военнуютехнику и снаряжение.
Или, далее, преобладание будет на стороне строительных фирм,специализирующихся на возведении крупных производственных комплексов, или настороне строительных фирм, возводящих комфортное жилье.
Частные инвестиции, в основном, полностью сосредоточены назадаче получения прибыли. Следовательно, уровнем прибыльности каждой отдельнойотрасли экономики, подотрасли, отдельного предприятия определяется уровеньинвестиционной предпочтительности данной отрасли, подотрасли, предприятия.
Прибыльность – это важнейший структурообразующий критерий,определяющий приоритетность инвестиции. Негосударственные источники инвестициинаправляются прежде всего в высокорентабельные отрасли с быстройоборачиваемостью капитала. В этих условиях, сферы экономики с медленнойокупаемостью вложенных средств, остаются без инвестиции. Чрезмерные инвестициитоже плохо, потому что приводят к инфляции (“перегреву” экономики),недостаточное же – к дефляции. Эти крайние полюсы экономической политики и сутиинвестиции должна регулировать эффективная стратегия в области налогов,государственных расходов, кредитно-денежных и финансово-бюджетных мероприятийосуществляемых правительством.
По характеру формирования инвестиции, в современноймакроэкономике, в связи с построением моделей народного хозяйства, в частности,моделей мультипликатора, принято различать автономные и индуцированныеинвестиции.
Автономные инвестиции – это образование (формирование)нового капитала независимо от нормы процента или уровня национального дохода.Причинами появления автономных инвестиции являются внешние факторы – инновации(нововведения), преимущественно связанные с техническим прогрессом, расширениевнешних рынков, прирост населения, перевороты, войны. Наиболее типичнымпримером автономных инвестиции являются инвестиции государственных илиобщественных организаций, связанные со строительством военных и гражданскихсооружений, дорог и т.д. Индуцированными инвестиции – это образование(формирование) нового капитала в результате увеличения уровня потребительскихрасходов. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок росту экономики,вызывая эффект мультипликации, а индуцированные, являясь результатом возросшегодохода, приводят к его дальнейшему росту.
Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе,они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств вэкономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход,развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятияв наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги.
Иностранные инвестиции – долгосрочные вложения капиталазарубежными собственниками в промышленность, сельское хозяйство, транспорт идругие отрасли экономики; реализация вывоза предпринимательского капитала встране-реципиенте.
Иностранные инвестиции – это реализация вывозапредпринимательского капитала в страны-реципиенты. В Законе Украины «Орежиме иностранного инвестирования» иностранные инвестиции определяютсякак ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объектыинвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с цельюполучения прибыли или достижения социального эффекта [6].
Иностранными инвесторами являются субъекты, которые проводятинвестиционную деятельность на территории страны. На современном этапеполучение прибыли, как конечной цели процесса инвестирования, способствуетпривлечению иностранного капитала. Инвесторы изучают национальную экономикустраны, ее законодательную систему, ресурсы для определения объектакапиталовложений с более высокой отдачей. Объектами зарубежного инвестированияявляются все объекты, инвестирование в которые не запрещено законами Украины.
1 роль инвестиций в экономике украины
Инвестиции играют центральную роль в экономическом процессе,они предопределяют общий рост экономики. В результате инвестирования средств вэкономику увеличиваются объемы производства, растет национальный доход,развиваются и уходят вперед в экономическом соперничестве отрасли и предприятияв наибольшей степени удовлетворяющие спрос на те или иные товары и услуги.Полученный прирост национального дохода частично вновь накапливается,происходит дальнейшее увеличение производства, процесс повторяется непрерывно.Таким образом, инвестиции, образующиеся за счет национального дохода врезультате его распределения, сами обуславливают его рост, расширенноевоспроизводство. При этом, чем эффективнее инвестиции, тем больше ростнационального дохода, тем значительнее абсолютные размеры накопления (приданной его доле), которые могут быть вновь вложены в производство. Придостаточно высокой эффективности инвестиций прирост национального дохода можетобеспечить повышение доли накопления при абсолютном росте потребления.
Было бы неправильно связывать рост национального доходатолько с производственными инвестициями, хотя очевидно, что они непосредственноопределяют увеличение производственных мощностей и выпуска продукции. Следуетотметить, что на этот рост оказывают значительное воздействие, хотя и косвенное,также и инвестиции в строительство, сферу нематериального производства, причемобщемировая тенденция состоит в том, что значение их в дальнейшем наращиванииэкономического потенциала возрастает. Инвестиции в производство, в новыетехнологии помогают выжить в жесткой конкурентной борьбе (как на внутреннем таки на внешнем рынке), дают возможность более гибкого регулирования цен на своюпродукцию и т. д.
В макроэкономическом масштабе сегодняшнее благосостояниеявляется в значительной мере результатом вчерашних инвестиций, в свою очередь,закладывают основу завтрашнего роста производительности труда и более высокогоблагосостояния. Мы постоянно находимся “на распутье” – между потреблениемсегодняшним и завтрашним. Чем большую часть произведенного сегодня мы сбережеми инвестируем, тем больше будет у нас возможности потреблять завтра. Напротив,чем больше сегодняшних ресурсов мы используем на потребление, тем меньше у насбудет шансов на более высокий уровень потребности завтра [8].
Рассмотрим роль разных видов инвестиций на примереприведенных ниже таблиц 1 и 3.
Таблица 1
Капитальные инвестиции на нач. г., млн.долл. США [22]Год Освоено, всего в том числе инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) затраты на другие необоротные материальные активы затраты, связанные с улучшением объекта (капитальный ремонт) инвестиции в нематериальные активы затраты на формирование основного стада в фактических ценах, млн.грн. 2002 46563 37178 704 4065 4223 393 2003 59899 51011 971 6006 1424 487 2004 89314 75714 1786 9221 2146 447 2005 111174 93096 2928 11533 3040 577 2006 148972 125254 2523 15966 4584 645 2007 222679 188486 3454 23645 6389 705 в % к общему объему 2002 100,0 79,8 1,5 8,7 9,1 0,9 2003 100,0 85,2 1,6 10,0 2,4 0,8 2004 100,0 84,8 2,0 10,3 2,4 0,5 2005 100,0 83,7 2,6 10,4 2,8 0,5 2006 100,0 84,1 1,7 10,7 3,1 0,4 2007 100,0 84,6 1,6 10,6 2,9 0,3
Рассматривая приведенные в таблице данные, можно сказать,что абсолютные величины капитальных инвестиций в экономике Украины неизменнорастут на протяжении всего рассматриваемого периода. Но при этом необходимообратить внимание на процентное соотношение по видам инвестиций. Наибольшуюдолю среди всех имеют инвестиции в основной капитал. Их доля стабильноувеличивается с 2005 года: с 83,7% в 2002 г. до 84,6%. Вместе с затратами надругие необоротные материальные активы и затратами, связанными с улучшениемобъектов, эта категория составляет показатель инвестирования в производственнуюбазу страны. Интенсивный рост этого показателя, то есть рост за счёт увеличенияэффективности и отдачи производственной базы а не её объёма, способствуетинтенсификации экономического процесса, росту промышленного и инновационногопотенциала, а также – модернизации экономики в целом.
Затраты на нематериальные активы представляют собой прямоесвидетельство инновационной активности инвесторов. С 2002 года этот показательв Украине сильно снизился и в последние несколько лет колеблется на уровне 3%.Для того, чтобы развитие экономики носило интенсивный характер, необходимоработать над повышением этого показателя. В развитых странах на инновационныепроекты затрачивается в разы больше средств, чем на проекты расширенияпроизводства.
Исследования особенностей иностранного инвестированияпоказали, что иностранные инвестиции имеют положительные и отрицательныехарактеристики для стран-импортёров и стран-экспортёров, приведенные в таблице2.
Таблица 2
Влияние иностранных инвестиций на экономикустран-экспортеров и стран-импортеров [16]
Страна-экспортер
Страна-импортер
Достоинства
Недостатки
Достоинства
Недостатки
· Рост прибыли инвестиций за счет перераспределения капитала внутри страны в более доходные за границей
· Увеличивается экспорт товаров, оборудования, технологий, что должно стимулировать производственный процесс
· Высокая степень риска
· Снижение темпов отечественного производства
· Миграция рабочей силы
· Замедление темпов экономического роста и развития страны из-за перемещения капитала за границу
· Стимулируют темпы роста национальной экономики
· Поступают современные технологии, техника, оборудование
· Создаются дополнительные рабочие места
· Усиливается конкуренция внутри страны
· Прибыль инвестора – часть ВВП – поступает в страну-резидент, снижая темпы экономического роста страны-импортер
· Поступают не новые технические средства, технологии
· Опасность демпинга
· Высокая цена
· Сдерживается инновационный процесс
· Оплата труда ниже мирового уровня · Стимулирует инновационный процесс
· Недостаточная конкурентоспособность приводит к разорению национальных товаропроизводителей
· Снижается роль и значение страны на мировом рынке
Страны-инвесторы получают более высокую среднюю прибыльинвестиций, так как вкладывают их в более прибыльные отрасли за границей,используют там более дешевую квалифицированную рабочую силу, экспортируют тудасредства труда, но этим замедляя темпы экономического роста и развития своейстраны. Иностранные инвестиции и миграция рабочей силы являются современнымиформами перемещения трудовых ресурсов и денежных средств. Причиной миграциирабочей силы является уровень заработной платы, на который влияют экономическоеразвитие страны, ее природные, исторические и национальные особенности,социальные условия. Страна-экспортер капитала способствует миграции рабочейсилы из своей страны и создает дополнительные рабочие места в стране-импортере,используя ее дешевый квалифицированный трудовой потенциал.
Поступающие инвестиции первоначально являются толчком дляэкономического развития страны-импортера, способствуя росту производственныхвозможностей страны и улучшая ее демографическую обстановку. Поступающиесовременная техника и технология имеют завышенную цену, так как они не самыеновые, достаточно длительный период действующие в стране-экспортере. Используяиностранный капитал, трудно стать лидером на мировом рынке. Иностранныеинвестиции, находящиеся под гарантией правительства, используются неэффективно.Страна-реципиент должна иметь четкую государственную политику в отношениипоступающих инвестиций.
Таблица 2
Структура прямых инвестиций на начало года, млн.долл. США [22]Год Прямые иностранные инвестиции в Украину Прирост по отношению к предыдущему году, % Прямые инвестиции из Украины Прирост 2 по отношению к предыдущему году, % 1995 483,5 20,3 1996 896,9 85,50 84,1 314,29 1997 1438,2 60,35 97,4 15,81 1998 2063,6 43,48 127,5 30,90 1999 2810,7 36,20 97,5 -23,53 2000 3281,8 16,76 98,5 1,03 2001 3875,0 18,08 170,3 72,89 2002 4555,3 17,56 155,7 -8,57 2003 5471,8 20,12 144,3 -7,32 2004 6794,4 24,17 166,0 15,04 2005 9047,0 33,15 198,6 19,64 2006 16890,0 86,69 219,5 10,52 2007 21607,3 27,93 243,3 10,84 2008 29489,4 36,48 6196,1 2446,69
Объемы прямых инвестиций в Украину и из Украины приведены сучетом данных Национального банка Украины и Фонда государственного имуществаУкраины (относительно разницы между рыночной и номинальной стоимостью акций,имущества и т.п., не учтенной в статистической отчетности отдельныхпредприятий).
Таким образом, как видно из таблицы, приток инвестиций вУкраину растёт. Пока этот рост не даёт ощутимого результата для экономики, аразвитие экономического кризиса в Украине может нивелировать уже полученные наэтот момент результаты. Но рассматривая общую тенденцию, можно сказать, чтогодовой прирост иностранных инвестиций в экономику страны составил за последниегоды в среднем более 30%. Это хороший показатель для устоявшейся экономики, нодля развивающейся экономики Украины он не может обеспечивать существующиепотребности. Что касается прямых инвестиций из Украины, то уровень этогопоказателя не показывает стабильную тенденцию: есть годы, когда он превышаетуровень предыдущего года в несколько раз, есть годы, когда этот уровень падаетниже предыдущего года. Достаточно отметить, что за период 2007 – 2008 годаприрост составил почти 2,5 тыс.%, в то время, как за период 2006 – 2007 приростнаходился в пределах всего 10%. Это свидетельствует как о нестабильном развитииэкономики, так и об отсутствии скоординированной, чётко проработанной играмотной инвестиционной политики Украинского государства.
Иностранные инвестиции неравномерно распределяются порегионам страны. Наиболее приоритетными, с точки зрения анализа политикиреформ, являются: Днепропетровская, Донецкая, Запорожская, Киевская, Львовская,Одесская, Харьковская области, а также г.Киев. Больший объем инвестицийпоступает в Украину из США, Германии, Англии. Западные инвесторы вкладываюткапитал прежде всего в отрасли машиностроения и металлургию.
Инвестиции играют исключительно важную роль и намикроуровне. На этом уровне они необходимы прежде всего для достиженияследующих целей [7]:
· расширения и развития производства;
· недопущения чрезмерного морального и физического износа основныхфондов;
· повышения технического уровня производства;
· повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукцииконкретного предприятия;
· осуществления природоохранных мероприятий;
· приобретения ценных бумаг и вложения средств в активы другихпредприятий.
Таким образом, инвестиции являются важнейшей экономическойкатегорией и играют значимую роль как на макро-, так и на микроуровне, в первуюочередь для простого и расширенного воспроизводства, структурныхпреобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих социальныхпроблем.
2 проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности в украине
Вопрос привлечения инвестиций в экономику Украины сталнаиболее актуальным в условиях рыночной трансформации. Формирование и развитиеиностранного сектора в любой стране проходит два этапа. Первый этап являетсяпериодом «проникновения» и присоединения иностранного предпринимательскогокапитала к хозяйственной системе Украины. Второй этап – это период укрепления ирасширения иностранного производственного комплекса, успешного внедрения его вхозяйственную систему страны соответственно на одинаковых условиях снациональным капиталом. Этот период характеризуется как процесс интенсивногонакопления капитала в рамках иностранного сектора.
Незначительный в сравнении с нашими потребностями общийобъем прямых иностранных инвестиций, вложенных в экономику Украины,свидетельствует о маркетинговом характере затрат с целью изучения украинскогорынка и первоначального закрепления на нем, то есть свидетельствует о первомэтапе формирования и развития иностранного сектора.
Обеспечение увеличения объема поступлений инвестиций встрану будет зависеть, во-первых, от улучшения макроэкономической ситуации вцелом. А, во-вторых, увеличение объемов иностранных инвестиций будетопределяться экономическими, нормативно-правовыми, информационными иорганизационными механизмами привлечения иностранного капитала, которыеобеспечили бы нормальные, стабильные условия для инвесторов [17].
Достаточно большие объемы иностранных капиталовложений нетолько оказывают содействие развитию общего частного сектора в народномхозяйстве, но и являются существенной составной частью успешноготрансформационного процесса в странах Центральной и Восточной Европы.
Важнейшим этапом выступает реформирование экономики. Присоциализме около 60 процентов промышленного производства связывалось синдустрией вооружений, повсеместно властвовала государственная формасобственности и централизация управления. Коренные изменения формсобственности, структуры производства и системы управления происходили на фонеуглубления кризисных явлений: гиперинфляции, сокращения инвестиций, нарастаниязабастовочного движения и соответствующих влияний финансовых азиатского ирусского кризисов.
Тем не менее уже можно сказать, что после продолжительногоэкономического спада появились признаки оздоровления экономики страны, началастабилизироваться макроэкономическая ситуация, возросли объемы производства вбольшинстве отраслей промышленности, в особенности в легкой и пищевой. Напротяжении последних двух лет, как свидетельствует статистика, возрастаетваловой внутренний продукт, а прирост продукции промышленности превысил всреднем десять процентов. Показательно, что больше половины национальноговалового продукта вырабатывается на предприятиях негосударственной формысобственности. В последнее время все активнее и последовательнее осуществляютсяреформы в аграрном секторе. Сертификаты на право владеть землей получили около 6,5млн. граждан [1].
Украина, проводя собственную внешнюю политику, открыла себямиру. В системе международных отношений она исповедует следующие принципы [17]:
Во-первых, бесспорным приоритетом государство сделалоевропейский выбор. Это может привести к утверждению европейского образа жизнистраны, ценностей западной демократии, организации и деятельности общественныхучреждений.
Во-вторых, разновекторность внешнеполитической деятельностиделает возможным объединение курса на европейскую интеграцию с эффективнымсотрудничеством с странами постсоветского пространства, прежде всего, сРоссией.
В-третьих, укрепление и дальнейшее развитие стратегическихотношений с США. Сотрудничество с этой страной является существенным факторомуспешного осуществления экономических и политических реформ.
Важным также является наращивание двустороннегосотрудничества с соседними государствами, активизация и углублениевзаимодействия с такими экономически мощными и политически влиятельнымистранами, как Германия, Великобритания, Италия, Канада, Китай, Франция иЯпония. От финансовой и инвестиционной поддержки именно этих государствсущественным образом зависит и решение проблем, связанных с развитием малого исреднего бизнеса.
Безоговорочным фактом является и то, что инвестиции крайненеобходимы украинской экономике и что поступает их очень мало. Об этомсвидетельствует, например, то, что на 1 января 2001 г. общий объем иностранныхкапиталовложений, которые поступили в экономику страны за десять минувших лет,составил лишь 3,86 млрд. американских долларов. Реальные же потребности Украиныоцениваются в 40 млрд. американских долларов.
Большинство экспертов фиксируют создание в последнее времяболее благоприятных условий для поступления иностранного капитала. Это,например, стабилизация макроэкономической ситуации и рост производства(реальный валовой внутренний продукт в январе-апреле 2001 г. сравнительно саналогичным периодом прошлого года возрос на 8,5%), контролируемость инфляции иускорение приватизации, активизация потребительского спроса ипредпринимательства.
Номинальный валовой внутренний продукт по ориентировочнойоценке за январь-июнь 2001 года составил 91299 млн. грн. Рост ВВП в этот периодсоставил 9,1% сравнительно с соответствующим периодом минувшего года.
Объемы промышленного производства за январь-июнь 2001 г. Возрослипротив соответствующего периода минувшего года на 18,5%. Промышленными предприятиямиза январь-июнь произведено продукции на 76 млрд. грн. Возросло производствопродукции во всех регионах страны и по всем основным видам промышленнойдеятельности [13].
Оборот внешней торговли Украины товарами за январь-май 2001года составил 12594,8 млн. долл. США и против соответствующего периода 2000года увеличился на 11,2%. При этом объемы экспорта увеличились на 20,6%,импорта – на 2,6% и составили соответственно 6507,9 млн. и 6086,9 млн.долларов. Положительное сальдо внешней торговли товарами составляло 421 млн.долл. против отрицательного 535,6 млн. долл. в январе-мае 2000 года.
Внешнеторговые сделки Украина осуществляла с партнерами из177 стран мира. Основу товарной структуры экспорта составляли поставки черныхметаллов, продукции химической и связанных с ней отраслей промышленности, атакже минеральных продуктов. В общем объеме импорта товаров свыше 41% стоимостисоставляли минеральное топливо, нефть и продукты ее переработки (в том числе естественныйгаз – почти 24%).
В Украину поступило иностранного давальческого сырья на436,7 млн. долл. США. Экспортировано готовой продукции из импортногодавальческого сырья на 759,9 млн. долл. США. [22]
Оборот предприятий оптовой торговли за январь-июнь 2001 годасоставлял 107,2 млрд. грн. Физический объем оптового товарооборота сравнительнос соответствующим периодом предыдущего года увеличился на 14,7%. Важнымстимулирующим фактором здесь может стать создание сети инвестиционных фондов,страховых компаний, информационно-консалтинговых центров, но этот процесс покачто разворачивается медленно. На улучшение инвестиционного климата направленУказ президента «О дополнительных мерах относительно увеличения поступленийинвестиций в экономику Украины» [2]. Он, в частности, предусматриваетпредварительное обсуждение с инвесторами проектов нормативно-правовых актов поинвестиционной деятельности. Основной формой привлечения иностранных инвестицийв украинскую экономику являются СП с участием иностранного капитала ипредприятия, которые полностью принадлежат иностранным инвесторам. К началу2001 года в Украине было зарегистрировано свыше 5 тыс. совместных предприятий.Прямые иностранные инвестиции поступали сюда из 112 стран. В первом квартале2001 г. наибольшие их объемы направлялись из таких стран [13]:
— США–около 28,8 млн. долл. США (общая сумма инвестиций на
01.04.2001 г. – 664,4 млн. долл. США);
— Нидерланды– 5,3 млн. долл. США (общая сумма – 367,2 млн. долл.
США);
— Великобритания– 13,7 млн. долл. США (общая сумма – 310,7
млн. долл. США).
Значительные объемы инвестиций поступили в Украину также сКипра (357,8 млн. долл.), из России (284,0 млн. долл.), Германии (241,3 млн.долл.). Но сравнительно с 2000 годом наблюдается снижение объемов инвестированияиз этих стран [13].
Инвестиционный процесс зависит от стабильности во многихизмерениях: политической, законодательной, экономической. Процесс политическойтрансформации общества нашел свое логическое развитие в принятии новойКонституции Украины, которая законодательно закрепила новые ориентиры развитияУкраины. Принят ряд законов, которые регламентируют основные аспектыобщественной жизни. Была введена национальная валюта Украины – гривна.Значительные шаги сделаны Правительством относительно снижения инфляции,либерализации цен, внедрения режима свободной торговли. Принят закон «О режимеиностранного инвестирования», что четко определяет гарантии государства,порядок осуществления и регистрации инвестиций. Создана система независимыхрегистраторов, которая должна обеспечить уверенность инвестора в цивилизованныхподходах к регистрации прав собственности. Началось формирование инфраструктурыобслуживания инвесторов.
Тем не менее еще окончательно не решено, какой будетналоговая политика государства, на что могут рассчитывать инвесторы, которыежелают войти в украинский рынок. Они должны иметь уверенность в том, что новыегосударственные подходы не ухудшат экономического состояния объекта ихинвестиций. Поэтому важно предоставить инвесторам соответствующие законодательныегарантии. Не обязательно вводить новые законы в действие уже сегодня, тем неменее ключевые их позиции должны быть официально задекларированы. Следует заметить,что процесс инвестирования должен иметь определенный льготный режим.
Неодиночные случаи, когда денежные средства, которыеперечисляются инвесторами на развитие предприятий, облагаются налогами пообычной ставке налога на прибыль. Деньги, которые поступают по целевомуназначению, должны направляться на развитие украинской экономики в целом. Иностранныеинвесторы ощущают некоторую неуверенность и по причине постоянных измененийподходов государства к процессу привлечения инвестиций [17].
Принятые Верховной радой Украины решения относительно отменыльгот для общих предприятий такую неуверенность усиливает. Понятно, чтосуществует желание привлечь в государственный бюджет Украины дополнительныесредства от налогообложения совместных предприятий и ликвидировать неравныеэкономические условия для иностранных и отечественных инвесторов. Однако это нужноучитывать во время создания законодательных актов, а не после их введения вдействие. Фирмы, которые приняли решение о входе на украинский рынок согласнодействующему законодательству, надеются получить государственные гарантии,согласно которым смогут работать в нормальных экономических условиях и получатьприбыль.
Наиболее эффективным источником внешнего финансированияявляются прямые иностранные инвестиции, за которые Украина не несет ответственности.Это не кредиты, которые мы должны возвращать с процентами. Это личный рисктого, кто вложил деньги. Но именно такие вложения возрождают украинскуюэкономику. Налоги с доходов от их деятельности платятся в украинский бюджет, ане в бюджет страны-инвестора. В то же время экономика Украины сравнительно с другимиэкономиками региона Восточной Европы и бывшего Советского Союза является однойиз наименее привлекательных для иностранных инвесторов. Неблагоприятныйинвестиционный климат (в правовом, экономическом, и инфраструктурном аспектах)предопределяет низкий уровень привлечения прямых иностранных инвестиций вУкраину.
В инвестировании украинской экономики принимают участиепредпринимательские структуры 112 стран мира, но почти половину импортачастного капитала составляют взносы нерезидентов пяти основных стран:Соединенных Штатов Америки – 636 млн. долл. США (16% от общего объемаинвестиций), Нидерландов – 362 млн. долл. США (9%), России – 314 млн. долл. США(8%), Великобритании – 299 млн. долл. США (8%), Германии – 238 млн. долл. США(6%). Удельный вес инвестиций из оффшорных зон (Кипра, Виргинских островов (Великобритания),Ирландии, Лихтенштейна) составляет 19%. Заключенные с этими странами соглашенияотносительно избежания двойного налогообложения стимулируют украинских ииностранных инвесторов создавать компании с перспективой дальнейшегоинвестирования в Украину. Следует отметить, что лишь объемы капиталовложений сКипра возросли в 1,8 раза и составили 10% от общего объема инвестиций.
В Украине на конец 2000 года числилось 7794 предприятия синостранными инвестициями, в том числе за год их количество увеличилось на 432единицы. При этом возрос средний размер инвестиций на одно предприятие до 496тыс. долл. США сравнительно с 441 тыс. долл. США в 1999 году. Свыше половины всехинвестиций осуществлено в предприятия промышленности. Значительные вложениянаправлены в пищевую промышленность – 776 млн. долл. США (20%), машиностроениеи металлообработку – 348 млн. долл. США (9%), топливную промышленность – 227млн. долл. США (6%), черную и цветную металлургию – 181 млн. долл. США (5%),химическую и нефтехимическую промышленность – 162 млн. долл. США (4%). Срединепромышленных областей экономики наиболее привлекают инвесторов: внутренняяторговля – 728 млн. долл.США (19%), финансы и кредит – 248 млн. долл. США (6%),транспорт и связь – 231 млн. долл. США (6%), строительство и промышленностьстроительных материалов – 183 млн. долл. США (5%).
Объемы инвестиций из Украины за 2000 год не изменились и наконец года составляли 98 млн. долл. США, в том числе в стране СНГ и Балтии – 18млн. долл. США (19% от общего объема), в другие страны мира – 80 млн. долл. США(81%) [22].
Шагая в будущее, Украина может взять на вооружение главныеуроки минувшего десятилетия о том, что демократия требует неуклонного соблюдениясоответствующих принципов и свобод, укрепления института гражданского общества.Ее возрождение требует жесткого прагматизма в выводе экономики на траекториюстойкого развития. Привлечение все более широких слоев населения к экономическими социально-экономическим преобразованиям на основах западной демократии — этоцель и средство утверждения Украины в третьем тысячелетии.
Заключение
Из проведенного исследования вытекает, что инвестициипредставляют собой важнейшую экономическую категорию расширенноговоспроизводства, играющую ключевую роль в реализации структурных сдвигов вэкономике и формировании народнохозяйственных пропорций на макроуровне,адекватных рыночным формам хозяйствования.
Сложившаяся в настоящее время в Украине кризисная ситуацияфактически парализовала инвестиционный процесс как на микро- так и макроуровне.Это проявилось в абсолютном сокращении объема капитальных вложений и деформацииисточников их формирования, резком снижении реального производственногонакопления. Поэтому поиск путей стабилизации экономики, в первую очередь,предполагает активизацию инвестиционной деятельности, которая, прежде всего,должна быть сориентирована на коренные структурные преобразования. Это, впервую очередь, касается такой основополагающей пропорции воспроизводства каксоотношение между фондами накопления и потребления в составе национальногодохода.
Мировая практика показывает, что существенное повышениенародного благосостояния достигается не путём снижения нормы накопления, а,наоборот, при ее достаточно высоком уровне и высоких темпах роста национальногодохода. Но для этого необходимо обеспечивать высокий или постоянно возрастающийуровень эффективности производства. Поэтому главной особенностью современнойинвестиционной стратегии должно стать повышение эффективности национальнойэкономики, которая бы позволила расширить границы накопления, приостановила быснижение, а затем и стабилизировала норму производственного накопления.
Из анализа инвестиционной деятельности, в сферепроизводства, вытекает следующий вывод: целью инвестиционных программ должнастать переориентация значительных ресурсов на развитие отраслей, удовлетворяющихпотребительские запросы населения. При этом необходимо в перечень приоритетныхнаправлений включить и отрасли социальной инфраструктуры. Анализ такжепоказывает, что в настоящее время капитальные вложения, в основном,сосредотачиваются в сфере основного производства. Поэтому инвестиционнаястратегия в настоящее время должна быть ориентирована на первоочередноеудовлетворение потребностей в развитии тех отраслей, которые дополняют иобслуживают основное производство. В последние годы произошло резкое сокращениерасходов на социально-культурные потребности, а также науку и научноеобслуживание, что привело к прямому упадку данной сферы.
Сложившуюся в настоящее время в Украине отраслевую структуруинвестиций, нельзя считать оптимальной, ибо она постоянно воспроизводит далеконе совершенную отраслевую структуру экономики в целом. Для преодоленияподобного положения, первостепенное значение имеет развитие рыночных отношений,становление частного предпринимательства, прежде всего, в сферах финансовой ипроизводственной инфраструктур, в области оказания услуг производственного ипотребительского характера, приватизации предприятий бытового обслуживания истановления рыночных форм инвестирования отраслей этих сфер.
Из проведенного анализа вытекает, что основныминаправлениями повышения эффективности инвестиционной деятельности, в настоящеевремя и в ближайшей перспективе, будут:
— улучшение воспроизводственной структуры капиталовложений;
— усовершенствование технологической структуры капитальных;
— изменение отраслевой структуры капитальных вложений впользу отраслей потребительского назначения;
— приоритетное обеспечение капитальными вложениямипрогрессивных направлений научно-технического прогресса;
— увеличение объемов капитальных вложений на строительство социальнойинфраструктуры;
— сбалансированность инвестиционного цикла.
Список источников информации
1. «Об инвестиционнойдеятельности»: Закон Украины от 18.09.1991 г. №1560-ХП.
2. «О дополнительных мерах поповышению поступлений инвестиций в экономику» Украины: Указ Президента Украиныот 22.02.2001 г. №108.
3. «О мерах по улучшениюинвестиционного климата в Украине»: Указ Президента Украины от 12.07.2002 г.№512.
4. «Об утверждении Концепциирегулирования инвестиционной деятельности в условиях рыночной трансформацииэкономики»: Постановление Кабинета Министров Украины от 1.06.1995 г. №384.
5. Aнтонечко Т., Пруненко Д.,Іткін О., Жилякова О. Фактори, що впливають на іноземні інвестиції // ФінансиУкраїни. – №10. – 2002. – С. 35-40.
6. Герасимчук М, Губський Б.Державне регулювання іноземного інвестування // Фінанси України. – №11. – 2004.– С. 90-98.
7. Голиков А.П., Олійник Я.Б.,Степаненко А.В. Вступ до економічної і соціальної географії. – К.: Либідь,1997.
8. Державне регулюванняекономіки / За ред. С. М. Чистова, А. Є. Никикфорова, Т. Ф. Куценко та ін. –К.: КНЕУ, 2000.
9. Ефремов В.А. Перспективныенаправления и механизмы стимулирования инвестиций // Экономика Украины – К.,2003. – №9. – С. 86-92.
10. Згривець Л.Ф. Регулюваннядіяльності іноземних інвесторів // Фінанси України. – №12. – 2002. – С. 90-94.
11. Інвестиціїзовнішньоекономічної діяльності в Україні / Експрес-доповідь Державногокомітету статистики України від 15 лютого 2005 року // Офіційний сайтДержкомстат України: www.ukrstat.gov.ua/.
12. Козик В.В., Пайкова Л.А.,Даниленко Н.Б. Міжнародні економічні відносини. – К.: Знання-Прес, 2001.
13. Макроекономiчний огляд.Украïна, сiчень 2001 року. Украïнський фонд пiдтримки реформ.Киïв, 2001.
14. Мироненко Н. Правда обинвестиционном климате Украины // Український інвестиційний журнал. – №3. –2003. — С. 78-86.
15. Мущинский С.М. Тенденцииразвития инвестирования в жилищное строительство на примере отдельных регионовУкраины // Коммунальное хозяйство городов: Науч.-техн. сб. Вып.62. – К.:Техніка, 2005. – С.75-79.
16. Проблемы привлеченияиностранных инвестиций в Украину. В.И.Торкатюк, д-р техн. наук, Г.Г.Фесенко,канд. филос. наук, Г.Г.Фирсов Харьков: ХНАГХ, 2005
17. Проблемы и пути активизацииинвестиционного процесса на Украине / И.Л. Савенко // Вестник ЛБИ НБУ – 2006. –в.10 – С. 216-220
18. Солдатенко О.В. Правовезабезпечення іноземних інвестицій // Фінанси України. – №16. – 2003. – С.108-112.
19. Соціально-економічнагеографія України: Навч. посібник /За ред. проф. Шаблія О.І. Вид. друге,перероб. і доп. – Львів: Світ, 2000.
20. Україна і світовегосподарство: взаємодія на межі тисячоліть / А. С. Філіпенко, В. С. Будкін, А.С. Гальчинський та ін. – К.: Либідь, 2002.
21. Школа І.М., Вдовівен А.А.Умови залучення інвестиційних ресурсів в економіку регіонів України //Регіональна економіка. – 2002. – № 2. – С.54-67.
22. www.ukrstat.gov.ua/