–PAGE_BREAK– Всех инвесторов по характеру инвестиций и способу формирования капитала можно разделить на три вида: индивидуальные, корпоративные и институционные (институциональные) инвесторы.
Виды инвесторов
Значение
Индивидуальные инвесторы (физические лица)
Они не объединяют свои капиталы и производят инвестирование от своего имени и из собственных средств независимо друг от друга. В странах с развитой экономикой и сформировавшимся финансовым рынком из «сектора домохозяйств», где содержится значительная часть финансовых средств, большая их часть привлекается в производственную сферу, в России же доля вложений в производство, осуществляемых частными инвесторами, ничтожно мала и составляет «не более 5-6% имеющихся у них свободных средств».
Корпоративные инвесторы (организации)
Они занимаются в основном материальным инвестированием; кроме того, основная часть их инвестиций направляется на самофинансирование. В качестве источников инвестирования для таких инвесторов могут выступать как собственные, так и привлеченные денежные средства, однако, в отличие от институционных инвесторов, основной целью деятельности которых является привлечение средств других инвесторов и осуществление инвестиций, корпоративные инвесторы в качестве своей основной цели имеют осуществление производственной либо иной предпринимательской деятельности.
Институционные инвесторы
Это финансовые посредники, которые в качестве основной своей функции формируют свой капитал за счет средств вкладчиков и размещают их главным образом в ценные бумаги. Для осуществления своей профессиональной деятельности они должны в случаях, предусмотренных законом, иметь специальное разрешение на осуществление отдельного вида деятельности. Понятие «институциональный инвестор» объединяет юридических лиц, активно привлекающих и вкладывающих средства других инвесторов в акции и другие финансовые инструменты (страховые компании, депозитарные учреждения, инвестиционные компании, профессиональные участники фондового рынка).
Таблица 1.1 – Виды инвесторов
Субъекты инвестиционной деятельности вправе совмещать функции двух или нескольких участников. Так, инвесторы, наряду с ролью вкладчиков, могут выступать одновременно в роли заказчиков, кредиторов, покупателей и других участников инвестиционного процесса.
Следует выделить и объекты инвестиционной деятельности:
1. денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги;
2. движимое и недвижимое имущество (технологии, машины, оборудование, здания, транспортные средства, вычислительная техника, сооружения);
3. лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, авторские права, патенты, ноу- хау, программные продукты, опыт и другие интеллектуальные ценности. Ноу-хау – совокупность технических, технологических и иных знаний, оформленных в виде документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации производства, но незапатентованных. Различают ноу-хау научно- технического, управленческого и финансового характера;
4. права пользования землей, недрами и другими природными ресурсами, а также иные имущественные права.
Инвестиции в качестве материальной и нематериальной базы связаны с собственным процессом производства. Финансовые инвестиции являются инвестированием в чужой процесс воспроизводства.
Инвестиционная деятельность состоит из:
. инвестиционных разработок (предварительное исследование, обосновывающее решение, эффективность и целесообразность инвестиции);
. капитального строительства (проектирование, выполнение строительно- монтажных работ, пуско-наладочных и других видов работ, постановка машин и оборудования, ввод в действие основных фондов и достижение проектных мощностей).
Классификация инвестиций
Наиболее комплексная классификация представлена в работе Бланка Н.А., в которой все инвестиции классифицируются по следующим признакам:
1) по объектам вложения;
2) по характеру участия в инвестировании;
3) по периоду инвестирования;
4) по формам собственности инвестиционных ресурсов;
5) по региональному признаку.[5, с.41]
Более подробно рассмотрим классификацию инвестиций другого автора в приложении 1.
1.3 Актуальные проблемы инвестиционной сферы РФ
Инвестиционная сфера – это совокупность отраслей экономики, продукция которых выступает в роли инвестиций. В состав инвестиционной сферы входят:
-сфера капитального строительства;
-инновационная сфера;
-сфера обращения финансового капитала;
-сфера реализации имущественных прав субъектов.
Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы (заказчики), подрядчики и пользователи объектов, поставщики товарно-материальных ценностей, банки, инвестиционные компании, граждане государства и зарубежных стран.
В зависимости от субъекта инвестиционной деятельности выделяются:
-государственные инвестиции (средства бюджетов, внебюджетных фондов, заемные средства, средства государственных предприятий);
-инвестиции граждан;
-инвестиции негосударственных предприятий;
-иностранные инвестиции;
-совместные инвестиции.
Инвестиционная деятельность — это деятельность субъектов на рынке инвестиций, целью которых является расширение экономического потенциала объекта инвестиций с помощью наиболее эффективных форм вложения капитала в рамках общей стратегии развития. Инвестиционная деятельность в Российской Федерации начала активно развиваться в эпоху развития рыночных отношений. В начале 90-х годов практически все отрасли российской экономики пришли в состояние стагнации, вследствие развития инфляционных процессов в стране. Однако, в середине 90-х годов ситуация изменилась к лучшему. В это время стали появляться новые предприятия, модернизироваться имеющиеся, что потребовало активного развития рынка инвестиций. В начале XXI-го столетия рынок реальных инвестиций стал одним из самых развивающихся. В настоящий момент в стране реализуется большое количество инвестиционных проектов, инвесторами которых являются российские и зарубежные компании и частные инвесторы.
Актуальность проблемы управления инвестиционными проектами проявляется вследствие активного развития рынка инвестиций в последние годы. Эффективная деятельность предприятия в долгосрочной перспективе, обеспечение высоких темпов их развития и повышения конкурентоспособности в условиях перехода к рыночной экономике в значительной мере определяется уровнем их инвестиционной активности и диапазоном инвестиционной деятельности. Тема исследования актуальна, поскольку комплекс вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности предприятия, требует глубоких знаний теории и практических навыков принятия управленческих решений в области обоснования инвестиционной политики, выбора наиболее эффективных её направлений и форм.
Управление инвестициями представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с осуществлением различных аспектов инвестиционной деятельности предприятия, на прединвестиционном, инвестиционном и постинвестиционном этапах. Управление инвестициями сопряжено с рядом проблем, которые возникают при отборе альтернативных инвестиционных проектов (прединвестиционный этап), их реализации (инвестиционный этап) и на эксплуатационной стадии (постинвестиционный этап).
На прединвестиционном этапе основной проблемой предприятия является поиск инвестора. Все инвестиционные проекты, которые реализуются на предприятиях, финансируются за счет собственных средств и за счёт внешних источников. Поиск инвесторов — это актуальная проблема для всех отечественных предприятий и малого бизнеса в целом. Любое предприятие для расширения своей деятельности, ввода новых объектов, расширении или модернизации прибегает к финансированию как за счет внутренних, так и за счет внешних источников.
Финансирование за счет внутренних источников вызывает отвлечение средств предприятия из оборота, что влечет за собой возникновение финансовых трудностей и как следствие потерь предприятия в виде убытков. Финансирование за счет внешних источников можно разделить на два вида: финансирование за счет привлечения банковского кредита и финансирование за счет средств инвесторов. Пользование банковским кредитом для предприятия является дорогим источником привлечения средств, к тому не все предприятия, реализующие инвестиционный проект соответствуют допустимому и необходимому классу кредитоспособности. К тому же вновь созданные предприятия, которые не имеют доставочного капитала, гарантии, и обеспечения возврата полученного кредита могут получить средства, необходимые на реализацию инвестиционных проектов не более чем 500000 рублей, которых для реализации инвестиционного проекта недостаточно.
На инвестиционном этапе актуальными проблемами при реализации инвестиционных проектов являются: очень быстрый рост цен и тарифов, особенно на строительные материалы; очень высокие транспортные расходы на поставку оборудования и материалов; продолжительный период времени строительства и монтаж оборудования, что увеличивает стоимость проекта; вероятность неточных расчетов стоимости инвестиционного проекта из-за наличия инфляции.
В данной главе я привела толкования понятия “инвестиции”, которые в различных разделах экономической науки и разных областях практической деятельности имеют свои особенности. Немаловажную ступень в инвестиционном процессе занимают участники инвестиционной деятельности, в роли которых могут выступать инвесторы, заказчики, пользователи работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, банковские, страховые организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса. Классификация инвестиций позволяет не только их грамотно учитывать, но и анализировать уровень их использования со всех сторон и на этой основе получать объективную информацию для разработки и реализации эффективной инвестиционной политики.
2 Анализ динамики и структуры инвестиций в экономику Российской Федерации
2.1 Оценка инвестиционного климата в России
Инвестиционный климат — (англ. investment climate) — экономические, политические, финансовые условия, оказывающие влияние на приток внутренних и внешних инвестиций в экономику страны. Благоприятный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам. [24, с. 113]
Инвестиционный климат можно определить как набор факторов, характерных для данной страны и определяющих возможности и стимулы фирм к активизации и расширению масштабов деятельности путем осуществления продуктивных инвестиций, созданию рабочих мест, активному участию в глобальной конкуренции.
Инвестиционным климатом (иногда предпринимательским) называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы. Этот климат складывается из большого числа элементов (так называемых факторов риска), которые можно объединить в следующие группы:
1) социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы;
2) внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития;
3) внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы.
Каждый фактор риска имеет свою долю и оценивается в баллах. Поэтому становится возможным количественное измерение, как отдельных групп факторов риска, так и инвестиционного климата в целом. Упомянутые выше группы факторов риска определяют ситуацию в самых важных для иностранного предпринимателя сферах жизни той страны, в которой он собирается вложить (или уже вложил) свой капитал. С точки зрения иностранного предпринимателя, это факторы, характеризующие различные виды риска, с которыми он сталкивается в зарубежной стране. В данном случае риск — это вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором. Поэтому вместо термина «фактор риска» может употребляться просто «риск», а вместо социально-политической ситуации (внутриэкономической, внешнеэкономической) в стране и перспективах ее развития можно говорить о социально-политических (внутриэкономических, внешнеэкономических) рисках.
Социально-политический риск оценивается прежде всего исходя из того, насколько стабильна ситуация в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут изменить экономическую политику страны настолько, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично можно определить и внутриэкономический, и внешнеэкономический риск.
Существует и чаще используется также другой подход к классификации рисков.
Выделяют следующие три группы:
1) политические риски (включая и некоторые социальные);
2) финансовые риски, определяющие в основном платежеспособность страны с точки зрения предоставления ей и ее юридическим лицам ссудного капитала;
3) риски операций и в особенности:
* риски для внешнеторговой деятельности (внешнеторговый риск);
* риски для производственной деятельности (производственный риск).
Оценка рисков чрезвычайно важна для любого инвестора, но особенно для осуществляющего капиталовложения за рубежом, так как он попадает в незнакомую среду. Поэтому ему следует отчетливо представлять достоинства и недостатки систем оценки инвестиционного климата:
а) подбор факторов риска и их доля в любой системе не могут быть полностью объективны. Поэтому целесообразно сравнивать оценки риска, даваемые различными системами;
б) при анализе факторов риска инвестору целесообразно уделять особое внимание тем из них, с которыми он будет сталкиваться чаще;
в) все вышеуказанные системы оценки деловых рисков недостаточно конкретны и слабо специализированы по отраслям, в которых фирма намеревается осуществить инвестиции.
Пoнятиe «инвecтициoнный климaт» oтpaжaeт cтeпeнь блaгoпpиятнocти cитyaции, cклaдывaющeйcя в тoй или инoй cтpaнe (peгиoнe, oтpacли) пo oтнoшeнию к инвecтициям, кoтopыe мoгyт быть нaпpaвлeны в cтpaнy (peгиoн, oтpacль). Оцeнкa инвecтициoннoгo климaтa ocнoвывaeтcя нa aнaлизe фaктopoв, oпpeдeляющиx инвecтициoнный климaт cпocoбcтвyющиx экoнoмичecкoмy pocтy. Обычнo для этoгo пpимeняютcя выxoдныe пapaмeтpы инвecтициoннoгo климaтa в cтpaнe (пpитoк и oттoк кaпитaлa, ypoвeнь инфляции и пpoцeнтныx cтaвoк, дoля cбepeжeний в ВВП), a тaкжe вxoдныe пapaмeтpы, oпpeдeляющиe знaчeниe выxoдныx и xapaктepизyющиe пoтeнциaл пo ocвoeнию инвecтиций и pиcк иx peaлизaции. К ним oтнocятcя: пpиpoдныe pecypcы и cocтoяниe экoнoмики; кaчecтвo paбoчeй cилы; ypoвeнь paзвития и дocтyпнocть oбъeктoв инфpacтpyктypы; пoлитичecкaя cтaбильнocть и пpeдcкaзyeмocть; мaкpoэкoнoмичecкaя cтaбильнocть; кaчecтвo гocyдapcтвeннoгo yпpaвлeния; peгyлиpoвaниe экoнoмичecкoй жизни; ypoвeнь coблюдeния зaкoннocти и пpaвoпopядкa; зaщитa пpaв coбcтвeннocти; oбязaтeльнocть пapтнepoв пpи иcпoлнeнии кoнтpaктoв; кaчecтвo нaлoгoвoй cиcтeмы и ypoвeнь нaлoгoвoгo бpeмeни; кaчecтвo бaнкoвcкoй cиcтeмы, дocтyпнocть кpeдитoвaния; oткpытocть экoнoмики, пpaвилa тopгoвли c зapyбeжными cтpaнaми; aдминиcтpaтивныe, тexничecкиe, инфopмaциoнныe и дpyгиe бapьepы выxoдa нa pынoк; ypoвeнь мoнoпoлизмa в экoнoмикe.
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала Euromoney, на основе, которой дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. Для оценки используется девять групп показателей: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; неспособность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем.
Нaибoлee cyщecтвeнныe фaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Рoccии: мaкpoэкoнoмикa, сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa, гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe и экoнoмичecкaя пoлитикa, интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть, зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa, сoблюдeниe oбязaтeльcтв пo кoнтpaктaм, пpecтyпнocть и кoppyпция, нaлoги, бaнкoвcкaя cиcтeмa, вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa, пoлитикa мecтныx влacтeй, рaзличия в инвecтициoннoм климaтe для мecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.
В приложении 2 рассмотрим проблемы низкой привлекательности инвестиционных проектов в России и регионах.
Существуют разные точки зрения на инвестиционную привлекательность России. Наиболее категоричной на наш взгляд является мнение Паршина, изложенное в книге «Почему Россия не Америка».
Вопрос об инвестициях использовался для политического давления. «Не снимайте Гайдара — а то не дадим 24 миллиарда». «Разгоните парламент — будут инвестиции». «Не выберете Зюганова — и экономика расцветет». И это действовало.[23, с. 37- 44]
В 1998-м году тон западных советов стал более меланхоличен. Это легко объяснимо — не только иностранных инвестиций в производство не было, но и отечественные инвесторы предпочитали так или иначе вывозить капиталы за границу, а не вкладывать в производство. Инвестиции из России пошли на Запад. Привлечь иностранные инвестиции в Российское промышленное производство нельзя никакими силами. Трудно поверить столь категоричному утверждению, а, тем не менее, оно верно, по крайней мере, соответствует практике.
Главное отличие инвестиций от дачи денег в долг состоит в том, что инвестор рассчитывает только на прибыль от производства. Если прибыли не будет, то это проблемы инвестора, значит, он просто потерял свои деньги.
Очевидно, что, вкладывая иностранные деньги, инвестор хочет получить прибыль, и тоже в иностранных деньгах, то есть в валюте. То есть либо полученную продукцию можно будет продавать за границей, тогда она должна быть конкурентоспособной на мировом рынке, либо продукция будет продаваться у нас. В первом случае прибыль будет получаться за счет иностранного потребителя, и частично и мы будем ее получать — в валюте. Во втором случае прибыль образуется внутри страны, за наш счет, а так как инвесторы прибыль забирают себе, то мы платим им за эту продукцию валюту, заработанную нами другими способами — продажей сырья, например, или получением кредитов.
Существует такое понятие, как «эффективная площадь», то есть территория, пригодная для жизни. Считается, да и весь опыт человечества это подтверждает, что лишь на эффективной территории возможна относительно нормальная человеческая деятельность. Так вот по эффективной площади мы на пятом месте в мире, а не на первом. Лишь треть нашей земли — «эффективная». Но и наша эффективная площадь — самая холодная в мире. Мы не Индия, не Китай и даже не Канада.
Климат России суровей, чем в любой индустриальной стране мира, и это влияет на эффективность любого производства, если определять эффективность по критерию издержки/выгоды. Это, как мы увидим, касается не только сельского хозяйства.
И у суровости российского климата есть, увы, денежное выражение. Первое, с чем сталкивается в России потенциальный инвестор — это поразительная дороговизна капитального строительства по сравнению с любой страной мира. В зависимости от вида строительства его стоимость выше, чем в Западной Европе, в 2-3 раза. По сравнению с субтропиками — в несколько раз. Соответственно выше и амортизационные выплаты, а здания менее долговечны. Построить здание или арендовать уже построенное в России существенно дороже, чем в других странах мира.
Ресурсы — это сырье, комплектующие, оборудование, лицензии, технологии.
Очевидно, что в условиях мирового рынка цена на все покупное во всем мире примерно одинакова. В этом и состоит привлекательность свободного мирового рынка. Но это значит, что разворачивать на территории России какое-нибудь производство из покупного сырья ничуть не выгоднее, чем в любом другом месте.
Если построить условную карту мира, на которой расстояния от источников сырья до потребителей будут заменены на стоимость доставки, то все океаны «стянутся» в небольшое пятно, и все приморские страны окажутся рядом друг с другом, зато центр России будет значительно удален от всех стран мира. Доставка даже тюменской нефти в центр России обходится в принципе ненамного дешевле, чем в Западную Европу.
Говорят, что у нас много сырья. Это миф, считает автор. У нас не так много природных ресурсов, как утверждают экспортеры. Точные данные о запасах нефти у нас на самом деле почему-то секретны, хотя для оценки месторождений привлекаются американские аудиторские фирмы. По зарубежным оценкам у нас 7% мировых. Много это? Это мало. Это мизер. После распада Союза многих цветных и редких металлов, необходимых для серьезной промышленности, в России просто нет.
Из пяти составляющих общего объема затрат на любое производство в условиях нашей страны две (сырье и нерыночные изъятия) — не ниже среднемировых, а три (капитальные вложения, накладные расходы и минимально необходимая зарплата) — существенно, в несколько раз, выше.
Инвестиционной политики в нашем государстве до недавнего времени уделялось достаточно внимания, однако уже сейчас государство начало понимать всю важность правильной инвестиционной политики и, что самое важное, начало предпринимать шаги в нужном направлении, и последние два-три года наблюдаются некоторые сдвиги в изменении инвестиционной политики государства, постепенно ликвидируются структурные перекосы в экономике России, стабилизировался курс рубля, снижаются процентные ставки. Но государство понимает, что снижение инфляции и процентных ставок не дадут автоматического эффекта в виде роста инвестиций и производства. Это прежде всего связано с двумя факторами:
1. С неготовностью получателей инвестиций — предприятий к эффективному освоению средств, в первую очередь из-за низкого качества управления;
2. С неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в не реформированные предприятия по причине как высоких рисков (незащищённость прав собственности, значительный риск невозврата средств из-за плохого управления), так и невозможности более или менее адекватно определить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия, ликвидность предприятий, их инвестиционная деятельность). [20, с. 63-68]
В 2003 году, впервые за постсоветскую историю, уровень инвестиций в Россию превысил отток капитала. В частности, одним из факторов притока иностранных инвестиций Греф назвал вступление России в ВТО. Российский министр финансов Алексей Кудрин приветствовал эту тенденцию как признак растущей веры в российскую экономику. «Риски в России снизились до небывалого за всю историю уровня, и доллары текут в страну с беспрецедентным темпом». Несмотря на значительный рост инвестиций в РФ за последние годы, их абсолютный уровень остается все-таки низким для достижения цели по удвоению ВВП в течение десяти лет, отмечается в докладе Всемирного банка, посвященном экономике РФ. По мнению экспертов банка, инвестиционный климат осложняется по-прежнему неопределенной будущей ролью государства в российской экономике. Специалисты полагают, что негативными факторами для инвесторов стали гонения на ЮКОС и неразбериха, связанная с пенсионной реформой.
Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ в 2005-2007гг. говорил, что в принципе с точки зрения инвестиционной привлекательности Россия находится на достаточно высоком месте. Кредитный рейтинг России поднят до инвестиционного уровня тремя рейтинговыми агентствами. В соответствии с оценкой консалтингового агентства «Эй Ти Керни», которое формирует инвестиционный рейтинг, Россия занимает 11-е место по привлекательности вложений прямых иностранных инвестиций. По оценкам компании «Эрнест и Янг», среди стран Восточной Европы Россия по привлекательности уступает только Польше. [21, с. 15]
Одним из главных факторов роста инвестиций в 2000 — 2009 годах являлось улучшение инвестиционного климата в результате реформ, проводимых в Российской Федерации.
В числе основных институциональных преобразований можно назвать: либерализацию валютного регулирования; реформирования законодательной базы землепользования, совершенствование градостроительного законодательства; реформу технического регулирования; снижение налоговой нагрузки на экономику (снижение ставок налогов на прибыль, доходы физических лиц, НДС, единого социального налога, отмена импортных пошлин на ввозимое оборудование, введение льгот по НДПИ для добывающих компаний, предоставление компаниям возможности использования гибкой амортизационной политики).
Кроме того, на улучшение инвестиционного климата России оказало серьезное влияние создание законодательной базы новых, а также совершенствование традиционных инвестиционных механизмов. Речь идет, прежде всего, о федеральных законах «Об особых экономических зонах» и «О концессионных соглашениях», а также о Постановлении Правительства Российской Федерации «Об инвестиционном фонде Российской Федерации».
Последовательное повышение суверенных кредитных рейтингов Российской Федерации отражает положительную оценку международным сообществом инвестиционного климата в России.
продолжение
–PAGE_BREAK–
2.2 Анализ инвестиционного процесса в РФ
Инвестиционный процесс — это последовательность связанных инвестиций, растянутых во времени, отдача от которых также распределена во времени. Этот процесс характеризуется двусторонним потоком платежей, где отрицательные члены потока являются вложениями денежных средств в инвестиционный проект, а положительные члены потока — доходы от инвестированных средств.
Субъектами инвестиционных процессов являются поставщики и потребители инвестиционных ресурсов. Субъектами могут быть как физические, так и юридические лица, в том числе и иностранные, а также государства и международные организации. В качестве участников (субъектов) инвестиционной деятельности могут выступать инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи и другие участники инвестиционного процесса.
Втeopииyпpaвлeнияинвecтициoннымипpoцeccaмивыдeляeтcятpиypoвняиepapxииинвecтициoннoгo управлениявнaциoнaльнoйэкoнoмикe.
Название уровня
Краткое значение
Макроуровень
Уровень страны в целом
Мезоуровень
Уровень отдельных регионов
Микроуровень
Уровень отдельной корпорации, фирмы, предприятия
Таблица 2.1 — Уровни инвестиционного управления
Глaвнaя зaдaчa тeopии, изyчaющeй инвecтициoнныe пpoцeccы, — иccлeдoвaниe пyтeй и нaпpaвлeний иx aктивизaции, paзpaбoткa мeтoдoлoгии aдeквaтнoй экoнoмичecкoй oцeнки инвecтиций нa вcex пepeчиcлeнныx ypoвняx иepapxии инвecтициoннoгo мeнeджмeнтa, пoзвoляющeй oпpeдeлять и oбocнoвывaть для пoтeнциaльныx инвecтopoв нaибoлee эффeктивныe нaпpaвлeния влoжeния иx кaпитaлoв, a для yчacтникoв инвecтициoннoгo пpoцecca, иницииpyющиx инвecтициoнныe пpoeкты и пpeдлoжeния и peaлизyющиx иx, — вapиaнты нaибoлee эффeктивнoгo иcпoльзoвaния инвecтиций.
Органы государственной статистики России систематически публикуют обширную информацию о динамике и структуре инвестиций по каждому субъекту РФ. Рост инвестиций за последние три года в целом по России составил 27%. Анализ показывает, что в разрезе субъектов и по округам происходит не равномерный рост инвестиций. Если в Северо-Западном федеральном округе (ФО) рост составил в 1,7 раза и в Дальневосточном — в 1,8 раза, то вложения в экономику Центрального ФО за этот период увеличились на 13%, Приволжского — на 15%, а инвестиции в регионы Южного ФО даже сократились на 2%. Наиболее быстро росли инвестиции в экономику таких субъектов Федерации, как г. Санкт-Петербург (в 2 раза), Архангельская область (в 2,1 раза), Омская область (в 2,3 раза), Сахалинская область (в 2,3 раза), Еврейская автономная область (в 2,7 раза).
Степень обеспеченности инвестиционными ресурсами резко различается по субъектам Федерации. Так, если в среднем по России в 2007 г. на душу населения приходилось 15,1 тыс. руб. в год, то на Чукотке — 159 тыс. руб. (т.е. более чем в 10 раз выше среднероссийского уровня), в Тюменской области — 109 тыс. руб. (более чем в 7 раз), на Сахалине — 51,5 тыс. руб., в Якутии — 30,7 тыс. руб. Высокий уровень показателя инвестиций на душу населения сложился также в Приморском крае, Ленинградской области, Республике Коми, г. Москве. В то же время в Республике Дагестан этот показатель составляет всего 4,1 тыс. руб., в Ивановской области — 4,2 тыс. руб., Республике Бурятии — 4,4 тыс. руб., т.е. в 3 и более раза ниже среднероссийского показателя.
Устойчивое увеличение доли инвестиций в общем объеме наблюдается только в Северо-Западном округе, что обусловлено инвестиционной привлекательностью г. Санкт-Петербурга. Повышается также доля Архангельской области. Тенденция к снижению доли Центрального ФО в общем объеме инвестиций связана с относительной перенасыщенностью инвестициями г. Москвы и Московской области. Динамика доли инвестиций в Приволжском ФО обусловлена, главным образом, снижением доли инвестиций в экономику Республик Башкортостана и Татарстана. В структуре инвестиций устойчиво снижается доля Южного ФО, что обусловлено, вероятно, политической нестабильностью в республиках Северного Кавказа. Динамика доли инвестиций в Уральском ФО практически полностью определяется характером роста инвестиций в Тюменскую область. Среди субъектов РФ Сибирского ФО повышается доля инвестиций в Кемеровскую, Новосибирскую, Омскую области и Алтайский край.
Из федеральных округов по объему инвестиций выделяются Центральный и Уральский — здесь сосредоточена почти половина инвестиций в российскую экономику. Это обусловлено не только весомой долей этих округов в структуре производства ВВП (примерно 45% производства российского ВВП), но и высокой инвестиционной привлекательностью этих регионов. Из субъектов Федерации этих округов наибольший объем инвестиций характерен, прежде всего, для Тюменской области, г. Москвы и г. С.-Петербурга — в них направляется почти треть инвестиций в российскую экономику.
Для изучения тенденций равномерности распределения инвестиций по регионам были рассчитаны коэффициенты региональной их концентрации по формуле:
K = * dr -1/n,
где dr -доля субъекта Федерации r в общем объеме инвестиций;
n -число субъектов РФ.
Теоретически значение коэффициента концентрации инвестиций может изменяться от 0 до 2. Если коэффициент меньше единицы, это означает, что инвестиции по регионам распределяются относительно равномерно, если больше единицы — преобладает тенденция их концентрации в небольшом числе регионов.
Расчеты данного коэффициента по субъектам Федерации показали, что в 2000 года его значение составило 0,80, в 2001 году оно повысилось до 0,89 и примерно на этом же уровне осталось в 2002 году (0,894). Таким образом, в России с 2000 года до 2002 года наблюдалась тенденция к усилению региональной концентрации инвестиций за счет увеличения инвестиций в Тюменской области, г. С.-Петербурге, Краснодарском крае. В 2003 году наметилась противоположная тенденция — коэффициент концентрации инвестиций снизился до 0,794. Это объясняется произошедшим снижением доли инвестиций в Тюменской области, а также таких субъектов РФ, как г. Москва, Республики Башкортостан, Татарстан, Краснодарский край, Пермская область, Красноярский край.
В условиях финансового кризиса ожидать улучшения условий инвестирования не обоснованно, поэтому, рассматривая тенденции изменения инвестиционного климата в регионах, следует отметить, что в регионах, обладающих высоким инвестиционным потенциалом, вероятность сохранения в текущем году инвестиционного климата на сложившемся в 2008 году уровне составляет более 70%. В регионах, характеризующихся низким уровнем инвестиционного потенциала, более 60 % — вероятность того, что инвестиционный климат в этих регионах ухудшится.
Учитывая состояние инвестиционного климата и возможности региона, активизировать роль органов регионального управления инвестиционными процессами.
Так, если состояние инвестиционного климата характеризуется ростом инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, то участие органов управления регионами в инвестиционных процессах может ограничиться только функциями контроля и мониторинга за развитием инвестиционных процессов. В этом случае изменение инвестиционного климата определяется действием рыночных сил, а именно конкуренции как на рынке инвестиционных ресурсов, так и на рынке инвестиционных товаров.
Если состояние инвестиционного климата определяется ростом инвестиционной привлекательности при одновременном снижении инвестиционной активности, то целесообразно, определить переинвестированные и недоинвестированные сектора региональной экономики, и направить государственные и региональные инвестиции в недоинвестированные сектора. В этом случае не произойдет оттока капитала из региона, а формирование дополнительных объектов инвестирования позволит перераспределить капитал внутри региона, обеспечив удовлетворительную с позиций инвестора отдачу уже за счет активизации механизмов инвестиционного рынка.
В данных регионах ожидается повышение инвестиционной привлекательности и увеличение объемов вложений на 20 — 21 %, что на 3 % превысит темп их роста в 2008 году. При этом в 2015-2017 гг. прогнозируется снижение инвестиционной активности в таких регионах как Калининградская область, Приморский край, Псковская область и других. Это объясняется негативным воздействием политического, инфраструктурного и социального факторов.
Если снижение инвестиционной привлекательности региона сопровождается одновременным ростом инвестиционной активности, то регулирование инвестиционного климата в регионе целесообразно построить на приоритетном влиянии рыночных сил на развитие инвестиционных процессов при курирующей роли органов управления региональным развитием, которая должна заключаться в обеспечении необходимой поддержки инвесторов и создании условий для свободного перемещения капитала. Поскольку объем инвестиций в регион растет, то это будет способствовать росту инвестиционной привлекательности, что при условии устойчивости нормативно-правового регулирования инвестиционных процессов будет способствовать росту инвестиционной привлекательности, а, следовательно, и улучшению состояния инвестиционного климата в регионе.
В регионах, попавших в данную группу, ожидается сохранение положительной тенденции прироста инвестиций, однако темпы увеличения объемов вложений по сравнению с 2008 годом снизятся и составят 12 — 18 %.
Если состояние инвестиционного климата определяется одновременным снижением инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, то основным инструментом управления инвестиционным климатом региона становится государственное регулирование инвестиционных процессов.
Учитывая, что при одновременном снижении инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности инвестиционные процессы находятся в состоянии кризиса, обусловленного, прежде всего, ресурсными ограничениями, регулирование инвестиционных процессов будет заключаться, во-первых, в активизации дополнительных источников финансирования инвестиций, во-вторых, в перераспределении государственных инвестиций согласно критерию максимизации стоимости вложенного капитала.
В регионах, характеризующихся одновременным снижением инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности, значительных колебаний объемов инвестиций не предвидится. Некоторое оживление прогнозируется на инвестиционном рынке отдельных регионов этой группы, где ожидается увеличение темпов прироста объемов инвестиций на 1,5 — 4 % преимущественно за счет жесткого государственного регулирования.
Перераспределение инвестиций позволит значительно улучшить инвестиционный климат, как каждого региона, так и России в целом. Управление инвестициями в регионах позволит в среднесрочной перспективе (к 2015 году) обеспечить по сравнению с 2008 годом рост объема инвестиций в регионы РФ в среднем в 1,2 — 1,4 раза. Лидирующие позиции сохраняться за г. Москва, Ханты — Мансийским и Ямало — Ненецким Автономными округами.
К 2020 году, прогнозируется стабилизация темпов прироста объемов инвестиций, которые составят 6 — 6,4 %. Сохранятся лидирующие позиции сырьевых регионов. Улучшится положение в регионах Дальнего Востока и Крайнего Севера за счет развития инфраструктуры и роста объемов ВРП.
Незначительное падение объемов инвестиций ожидается в 2022 — 2024 гг., что обусловлено снижением ожидаемой рентабельности инвестиций за счет насыщения рынков сбыта. Однако, к 2025 году объемы инвестиций вновь начнут увеличиваться за счет размещения капиталов в науку и наукоемкие отрасли, выхода на новые рынки и за счет увеличения числа свободных экономических зон на территории Российской Федерации. В результате сократится социальная напряженность, улучшится благосостояние граждан, повысится производительность труда. Это даст толчок к новому витку в развитии страны.
Таким образом, стимулирование инвестиций и переинвестирование является приоритетной задачей и одним из первых шагов к улучшению инвестиционного климата.
2.3 Исследование динамики иностранных инвестиций в России
Рассмотрим динамику поступления иностранных инвестиций в Россию.
В 2008 г. в РФ поступило 103,8 млрд.долл. иностранных инвестиций, что на 14,2% ниже аналогичного показателя 2007 г. (табл.2.2).
Согласно отчёту по инвестициям конференции ООН по торговле и развитию, опубликованному в октябре 2008 г., по объёму привлечённых прямых иностранных инвестиций в 2007 г. РФ вышла на 9-е место в мире (2006 г. — 10-е, 2005 г. — 15-е). Как и в предыдущем году, среди развивающихся стран Россия заняла 2-е место после Китая (2005 г. — 3-е) По данным доклада «World Investment Report», UNCTAD 2007, 2008.
Год
В млн.долл.
% к предыдущему году
Всего
Прямые
Портфельные
Прочие
Всего
Прямые
Портфельные
Прочие
2004
40509
9420
333
30756
136,4
138,9
83,0
136,6
2005
53651
13072
453
40126
132,4
138,8
136,3
130,5
2006
55109
13678
3182
38249
102,7
104,6
700,0
95,3
2007
120941
27797
4194
88950
219,5
203,2
131,8
232,6
2008
103769
27027
1415
75327
85,8
97,2
33,7
84,7
Январь-сентябрь
75759
19201
1296
55295
86,2
97,7
83,7
82,8
Октябрь-декабрь
27976
7826
119
20031
84,8
96,0
4,5
90,2
продолжение
–PAGE_BREAK–
Таблица 2.2 – Структура иностранных инвестиций в российскую экономику
По итогам 2008 г. объём прямых вложений в российскую экономику по сравнению с 2007 г. снизился на 2,8%. Снижение произошло за счёт такой составляющей, как кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций, которые сократились за рассматриваемый период на 16,3%. Взносы в уставной капитал, наоборот, выросли на 7,4%, до 15,9 млрд.долл. Таким образом, удельный вес кредитов, полученных от зарубежных совладельцев организаций, в структуре прямых иностранных инвестиций в РФ уменьшился с 42,0% в 2007 г. до 36,2% в 2008 г., а доля взносов в уставной капитал выросла с 53,2 до 58,8%.
В совокупной структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2008 г., наибольшее снижение (на 66,3%) отмечено в сегменте портфельных инвестиций, основную массу которых составляют инвестиции в акции и паи (2007 г. — 95,5% объёма портфельных инвестиций, 2008 г. — 79,6%).
Прочие инвестиции в 2008 г. снизились по отношению к 2007 г. на 15,3%. Доля торговых кредитов в структуре прочих вложений выросла с 15,8% в 2007 г. до 21,5% в 2008 г. По срокам привлечения средств объём кредитов сроком свыше 6 месяцев снизился на 27,1%.
Таким образом, по сравнению с предыдущим годом в 2008 г. Структура иностранных инвестиций в российскую экономику претерпела некоторые изменения.
Как и в предыдущем году, в 2008 г. сохранилась наибольшая концентрация иностранных инвестиций в промышленности и сфере торговли. При этом по итогам 2008 г. иностранные вложения в промышленность практически не изменились по сравнению с 2007 г., в сферу торговли снизились в 2 раза. Существенное сокращение инвестиций в торговлю привело к уменьшению её удельного веса в отраслевой структуре иностранных инвестиций по отношению к предыдущему году. Распределение иностранных инвестиций по основным отраслям российской экономики представлено в табл. 2.3.
В структуре иностранных инвестиций в промышленность по итогам 2008 г. отмечено снижение на 28,7% вложений в добычу полезных ископаемых (в 2007 г. отмечался рост в 1,9 раза). Иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли выросли на 6,2% (в 2007 г. рост инвестиций в обрабатывающую промышленность составил 2,1 раза). В обрабатывающей промышленности на 36,7% выросли инвестиции в пищевую промышленность, на 53,8% — в химическое производство, достигнув показателей в 4,0 млрд.долл. и 2,5 млрд.долл. соответственно. Иностранные вложения в металлургию в 2008 г. по сравнению с предыдущем годом снизились на 4,8%, составив 14,5 млрд.долл.
В млн.долл.
Изменение в % к предыд. году
% к итогу
2006
2007
2008
2006
2007
2008
2006
2007
2008
Промышленность
24607
50163
49704
101,2
203,9
99,1
44,7
41,5
47,9
Транспорт и связь
5297
6703
4861
137,9
126,5
72,5
9,6
5,5
4,7
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
13089
47310
23905
64,0
361,4
50,5
23,8
39,1
23,0
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
5998
8414
15378
230,1
140,3
182,8
10,9
7,0
14,8
Финансовая деятельность
4698
4450
4977
259,1
94,7
111,8
8,5
3,7
4,8
Прочие отрасли
1420
3901
4944
231,8
274,7
126,7
2,5
3,2
4,8
Таблица 2.3 – Отраслевая структура иностранных инвестиций в российскую экономику в 2006-2008гг.
Прямые и портфельные инвестиции в промышленность сократились в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 27,3 и 64,5%. Прочие вложения в промышленность, наоборот, увеличились по отношению к предыдущему году на 22,8%. Таким образом, удельный вес прямых и портфельных инвестиций в промышленность снизился с 36,3 и 8,5% в 2007 г. до 26,6 и 2,3% — в 2008 г., доля прочих инвестиций за данный период выросла с 57,3 до 71,1%.
В структуре иностранных инвестиций по видам экономической деятельности в промышленности также были отмечены изменения (рис. 2.3). В сфере добычи полезных ископаемых прямые инвестиции снизились в 2,8 раза, что привело к сокращению их доли в совокупных вложениях в данную отрасль до 40,2% (в 2007 г. — 80,1%). Доля прочих вложений в добычу, рост которых по итогам 2008 г. оценивался в 2,1 раза (до 7,3 млрд.долл.), увеличилась до 59,0% (2007 г. — 19,8%).
Как и в предыдущем году, в обрабатывающей промышленности в 2008 г., наоборот, основная часть иностранных инвестиций пришлась на прочие вложения, которые по сравнению с 2007 г. увеличились на 10,5%, достигнув в итоговых показателях инвестиций в обрабатывающую промышленность 81,9% (2007 г. — 78,7%). Прямые иностранные инвестиции в обрабатывающие отрасли за рассматриваемый период выросли на 44,3%. Удельный вес прямых вложений в обрабатывающую промышленность вырос до 17,5% (2007 г. — 12,8%).
В географической структуре иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в 2008 г., сохранили свои позиции в качестве крупных экспортёров капитала в РФ Кипр, Великобритания, Нидерланды, Германия и Люксембург. По итогам 2008 г. наибольший объём (19,9 млрд.долл., 19,1% общего объёма иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику за данный период) был направлен с Кипра, из Великобритании в РФ поступило 14,9 млрд.долл. (14,4%), из Нидерландов — 14,5% млрд.долл. (14,0%).
Наибольший рост инвестиций в 2008 г. отмечен из Германии — в 2,1 раза по отношению к 2007 г. В то же время инвестиции с Кипра снизились на 3,9%, Франции — на 8,0%, США — на 2,3%. В наибольшей степени сократились вложения из Ирландии — на 43,9%, Великобритании — на 43,3%, Люксембурга — на 38,6%, Нидерландов — на 22,4%.
Различия в динамике инвестиций привели к изменению географической структуры иностранных инвестиций в российскую экономику.
Как и в предыдущем году, наиболее привлекательными для инвесторов в Кипра стали операции с движимым имуществом, торговля, финансовая деятельность и строительство, куда они инвестировали соответственно 30,9%, 21,5, 8,4 и 6,0% совокупных инвестиций с Кипра в РФ в 2008 г. По итогам 2007 г. на данные сферы российской экономики приходилось соответственно 19,0%, 45,5, 7,1 и 4,7% кипрских вложений.
Предприниматели из Великобритании продолжили инвестирование в торговлю, хотя и вложили в эту сферу в 2008 г. в 2,9 раза меньше средств, чем в 2007 г. По итогам 2008 г. на торговлю пришлось 39,1%совокупных вложений в РФ из Великобритании (2007 г. — 64,2%). Доля обрабатывающих производств в инвестициях из Великобритании выросла с 27,7% в 2007 г. до 31,7% в 2008 г.
В структуре инвестиций в РФ из Нидерландов произошло снижение доли добычи топливно-энергетических полезных ископаемых с 67,1% в 2007 г. до 33,1% в 2008 г. В российскую электроэнергетику было вложено 14,7% инвестиций, направленных из Нидерландов в РФ в 2008 г.
По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал без учёта органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублёвые инвестиции, пересчитанные в доллары США, составил 264,6 млрд.долл., что на 19,9% превышает соответствующий показательна начало года.
В общем объёме накопленных иностранных инвестиций по-прежнему лидирует Кипр, Нидерланды, Люксембург, Великобритания и Германия, доля которых составила 70,3% (2007 г. — 72,0%). В то же время доля первой пятерки стран-инвесторов в сегменте прямых и прочих инвестиций снизилась до 73,4 и 57,6% (2007 г. — 77,0 и 67,8%), в структуре портфельных инвестиций она увеличилась до 75,3% (2007 г. — 65,1%) (табл. 2.4).
Накоплено на 01.01.2009 г., млн.долл.
Изменение к 01.01.2008 г., %
Всего
Прямые
Портф.
Прочие
Всего
Прямые
Портф.
Прочие
США
8769
3193
662
4914
102,2
87,8
54,8
131,5
Германия
17425
7275
26
10124
147,8
161,9
26,5
140,7
Франция
9542
1927
1
7614
161,2
124,0
3,2
175,7
Великобритания
30811
4647
2339
23825
105,4
135,2
101,1
101,5
Кипр
56902
40732
1728
1442
114,7
115,0
101,6
11,6
Нидерланды
46346
35931
41
10374
118,6
101,9
78,8
275,8
Люксембург
34402
1217
273
32912
118,0
165,6
124,7
116,7
Прочие страны
60402
27470
557
45375
127,8
148,3
50,3
164,3
Итого
264599
122392
5627
136580
119,9
118,8
83,6
123,3
Таблица 2.4 — Накопленные иностранные инвестиции по основным странам-инвесторам
В структуре иностранных инвестиций, накопленных на конец 2008 г., преобладают прочие инвестиции, на долю которых пришлось 51,6%. Аналогичный показатель для прямых иностранных инвестиций составил 46,3%.
На фоне снижения иностранных вложений в российскую экономику объём изъятого капитала в виде переведённых за рубеж доходов иностранных инвесторов, а также выплат процентов за пользование кредитами и погашения кредитов по итогам 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 16,3% и составил 67,95 млрд.долл. (65,5% поступивших в 2008 г. иностранных инвестиций). В 2007 г. изъято 48,3% объёма поступивших иностранных инвестиций.
Регионы с наиболее благоприятным инвестиционным климатом в основном сосредоточены в европейской части страны. Особо благоприятным климатом отличаются регионы Северо-Западного, Центрального и Приволжского федеральных округов. В них сконцентрировано почти две трети инвестиционного потенциала страны, а инвестиционный риск в расчёте на один регион здесь ниже среднероссийского.
Активизация инвестиционной политики регионов в условиях рыночных отношений в России вызвана реализацией курса на децентрализацию инвестиционного процесса, попытками регионов преодолеть несовершенство федеральной инвестиционной политики и инвестиционного законодательства, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в регионы. Помимо положительных последствий активизации инвестиционной политики регионов возник ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий: дифференцированность инвестиционной среды, разнообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов. Решение этих проблем предполагает учёт при формировании инвестиционной политики макроэкономического и региональных аспектов, согласование интересов федерального центра и регионов, их ориентацию на достижение общих экономических результатов. продолжение
–PAGE_BREAK–