–PAGE_BREAK–[6]
[7]
Более половины средств, инвестируемых в российский фондовый рынок, поступает от отечественных инвесторов:31% приходится на частных инвестов,25%- на российские банки и только 44% -на международные фонды.
В целом факторами сдерживающими развитие финансово-инвестиционного процесса, были и остаются: слабое финансовое положение предприятий(значительна доля убыточных предприятий), низкая норма прибыли и нехватка собственных средств у субъекта на инвестиционные цели, высокий уровень инвестиционных рисков, непривлекательность российского сектора экономики (кроме естественных монополий ) для иностранного капитала.
Отсутствие же существенной конкуренции, дешевая рабочая сила, рынок дешевого сырья и большой рынок потребления делают отечественную экономику привлекательной для иностранных предпринимателей
2007г. был отмечен ростом инвестиционного спроса и соответственно ростом инвестиций. Особенно был заметен интерес к строительным отраслям. Так, за первые 3 месяца 2007г. прирост введенных в действие площадей составил 51,1%.Впервые за новейшую историю темпы строительства жилья приблизились к показателям советского периода.
Динамика строительства 1999 – 2004 [8]
Растет поступление прямых инвестиций. Приток прямых инвестиций (ПИИ) в 2007г., по данным министра финансов Кудрина А… составил 47 млрд. долларов или 33,7% ВВП.[9] При чем это не окончательные данные, так как Центробанк еще не просчитал инвестиции иностранцев в российские кредитные организации. Тем не менее по объему ПИИ Россия уже сравнялась с Китаем
Около 40-50% ПИИ по-прежнему поступают из оффшорных зон. И этот факт трактуется по разному. Часть экспертов уверена, что фактически это возврат российских капиталов. Другие экономисты предполагают, что через оффшоры в Россию приходят иностранные компании, которые не хотят себя афишировать.
Вопрос об эффективности прямых иностранных инвестиций для национальной экономики остается дискуссионным. Некоторые экономисты, в т.ч проф. Красина Л. считают неоднозначными последствия их привлечения
Как свидетельствует международная практика, лишь относительно небольшому числу стран удалось добиться технологического прорыва за счет использования прямых иностранных инвестиций. Так, страны Центральной и Восточной Европы активно поощряли приход инвесторов в национальную политику. Результатом стала утрата некоторой доли хозяйственной самостоятельности, превращение этих стран в «сборочные цеха» крупных концернов. Другие же экономисты считают, что увеличение масштабов прямых инвестиций приведет к смещению вектора инвестиций в направлении инновационных компаний.
Иностранные прямые инвестиции концентрируются преимущественно в отраслях с высокой долей оборачиваемости – торговле, общественном питании, топливно-сырьевой. Эта тенденция отчетливо заметна на приведенной таблице 1.
Таблица 1 Структура прямых иностранных инвестиций поступающих в России по видам экономической деятельности (в процентах к итогу)[10]
Иностранный капитал, привлеченный в национальную экономику и используемый эффективно, оказывает положительное влияние на экономический рост, помогая интегрироваться в мировую экономику.
Российская модель экспорта и импорта иностранных инвестиций в глобальной инвестиционной сети приближается к общемировому образцу для богатых капиталами и ресурсами стран. В самом начале ХХ1 века РФ впервые в своей истории вошла в число 20 ведущих, принимающих инвестиции стран, заняв 11-е место, опередив Швецию, Швейцарию.Постепенно наша страна начинает интегрироваться в глобальную инвестиционную сеть.
Но в тоже время появляются статьи, в которых ситуация выглядит не столь радужно. Доля прямых инвестиций на общем фоне выглядит довольно скромно: 26,3%( данные 2007г.), большая часть приходится на заемные средства -71,95%. Отмечается, что в тоже время растут кредиты российских госкомпаний за рубежом. Дорога к иностранным кредитам вымощена благими намерениями, но если сойдутся время возврата кредита и снижение цен на нефть, то туго придется не только компаниям, но и всей российской экономике.–71,95.
Российская экономика в нынешнем состоянии может быть отнесена к типу развивающихся, характеризующихся низкой степенью эффективности рынков, невысоким уровнем конкуренции слабой защищенностью интересов собственников.
Можно констатировать качественное, системное отличие условий инвестирования в российские предприятия от условий инвестирования в компании экономик США, Западной Европы, Юго-Западной Азии. Например, по оценке российских инвесторов. источниками риска зачастую являются факторы, не типичные для стран с развитой экономикой и законодательной базой Анализируя практику привлечения российскими компаниями инвестиций в 2003-2006гг., были выявлены факторы, оказывающие влияние на оценку инвесторами инвестиционной привлекательности. Одним из основных факторов риска выступает качество управления предприятием.
В последнее время в связи возросла роль и значение расчетного показателя – « стоимость чистых активов» как индикатора инвестиционной привлекательности и устойчивости АО. Активы компании можно рассчитать по формуле
S=W-K
S- стоимость чистых акций
W- сумма внеооборотных активов
K- заемный капитал
2.2 Региональная инвестиционная политика. Привлечение инвестиций в регионы – важнейший аспект российской экономической политики. «В современных условиях именно инвестиции способны заметно увеличить объемы валового регионального продукта и существенно пополнить местные бюджеты. И для большенства российских территорий это реальная возможность укрепить конкурентные преимущества, завоевать новые экономические ниши, раскрыть свой инновационный потенциал».- подчеркивал В.В.Путин.
Развитие региональных инвестиционных процессов зависит от системы факторов, важнейшим из которых является активность государственных органов власти в управлении инвестиционной привлекательностью региона.
Как показали результаты опросов агентства «Эксперт», прежде всего, инвестор обращает внимание на инвестиционное законодательство.
Необходимым, но недостаточным условие является непротиворечивость региональных норм действующему федеральному законодательству. Региональные структуры зачастую вмешиваются в функционирование регионального рыночного механизма, рассматривая такое вмешательство как метод инвестиционной политики. Наиболее распространенны ограничения на движение товаров между территориями или запрет ввоза продукции. Исследователи выделяют также следующие условия, ограничивающие инвестиционную деятельность: ограничение на создание новых предпринимательских структур, навязывание определенных поставщиков товаров и услуг, привилегированное отношение к другим предприятиям, ограничивающее конкуренцию, препятствие на пути взыскания долгов одним предприятием с другого и др.
При этом отдельные регионы в последние годы принимают законодательные акты, ориентированные на создание благоприятных условий для инвестирования. Нормативное регулирование инвестиционной деятельности большинства субъектов РФ предусматривает льготы и гарантии проектам, включенным в число приоритетных, прошедших экспертизу и поддержанных администрацией регионов.
Содействие инвестиционной деятельности в большинстве регионов осуществляется соответствующими департаментами или инвестиционными агентствами, основной функцией которых является реклама региона, формирование списка приоритетных проектов, административная поддержка инвестиционной деятельности.
На данном этапе в регионах РФ используется полтора десятка форм бюджетной поддержки
Действующая нормативная практика, зарубежный и отечественный опыт регулирования инвестиций позволяет выделить несколько видов стимулов инвестиционной деятельности: льготы, поощрения, декларации.
Основным и наиболее существенным стимулом инвестиционной деятельности являются льготное налогообложение. В 70 регионах предоставляется частичное погашение из средств бюджета процентов по коммерческим кредитам, предоставленных для реализации проекта.
Важнейшим методом государственного регулирования инвестиционной деятельности является предоставление инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. При этом инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от года до пяти лет. Одним из оснований для его получения относятся проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или техническое перевооружение собственного производства, в том числе направленное на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами; инновационная деятельность, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Стимулирующую роль в развитии инвестиций играют декларации, т.к обеспечивают стабильность инвестиционной деятельности, формируют положительный инвестиционный климат. К таким видам поддержки можно отнести информационную политику администрации регионов. Так, в Новгородской области проводится активная рекламная политика по продвижению информации об условиях, созданных для инвесторов в области. Отмечается благоприятное географическое положение, легкий доступ к морским портам Санкт-Петербурга и Финляндии, а также московскому речному порту, аэропортам Москвы и Санкт-Петербурга; наличие рынка высококвалифицированной рабочей силы и т.д.
Важное значение для инвестора имеют нормативные новации. Среди них – появление фонда развития региона, а 2006г. стали формироваться муниципальные фонды.
Регионы конкурируют за крупные инвестиционные проекты, особенно связанные с иностранными инвестициями. Например, когда фирма « Хендай» решила разместить в России производство своих машин, на конкурс было предложено 10 регионов. Ориентир на который, прежде всего, ориентируется инвестор является инвестиционный риск. Величина инвестиционного риска показывает вероятность потери инвестиций и дохода от них По мнению экспертов самыми рискованными зонами являются республики Северного Кавказа и Камчатка, Магадан.
Схема регионов с наиболее стабильным и качественным инвестиционным климатом за 1995/1996 – 2006/2007 гг.[11]
Таблица 2. Регионы- лидеры по инвестициям[12]
Ранг, деньги
Ранг, проекты
Регион
Количество проектов
На сумму, млн.долл.
1
13
Сахалинская область
7
65680
2
2
Красноярский край
15
31772
3
6
Якутия
11
23666
4
4
Иркутская область
12
21813
5
8
ЯНАО
9
21595
Сейчас инвестиционная привлекательность региона и объемы привлеченных инвестиций – это один из основных критериев успешной губернаторской деятельности. Ведь это и новы6е рабочие места, налоги, и возможность активно заниматься социальной политикой.
2.3 . Инвестиционный фонд, как инструмент государственной инвестиционной политики. Сегодня в результате проводимой государственной экономической политики, направленной на обеспечение макроэкономической сбалансированности, российская экономика демонстрирует стабильный рост (около 7% в год).Основным инструментом государственной инвестиционной политики является Инвестиционный фонд РФ, который представляет собой часть средств федерального бюджета, предусмотренных для поддержки реализации важнейших проектов государственного значения. Инвестиционный фонд был создан в 2005г. Положения о Фонде определяет порядок его формирования, формы и условия предоставления государственной поддержки проектов, а также условия их отбора. В первоначальном варианте предполагалось на проекты ежегодно выделять около 60-70 млрд. руб. Однако благодаря досрочному погашению Россией долга странам – членам Парижского клуба Инвестиционный фонд увеличился за счет сэкономленных на процентах средств. Несмотря на сложность подсчетов, связанное с тем, что планирование у нас 3-летнее, а финансирование проектов рассчитано на пять лет, было подсчитано, что свободных денег в Инвестфонде осталось 175 млрд. рублей.
Государственная поддержка на инвестиционные проекты за счет средств Инвестиционного фонда предоставляется в следующих формах: софинансирование, предоставление государственных гарантий, направление средств в уставные капиталы.
Все инвестиционные проекты, претендующие на получение поддержки Инвестиционного фонда, должны соответствовать количественным и качественным критериям эффективности.
В соответствии с критерием финансовой эффективности инвестиционный проект должен быть безубыточным.
Проекты, одобренные Инвестиционной и Правительственной комиссиями утверждаются Правительством РФ.
В 2006-2007 годах поступило 65 заявок. Одними из первых прошли согласование на финансирование таких проектов, как реконструкция нефтеперерабатывающего комплекса в Нефтекамске, комплексное развитие Нижнего Приангарья, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства.
Правительство планирует дать возможность каждому региону претендовать на конкретную сумму в Инвестфонде, то есть на определенную квоту. Сумма этой квоты будет зависеть от количества жителей и бюджетной обеспеченности края. Воспользоваться квотой регион сможет только тогда, когда представит соответствующий проект. Из списка будут исключены регионы- доноры. Таким образом государство простимулирует отстающие и развитии регионы.
Правительственная комиссия по инвестиционным проектам отобрала 4 плана, на финансирование которых Инвестиционный фонд страны направит в 2008г. 53,1 млрд. руб. Всего на реализацию отобранных проектов потребуется 128 млрд. руб.
По заявлению руководителя комиссии министра регионального развития Д. Козака, бюджетная эффективность вложений составит в виде последующих налоговых отчислений не менее 669 млрд. руб. И будет создано 213 тыс. рабочих мест.
Один из проектов связан со строительством в Московской области Центральной кольцевой автомобильной дороги-дублера МКАД. Уже в 2010 г. строители начнут выкупать земли под «большое кольцо». К этому времени должна быть готова проектно- сметная документация, на разработку которой Инвестфонд выделяет 6.3 млрд. руб.
Еще один транспортный проект ОАО «РЖД» и предусматривает реконструкцию железной дороги между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью на Дальнем Востоке. Здесь на участке Оуэ-Высокогорная планируется соорудить новый Кузнецовский тоннель.
На 100% Инвестфонд профинансирует подготовку проектно-сметной документации Южной трансрегиональной водной системы. Цель проекта- суперводоканал, который должен привести в соответствие водоснабжение Калмыкии, Ставропольский край, Астраханскую и Волгоградские области.
Правительственная комиссия решила выделить также из средств Инвестфонда 27 млрд. руб. на организацию выпуска интегральных микросхем на производственных мощностях компании «Ситроникс-нанотехнология».
Анализ заявок показал, что частный бизнес заинтересован и готов вкладывать инвестиции в проекты, реализуемые на условиях государственно-частного партнерства. На рубль государственных вложений привлекается несколько рублей частных инвестиций, отдача в виде создания новых рабочих мест, дополнительных налогов многократно превышает вложения государства.
продолжение
–PAGE_BREAK–