Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
Государственное общеобразовательноеучреждение высшего профессионального образования
Комсомольский – на – АмуреГосударственный Технический Университет
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра экономики и финансов
Доклад
«Инвестиции в Калининградскуюобласть»
Выполнил студент гр. 1ФК-3 К.А. Охрименко
Преподаватель
Комсомольск– на – Амуре 2005
Социально – экономическая характеристика субъекта
Основные показатели, характеризующие социально-экономическоеположение области в январе-сентябре 2004 года, представлены ниже:
2004,
млрд. рублей
В %
к 2003
Объем промышленной продукции
55,0
125,8
Объем работ, выполненных по договорам строительного подряда
9,8
103,6
Продукция сельского хозяйства
7,2
104,0
Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. м
244,5
105,2
Грузооборот предприятий транспорта, млрд. т-км
4,2
105,8
Оборот розничной торговли
28,8
116,7
Оборот общественного питания
1,1
104,0
Объем платных услуг населению
9,2
104,2
Индекс потребительских цен
(декабрь 2004 в % к декабрю 2003)
111,7
х
Индекс цен производителей промышленной продукции (декабрь 2004 в % к декабрю 2003)
108,8
х
Численность официально зарегистрированных безработных (на конец декабря), тыс. человек
9,1
105,8
Реальные денежные доходы населения
(в январе-ноябре)
х
108,2
Начисленная среднемесячная заработная плата
одного работника, включая предприятия
малого предпринимательства (в январе-ноябре):
номинальная, рублей
6046,4
128,9
реальная
х
115,4
Промышленность.Произведено промышленной продукции (работ, услуг) в действующих ценах (без НДСи акциза), по оценке, на сумму 55,0 млрд. рублей, что составляет 125,8% куровню 2003 года.
По объему промышленного производства превысили уровень 2003года предприятия машиностроения и металлообработки – на 65,4%, лесной, деревообрабатывающейи целлюлозно-бумажной промышленности – на 11,4%, пищевой промышленности – на11,1%, топливной – на 9,3%, промышленности строительных материалов – на 8,9%.
Строительство.Введено в действие 486 зданий, общий строительный объем которых составил 1672,5тыс. куб. м (на 14,9% больше уровня 2003 года), общая площадь –386,9 тыс. кв. м (на 10,1% больше). Введено в действие 61 здание нежилогоназначения с общим строительным объемом 547,6 тыс. куб. м. и общей площадью92,7 тыс. кв. м.
Организациями всехформ собственности введено в эксплуатацию 425 жилых домов, или 2569 новыхблагоустроенных квартир, общей площадью 244,5 тыс. кв. м (на 5,2% больше уровня2003 года), в том числе в сельской местности – 34,4 тыс. кв. м (на 52,3%больше уровня 2003 года).
По договорам строительного подряда выполненный объем работсоставил 9,8 млрд. рублей, или 103,6 % к уровню 2003 года.
Транспорт.Перевезено (отправлено) 3,4 млн. тонн грузов, что на 5,6% больше, чем запредыдущий год. Грузооборот предприятий транспорта составил 4,2 млрд. т-км, или105,8% к уровню 2003 года. Перевозки пассажиров по области составили 197,0 млн.человек и уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на1,8%.
Связь.Общийобъем услуг связи, оказанных организациями, оценивается (без НДС) в 2,8 млрд.рублей, в том числе населению – 1,7 млрд. рублей. По сравнению с аналогичнымпериодом 2003 года их общий объем в сопоставимых ценах увеличился на 9,8%,объем услуг населению увеличился на 2,2%.
Сельское хозяйство.Валовая продукция сельского хозяйства области в 2004 году,по расчетам, составила 7,2 млрд. рублей, или 104,0% к уровню 2003 года, в томчисле продукция растениеводства – 4,0 млрд. рублей, или 107,4%, продукцияживотноводства – 3,2 млрд. рублей, или 100,2%.
Потребительский рынок.Оборот розничной торговли составил28,8 млрд. рублей, что в товарной массе на 16,7% больше уровня 2003 года.
На долюнеорганизованной торговли (продажа товаров на вещевых, смешанных ипродовольственных рынках) приходилось 8,2% общего объема оборота розничной торговли.Соответственно 91,8% объема розничных продаж товаров населению формируется вторгующих предприятиях и организациях.
Цены.Инфляционные процессы протекали во всех секторахэкономики области.
В декабре 2004года по сравнению с декабрем 2003 года потребительские цены (тарифы) выросли на11,7%, в том числе на продовольственные товары – на 14,7%, непродовольственныетовары – на 5,2%, платные услуги населению – на 15,0%.
Стоимостьминимального набора продуктов питания по области в декабре 2004 годасоставила 1315,96 рубля в расчете на месяц и по сравнению с декабремпредыдущего года повысилась на 19,4%.
Изменение цен в других секторах экономики характеризуетсяследующими данными:
Декабрь 2004 в %к декабрю 2003
Индекс цен производителей промышленной продукции
108,8
Индекс цен производителей в строительстве
117,0
Индекс тарифов на грузовые перевозки
117,2
Индекс цен производителей на реализованную сельскохозяйственную продукцию
119,8
Индекс тарифов на услуги связи для юридических лиц
111,9
Государственныефинансы. Пооперативным данным Главного управления по бюджету и финансам администрацииобласти, в январе-ноябре 2004 года доходыконсолидированного бюджета областисоставили 9952,4 млн. рублей, расходы – 9814,9 млн.рублей. Профицит бюджета сложился в сумме 137,5 млн.рублей.
Поступления основных налогов и другихобязательных платежейв бюджетную систему за январь–ноябрь 2004 года, по оперативным даннымуправления Федеральной налоговой службы России по Калининградской области, достигли11558,6 млн. рублей. В консолидированный бюджет области за этот периодпоступило 7141,0 млн. рублей.
Задолженностьперед бюджетами по налоговым платежам на1 декабря 2004 года составила 1826,4 млн. рублей, 53% которой приходилосьна недоимку.
Финансовая деятельность предприятий иорганизаций. Заянварь-ноябрь 2004 года положительный сальдированный финансовый результат(прибыль минус убыток) организаций (кроме субъектов малого предпринимательства,сельскохозяйственных предприятий, бюджетных организаций, банков, страховых ипрочих финансово-кредитных учреждений) составил 5,1 млрд. рублей (зааналогичный период 2003 года 4,5 млрд. рублей).
Состояние платежейи расчетов на предприятиях и в организациях. На 1 декабря 2004 года кредиторская задолженностьсоставила 30,8 млрд. рублей, из неё на просроченную приходилось 3,9 млрд.рублей, или 12,5% от общего объёма кредиторской задолженности.
Дебиторская задолженность составила 18,1 млрд. рублей, из неёпросроченная – 2,1 млрд. рублей, или 11,6 % от общего объема дебиторскойзадолженности.
Уровень жизни и доходы населения.В январе-ноябре 2004 года денежные доходы населения сложились всумме 46,1 млрд. рублей и увеличились по сравнению с январем-ноябрем 2003 годана 20,9%, денежные расходы населениясоставили 48,8 млрд. рублей и возросли на 22,9%. Превышение текущих расходовнаселения над его доходами связано как с уменьшением остатка наличных денег наруках у населения, так и за счет расходования на территории области денежныхдоходов, полученных в других регионах. Реальные денежные доходы населения куровню января-ноября 2003 года составили 108,2%.
В январе-ноябре2004 года среднемесячная заработнаяплата на предприятиях, ворганизациях и учреждениях области сложилась в сумме 6046,4 рубля. По сравнениюс соответствующим периодом 2003 года она выросла на 28,9%. Реальная заработнаяплата одного работника, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, заэтот период увеличилась на 15,4%.
По состоянию на1 января 2005 года задолженность по заработной плате в сумме 5,5 млн.рублей имели 19 предприятий ведущих отраслей экономики области. По сравнению с1 января 2004 года суммарная задолженность уменьшилась на 67,8%.
Занятость и безработица. На конец 2004 года экономическиактивное население области оценивалось в размере 446 тыс. человек, или 47,0% отобщей численности населения. При этом 418,2 тыс. человек были заняты вэкономике, 27,8 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали.Численность граждан, зарегистрированных в качестве безработных, составила 9,1тыс. человек (на конец 2003 года – 8,6 тыс. человек).
Уровень общейбезработицы на конец 2004 года достиг 6,2% от численности экономическиактивного населения, зарегистрированной – 2,0% (на конец 2003 года – соответственно9,1% и 1,9%).
Бюджетная политика региона
Благодаряопределенным успехам экономического развития, условия формированияконсолидированного бюджета области за 2000-2004 гг. улучшились. Доходы ирасходы значительно возросли, и темпы их роста превышали темпы инфляции. Доходыи расходы были практически сбалансированы.
Вместе с тем,ситуацию нельзя признать благополучной из-за того, что размеры средств,которыми располагает область, не позволяют проводить активную социальнуюполитику, содействовать в полной мере развитию отраслей экономики, остающихся всложном положении (сельское хозяйство). Одной из причин этого является слабостьналогооблагаемой базы, вызванной последствиями спада производства впредшествовавший период.
По мере выходаэкономики из кризиса, размеры получаемых областью доходов возрастают. Другимважным фактором являются складывающиеся не в пользу области отношения сфедеральным бюджетом. Область перечисляет в федеральный бюджет налогов и сборовбольше, чем получает оттуда финансовой помощи.
ЭкономикаКалининградской области имеет четко выраженную специфику, игнорирование которойведет к резким и непрогнозируемым последствиям. В результате усилий областныхорганов власти, при поддержке Центра, удалось улучшить ситуацию, но состояние федеральногозаконодательства на сегодняшний день не обеспечивает надежные гарантиистабильности условий экономической деятельности на территории области. Поэтомупо итогам 2003 г.совокупный бюджетный план по доходам не выполнен в основном из-за недовыполненияпо налогу на прибыль.
В 2003 годуобострились проблемы государственного долга Калининградской области. Болееотчетливо и остро встала проблема покрытия дефицита областного бюджета. Впервом полугодии 2001 года вследствие неурегулированностипросроченных долговых обязательств не удалось задействовать основнойпредусмотренный Законом о бюджете источник покрытия дефицита — облигационныйзаем Калининградской области.
Следует отметитьулучшение состояния бюджетов ряда муниципальных образований, несмотря на отменуналога на содержание жилого фонда и объектов социально-культурной сферы. Такаяситуация стала следствием перераспределения налога на доходы физических лицмежду уровнями бюджетов и расширения круга его плательщиков, а такжезначительным ростом поступлений по ряду других налоговых источников. Вместе стем, эту тенденцию нельзя признать устойчивой в условиях дальнейшего реформированияналоговой системы.
Налоговая реформа,проводимая в стране, существенно меняет основные доходные источникирегионального бюджета. В этих условиях одной из важнейших задач являетсясущественное наращивание доходной базы областного бюджета. Один из путей повышенияэффективности региональной налоговой системы — значительное сокращение льгот поналоговым платежам в областной бюджет. Анализ показывает, что большинство изних необоснованны и неэффективны. Некоторые налоговые льготы нарушают одну из основналоговой системы — всеобщность и равенство налогообложения. В первую очередьпредполагается пересмотреть механизм поддержки предприятий, осуществляющихинвестиционные проекты. Стимулировать инвестиции должна налоговая система вцелом, а не механизм, основанный на умении взаимодействовать с органамигосударственной власти. Государственная поддержка отдельных инвестиционныхпроектов в рамках программ социально-экономического развития области будетосуществляться только в форме налогового кредита, одним из условийпредоставления которого должно быть адекватное участие государства в уставномкапитале или приобретение облигаций предприятия.
Предусматриваетсяпродолжить тесное взаимодействие с налоговыми органами в рамках работы попогашению задолженности предприятий по налоговым платежам. До 1 декабря 2003года усилия были направлены на процедуры реструктуризации налоговойзадолженности и списании безнадежной недоимки по платежам в областной бюджет. Вотношении предприятий, имеющих значительную неурегулированную задолженность передобластным бюджетом, и не воспользовавшихся правом реструктуризации этой задолженности,предполагается более решительно применять процедуру банкротства.
В ближайшее времябудет кардинально пересмотрена политика в отношении унитарных государственныхпредприятий Калининградской области. Они должны иметь обоснованные иконтролируемые планы деятельности и формировать определенную часть доходовобластного бюджета. Более существенным источником доходов должна стать и государственнаясобственность, переданная в оперативное управление областным бюджетным учреждениям.В областном бюджете стали учитываться доходы бюджетных учреждений отпредпринимательской деятельности и иной деятельности, приносящей доход.Одновременно с формированием областного бюджета на 2005 год проводится инвентаризациярасходов областного бюджета и определение мероприятий по оптимизации сетибюджетных учреждений, структуры органов государственной власти Калининградскойобласти. Готовятся предложения по внесению изменений в ряд областныхзаконодательных и нормативных актов, либо о приостановке их действия с учетомсреднесрочных задач социально-экономического развития области.
Необходимосокращение количества программ, предложенных к финансированию из областногобюджета. Перечень приоритетных программ с указанием их параметров следуетсформировать в кратчайшие сроки. Исходя из оценки реализации программ, финансируемыхиз областного бюджета, следует определить их приоритетность. Критериями приэтом должны стать неотложность решения конкретной социальной проблемы, эффективностьпрограммы и её место в концепции развития области. Предполагается усилитьответственность государственных заказчиков областных программ за реалистичностьпредусмотренных в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. Приформировании областного бюджета отдается приоритет финансированию под государственныеконтракты и гранты, размещаемые на конкурсной основе. Необходимо добиватьсяпрозрачности государственных закупок и заказов.
Краткосрочнаяполитика в сфере финансов формируется с учетом среднесрочных и долгосрочныхприоритетов для формирования расходов областного бюджета. При разработке ирассмотрении проектов бюджета следует уделять серьезное внимание основнымбюджетным параметрам и расходам по основным разделам бюджетной классификации наперспективу. Важной задачей является эффективное управление государственнымдолгом Калининградской области. Государственные долговые обязательства областипрошлых лет должны безусловно выполняться. Состояние государственного долгаобласти требует серьезного пересмотра политики в отношении заимствований ипринятия неотложных мер по урегулированию обязательств, взятых областью впрошлые годы. Политика в области управление государственным долгомКалининградской области должна быть предельно прозрачной и публичной. Учитываяобъем и характер задолженностей, подход к их урегулированию должен бытьпредельно взвешенный и выверенный с точки зрения права и возможностейобластного бюджета. Одновременно необходимо активизировать работу по возвратузаемных средств от предприятий. Анализ имевших в прошлом недостатков требуетсовершенствования управления государственными финансами. Областной бюджет на2004 год был подготовлен в строгом соответствии нормам Бюджетного кодекса РоссийскойФедерации. Готовятся предложения по дальнейшему совершенствованию региональногозаконодательства, регулирующего бюджетный процесс, которое требуетсоответствующих корректировок. Одной из самых значимых задач реформированиябюджетной системы области, к решению которой приступила областная администрацияи которая была решена в 2002 году, является внедрение казначейской системыисполнения бюджета. В связи с этим новые требования предъявляются к закону обобластном бюджете. Расходная часть бюджета формируется с более детальнойрасшифровкой, исходя из принципов казначейской системы исполнения бюджета.
Значительное местов развитии региональной бюджетной системы отводится работе по организациипредоставления государственных гарантий в Калининградской области. Государственнаягарантия области предоставляется органам местного самоуправления и инымюридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьимилицами. Право предоставления государственной гарантии в регионе принадлежитисключительно Главному управления по финансам и бюджету администрации области.Гарантия предоставляется в соответствии с Программой государственных заимствованийобласти и Перечнем государственных гарантий области на сумму, превышающую 0,01процента расходов областного бюджета, утвержденных Законом Калининградскойобласти об областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Правовые и экономические льготы, формальности и преимуществапредпринимательской деятельности в особой экономической зоне
Таможенные льготы и формальности
(ст. 7 Федерального закона «ОбОсобой экономической зоне в Калининградской области»)
В Особой экономической зоне действуеттаможенный режим свободной таможенной зоны со следующими особенностями:
1. товары, произведенные в Особойэкономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) ивывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и другихплатежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенныхсборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (мерыпо нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
2. товары, ввозимые из других стран вОсобую экономическую зону, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и другихплатежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенныхсборов). К отдельным видам товаров и услуг могут применяться меры экономическойполитики (меры по количественному государственному регулированию внешнеторговойдеятельности);
3. товары, произведенные в Особойэкономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) иввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации (а такжена территорию таможенного союза), освобождаются от ввозных таможенных пошлин идругих платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенныхсборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (мерыпо нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности);
4. товары, ввозимые из других стран вОсобую экономическую зону и затем ввозимые на остальную часть таможеннойтерритории Российской Федерации, а также на территорию Таможенного союза (исключая товары, переработанные в Особой экономической зоне, и считающиесяпроизведенными в Особой экономической зоне), облагаются ввозными таможенными пошлинамии другими платежами при таможенном оформлении товаров. К указанным товараммогут применяться меры экономической политики (меры по нетарифномугосударственному регулированию внешнеторговой деятельности);
5. с товаров, ввозимых из другихстран в Особую экономическую зону и затем вывозимых в зарубежные страны (как спереработкой, так и без переработки товаров), таможенные пошлины и другиеплатежи при таможенном оформлении не взимаются, количественные ограничения наввоз и вывоз указанных товаров не применяются.
Транзит товаров через территориюОсобой экономической зоны
(ст. 8 Федерального закона «ОбОсобой экономической зоне в Калининградской области»)
Транзит товаров через территориюОсобой экономической зоны регулируется законодательством Российской Федерации имеждународными договорами Российской Федерации. Налог на добавленную стоимостьс выручки от оказания транспортных услуг, услуг по погрузке, разгрузке,перегрузке и хранению при перевозке и перевалке товаров из Особой экономическойзоны на остальную часть таможенной территории Российской Федерации и с остальнойчасти таможенной территории Российской Федерации в Особую экономическую зону невзимается.
Валютное регулирование
(ст. 15 Федерального закона «ОбОсобой экономической зоне в Калининградской области»)
Право собственности и иные правафизических и юридических лиц на валютные ценности осуществляются в Особойэкономической зоне в порядке, устанавливаемом законодательством РоссийскойФедерации.
На поступления в иностранной валютеот экспорта товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности,созданных на территории Особой экономической зоны, не распространяется порядокобязательной продажи резидентами иностранной валюты на внутреннем валютномрынке Российской Федерации.
Регулирование валютных операцийосуществляется Центральным банком Российской Федерации и ПравительствомРоссийской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации овалютном регулировании и валютном контроле.
Перевод дивидендов и репатриациякапитала
(ст. 16 Федерального закона «ОбОсобой экономической зоне в Калининградской области»)
Перевод дивидендов и репатриациякапитала иностранными инвесторами с территории Особой экономической зоныосуществляются беспрепятственно в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и международными договорами Российской Федерации.
Инвестиции
ФункционированиеОсобой экономической зоны в Калининградской области, совершенствование местнойзаконодательной базы способствуют созданию позитивного инвестиционного климата.
На 01.01.2004 вобласти зарегистрировано 2189 предприятий с иностранным капиталом, филиалов ипредставительств иностранных фирм. Общая сумма вкладов иностранных инвесторов вуставные капиталы составила 2,1 млрд. руб. В создании предприятий принялиучастие инвесторы более чем из 70 стран. Наибольшее количество предприятийсоздано с участием партнеров из Литвы — 603, Польши — 568, Германии — 358.Значительно представлены также предпринимательские структуры Латвии (136),Белоруссии (79), Китая (35).
Доля предприятий сучастием иностранного капитала в общем объеме производства составляет порядка10%. Созданы предприятия по производству целлюлозы, сжижения газов, мебели, автозапчастей, продуктов питания и других товаров.
За 2000-2003 годана совместных предприятиях организовано 9,3 тыс. рабочих мест. В 2003 годуобъем капитальных вложений в экономику области составил 12,1 млрд. рублей.
Если темпы ростаинвестиций в экономику области в 2002 году составили 102,8%, то в 2003 годуинвестиции возросли на 86,2%. При этом объем инвестиций на душу населения вобласти в 2003 году превысил среднероссийский уровеньна 3,3%.
Приток иностранныхинвестиций в экономику Калининградской области имеет также положительнуютенденцию. Если в 2002 году поступления иностранных инвестиций составили 47,7млн. долларов США, то в 2003 году они достигли 56,2 млн. долларов США, что на17,8% больше 2002 года.
Характерно, что в2003 году 53 % сумм иностранных инвесторов направлены в отраслиматериально-технического снабжения и сбыта. В промышленность вложено 18,4 млн.долларов США.
Важным факторомповышения инвестиционной деятельности выступает усиление влияния федеральногоЦентра в регионе, а также готовность центральных органов государственной властивкладывать финансовые ресурсы в экономику области.
Так, Федеральнойцелевой программой развития Калининградской области на период до 2010 г., которая являетсяодним из важнейших механизмов реализации федеральной политики государства вотношении региона, намечено реализовать 149 инвестиционных проектов инекоммерческих мероприятий. Финансирование Программы предусматривается в объемеболее 93 млрд. руб.
В последние годыотмечается повышение интереса к региону со стороны российских деловых кругов.Появление крупного российского бизнеса оценивается как положительный факторразвития региональной экономики.
В регион пришлитакие крупные стратегические инвесторы как РАО «ЕЭС», ОАО«Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», которые ориентированы на развитиеинфраструктуры и систем жизнеобеспечения региона. Они активно участвуют винвестировании таких крупных объектов как строительство ТЭЦ-2, систем развитиягазовых магистралей области, освоение месторождения нефти на шельфе Балтийскогоморя.
Режим Особойэкономической зоны предоставляет инвесторам реальные возможности для развитияновых производств, ориентированных на обширные, емкие рынки России и стран СНГ.В 2004 году вступил в эксплуатацию новый завод по производству холодильников потехнологиями из комплектующих литовской фирмы “Снайге”.Этот проект является одним из самых крупных на территории постсоветскогопространства. Объем инвестиций — 14 млн. долларов.
В настоящее времяПравительство РФ совместно с администрацией области в целях совершенствованиямеханизма функционирования ОЭЗ готовит внесение поправок в Федеральный закон«Об Особой экономической зоне в Калининградской области». В новойредакции закона предполагается повысить возможности для создания и работыэкспортно-ориентированных и импортозамещающих производств на территорииобласти.
В новой редакциизакона предполагается введение статуса Участников Зоны, для которыхпредусмотрен особый порядок уплаты налога на прибыль и налога на имуществоорганизаций. Новый законопроект позволит обеспечить благоприятныйинвестиционный климат в регионе, повысить конкурентоспособность производимыхтоваров, создать эффективно работающий механизм экономических отношений в Калининградскойобласти, обеспечивающий развитие эксклава как регионароссийско-европейской экономической интеграции. Для уже действующих вКалининградской области предприятий сохраняется 10-летний переходный период, втечение которого при выпуске для свободного обращения продуктов переработкитоваров, ввезённых в режиме свободной таможенной зоны, таможенные пошлины иналоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям переработки.
За четыре года(2001-2004 гг.) объем инвестиций в основной капитал экономики Калининградскойобласти увеличился более чем вдвое. Доля инвестиций в ВРП региона в 2003 годусоставила 26% (по РФ -18,4%), что привело к качественному сдвигу в экономике: регионполучил инвестиционный тип развития (по мировой практике, оптимальный уровеньнакоплений в ВВП.
Общий объеминостранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор экономики запоследние 4 года, увеличился в 3,2 раза, и составил в 2004 году 61,9 млн. долл.США. При этом, количество совместных предприятий возросло в 1,6 раза.
Из 12 крупныхинвестиционных проектов, представленных администрацией области, 6 получилогосударственную поддержку в виде преференций по уплате налогов в областнойбюджет. В большинстве представленных бизнес-планов сумма привлекаемых инвестицийсоставляет 50 и более миллионов рублей.
Стратегическимиинвесторами в регионе были и остаются такие крупнейшие российские компании, как«ЛУКОЙЛ» (обустройство нефтяного месторождения Д-6 на шельфе Балтийского моря),РАО «ЕЭС России» (строительство ТЭЦ-2). В реконструкцию Неманского ЦБК 400 млн.рублей вложила Северо-Западная лесопромышленная компания. Сейчас готовится новыйпроект по полному переоснащению комбината со строительством очистных сооруженийстоимостью уже 350 млн. евро.
Внешнеторговыйоборот увеличился в 2004 году по сравнению с 2000 годом в 3,2 раза. Основнымивидами экспортной продукции являются целлюлоза, нефть, морские суда и другаямашиностроительная продукция. Значительную часть импорта составляетмашиностроительная продукция, в основном это: оборудование и технологическиелинии, комплектующие изделия для калининградских предприятий, использующих механизмОсобой экономической зоны в Калининградской области. Весомую часть региональнойэкономики занимает импортозамещение.