Инвестиции в предприятия малого бизнеса на примере франчайзинга фирмы "Шоколадница"

Введение
Актуальность темы дипломного проекта обуславливается увеличениемв России доли малого бизнеса, без которого не возможно ни формированиецивилизованного рынка, ни формирование «среднего класса», как важнейшегофактора социальной и политической стабильности страны. Развитию малого бизнесаспособствует его интеграция в сети более мощных экономических систем, и однойиз организационных форм такой интеграции является франчайзинг.
Франчайзинг представляет собой эффективную форму организациибизнеса, которая отличается низким уровнем риска и стабильным уровнем дохода.Это форма продолжительного делового сотрудничества, при которой крупнаякомпания предоставляет предпринимателю лицензию (франшизу) на производствопродукции или услуги под торговой маркой данной компании, на условиях определенныхдоговором. Франчайзинг является перспективной деловой моделью для предприятийсферы услуг, и, в частности, предприятий общественного питания, где большоезначение имеет контроль качества изготавливаемых продуктов. В ресторанахвысокого класса, бизнес-стратегия которых строится на уникальности предлагаемыхуслуг и их высокой стоимости, использование франчайзинга вряд ли будетэффективным. Однако сегмент рынка кофеен, интерес к которому значительно возроснесколько лет назад, может повысить эффективность своей деятельности именно засчет применения франчайзинговой модели. Центральной проблемой деятельностикофеен, как и всех предприятий общественного питания, является обеспечениекачества продукта, путем использования высококачественных ингредиентов,высококвалифицированного персонала и хорошего оборудования. Не подготовленныйпредприниматель в данном случае рискует не справиться со всеми нюансами данногобизнеса и, как следствие, потерпеть значительные убытки. Наилучшим способомобеспечения успеха в данном случае будет являться схема франчайзинга.Свидетельством успешности франчайзинговых предприятий в сфере общественногопитания является успешное функционирование таких крупных сетей как Макдональдс,Баскин Роббинс, Сабвэй, Шоколадница и т.д. Таким образом, актуальность темыданной работы определяется необходимостью рассмотрения методологических итеоретических основ применения франчайзинговой модели в сфере кофейного бизнесав условиях нашего города.
Современная экономическая наука содержит достаточно целостноепредставление о франчайзинге: присутствует достаточно много материалов,посвященных проблеме его развития на территории России, перспективам развитияфранчайзинга в целом, преимуществам и недостаткам данной модели бизнеса, а также представлена устоявшаяся терминологическая база. Хотя, важно отметить, что вРоссии использование франчайзинга затрудняется недостаточно развитой правовойбазой по этому вопросу.
Объектом исследования в данной работе является организациябизнеса на принципах франчайзинга.
Предметом являются механизмы влияния франчайзинга на бизнес.
Целью данной работы является принятие решения об открытии кофейнипо франшизе сети «Шоколадница» в г. Иркутске на основе анализа спроса,экономических и финансовых показателей.
В соответствии с данной целью в работе решались следующие задачи:
· рассмотрениеинвестиций как основы развития производства;
· изучениеинвестиционного проекта и оценка его эффективности;
· рассмотрениетеоретической основы франчайзинга, рассмотрение преимуществ и недостатковданной модели бизнеса;
· изучениехарактеристики кофейни сети «Шоколадница», структуры управления и её позиций нарынке;
· анализконкурентной среды в г. Иркутске;
· разработкапрогнозных показателей продаж услуг и себестоимости услуг;
· анализ возможныхдоходов и расходов на примере открытия кофейни.
Структура дипломной работы определена последовательностьюрешаемых задач. Во введении обоснована актуальность темы, определены объект ипредмет работы, сформулированы цель и задачи. В первой главе представленытеоретические основы понятия инвестиций, инвестиционного проекта и системыфранчайзинга. Рассмотрены плюсы и минусы данной схемы для франчайзи, такжерассмотрена оценка эффективности инвестиционного проекта. Во второй главепроведен анализ хозяйственной деятельности на примере кофейни «Шоколадница». Втретьей главе рассматриваются основные положения инвестиционного проекта,возможность его реализации в городе Иркутске, а так же подсчитываются расходына открытие кофейни и доходы при ее успешном функционировании. В заключениесформулированы основные выводы и предложения согласно данной работе.

Глава 1 Инвестиции как основаразвития производства
1.1 Понятие инвестиций и ихклассификация
«Инвестиции» — слово иностранного происхождения, в переводе –долгосрочное вложение капитала в какие-либо предприятия,социально-экономические программы, проекты в собственной стране или за рубежомс целью получения дохода и социального эффекта.
Наиболее распространенным, часто встречающимся является такоепонятие инвестиций: это долгосрочные вложения денежных средств и иного капиталав собственной стране или за рубежом в предприятия различных отраслей,предпринимательские проекты, социально-экономические программы, инновационныепроекты в целях получения дохода или достижения иного полезного эффекта.[6]
В Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности в РоссийскойФедерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестициям дается следующее определение: «Инвестиции — этоденежные средства, ценные бумаги, в том числе имущественные права, имеющиеденежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) инойдеятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезногоэффекта».
Слова «инвестиции» и «капитальные вложения» являются близкимипо смыслу, и некоторые авторы считают их синонимами.
Инвестиционная деятельность — это вложения средств (инвестирование)и осуществление практических действий в целях получения дохода и достиженияполезного эффекта.
Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-I «Об инвестиционной деятельности вРСФСР» введено разделение инвестиций по их цели на две категории:
1) капиталообразующиеинвестиции, обеспечивающие создание и воспроизводство основных фондов. В наукеи практике эти инвестиции трактуются как реальные инвестиции — в форме капитальныхвложений;
2) портфельные(финансовые) инвестиции — это капитал, вкладываемый в ценные бумаги:акции, облигации и другие ценные бумаги, т.е. средства, помещаемые в финансовыеактивы.
Капиталообразующие (реальные) инвестиции в форме капитальныхвложений — этовложения денежных средств и иного капитала с целью воспроизводства основныхфондов и развития предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта,строительства, торговли, науки, образования, ЖКХ и других отраслей экономикистраны. Их главная цель — удовлетворение общественных социально-экономическихпотребностей. Реальные инвестиции состоят главным образом из долгосрочныхкапитальных вложений.
Портфельные (финансовые) инвестиции — это практически капитал,вкладываемый в акции, облигации, векселя и другие виды ценных бумаг.
Действительный капитал вложен в производство и функционируетв этой сфере. Ценные же бумаги представляют собой бумажный дубликат капитала(практически фиктивного, мнимого капитала).
Фиктивный капитал исторически начинает развиваться на основе ссудного, так какпокупка ценных бумаг означает не что иное, как передачу части денежногокапитала в ссуду, а сама бумага получает форму кредитного документа, всоответствии с которым ее владелец приобретает право на определенный доход ввиде процентов или дивидендов на отданный взаймы капитал.
Инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений,подразделяют на следующие виды:
· оборонительныеинвестиции,направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, наудержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.
· наступательныеинвестиции,обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержаниявысокого научно-технического уровня производимой продукции
· социальныеинвестиции, цельюкоторых является улучшение условий труда персонала
· обязательныеинвестиции,необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований вчасти экологических стандартов, безопасности продукции, иных условийдеятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствованияменеджмента
· представительскиеинвестиции,направленные на поддержание престижа предприятия.
В зависимости от направленности действий выделяют:
· начальныеинвестиции (нетто-инвестиции), осуществляемые при приобретении или основании предприятия
· экстенсивныеинвестиции,направленные на расширение производственного потенциала
· реинвестиции, под которыми понимают вложениевысвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средствпроизводства
· брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции.[6]
Инвестиции по признаку цели вложения капитала разделяют на:
1) реальныеинвестиции в основной капитал (в основные фонды);
2) портфельные(покупка акций, паев, облигаций и других ценных бумаг).
Далее инвестиции классифицируют по формам собственности. Подструктурой инвестиций по формам понимают их распределение по тому признаку,кому эти инвестиции принадлежат.
По формам собственности инвестиции подразделяют на:
1) государственные
2) муниципальные
3) частные (вложениясредств гражданами)
4) общественныхобъединений (потребительской кооперации и др.)
5) смешанные формы(без иностранного капитала)
6) иностранные
7) смешанная форма синостранным участием.
Государственные инвестиции направляются в основном в обороннуюпромышленность, инфраструктуру, малодоходные отрасли, жилищное хозяйство и др.
Частные инвестиции направляются в те отрасли, где можно извлечь большую прибыль(промышленность, торговля). Частные инвестиции в значительных размерахнаправляются в строительство частных жилых домов, дач и других объектовжилищной сферы.
Кооперативные — в переработку сельскохозяйственных продуктов, торговлю идр., где обеспечивается самофинансирование предприятий некоммерческой сферы.
В отечественной практике различают инвестиции иностранные и отечественные. В основеделения инвестиций на иностранные и отечественные лежит собственность:иностранных инвесторов или отечественных инвесторов. Иностранные инвестицииявляются иностранным капиталом, вывезенным из одного государства и вложенным впредприятие (или дело) на территории другого государства.
По признаку целевого назначения будущих объектов инвестицииразделяют:
ü  на производственное строительство
ü  на строительство культурно-бытовых идругих объектов непроизводственной сферы
ü  на изыскательские игеологоразведочные работы
ü  на проектные и изыскательские работы.
По источникам финансирования инвестиции подразделяются на:
ü  централизованные (за счет средствфедерального бюджета и бюджетов субъектов РФ)
ü  нецентрализованные (за счет средствюридических и физических лиц – застройщиков).
По срокам вложений выделяют:
Краткосрочные — вложения средств на период до одногогода. Данные инвестиции носят, как правило, спекулятивный характер.
Среднесрочные — вложения средств на срок от одного года дотрех лет.
Долгосрочные — на срок выше трех лет.
По рискам различают:
Агрессивные — характеризуются высокой степенью риска. Онихарактеризуются высокой прибыльностью и низкой ликвидностью.
Умеренные — отличаются средней (умеренной) степенью риска при достаточнойприбыльности и ликвидности вложений.
Консервативные — вложения пониженного риска, характеризующиеся надежностьюи ликвидностью.
По сфере вложений:
Производственные инвестиции — обеспечивают воспроизводство и приростиндивидуального и общественного капитала.
 
1.2 Инвестиционный проект и оценкаего эффективности
Разработанные в мировой практике методы определения эффективностиинвестиций используются для оценки эффективности, как реальных инвестиционныхпроектов, так и финансовых инвестиций, а также для выбора инвестиционныхобъектов.
Понятие и виды инвестиционных проектов
В наиболее общем смысле под инвестиционным проектом понимаютлюбое вложение капитала на срок с целью извлечения дохода. В специальнойэкономической литературе по инвестиционному проектированию и проектному анализуинвестиционный проект рассматривается как комплекс взаимосвязанных мероприятий,направленных на достижение определенных целей в течение ограниченного периодавремени.
В составе реальных инвестиционных проектов наибольшее значениеимеют проекты, осуществляемые посредством капитальных вложений. Данныеинвестиционные проекты могут быть классифицированы по различным основаниям. [6]
Критерии классификации инвестиционных проектов
По масштабу
инвестиций
Мелкие
Традиционные
Крупные
Мегапроекты
По направленным
целям
Снижение издержек
Снижение риска
Доход от расширения
Выход на новые рынки сбыта
Диверсификация деятельности
Социальный эффект
Экологический эффект По степени взаимосвязи
Независимые
Альтернативные
Взаимосвязанные По степени риска
Рисковые
Безрисковые По срокам
Краткосрочные
Долгосрочные
В странах Западной Европы и США под мелкими проектами понимаютсяпроекты, имеющие стоимость менее 300 тыс. долл., под средними (традиционнымипроектами) — проекты, имеющие стоимость от 300 тыс. долл. до 2 млн. долл.Крупные проекты — это проекты, носящие стратегический характер и имеющиестоимость более 2 млн. долл. Мегапроекты представляют собой государственные илимеждународные целевые программы, которые объединяют ряд инвестиционных проектовединого целевого назначения. Стоимость мегапроектов — 1 млн. долл. и выше. ВРоссийской практике крупными проектами считаются проекты стоимостью свыше 50млн. долл.
Цели, которые ставятся инициаторами инвестиционных проектов,могут быть самыми различными. В ряде случаев проекты ориентированы не на прямоеизвлечение прибыли, а на снижение рисков производства и сбыта, экспансию вновые сферы бизнеса. Государственные инвестиционные проекты могут преследоватьсоциальные или экологические.
Важное значение при анализе инвестиционных проектов имеетопределение степени взаимозависимости инвестиционных проектов. Независимыепроекты могут оцениваться автономно, принятие или отклонение одного из такихпроектов никак не влияет на решение в отношении другого. Альтернативные проектыявляются конкурирующими; их оценка может происходить одновременно, ноосуществляться может лишь один из них из-за ограниченности инвестиционныхресурсов или иных причин. Взаимосвязанные проекты оцениваются одновременно, приэтом принятие одного проекта невозможно без принятия другого.[8]
Инвестиционные проекты могут различаться по степени риска: болеерискованными являются проекты, направленные на освоение новых видов продукцииили технологий, менее рискованными — проекты, предусматривающие государственнуюподдержку.
Инвестиционные проекты могут быть кратко- и долгосрочными. Ккраткосрочным относятся проекты со сроком реализации до двух лет, кдолгосрочным — со сроком реализации свыше двух лет. Период времени, втечение которого реализуются цели, поставленные в проекте, называется жизненнымциклом проекта. В качестве основных можно выделить три этапа:предынвестиционный, этап инвестирования, этап эксплуатации созданных объектов.
Ключевое значение для успешной реализации проекта имеет предынвестиционныйэтап подготовки инвестиционного проекта.[8]
Показатели и виды эффективностиинвестиционных проектов
Определение приемлемого для инвесторауровня экономической эффективности инвестиций является наиболее сложнойобластью экономических расчетов, связанной с разработкой ТЭО, так как здесьнадо свести воедино все множество факторов различных интересов потенциальныхинвесторов, учесть трудно предсказуемые изменения во внешней среде по отношениюк проекту, а также системы налогообложения в условиях нестабильной экономики.Все это многократно усложняется в связи с тем, что оценка эффективности должнабазироваться на соответствующей информации за весьма длительный расчетныйпериод.
Проблема оценки экономическойэффективности инвестиционного проекта заключается в определении уровня егодоходности в абсолютном и относительном выражении (т.е. в расчете на единицуинвестиционных затрат, капитала), что обычно характеризуется как нормадохода.
Оценку эффективности рекомендуетсяпроводить по системе следующих взаимосвязанных показателей:
— чистый доход (ЧД);
— чистый дисконтированный доход (ЧДД)или интегральный эффект (другое, довольно широко используемое за рубежомназвание показателя – чистая приведенная (или текущая) стоимость, net present value(NPV));
— индекс доходности (или индексприбыльности, profitability (PI));
— срок окупаемости (срок возвратаединовременных затрат РВ);
— внутренняя норма дохода (иливнутренняя норма прибыли, рентабельности, intemal rate of retum (IRR)).
В осуществлении и реализацииинвестиционного проекта принимают участие ряд субъектов: акционеры (фирмы,компании), банки, бюджеты разных уровней. Поступающий в распоряжение обществадоход (валовой внутренний продукт) от реализации эффективных проектов затемделится между ними. [35]
Наличие нескольких участниковинвестиционного процесса предопределяет несовпадение их интересов, разноеотношение к приоритетности различных вариантов проекта. Поступлениями изатратами этих субъектов определяются различные виды эффективностиинвестиционного проекта с позиций каждого участника. При этом следует иметь ввиду, что позиции участников проекта находят воплощение в исходной информации иформировании специфических потоков денежных средств для расчета показателейэффективности. Поэтому у них могут не совпадать результаты оценки, аследовательно, и решения об их участии в проекте.
В настоящее время можно считатьобщепризнанным выделение следующих видов эффективности инвестиционных проектов.
/>
Рис.1. Виды эффективности инвестиционныхпроектов
 
Эффективность проекта в целом оценивается для презентации проектаи определения в связи с этим привлекательности проекта для потенциальныхинвесторов.
Общественная эффективность характеризуетсоциально-экономические последствия осуществления проекта для общества в целом,т.е. она учитывает не только непосредственные результаты и затраты проекта, нои «внешние» по отношению к проекту затраты и результаты в смежныхсекторах экономики, экономические, социальные и иные внеэкономические эффекты.[35]
Общественную эффективность оцениваютлишь для социально значимых инвестиционных проектов, затрагивающих интересы неодной страны, а нескольких.
По проектам, где не нужно проведениеэкспертизы государственных органов управления, разработка показателейобщественной эффективности не требуется.
Коммерческая эффективность проекта характеризует экономическиепоследствия его осуществления для инициатора, исходя из весьма условногопредположения, что он производит все необходимые для реализации проекта затратыи пользуется всеми его результатами. Коммерческую эффективность иногда трактуюткак эффективность проекта в целом. Считается, что коммерческая эффективностьхарактеризует с экономической точки зрения технические, технологические иорганизационные проектные решения.
Наиболее значимым являетсяопределение эффективности участия в проекте. Ее определяют с цельюпроверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всехего участников. Эффективность участия оценивают прежде всего для предприятияпроектоустроителя (или потенциальных акционеров). Этот вид эффективностиназывают также эффективностью для собственного (акционерного) капитала попроекту.
Эффективность участия в проектевключает и такие виды, как эффективность участия в проекте структур болеевысокого уровня (финансово-промышленных групп, холдинговых структур), бюджетнаяэффективность инвестиционного проекта (эффективность участия государства впроекте с точки зрения расходов и доходов бюджетов всех уровней).
Система показателей, определяемая дляоценки перечисленных видов эффективности, и методологические принципы ихрасчета едины. Отличия заключаются в тех исходных параметрах, которые формируютпотоки реальных денежных средств по проекту применительно к каждому видуэффективности. Иными словами, единая и взаимосвязанная система параметровпроекта находит воплощение в единых по экономической природе показателяхэффективности в зависимости от области их применения в той экономической среде,которую они должны охарактеризовать. Некоторое исключение составляют показателиобщественной эффективности. «Внешние» эффекты не всегдапредставляется возможным учитывать в стоимостном выражении. В отдельныхслучаях, когда эти эффекты весьма существенны, но не представляется возможнымих оценить, неизбежна лишь качественная оценка их влияния.
Оценка предстоящих затрат ирезультатов при определении эффективности инвестиционного проектаосуществляется в пределах расчетного периода (горизонт расчета).
Горизонт расчета измеряетсяколичеством шагов расчета.
Шагом расчета при определениипоказателей эффективности в пределах расчетного периода могут быть месяц,квартал или год.
Затраты, осуществляемые участниками,подразделяются на первоначальные, текущие и ликвидационные,которые осуществляются соответственно на стадиях строительной, функционированияи ликвидационной.
Для стоимостной оценки результатов изатрат могут использоваться базисные, мировые и расчетные цены.
Под базисными понимаются цены,сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени tб. Базиснаяцена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всегорасчетного периода.
Измерение экономической эффективностипроекта в базисных ценах производится на стадии технико-экономическихисследований инвестиционных возможностей.[35]
На стадии технико-экономическогообоснования (ТЭО) инвестиционного проекта обязательным является расчетэкономической эффективности в прогнозных и расчетных ценах. Одновременнорекомендуется осуществлять расчеты в базисных и мировых ценах.
Расчетные цены используются длявычисления интегральных показателей эффективности, если текущие значения затрати результатов выражаются в прогнозных ценах. Это необходимо, чтобы обеспечитьсравнимость результатов, полученных при разных уровнях инфляции.
При разработке и сравнительной оценкенескольких вариантов инвестиционного проекта необходимо учитывать влияниеизменения объемов продаж на рыночную цену продукции и цены потребляемыхресурсов.
При оценке эффективностиинвестиционного проекта соизмерение разновременных показателей осуществляетсяпутем приведения (дисконтирования) их к ценности в начальном периоде. Дляприведения разновременных затрат, результатов и эффектов используется нормадисконта (Е), равная приемлемой для инвестора норме дохода на капитал.
 
1.3 Особенности инвестирования вусловиях франчайзинга
 
Сущность франчайзинга
По своей сущности франчайзинг представляет собойсистему взаимоотношений, заключающуюся в возмездной передаче одной стороной(фирмой, имеющей, как правило, ярко выраженный имидж и высокую репутацию нарынке товаров и услуг) другой стороне (фирме или индивидуальному частномупредпринимателю) своих средств индивидуализации производимых товаров,выполняемых работ или оказываемых услуг (товарного знака или знакаобслуживания, фирменного стиля) технологии ведения бизнеса и другойкоммерческой информации, использование которой другой стороной будетсодействовать росту и надежному закреплению на рынке товаров и услуг. При этомпередающая сторона обязуется оказывать содействие в становлении бизнеса,обеспечивать техническую и консультационную помощь.[21]
Правообладатель (в иностранном праве — франчайзер) — этолицо, которому принадлежат те исключительные права, использование которых онразрешает пользователю. Правообладатель должен быть предпринимателем ииспользовать принадлежащие ему исключительные права в процессе коммерческойдеятельности. Пользователь (в иностранном праве — франчайзи) — лицо, получающеевозможность использовать исключительные права. Он также должен бытьпредпринимателем в момент заключения договора коммерческой концессии. [1]
Виды франчайзинга.
Франчайзинг в зависимости от направления бывает четырехвидов:
— франчайзинг товара,
— производственный Франчайзинг,
— сервисный Франчайзинг,
— Франчайзинг бизнес — формата.
Франчайзинг товара представляет собой продажу товаров, производимыхфранчайзером и каким-либо образом маркированных его товарным знаком. Франчайзи,как правило, осуществляет послепродажное их обслуживание.
Франчайзинг товара не нашел широкого распространения. Такогорода отношения в большинстве случаев выгодны франчайзеру, так как ониобеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта инепрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этомявляются частью контролируемой франчайзером системы сбыта. Поскольку вподавляющем большинстве случаев для торговых предприятий важное значение имеетассортиментная политика, торговля избранным товаром не всегда являетсяэффективной.[21]
Франчайзинг товара может быть в системе сбыта нефтепродуктов,особенно при выделении автозаправочных станций из более крупных сбытовыхструктур. Хотя в связи с изменением предпочтений потребителей к системе услуг,оказываемых на АЗС, применение чистого франчайзинг товара в этой отраслиограничено. Наиболее эффективной формой отношений здесь будет франчайзингбизнес — формата, о котором речь пойдет ниже. Франчайзинг внефтеперерабатывающей промышленности наиболее распространен в Австралии.[39]
Производственный франчайзинг основывается на общих для сторон целях:
— разделение труда и специализация производства;
— повышение объема производства и расширение производственнойпрограммы;
— обеспечение экономичности производства;
— увеличение гибкости производства и сбыта в соответствии стребованиями рынка;
— освоение производства новых изделий в зависимости от измененийна рынке.
Схема производственного франчайзинга работоспособна практическиво всех отраслях производства при наличии прав на объекты интеллектуальнойсобственности, подтвержденных охранными документами, в том числе на товарныйзнак.
Производственный франчайзинг имеет много общего с лицензионнымдоговором, но не ограничивается им. Франчайзинг — не просто договор, этосистема длительных отношений, детализированная основным договором и специальным«Руководством по франчайзингу», которое также является собственностьюфранчайзера. Условия лицензионного договора являются лишь частью отношений,предусмотренных системой франчайзинга.
Сервисный франчайзинг представляет собой нечто среднее между двумя указанными вышевидами. Сфера его применения — услуги. Сущность заключается в том, чтофранчайзи предоставляется право заниматься определенным видом деятельности подторговой маркой франчайзера. Франчайзер имеет ряд запатентованных прав, которыена основании договора передаются франчайзи.
Сервисный франчайзинг получил широкое распространение и являетсяперспективной технологией ведения бизнеса. Основная направленность сервисногофранчайзинга — высокий уровень обслуживания потребителей. Благодаря совместнойполитике, проводимой франчайзером и франчайзи, потребителю быстро становитсяизвестно, какое количество и качество услуг ему может быть гарантировано вопределенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки.Осведомленность экономит время потребителей на поиск и удовлетворение своих потребностей,а ожидаемое качество обслуживания оказывает помимо всего прочего положительноеэмоциональное воздействие, что повышает вероятность обращений к франчайзи.Потребитель идентифицирует правообладателя и пользователя товарной марки, чтодает дополнительные импульсы развитию франчайзинговой системы.
Франчайзинг применим практически во всех направлениях сферыуслуг. Все активнее выходят на российский рынок зарубежные сервисные компании спредложением покупки франшизы. Франшиза — это весь пакет прав,технологии, оборудования, услуг и т.д., предлагаемых франчайзером к продаже.
На российском рынке сервисный франчайзинг активно развиваетсяв туристическом бизнесе, в области недвижимости, трудоустройства и образовательнойдеятельности.[39]
Франчайзинг бизнес — формата является наиболее комплексным.Наряду со всеми перечисленными правами франчайзер передает франчайзиразработанную им технологию организации и ведения бизнеса. Франчайзи полностьюидентифицируется с франчайзером и становится частью общей корпоративной системы.Франчайзер при таком франчайзинге может быть предприятием, добывающим сырье,производителем, оптовым или розничным торговцем, предприятием сферы услуг, аможет быть только владельцем прав, которые по договору передаются франчайзи наопределенных условиях. Но при этом все предприятия, работающие в системе,должны работать по единой методологии, в едином стиле и соблюдатьвнутрисистемные интересы. Система франчайзинга бизнес — формата даетвозможность не только расширить бизнес во внутриотраслевом масштабе исопредельных отраслях, но и включить в систему различные направления бизнеса.Высокая репутация в одной сфере деятельности при использовании системыфрайчайзинга бизнес — формата на практике дает колоссальные возможности длярасширения деятельности как самой фирме (в данном случае она, естественно,будет франчайзером), так и предприятиям, которые будут использовать этурепутацию для организации и развития своего бизнеса.[21]
Преимущества франчайзинга.
Преимущества для франчайзера:
— значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг иувеличение степени контроля на рынке;
— возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территорияхи проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренциимежду франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
— регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;
— проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольногозаконодательства;
— возможность расширения опыта ведения бизнеса на основе использованияинформации от франчайзи;
заинтересованность франчайзи как самостоятельногоюридического лица в успехе и процветании, следовательно, в увеличении продаж,что в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получениядополнительного дохода;
— получение дополнительного дохода от уступки прав на использованиетоварного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности,коммерческой информации;
— получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степенириска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источникифинансирования;
— экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов,которые осуществляет франчайзи;
— экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости созданиядочерних предприятий, дополнительных расходов на созданиематериально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудованиеи т.д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее всобственности.[21]Инвестициив компанию по схеме франчайзинга
Франчайзинг становится все болеепопулярным среди российских компаний. Сейчас о готовности продавать своифраншизы заявляют более 150 фирм. Кроме того, на отечественном рынке достаточноактивно проявляют себя западные франчайзеры — как крупные международные корпорации,так и небольшие национальные сети.
Несмотря на все это, число ежегоднопродаваемых франшиз не превышает нескольких десятков. Причина заключается внесоответствии качества услуг, предлагаемых продавцом франшизы, ожиданиямфранчайзи. Так чего же ждут от франчайзеров российские инвесторы?
Преимущества отставания
Сначала нужно определить базовоеусловие, при котором франшизы той или иной компании вообще будут пользоватьсяспросом. Речь идет о динамике рынка, на котором продает свои товары или услугифранчайзер. В России наиболее перспективными для развития франшизных систембудут т.н. «остывающие рынки» — те экономические сегменты, темпы роста которыхначинают сокращаться. Это, с одной стороны, препятствует основным игрокамотрасли развиваться за счет собственных средств (так, например, происходит виндустрии компьютерных клубов, видеопрокатов), а с другой стороны, затрудняетнепрофессионалам вхождение в рынок. Как правило, на «остывающих» рынкахнаиболее эффективные механизмы развития — слияние и поглощение (рекламныйрынок), а также франчайзинг (химчистки, рестораны). Для непрофильного инвестораприсоединение к одной из франшизных систем будет наиболее эффективным решением.[48]
В отличие от Запада, в России прощепродавать франшизы тех компаний, которые работают в стагнирующих отраслях, а нетех, что принадлежат к находящимся в стадии «разогрева» (динамично растущим) рынкам.Парадокс обусловлен спецификой российских франчайзи. Это — не безработные,клерки и ушедшие в отставку военнослужащие, получившие банковский кредит, как вСША и в Европе, а предприниматели, уже владеющие одной или несколькимиуспешными компаниями, и топ — менеджеры крупных корпораций. Дело в том, что внашей стране для покупки франшизы и создания соответствующего бизнеса (здесьчаще всего используется термин «покупка бизнеса, основанного на франчайзинге»)нужно иметь не менее 20–25 тыс. долл. (по нашим расчетам, средний размер первоначальныхинвестиций составляет 60 тыс. долл.). Понятно, что получить кредит на эту суммув условиях высоких рисков, присущих российскому предпринимательству, скажем,для домохозяйки — утопия. При этом на динамично растущие рынки предпринимателимогут войти самостоятельно, не пользуясь франчайзингом: создав фирму с нуля иликупив действующее предприятие, способное неплохо развиться и без поддержкибольшой сети. Таким образом, франшизы компаний, которые относятся к находящимсяв стадии «разогрева» рыночным сегментам, просто не пользуются необходимымспросом, да и сами сетевые фирмы не спешат становиться франчайзерами:получаемой прибыли вполне хватает для самостоятельного развития.
Опрос, проведенный среди 1200потенциальных приобретателей действующих предприятий, обратившихся в нашукомпанию в феврале–апреле 2004 г., а также опыт продажи франшиз компаний, работающихв различных отраслях (beautyбизнес, fashionбизнес, туризм, общепит), показывают,что большинство российских инвесторов рассматривают покупку франшизы как некийаналог готового бизнеса. Характерно, что в сфере франчайзинга, как и на рынкеготового бизнеса, потенциальные инвесторы–франчайзи отдают предпочтение неизвестности брэнда компании–франчайзера (на этот момент обращают вниманиетолько 20% опрошенных), а показателям доходности инвестиций (37% опрошенных) иотлаженности технологии работы, передаваемой в рамках франчайзинговыхвзаимоотношений. Как и на рынке готового бизнеса, большая часть потенциальныхфранчайзи проявляет интерес к франчайзинговым точкам, затраты на открытиекоторых (вместе со стоимостью франшизы) не превышают 50 тыс. долл. Минимальнаядоходность, на которую согласны инвесторы, желающие присоединиться к той илииной сети, составляет 40% годовых.
Можно утверждать, что российскиефранчайзи покупают прежде всего технологию, а не имя. Подтверждением этомуможет служить, например, бурный старт сети турагентств «Путевочка». Этот проектсразу начал развиваться на основе франчайзинга: в состав сети не вошло ни одногокорпоративного офиса продаж. С тех пор, как мы объявили об указанном проекте, внашу компанию поступает не менее 40 обращений в неделю от потенциальныхфранчайзи. Причина проста: наряду с франшизой инвестору предлагают созданиебизнеса под ключ, маркетинговое и бухгалтерское сопровождение деятельностифирмы, возможность получать повышенную агентскую комиссию. В этих условияхфранчайзи не расценивают в качестве принципиальных моментов нераскрученностьбрэнда и отсутствие корпоративных точек.
Впрочем, последний момент все-такизначим в подавляющем большинстве случаев. Франчайзи должны увидеть, какработает тот или иной бизнес в российских условиях и какую прибыль способнаприносить та или иная точка. Именно отсутствие достаточного числа действующих вРоссии бизнесов, по мнению многих экспертов, тормозит развитие здесь западных франшизныхсистем, например, KFC. [39]
В нашей стране сейчас можно строитьфраншизные системы даже там, где отсутствует их основополагающий элемент —зарегистрированный товарный знак. Проблема в том, что для получения законныхправ на этот актив в России необходимо потратить не менее года. Обычно используетсяследующая схема: в регистрирующий орган направляются необходимые документы (сэтого момента подавшая заявление организация может оспорить использованиетоварного знака любым другим лицом), а с инвестором заключается соглашение, врамках которого он беспрепятственно пользуется тем или иным названием,элементами дизайна и т.д. до момента их регистрации. Договор коммерческойконцессии — базовый в большинстве российских франшизных систем — подписываетсяпо завершении регистрации.
Однако вернемся к предпочтениямроссийских франчайзи. Для большинства из них покупка основанного нафранчайзинге бизнеса — альтернативный способ вложения свободных средств.Инвестор предпочитает получить объект, по своим характеристикам приближающийсяк готовому бизнесу. Перечислим основные моменты повышения привлекательностифранчайзингового предложения.
Предоставление помещения.Общеизвестно, что в Москве и других крупнейших российских городах растетдефицит свободных помещений, подходящих для открытия различных предприятийпотребительского рынка. К примеру, практически все площади на фудкортахоткрывающихся в Москве и ближайшем Подмосковье торгово-развлекательных центровразбираются арендаторами еще на стадии строительства. Если франчайзер,используя свои ресурсы, может предложить франчайзи подходящее помещение сосреднерыночной арендной платой, высокие темпы развития франшизной системыгарантированы. Правда, такие предложения встречаются крайне редко. Чаще всегопредставители сетей говорят, что если бы у них были свободные площади, они быиспользовали их под открытие корпоративных точек. Пожалуй, наряду сперечисленными выше факторами на успех «Путевочки» повлияло то, что этакомпания полностью решила вопрос с помещениями под розничные офисы продаж: ониоткрываются только на базе недвижимости сети магазинов «Пятерочка». [48]
Создание франчайзинговой точки «подключ». Большинство франчайзи отдают предпочтение получению уже готового кработе бизнеса. В помещении должен быть сделан ремонт. Нужно установитьоборудование, расставить мебель, подготовить наружную рекламу, набратьперсонал. За эту услугу некоторые франчайзи готовы платить на 10–15% больше суммы,в которую бы обошлась самостоятельная организация точки. В любом случаефранчайзи должен получить перечень необходимых требований к оборудованию идизайну помещения, список производителей, у которых можно заказать этупродукцию. Надо подчеркнуть, что подготовка бизнеса «под ключ» должна бытьдополнительной, но не обязательной услугой. Так, создание одного ресторанабыстрого питания сети Wokie Dokie (Швеция) при условии, что это делали быпредставители франчайзера, работающие со скандинавскими производителями,обошлось бы российскому франчайзи почти на 50% дороже, чем открытие точки при закупкетовара у российских фирм. Поэтому шведская сеть заняла по этому вопросу гибкуюпозицию. Здесь необходимо отметить, что первая франчайзинговая точка почтивсегда открывается «под ключ» представителями франчайзера — она должна служитьэталоном для всех последующих.
Представление документов, необходимыхдля работы точки. Это условие тесно связано с предыдущим. Впрочем, речь идет необо всех документах, а только об основополагающих для работы франчайзинговойфирмы — готового ООО с необходимыми лицензиями. Стоимость этой услуги нередковключают в паушальный взнос (стоимость франшизы). Дело в том, чтосамостоятельное получение франчайзи необходимых лицензий может занять многовремени (до полугода). Это сильно задержит присоединение к сети новогоучастника, потребует дополнительных затрат с его стороны. Что касается вопросовс СЭС, пожарными и прочими органами, без разрешений которых работа предприятияоказывается нелегитимной, то здесь инвестору нужно будет действоватьсамостоятельно. Правда, в ситуации, когда в сети работают небольшие компании(турбизнес), франчайзер нередко оказывает своим партнерам юридическуюподдержку, использует собственный авторитет для установления неформальныхсвязей с чиновниками различного уровня. Последнее в договоры не вносится, но,как правило, обсуждается в процессе переговоров с потенциальными франчайзи. [48]
Сопровождение деятельности франчайзи.Кроме правового содействия и неформальной поддержки покупатели франшизы ожидаютот франчайзера помощи в маркетинге, ведении бухгалтерии и прочих вопросах.Здесь уже многое зависит от специфики бизнеса. Например, в туризме обязательнацентрализованная закупка туров для всей сети. Только в этом случае отдельныеагентства смогут получать повышенную комиссию, являющуюся главным преимуществомтуристического франчайзинга. В общепите важно наличие единых поставщиков. Эторешит проблему качества предлагаемых ресторанами блюд, уменьшит стоимостьпродуктов (все та же оптовая закупка), сократит транзакционные издержки дляфранчайзи. С химчистками все значительно проще: нередко все участники сетипросто замкнуты на одну центральную фабрику.
В маркетинговую поддержку участниковсети, как правило, входит проведение рекламных акций, работа единого сайтафраншизной системы, callцентра и т.д. Кроме того, франчайзи предоставляютсянеобходимые рекламные материалы, которые он может использовать для продвижениясвоего бизнеса. Инвесторы без особых проблем соглашаются ежемесячно отчислятьна рекламные мероприятия до 5% от выручки своей фирмы, однако они требуютотчета: на какие именно мероприятия расходуются средства. Для франчайзиособенно важно, когда часть средств рекламного фонда идет на продвижениеконкретной точки в месте ее нахождения: установку штендеров, раздачу листовок,рассылку писем потенциальным потребителям, размещение роликов на местныхканалах кабельного телевидения и т.д.
Что касается бухгалтерскогосопровождения, то оно актуально прежде всего для франшизных систем, состоящихиз небольших компаний. Например, сетевое туристическое агентство, доходкоторого составляет 4,5–5 тыс. долл. в месяц, не может позволить себесобственного бухгалтера и ожидает, что необходимые учетные и отчетныемероприятия будут проведены франчайзером. Для более крупных бизнесов (например,ресторанов) ситуация иная: фирма может позволить себе содержание собственнойбухгалтерии и не очень заинтересована в том, чтобы франчайзер вникал в реальноеположение дел компании – франчайзи. В большинстве случаев инвесторы вынужденыпользоваться системой учета, предоставленной управляющей компанией. Но, какпоказывает опыт, они предпочитают не афишировать данные о финансовыхпоказателях работы предприятия, предоставляя франчайзеру лишь минимуминформации. Многие франчайзи, вкладывающие в создание бизнеса более 150 тыс.долл. и рассчитывающие на высокий среднемесячный доход, отдают предпочтениефиксированному роялти. Кстати, использование последнего позволяет избежатьсложных систем контроля за денежными потоками фирмы – франчайзи. В условиях,когда во франчайзинговой системе отсутствует единый для всех участников сетипоставщик, данная схема будет предпочтительной. [48]
Франчайзи рассчитывает на обучение.Франчайзинговый бизнес для большинства инвесторов — дополнительный источникдохода. Открытая фирма управляется либо непосредственно франчайзи (если этонебольшая компания, контроль над которой не требует значительных временных затрат),либо наемным менеджером. В любом случае управляющие и прочий персонал должныпройти обучение. Как правило, его стоимость также включается в паушальныйвзнос. В большинстве случаев франчайзи предпочитают, чтобы обучение проходилона базе одной из уже действующих точек. Желательно, чтобы была программапостоянного повышения профессионального уровня сотрудников франчайзинговойфирмы. Также положительно воспринимается возможность получения каких-либодипломов и сертификатов. Конечно же, после заключения договора франчайзинга(коммерческой концессии) франчайзи должен получить подробное руководство нарусском языке, описывающее специфику работы, а также основные технологические ибизнес-процессы приобретенного им бизнеса.
Франчайзи стремится иметь механизмыконтроля над франчайзером. Франчайзинг — система, основанная на такомпартнерстве, когда головная компания контролирует открываемые точки, асобственники последних имеют возможность влиять на деятельность управляющейструктуры сети. Механизмы такого влияния закрепляются, например, в обязательствефранчайзера не открывать новые точки (и не продавать франшизы на их открытие) врайоне, где уже имеются франчайзинговые фирмы, без согласования с владельцамипоследних. Кроме того, франчайзи желают в той или иной степени контролироватьпроцесс принятия в сеть новых участников. Это становится возможным, вчастности, благодаря созданию клубов франчайзи (иногда неформальных), гдепроисходит первое представление кандидатов на присоединение к франшизнойсистеме, согласовывается процесс внедрения инноваций в работе сети, например,расширения меню или изменение элементов дизайна. Клубы играют позитивную роль впривлечении в сеть новых членов: потенциальный инвестор получает подробнуюинформацию о работе франшизных точек от их непосредственных владельцев. Правда,желательно, чтобы такого рода коммуникации осуществлялись под контролемфранчайзера. Так, в своей практике мы столкнулись со следующей ситуацией. [48]
Действующие франчайзи однойресторанной сети, заинтересованные в увеличении доли своего участия в ней,сознательно предоставляли ее потенциальным участникам негативную информацию оработе франшизной системы.
Франчайзи заинтересован в возможностиопределять направление развития своей точки. Франчайзинг основан натиражировании какой-либо технологии, доказавшей свою коммерческуюэффективность. Однако полное «клонирование» такой технологии невозможно: каждаяфирма работает в уникальных географических условиях (даже в рамках одногогорода), имеет свою потребительскую аудиторию. Требование строго соблюдатьстандарты малопривлекательно для потенциальных франчайзи, снижает экономическуюэффективность работы участников сети. Как правило, эта проблема снимается,когда инвестору предоставляют свободу выбора в ряде вопросов. Например, правоввести в меню своего ресторана нескольких дополнительных блюд, снизить цену взависимости от региональной специфики. Другой механизм связан с описанными вышеклубами, которые выдвигают предложения по расширению спектра продаваемых франчайзинговымиточками товаров или услуг.
Франчайзи заинтересован в том, чтобыбыть полноценным собственником бизнеса. Достаточно распространенные механизмыконтроля участников сети: головная компания предоставляет им оборудование влизинг, а помещение (даже если оно найдено франчайзи) в субаренду. Получается,что инвестор, вложивший в бизнес немалую сумму, фактически не является егособственником. Данный факт негативно воспринимается российскимипредпринимателями, которые чувствуют, что их ставят в слишком большуюзависимость от франчайзера. Они предпочитают прямую аренду помещения исамостоятельную закупку оборудования.
Есть еще несколько моментов,способных повысить привлекательность франшизы той или иной компании. Так, дляуспешной продажи франшиз западных сетей необходимо наличие их представительствав России, русскоязычного интернет-сайта, а также адаптированного к российскомузаконодательству пакета документов. Многие потенциальные франчайзи просто неимеют возможности изучить сведения о франшизной системе на английском языке ине желают тратить время и деньги на поездки за рубеж для проведения переговоровоб открытии франчайзинговой точки. Иностранные франчайзеры должны либооткрывать свое представительство в РФ, либо поручить представление своихинтересов одной из российских компаний (желательно, чтобы она имела филиалы вкрупнейших регионах страны). Российская компания будет проводить презентациюфраншизной системы, предварительный отбор франчайзи, с которыми представительсети будет встречаться, приезжая в нашу страну через определенные промежуткивремени. [48]
Что касается договорной базы, то ееадаптация является жестким условием развития той или иной сети в России: простойперевод самых лучших западных договоров франчайзинга для нашей страны неподойдет. Нам, к примеру, пришлось столкнуться с ситуацией, когда представительодной зарубежной компании отказывался переделывать свой договор, аргументируяэто следующим образом: «документ у меня очень правильный — это вашезаконодательство неправильное». Спору нет, российское законодательство несоздает благоприятных условий для франчайзинга, однако следовать букве законанеобходимо. Отечественные франчайзи до сих пор с недоверием относятся кдоговорам субфранчайзинга, предпочитая работать непосредственно с сотрудникамитой или иной сети, а не с ее эксклюзивными представителями в каком-либорегионе. Проблема здесь коренится в том, что приставка «суб» связана у нашихсоотечественников с представлением о необходимости переплачивать посредникам.Возможно, по мере роста информированности предпринимателей об основах франчайзингаситуация изменится, но пока субфранчайзинг проигрывает франчайзингуобыкновенному.
Кроме того, для привлечения франчайзиважно иметь бизнес-план или хотя бы ТЭО франчайзинговой точки. Желательно необходиться краткой и неаргументированной информацией, как это делают многие российскиефранчайзеры, апеллируя к конфиденциальности сведений о своих доходах. Франчайзидолжен знать примерную (но подробную) структуру затрат и поступлений, типичнуюдля точки с определенными площадью и месторасположением. Возможно дажепроведение необходимых маркетинговых исследований (за счет франчайзи), которыедолжны дать ответ на вопрос о перспективности открытия конкретнойфранчайзинговой точки. Это вдвойне актуально для западных франчайзеров:сведения о работе их бизнеса за рубежом не имеют никакого отношения кроссийским реалиям.
Безусловно, одновременноепредоставление франчайзи всех перечисленных здесь условий невозможно — этоневыгодно для франчайзера. Однако предложение ряда из них способно значительноусилить привлекательность для инвестора конкретной франшизной системы, внесколько раз увеличив число проданных франшиз, а значит и размер сети, и ееэффективность. [48]
На Экономическом форуме, который проводился в Давосе в 2007году, было отмечено, что за последние 10 лет на российский рынок вышли иуспешно функционируют, такие известные западные франшизные системы, как «БаскинРобинс», «Карло Пазолини», «Кодак», «Сабвэй», «Ксерокс» и др. Наряду сразвитием международного франчайзинга отечественные франшизные системызавоевывают все большую долю рынка. Такие российские компании, как«Мастерфайбр», «Эконика-обувь», «Ароматный мир», «Копейка», «Офиспринтсервис» идр. весьма динамично развивают свои франшизные предприятия.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные.Важно отметить, что в последнее время в нашей стране намечается тенденцияускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса. Так,согласно статистике, с 1995 по 1999 год, в течение первых четырех летсуществования франчайзинга в России, на ее территории возникли 42франчайзинговые системы, с 2000 по 20001 год, за 2 года — 37, а за один 2002год — уже 29. При этом улучшается качество франшизных предложений, атехнологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерческивыгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
На графике представлен рост российских франшизных компанийнарастающим итогом за период с 1995 года по 2004 год.
/>
 

Глава 2. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия ( на примере кофейни «Шоколадница»)
 
2.1 Характеристика предприятия ипозиции на рынке
 
Чашка вкусного итальянского кофе эспрессо приготавливается изпяти граммов арабики, двух граммов рабусты и примерно 39 миллилитров чистойводы. Стоит это четыре рубля. За эти символические деньги мы, получаем мореудовольствия, не говоря уж о возможности проснуться и отправиться на работу.Однако если мы засыплем те же семь граммов чудесного коричневого порошка витальянскую кофеварочную машину Brasilia Gradiscа стоимостью пять тысячдолларов США, подождем ровно 23 секунды, пока густая ароматная жидкость стечетв маленькую, заранее подогретую чашечку, и сразу продадим ее сонному посетителюза сорок-пятьдесят рублей, мы получим динамично развивающийся бизнес. И хотякофейни — бизнес достаточно новый, динамика его развития позволяет говорить онем как о явлении, серьезно влияющем на характер и структуру досуга в России. [22]
В Москве, например, каждую неделю открывается новая кофейня,а то и несколько. Ожидается, что через несколько лет почтенная московскаяпублика будет тратить на кофе с пирожным около 100 млн. долларов в год.Владельцы московских кофейных заведений предполагают также, что через нескольколет их ежедневно будут посещать 100 тыс. человек, что примерно в пять разбольше, чем сейчас. Прогнозируется, что емкость московского кофейного рынкатогда составит 300 тыс. долларов ежедневно, или более 100 млн. в год. В своихрадужных прогнозах владельцы кофеен исходят из того, что в Лондоне, например,около 600 подобных заведений, а в Милане так и вообще две тысячи. По сравнениюс этими европейскими городами наш Иркутск — непаханое поле, говорить окакой-либо конкуренции здесь пока не приходится, таким образом, мы считаем, чтооткрытие кофейни в нашем городе будет не только прибыльным бизнесом, но ипозволит иркутянам приблизиться к европейцам. [22]
Кофейня считается очень выгодным бизнесом из-за высокой рентабельности.При средней сумме инвестиций в открытие кофейни площадью порядка 200 квадратныхметров в 200 тысяч долларов срок окупаемости варьируется от 1 года до 1,5 лет.Доходность вложений в данный бизнес определяется не ниже 60% годовых, а наценкина кофейный ассортимент — самые высокие в сфере общепита. Одна чашка кофеприносит в среднем 600% прибыли, чашка чая — 1000%, порция десерта собственногоприготовления — 350%, а десерт от компании-поставщика — 100%. Получается, чтопри проходимости около 200 человек в день и средней сумме чека в 150-200рублей, кофейня приносит от девятисот тысяч рублей выручки в месяц. [23]
Сеть кофеен «Шоколадница» — на сегодняшний день одна изкрупнейших и самых динамично развивающихся компаний в сфере ресторанногобизнеса в Москве, регионах России и странах СНГ. Первая кофейня была открыта в1965 году, в Москве. В феврале 2001 года «Шоколадница» возродилась в новомкачестве: давно знакомое название стало современной торговой маркой, подкоторой сегодня в столице работает уже 114 кофеен. Так же «Шоколадница»работает в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Калининграде,Нижнем-Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре, Новосибирске, Тольятти, Уфе и Киеве.Всего в сети 156 кофеен, и скоро планируется открытие еще 9. Уютныйклассический стиль настоящей европейской кофейни, в рамках которого выполненывнутренний дизайн и оформление всех заведений, привлекает внимание не толькопостоянных гостей, но и телевизионных продюсеров и редакторов модных журналовстолицы. Регулярно в кофейнях «Шоколадница» проходят видеосъемки новостныхблоков для популярных телеканалов и художественных сюжетов телевизионныхсериалов и фильмов, интервью с известными личностями, фотосессии для журналов ирепортажей для печатных СМИ. Ассортимент «Шоколадницы» весьма разнообразеннаряду с прекрасным кофе, сваренным из свежеобжаренных зерен, элитными сортамичая, соками и коктейлями сеть славится своей выпечкой и изысканными десертами.Любителей новенького прямая дорога в «Шоколадницу», меню здесь обновляется двараза в год. Название сети кофеен и девиз: «Философия сладкой жизни» достаточнокрасноречивы, однако не стоит думать, что в «Шоколаднице» вы можетерассчитывать только на кофейную «диету». Элитные сорта чая, другие всевозможныенапитки, полный бар, разнообразные закуски — все это постоянно присутствует вменю. В кофейне так же можно основательно пообедать или поужинать, выбрав блюдоиз дополнительного специального меню (японское, итальянское). Неизменно высокимспросом среди посетителей пользуются знаменитые блинчики со всевозможными начинкамии горячий шоколад, приготовленный из натурального швейцарского шоколада.Средний чек в кофейнях составляет 400-500 руб.
Все блюда эксклюзивны и готовятся по разработанным кондитерами«Шоколадницы» технологиям с использованием только натуральных продуктов.Никогда, за всю историю существования сети кофеен, в приготовлении блюд,десертов и напитков не использовались консерванты и химические добавки.Специалисты «Шоколадницы» очень тщательно и ревностно относятся к выборуиспользуемых продуктов, генеральные партнеры и поставщики выбираются наусловиях жесточайшего тендера.
Качество работы «Шоколадницы» помимо многолетнего признанияпосетителей подтверждено наградами и премиями. Уже третий год подряд (2004,2005, 2007 гг.) сеть кофеен «Шоколадница» получает главный приз в номинации«Лучшая кофейня года» в рамках премии «Ресторан года», учрежденной авторитетнымсайтом MENU.RU, объединяющим многомиллионную аудиторию посетителей различныхресторанов, кофеен, клубов и баров.[37]
 

2.2 Оценка конкурентной среды в г.Иркутске
 
Конец 2009 года внес свои коррективы в настроения россиян, ипотребительская уверенность граждан, индекс которой измеряет Росстат, резкоснизилась. Как сообщила заместитель начальника управления статистики уровняжизни Росстата Ольга Муханова, этот показатель с 1 % упал до – 20 %. Так же,если в третьем квартале 2009 года среди настроений россиян можно было наблюдатьположительные оценки, в четвертом квартале в основном преобладали негативныетенденции. Индекс потребительской уверенности рассчитывается на основе ответовроссиян на 5 вопросов, когда граждане дают оценки текущему экономическомуположению в стране, личному благосостоянию, а также пытаются прогнозировать экономическуюситуацию. И, если в четвертом квартале 2008 года только 23 % россиян считали,что текущая экономическая ситуация в стране ухудшилась, то в четвертом кварталеминувшего года их оказалось уже 35 %. Важно также отметить, что 55 % россиян воктябре-декабре 2009 года прогнозировали ухудшение экономической ситуации. В своюочередь, 25 % населения считают, что их личное материальное положениеухудшится, когда как в четвертом квартале 2008 года так полагали 17 % россиян.Снижение индексов наблюдалось во всех группах населения, но большее количествонегативных оценок дает молодежь, то есть люди в возрасте до 30 лет. Хотя еще в 2008году именно их оценки были самыми оптимистичными, отмечает Ольга Муханова. [44]
До наступления кризиса рынок общепита Иркутска показывалстабильный прирост оборота около 20 % в год. Потенциал развития ресторанногосектора был достаточно высок. Присутствовали и свои особенности, которые можновыявить, изучая иркутский рынок. Среди них, например, незначительные размеры«быстрых» секторов – фаст-фуд и стрит-фуд, попытки освоения этого сегментапериодически предпринимались, но говорить о достаточном успехе не приходится.Возможно все дело в том, что в Иркутске востребованы рестораны полного сервиса,в том числе и достаточно дорогие. Именно в этом секторе и на сегодняшний деньприсутствует больше всего операторов. Такой перевес капитальных общепитовскихформатов объясняется некоторой «избалованностью» иркутской публики, иркутянеготовы к достаточно высокому ресторанному чеку. И пока «быстрый» сектор толькоформировался, потребительская готовность платежеспособных горожан попроступереросла типовой уровень «фаст-фудного» предложения, и, соответственно,горожанам были интересны лишь те проекты, где вложения в стиль и сервис великии акцентированы. Хотя сама идея фаст-фуд жизнеспособна — деловая активность в городевысока, молодежи много.
Важно отметить, что в Иркутске, на наш взгляд, велика доляпотребителей-новаторов. Люди охотно приходят в новые, только что открывшиесязаведения. 60% иркутского ресторанного рынка приходится на устоявшиеся,зарекомендовавшие себя проекты. 40% — на рестораны, существующие недавно илиподвергавшиеся ребрэндингу и/или смене концепции. Еще одна особенность Иркутска— преобладание монопроектов над сетевыми. Доминирующими крупными формами тутявляются не холдинги в их классическом виде, а объединения рестораторов,созданные для совместного решения сырьевых, технических и кадровых вопросов.Говорить об экспансии москвичей или сетевых операторов из соседних регионовпока не приходится: реализованных или же готовящихся к реализации проектов поканет. Зато достаточно широко представлены национальные кухни: японская,итальянская, мексиканская, китайская и т.д. Что же касается актуального длямногих регионов кофейного бума, то в Иркутске он состоялся три года назад. [17,40]
Но это картина иркутского рынка до наступления мирового финансовогокризиса, что же происходит сегодня? Проблемы с кредитами и снижение доходовнаселения — основные риски бизнеса общественного питания в кризисный период. Пооценкам участников рынка и экспертов, в 2009 году обороты заведенийобщественного питания могут сократиться на четверть. [27]
За последние три месяца количество посетителей иркутскихзаведений общественного питания, по оценкам участников рынка, сократилосьпримерно на 10%, а в некоторых заведениях — более чем на треть, в зависимостиот сегмента рынка. Рестораны премиального сегмента еще осенью ощутили кризисспроса, это касается и вечерних посещений, и бизнес-ланчей. Зато заведенияиндустрии фаст-фуда, безусловно, выиграли от сложившейся ситуации, ведь здесьспрос наоборот вырос. Получается, кризис раскручивается по модели — спадпосещений в дорогих и демократичных ресторанах и всплеск интереса к болеедешевым заведениям общественного питания. Как уже отмечалось, в ресторанахнеуклонно снижается спрос на бизнес-ланчи. Некоторые заведения, возможно, будутвынуждены до лучших времен отказаться от «обеденных проектов» и акцентироватьвнимание на традиционном вечернем меню.
Рождественские и новогодние торжества также оказались не слишкомвеселыми: традиционно жаркий сезон ознаменовался охлаждением клиентского интереса.В первую очередь, опять-таки, пострадал топ-сегмент — в основном из-за банков истроительных компаний, отменивших корпоративные праздники. Значительную роль,по мнению аналитиков, сыграла потребительская паника — то, что называетсякризисом в головах. Впрочем, данная ситуация была вполне прогнозируемой. Всестало ясно уже в начале декабря по тому, как сокращались бюджеты мероприятий,снимались заявки, корректировались банкетные меню. Портрет корпоративногозаказчика сильно изменился, как и структура спроса. Клиенты начали большеэкономить, их стало меньше, а по отраслевому составу можно легко судить осостоянии дел в экономике страны и даже проводить мониторинг развития кризиса.Ведь, если в прошлом году большинство праздничных заказов поступало от банков,то в этот раз представителей финансовой сферы практически не было.
В 2009 г., по мнению экспертов, кризис затронул все сегментыбизнеса общественного питания, но здесь важно отметить, что изменения произошлине только в отрицательную сторону. Так, например, в дешевых заведенияхобщественного питания наблюдается значительное увеличение выручки, так как врамках кризиса клиенты переходят из других сегментов. Чистая прибыль сетизакусочных быстрого питания «МакДональдс» выросла до 3,33 млрд. долларов за 9месяцев 2009г., что почти в 3 раза по сравнению с 1,12 млрд. долларов,полученными за аналогичный период годом ранее, сообщается в финансовом отчетекомпании. Выручка компании за 9 месяцев 2009 г. увеличилась на 5% и составила17,96 млрд. долларов против 17,03 млрд. долл. годом ранее. Причем важноотметить, что чистая прибыль «МакДональдс» в III квартале 2009г. составила 1,19млрд. долларов, что на 11% больше показателя за III квартал 2008г., составившего1,07 млрд. долларов. Выручка компании за III квартал 2009г. увеличилась на 6% исоставила 6,27 млрд. долларов против 5,9 млрд. долларов годом ранее. Похожаякартина, хотя и в меньших масштабах, наблюдается в заведениях «Сбарро», так, пословам финансового директора Елены Бугайцовой, выручка их сети за четвертыйквартал прошлого года не упала, а, наоборот, выросла, на 5,1%. [27, 31]
Но, тем не менее, опять же, по мнению экспертов, в условияхкризиса до 30% столичных заведений все-таки могут закрыться. Цены на продуктыпродолжат расти, а спрос на высокую кухню будет неуклонно снижаться. Уже сейчасмногие московские игроки сталкиваются с проблемами поставок. Неуверенность взавтрашнем дне заставляет поставщиков проявлять осторожность и недоверие,отказываться от отсрочек платежей и не отгружать продукты в долг. Дефицитзаемных средств и удорожание кредитов также влияют на деятельность данногобизнеса. Усложнилась работа с банками и лизинговыми компаниями. В ответотдельные столичные заведения перестали принимать к оплате банковские карты,опасаясь, что кредитные организации не станут обналичивать деньги.
В Иркутске ничего такого пока не происходило. Однако даватьточные прогнозы относительно ближайшего будущего никто не рискует. Обобщаяоценки, можно предположить, что иркутский рынок общественного питаниясократится на 10-15% за счет закрытия ряда заведений разных концепций иформатов. Говоря о судьбе бизнеса общественного питания, хотелось бы отметить,что здесь эксперты расходятся во мнении. Одни утверждают, что легче всего впериод кризиса выживать сетям с отлаженными технологиями работы – поставщикипредоставляют крупные скидки, закрытие одной точки не погубит бизнес компаниицеликом, а вот одиночным игрокам, особенно небольшим кафе, кофейням иресторанам, придется тяжело. Другие убеждены, что «размер не имеет значения»: пережитькризис поможет раскрученный сильный бренд, способность адаптироваться к текущейситуации и продуманные планы действий.
Какую тактику выберут иркутские игроки для противостояния кризису,на сегодняшний день пока остается неизвестным, но мы считаем, что антикризиснаястратегия у всех начинается не с формирования нового меню, а со сниженияиздержек и сокращения кадров, ведь главная задача — не заработать, а на нулевойрентабельности продержаться до лета. Вернуть или удержать гостей, на нашвзгляд, можно будет с помощью введения в меню дополнительных блюд поотносительно низким ценам, что позволит простимулировать спрос и удержатьклиентов от ухода в более дешевое заведение. Однако эксперты не рекомендуютвпадать в крайности и резко сбрасывать цены на весь ассортимент — такой шагможет негативно отразиться на имидже заведения. Это не тот бизнес, где можноустраивать массовые распродажи по принципу «три вещи по цене одной». Лучшеизобрести дополнительные блюда или же вводить скидки на какие-то отдельные,периодически меняя их. [10]
Что касается непосредственно кофейного бизнеса, то экспертысети «Шоколадница» считают, что региональный рынок, в данном случае, болеечувствителен к кризису, чем московский. Исполнительный директор сети«Шоколадница» в Новосибирске Максим Трубников утверждает, что в среднем ценовомсегменте выручка кофеен упала в среднем на 10—15%. Так же важно отметить, чтокомпания приняла решение о продаже бизнеса в Новосибирске. Максим Трубниковкомментирует эту ситуацию следующим образом: «У нас нет цели продать бизнес какможно быстрее, и мы сделаем это только если покупатель предложитпривлекательную цену, — пояснил он. — В период финансового кризиса вновосибирских кофейнях мы получаем доход меньше, чем рассчитывали. Поэтомувыгоднее продать бизнес здесь, чтобы вложиться в развитие в Москве, гдедоходность бизнеса выше». Сейчас компания продолжает заниматься новосибирскимикофейнями, рассматривая параллельно предложения о покупке. Ранее компаниязаявляла о скором открытии кофеен в Красноярске, однако сейчас этот проектприостановлен. Рассматривая, как вариант, возможный выход «Шоколадницы» наиркутский рынок, важно отметить, что здесь ситуация несколько иная. Ведь, вИркутске, на сегодняшний день, нет серьезной конкуренции в сфере кофейногобизнеса. Так при выходе на новосибирский рынок «Шоколадница» столкнулась с тем,что там действуют достаточно сильные местные игроки, поэтому, скорее всего, и планыво многом не оправдались. При всем интересе к «Шоколаднице», как московскомубренду, ее приход не стал значимым явлением для рынка, и концепция не успела завремя работы в Новосибирске проявить себя. Совладелец сети кофеен «ТрэвэлерсКофе» Кристофер Майкл Тара-Браун полагает, что «Шоколадница» сделала слишкомбольшой упор на развитие сети в торговых центрах, тогда как для успешногофункционирования бизнеса в этом сегменте рынка необходимо соблюдениестратегического баланса — некоторое количество стационарных точек, некоторое —в торговых центрах. Отчасти именно поэтому лояльных клиентов у этой сетипоявиться, попросту, не успело. Вполне возможно, если бы не кризис, возможно,компания подкорректировала бы стратегию развития, считает Кристофер Майкл Тара-Браун.[7]
Кофейная индустрия на сегодняшний день в России развиваетсядинамично. Постепенно появляется более полное представление и о том, какимименно должен быть кофейный рынок, как, впрочем, и сам продукт. Потребитель судовольствием начинает постигать культуру кофе и ценить ту атмосферу, котораяпредлагается ему в дополнение к ароматной чашке. Однако в Иркутске кофеен нетак много, хотя бизнес этот выгоден и перспективен, и потребность в уютныхзаведениях, где можно насладиться хорошим кофе, посидеть наедине с собой, небудучи в одиночестве, встретиться с друзьями или провести деловую встречу,растет день ото дня. Тем не менее, по словам Константина Фролова, бар-менеджераи победителя чемпионата по приготовлению кофе и кофейных напитков «Эспрессо-кап- 2005», в нашем городе нет ни одной настоящей кофейни. На сегодняшний день,согласно данным, опубликованным на сайте www.obed.irk.ru.,иркутский рынок представлен пятнадцатью кофейнями. [15]
Для более наглядного рассмотрения и объективной оценки возможныхконкурентов, мы составили сравнительную таблицу, куда поместили основные данныео кофейня нашего города: