Инвестиции в России

1 3 1.2 5 1.3. 8 2 11 2.1 14 2.2 19 60 1998 1991 , 150 1 1 2 1997-2000 1.1 1 800 200 ? 159.8 20.8 ? 1997 20 100 1993 1 1993 1996 ? 1995 22 . 1996 314 19.6 6,3 1.2 25 100 1993 10 20 ? 2.6 , 3 1991-1996 150 10 2 1998, 1999 , 1997 ? 0.4 . 12, 91 27 0.4 1997 1999 13, 4 1 1 1996 ? 1990 1999 ?

1990 58,5 56,1 47,2 50,1 55,1 58,0 25,0 22,5 85,1 76,0 45,4 75,3 1999 2000 ? 12. 370 12, 105 2 . 2 ? 1991-1999 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 1990 95,0 81,2 74,2 64,8 62,2 58,5 56,0 54,3 56,1 1990 92,0 75,0 65,0 51,0 50,0 47,2 48,7 46,3 50,1 1990 85,0 51,0 45,0 34,0 31,0 25,0 23,9 22,3 22,5 1990 116,0 62,9 80,0 82,5 71,8 71,8 72,1 59,0 50,1 33,5 31,5 22,4 24,7 22,0 20,8 23,8 29,9 74,9 74,1 72,9 72,6 72,7 68,1 66,7 73,0 – 3,6 4,2 5,5 6,4 6,8 8,1 8,9 9,2 ? 1990 , 2,52 65,7 618 2349 5544 6764 7440 13393 – 1991-1998 199 1999 1999 2000 ? 12. 370 1990 1998 ? 1990 13393 25 , 14 1990 1999 56.1 , 50.1 5 22.5 , 50.1 58.0 15, c.

6 1995-1996 40 15, c. 8 90 4.0 , 4.5 ? 90 10 26, c. 30 . 12, c. 100 1998 90 20 1997 90 , 84, 62, 44, 10. 29 70 1990 1998 1991-1998 1993-1998 ? 3 2.1. Инвестиции в реальный сектор экономики В 1999 году впервые за последние восемь лет динамика инвестиций в основной капитал имела положительную направленность. Если в течение первой половины 1999 года имела место тенденция замедления спада инвестиционной активности,

то с июля наблюдается выход на траекторию роста инвестиций в основной капитал. В 1999 году организации и предприятия всех форм собственности инвестировали в основной капитал 598,7 млрд. руб что на 1,0 превышает уровень предыдущего года. В 1999 году впервые за годы реформ отмечается рост производства в отраслях инвестиционного комплекса. Рис.15. Инвестиции в жилищное и коммунальное строительство составили примерно 1 3 от общего объема
инвестиций в социально-гражданское строительство. В 1999 году после пятилетнего перерыва отмечен прирост инвестиций в жилищное строительство и восстановление положительной динамики ввода жилой площади. В 1999 года предприятиями и организациями всех форм собственности построено 32,0 млн. кв. метров жилой площади, что на 4,3 превышает уровень предыдущего года. В 63 субъектах Федерации объемы построенного жилья превысили уровень 1998 года.

Поддержание деловой активности в жилищном строительстве связано как с продолжением ранее начатых строек, так и с расширением объемов работ. Оценивая влияния инвестиционного процесса на состояние экономики необходимо учитывать специфические особенности этого процесса на всем периоде радикальных преобразований. Отличительной чертой российских реформ является беспрецедентное по масштабам свертывание инвестиционной деятельности. В 1999 году инвестиции в основной капитал составляли только 26,3 от уровня предреформенного 1991

года. В то же время, инвестиционный спад в период 1992-1999 года носил структурный характер и определялся совокупным воздействием факторов изменения отраслевых, технологических и воспроизводственных сдвигов в национальной экономике. Рис. 16. Отраслевая структура инвестиций в основной капитал. Изменения структуры ВВП сопровождалось перераспределением потоков инвестиций в основной капитал из сектора производства товаров в сектор услуг. В 1999 году инвестиции в сектор услуг составляли 52,40

от общего объема инвестиций в национальную экономику против 43,0 накануне реформ. В свою очередь в инвестициях, направляемых в сектор услуг повышалась доля отраслей инфраструктуры. В период 1997-1999 годов в среднем на долю транспорта, связи и торговли приходилась 1 5 часть общего объема инвестиций в основной капитал против 12 среднем за период 1992-1996 годов. Динамичное развитие связи и сектора информационных услуг поддерживалось интенсивным процессом инвестирования.
Если в 1994 году доля инвестиций в связь составляла менее 1 в общем объеме инвестиций в национальную экономику, то в 1999 году она достигла 3,5 . Повышение инвестиционной активности в отрасли и рост спроса на услуги связи является индикатором экономического оживления. Заметим, что инвестиционная политика в отрасли ориентирована на решение перспективных проблем. Характерной для 1999 года явилась тенденция к расширению рынка и структуры предоставления услуг связи

при сдерживании тарифов на услуги. Это позволило компаниям не только сохранить или расширить сегменты своего присутствия на рынке услуг связи, но и сформировать определенный потенциал к дальнейшему развитию. С изменением институциональной структуры экономики и сокращением присутствия государства на рынке капитала доля инвестиций в сельское хозяйство снизилась с 10,8 в 1992 году до 2,5 -3,0 в период 1996-1999 годов. На инвестиции в промышленность в среднем за период 1994-1999 годов приходилась примерно 1 3 общего

объема инвестиций в основной капитал. По мере ослабления темпов спада промышленного производства отмечалось и постепенное замедление темпов свертывания инвестиционной деятельности. Этот процесс довольно существенно дифференцировался и по отдельным периодам, и отраслям промышленности. Так, в 1997 году в результате пересмотра налоговых льгот существенно замедлились темпы сокращения инвестиций в производственное строительство. При уменьшении объема инвестиций в основной капитал в целом по экономике

на 5,0 , инвестиции в производственное строительство составили 99,0 от уровня предшествующего год. Однако в 1998 году в условиях кризиса в финансовом секторе экономики эта тенденция не сохранилась, и вновь отмечалось резкое сокращение инвестиционной активности. С изменением экономической конъюнктуры в 1999 году в промышленности зафиксирован прирост инвестиций в основной капитал на 8,8 по сравнению с предыдущим годом.
Следует отметить, что за последние два года произошли существенные изменения в структуре инвестиций по промышленно-производственным комплексам. Если в 1992-1997 годах систематически повышалась доля инвестиций в топливно-энергетический комплекс при снижении доли инвестиционного комплекса, то в 1999 году ситуация кардинально меняется. По данным Минэкономики РФ, прирост инвестиций в машиностроение по сравнению с 1998 годом составил 36,9 , при снижении темпов инвестиций в топливную промышленность на 2,2 и в электроэнергетику

на 21,4 . Другой характерной чертой 1998 и 1999 годов является существенное повышение доли инвестиций в отрасли потребительского комплекса. Если в 1997 году на долю инвестиций в пищевую промышленность приходилось 8,2 от общего объема инвестиций в основной капитал промышленности, то в 1999 году – 15,2 году. Рост объемов инвестиций в основной капитал в пищевой и медицинской промышленности, соответственно, на 35,7 и 94,8 , соответствует политике замещения импорта потребительских товаров продукцией отечественных

предприятий. Изменение структуры инвестиций по отраслям промышленности отражает реакцию российского бизнеса на изменение конъюнктуры внутреннего рынка и рост спроса на отечественную продукцию. Однако, несмотря на рост инвестиций, их объем недостаточен для поддержания устойчивой тенденции экономического роста. Структура источников финансирования инвестиций. Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий

и организаций. В 1999 года доля собственных средств предприятий в инвестициях сохранилась примерно на уровне предшествующего года и составила 53,4 . Удельный вес собственных источников довольно существенно дифференцируется по отраслям и секторам экономики. В электроэнергетике на долю собственных средств приходится почти 90 инвестиций, в газовой промышленности 82 , в нефтедобывающей 74 , трубопроводном транспорте 55 .
При высоких рисках сектор кредитных и банковских услуг практически не проявляет интереса к проектам инвестиций в реальный сектор экономики. В деятельности кредитных организаций доминирующая роль отводится краткосрочным операциям. Доля долгосрочных кредитных вложений составляет менее 6,0 . Однако в связи с благоприятными изменениями экономической конъюнктуры в структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал в 1999 году отмечается некоторое повышение доли кредитов банков и прямых

иностранных инвестиций 1999 26,7 1998 ? 4,3 Продолжавшиеся в течение всего года переговоры с международными финансовыми организациями продемонстрировали, что решение о предоставлении отсрочек и новых кредитов в условиях полного отсутствия доверия к российским властям может быть только сугубо политическим. Внутриполитическая неопределенность, обусловленная приближением парламентских и президентских выборов, а также нарастание напряженности во взаимоотношениях с развитыми зарубежными странами сначала из-за

проблем в Косово, затем в Чечне оказывали негативное влияние на отношение иностранных кредиторов к перспективам сотрудничества с Россией в 1999 году. В структуре источников финансирования инвестиций в основной капитал еще более усилилась тенденция к сокращению доли бюджетных средств, при этом происходит перераспределение долей между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации в пользу последних. Федеральным бюджетом 1999 года на финансирование государственных инвестиций

предусмотрены средства в размере 6,7 млрд. руб что на 15 меньше уровня предыдущего года. Характерно, что в 1999 году повысился уровень финансирования бюджетных расходов на инвестиционные цели. По предварительным данным Минфина, годовой лимит инвестиций профинансирован в объеме 6 млрд. руб т.е. на 90,2 . По итогам 1999 года доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал снизилась до 1,5 ВВП. Таблица 5Инвестиции в основной капитал по источникам финансирования, в ценах соответствующих лет 1997 1998 1999
? 100,0 100,0 100,0 ? 1 78,2 80,2 82,6 – 60,8 53,6 53,4 13,2 13,3 16,2 – 1745 26,6 29,2 ? 4,8 4,3 – 4,4 5,7 10,8 8,8 – 7,2 8,8 0,4 0,7 2 21,8 19,2 17,4 10,1 6,6 6,6 Источник Росстатагентство В 1999 году доля частных инвестиции в общем объеме инвестиций в основной капитал по формам собственности сохранилась примерно на уровне предыдущего года и составила 25,9 , хотя в период 1995-1998 годов наблюдалась тенденция к ее устойчивому росту.

Основная доля частных инвестиций формируется за счет средств индивидуальных застройщиков, и можно было ожидать, что с изменением уровня доходов и величины сбережений населения инвестиционные возможности и потенциальный круг инвесторов сузится. Однако, даже в этих сложных условиях сохранилась приоритетность вложения средств в жилищное строительство. После банковского кризиса процесс восстановления доверия населения к сберегательным учреждениям протекает с большими трудностями.

При сохранении высокой доли сбережений в неорганизованных формах и отсутствии механизма их трансформации в инвестиции национальная экономика несет существенные потери от недоиспользования накопленного инвестиционного потенциала населения 1999 100 4,5 ? 10,7 1999 Таблица 6Инвестиции в основной капитал по формам собственности в ценах соответствующих лет 1997 1998 1999 Инвестиции в основной капитал 100,0 100,0 100,0 24,5 22,3,0 21,3 22,7 25,7 259 43,0 40,6 373 1,2 2,2 3,2 3,1 4,0 7,5 2.2. Иностранные инвестиции в российскую экономику По состоянию на 1 января 2000 года накопленный иностранный

капитал в экономике Российской Федерации составил около 29,25 млрд. долл включая инвестиции из государств-участников СНГ. Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор российской экономики без учета органов денежно-кредитного регулирования, коммерческих и сберегательных банков, включая рублевые инвестиции, пересчитанные в доллары США, в 1999 году составил 9,56 млрд. долл. Основной характеристикой 1999 года является замедление темпов поступления иностранных инвестиций в
течение года. В целом, в 1999 году сохранилась тенденция 1998 года к снижению поступлений иностранных вложений в Россию. Таблица 1 ? 1996 1997 1998 1999 6970 100 12295 100 11773 100 9560 100 2440 35,01 5333 43,38 3361 28,55 4260 44,6 – 128 1,84 681 5,54 191 1,62 31 0,3 – 4402 63,16 6281 51,09 8221 69,83 5269 55,1 Так, в 1999 году произошло существенное сокращение портфельных и прочих инвестиций. Последние снизились по сравнению с 1998 годом на 35,9 , портфельные в 6,2 раза, составив 5,27 млрд.

долл. и 31 млн.долл соответственно. В целом сумма инвестиций снизилась на 19 . Компенсирующее влияние на их динамику оказывал в 1999 году приток прямых зарубежных вложений. Снижение объемов прочих иностранных инвестиций, формирующихся в основном за счет иностранных заемных средств, свидетельствует о непривлекательности российского инвестиционного климата даже в таких традиционно и повсеместно пользующихся повышенным инвестиционным спросом отраслях, как нефтяная и газовая отрасли.

В настоящее время в России реальной возможностью привлечения инвестиций, причем не финансовых, которые в основном носят спекулятивный характер, а прямых инвестиций на долгосрочной основе является проектное финансирование, когда возврат инвестиций обеспечивается за счет финансовых потоков, формирующихся в процессе реализации проекта. привлеченных в Россию иностранных инвестиций, как и в 1998 году, характеризуется лидирующей ролью промышленности, вложения в которую по итогам 1999 года составили 4876 млн.долл что

на 3,8 выше уровня предыдущего года. Однако, при значительном сокращении иностранных вложений в сферы коммерческой деятельность по обслуживанию рынка, финансов, страхования и пенсионного обеспечения, доля промышленности в совокупных объемах иностранных инвестиций в российскую экономику выросла на 11,1 . 2 1996 1997 1998 1999 2278 32,68 3610 29,36 4698 39,90 4876 51 ? 269 3,86 194 1,58 589 5,00 907 9,5 ? 375 5,38 733 5,96 1201 10,20 1622 17 1629 23,37 2299 18,70 1426 12,11 190 2 2024 29,04 4763 38,74 900 7,64 114 1,2 395 5,67 696 5,66 2959 25,13 1851 19,4
Значительно увеличились в 1999 году доли инвестиций в торговлю и общественное питание, транспорт и связь, в сферу управления около 42 всех иностранных инвестиций в 1999 году . Анализ отраслевой структуры зарубежных инвестиций свидетельствует о стремлении инвесторов вкладывать средства в отрасли, дающие либо быструю окупаемость, либо обслуживающие конкретные крупные точечные проекты. В 1999 году из совокупного объема иностранных инвестиций в промышленность около 53,4 приходилось

на прямые инвестиции в 1996 году 58 , в 1997 и 1998 гг. приблизительно 35 . Изменение структуры инвестиций в сферу производства в 1999 году произошло за счет переориентации инвесторов с рынка капиталов на инвестиции в экспортные отрасли России и, прежде всего, в топливную промышленность, а также существенного увеличения вложений в пищевую промышленность. Так, на топливную и пищевую промышленность в 1999 году пришлось 82,7 объема иностранных

вложений от прямых инвесторов, направляемых в промышленность. Увеличение доли прямых иностранных инвестиций свидетельствует о стремлении иностранных предпринимателей сформировать в России собственную производственную базу, что позволит существенно снизить стоимость их продукции и более гибко реагировать на ценовую ситуацию на рынке 1999 1999 357 ? 1999 1999 1995 30 200 240 Одной из основных причин низкой активности инвесторов является не боязнь

финансовых катастроф, а ожидание новых льгот и гарантий. Определяющим фактором для иностранных инвесторов является наличие региональной политики привлечения иностранных инвестиций, прежде всего в аспектах гарантий безопасности инвестиций, залога и страхования, предоставления льгот по налогообложению в той части налоговых сборов и платежей, которые направляются в областной бюджет. В ряде регионов администрация берет на себя функцию основного гаранта по проектам,
включенным в перечень республиканских нужд. На сегодняшний день более 30 субъектов имеют свои законы или иные законодательные акты с подробным перечнем инвестиционных проектов и мер их стимулирования и поддержки. На федеральном уровне в 1999 году также осуществлялись мероприятия по формированию стабильной нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение иностранных инвестиций и экономическую деятельность инвесторов на территории России в том числе в налогообложении и таможенном контроле .

26 февраля 1999 года принято Постановление правительства О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе Российской Федерации с использованием средств федерального бюджета , который предоставляет льготы, напрямую не связанные с иностранными инвестициями, но на которые могут рассчитывать предприятия с иностранными инвестициями и их участники. 14 июля 1999 года вступил в силу

Федеральный закон Об иностранных инвестициях в Российской Федерации , который определяет гарантии прав иностранных инвесторов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в реальном секторе экономики. Важное значение имеет содействие реализации в России крупномасштабных проектов, которые создают помимо основных производств, необходимую инфраструктуру, способствуют социально-экономическому развитию регионов и оказывают влияние на имидж страны-реципиента.

К числу подобных проектов относятся Сахалин-1 и Сахалин-2 . В 1999 году начата разработка проектов Сахалин-3 и Сахалин-4 , реализацию которых предполагается осуществить в течение шести лет. Проект Сахалин-3 направлен на освоение Аяшского и Восточно-Топинского нефтегазоносных месторождений.

Объем инвестиций по проекту оценивается в размере 37,1 млрд.долл. В рамках проекта Сахалин-4 предполагается освоение Астрахановского газоконденсатного месторождения. Объем необходимых капиталовложений в проект оценивается на уровне 2,5 млрд.долл. Подготовлен законопроект О перечне отраслей, производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов , ведется
работа над законопроектом о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, и зконопроекта О нефти и газе , разрабатываются поправки к Закону О недрах . Мировая практика привлечения иностранных инвесторов показывает, что правовые гарантии, предоставляемые иностранному инвестору, являются залогом эффективной работы инвестора и снижения приемлемого уровня доходности иностранного капитала 2000 1996 1997 ?

2 3 , 35 , 19 . 15 3,3 0,6 Список литературы 1 ?1, 1997 2 ,1998. 3. 1996-1997 1997 ?47. 4 ?1,1997 5. 100 1998 24 6 1998. 7. M 5. 8 ?7, 1998 9 1998 ? 4. 10 1996. 11 1 1992 12 1998. 304 13 XXI 1997 12 ? 3-12. 14 1995 31. 4. 15. 1996 . 32. 1 5-17. 16 1998 ? 2.