Содержание
Введение
1. Понятие, назначение и виды инвестиций
2. Факторы, влияющие на формирование инвестиций. Источники инвестиций и капитальных вложений
3. Развитие рынка инвестиций
3.1. Направления развития рынка инвестиций
3.2. Развитие рынка инвестиций в Удмуртской Республике
Заключение
Список литературы
Введение
О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин “инвестиции” имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция — это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство – основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство является ключевым в развитии экономики нашей страны.
Задачами данной работы рассмотрение понятия инвестиций, факторов, влияющих на привлечение инвестиций и пути развития рынка инвестиций в сельское хозяйство в нашей стране. Цель работы – выявить перспективы развития рынка инвестиций в России.
1. Понятие, назначение и виды инвестиций
Необходимое условие эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса – достаточные инвестиции в него. Важнейшая задача аграрной политики состоит в создании благоприятных условий для повышения уровня инвестирования в АПК.
Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств (капитала) в отрасли экономики в целях получения дохода (прибыли). Они представляют собой расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, а также связанные с этим изменения оборотных фондов. Кроме того, инвестиции – это приобретение ценных бумаг, патентных интеллектуальных прав и т.д. Инвестиции вкладывают в объекты предпринимательской деятельности, формирующие прибыль (доход) или достигающие определенного социального эффекта.
Для экономической категории «инвестиции» присущие характерные черты: они обуславливают экономическое развитие предприятий и отраслей; предполагаю расходование ресурсов и получение эффекта; возможный эффект от вложения инвестиций носит вероятностный, рисковый характер; между расходованием ресурсов и получением эффекта существует определенный (как правило, долгосрочный) временной период.
Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций. Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:
– вновь создаваемые и реконструируемые основные средства, а также оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
– ценные бумаги (акции, облигации и др.);
– целевые денежные вклады;
– научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
– имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Различают финансовые (портфельные) и реальные инвестиции.
Финансовые инвестиции – это приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты.
Реальные инвестиции – вложение денежных средств в капитальное строительство, расширение и развитие производства. Реальные инвестиции – это капитальные вложения в отрасли народного хозяйства.
Капитальные вложения – основной вид инвестиций, представляющий собой затраты на создание, расширение, реконструкцию и модернизацию действующих основных средств. Капитальные вложения – это затраты на строительство, осуществляемые в период сдачи объекта в эксплуатацию. Они превращаются в основные средства после ввода объекта в эксплуатацию.
По направлению использования капитальные вложения разделяются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие производства продукции, непроизводственные – на развитие социальной сферы.
Основные средства направления использования капитальных вложений в сельском хозяйстве следующие:
– строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;
– приобретение техники (сельскохозяйственных машин, тракторов), оборудования и транспортных средств;
– закладка многолетних насаждений, их выращивание до эксплуатационного периода (плодоносящего) возраста;
– формирование основного стада продуктивного и рабочего скота;
– улучшение земель (без сооружений).
По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:
– в новое строительство;
– реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов;
– модернизацию оборудования.
Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную структуру капитальных вложений.
Под технологической структурой понимают долю отдельных затрат (строительно-монтажные работы, приобретение машин и оборудования, проектно-изыскательские работы и др.) в общей сметной стоимости. По сути, технологическая структура формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов.
Воспроизводственная структура показывает долю капитальных вложений по различным направлениям их использования (новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение производства, расширение действующего производства). Реконструкция и техническое перевооружение намного выгоднее, чем новое строительство, так как сокращается срок ввода в производство мощностей и значительно уменьшаются удельные капитальные вложения.
Под отраслевой структурой понимают соотношение капитальных вложений по различным отраслям АПК и народного хозяйства в целом. В сложившихся условиях предпочтение отдают тем отраслям, где наименьший срок окупаемости капитальных вложений и имеется возможность быстрого наращивания производства продукции (птицеводство, свиноводство и др.).
Территориальная структура капитальных вложений представляет их соотношение по экономическим районам, республикам, краям и областям Российской Федерации.
Различают совокупные и удельные капитальные вложения. Совокупные капитальные вложения – сумма всех капитальных вложений за какой-либо период, удельные – сумма капитальных вложений в расчете на единицу продукции, на 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, посевов), одно ското-место.
С 2001г. объем инвестиций в АПК (цена этого года) сократился почти в 9 раз, в сельском хозяйстве – более, чем в 30 раз, а их удельный вес в общей сумме инвестиций уменьшился с 15,8 до 2,9%. В 2003г. Инвестиции в сельское хозяйство в действующих ценах составили 52,1 млрд. руб. С 1991 по 2002г. В АПК из-за рубежа было инвестировано около 7 млрд. долл. США. Из них менее 1% направлено сельское хозяйство и более 99% – в пищевую и перерабатывающую промышленность. В таблице 1 представлены данные об инвестициях, направленных в основной капитал в целом по России.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства и ввод в действие производственных мощностей
Инвестиции в основной капитал на развитие
сельского хозяйства (в фактически действо-
вавших ценах)1):
2004
2005
2006
млн.руб.
62719
79089
127899
в процентах к общему объему инвестиций
в основной капитал
2,9
2,7
3,6
Ввод в действие производственных
мощностей за счет нового строительства,
расширения и реконструкции:
животноводческие помещения, тыс.
скотомест:
для крупного рогатого скота
38,1
27,5
59,8
для свиней
43,6
60,7
193,6
для овец
12,7
6,2
18,3
птицефабрики:
яичного направления, тыс. кур-несушек
826,0
1150,0
715,0
мясного направления, млн. голов мяс-
ной птицы в год
0,2
8,9
35,0
элеваторы, тыс.т единовременного хра-
нения
54,0
2,4
40,7
предприятия мельничные сортового по-
мола, тыс.т переработки зерна в сутки
0,9
1,2
2,0
комбикормовые предприятия, тыс.т
комбикормов в сутки
0,3
0,2
0,08
склады механизированные для хранения
минеральных удобрений, ядохимикатов,
микробиологических средств и известко-
вых материалов, тыс. т единовременного
хранения
2,4
1,2
4,3
хранилища для картофеля, овощей и
фруктов, тыс.т единовременного хранения
13,3
9,2
41,0
В России на развитие АПК выделяется инвестиций значительно меньше, чем в развитых странах. Так, в Швеции в год на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 800 долл. Капитальных вложений, в Финляндии – 1600, в Норвегии – 3000, в США – 340, в России – менее 10 долл.
Агропромышленных комплекс России испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов для поддержания плодородия почвы, восстановления и приобретения основных средств производства, внедрения новых технологий, улучшения производственной и социальной инфраструктуры села и в конечном итоге обеспечения продовольственной безопасности страны.
2. Факторы, влияющие на формирование инвестиций. Источники инвестиций и капитальных вложений
Сдерживающие факторы для привлечения инвестиций в АПК следующие: во-первых, инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату выделяемых[ средств; во-вторых, как правило, объем необходимых для реализации инвестиционных проектов значительно превышает объем представляемого инициатором проекта обеспечения (залога); в –третьих, ликвидность предлагаемого в качестве залога имущества крайне низка; в-четвертых, высока рискованность сельскохозяйственного производства в условиях отсутствия развитого страхового рынка; в-пятых, практически отсутствует современный и эффективный финансовый менеджмент, что затрудняет мониторинг хода реализации инвестиционных проектов.
Основными принципами инвестиционной политики государства на современном этапе должны быть снижение существующих процентных ставок до уровня, соответствующего уровню эффективности инвестиций в реальный сектор экономики; упрощение и структурная перестройка существующей налоговой системы, а также совершенствование амортизационной политики; формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе конкурсного размещения.
Имеются многочисленные, в целом негативные, оценки инвестиционного климата в России. Низкий уровень прямых иностранных инвестиций является непосредственным показателем низкой инвестиционной привлекательности экономики. Даже если учесть, что иностранные инвестиции обычно бывают больше в меньших по размеру странах, инвестиции в российскую экономику слишком малы. Неполный перечень факторов, указываемых обычно в качестве препятствий для инвестиций, выглядит следующим образом:
· непрозрачность таможенных и налоговых процедур;
· низкая культура исполнения закона;
· бюрократические преграды;
· неразвитость инвестиционной инфраструктуры, влекущая за собой высокие транзакционные издержки инвестиций;
· несоответствие учета и отчетности международным стандартам.
Названные факторы проявляются еще в большей степени в сельском хозяйстве. Кроме того, здесь имеется еще одно важнейшее препятствие для осуществления инвестиций: отсутствие земельного рынка и полноценного залога.
Помимо вышеперечисленных факторов, препятствующих притоку инвестиций в сельское хозяйство, следует назвать еще один институциональный барьер: отсутствие долгосрочных инвестиционных стратегий на различных структурных уровнях АПК.
В России до 1992 г. АПК традиционно являлся государственной регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета.
Современная ситуация в инвестиционной сфере формировалась под воздействием следующих факторов: изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов; институциональных изменений в национальной экономике, связанных с разгосударствлением собственности; относительного сокращения платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию; изменения структуры инвестиционного спроса и его несоответствия мощностям инвестиционного сектора; недостаточной оперативности мероприятий по изменению порядка индексации амортизации и переоценке основных производственных средств. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию.
Важнейшая роль в формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности. Одно из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций — совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность обеспечить их обязательное соблюдение. Один из наиболее эффективных способов стимулирования притока иностранных инвестиций — предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков, закрепленных законодательно.
С развитием рыночных отношений меняются источники и способы финансирования капитальных вложений. На современном этапе инвестиции финансируются:
– за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (прибыль и амортизационные отчисления; накопления и сбережения граждан и юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и др.);
заемных финансовых средств инвесторов (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов);
– привлеченных финансовых средств (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
– инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
В условиях рыночной экономики основной источник финансирования капитальных вложений в сельское хозяйство – собственные средства: прибыль и амортизационные отчисления. Как, правило, амортизационные отчисления обеспечивают простое, а прибыль – расширенное воспроизводство основных средств (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства по источникам инвестиций
2004
2005
2006
Инвестиции в основной капитал,
направленные на развитие сельского
хозяйства – всего
100
100
100
из них:
собственные средства
организаций
63,1
59,8
44,2
привлеченные средства
организаций
36,9
40,2
55,8
из них бюджетные средства
8,9
4,3
…
в том числе из:
федерального бюджета
5,0
0,7
…
бюджетов субъектов
Российской Федерации
3,7
3,3
…
Долю собственных средств в финансировании инвестиций показывает коэффициент самофинансирования, который определяется по формуле:
Кс=Сс/I*100%, где
Сс – собственные средства предприятия;
I – общая сумма инвестиций.
Уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных источников инвестиций можно подразделить на централизованные и нецентрализованные. При централизованном способе источник финансирования капитальных вложений – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Фе5дерации, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды; при нецентрализованном – в основном источники предприятия. Сегодня изменилось соотношение между централизованными и нецентрализованными источниками финансирования: доля первых резко уменьшилась, вторых – увеличилась. Это закономерно для рыночной экономики.
Государство посредством кредитно-денежной и финансовой политики может повлиять на инвестиционную деятельность предприятия. Ее активизация может осуществляться как за счет государственных централизованных инвестиций, кредитов банка и других привлеченных средств, так и за счет косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством снижения налогового бремени. В Удмуртской Республике основным инструментом поддержки аграрного сектора со стороны государства является компенсация части затрат по приобретению материально-технических ресурсов.
Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств, которые служат источником технического перевооружения, реконструкции и расширения производства. Амортизационные отчисления могут служить источником инвестиций. Но амортизационные отчисления не обеспечивают простого возмещения выбытия основных средств.
Прибыль является следующим важным собственным источником увеличения объема финансирования инвестиций. В отличии от амортизационных отчислений, призванных покрыть простое воспроизводство основных фондов, прибыль формирует дополнительный поток финансовых вливаний в экономику, покрывая потребности расширенного воспроизводства.
Для инвестиций в основной капитал используются заемные средства – кредиты банков. Но существуют факторы, сдерживающие использование кредитов, такие как, высокий процент по кредиту, сложный механизм получения кредитов, недостаток собственных финансовых средств.
Cоздание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть подчинена задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного и гармоничного развития всех звеньев комплекса, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников — амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и капитальное строительство. Необходимо придать действенность амортизационной политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.
В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе сохраняется необходимость более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела и др. Инвестиционную политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:
– размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе; – возвратности централизованных капитальных вложений; – расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.
Целесообразна государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.
3. Развитие рынка инвестиций
3.1. Направления развития рынка инвестиций
Привлечению капитальных вложений в агропромышленный комплекс будет способствовать созданная региональная инвестиционная система (РИС), отдельные элементы которой апробированы и запущены в регионах. РИС представляет собой добровольное договорное (корпоративное) объединение кредитно-финансовых институтов региона, которые специализируются на операциях с ценными бумагами – их выпуске, размещении, погашении и т. д. с целью привлечения помимо государственного заказа дополнительных денежных средств для долгосрочного кредитования и инвестирования агропромышленного комплекса и входящих в него агропромышленных формирований с различными структурами управления и формами собственности.
Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора. Необходим комплексный подход к проблемам формирования инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса как совокупности норм и правил предоставления инвестиций сельскохозяйственным предприятиям.
Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных условиях должно включать несколько стадий, включая программирование, представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем. Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе инвестиционных заявок предприятий. У предприятий, занимающих стабильное положение на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой составную часть их программ экономического, финансового и социального развития. В результате программы хозяйствующих субъектов дополняются инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность кругооборота капитала и расширение предпринимательской деятельности. Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и гарантирующих доход с учетом степени риска.
Использование инвестиций при этом должно означать направление инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.
Можно составить схему комплексного инвестирования предприятий АПК, испытывающих недостаток собственных средств. Ее основой должна быть сбалансированная комбинация плановых и рыночных принципов формирования и исполнения портфеля заявок в течение всего цикла подготовки инвестирования и проведения работ в АПК. Структурное построение должно быть следующее: сбор и анализ заявок на необходимые инвестиционные ресурсы от сельскохозяйственных товаропроизводителей; размещение и формирование заказов на предприятиях-производителях ресурсов, финансирование хозяйств на приобретение последних и проведение необходимых работ; участие Банка как инвестиционного института в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Обслуживание сельских товаропроизводителей в современных условиях возможно только в связи с перестройкой экономических отношений с учетом мирового опыта. В настоящее время система сельскохозяйственного инвестирования находится на начальном этапе своего становления и перспективы ее развития зависят от ряда факторов, и прежде всего от финансовой стабилизации и инвестиционного потенциала народного хозяйства. В свою очередь, обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами должно быть оправданным и экономически эффективным. Это определяет необходимость проведения конкурса инвестиционных проектов и формирования региональной инвестиционной программы.
Не следует сбрасывать со счетов социальный фактор. Он весьма весомый и политически, и нравственно. Невыделение бюджетных средств для производства зерна во ввозящие субъекты с худшими условиями вызовет уменьшение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, отток трудоспособного населения, сокращение рождаемости, рост смертности и обнищание сельского населения, что в итоге завершится исчезновением нескольких тысяч сельских населенных пунктов (деревни, села и др.).
Чтобы избежать негативных социально-экономических последствий, нужно использовать экономические методы управления производством и рынком зерна во ввозящих субъектах с плохими условиями производства. Исследования показали, что в эти субъекты желательно выделять больше бюджетных средств на гектар посевной площади.
3.2. Развитие рынка инвестиций в Удмуртской Республике
Государство принимает меры по увеличению объемов инвестирования в производство. Так, при исчислении налога на прибыль все предприятия получают право понизить налогооблагаемую прибыль на сумму, направленную на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. Льгота предоставляется при условии полного использования предприятиями сумм начисленной амортизации. Однако льгота не должна понижать фактическую сумму налога, начисленную без ее учета, более, чем на 50%. Кроме того, финансирование капитальных вложений по некоторым объектам (закладка многолетних насаждений, уход за молодыми насаждениями, повышение плодородия почвы и др.) осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджетов (субъектов РФ или федерального).
Активизация инвестиционной деятельности и повышению экономической эффективности инвестиций будет способствовать применение льготного кредитования капитальных вложений в АПК.
Повышение эффективности капитальных вложений в сельское хозяйство может быть достигнуто за счет:
– широкого применения типовых проектов, которые уже оправдали себя на практике; это позволит снизить затраты и сроки на проектирование объекта, а также уменьшить риск выбора неэффективного проекта;
– сокращения сроков строительства и освоения объектов, что способствует уменьшению объемов незавершенного строительства, а также сокращению времени между вложением инвестиции и получением экономического эффекта;
– обеспечения комплексности вложений; например, в животноводстве необходимо достичь оптимального сочетания вложений в строительство животноводческих помещений, кормоцехов и формирование основного стада;
– приоритетного вложения средств с учетом эффективности их использования: целесообразно в первую очередь направлять инвестиции на реконструкцию действующих объектов, они окупятся в два-три раза быстрее, чем инвестиции в новое строительство;
– недопущения распыления капитальных вложений по многим объектам: концентрация инвестиций на строительстве отдельных объектов позволит вести его непрерывно и сократить сроки ввода объектов в эксплуатацию;
– соблюдения режима экономии, использования достижений науки и техники (например, закладка садов на клоновых подвоях позволяет получать урожай плодов на 4-й год выращивания, в то время как сады на семечковых подвоях вступают в плодоношение только на 8-й год; срок окупаемости первых составляет 5-6 лет, вторых – 9-10 лет).
Повышению экономической эффективности капитальных вложений в сельское хозяйство также будут способствовать увеличению объема производства продукции на основе интенсификации сельского хозяйства и других отраслей АПК, улучшения качества продукции и сокращение ее потерь на всех стадиях движения от производителя к потребителю, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства.
Основные фонды являются важнейшей частью национального богатства страны. От их наличия, структуры и состояния во многом зависит достижение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в сельскохозяйственных организациях республики насчитывается 779 молочно-товарных ферм, 183 – свиноводческих и 4 – овцеводческих ферм. Кроме того, на территории Республики размещены 11 свинокомплексов и специализированных свиноводческих хозяйств, 7 птицефабрик. Основная часть животноводческих помещений построены в 1970-1980 гг., поэтому в большинстве из них требуется проведение реконструкции и модернизации.
Таблица 3
Динамика ввода в действие объектов производственной инфрастуктуры сельскохозяйственными организациями УР
Объект
1990г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Помещения для содержания, тыс. скотомест
КРС
17,1
3,8
3,1
2,0
1,6
3,8
2,1
Свиней
39,9
–
0,2
0,2
2,4
0,1
1,5
Птиц
–
–
61,0
–
38,0
73,6
23,0
Хранилища для овощей, картофеля и фруктов, тыс. т
8,1
0,2
1,8
0,1
1,2
0,2
1,5
Зернохранилища
84,6
–
0,4
4,9
0,5
4,5
2,4
Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием, км
257,3
–
–
0,7
–
–
–
За последние 2 года в республике введено в действие после реконструкции и нового строительства 14 животноводческих помещений для беспривязного содержания коров с доением в доильных залах на установках типа «Елочка», в 3 хозяйствах произведено оснащение коровников линейными доильными установками. Однако эти объемы не обеспечивают потребности животноводства республики. Сегодня необходимо реконструировать и построить вновь не менее 50 молочных ферм с доением коров в доильных залах. В составе основных средств особенно изношенным, устаревшим физически и морально оказался машинно-тракторный парк. В УР более 80% сельскохозяйственной техники эксплуатируется свыше 10 лет при нормативе 8-10 лет. Мировой опыт развития сельскохозяйственного производства показывает, что одним из условий его эффективности является высокий уровень технической оснащенности хозяйств, использование передовых технологий в производстве сельскохозяйственной продукции на базе современной техники.
Из-за низкой платежеспособности и высоких цен хозяйства республики снизили приобретение сельскохозяйственной техники. За 2005г. В предприятия и организации сельского хозяйства республики поступило 191 трактор, зерноуборочных комбайнов – 86 штук. Сельскохозяйственными предприятиями в 2005г. Приобретено 33 кормоуборочных комбайна, 52 культиватора, 85 сеялок. Пополнение машинно-тракторного парка хозяйств республики характеризуют данные таблицы 4.
Таблица 4
Динамика поступлений техники в сельскохозяйственных организациях УР, шт.
Вид техники
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Тракторы
130
167
145
95
120
191
Комбайны:
зерноуборочные
19
97
79
55
29
86
Картофелеуборочные
4
4
–
4
–
1
Кормо и силосоуборочные
24
30
18
17
69
33
Льноуборочные
–
–
11
1
3
3
Доильные установки
15
22
10
4
14
14
Жатки валковые
26
28
15
11
10
17
Плуги – всего
37
30
40
26
26
20
Культиваторы
30
30
12
25
26
52
Сеялки
64
52
55
25
56
85
Дождевальные машины и установки (без поливных)
1
–
1
–
–
1
В Удмуртской республике основным инструментом поддержки аграрного сектора в обновлении машинно-тракторного парка со стороны государства является компенсация сельскохозтоваропроизводителям части затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
Состояние основных фондов зависит от величины инвестиций, направляемых на их обновление. В 2005г. Крупные и средние сельскохозяйственные организации инвестировали в основной капитал 1392,7 млн. руб., что на 52,7% (в действующих ценах) больше уровня 2004г. (см. таблицу 5).
Таблица 5
Динамика и структура инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций УР
Источник финансирования
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Инвестиции в основной капитал всего, млн. руб.
374,4
719,6
703,3
777,3
912,1
1392,7
Структура инвестиций в основной капитал всего, %
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Из них собственные средства
94,7
90,1
90,2
79,0
89,0
74,0
В том числе прибыль, оставшаяся в распоряжении организации
–
29,8
30,9
23,0
30,0
35,0
Амортизация
–
27,3
23,0
–
–
18,8
Привлеченных средств
5,3
9,9
9,8
21,0
11,0
26,0
В том числе кредиты банков
–
–
4,6
17,0
6,0
14,0
Заемных средства других организаций
–
–
1,3
1,0
2,0
4,0
Бюджетные средства
4,7
7,4
3,3
2,0
3,0
8,0
Из них федерального бюджета
3,0
1,6
1,5
2,0
2,0
0,0
Бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
1,3
5,4
1,3
0,0
1,0
7,0
Средства внебюджетных фондов
–
–
0,0
0,0
0,0
0,0
прочие
–
–
0,6
1
0,0
0,0
В 2005г. Наблюдалось уменьшение доли инвестиций в здания (кроме жилых) и сооружения при увеличении доли инвестиций в жилища, машины и оборудование, транспортные средства.
Эффективность инвестиций зависит и от источника их финансирования. В условиях формирования рыночной экономики возрастает роль собственных средств, которые служат источником технического перевооружения, реконструкции и расширения производства. В 2005г. За счет собственных средств финансировалась 74% инвестиций в основной капитал. Доля амортизации, как источника финансирования инвестиций в основной капитал, составила 18,8% (195, 0 млн. руб.).
В течение периода экономического реформирования роль амортизационных отчислений, как источника инвестирования, снизилась, произошло обесценивание амортизационных фондов, вызвавшее резкое падение доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство. Амортизационные отчисления не обеспечивает простого возмещения выбытия основных средств. Но даже и этот объем используется не по назначению, а на финансирование оборотного капитала и на текущие затраты. В 2005г. На инвестиции в основной капитал было направлено 56,9% амортизационных отчислений. Несмотря на то, что амортизационный фонд в основном оказался растраченным на текущие нужды, тем не менее, в условиях экономического роста данный источник должен стать серьезной основой инвестиционных процессов.
Прибыль является следующим важным собственным источником увеличения объема финансирования инвестиций. В отличие от амортизационных отчислений, призванных покрыть простое воспроизводство основных фондов, прибыль формирует дополнительный поток финансовых вливаний в экономику, покрывая потребности расширенного воспроизводства. В этом качестве прибыль не может быть заменена другими денежными потоками. За последние годы растет доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций (2004г. – 30,0%, 2005г. – 35%).
Привлеченные и заемные средства в инвестициях в основной капитал в 2005г. Составили 356,0 млн. руб. (26% всех инвестиций). Наибольшая доля объема инвестиций в основной капитал привлеченных и заемных средств, приходилась на кредиты банков – 14% и бюджетные средства – 8%.
Основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность являются высокий процент коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, недостаток собственных финансовых средств.
Объемы инвестирования в основной капитал влияет на показатели ввода новых основных фондов. В связи с ростом объема ввода и коэффициента обновления основных фондов. Всего за 2005г. В крупных и средних сельскохозяйственных организациях республики поступило основных фондов на сумму 1974, 7 млн. руб., из них новых – на сумму 1304,1 млн. рублей (66% всех поступивших фондов). В структуре поступления основных фондов наибольший удельный вес составляют машины и оборудования 47,3%.
Заключение
В целом необходимо отметить, что новые подходы к решению проблем инвестиционной политики создадут предпосылки для стабилизации производственного потенциала сельского хозяйства и возрождения АПК. Только интенсификация сельскохозяйственного производства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит выйти на новый уровень производства продукции, а, следовательно, и на более высокий уровень заработной платы, обеспечивающей сельскому населению достойный уровень жизни. Важным фактором восстановления экономики аграрного сектора и стимулирования экономического роста является государственная кредитная политика, которая должна быть логическим продолжением государственной поддержки субъектов хозяйствования путем предоставления кредитов по льготным процентным ставкам с их дифференциацией по таким признакам, как уровень плодородия земель, доля собственных средств в сметной стоимости строительства объекта, удельный вес выручки подсобных промыслов и перерабатывающих производств во всей стоимости реализованной сельскохозяйственным предприятием продукции; введение ипотеки на основе залога недвижимости, включая землю.
На современном этапе развития необходимо не только обновление основных фондов, для эффективного функционирования аграрного сектора требуется использование инновационных достижений науки и техники. Нужна технологическая модернизация отрасли.
Первый раздел приоритетного национального проекта «Развитие АПК» направлен на реконструкцию и новое строительство животноводческих помещений современного типа, модернизацию технологического оборудования животноводческих ферм. В этих целях:
– повышена доступность кредитных ресурсов за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;
– осуществляется поставка техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;
– стимулирует импорт технологического оборудования для животноводства и первичной обработки продукции, не имеющих отечественных аналогов.
В Удмуртской Республике в реализации первого направления проекта участвуют 36 хозяйств. В настоящее время запланированные мероприятия по строительству и реконструкции полностью завершены на 37 объектах, в которых применяются современные технологии кормления и содержания животных. Часть хозяйств внедряют систему беспривязного содержания коров с автоматизацией и компьютеризацией режима доения.
Реализация национального проекта, рост инвестиционной активности позволяют прогнозировать ускорение процесса обновления основных фондов сельского хозяйств.
Список литературы
1. Бастова М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. // Аграрная наука. – 2002г. №4
2. Быков А. Активизация инвестиционного процесса на сельсхоз предприятиях // АПК: экономика и управление. – 2003г. №2
3. Зарук Н.Ф. Особенности инвестиционной политики в интегрированных агроформированиях. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2002г. №11
4. Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК: экономика, управление. – 2002г. №10
5. Сутыгина А.И. Состояние и проблемы обновления основных фондов сельского хозяйства Удмуртской Республики в системе факторов инвестиционной привлекательности отрасли.
6. Ткачев А. Механизм инвестиционного управления агропроизводством. // Экономика с/х России. – 2002г. №6
7. Экономика сельского хозяйства / под ред. Минакова И.А. – М.: Колос, 2003г.