Инвестиции в сельском хозяйстве

Содержание
Введение
1. Понятие, назначение и виды инвестиций
2. Факторы, влияющие на формирование инвестиций. Источники инвестиций и капитальных вложений
3. Развитие рынка инвестиций
3.1. Направления развития рынка инвестиций
3.2. Развитие рынка инвестиций в Удмуртской Республике
Заключение
Список литературы

Введение

О состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национального дохода, привлекательность для других государств. Термин “инвестиции” имеет несколько значений. Он означает покупку акций или облигаций с расчетом на некоторые финансовые результаты; им обозначаются также реальные активы, например машины, которые требуются для производства и продажи некоего товара. В самом широком смысле инвестиции обеспечивают механизм, необходимый для финансирования, роста и развития экономики страны.
Инвестиция — это любой инструмент, в который можно поместить деньги, рассчитывая сохранить или умножить их стоимость и (или) обеспечить положительную величину дохода. Свободные денежные средства — это не инвестиция, так как ценность наличных денег может быть «съедена» инфляцией, и они не могут обеспечить никакого дохода. Если ту же сумму денежных средств поместить на сберегательный счет в банке, то их можно назвать инвестицией, так как счет гарантирует определенный доход. Предприятия не могут самостоятельно выбраться из кризиса, а государство не имеет средств на субсидирование и инвестирование в эти предприятия. Таким образом, если государство заинтересовано в стабильной и сильной экономике, то оно должно на законодательном и исполнительном уровнях создать благоприятный инвестиционный климат. Ведь сельское хозяйство – основополагающая отрасль в любой экономике, которая изначально является малоприбыльной и малопривлекательной для инвестиций, но от развития сельского хозяйства зависит развитие всей экономики. Поэтому вопрос инвестиций в сельское хозяйство является ключевым в развитии экономики нашей страны.
Задачами данной работы рассмотрение понятия инвестиций, факторов, влияющих на привлечение инвестиций и пути развития рынка инвестиций в сельское хозяйство в нашей стране. Цель работы – выявить перспективы развития рынка инвестиций в России.

1. Понятие, назначение и виды инвестиций

Необходимое условие эффективного и устойчивого развития агропромышленного комплекса – достаточные инвестиции в него. Важнейшая задача аграрной политики состоит в создании благоприятных условий для повышения уровня инвестирования в АПК.
Инвестиции – долгосрочные вложения денежных средств (капитала) в отрасли экономики в целях получения дохода (прибыли). Они представляют собой расходы на создание, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основных средств, а также связанные с этим изменения оборотных фондов. Кроме того, инвестиции – это приобретение ценных бумаг, патентных интеллектуальных прав и т.д. Инвестиции вкладывают в объекты предпринимательской деятельности, формирующие прибыль (доход) или достигающие определенного социального эффекта.
Для экономической категории «инвестиции» присущие характерные черты: они обуславливают экономическое развитие предприятий и отраслей; предполагаю расходование ресурсов и получение эффекта; возможный эффект от вложения инвестиций носит вероятностный, рисковый характер; между расходованием ресурсов и получением эффекта существует определенный (как правило, долгосрочный) временной период.
Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий юридических лиц, граждан и государства по реализации инвестиций. Объектами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются:
– вновь создаваемые и реконструируемые основные средства, а также оборотные средства во всех отраслях народного хозяйства;
– ценные бумаги (акции, облигации и др.);
– целевые денежные вклады;
– научно-техническая продукция и другие объекты собственности;
– имущественные права и права на интеллектуальную собственность.
Различают финансовые (портфельные) и реальные инвестиции.
Финансовые инвестиции – это приобретение акций, облигаций, других ценных бумаг, вложение денег на депозитные счета в банках под проценты.
Реальные инвестиции – вложение денежных средств в капитальное строительство, расширение и развитие производства. Реальные инвестиции – это капитальные вложения в отрасли народного хозяйства.
Капитальные вложения – основной вид инвестиций, представляющий собой затраты на создание, расширение, реконструкцию и модернизацию действующих основных средств. Капитальные вложения – это затраты на строительство, осуществляемые в период сдачи объекта в эксплуатацию. Они превращаются в основные средства после ввода объекта в эксплуатацию.
По направлению использования капитальные вложения разделяются на производственные и непроизводственные. Производственные капитальные вложения направляются на развитие производства продукции, непроизводственные – на развитие социальной сферы.
Основные средства направления использования капитальных вложений в сельском хозяйстве следующие:
– строительство объектов производственного и непроизводственного назначения;
– приобретение техники (сельскохозяйственных машин, тракторов), оборудования и транспортных средств;
– закладка многолетних насаждений, их выращивание до эксплуатационного периода (плодоносящего) возраста;
– формирование основного стада продуктивного и рабочего скота;
– улучшение земель (без сооружений).
По формам воспроизводства основных фондов различают капитальные вложения:
– в новое строительство;
– реконструкцию и техническое перевооружение действующих объектов;
– модернизацию оборудования.
Эффективность использования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают технологическую, воспроизводственную, отраслевую и территориальную структуру капитальных вложений.
Под технологической структурой понимают долю отдельных затрат (строительно-монтажные работы, приобретение машин и оборудования, проектно-изыскательские работы и др.) в общей сметной стоимости. По сути, технологическая структура формирует соотношение между активной и пассивной частью основных производственных фондов.
Воспроизводственная структура показывает долю капитальных вложений по различным направлениям их использования (новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение производства, расширение действующего производства). Реконструкция и техническое перевооружение намного выгоднее, чем новое строительство, так как сокращается срок ввода в производство мощностей и значительно уменьшаются удельные капитальные вложения.
Под отраслевой структурой понимают соотношение капитальных вложений по различным отраслям АПК и народного хозяйства в целом. В сложившихся условиях предпочтение отдают тем отраслям, где наименьший срок окупаемости капитальных вложений и имеется возможность быстрого наращивания производства продукции (птицеводство, свиноводство и др.).
Территориальная структура капитальных вложений представляет их соотношение по экономическим районам, республикам, краям и областям Российской Федерации.
Различают совокупные и удельные капитальные вложения. Совокупные капитальные вложения – сумма всех капитальных вложений за какой-либо период, удельные – сумма капитальных вложений в расчете на единицу продукции, на 1 га сельскохозяйственных угодий (пашни, многолетних насаждений, посевов), одно ското-место.
С 2001г. объем инвестиций в АПК (цена этого года) сократился почти в 9 раз, в сельском хозяйстве – более, чем в 30 раз, а их удельный вес в общей сумме инвестиций уменьшился с 15,8 до 2,9%. В 2003г. Инвестиции в сельское хозяйство в действующих ценах составили 52,1 млрд. руб. С 1991 по 2002г. В АПК из-за рубежа было инвестировано около 7 млрд. долл. США. Из них менее 1% направлено сельское хозяйство и более 99% – в пищевую и перерабатывающую промышленность. В таблице 1 представлены данные об инвестициях, направленных в основной капитал в целом по России.
Таблица 1
Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства и ввод в действие производственных мощностей
Инвестиции в основной капитал на развитие
сельского хозяйства (в фактически действо-
вавших ценах)1):

2004

2005

2006
млн.руб.
62719
79089
127899
в процентах к общему объему инвестиций
в основной капитал
2,9
2,7
3,6
Ввод в действие производственных
мощностей за счет нового строительства,
расширения и реконструкции:
животноводческие помещения, тыс.
скотомест:
для крупного рогатого скота
38,1
27,5
59,8
для свиней
43,6
60,7
193,6
для овец
12,7
6,2
18,3
птицефабрики:
яичного направления, тыс. кур-несушек
826,0
1150,0
715,0
мясного направления, млн. голов мяс-
ной птицы в год
0,2
8,9
35,0
элеваторы, тыс.т единовременного хра-
нения
54,0
2,4
40,7
предприятия мельничные сортового по-
мола, тыс.т переработки зерна в сутки
0,9
1,2
2,0
комбикормовые предприятия, тыс.т
комбикормов в сутки
0,3
0,2
0,08
склады механизированные для хранения
минеральных удобрений, ядохимикатов,
микробиологических средств и известко-
вых материалов, тыс. т единовременного
хранения
2,4
1,2
4,3
хранилища для картофеля, овощей и
фруктов, тыс.т единовременного хранения
13,3
9,2
41,0

В России на развитие АПК выделяется инвестиций значительно меньше, чем в развитых странах. Так, в Швеции в год на 1 га сельскохозяйственных угодий приходится 800 долл. Капитальных вложений, в Финляндии – 1600, в Норвегии – 3000, в США – 340, в России – менее 10 долл.
Агропромышленных комплекс России испытывает острую нехватку инвестиционных ресурсов для поддержания плодородия почвы, восстановления и приобретения основных средств производства, внедрения новых технологий, улучшения производственной и социальной инфраструктуры села и в конечном итоге обеспечения продовольственной безопасности страны.

2. Факторы, влияющие на формирование инвестиций. Источники инвестиций и капитальных вложений
Сдерживающие факторы для привлечения инвестиций в АПК следующие: во-первых, инвесторы не имеют достаточных гарантий по возврату выделяемых[ средств; во-вторых, как правило, объем необходимых для реализации инвестиционных проектов значительно превышает объем представляемого инициатором проекта обеспечения (залога); в –третьих, ликвидность предлагаемого в качестве залога имущества крайне низка; в-четвертых, высока рискованность сельскохозяйственного производства в условиях отсутствия развитого страхового рынка; в-пятых, практически отсутствует современный и эффективный финансовый менеджмент, что затрудняет мониторинг хода реализации инвестиционных проектов.
Основными принципами инвестиционной политики государства на современном этапе должны быть снижение существующих процентных ставок до уровня, соответствующего уровню эффективности инвестиций в реальный сектор экономики; упрощение и структурная перестройка существующей налоговой системы, а также совершенствование амортизационной политики; формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов; повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе конкурсного размещения.
Имеются многочисленные, в целом негативные, оценки инвестиционного климата в России. Низкий уровень прямых иностранных инвестиций является непосредственным показателем низкой инвестиционной привлекательности экономики. Даже если учесть, что иностранные инвестиции обычно бывают больше в меньших по размеру странах, инвестиции в российскую экономику слишком малы. Неполный перечень факторов, указываемых обычно в качестве препятствий для инвестиций, выглядит следующим образом:
· непрозрачность таможенных и налоговых процедур;
· низкая культура исполнения закона;
· бюрократические преграды;
· неразвитость инвестиционной инфраструктуры, влекущая за собой высокие транзакционные издержки инвестиций;
· несоответствие учета и отчетности международным стандартам.
Названные факторы проявляются еще в большей степени в сельском хозяйстве. Кроме того, здесь имеется еще одно важнейшее препятствие для осуществления инвестиций: отсутствие земельного рынка и полноценного залога.
Помимо вышеперечисленных факторов, препятствующих притоку инвестиций в сельское хозяйство, следует назвать еще один институциональный барьер: отсутствие долгосрочных инвестиционных стратегий на различных структурных уровнях АПК.
В России до 1992 г. АПК традиционно являлся государственной регулируемой отраслью со значительными объемами ежегодных капиталовложений, большая часть которых осуществлялась за счет средств государственного бюджета.
Современная ситуация в инвестиционной сфере формировалась под воздействием следующих факторов: изменения структуры и источников финансирования инвестиционных расходов; институциональных изменений в национальной экономике, связанных с разгосударствлением собственности; относительного сокращения платежеспособного спроса в связи с изменением уровня и структуры цен на инвестиционную продукцию; изменения структуры инвестиционного спроса и его несоответствия мощностям инвестиционного сектора; недостаточной оперативности мероприятий по изменению порядка индексации амортизации и переоценке основных производственных средств. Сложное финансовое положение сельскохозяйственных предприятий делало их непривлекательными с точки зрения сторонних инвесторов, а собственные средства для долгосрочных вложений из-за отсутствия прибыли ограничивались лишь амортизацией, сумма которой неуклонно снижалась в связи с превышением выбытия основных средств по сравнению с их вводом в эксплуатацию.
Важнейшая роль в формировании благоприятного инвестиционного климата принадлежит фактору правовой стабильности. Одно из условий стимулирования притока иностранного капитала и защиты иностранных инвестиций — совершенствование законодательной базы и правовых норм, а также возможность обеспечить их обязательное соблюдение. Один из наиболее эффективных способов стимулирования притока иностранных инвестиций — предоставление гарантий от политических и коммерческих рисков, закрепленных законодательно.
С развитием рыночных отношений меняются источники и способы финансирования капитальных вложений. На современном этапе инвестиции финансируются:
– за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвесторов (прибыль и амортизационные отчисления; накопления и сбережения граждан и юридических лиц; средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещения потерь от стихийных бедствий, аварий и др.);
заемных финансовых средств инвесторов (банковских и бюджетных кредитов, облигационных займов);
– привлеченных финансовых средств (средств, полученных от продажи акций, паевых и иных взносов членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
– инвестиционных ассигнований из государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
В условиях рыночной экономики основной источник финансирования капитальных вложений в сельское хозяйство – собственные средства: прибыль и амортизационные отчисления. Как, правило, амортизационные отчисления обеспечивают простое, а прибыль – расширенное воспроизводство основных средств (см. табл. 2).
Таблица 2
Распределение инвестиций в основной капитал, направленных на развитие сельского хозяйства по источникам инвестиций

2004
2005
2006
Инвестиции в основной капитал,

направленные на развитие сельского

хозяйства – всего
100
100
100
из них:

собственные средства

организаций
63,1
59,8
44,2
привлеченные средства
организаций
36,9
40,2
55,8
из них бюджетные средства
8,9
4,3

в том числе из:
федерального бюджета
5,0
0,7

бюджетов субъектов
Российской Федерации
3,7
3,3

Долю собственных средств в финансировании инвестиций показывает коэффициент самофинансирования, который определяется по формуле:
Кс=Сс/I*100%, где
Сс – собственные средства предприятия;
I – общая сумма инвестиций.
Уровень самофинансирования считается высоким, если удельный вес собственных источников инвестиций можно подразделить на централизованные и нецентрализованные. При централизованном способе источник финансирования капитальных вложений – федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Фе5дерации, централизованные внебюджетные инвестиционные фонды; при нецентрализованном – в основном источники предприятия. Сегодня изменилось соотношение между централизованными и нецентрализованными источниками финансирования: доля первых резко уменьшилась, вторых – увеличилась. Это закономерно для рыночной экономики.
Государство посредством кредитно-денежной и финансовой политики может повлиять на инвестиционную деятельность предприятия. Ее активизация может осуществляться как за счет государственных централизованных инвестиций, кредитов банка и других привлеченных средств, так и за счет косвенного регулирования фондов накопления предприятий посредством снижения налогового бремени. В Удмуртской Республике основным инструментом поддержки аграрного сектора со стороны государства является компенсация части затрат по приобретению материально-технических ресурсов.
Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств, которые служат источником технического перевооружения, реконструкции и расширения производства. Амортизационные отчисления могут служить источником инвестиций. Но амортизационные отчисления не обеспечивают простого возмещения выбытия основных средств.
Прибыль является следующим важным собственным источником увеличения объема финансирования инвестиций. В отличии от амортизационных отчислений, призванных покрыть простое воспроизводство основных фондов, прибыль формирует дополнительный поток финансовых вливаний в экономику, покрывая потребности расширенного воспроизводства.
Для инвестиций в основной капитал используются заемные средства – кредиты банков. Но существуют факторы, сдерживающие использование кредитов, такие как, высокий процент по кредиту, сложный механизм получения кредитов, недостаток собственных финансовых средств.
Cоздание предпосылок для массового притока инвестиций в аграрный сектор должно стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики на современном этапе. Прежде всего, необходимо обеспечить на государственном уровне формирование благоприятной, экономически эквивалентной рыночной среды, в которой экономика становится восприимчивой к инвестициям, а у субъектов хозяйствования появляются и расширяются инвестиционные возможности для обновления основного капитала и его наращивания за счет собственных и привлеченных средств, включая и иностранный капитал.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть подчинена задачам структурной перестройки экономики и направлена на обеспечение сбалансированного и гармоничного развития всех звеньев комплекса, на обновление производственного потенциала, повышение эффективности его использования на основе внедрения в практику достижений научно-технического прогресса, освоения ресурсосберегающих технологий, модернизации и реконструкции производства.
Для осуществления нормального воспроизводственного процесса требуется восстановить инвестиционный потенциал предприятий. Для этого необходимо повысить роль их собственных источников — амортизации и прибыли, что возможно при устранении диспаритета цен на продукцию сельского хозяйства и потребляемые им материально-технические ресурсы, уменьшении налогового давления, реструктуризации долгов, включая их списание и пролонгацию.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности в сельском хозяйстве не облагается налогом прибыль, направляемая на покупку новой техники и капитальное строительство. Необходимо придать действенность амортизационной политике: периодически проводить индексацию восстановительной стоимости основных фондов и амортизационных отчислений, активно применять ускоренную амортизацию, ввести режим специального хранения и расходования средств амортизационного фонда.
В условиях продолжающегося кризиса в аграрном секторе сохраняется необходимость более активного государственного регулирования не только путем применения стимулирующих мер, но и прямого вложения капитала. Государственные средства должны направляться, прежде всего, на восстановление технического потенциала на селе; завершение строительства по ранее начатым объектам, предусмотренным целевыми программами; укрепление материально-технической базы сельскохозяйственной науки, семеноводства, племенного дела и др. Инвестиционную политику в ближайшие годы надо осуществлять на основе следующих принципов:
– размещения государственных инвестиций на производственные цели на конкурсной основе; – возвратности централизованных капитальных вложений; – расширения практики совместного государственно-коммерческого финансирования проектов.
Целесообразна государственная поддержка лизинга как одного из направлений специализированной системы сельскохозяйственного кредита. Необходимо повысить роль государственного целевого бюджетного фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в финансировании приобретения технических средств и оборудования, активно использовать целевую кредитную линию, мобилизовать местные источники финансирования.
3. Развитие рынка инвестиций

3.1. Направления развития рынка инвестиций
Привлечению капитальных вложений в агропромышленный комплекс будет способствовать созданная региональная инвестиционная система (РИС), отдельные элементы которой апробированы и запущены в регионах. РИС представляет собой добровольное договорное (корпоративное) объединение кредитно-финансовых институтов региона, которые специализируются на операциях с ценными бумагами – их выпуске, размещении, погашении и т. д. с целью привлечения помимо государственного заказа дополнительных денежных средств для долгосрочного кредитования и инвестирования агропромышленного комплекса и входящих в него агропромышленных формирований с различными структурами управления и формами собственности.
Переход к рыночной экономике, развитие многообразных форм собственности, необходимость активизации товарно-денежных отношений. Демократизация инвестиционной деятельности требуют выработки новых, адекватных рыночным условиям подходов к инвестированию и обслуживанию аграрного сектора. Необходим комплексный подход к проблемам формирования инвестиционных ресурсов и совершенствования инвестиционного процесса как совокупности норм и правил предоставления инвестиций сельскохозяйственным предприятиям.
Инвестиционное обслуживание сельского хозяйства в современных условиях должно включать несколько стадий, включая программирование, представление, использование и возврат инвестиционных средств в будущем. Программирование инвестиционных вложений можно осуществлять на основе инвестиционных заявок предприятий. У предприятий, занимающих стабильное положение на товарных рынках, эти заявки должны представлять собой составную часть их программ экономического, финансового и социального развития. В результате программы хозяйствующих субъектов дополняются инвестиционными ресурсами, обеспечивающими непрерывность кругооборота капитала и расширение предпринимательской деятельности. Инвестирование должно заключаться в выдаче средств, в полной мере удовлетворяющих потребность экономических субъектов в заемном капитале и гарантирующих доход с учетом степени риска.
Использование инвестиций при этом должно означать направление инвестиционных средств на хозяйственно-финансовую деятельность. Возврат инвестиций представляет обратный приток инвестиционных вложений инвестору.
Можно составить схему комплексного инвестирования предприятий АПК, испытывающих недостаток собственных средств. Ее основой должна быть сбалансированная комбинация плановых и рыночных принципов формирования и исполнения портфеля заявок в течение всего цикла подготовки инвестирования и проведения работ в АПК. Структурное построение должно быть следующее: сбор и анализ заявок на необходимые инвестиционные ресурсы от сельскохозяйственных товаропроизводителей; размещение и формирование заказов на предприятиях-производителях ресурсов, финансирование хозяйств на приобретение последних и проведение необходимых работ; участие Банка как инвестиционного института в реализации произведенной сельскохозяйственной продукции.
Обслуживание сельских товаропроизводителей в современных условиях возможно только в связи с перестройкой экономических отношений с учетом мирового опыта. В настоящее время система сельскохозяйственного инвестирования находится на начальном этапе своего становления и перспективы ее развития зависят от ряда факторов, и прежде всего от финансовой стабилизации и инвестиционного потенциала народного хозяйства. В свою очередь, обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей заемными средствами должно быть оправданным и экономически эффективным. Это определяет необходимость проведения конкурса инвестиционных проектов и формирования региональной инвестиционной программы.
Не следует сбрасывать со счетов социальный фактор. Он весьма весомый и политически, и нравственно. Невыделение бюджетных средств для производства зерна во ввозящие субъекты с худшими условиями вызовет уменьшение рабочих мест в сельскохозяйственном производстве, отток трудоспособного населения, сокращение рождаемости, рост смертности и обнищание сельского населения, что в итоге завершится исчезновением нескольких тысяч сельских населенных пунктов (деревни, села и др.).
Чтобы избежать негативных социально-экономических последствий, нужно использовать экономические методы управления производством и рынком зерна во ввозящих субъектах с плохими условиями производства. Исследования показали, что в эти субъекты желательно выделять больше бюджетных средств на гектар посевной площади.

3.2. Развитие рынка инвестиций в Удмуртской Республике

Государство принимает меры по увеличению объемов инвестирования в производство. Так, при исчислении налога на прибыль все предприятия получают право понизить налогооблагаемую прибыль на сумму, направленную на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения. Льгота предоставляется при условии полного использования предприятиями сумм начисленной амортизации. Однако льгота не должна понижать фактическую сумму налога, начисленную без ее учета, более, чем на 50%. Кроме того, финансирование капитальных вложений по некоторым объектам (закладка многолетних насаждений, уход за молодыми насаждениями, повышение плодородия почвы и др.) осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджетов (субъектов РФ или федерального).
Активизация инвестиционной деятельности и повышению экономической эффективности инвестиций будет способствовать применение льготного кредитования капитальных вложений в АПК.
Повышение эффективности капитальных вложений в сельское хозяйство может быть достигнуто за счет:
– широкого применения типовых проектов, которые уже оправдали себя на практике; это позволит снизить затраты и сроки на проектирование объекта, а также уменьшить риск выбора неэффективного проекта;
– сокращения сроков строительства и освоения объектов, что способствует уменьшению объемов незавершенного строительства, а также сокращению времени между вложением инвестиции и получением экономического эффекта;
– обеспечения комплексности вложений; например, в животноводстве необходимо достичь оптимального сочетания вложений в строительство животноводческих помещений, кормоцехов и формирование основного стада;
– приоритетного вложения средств с учетом эффективности их использования: целесообразно в первую очередь направлять инвестиции на реконструкцию действующих объектов, они окупятся в два-три раза быстрее, чем инвестиции в новое строительство;
– недопущения распыления капитальных вложений по многим объектам: концентрация инвестиций на строительстве отдельных объектов позволит вести его непрерывно и сократить сроки ввода объектов в эксплуатацию;
– соблюдения режима экономии, использования достижений науки и техники (например, закладка садов на клоновых подвоях позволяет получать урожай плодов на 4-й год выращивания, в то время как сады на семечковых подвоях вступают в плодоношение только на 8-й год; срок окупаемости первых составляет 5-6 лет, вторых – 9-10 лет).
Повышению экономической эффективности капитальных вложений в сельское хозяйство также будут способствовать увеличению объема производства продукции на основе интенсификации сельского хозяйства и других отраслей АПК, улучшения качества продукции и сокращение ее потерь на всех стадиях движения от производителя к потребителю, повышение производительности труда и снижение себестоимости производства.
Основные фонды являются важнейшей частью национального богатства страны. От их наличия, структуры и состояния во многом зависит достижение конкурентоспособности экономики.
В настоящее время в сельскохозяйственных организациях республики насчитывается 779 молочно-товарных ферм, 183 – свиноводческих и 4 – овцеводческих ферм. Кроме того, на территории Республики размещены 11 свинокомплексов и специализированных свиноводческих хозяйств, 7 птицефабрик. Основная часть животноводческих помещений построены в 1970-1980 гг., поэтому в большинстве из них требуется проведение реконструкции и модернизации.
Таблица 3

Динамика ввода в действие объектов производственной инфрастуктуры сельскохозяйственными организациями УР
Объект
1990г.
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Помещения для содержания, тыс. скотомест
КРС
17,1
3,8
3,1
2,0
1,6
3,8
2,1
Свиней
39,9

0,2
0,2
2,4
0,1
1,5
Птиц


61,0

38,0
73,6
23,0
Хранилища для овощей, картофеля и фруктов, тыс. т
8,1
0,2
1,8
0,1
1,2
0,2
1,5
Зернохранилища
84,6

0,4
4,9
0,5
4,5
2,4
Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием, км
257,3


0,7


За последние 2 года в республике введено в действие после реконструкции и нового строительства 14 животноводческих помещений для беспривязного содержания коров с доением в доильных залах на установках типа «Елочка», в 3 хозяйствах произведено оснащение коровников линейными доильными установками. Однако эти объемы не обеспечивают потребности животноводства республики. Сегодня необходимо реконструировать и построить вновь не менее 50 молочных ферм с доением коров в доильных залах. В составе основных средств особенно изношенным, устаревшим физически и морально оказался машинно-тракторный парк. В УР более 80% сельскохозяйственной техники эксплуатируется свыше 10 лет при нормативе 8-10 лет. Мировой опыт развития сельскохозяйственного производства показывает, что одним из условий его эффективности является высокий уровень технической оснащенности хозяйств, использование передовых технологий в производстве сельскохозяйственной продукции на базе современной техники.
Из-за низкой платежеспособности и высоких цен хозяйства республики снизили приобретение сельскохозяйственной техники. За 2005г. В предприятия и организации сельского хозяйства республики поступило 191 трактор, зерноуборочных комбайнов – 86 штук. Сельскохозяйственными предприятиями в 2005г. Приобретено 33 кормоуборочных комбайна, 52 культиватора, 85 сеялок. Пополнение машинно-тракторного парка хозяйств республики характеризуют данные таблицы 4.
Таблица 4
Динамика поступлений техники в сельскохозяйственных организациях УР, шт.
Вид техники
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Тракторы
130
167
145
95
120
191
Комбайны:
зерноуборочные
19
97
79
55
29
86
Картофелеуборочные
4
4

4

1
Кормо и силосоуборочные
24
30
18
17
69
33
Льноуборочные


11
1
3
3
Доильные установки
15
22
10
4
14
14
Жатки валковые
26
28
15
11
10
17
Плуги – всего
37
30
40
26
26
20
Культиваторы
30
30
12
25
26
52
Сеялки
64
52
55
25
56
85
Дождевальные машины и установки (без поливных)
1

1


1
В Удмуртской республике основным инструментом поддержки аграрного сектора в обновлении машинно-тракторного парка со стороны государства является компенсация сельскохозтоваропроизводителям части затрат на приобретение материально-технических ресурсов.
Состояние основных фондов зависит от величины инвестиций, направляемых на их обновление. В 2005г. Крупные и средние сельскохозяйственные организации инвестировали в основной капитал 1392,7 млн. руб., что на 52,7% (в действующих ценах) больше уровня 2004г. (см. таблицу 5).
Таблица 5
Динамика и структура инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных организаций УР
Источник финансирования
2000г.
2001г.
2002г.
2003г.
2004г.
2005г.
Инвестиции в основной капитал всего, млн. руб.
374,4
719,6
703,3
777,3
912,1
1392,7
Структура инвестиций в основной капитал всего, %
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
100,0
Из них собственные средства
94,7
90,1
90,2
79,0
89,0
74,0
В том числе прибыль, оставшаяся в распоряжении организации

29,8
30,9
23,0
30,0
35,0
Амортизация

27,3
23,0


18,8
Привлеченных средств
5,3
9,9
9,8
21,0
11,0
26,0
В том числе кредиты банков


4,6
17,0
6,0
14,0
Заемных средства других организаций


1,3
1,0
2,0
4,0
Бюджетные средства
4,7
7,4
3,3
2,0
3,0
8,0
Из них федерального бюджета
3,0
1,6
1,5
2,0
2,0
0,0
Бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов
1,3
5,4
1,3
0,0
1,0
7,0
Средства внебюджетных фондов


0,0
0,0
0,0
0,0
прочие


0,6
1
0,0
0,0

В 2005г. Наблюдалось уменьшение доли инвестиций в здания (кроме жилых) и сооружения при увеличении доли инвестиций в жилища, машины и оборудование, транспортные средства.
Эффективность инвестиций зависит и от источника их финансирования. В условиях формирования рыночной экономики возрастает роль собственных средств, которые служат источником технического перевооружения, реконструкции и расширения производства. В 2005г. За счет собственных средств финансировалась 74% инвестиций в основной капитал. Доля амортизации, как источника финансирования инвестиций в основной капитал, составила 18,8% (195, 0 млн. руб.).
В течение периода экономического реформирования роль амортизационных отчислений, как источника инвестирования, снизилась, произошло обесценивание амортизационных фондов, вызвавшее резкое падение доли амортизационных отчислений в структуре затрат на производство. Амортизационные отчисления не обеспечивает простого возмещения выбытия основных средств. Но даже и этот объем используется не по назначению, а на финансирование оборотного капитала и на текущие затраты. В 2005г. На инвестиции в основной капитал было направлено 56,9% амортизационных отчислений. Несмотря на то, что амортизационный фонд в основном оказался растраченным на текущие нужды, тем не менее, в условиях экономического роста данный источник должен стать серьезной основой инвестиционных процессов.
Прибыль является следующим важным собственным источником увеличения объема финансирования инвестиций. В отличие от амортизационных отчислений, призванных покрыть простое воспроизводство основных фондов, прибыль формирует дополнительный поток финансовых вливаний в экономику, покрывая потребности расширенного воспроизводства. В этом качестве прибыль не может быть заменена другими денежными потоками. За последние годы растет доля прибыли, остающейся в распоряжении организаций (2004г. – 30,0%, 2005г. – 35%).
Привлеченные и заемные средства в инвестициях в основной капитал в 2005г. Составили 356,0 млн. руб. (26% всех инвестиций). Наибольшая доля объема инвестиций в основной капитал привлеченных и заемных средств, приходилась на кредиты банков – 14% и бюджетные средства – 8%.
Основными факторами, сдерживающими инвестиционную деятельность являются высокий процент коммерческого кредита, сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов, недостаток собственных финансовых средств.
Объемы инвестирования в основной капитал влияет на показатели ввода новых основных фондов. В связи с ростом объема ввода и коэффициента обновления основных фондов. Всего за 2005г. В крупных и средних сельскохозяйственных организациях республики поступило основных фондов на сумму 1974, 7 млн. руб., из них новых – на сумму 1304,1 млн. рублей (66% всех поступивших фондов). В структуре поступления основных фондов наибольший удельный вес составляют машины и оборудования 47,3%.

Заключение
В целом необходимо отметить, что новые подходы к решению проблем инвестиционной политики создадут предпосылки для стабилизации производственного потенциала сельского хозяйства и возрождения АПК. Только интенсификация сельскохозяйственного производства на основе внедрения новой системы машин, прогрессивных технологий позволит выйти на новый уровень производства продукции, а, следовательно, и на более высокий уровень заработной платы, обеспечивающей сельскому населению достойный уровень жизни. Важным фактором восстановления экономики аграрного сектора и стимулирования экономического роста является государственная кредитная политика, которая должна быть логическим продолжением государственной поддержки субъектов хозяйствования путем предоставления кредитов по льготным процентным ставкам с их дифференциацией по таким признакам, как уровень плодородия земель, доля собственных средств в сметной стоимости строительства объекта, удельный вес выручки подсобных промыслов и перерабатывающих производств во всей стоимости реализованной сельскохозяйственным предприятием продукции; введение ипотеки на основе залога недвижимости, включая землю.
На современном этапе развития необходимо не только обновление основных фондов, для эффективного функционирования аграрного сектора требуется использование инновационных достижений науки и техники. Нужна технологическая модернизация отрасли.
Первый раздел приоритетного национального проекта «Развитие АПК» направлен на реконструкцию и новое строительство животноводческих помещений современного типа, модернизацию технологического оборудования животноводческих ферм. В этих целях:
– повышена доступность кредитных ресурсов за счет дополнительного выделения из федерального бюджета ассигнований на субсидирование процентных ставок по привлекаемым кредитам;
– осуществляется поставка техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга;
– стимулирует импорт технологического оборудования для животноводства и первичной обработки продукции, не имеющих отечественных аналогов.
В Удмуртской Республике в реализации первого направления проекта участвуют 36 хозяйств. В настоящее время запланированные мероприятия по строительству и реконструкции полностью завершены на 37 объектах, в которых применяются современные технологии кормления и содержания животных. Часть хозяйств внедряют систему беспривязного содержания коров с автоматизацией и компьютеризацией режима доения.
Реализация национального проекта, рост инвестиционной активности позволяют прогнозировать ускорение процесса обновления основных фондов сельского хозяйств.

Список литературы

1. Бастова М.Т. Инвестиционный процесс в сельском хозяйстве. // Аграрная наука. – 2002г. №4
2. Быков А. Активизация инвестиционного процесса на сельсхоз предприятиях // АПК: экономика и управление. – 2003г. №2
3. Зарук Н.Ф. Особенности инвестиционной политики в интегрированных агроформированиях. // Экономика сельского хозяйства и перерабатывающих предприятий. – 2002г. №11
4. Парахин Ю. Инвестиции в АПК: состояние и перспектива. // АПК: экономика, управление. – 2002г. №10
5. Сутыгина А.И. Состояние и проблемы обновления основных фондов сельского хозяйства Удмуртской Республики в системе факторов инвестиционной привлекательности отрасли.
6. Ткачев А. Механизм инвестиционного управления агропроизводством. // Экономика с/х России. – 2002г. №6
7. Экономика сельского хозяйства / под ред. Минакова И.А. – М.: Колос, 2003г.