Содержание Введение 4 Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности 1. Сущность и роль инвестиций в экономике 2. Механизмы привлечения и управления инвестициями 3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности 30 Глава 2. Анализ состояния инвестиционной деятельности в России 1. Инвестиционный климат России 37 2.2.
Динамика и современное состояние инвестиций в России 3. Анализ инвестиционной деятельности в Тюменской области 69 Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1. Предложения по улучшению инвестиционного климата в условиях кризисных явлений в экономике 2. Возможности активизации инвестиционной деятельности в
Тюменской области 88 Заключение 103 Список использованной литературы 107 Приложения 112 Полную версию работы вы можете приобрести по цене в 1550 руб. Электронный адрес для связи letodream mail.ru. Выполняю на заказ контрольные курсовые и дипломные работы по низким ценам. Огромный выбор готовых дипломных, курсовых и контрольных работ. Тел 89028150917. Дмитрий 6 Введение Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная
активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках. Исследование проблем инвестирования экономики всегда находилось в центре внимания экономической науки. Это обусловлено тем, что инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом. В современных условиях они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических
преобразований. По сути, инвестиции определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта хозяйствования и являются локомотивом в развитии экономики. Именно этим обусловлена актуальность темы данной работы. Особенностью трансформационных процессов, происходящих в отечественной экономике, является повышение самостоятельности и усиления роли регионов РФ в составе общегосударственного хозяйственного комплекса. За последние десятилетия резко усилилась дифференциация уровней социально-экономического развития регионов,
что было связано, во-первых, с включением механизма рыночной конкуренции, разделившего регионы по их конкурентным преимуществам и недостаткам обнаружилась также различная способность адаптации к рыночным условиям регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти. Во-вторых, значительно ослабла регулирующая роль государства, что выразилось в сокращении государственных инвестиций в региональное развитие, отмене большинства региональных экономических и социальных компенсаторов.
В-третьих, сказалось фактическое неравенство различных субъектов Российской Федерации в экономических отношениях с центром. В этих условиях возрастает роль стратегического управления инвестиционной деятельностью в регионе, основной целью которого становится выбор и реализация стратегических приоритетов инвестиционного развития региона на основе современных научных подходов и технологий, в т.ч. кластерного подхода. Целью данной работы является выявление современных тенденций, проблем и путей активизации инвестиционной деятельности в России в целом и в Тюменской области в частности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи 1. рассмотреть сущность и роль инвестиций в экономике 2. изучить механизмы привлечения и управления инвестициями, в т.ч. на государственном уровне 3. проанализировать структуру инвестиционной привлекательности российской экономики 4. оценить
инвестиционную деятельность в Тюменской области 5. предложить ряд направлений по разработке механизмов активизации инвестиционной привлекательности региона в области привлечения иностранного капитала. Объектом исследования является инвестиционная деятельность в России в целом и в Тюменской области в частности. Предметом исследования являются механизмы активизации инвестиционной деятельности в экономике России и Тюменской области.
Информационной базой исследования являются статистические и аналитические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, а также труды отечественных и зарубежных авторов М. Портера, В. Ойкена, Л. Эрхарда, А.Г. Гранберга, А.А. Джаримова, B.C. Золотарева, В.Г. Игнатова, Н.П. Кетовой, В.П. Лексина, Н.Н. Некрасова, А.И. Татаркина,
A.M. Швецова по проблемам темы, статьи, опубликованные в научных изданиях и периодической печати. Поставленная цель, задачи, предмет и объект исследования предопределили логику изложения и структуру данной работы, состоящей из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены предмет и объект исследования, сформулированы цель, задачи работы. В первой главе работы рассматриваются сущность и роль инвестиций в экономике, механизмы привлечения и управления инвестициями, государственное регулирование инвестиционной деятельности. Вторая глава посвящена анализу состояния инвестиционной деятельности в России и оценке инвестиционная деятельность в Тюменской области. В третьей главе работы отражены возможности активизации инвестиционной деятельности в Тюменской области и предложения по улучшению инвестиционного климата в условиях кризисных явлений в
экономике. В заключении сформулированы основные выводы и предложения по результатам проведенного исследования. Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной деятельности 1.1. Сущность и роль инвестиций в экономике Любое имущество в том числе и деньги , а также имущественные права становятся инвестициями, тогда, когда владелец или пользователь этого имущества имущественных прав вкладывает их в какой-либо объект с целью получения прибыли и достижения полезного эффекта, то
есть осуществляет инвестиционную деятельность. Под последней понимают вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и или достижения иного полезного эффекта. При использовании инвестиционной терминологии необходимо выделять понятия 1. Инвестиции – любой вид имущества и имущественных прав, объекты 27, c. 54 . 2. Инвестиционный объект – любые объекты, в которые вкладываются инвестиции.
Принято такие объекты подразделять на четыре группы 3. Инвестирование – непосредственный процесс вложения инвестиций в объекты инвестирования. 4. Инвестиционная деятельность – процесс, включающий как положительного социального или экологического эффекта. Существующие в настоящее время подходы к определению понятий инвестиции и инвестирование можно условно разделить на две группы инвестиции – это любые чаще – денежные средства, вкладываемые в любые объекты не только реального капитала с целью получения в будущем прибыли дохода или иного положительного эффекта. Федеральный закон от 02.01.2000 22-ФЗ О внесении изменений и инвестиционного проекта. При этом под приоритетным инвестиционным проектом понимается инвестиционный проект, суммарный вступления в силу Федерального закона , включенный в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации. В соответствии с вышеуказанным законом не должно применяться в
начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта. Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал основные государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и или модернизируемого имущества, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами . Выделяют четырех основных субъектов инвестиционной деятельности Инвесторы осуществляют капитальные вложения с использованием собственных и или привлеченных средств.
Инвесторами могут быть Заказчики – уполномоченные на то инвесторами физические и Подрядчики – физические или юридические лица, которые выполняют работы по договору подряда и или государственному контракту, заключаемым в соответствии с ГК РФ. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законом. Пользователи объектов капитальных вложений – физические и инвесторы.
По срокам размещения капиталовложения делятся на краткосрочные, По характеру использования капиталовложения бывают ссудными и предпринимательскими. Ссудные инвестиции означают предоставление средств взаймы ради получения прибыли в форме процента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных и вложения из частных источников. Предпринимательскими инвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны с получением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда. Чаще всего речь идет здесь о вложениях частного капитала. По целям предпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельные. Прямые инвестиции – основная форма экспорта частного предпринимательского капитала, обеспечивающая установление эффективного контроля и дающая право непосредственного распоряжения над заграничной компанией.
Являются вложением капитала во имя получения долгосрочного интереса. Прямые инвестиции делятся на две группы – трансконтинентальные капитальные вложения, обусловленные Издержки производства являются решающим для определения страны данного континента, в которой необходимо создать новые производственные мощности Прямые инвестиции направляются в принимающие страны двумя путями Портфельные инвестиции – такие капитальные вложения, доля участия доли прибыли дивидендов .
Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие других сберегательных учреждений. Прочие инвестиции – группа инвестиций, в которую в основном входят международные займы и банковские депозиты. Инвестиции играют важную роль в развитии экономики любой страны, включая Россию. Привлечение инвестиций способствует Инвестиционная сфера требует создания определенных условий для успешного осуществления инвестиционного процесса.
Совокупность политических и экономических условий, которые формируются в стране для вложений временно свободных денежных средств в целях получения дохода в будущем, называется инвестиционным климатом. Факторы, воздействующие на инвестиционный климат а Макроэкономические динамика ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП . б Нормативно-правовые качество и стабильность законодательной в Налогообложение качество налоговой системы и уровень налогового бремени . г Информационное обеспечение формирование системы д Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов. Для е Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям. Указанные факторы могут оказывать как стимулирующее, так и Высокий уровень инфляции отрицательно влияет на инвестиционные сектор.
Инвестиционная деятельность активно развивается в условиях роста ВВП, низкого уровня инфляции, низких процентных ставок и увеличения сбережений населения. В последние годы в нашей стране наметились тенденции к улучшению инвестиционного климата – достигнута политическая замедлился, что объясняется влиянием мирового экономического кризиса. 1.2. Механизмы привлечения и управления инвестициями
Инвестиционную деятельность можно определить как совокупность практических действий по реализации всевозможных видов инвестиций. Как уже было сказано выше, инвестиционная политика зависит от поведения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев. В настоящее время возникла потребность устанавливать реально осуществимые темпы развития инвестиционной сферы, определять плановые показатели инвестиций, формировать их структуру, перечень целевых программ
и инвестиционных проектов, подлежащих практической реализации в плановом периоде на основе многовариантных прогнозных расчетов. Прогнозирование инвестиций – сложный, многоступенчатый процесс изучения вероятностных сторон вложения капитала в ту или иную сферу экономики в будущем. Прогнозирование инвестиций предполагает Разрабатываются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы инвестиционной деятельности. Долгосрочный прогноз связан, прежде всего, с выработкой стратегии инвестиционной деятельности и вложением средств в крупные капиталоемкие объекты реального инвестирования. С точки зрения достоверности инвестиционное прогнозирование следует осуществлять на уровне страны в целом макроуровень , отраслей и подотрослей, регионов мезоуровень , отдельных предприятий микроуровень . Процесс прогнозирования инвестиций можно условно подразделить на три этапа Анализируя международный опыт в области планирования инвестиций, коммуникационные сети, юридические,
страховые фирмы, коммерческие банки и др В настоящее время Россия выступает на мировой экономической сцене всего, это При этом, как уже было отмечено, все указанные категории инвесторов Кроме того, можно отметить и территориальную неравномерность тенденции к уменьшению. Основными механизмами привлечения прямых и портфельных вложений являются инвестиции, вкладываемые путем
обратного поглощения путем создания совместных предприятий и свободных экономических зон. Рассмотрим каждый из механизмов в отдельности. 1. Обратное поглощение. Крупные российские компании, для зарегистрированы, имеют официальные котировки близкие к нулю, так как активов и оборота у неё уже нет и теоретически могут покупаться и продаваться. Приобретение подобной корпорации даёт новым владельцам предприятия быстрый и недорогой выход на зарубежный
фондовый рынок. Преимущества привлечения инвестиций методам обратного поглощения Повышение капитализации компании. Капитализация компании, финансирования Получение доступа к инвестициям. Выход компании на зарубежный инвестиционных проектов Повышение ликвидности. В результате распространения фирмой, существенно не размывая свой контроль над компанией Экономическая безопасность. Статус зарубежной публичной 2. Совместное предприятие. Совместная деятельность с инвесторами – корпорированных предприятий. В российском законодательстве совместное предприятие юридически не определено, и именно потому, когда используют термин совместное предприятие , то имеют в виду, прежде всего имущественный комплекс, в рамках которого осуществляется совместная деятельность. Создание таких предприятий способствует дальнейшему росту концентрации и специализации производства, развитию производительных сил.
Они обусловливают объективные возможности для эффективного решения вопросов экономики, технологии и организации производства, научных издержек производства и включают согласованную прибыль. На них используются принципы хозяйственного расчета. Сотрудничающие стороны не разделяет барьер коммерческой тайны, поэтому участники оперативно решают производственно-экономические и научно-технические задачи, воздействуя в общих интересах на весь ход
воспроизводственного процесса. 3. Производственное предпринимательство – наиболее трудный и По сравнению с понятием совместная деятельность термин эквивалентных рыночных отношений на уровне поставщиков и потребителей продукции. Таким образом, производственно-совместную деятельность можно определить как форму хозяйственно-правового сотрудничества партнеров, при которой создается совместная строения совместной деятельности. Оно определяет тесную взаимосвязь всех производственных подразделений.
Это позволяет обеспечить в управлении производством согласованную деятельность участников производства в зависимости от конкретных условий и задач, решаемых данным предприятием. При совместном предпринимательстве, как и при любом партнерстве, Принципиально организацию совместной деятельности с инвестором можно изобразить схематически рис. 1.1 . Рис. 1.1 Организация совместной деятельности с инвесторами Совместная деятельность разнообразна по своей форме и структуре но, тем не менее, в ней можно выделить три направления Совместно контролируемые партнерами хозяйственные операции. осуществляется предприятием-участником, ведущим общие дела параллельно с его основной деятельностью. Совместно контролируемые партнерами активы. Некоторые совместные отражает сущность, экономическую реальность, а также и законодательную форму совместной деятельности.
Совместно контролируемые хозяйствующие субъекты. Это совместные предприятия, вовлекает пассивы, несет расходы и получает доходы. Компания может заключать контракты от своего собственного имени и образовывать финансы для целей деятельности совместного предприятия. Каждый участник имеет право на долю участия в результатах совместно контролируемого хозяйствующего субъекта, а также в распределении выпускаемой продукции, если это предусмотрено договором.
Наиболее характерным примером образования совместного предприятия является объединение двумя или более фирмами своей деятельности в определенной области производства посредством трансферта соответствующих активов и пассивов в совместно контролируемый хозяйствующий субъект. В первых двух случаях совместно контролируемых партнерами представлены в виде корпорированных предприятий АО, ЗАО, ОАО . 4. Свободные экономические зоны СЭЗ .
Свободная экономическая власти государства. Инвесторам, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы В зависимости от льготных экономических условий различают следующие виды СЭЗ – Торгово-складские зоны. Организуются преимущественно в морских обычных торговых пошлин и НДС Свободные таможенные зоны. Создаются в морских и речных портах, товарами поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее Зоны свободной торговли. Это коммерческие центры , деятельность на импорт, других видов финансового контроля Экспортно-производственные зоны. Этот тип зон называют еще – Свободные комплексные зоны. Сочетают в себе торговые, предпринимательство Свободные научно-технические зоны, технополисы или технопарки . привлечения зарубежных инвестиций и
иностранного капитала. Среди инновационных схем привлечения финансирования на финансовом рынке все большую популярность в последнее время приобретает секьюритизация активов. Секьюритизация – это способ привлечения финансирования, связанный образом, что их держатель получает определенную долю доходов, генерируемых пулом, либо посредством прямого распределения платежей от оригинатора . В частности, в классическом варианте секьюритизации предполагается выбор выпуск ценных бумаг самим
оригинатором или отделение и передача определенных активов, имеющихся у оригинатора, новому специально создаваемому юридическому лицу SPV , которое выпускает ценные бумаги, обеспеченные данными активами, для размещения среди круга инвесторов. Рынок ценных бумаг, обеспеченных активами может стать для заемщика другой, появление такого альтернативного источника может стать импульсом для повышения эффективности банковского сектора, так как финансовым институтам придется соревноваться за клиентов, нуждающихся в
финансировании, а так же помочь развитию национального фондового рынка. Залог успеха любой нового финансового инструмента или схемы находится в прямой зависимости от потенциальных выгод, которые она может принести своим участникам. Заемщик будет использовать новый инструмент, только если он позволит ему снизить стоимость финансирования или более эффективно управлять активами, тогда как для инвестора важным могут стать альтернативные возможности инвестирования. Секьюритизация при определенных условиях позволяет Инвесторы, приобретающие ценные бумаги, обеспеченные активами, получают ряд преимуществ, в том числе Следует отметить, что секьюритизация обычно не рассматривается в качестве схемы, обеспечивающей оптимизацию налогообложения. Обычно стороны стремятся добиться нейтральности секьюритизации для налоговой позиции участников в том числе, в отношении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость 1.3.
Государственное регулирование инвестиционной деятельности Под государственным регулированием инвестиционной деятельности безопасных условий для вложений в различные инвестиционные объекты. Инвестиционная деятельность в России регулируется как общим государственным законодательством, так и системой специальных нормативных актов. Принципиальное значение имеют такие законы, как
Конституция РФ, Также приняты специальные законы, постановления, нормативные акты, субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности. Принят ряд постановлений Правительства РФ, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных
инвестиционных проектов. В целом государственное регулирование осуществляется Государство использует как административные , так и экономические методы воздействия на инвестиционную деятельность в стране. Административные прямые методы регулирования предполагают все инвестиционные проекты подлежат экологической экспертизе. Экономические методы воздействия государства это методы, с помощью которых государство воздействует на субъекты инвестиционной деятельности путём стимулирования принятия инвестиционных решений как в интересах самих субъектов, так и в интересах всего общества. Обычно государство сочетает административные и экономические методы для достижения целей в области инвестирования. Активизация инвестиционной деятельности во многом зависит от проведения финансовой, кредитной, амортизационной, ценовой, налоговой, валютной, инвестиционной политики. К экономическим методам относятся установление ставки рефинансирования, налоговых льгот и скидок, дифференциация
налоговых ставок, тарифов и ставок платежей за такие инвестиционные ресурсы как земля, природные ресурсы. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Законом об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматриваются следующие формы государственного регулирования 1 Создание благоприятных условий для развития инвестиционной
деятельности путём 2 Прямое участие государства в инвестиционной деятельности путём Государство гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности независимо от форм собственности Законом предусмотрено, что капитальные вложения могут быть национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, причинённых субъектам инвестиционной деятельности. Они могут быть реквизированы только в порядке и на условиях, которые определены
Гражданским кодексом РФ. Одной из форм защиты инвестиций является их страхование. Оно осуществляется в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с имеет большое теоретическое и практическое значение. Существуют различные формы инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или факторами. ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 2.1. Инвестиционный климат России Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Инвестиционный климат – это совокупность политических, использования 27, c. 59 . Анализ инвестиционного климата для реципиента инвестиций партнера.
В экономической литературе существуют различные подходы к оценке инвестиционного климата национальной экономики, различающиеся, в зависимости от целей исследования, по количеству анализируемых показателей и их качественным характеристикам, по выбору самих показателей. 1. Универсальная методика оценки инвестиционного климата, развития. 2. Для сравнительного анализа инвестиционного климата в статистическую информацию о состоянии того
или иного фактора. Среди характеристик этих факторов прогнозы макроэкономических основе этих методик, одно из последних мест и уступает по инвестиционной привлекательности Чехии, Китаю, Венгрии, Польше, Литве, одной совокупностью показателей инвестиционный климат в России макроэкономической динамике многих стран. Оценка состояния и перспектив развития инвестиционного климата в законодательства показала, что Россия занимает высокое место по показателю природных ресурсов
и перспектив торговли – 9,3 балла, в области инфраструктуры – 4,9, политической стабильности – 5, но отстает от большинства стран Восточной Европы и Балтии. Достоинством такой рейтинговой методики является ее сравнительная дешевизна исследования и наглядность результатов. Такие рейтинговые исследования более приемлемы для политических процессов, нежели для конкретных экономических изысканий. 3. Методики балльной оценки позволяют количественно сопоставить Эти методики универсальны и могут применяться для разных стран. Они эффективны при проведении исследований но макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении уровней экономического развития нескольких государств. По этим методикам отбираются 15 критериев, имеющих национализации 6 , влияние девальвации 6 , состояние
платежного баланса 6 , уровень государственного регулирования инвестиций 4 , состояние инфраструктуры 4 , возможность кооперирования в сфере производства 4 , получение консультационных услуг 2 , реализация проекта 6 . Каждому из критериев дается оценочный индекс, присваиваемый методикам является числовой показатель. Данные методики удобны при проведении исследований на макроэкономическом уровне, особенно при сопоставлении развития тех или иных государств или содружеств государств в целом.
Однако при исследовании отраслей хозяйства или регионов страны данные методики приводят к погрешностям в оценке инвестиционного климата их недостатком является субъективность подхода при расчете тех или иных показателей. Для экспертной оценки необходим большой массив информации. Методика оценки предпринимательского риска в России разработана Ранжирование показателей проводится по десятичной шкале условий для инвестиций от 1 лучшие до 10 худшие
. Инвестиционный климат рассматривается на макро – и микроэкономическом уровне. На первом определяются показатели экономической, социальной и политической среды для инвестиций. Для потенциальных инвесторов в России при анализе политической государственного вмешательства в экономику и др. На инвестиционный климат отрицательно влияют в основном прямые ограничения деятельности иностранных фирм, зафиксированные в законодательстве, и нечеткость или нестабильность законодательства принимающей страны. Основное внимание при оценке инвестиционного климата на макроуровне уделяется состоянию экономики, положению в валютной и кредитной системах, таможенному режиму, стоимости рабочей силы и ее соотношению со средним уровнем квалификации работников, производительности труда и др. Большое значение при оценке социальной среды для инвестиций имеет отношение к иностранным инвестициям в обществе, степень его расслоения, уровень безработицы и др.
На микроуровне на инвестиционный климат влияют отношения фирм- определения оценки инвестиционного риска. Как видно из приведенного анализа, несмотря на большое количество объективность получаемого с их помощью результата. Для оценки инвестиционной привлекательности страны с позиции зарубежных инвесторов широкое распространение получила концепция ОМЛ разработанная Дж. Даннингом и носящая название эклектической парадигмы .
Данная концепция включает анализ и оценку трех составляющих инвестиционной привлекательности Первая и третья составляющие инвестиционной привлекательности преимуществ по первой и третьей составляющим инвестиционного климата, то зарубежным инвесторам рекомендуется осуществлять прямые инвестиции в экономику принимающей стороны. Учитывая значительные как экономические, так и политически составляющих инвестиционной привлекательности либо инвестиционного климата. В дальнейшем осуществляется ранжирование стран в соответствии
с набранными баллами. Безусловно, данный метод в значительной мере подвержен субъективным мнениям экспертов. В особенности это касается оценки всевозможных рисков, и, прежде всего политических рисков. Следует указать на то, что оценкой политических рисков страны системы, ими определяется политический риск. Оценку инвестиционного климата страны постоянно осуществляют трлн. долл. Индекс рассчитывается как средневзвешенное значение четырех вариантов ответов на вопрос о стратегии вложения прямых зарубежных инвестиций ПЗИ в ближайшие один – три года. Варианты ответа высокий уровень интереса вложения ПЗИ в страну, низкий уровень интереса и отсутствие интереса к вложению ПЗИ в страну. Кроме указанной информации учитываются аналитические Для финансовых инвестиций при оценке инвестиционной привлекательности страны наиболее значимыми являются
следующие факторы Наибольшую известность в настоящее время получили комплексные стран. Для оценки используется девять групп показателей Значения этих показателей определяются экспертно, либо расчетно-аналитическим путем. Они измеряются в 10-балльной шкале и затем взвешиваются в соответствии со значимостью того или иного показателя и шестерки Moody s, Arthur Andersen, Standart Poor s, IBCA и др.
Так, категории кредитных рейтингов агентства Standart Poor s включают инвестиционные рейтинги Спекулятивные рейтинги В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. Органы государственной власти субъектов Российской
Федерации инвестиционных целей. Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. Предоставляют налоговые льготы и региональные местные органы власти. В части закрепления общих принципов регулирования льготным категориям, ограничения по предоставлению налоговых льгот. В соответствии с Законом Тюменской области от 08.07.2008 г.
42 О субъектов Российской Федерации, в размере 14 процентов в частности 1 держателям инвестиционных проектов Тюменской области в 2 организациям по производству пива и слабоалкогольной продукции области. Также в соответствии с вышеуказанным законом в 2010 году и плановом периоде 2011 и 2012 годов отдельные категории плательщиков освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. Тюменский завод Очаково – яркий пример успешной реализации рублей. Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства. В последнее время основной формой участия иностранного капитала в на встречные поставки сырья, полуфабрикатов,
производимых на поставленном оборудовании. Следует активнее стремиться к привлечению иностранных компенсационные соглашения . Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику дальнейшей утечки капиталов из России. Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности предприятий, продаже акций, конверсии производства. В целях последовательной и скоординированной деятельности по экономического блока. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. Состав зарубежных участников
Консультативного совета периодически меняется. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику Российской Федерации. В состав Консультативного совета были приняты БиЭйчПи Статус наблюдателей присвоен компаниям Англо Америкэн Великобритания ЮАР , Алкоа США , Крафт Фудс США , Тоталь Франция , Иточу Корпорейшн , Мицуи . Япония , учитывая их инвестиционную активность на российском рынке. Компаниям Скоттиш энд Ньюкасл Великобритания , Баррик групп при Совете. В 1995 г. при Совете был создан Постоянный комитет, задачами совета. В состав Постоянного комитета с российской стороны входят Американская торговая палата в России. Постоянный комитет выполняет важную координирующую роль в иностранных
инвесторов 154 оппонента просили оценить различные факторы, влияющие на инвестиционный климат в России рис. 2.1 . Рис. 2.1 Факторы, являющиеся препятствием для иностранных инвесторов Источник 46, c. 4 В России в настоящий момент наиболее привлекательными для производство товаров народного потребления рис. 2.2 . Рис. 2.2 Структура накопленных в России иностранных инвестиций Источник 46, c. 6 Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается
больше используется нефтяными компаниями, в основном, для импорта современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов. По данным Infogeo.ru российская сырьевая металлургия тоже металлургического производства. Меры по улучшению финансирования и управления ГРР геолого- соглашений. Таким образом, привлекательность металлургического бизнеса в целом, и особенно сырьевого сектора, в ближайшие годы останется высокой.
Наряду с оценкой инвестиционного климата той или иной страны не потенциалов При суммировании частных потенциалов Экспертом используются результатам исследования все регионы в этом году распределились между следующими группами Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются региона. Регионы России сильно дифференцированы по соотношению типы регионов. Тип 1А. В этой группе оказались обе российские столицы, которые Тип 2А. Инвестиционный потенциал умеренный, но риск инвестиций минимальный подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. Тип 3А. Регионов данного тип, с минимальным риском и низким Типы 1В и 2В. Приемлемые условия инвестирования при среднем уровне риска. Регионы, относящиеся к типу 2В, представлены как промышленно вполне может присоединится и
Красноярский край. В приоритетном развитии этих земель как раз и должна заключатся региональная социально-экономическая и структурно инвестиционная политика нового российского правительства. Тип 3В. Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относится почти половина субъектов федерации. Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами
Тип 1С и 2С. Это регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом Красноярский край, Республика Саха и Ямало- среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т. п. Тип 3С. Это второй по числу регионов тип, ему свойственны высокий Более высоким потенциалом обладают регионы со значительным удельным весом ВПК Брянская область, Удмуртия, Хабаровский край. Группа с более низким потенциалом представлены преимущественно
автономиями, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока Сахалинская и Камчатская области . Тип 3Д – очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти регионы пока мало привлекательными для инвесторов.
В период между кризисами инвестиционный потенциал сместился на западе и есть достаточно высокорисковый ЮФО. Рис. 2.3 Инвестиционный профиль России 1998 99-2008 09 гг. Источник 56 Ситуацию возможной потери восточных регионов усугубляет и инвестиционной привлекательности. Недостаточные объемы инвестиций за прошедшее десятилетие Рис. 2.4 Доля федеральных округов в общем объеме инвестиций в основной капитал и объеме прямых иностранных инвестиций за период 1999-2009 гг. Источник 56 Сохранение существующего распределения инвестиционной Западная, Центральная и Южная, а также Приволжская зоны. Напротив, большинство регионов, особенно на востоке страны, региональных программ модернизации. 2.2. Динамика и современное состояние инвестиций в России В целом за 1999-2009 гг. рост ВВП РФ составил 83 , занятости , в том числе 56
Промышленность и сельское хозяйство в 2009 году обеспечили 42 ВВП, в том числе Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят добыча топливно-энергетических полезных ископаемых целлюлозно-бумажное производство лесные ресурсы России – крупнейшие в мире издательская и полиграфическая деятельность металлургическое производство производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
В соответствии в данными Министерства экономического развития и целлюлозно-бумажном производстве, трубопроводном транспорте, ранее – 2,3 , в том числе в октябре 2009 года – -1,0 1,3 процента . Рис. 2.5 Динамика инвестиций в основной капитал в 2008-2009 году 1 – без исключения сезонной и календарной составляющих 2 – с исключением сезонной и календарной составляющих. Источник 54 октябре – 0,4 процента рис. 2.6 Рис. 2.6
Динамика реальной заработной платы 1 – без исключения сезонных и календарных факторов 2 – с исключением сезонных и календарных факторов. Источник 54 Фондовый рынок России в течение 10 лет, до сентября 2008 года, фундаментальных факторов развития экономики в предыдущие годы. В первом квартале 2009 года часть падения была отыграна, и цены на положения России рис. 2.7 . Во время обвала фондового рынка осенью 2008 года одними из ценностью продаваемых активов. Рис. 2.7 Основные макроэкономические показатели фондового рынка РФ Источник 54 Данная ситуация сложилась из-за крайне низкой монетизации справедливой оценке стоимости активов. Из-за закрытия международных рынков капитала у российских банков выпускам. Несмотря на то, что западные рынки в последнее время стали получать доступ к ликвидности, до российских компаний эти деньги пока не доходят. Объем иностранных инвестиций в экономику
России представлен в следующей таблице 2.2.1 Таблица 2.2.1 Иностранные прямые и портфельные инвестиции в экономику России Иностранные прямые и портфельные инвестиции, млн. Источник 54 Графически объем иностранных инвестиций в экономику России представлен на рис. 2.8 Рис. 2.8 Иностранные инвестиции в экономику
России млн. Источник 54 Согласно последним опросам международных инвесторов, иностранных и отечественных инвесторов на рынок будет происходить, в том числе и через компании, управляющие инвестиционными фондами. По состоянию на конец 2008 г. накопленный иностранный капитал в 47,5 , портфельных – 3,1 3,4 . Основные страны-инвесторы в 2008 г Соединенное Королевство В 2008 г. в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов рубеж, составил 58,5 млрд.долларов,
или на 29,4 больше, чем в 2007 году. Более подробная статистка по объему, типам инвестиций и видам экономической деятельности в 2008 г. представлена в Приложении 1. По состоянию на конец сентября 2009 г. накопленный иностранный 44,4 , портфельных – 2,4 2,1 . Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2009 г Кипр, инвестиций. В январе-сентябре 2009 г. в экономику
России поступило 75,8 млрд. 18,0 , в III квартале – 29,2 млрд.долларов США больше на 6,1 . Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за 2008 года. Более подробная статистка по объему, типам инвестиций и видам экономической деятельнсоти в 2009 г. представлена в Приложении 2. Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы о проблемах привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику 1 Проблема обеспечения возвратности и прибыльности инвестиций рынков продукции этих отраслей. 2 Второй, важной проблемой является высокая стоимость заемных работоспособности. 3 Постепенно намечающаяся тенденция подъема российской созданных правовых механизмов. 2.3. Анализ инвестиционной деятельности в Тюменской области Тюменская область входит в состав Уральского федерального округа область занимает 4 место по
УФО и 60 место по Российской Федерации. В состав Тюменской области входят 5 городских округов, 21 осуществляется сезонный завоз товаров. Экономически активная территория составляет менее трети общей площади области и располагается, в основном, вдоль магистральных линий железных дорог, остальную территорию области составляют леса, водные пространства, болота и заболоченные территории. Последние являются существенным ограничением хозяйственной деятельности и расселения.
Резкая дифференциация социально-экономического положения несовершенства внутрирегионального административного деления. Таблица 2.3.1 Оценка основных параметров социально-экономического развития районов и городов Тюменской области за 2009 год Название района Среднегодовая численность населения Объем отгруженной продукции промышленности Продукция сельского хозяйства Объем работ, выполненных в строительстве Оборот розничной торговли
Объем платных услуг Инвестиции в основной капитал за счет всех источников Уровень регистрируемой безработицы тыс. чел. млн. руб. Абатский Армизонский Аромашевский Бердюжский Вагайский Викуловский Голышмановский Заводоуковский Исетский Ишимский Казанский Нижнетавдинский Омутинский Сладковский
Сорокинский Тобольский Тюменский Уватский Упоровский Юргинский Ялуторовский Ярковский г.Тюмень г.Тобольск г.Ишим г.Ялуторовск Источник 51 В последние годы темпы роста экономики Тюменской области 370 тыс. рублей Тюменская область превышает среднероссийский уровень 345 тыс. рублей . Важное место в экономике Тюменской области занимает промышленный комплекс, на долю которого приходится 12,2 ВРП и около 17 занятости экономически активного населения. Темп роста промышленного производства в Тюменской области за от среднероссийского показателя 145 тыс. руб. и среднего значения по УФО 352 тыс. руб В то же время, благодаря высоким темпам роста промышленности в регионе, в особенности в последние годы, отставание от среднероссийского показателя сократилось с 2,5 раз в 2007 году до 2 раз в 2009 году 51 . В структуре промышленности доминирующее положение занимают
продукции нефтепереработки и нефтехимии. В масштабах страны наиболее значительна доля Тюменской области в цементно-стружечных плит 12,9 , а также нефтеаппаратуры 6,1 . В последние годы Тюменская область значительно опережает средние региона приходится 22,9 продукции сельского хозяйства округа. Удвоение количества малых предприятий в Тюменской области за 2000-2009 годы свидетельствует о динамичном развитии данного сектора экономики
области. Темпы развития малого предпринимательства в регионе выше среднероссийского уровня, где в указанный период число малых предприятий возросло в 1,25 раза, и среднего по УФО в 1,45 раза 51 . Роль малого предпринимательства в экономике региона предприятиях и организациях составила 19,2 в 2000 году – около 14 . Наибольшее число малых предприятий сосредоточено в оптовой и розничной торговле 38,3 , операциях с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг 18,6 ,
строительстве 18,3 , промышленности 13,3 . Основной объем инвестиций в основной капитал направлен в добычу обрабатывающей сектор производства. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по видам таблице 2.3.2 Таблица 2.3.2 Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, к итогу 2004 2005 2006 2007 2008 2009 Всего в том числе по источникам собственные средства из них прибыль, остающаяся в распоряжении организации фонд накопления Амортизация привлеченные средства в том числе Кредиты банков Заемные средства других организаций бюджетные средства в том числе из федерального бюджета из консолидированного бюджета Тюменской области Средства внебюджетных фондов Прочие Источник 52 Большая часть инвестиций в основной капитал Тюменской области 1 3 всех инвестиций в основной капитал региона . Тюменская область является активным участником международных
РФ – 3882,7 долл. США на человека по данным за 2009 год . По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот 60,5 . Комплексный анализ конкурентных позиций Тюменской области, ее экономического развития представлены в SWOT-матрице приложение 3 . Анализ сочетания сильных и слабых сторон Тюменской области, конкурентоспособного развития Тюменской области в перспективе.
Слабые стороны во многом являются следствием трудностей, сложившихся при переходе от советской плановой экономики к рыночным принципам хозяйствования, вызваны инерционностью развития экономики в предшествующие периоды. В числе слабых сторон конкурентного облика так и на внутреннем рынке. Вместе с тем, сильные стороны экономики и социальной сферы Тюменской области способны противостоять основным угрозам, а долгосрочного социально-экономического
развития региона. В прогнозный период конкурентоспособность Тюменской области во все возрастающей степени будет определяться наукоемкостью, инновационностью и социальной ориентированностью ведущих отраслей и видов экономической деятельности. Комплексный анализ, учитывающий степень воздействия проблем на 1. Инфраструктурные ограничения развития недостаточная плотность автомобильных дорог с твердым покрытием,
недостаток и необходимость модернизации систем электро- и газоснабжения, водоснабжения и канализации, каналов связи, транспортных терминалов и т.п Существующая инфраструктура Тюменской области и ее систем электро- и теплоснабжения, водоснабжения и канализации. 2. Недостаток квалифицированных специалистов рабочих 3. Недостаточный технологический уровень и высокий износ распределение воды. 4. Объем привлекаемых внебюджетных инвестиций недостаточен по 5. Недостаточная реализация инновационного потенциала. экономики области отстают от средних значений по России и УФО. 6. Высокий уровень преступности. В Тюменской области остаются высокими показатели преступности, число зарегистрированных преступлений за 2009 год составило 4103 единиц на 100 тыс. населения 1 место по Уральскому федеральному округу . 7. Негативное воздействие на окружающую природную среду. восстановления.
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 3.1. Предложения по улучшению инвестиционного климата в условиях кризисных явлений в экономике Государственная поддержка инвестиционной деятельности в Тюменской области осуществляется в соответствии с законом от 08.07.2005 159 О государственной поддержке инвестиционной деятельности в
Тюменской области . В соответствии с законом государственная поддержка в Тюменской области осуществляется в следующих формах отчетности, порядок и сроки ее предоставления. Как уже было сказано выше, в соответствии с Законом Тюменской размере 14 процентов в частности 1 держателям инвестиционных проектов Тюменской области в 2 организациям по производству пива и слабоалкогольной продукции
Также в соответствии с вышеуказанным законом в 2010 году и В целях рассмотрения и изучения инвестиционных предложений и проектов, а также последующей координации деятельности исполнительных органов государственной власти Тюменской области, связанной с оказанием комплексного содействия и поддержки реализации инвестиционных проектов, и выработки рекомендаций органам местного самоуправления по проведению единой инвестиционной
политики создан Совет по экономическому развитию Тюменской области при Губернаторе области. К компетенции Совета относится В настоящее время на территории области реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, получающих государственную поддержку в различных формах. ООО Технологическая компания Шлюмберже . Инвестиционный Общая стоимость проекта – более 3 млрд. рублей. ООО Технологическая компания Шлюмберже реализует инвестиционный проект в Тюменской области по следующим направлениям Компания ТНК-ВР . Инвестиционный проект Обеспечение более 280 млрд. рублей. Проектом предусматривается проведение комплекса геолого- инфраструктуры для добычи нефти. ООО Тобольск-Полимер . Инвестиционный проект Строительство и функционирование комплекса по производству
пропилена дегидрированием пропана и полипропилена мощностью 500 тыс. тонн. Общий объем инвестиций – более 40 млрд .рублей. Выпускаемой продукцией будет высокопрочный гомополимер проектную мощность будет крупнейшим в России. ООО Бентек Дриллинг энд Ойлфилд Системс . Инвестиционный проект Освоение производства буровых установок типа HR 5000 в городе
Тюмени . Общий объем инвестиций – более 750 млн. рублей. Целями проекта являются Конечная цель проекта – производство буровой установки в г. Тюмени, отвечающей климатическим, геологическим и технологическим условиям России. Распоряжением Правительства Тюменской области от 26.12.2008 1799-рп утвержден План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики
. План действий отражает основные антикризисные меры В целях преодоления последствий финансово-экономического кризиса Правительством Тюменской области осуществляются меры обеспечены следующие приоритеты В качестве организационного сопровождения реализации антикризисных мер распоряжением Правительства Тюменской области от 08.12.2008 1696-рп создана комиссия по мониторингу ситуации в финансовом
секторе и отдельных отраслях экономики и выработке оперативных мер, направленных на ее оздоровление. Аналогичные антикризисные штабы созданы во всех муниципальных районах и городских округах под председательством глав местных администраций. На каждом заседании антикризисного штаба В Тюменской области определен перечень предприятий реального сектора экономики в целях осуществления мониторинга за их состоянием. Информация по мониторингу ситуации в банковской сфере предоставляется центральным банком РФ по Тюменской области. оперативных мер, направленных на ее оздоровление. Постановлением Правительства области от 08.06.2009 150-п Во всех муниципальных районах и городских округах Тюменской области разработаны и утверждены ведомственные целевые программы развития малого и среднего предпринимательства. Распоряжением Правительства Тюменской области от 10.03.2009 бюджета.
Постановлением Правительства области от 30.03.2009 97-п Органами исполнительной власти Тюменской области осуществляется консультирование В целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению заказов при размещении государственного и муниципального заказа еженедельно проводится анализ размещения заказов у субъектов малого предпринимательства в соответствии со ст.
15 Федерального Закона 94-ФЗ. В настоящее время несмотря на непростые рыночные условия, многие компании продолжают реализацию намеченных ранее инвестиционных проектов в сфере производства строительных материалов. В результате создаются новые достойно оплачиваемые рабочие места, увеличиваются налоговые поступления в областной и муниципальный бюджеты. За 9 месяцев 2009 года реализованы следующие крупные Проект предусматривает строительство многопрофильного отделки помещений, производственная мощность линии
– до 60 м сутки. 3.2. Возможности активизации инвестиционной деятельности в Тюменской области Прогноз развития Тюменской области на перспективу до 2020 и 2030 общих целевых установок и методологических принципов. Расширение внешних рынков сбыта продукции и услуг, комплексов, а также предоставление услуг. Важнейшим фактором формирования перспективной стратегии Полярный . Активное участие Тюменской области в общенациональных и межрегиональных проектах РФ позволит обеспечить динамичное и устойчивое развитие ее экономики и социальной сферы, будет способствовать реализации ее стратегической миссии и достижению долгосрочных целей социально-экономического развития. Особое значение для перспективного развития всех субъектов территории Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов. Проект следует рассматривать в качестве существенного фактора элементов его научно-инновационной сферы.
Внутренние факторы и условия определяются особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней проблем. Специализация Тюменской области сформировалась под воздействием развития нефтегазового комплекса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа ЯНАО . Вместе с тем, в области сложилась многоотраслевая структура экономики, базовыми секторами которой являются
нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, электроэнергетика, сельское хозяйство, транспортно-логистический комплекс, торговля и социальные услуги, также сильно ориентированные на внешний спрос. Учитывая, что нефтегазовый комплекс останется базовым сектором нефтегазовом секторе. Реальное поле выбора альтернатив развития Тюменской области комплекс, сельское хозяйство и пищевая промышленность.
В регионе сложился развитый многопрофильный научный потенциал, территории области могут размещаться составные части международных транспортных коридоров, связывающих страны Европы со странами Восточной Азии, создающие условия для дальнейшего развития транспортно-логистической специализации области. Сценарное представление перспектив развития Тюменской области предполагает идентификацию в каждом из сценариев целевой ориентации институциональной структуры экономических условий и механизмов, интересов различных субъектов регионального развития производственной структуры ключевых экономических и социальных показателей. Инерционный и энерго-сырьевой сценарии основаны на российскую экономику в целом и в экономику Тюменской области. Качественно иной тип экономического роста, предполагающий населения получат наиболее конкурентоспособные регионы, в их числе и Тюменская область.
Предполагается, что основным фактором экономического развития области будет увеличиваться доля социальных выплат, динамика которых будет оказывать возрастающее влияние на общую динамику и формирование конечного спроса в области. В большинстве обрабатывающих секторов области сохранится низкий уровень конкурентоспособности и невысокая инвестиционная привлекательность. Основные факторы экономического роста останутся прежними инвестиций, заложенных в инерционный прогноз Правительства
Тюменской области. Неблагоприятное развитие внешних условий, касающихся РФ в целом, будет негативно сказываться на экономической динамике Тюменской продукцию и услуги области. Реализация энерго-сырьевого сценария для Уральского федерального округа предполагает сохранение и дальнейшее развитие его современной нефтегазовых ресурсов в ЯНАО и ХМАО, Урал Промышленный – Урал Полярный .
Развитие региональной инфраструктуры будет способствовать реализации транспортно-транзитного потенциала. Индустриальный потенциал Тюменской области будет реализован за промышленности, приборостроения, переработки древесины. Приоритетное развитие в Тюменской области получит производство и переработка сельскохозяйственной продукции, на этой базе будет формироваться Южно-Уральская сельскохозяйственная зона опережающего роста. В энерго-сырьевом варианте УФО предполагается полномасштабная поставки продукции машиностроения, услуги. Инновационная компонента технологического обновления отраслей традиционной специализации Тюменской области при реализации данного сценария будет базироваться преимущественно на развитии сложившегося научно-образовательного потенциала области, а также на импорте инноваций из-за рубежа и из других российских регионов. Перспективы инновационного роста Тюменской области связаны с модернизацией традиционной промышленности, созданием ряда новых секторов в нефтегазосервисе, высокотехнологичных производств в обрабатывающем
секторе и агрокомплексе, развитием региональной инновационной и социальной системы. Развитие базовых секторов экономики Тюменской области в нефтегазодобывающего кластера. Реализация инновационного сценария предполагает развитие в развивающихся отраслей экономики. В рамках инновационного сценария предполагается рост и повышение экономической устойчивости агропромышленного производства и уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции, уровня использования производственных
мощностей, внедрение инновационных технологий переработки сырья, модернизация и техническое перевооружение организаций, продвижение продукции АПК на рынки других регионов и международные рынки. На основе инновационного развития агропромышленного комплекса в центра нефти и газа и взаимосвязанного с ним проекта развития городской среды в г. Тюмени, что позволит повысить привлекательность города и региона для молодых высококвалифицированных и мобильных
Важнейшая роль в реализации инновационного сценария развития Тюменской области отводится развитию малого бизнеса в промышленности, агрокомплексе, инновационной сфере, туризме. Тюменская область располагает значительным потенциалом для общественного питания и торговли в течение 4-6 лет могут создать 2 тыс. новых рабочих мест для привлечения высококвалифицированных специалистов. Реализация на территории Тюменской области крупных Нефтехим , ООО Тобольск-Полимер , входящие в структуру компании СИБУР-Холдинг , где возможна организация ряда крупнотоннажных производств по глубокой переработке углеводородного сырья и выпуску различных видов химической продукции, ориентированной как на экспорт, так и на замещение импорта. Реализация инновационного варианта развития России предполагает инновационного сценария. Перспективное развитие
Тюменской области в период 2008-2030 годов будет проходить в три этапа, различающиеся по условиям, факторам и рискам социально-экономического развития и приоритетам экономической политики Российской Федерации. Первый этап 2008-2012 годы базируется на реализации и комплекса области и переход к инновационному развитию. Второй этап 2013-2020 годы предполагает диверсификацию модели социально-ориентированного инновационного развития региона. Третий этап 2021-2030 годы – интенсивный качественный рост таблице 3.3.1
Таблица 3.3.1 Макроэкономические параметры вариантов социально-экономического развития Тюменской области Энерго-сырьевой Инновационный ВРП 2012 год к 2007 году 2020 год к 2012 году 2030 год к 2020 году Инвестиции 2012 год к 2007 году 2020 год к 2012 году 2030 год к 2020 году Реальные располагаемые доходы населения 2012 год к 2007 году 2020 год к 2012 году 2030 год к 2020 году Производительность труда 2012 год к 2007 году 2020 год к 2012 году 2030 год к 2020 году
Источник 51 На основе Стратегии развития Тюменской области до 2020 года , были привлечены крупные российские и международные консалтинговые компании, которые в течение 2006-2009 годов по заказу Стратегия содержит анализ существующей транспортной автомобильным транспортом. Стратегия инвестиционного развития легкой промышленности Тюменской области презентации прошли в г. Нюрнберг и Москве. Разработчик – международная консалтинговая фирма Рёдль Консалтинг АГ . В рамках Стратегии проанализировано состояние кожевенной, легкой промышленности, а также предложены инвестиционные проекты. Стратегия инвестиционного развития машиностроительного комплекса Тюменской области до 2020 года презентации прошли в гг. Ганновере, Москве, Целле, Разработчик – ЗАО Консалтинговая
Компания Прэфиш Основными задачами написания Стратегии выступали исследование деятельности. Стратегия инвестиционного развития пищевой промышленности, сельского хозяйства и рыболовства в Тюменской области до 2020 года презентации прошли в г.Берлине и Москве, Разработчики – Растам Оценка Тюмень и ИАК Аграр Консалтинг Германия, Лейпциг . Цель документа – повышение конкурентоспособности предприятий
пищевой промышленности сельского хозяйства и рыболовства в Тюменской области, реализация новых инвестиционных проектов. Стратегия развития строительного комплекса Тюменской области до 2020 года презентации прошли в Берлине, Москве, Разработчики – РОСТ Тюмень и IPB.B Германия . В рамках Стратегии проведен анализ строительного комплекса
Стратегия инвестиционного развития лесного комплекса до 2020 года презентации прошли в Астане, Петропавловске и в Санкт-Петербурге. Разработчик – финская консалтинговая компания Яко Пури . В рамках работы по подготовке Стратегии проведен анализ лесных ресурсов Тюменской области исследованы потенциальные рынки сбыта продукции лесного комплекса составлены инвестиционные проекты предприятий по глубокой переработке древесины.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы 1. Разработка направлений повышения инвестиционной информационного и организационного поля для потенциального инвестора. 2. Для выполнения этих задач необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, инвестиционных рисков. 3. Для выполнения задач, поставленных в указанных направлениях, производить, существенное снижение инвестиционных рисков. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Достижение главной цели дипломного исследования – выявления сложности. Во-первых, рассмотрена сущность и роль инвестиций в экономике. Инвестиции можно рассматривать в качестве факторов ускорения Во-вторых, изучен механизмы привлечения и управления инвестициями, в т.ч. на государственном уровне. Масштабное привлечение в экономику отечественных и иностранных
В-третьих, проанализирована структура инвестиционной привлекательности российской экономики и проведена оценка инвестиционной деятельности в Тюменской области. Исходя из проведенного анализа можно, сделать вывод, что отрасли промышленности – 3 . Проведенное исследование показало, что управление инвестиционной управлению. В четвертых, предложен ряд направлений по разработке механизмов активизации инвестиционной привлекательности
региона в области привлечения иностранного капитала. На основе анализа проблем социально-экономического развития влияния кризисных явлений в экономике Во-первых формирование первоначального капитала для развития Во-вторых продажу приватизируемого государственного услуг , но и создание новых рабочих мест. В-третьих развёртывание сети разнообразных инвестиционных и
В-четвёртых организацию специальных структур по страхованию В-пятых всемерное поощрение государством развития в том числе В-шестых налаживание государственной и муниципальной Итогом проведенного исследования стали следующие основные положения Во-первых, разработка направлений повышения инвестиционной информационного и организационного поля для
потенциального инвестора. Во-вторых, для выполнения этих задач необходимы не только снижение инвестиционных рисков. В-третьих, для выполнения задач, поставленных в указанных инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков. В условиях инвестиционного кризиса, несомненно, оправданна активной структурной политики. Таким образом, для поступательного развития инвестиционной Тюменской области, способных стать опорой развития не только экономики области, но и страны в целом. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Российская Федерация. Законы. О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов федеральный закон от 02.12.2009 года 308-ФЗ. СПС Консультант Плюс 2. Российская Федерация. Законы. Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений федеральный закон от 25.02.1999 г.
39-ФЗ в редакции от 27.08.2008 г СПС Консультант Плюс 3. Российская Федерация. Законы. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации федеральный закон от 9.07.1999 г. 160-ФЗ в ред. от 22.07.2008 года . СПС Консультант Плюс 4. Программа антикризисных мер правительства Российской
Федерации на 2009 год утв. Правительством РФ . Обзор Российского законодательства за 23.03.2009. 5. Тюменская область. Губернатор. Об утверждении Концепции социально-экономического развития Тюменской области на период до 2010 года распоряжение Губернатора Тюменской области от 28 июля 2003 г. 650-р
Сборник постановлений и распоряжений Губернатора Тюменской области 2003 7. 6. Концепция стратегического развития России до 2012 года. Гос. Совет РФ М. 2007. 7. Об экономическом потенциале Тюменской области Аналитическая записка Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области
Тюмень 2009 114 с. 8. Регионы России Статистический сборник В 2 томах М. Росстат, 2009. 9. Стратегические направления регионального развития Российской Федерации Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 16-18 нояб. 2008 г Омск Омский государственный университет, 2008. 10. Авдашева С. Государственная поддержка в регионах состояние и проблемы реорганизации.
Вопросы экономики 2008 5 С. 113-124. 11. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география Понятийно-терминологический словарь М. Мысль, 2005 – 514 с. 12. Амутинов A.M. Стратегия экономического развития региона М. МАКС Пресс, 2008 637 с. 13. Артоболевский С.С. Региональная политика в России обзор современного положения. Под ред. В. Климанова, Н. Зубаревич СПб. Летний сад, 2008 348 с. 14. Артоболевский С.С. Региональная политика, направленная на снижение территориальных экономических и социальных диспропорций в Российской Федерации Новосибирск Экор, 2007 454 с. 15. Басмач М. И. Инвестиции Учебник для вузов М. И. Басмач М. Юнити, 2005 656 с. 16. Бильчак B.C. Основы теории регионального воспроизводства
М. Экономика, 2007 539 с. 17. Богданов С.С. Стратегия социально-экономического развития районных центров России М. Пресс-сервис, 2007 593 с. 18. Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление М. Юнити-Дана, 2006 726 с. 19. Гапоненко А.Л. Развитие региона цели, закономерности, методы управления М. Изд-во РАГС, 2007 688 с. 20. Гвозденко А. А. Основы инвестирования
Учебник А. А. Гвозденко М. Финансы и статистика, 2008 720 с. 21. Голобокова Г.М. Стратегическое управление регионом в транзитивной экономике Иркутск Иркут. гос. экон. акад. междунар. пед. ун-т в г. Магадан ИГЭА , 2005 573 с. 22. Горбачев А.И. Стратегии развития обеспечение ресурсами. Проблемы обеспечения финансовыми ресурсами программ экономического развития регионов
М. МАКС-пресс, 2008 583 с. 23. Горшенина Е.В. Экономическое развитие региона приоритеты, механизмы, модели М. Приор, 2007 643 с. 24. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики Учебник для вузов М. ГУ ВШЭ, 2008 599 с. 25. Дульщиков Ю.С. Региональная политика и управление М. Изд-во РАГС, 2008 677 с. 26. Жолков А.С. Региональная политика и реформы в
России М. Приор, 2008 608 с. 27. Казакевич К. Ф. Инвестиции К. Ф. Казакевич Ростов н Д. Феникс, 2009 571 с. 28. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации М. УРСС, 2008 569 с. 29. Кныш М.И. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности С Петербург Бизнес-пресса, 2007 637 с. 30. Ковальчук А.М. Направления повышения инвестиционной привлекательности региона, часть 1 Ковальчук, А. М. Экономика региона журнал института экономики Уральского отделения РАН 2008 3 с. 23 – 31. 31. Коломийченко О.В. Научные основы разработки концепции развития региона
М. Изд-во РАГС, 2007 443 с. 32. Кривошеев И. В. Инвестиции Учебное пособие И. В. Кривошеев М. Юнити, 2008 696 с. 33. Кузнецова О.В. Экономическое развитие регионов теоретические и практические аспекты государственного регулирования М. УРСС, 2007 516 с. 34. Лексин В. И Швецов А. Н. Организационно-правовые основы управления региональным развитием в
России СПб. Летний сад, 2008 483 с. 35. Любушин Н.П. Инвестиционная стратегия учебное пособие для вузов Н.П. Любушин М. Юнити-Дана, 2008 598 с. 36. Михеева Н.Н. Региональная экономика и управление М. Приор, 2008 571 с. 37. Мишин В. М. Инвестиции Учебное пособие для вузов
В. М. Мишин М. Юнити-Дана, 2007 551 с. 38. Найденов П.Д. Стратегии регионального управления в обеспечении экономического роста. Менеджмент теория и практика. -2008 2 С. 61-68. 39. Никифоров А. Д. Инвестиции Учебное пособие для вузов А. Д. Никифоров М. Дрофа, 2005 337 с. 40. Осипов А.
К. Проблемы стратегического управления в регионе. Проблемы региональной экономики 2007 5 7 С. 58-90. 41. Пчелинцев О.С. Проблемы социально-политического обоснования регионального развития. Проблемы прогнозирования 2008 1 С. 102-115. 42. Рохчин В.Е. Формирование стратегического выбора региона методологический аспект. Школа гуманитарных наук 2007 2 С.13-16. 43. Санто
Б.Р. Инвестиционная стратегия Б. Р. Санто М. Прогресс, 2008 602 с. 44. Соловьев А. К. Инвестиционная стратегия в России А. К. Соловьев М. Финансы и статистика, 2007 480 с. 45. Степанов, Е. А. Управление инвестициями учебное пособие Е. А. Степанов М. Инфра-М, 2008 771 с. 46. Тихонова В. Инвестиционный климат в России с точки зрения эффективности прямых иностранных инвестиций Инвестиции в России 2008 6 с. 3-10. 47. Федоров П.В. Прогнозирование социально-экономического развития регионов Российской Федерации М. Пресс-сервис, 2008 714 с. 48. Шахназаров А Гришина И Ройзман И. Национальная система гарантирования инвестиций на региональном уровне.
Инвестиции в России 2008 12 С. 6 – 13. 49. Шнипер Р.И. Регион экономические методы управления Новосибирск Наука. Сиб. Отд 2008 691 с. 50. http www.tyumen-region.ru – Деловой портал Департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области 51. http www.admtyumen.ru – Официальный портал органов государственной власти
Тюменской области 52. http invest.bujet.ru – Инвестиционный справочник Тюменская область 53. http virtual.tyumen-city.ru – сайт Виртуальная Тюмень 54. http www.budgetrf.ru Publications mert new 2009 MERT NEW200911251635 MERT NEW200911251635 p 002.htm – Основные тенденции социально-экономического развития
РФ в 2009 году 55. http tyumen.rfn.ru – Государственная телевизионная и радиовещательная компания Регион-Тюмень 56. http www.raexpert.ru – рейтинговое агентство Эксперт Приложения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Таблица 1 Поступление иностранных инвестиций в РФ в 2008 году по типам 2008 г. Справочно 2007 г. в к млн. долларов США в к 2007 г. итого 2006 г. итого Инвестиции из них прямые инвестиции в том числе взносы в капитал
из них реинвестирование лизинг кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций прочие прямые инвестиции портфельные инвестиции из них акции и паи прочие инвестиции в том числе торговые кредиты прочие кредиты из них на срок до 180 дней на срок свыше 180 дней прочее Источник 54 Таблица 2 Иностранные инвестиции в РФ в 2008 году по видам экономической деятельности 2008 г. Накоплено на конец 2008 г. посту-пило погашено выбыло переоценка и прочие изменения активов и обязательств всего в к итогу Всего в том числе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство рыболовство, рыбоводство добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение э э, газа и воды строительство оптовая и розничная торговля гостиницы и рестораны транспорт и связь Финансовая деятельность операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг гос. управление и обеспечение военной безопасности социальное обеспечение образование здравоохранение и предоставление
социальных услуг предоставление прочих персональных услуг Источник 54 Таблица 3 Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России в 2008 г. по основным странам-инвесторам Накоплено на конец 2008 г. В том числе Справочно поступило в 2007 г. всего в к итогу прямые порт-фельные прочие Всего инвестиций из них по основным странам-инвесторам в том числе
Кипр Нидерланды Великобритания Люксембург Германия США Ирландия Франция Виргинские острова Брит. Швейцария Источник 54 Приложение 2 Таблица 4 Поступление иностранных инвестиций в РФ в 2009 году по типам 2009 г. Справочно 2008 г. в млн. долларов США в 2008 г. итог 2007 г. итог Инвестиции из них прямые инвестиции в том числе взносы в капитал из
них реинвестирование лизинг кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций прочие прямые инвестиции портфельные инвестиции из них акции и паи прочие инвестиции в том числе торговые кредиты прочие кредиты из них на срок до 180 дней на срок свыше 180 дней прочее Источник 54 Таблица 5 Иностранные инвестиции в РФ в 2009 году по видам экономической деятельности 2009 г. Накоплено на конец 2009 г. Посту-пило погашено переоценка и прочие изменения активов и обязательств всего в к итогу Всего в том числе сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство рыболовство, рыбоводство добыча полезных ископаемых обрабатывающие производства производство и распределение э э, газа и воды строительство оптовая и розничная торговля гостиницы и рестораны транспорт и связь Финансовая деятельность операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг гос. управление и обеспечение военной безопасности социальное обеспечение образование здравоохранение и предоставление
социальных услуг предоставление прочих персональных услуг Источник 54 Таблица 6 Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России в 2009 году по основным странам-инвесторам Накоплено на конец 2009 г. В том числе Справочно поступило в 2008 г. всего в к итогу прямые порт-фельные прочие Всего инвестиций из них по основным странам-инвесторам в том числе
Кипр Нидерланды Люксембург Соединенное Королевство Великобритания Германия Франция США Ирландия Виргинские острова Брит. Швейцария Источник 54 Приложение 3 S сильные стороны W слабые стороны Экономика – Выгодное географическое расположение область – связующее звено между восточными и западными регионами страны, нефтегазовым Севером и промышленным
Уралом Устойчивый экономический рост на протяжении последних лет Значительные площади сельхозугодий, наличие на отдельных территориях высокопродуктивных почв, а также создаваемые Правительством области условия, обеспечивают конкурентные преимущества области в части увеличения плотности сельского населения и повышения интенсивности производства Природно-ресурсный потенциал наличие 30 разведанных месторождений нефти и значительных территорий, перспективных
на нефть, запасов твердых полезных ископаемых, агрохимического сырья торф, сапропель Наличие запасов лесных ресурсов для их дальнейшего промышленного освоения Наличие магистральных нефте- и газопроводов Наличие Транссибирской железнодорожной магистрали, международного аэропорта, речных портов и развитой сети автомобильных дорог Наличие ряда благоприятных природных факторов, формирующих рекреационный потенциал территории Наличие большого числа памятников истории и культуры, обеспечивающих туристическую привлекательность территории Устойчивый рынок сбыта товаров и услуг, вследствие сравнительно высоких доходов населения. Социальная сфера – Высокие доходы населения, рост которых выше среднероссийского уровня Положительная динамика естественного движения населения в области, что является демографическим преимуществом области Высокий научный и образовательный потенциал.
Наличие высших учебных заведений широкого профиля. Высокая концентрация квалифицированных трудовых ресурсов Высокий уровень концентрации специализированных видов медицинской помощи на базе государственных учреждений здравоохранения, наличие в них возможностей для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи Осуществление эффективной региональной политики за счет собственных доходов регионального бюджета
Стабильная региональная исполнительная власть, работающая эффективно и бесконфликтно с основными субъектами экономики. Экономика – Высокий уровень износа основных фондов, особенно по ряду отраслей, требующий значительных ресурсов для модернизации производства Отставание значений показателей внедрения инновационно-технологических разработок Недостаточная конкурентоспособность отдельных отраслей экономики как на внешнем, так и на внутреннем
рынке Невысокая степень использования природно-ресурсного потенциала углеводородные, лесные ресурсы, строительные твердые полезные ископаемые, агрохимическое сырье Низкая инвестиционная активность на рынке туристической индустрии Территориальные диспропорции экономического развития области Недостаточное развитие инфраструктуры территории. Социальная сфера – Высокая дифференциация доходов населения Наличие определенной доли граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума Недостаточная обеспеченность жильем Недостаточный уровень благоустройства жилищного фонда Территориальные диспропорции в социальном развитии области Высокий уровень преступности. O возможности T угрозы Экономика – Благоприятные условия для активного проведения экономических преобразований, развития бизнеса
и привлечения инвестиций Близость расположения и развитость торгово-экономических и производственных связей с ХМАО и ЯНАО и промышленно развитыми регионами Урала, Сибири Свердловская область, Челябинская область, Омская область, в том числе в свете реализации проекта Урал Промышленный – Урал Полярный Возможность и перспективы инновационного пути развития, внедрения
инновационных технологий, предполагающих сокращение использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов Возможности для существенного наращивания объемов добычи углеводородного сырья с учетом дальнейшего развития минерально-сырьевой базы Создание высокоэффективного лесного кластера Создание высокоэффективного нефте газо-химического кластера Создание агропромышленного кластера Развитие производств строительных материалов
Развитие туризма и рекреационной деятельности, формирование туристско-территориального кластера Расширение предпринимательской инициативы Возможность улучшения инновационного климата за счет реализации мер государственной поддержки и развития созданных элементов инновационной инфраструктуры технопарк, венчурный фонд , дебюрократизации экономики и поддержки малого предпринимательства. Социальная сфера – Повышение привлекательности области для проживания населения с учетом всего комплекса географических, климатических и социально-экономических факторов Развитие системы профтехобразования, ориентированной на потребности экономики области, развитие системы профориентации Совершенствование системы строительства и обеспечения населения доступным жильем, развитие ипотечного кредитования, повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг Развитие системы дошкольного, начального и среднего общего образования, соответствующей демографической
ситуации на территории Модернизация и обеспечение инновационного развития сети организаций культуры, создание системы развития творческого ресурса отрасли. Экономика – Ограничения роста, обусловленные недостаточной развитостью производственной инфраструктуры, прежде всего транспортной, технологическим отставанием, изношенностью основных фондов Негативные тенденции в нефтедобывающей отрасли из-за недостаточности инвестиций в обновление основных
фондов нефтедобычи, модернизацию трубопроводных сетей, невысокой активности осуществления технологических инноваций, включая внедрение современных методов интенсификации добычи нефти Сохранение неадекватного роста цен на материально-технические ресурсы и сельскохозяйственную продукцию Низкая инвестиционная активность банковской сферы в финансировании реального сектора экономики Недостаточное финансирование работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству дорог за счет
средств федерального бюджета Неудовлетворительное состояние значительного числа историко-археологических памятников Конкуренция со стороны соседних регионов Преимущественная направленность экспорта – сырье и продукция невысокой степени переработки Значительная степень воздействия колебаний конъюнктуры мирового рынка на состояние экономики и бюджета области Рост потребительских цен Нестабильность налогового и бюджетного законодательства Отставание в экономическом развитии отдельных муниципальных образований. Социальная сфера – Увеличение имущественной дифференциации населения Старение населения, сопровождающееся ростом социальной нагрузки Недостаток кадров в сфере культуры, владеющих современными технологиями обслуживания населения Трансграничный перенос загрязняющих веществ с соседних регионов.