Инвестиционная политика Беларуси

Содержание
Введение
1.Инвестиции, их виды и роль в развитии национальной экономики
2.Механизм развития инвестиционного процесса
3.Инвестиционная политика Беларуси по преодолению экономического кризиса и восстановлениюмакроэкономического равновесия
Заключение
Библиография
Введение
Инвестиции(капитальные вложения) — совокупность затрат материальных, трудовых и денежныхресурсов, направленных на расширенное воспроизводство, основных фондов всехотраслей народного хозяйства. Инвестиции — относительно новый для нашейэкономики термин.
Изучениеинвестиций предполагает анализ общих основ и механизма осуществленияинвестиционной деятельности как важнейшей составляющей рыночногохозяйствования, выявление специфики инвестиционных процессов в условияхбелорусской экономики. Вместе с тем выяснение основных связей и зависимостейтребует предварительного уточнения ключевых понятий, связанных с инвестиционнойдеятельностью, являющихся относительно новыми в отечественной экономическойтеории и практике и имеющих неоднозначную трактовку в различных источниках.
Предприятияразличных форм собственности постоянно испытывают потребность привлеченияфинансовых, материальных и иных ресурсов в реконструкцию и модернизациюдействующих, в организацию новых, более современных и конкурентоспособныхпроизводств в развитие непроизводственной сферы. В современных экономическихусловиях значительно повышены требования к разработке, выбору и оценкеэффективности инвестиционных проектов, целесообразности и объективностизаложенных в них решений.
Исходяиз вышеперечисленного, целью данной курсовой работы является изучениеинвестиционной деятельности как неотъемлемого фактора развития предприятия иподдержания его конкурентоспособности на национальном рынке.

1.Инвестиции, их виды и роль в развитии национальной экономики
Термин«инвестиции» происходит от латинского слова «invest», чтоозначает «вкладывать». В более широкой трактовке инвестициипредставляют собой вложения капитала с целью последующего его увеличения. Приэтом прирост капитала должен быть достаточным для того, чтобы скомпенсироватьинвестору отказ от использования имеющихся средств на потребление в текущемпериоде, вознаградить его за риск, возместить потери от инфляции в предстоящемпериоде.
Вкоммерческой практике принято различать следующие типы инвестиций:
— инвестиции в физические активы;
— инвестиции в денежные активы;
— инвестиции в нематериальные (незримые) активы.
Подфизическими активами понимаются производственные здания и сооружения, а такжелюбые виды машин и оборудования со сроком службы более одного года. Подденежными активами понимаются права на получение денежных сумм от другихфизических и юридических лиц, например депозитов в банке, облигаций, акций и т.п. Под нематериальными (незримыми) активами понимаются ценности, приобретаемыефирмой в результате проведения программ переобучения или повышения квалификацииперсонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т. д.
Классификацияинвестиций определяется выбором критерия, положенного в ее основу. Базисным типологическимпризнаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.
Реальныеи финансовые инвестиции. По объектам вложения средств выделяютреальные и финансовые инвестиции. Поскольку в экономической литературесуществуют различные подходы к определению сущности и структуры данныхэкономических форм, их соотношению с другими классификационными группамиинвестиций, необходимо уточнить содержание реальных и финансовых инвестиций,определить их объекты.
Реальныеинвестиции выступают как совокупность вложений в реальные экономические активы:материальные ресурсы (элементы физического капитала, прочие материальныеактивы) и нематериальные активы (научно-техническая, интеллектуальная продукцияи т.д.). Важнейшей составляющей реальных инвестиций являются инвестиции,осуществляемые в форме капитальных вложений, которые в экономической литературеназывают также реальными инвестициями в узком смысле слова, иликапиталообразующими инвестициями.
Финансовыеинвестиции включают вложения средств в различные финансовые активы — ценныебумаги, паи и долевые участия, банковские депозиты и т.п.
Прямыеи портфельные инвестиции. По цели инвестирования выделяют прямыеи портфельные (непрямые) инвестиции.
Прямыеинвестиции выступают как вложения в уставные капиталы предприятий (фирм,компаний) с целью установления непосредственного контроля и управления объектоминвестирования. Они направлены на расширение сферы влияния, обеспечение будущихфинансовых интересов, а не только на получение дохода.
Портфельныеинвестиции представляют собой средства, вложенные в экономические активы сцелью извлечения дохода (в форме прироста рыночной стоимости инвестиционныхобъектов, дивидендов, процентов, других денежных выплат) и диверсификациирисков. Как правило, портфельные инвестиции являются вложениями в приобретениепринадлежащих различным эмитентам ценных бумаг, других активов.
Достаточночасто реальные и финансовые инвестиции рассматривают как соответственно прямыеи портфельные. При этом в одних случаях под прямыми инвестициями понимаютнепосредственное вложение средств в производство, а под портфельными — приобретение ценных бумаг, т.е. критерием классификации служит в этом случаехарактеристика объекта инвестирования. На мой взгляд, такое отождествлениеявляется ошибочным, поскольку реальные инвестиции помимо вложений в физическиеэлементы производительного капитала, как отмечалось, включают вложения и вдругие формы реальных активов, а финансовые инвестиции охватывают вложения нетолько в ценные бумаги, но и в другие финансовые инструменты. Кроме того, врядли правомерно относить к производственным вложениям только прямые инвестиции,так как часть портфельных инвестиций также предназначена для привлечениясредств инвесторов в производство.
Вдругих случаях смешение различных групп инвестиций происходит вследствиеотсутствия четкого критерия, используемого при их классификации. Реальные ифинансовые инвестиции, с одной стороны, и прямые и портфельные инвестиции, сдругой, выступают как различные по типологии группы инвестиций.
Формыинвестиционной деятельности могут быть также классифицированы по срокам, формамсобственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другимпризнакам:
·по срокам вложений: Краткосрочные инвестицииСреднесрочные инвестиции Долгосрочные инвестиции
·по сфере вложений: Производственные инвестицииНепроизводственные инвестиции
·По формам собственности на инвестиционные ресурсы:Частные инвестиции Государственные инвестиции Иностранные инвестиции Смешанныеинвестиции
·По регионам: Инвестиции внутри страны Инвестиции зарубежом
·По рискам: Агрессивные инвестиции Умеренныеинвестиции Консервативные инвестиции
Государственныеинвестиции — это вложения, осуществляемые государственными органами власти иуправления, а также предприятиями государственной формы собственности.
Киностранным инвестициям относят вложения средств иностранных граждан, фирм,организаций, государств.
Подсовместными (смешанными) инвестициями понимают вложения, осуществляемыеотечественными и зарубежными экономическими субъектами.
Внутренние(национальные) инвестиции включают вложения средств в объекты инвестированиявнутри данной страны.
Инвестицииза рубежом (зарубежные инвестиции) понимаются как вложения средств в объектыинвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны.
Поотраслевому признаку выделяют инвестиции в различные отрасли экономики:промышленность (топливная, энергетическая, химическая, нефтехимическая,пищевая, легкая, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветнаяметаллургия, машиностроение и металлообработка и др.), сельское хозяйство,строительство, транспорт и связь, торговля и общественное питание и пр.Важностьзадач выяснения роли инвестиций в воспроизводственном процессе обусловливаетнеобходимость введения такого классификационного критерия, как сфера вложений,в соответствии с которым можно выделить производственные и непроизводственныеинвестиции.
Определяющеезначение для экономической системы имеют производственные инвестиции, обеспечивающиевоспроизводство и прирост индивидуального и общественного капитала.
Рассмотримисточники инвестиций. В настоящее время выделяют внешние и внутренние источники.
Традиционново многих странах финансирование капитальных вложений осуществляется в основномза счет внутренних источников. Каждой семье приходится постоянно решатьжитейскую проблему: какую часть своего бюджета направить на текущеепотребление, а какую — отложить на будущее. В масштабе страны общий уровеньсбережений зависит от уровня сбережений населения, организаций и правительства.Средства отдельных граждан — не единственный источник сбережений на будущее.Предположим, что некая компания получила прибыль в размере 100 млн. руб. Этаприбыль может быть выплачена владельцам, реинвестирована (компания можетприобрести на эти средства новое оборудование или производственные площади) илиже положена на банковский счет. В любом случае компания сберегает часть своейприбыли, точно так же как семья сберегает часть своего заработка. Правительствотоже может делать сбережения — в тех случаях, когда налоговые поступления вбюджет превышают правительственное потребление (куда входит зарплатагосударственных служащих, расходы на оборону, выплаты пенсионерам и т.п.). Притаком положении дел у правительства остаются средства, которые могут бытьиспользованы под инвестиции, скажем, в строительство новых дорог или развитиетелефонной связи.
Объемсбережений в стране непосредственно влияет на объем инвестиций в стране. Ужебыло отмечено, что инвестиции представляют собой расходы на приобретениеоборудования, зданий и жилья, которые в будущем выразятся в подъемепроизводительной мощи всей экономики. Когда общество сберегает часть своеготекущего дохода, это означает, что часть производства может быть направлена нена потребление, а на инвестиции.
Чащевсего вкладчики и инвесторы принадлежат к разным экономическим группам. Когдасемья откладывает часть своего дохода, она помещает свои деньги в банк. Банкодалживает эти деньги компании, желающей осуществить капиталовложения. В этомслучае вкладчики (отдельные граждане) и инвесторы (предприятия) связаны черезфинансового посредника (банк).
Иногдавкладчики и инвесторы представляют собой одно и то же лицо. Если предприятиесберегает часть своей прибыли и использует ее на покупку нового станка, оноодновременно и сберегает и инвестирует деньги. Иногда компания сберегает своюприбыль за счет увеличения банковских вкладов. Банк затем одалживает эти деньгидругой компании, желающей сделать капиталовложения. В закрытой экономике объемсбережений точно соответствует объему инвестиций. Какая часть национальногодохода сберегается, такая часть и может быть инвестирована. Таким образом,можно сказать, что в закрытой стране внутренние инвестиции равны внутреннимсбережениям.
Когдастрана входит в мировую финансовую систему, складывается не столь яснаяситуация. Если некая белорусская компания желает сделать капиталовложение, онаможет занять необходимые средства, как в белорусском, так и в зарубежном банке.Рассмотрим, какие же существуют внутренние источники инвестиций.
Прибыль как источник инвестиций
Недостатокфинансовых ресурсов предприятия пытаются восполнить за счет повышения цен насвою продукцию. В начале 90-х годов все увеличение прибыли в народном хозяйствеопределялось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятиясталкиваются со спросовыми ограничениями, приводящими к проблемам с реализациейпродукции, и, как следствие, к спаду производства. Это может поставить на граньбанкротства многие предприятия.
Правительствомпринимаются меры, которые облегчат предприятиям формирование необходимыхфинансовых ресурсов для производственного развития, тем более что сегодня ониявляются одним из основных источников капиталовложений в экономику. ВРеспублике Беларусь с 1 января 1993 года действует решение о полномосвобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции. Это служит хорошимстимулом к усилению инвестиционной активности.
Амортизационные отчисления
Амортизационныеотчисления — это капитальная стоимость, отделившаяся от своего материальногоносителя (зданий, сооружений, оборудования, аппаратуры и т.д.) изначальноявляющуюся капиталом уже находящимся в кругообороте и обороте предприятия.Амортизационные отчисления направлены на восстановление средств производства, которыеизнашиваются в процессе использования при производстве товаров. Ещё пару летназад в Республике Беларусь амортизационные отчисления терялись из-за инфляции(инфляция в своё время практически девальвировала этот источниккапиталовложений), поэтому для самоинвестирования предприятия использовалисредства, необходимые для выплаты долгов по зарплате, налогов и прочего, чтоотражается на социальной сфере. Рост стоимости основных фондов предприятий и ихамортизационных отчислений пропорционально темпам инфляции позволяет увеличитьисточники собственных средств для финансирования капиталовложений. Поэтомуодной из важных мер по повышению внутренней инвестиционной активности сталаантиинфляционная защита амортизационного фонда путем регулярной индексации балансовойстоимости основных средств, правда, с 01.01.1999 года данная практикаприостановлена. Чтобы восстановить инвестиционный характер амортизационногофонда, необходимо провести реформу амортизационной политики и системыкругооборота и оборота амортизационного фонда.
Бюджетноефинансирование
Дефицитгосударственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение инвестиционныхпроблем за счет централизованных источников финансирования. При ограниченностибюджетных ресурсов как потенциального источника инвестиций государствовынуждено перейти от безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию.Ужесточается контроль за целевым использованием льготных кредитов. Дляобеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога имущества внедвижимости, в частности земли. Государственные централизованные вложенияобычно направляют на реализацию ограниченного числа республиканских программ,создание особо эффективных структурообразующих объектов, поддержаниереспубликанской инфраструктуры, преодоление последствий стихийных бедствий,чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и экономическихпроблем.
Банковский кредит
Долгосрочноекредитование, особенно в условиях развивающегося предпринимательства, могло быстать одним из важных источников инвестиций. Нет необходимости говорить оважности долгосрочных кредитов для развития производства в Беларуси, котороенаходится в не самом лучшем состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первуюочередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Ониспособствуют постепенному увеличению производства и, как следствие, общемуподъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться банками в первуюочередь на решение социальных программ под гарантии правительства, однакодолгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях инфляции.
Средства населения
Привлечениесредств населения в инвестиционную сферу путём продажи акций приватизированныхпредприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться нетолько как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личныхсбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активностьнаселения можно путем установления в инвестиционных банках более высоких посравнению с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личнымвкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство,предоставление гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и т.п.Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сетьпосреднических финансовых организаций — инвестиционных банков и фондов,страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важнопо возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги вфондовые ценности, установив строгий государственный контроль за предприятиями,претендующими на привлечение средств населения.
Основнымфактором, влияющим на состояние внутренних возможностей финансированиякапиталовложений, является финансово-экономическая нестабильность. Тем неменее, недостаточность внутреннего инвестиционного потенциала можно считатьотносительной.
Проблемасостоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этойсвязи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен бытьограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первуюочередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частныхзарубежных инвестиций — прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальныеактивы (производство) в других странах, в управлении которыми участвуетинвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеетне менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величинакоторого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости отраспределения акций среди акционеров.
Прямыезарубежные инвестиции — это нечто большее, чем простое финансированиекапиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо Беларуси.Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышенияпроизводительности и технического уровня белорусских предприятий. Размещая свойкапитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой новые технологии,новые способы организации — производства и прямой выход на мировой рынок.
Рассмотримпричины, подталкивающие иностранного предпринимателя к инвестированию, а такжешаги государства, предпринимаемые для стимулирования инвестиции по каждому изних. Такое решение обуславливается широким спектром мотиваций, как, например:
1. Политикаправительства принимающей страны по отношению к иностранным инвестициям.Государственный аппарат должен на своём уровне отыскивать меры по предоставлениюинвесторам благоприятных условий для работы в стране.
2. Географическиеусловия принимающей страны. Необходимо, чтобы правительство проводило глубокийанализ потенциальных возможностей для производства, услуг, зависящих отместоположения страны, её соседей, сырьевых ресурсов, туристическихвозможностей.
3. Стремлениеполучить более высокую норму прибыли, благодаря использованию разницы внациональных уровнях затрат производства. Изучая условия инвестирования встранах-«конкурентах» на рынке инвестиций, государство должно пытаться создатьвнутри страны условия для развития производства, выгодно отличающиеся отусловий в других странах.
4. Распределениеи перераспределение производства товаров между зарубежными филиалами, взависимости от хозяйственной конъюнктуры отдельных стран.
5. Переводиз страны в страну производства и сбыта товаров по мере их общего освоения,чтобы как можно дольше сохранить “молодость” продукции.
6. Подведениефинансовой базы под разнообразия схемы международной специализации икооперирования, обеспечивающие комплексное решение задач по размещению ивзаимодополнению отраслей.
Государствунеобходимо проводить грамотную денежно-финансовую политику, для того, чтобыинвестору было удобно проводить обновление, изменение производства. Такжепомогать разрабатывать планы, как внутреннего размещения производства, так имирового распределения, пытаясь поставить своё государство в наиболее выгоднуюпозицию.
7. Доступк техническим, технологическим, управленческим нововведениям, к торговыммаркам, знакам и пр. Маневрирование затратами на научно-исследовательские инаукоемкие работы путем размещения их в самых передовых научных центрах илабораториях за рубежом.
Вгосударстве нужно создать гибкую систему, поощряющую использование новейших технологий.Также нужны развитые и признанные в мире центры разработки, тестирования,стандартизации, патентирования и популяризации высоких технологий.
8. Экономияна транспортных затратах и на обходе таможенных барьеров. В соответствии с этойпотребностью инвесторов, необходима разработка оптимальных налогов и пошлин наимпорт-экспорт продукции и материалов.
9. Стабильностьприбыли за счет игры на различиях в хозяйственной конъюнктуре отдельныхотраслей и стран; в научно-технической политике правительств,торгово-политических режимах, в валютном и налоговом законодательстве.
10.Учет социальногоклимата в принимающих странах, стабильность их экономики и политическихрежимов. Государство в целом должно быть развитым, здесь уже невозможнодействовать только экономическими методами. Политические лидеры обязаны,заботится о развитии государства в целом: и о его экономике, и о культуре,науке, авторитете в мире.
Вкаждый конкретный промежуток времени могут доминировать одни факторы (илигруппа их) над другими (рецессивными); может, также, расширяться их спектр всоответствии с новыми формами иностранного инвестирования (например, взависимости от типа инвесторов и цели осуществления инвестирования).
Длястран, обладающих капиталом, для инвестирования в экономики других странсуществует довольно интересный вопрос об ограничении оттока прямых инвестиций.
Ответитьна вопрос, нужно ли ограничивать отток инвестиций из страны базирования,довольно сложно. Подойти к решению можно в четыре этапа:
1)Провести обследование ясных и видимых результатов стандартного статическогоанализа уровня благосостояния.
2)Установить, насколько выводы об уровне благосостояния зависят от того, какоценивается национальная принадлежность зарубежного инвестора.
3)Установить, каковы специальные связи многонациональной фирмы с международнымирынками.
4)Рассмотреть экономические аргументы выгодности для страны налогообложениявывоза капитала в форме прямых инвестиций
Странабазирования инвестора в целом выигрывает, потому что выгоды для самихинвесторов больше, чем потери рабочих и других категорий лиц в странебазирования. Ну а принимающая страна так же остается в выигрыше, потому чтовыигрыш для рабочих и других категорий лиц больше, чем потери для инвесторовпринимающей страны, вынужденных конкурировать с притоком управленческих ифинансовых активов из страны базирования.
Потери,которые несут трудящиеся и другие слои в стране базирования, требуют своегообъяснения. Представители организованного рабочего движения в США и Канаде велиэнергичную борьбу против свободы североамериканских компаний организовыватьпроизводственные филиалы, например, в Мексике, утверждая, что это экспортрабочих мест из США и Канады. В основе своей, их протест справедлив, хотякосвенным образом прямые зарубежные инвестиции создают некоторое количестворабочих мест в США и Канаде. Свобода перемещения за рубеж производства ирабочих мест из страны базирования особенно характерна для тех компаний,которые сталкиваются с сильными отраслевыми профобъединениями в странебазирования. Но трудящиеся являются не единственной группой, которая теряет отроста прямых зарубежных инвестиций. Налогоплательщики в целом также оказываютсяв менее выигрышном положении, поскольку прибыли многонациональной компаниисложнее облагать налогом, и правительство вынуждено либо перекладыватьнедополученную сумму налоговых поступлений на других плательщиков, либосокращать финансируемые им социальные программы. В этом случае пострадавшиеналогоплательщики похожи на лендлордов, теряющих поступление ренты из-заэмиграции арендаторов.
Темне менее, несмотря на все потери трудящихся и налогоплательщиков в странебазирования, выгоды самих инвесторов намного больше и превосходят все этипотери. Если страна базирования состоит только из трудящихся, налогоплательщикови инвесторов, все равно в целом будет отмечен чистый выигрыш для страныбазирования.
Такимобразом, для страны базирования явно вырисовываются три количественныхрезультата.
1)Непосредственные рыночные результаты ПЗИ благоприятны для страны базирования,если инвесторы рассматриваются как принадлежащие этой стране.
2)Результат будет обратным, если мнение инвесторов не принимается во внимание встране базирования.
3)Существуют политические и экономические изъяны свободного оттока прямых инвестицийиз страны, что предполагает ограничение внешнего инвестирования; однако степеньэтого ограничения весьма неопределенна.
Адолжна ли принимающая страна ограничивать прямые инвестиции?
ПоследствияПЗИ для принимающей страны, «плюсы» и «минусы» политики ограничений симметричныпо форме решения соответствующих вопросов в стране базирования.
Во-первых,как отмечено выше, принимающая страна в целом выигрывает от притока инвестиций.Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия с зарубежным капиталом,наряду с местными и федеральным правительствами, получающими налоги, выигрываютбольше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы.
Во-вторых,в принимающей стране, как и в стране базирования, должны быть хорошо осознанывозможные осложнения взаимоотношений зарубежного инвестора с местнымполитическим окружением. Многонациональные фирмы могут организовать давление состороны влиятельного правительства страны базирования и вовлечь принимающуюсторону в конфронтацию.
«Привлечениеинвестиций, как внутренних, так и внешних, необходимых для стабильного развитиястраны, является одной из ключевых задач правительства Беларуси» — заявилпремьер-министр Сергей Сидорский 21 сентября 2004 года на проходившем в Москвеинвестиционном форуме, проходящем в рамках Международного конгресса «ЕвразЭс –деловой мир». А потребность национальной экономики в инвестициях до 2010 годаглава белорусского правительства оценивает в 34 – 40 млрд. долларов США.
Всовременных условиях хозяйствования присутствие инвестиций способствуетустойчивому росту народнохозяйственного комплекса, приводит к подъему уровнясоциально-экономического развития всей страны и ееадминистративно-территориальных образований, увеличивает удельный весинвестиционных вложений в наукоемкие и инновационные технологии. Огромную рольв этом процессе играет наличие взвешенной инвестиционной стратегии как одногоиз базовых элементов построения инновационной экономики. Инвестиции каквнутренние, так и внешние, играют значительную роль в развитии экономикистраны. Государственная стратегия нашей республики в этой области нацелена насоздание реальных возможностей и условий для стимулирования инвестиционногорынка и активного участия в нем. В последние годы в Беларуси наблюдаетсязначительное повышение инвестиционной активности. В 2003 г. темп роста инвестиций в основной капитал составил 120,8%, в 2004 г. — 120,9%, в 2005 г. — 120%, в 2006 г. — 132,2%, в 2007 г. — 116,2%, в 2008 г. — 123,5% к уровню предыдущего года. В течение трех лет пятилетки задание по привлечениюинвестиций в основной капитал в объеме 198—215%, утвержденное Программой социально-экономическогоразвития Республики Беларусь на 2006—2010 гг., выполнено на 189,7%. Несмотря нато, что экономика республики развивается в условиях мировогофинансово-экономического кризиса, за январь — июль 2009 года темп ростаинвестиций в основной капитал составил 117,8%. Инвестиции в экономику Беларусисоставляют значительную долю ВВП, их удельный вес в валовом внутреннем продуктев первом полугодии 2009 г. — 31,8%, в 2008 г. — 27,9% против 23,2% в 2005 г. и 19,8% в 2000 г. Положительные результаты во многом связаны с совершенствованиемсистемы государственного управления инвестиционным процессом на всех егостадиях: планирования, анализа, включая выбор приоритетов и формгосударственной поддержки, четкого закрепления ответственности должностных лиц,контроля за выполнением. Начиная с 2006 г. в республике разрабатываются отраслевые и региональные инвестиционные программы, а также осуществляется контрольза их исполнением посредством автоматизированной системы мониторинга реализацииинвестиционных проектов, налажен процесс бизнес-планирования предприятий.
Загоды независимости в Республику Беларусь вложено около $3,45 млрд. иностранногокапитала. Значительная часть этого объема приходится на кредиты иностранныхгосударств и международных финансовых организаций, полученные под гарантииправительства. За январь — июнь 2009 г. в экономику Республики Беларусьпоступило 4 230 млн долл. иностранных вложений, что на 27% больше, чем засоответствующий период прошлого года. Из них прямых — 2 477,5 млн долл., что в2 раза выше объемов за аналогичный промежуток 2008 г. Прочие инвестиции в виде кредитов, займов и финансового лизинга составили 1 752,2 млн долл.Если рассматривать эти показатели с точки зрения отраслей и секторов экономки,то наблюдается следующая картина: наибольшее количество, а это 44% от общегообъема привлеченных иностранных инвестиций, принадлежит транспорту — 1881,6 млндолл., далее идут промышленность — 1 087,8 млн долл., общая коммерческаядеятельность по обеспечению функционирования рынка — 653,5 млн долл., торговляи общественное питание — 374,7 млн долл., связь — 57,7 млн долл.В страновомразрезе лидирующий приток капитала принадлежит России — 2 864,6 млн долл., заней следуют Австрия — 475,7 млн долл., Соединенное Королевство Великобритания,Кипр и Швейцария — порядка 200 млн долл. и замыкают цепочку Нидерланды — 104,9млн долл.
Прямыхинвесторов в республике привлекает промышленная сфера.В транспорт вложено около10% перечислений из уставного фонда. Совместные и иностранные компании понекоторым показателям вносят существенный вклад в развитие белорусскойэкономики. Они обеспечивают рабочими местами до 10% занятого населенияреспублики и выпускают 10% ВВП страны. Наибольшее количество предприятий синостранными инвестициями функционирует в городе Минске, Минской и Брестскойобластях.
Системальгот и преференций
Преимуществотакой организации хозяйственной деятельности для зарубежного партнера состоит вполучении дополнительных преференций.
Косновным из них относятся:
1.Освобождение в течение трех лет от уплаты налога на прибыль от производственнойдеятельности. В случае если такие организации производят особо важную дляреспублики продукцию, ставка налога на прибыль уменьшается на 50% еще на срокдо трех лет.
2.Освобождение от уплаты таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость приввозе на территорию республики основных средств, предназначенных дляформирования уставного фонда.
3.Безлицензионные экспорт продукции собственного производства и импорт продукциидля собственного производства.
4.Свободное распоряжение полученной выручкой в иностранной валюте от экспортапродукции собственного производства после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
5.Свобода при выборе поставщиков товаров и установлении цен на продукциюсобственного производства.
6.Сохранение правового режима в течение 5 лет с момента государственнойрегистрации организации с иностранными инвестициями вне зависимости отизменений в законодательстве Республики Беларусь.
2.Механизм развития инвестиционного процесса
Инвестиционныйпроцесс выступает как совокупное движение инвестиций различных форм и уровней.Осуществление инвестиционного процесса в экономике любого типа предполагаетналичие ряда условий, основными из которых являются: достаточный дляфункционирования инвестиционной сферы ресурсный потенциал; существованиеэкономических субъектов, способных обеспечить инвестиционный процесс внеобходимых масштабах; механизм трансформации инвестиционных ресурсов в объектыинвестиционной деятельности.
Врыночном хозяйстве инвестиционный процесс реализуется посредством механизмаинвестиционного рынка.
Инвестиционныйрынок — сложное динамическое экономическое явление, которое характеризуется такимиосновными элементами, как инвестиционный спрос и предложение, конкуренция,цена.
Условияосуществления инвестиционного процесса в рыночной экономике приобретаютспецифические формы, отражающие особенности взаимодействия субъектовинвестирования в системе рыночных отношений:
•наличие значительного инвестиционного капитала с диверсифицированной по формамсобственности структурой, характеризующейся преобладанием частногоинвестиционного капитала по сравнению с государственным;
•многообразие субъектов инвестиционной деятельности в аспекте отношенийсобственности и институциональной организации, разделение функций государства ичастных инвесторов в инвестиционном процессе; наличие разветвленной сетифинансовых посредников, способствующих реализации инвестиционного спроса ипредложения;
•наличие развитого многосегментного рынка объектов инвестиционной деятельности,выступающих в форме инвестиционных товаров;
•распределение инвестиционного капитала по объектам инвестирования всоответствии с экономическими критериями оценки привлекательности инвестицийчерез механизм инвестиционного рынка.
Конъюнктураинвестиционного рынка.
Конъюнктураинвестиционного рынка — совокупность факторов, определяющих сложившеесясоотношение спроса, предложения, уровня цен, конкуренции и объемов реализациина инвестиционном рынке или сегменте инвестиционного рынка.
Циклическоеразвитие и постоянная изменчивость инвестиционного рынка обусловливаютнеобходимость постоянного изучения текущей конъюнктуры, выявления основныхтенденций ее развития и прогнозирование будущей конъюнктуры. Конъюнктурный циклинвестиционного рынка включает четыре стадии: подъем, конъюнктурный бум,ослабление и спад конъюнктуры.
Подъемконъюнктуры инвестиционного рынка происходит, как правило, в связи с общимповышением деловой активности в экономике. Он проявляется в увеличении спросана объекты инвестирования, росте цен на них, оживлении инвестиционного рынка.
Конъюнктурныйбум выражается в резком возрастании объемов реализации на инвестиционном рынке,увеличении предложения и спроса на объекты инвестирования при опережающем ростепоследнего, соответствующем повышении цен на объекты инвестирования, доходовинвесторов и инвестиционных посредников.
Ослаблениеконъюнктуры имеет место при снижении инвестиционной активности в результатеобщеэкономического спада. Данная стадия характеризуется относительно полнымудовлетворением спроса на объекты инвестирования при некотором избытке ихпредложения, стабилизацией, а затем снижением цен на объекты инвестирования,уменьшением доходов инвесторов и инвестиционных посредников.
Спадконъюнктуры на инвестиционном рынке отличается критически низким уровнеминвестиционной активности, резким снижением спроса и предложения на объектыинвестирования при превышении предложения. На стадии конъюнктурного спада ценына инвестиционные объекты существенно снижаются, доходы инвесторов и инвестиционныхпосредников падают до самых низких значений, инвестиционная деятельность в рядеслучаев становится убыточной.
Инвестиционныйспрос. Различают потенциальный и реальный инвестиционный спрос. Потенциальныйинвестиционный спрос отражает величину аккумулированного экономическимисубъектами дохода, который может быть направлен на инвестирование и составляетпотенциальный инвестиционный капитал. Реальный инвестиционный спросхарактеризует действительную потребность хозяйственных субъектов винвестировании и представляет собой инвестиционные ресурсы, которыенепосредственно предназначены для инвестиционных целей — планируемые илипреднамеренные инвестиции.
Инвестиционноепредложение.
Инвестиционноепредложение составляет совокупность объектов инвестирования во всех его формах:вновь создаваемые и реконструируемые основные фонды, оборотные средства, ценныебумаги, научно-техническая продукция, имущественные и интеллектуальные права идр. Объекты инвестиционной деятельности отражают спрос на инвестиционный капитал.
Воплощаяинвестиционный спрос и предложение, инвестиционный капитал и объектыинвестиционной деятельности, выступающие в форме инвестиционных товаров,находятся на различных, противостоящих полюсах инвестиционного рынка. Взависимости от исходной позиции анализа инвестиционный рынок можнорассматривать в двух аспектах: как рынок инвестиционного капитала, размещаемогоинвесторами, и как рынок инвестиционных товаров, представляющих объектывложений инвесторов. Данный подход обусловлен рассмотренным выше двойственнымхарактером инвестиций, выступающих, с одной стороны, как ресурсы(инвестиционный капитал), а с другой стороны, как вложения (инвестиционныетовары), и отражает специфику инвестиций в рыночных условиях.
Рынокинвестиционного капитала.
Нарынке инвестиционного капитала осуществляется движение инвестиций. Онхарактеризуется предложением инвестиционного капитала со стороны инвесторов,выступающих при этом в роли продавцов, и спросом на инвестиции со сторонысубъектов инвестиционной деятельности, выступающих в роли покупателей.
Инвестиционныйкапитал составляют элементы капитальных ценностей, которые могут принимать какматериальную, так и денежную форму Несмотря на разнообразие форм инвестиций,как уже отмечалось, все они являются результатом накопления капитала. Обменинвестиций на рынке инвестиционного капитала производится исходя из ожидаемойотдачи от них в будущем, которая должна превосходить доход.
Рынокинвестиционных товаров.
Рынокинвестиционных товаров предполагает процесс обмена объектов инвестиционнойдеятельности. На этом рынке инвестиционный спрос представляют инвесторы,выступающие как покупатели инвестиционных товаров, а инвестиционное предложение- производители инвестиционных товаров или другие участники инвестиционнойдеятельности, являющиеся продавцами объектов вложений для инвесторов.
Инвестиционныетовары.
Объектыинвестиционных вложений составляют особый вид товаров, представленныхэлементами капитального имущества, которые в отличие от потребительских товаровиспользуются в различных сферах экономической деятельности с целью получениядохода (эффекта) в перспективе.
Инвестиционныетовары, как и инвестиции, характеризуются качественной разнородностью. Онимогут существовать в материальной форме (элементы физического капитала), вденежной форме (деньги, целевые денежные вклады, паи, ценные бумаги), а также ив материальной и в денежной форме (основной и оборотный капитал,научно-техническая продукция и т.д.). Их обобщающей характеристикой являетсяспособность приносить доход.
Определенныевиды инвестиций и инвестиционных товаров в силу их связанности впроизводительной форме не могут непосредственно обращаться на инвестиционномрынке. В странах с развитой рыночной экономикой они обычно замещаются на рынкедолговыми обязательствами или свидетельствами о вложении капитала, дающимиправо на присвоение дохода (долговыми и долевыми ценными бумагами). Обращаясьна инвестиционных рынках, финансовые инструменты, возникшие на основе реальногокапитала и являющиеся его представителями, приобретают самостоятельноезначение, собственные формы и закономерности функционирования.
Структураинвестиционного рынка.
Обособлениереального и финансового капиталов лежит в основе выделения двух основных формфункционирования инвестиционного рынка: первичного — в форме оборота реальногокапитала и вторичного — в форме обращения опосредствующих перелив реальногокапитала финансовых активов. С возрастанием роли научно-технического прогрессав общественном воспроизводстве возникает инновационный сегмент инвестиционногорынка, связанный с вложениями в определенные виды реальных нематериальныхактивов — научно-техническую продукцию, интеллектуальный потенциал.
Многообразиеформ инвестиций и инвестиционных товаров обусловливает сложную структуруинвестиционных рынков, которые могут быть классифицированы по различнымкритериям. Обобщающим признаком этой классификации является выделение основныхобъектов инвестирования
Исходяиз этого инвестиционный рынок может рассматриваться как совокупность рынковобъектов реального и финансового инвестирования. В свою очередь рынок объектовреального инвестирования включает рынок капитальных вложений, недвижимогоимущества, прочих объектов реального инвестирования, рынок объектов финансовогоинвестирования — фондовый рынок, денежный рынок и др.
Длячеткого установления цели и выбора долгосрочных ориентиров большое значениеимеет вопрос о стадиях инвестиционного процесса. Единства взглядов по этомувопросу не достигнуто. Например, под инвестиционным процессом объектов строительствапонимается процесс создания основных фондов и производственных мощностей — отразработки их технико-экономических параметров к полному достижению проектныхпоказателей. В таком понимании инвестиционный процесс состоит из трехпоследовательных стадий: научно проектной подготовки, строительства и освоенияпроектных потужностей. Каждая из них предусматривает несколько этапов. Да,после принятия решения о необходимости сооружения предприятия или какого-тодругого объекта как производственного, так и непроизводственного назначение,начинается стадия подготовки инвестиционного процеса, исходным пунктом котороговозможны капитальные вложения. Подготовка строительства ведется в такихосновных направлениях, как исследование и разработка технических и технологическихпараметров и решений, выполнения проектно-поисковых работ и разработка проектакак будущей модели объекта, подготовка рабочих кадров, материально-техническаяподготовка запланированного строительства. На стадии научных исследований ипроектно-поисковых работ есть наибольшие резервы для повышения эффективности нетолько инвестиционной деятельности, но и всего процесса расширенноговоссоздания. В стадию строительства входит инженерная подготовка строительногопроизводства, непосредственно сооружение объекта, предпусковой и пусковойпериоды. Завершает инвестиционный процесс объектов строительства стадияосвоения их проектных мощностей. Очень важной по значению и влиянием накачество и эффективность конечных результатов является стадия подготовки инвестиционногопроцесса, которая, однако, недостаточно освещенная в научных источниках,особенно в Украине. Инвестиционные процесс и цикл проходят через одни и те жестадии и этапы. Однако в отличие от инвестиционного процесса как непрерывногопроцесса реализации капитальных вложений, которая отображает суть расширенноговоссоздания основных фондов, инвестиционный цикл — это индивидуальное обращениекапитальных вложений. Он является органической клеточкой процесса расширенноговоссоздания основных фондов, и это обстоятельство наиболее полно характеризуетэкономическое, организационное и технологическое единство инвестиционного циклав строительстве. Динамику инвестиционных процессов следует рассматривать вразных аспектах — часовом, пространственном, материальном и стоимостном. Каждыйиз этих аспектов раскрывает определенные особенности инвестиционного процесса,но общим для всех является последовательное движение стоимости и круговороткапитала, создания новой потребительской стоимости объединения и превращения продуктовкаждой стадии инвестиционного процесса. Результаты научно-исследовательских иэкспериментально-конструкторских работ совмещаются с архитектурными,технологическими, конструкторскими и другими проектными решениями и воплощаютсяв проектно-сметной документации. В свою очередь на стадии строительства проектпри участии строительной техники, конструкций, материалов и изделийпревращается в готовый объект, который, пройдя стадию освоения, выпускаетнужную народному хозяйству и населению продукцию или удовлетворяет общественныеили личные потребности. При этом результат лишь одной стадии сам по себе илиневозможен без использования результатов других стадий (проект без научныхразработок, сводки объекта без проекта, освоение без сооружения), или не имеютпотребительской стоимости. Этот аргумент также подтверждает единство всехстадий инвестиционного процесса.3.Инвестиционная политика Беларуси по преодолению экономического кризиса и восстановлениюмакроэкономического равновесия
Вянваре 1997 года был принят ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ ИНОСТРАННЫХИНВЕСТИЦИЯХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ (Закон Республики Беларусь № 99-Зот 05.12.97 г. вступил в силу 22.01.98 г.)
Этотзакон определяет правовые принципы, условия и механизм реализацииинвестиционной деятельности иностранных инвесторов на территории РеспубликиБеларусь, закрепляет гарантии осуществления прав и обязанностей иностранныхинвесторов.
Положениянастоящего Закона действуют на территории Республики Беларусь применительно ковсем иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями.
РеспубликаБеларусь гарантирует соблюдение законных прав и интересовиностранных инвесторов и создаваемых с их участием предприятий.
Иностранныеинвестиции на территории Республики Беларусь не могут быть национализированы,реквизированы, изъяты, захвачены, принудительно куплены либо взяты илиподвергнуты другим действиям, эквивалентным по последствиям и ведущим к лишениюиностранного инвестора его права собственности либо контроля или существенногопреимущества его инвестиций (далее — принудительное отчуждение), кроме как поприговору или решению суда, а также по мотивам общественной необходимости (вслучаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и других обстоятельств, носящихчрезвычайный характер). При соблюдении определенных законом условий и порядка,со своевременным и полным (адекватным и эффективным) компенсированием стоимостиотчужденного имущества. Своевременность компенсации означает, что она должнавыплачиваться без задержки, а адекватность означает, что она должна быть равнойфактической стоимости принудительно отчужденных инвестиций на момент,непосредственно предшествовавший осуществлению принудительного отчуждения илиего публичному объявлению в зависимости от того, что из них имело место ранее,а также выплачиваться с включением процентов, исчисленных согласно курсусоответствующей валюты на Лондонском межбанковском рынке (LIBOR) за период отдаты принудительного отчуждения (или его публичного объявления) до датыфактической выплаты компенсации.
Эффективностькомпенсации означает, что она может переводиться за границу без ограничений. Заперевод суммы компенсации за границу налоги и другие удержания не взимаются.
Убытки,причиненные иностранному инвестору либо предприятию с иностранными инвестициямив результате принудительного отчуждения, возмещаются органом, принявшим решениео принудительном отчуждении.
Компенсацияопределяется и выплачивается в валюте, в которой были произведеныпервоначальные инвестиции, или, если первоначальные инвестиции были произведеныв натуре, — в любой иностранной валюте, которую принимает иностранный инвестор.По желанию инвестора компенсационные средства могут быть направлены на счетинвестора в иностранном банке.
Инвестиционнуюполитику обычно сводят к двум разновидностям: инвестиции с целью получениядохода в виде разницы между ценой приобретения активов и их последующейреализацией по более высокой цене, и инвестиции с целью получения дохода в видепроцентов, дивидендов или прибыли.
Припланировании инвестиции в зависимости от источников финансированиясопоставляются расходы по привлечению средств и доходы от инвестиций. При этомучитывается риск утраты инвестиционного капитала или доходов от него, а такжестепень ликвидности приобретаемого актива.
Объектамиинвестиционной деятельности в Республике Беларусь являются:
— недвижимое имущество, в том числе предприятие как имущественный комплекс;
— ценные бумаги;
— интеллектуальная собственность.
Субъектамиинвестиционной деятельности являются:
— инвесторы (заказчики);
— подрядчики (исполнители работ);
— пользователи объектов инвестиционной деятельности;
— юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации);
— граждане Республики Беларусь;
— иностранные юридические и физические лица, государства и международныеорганизации.
Инвестиционнаядеятельность в Республике Беларусь осуществляется в следующих формах:
— создание юридического лица;
— приобретение имущества или имущественных прав, а именно:
— доли в уставном фонде юридического лица;
— недвижимости;
— ценных бумаг;
— концессий;
— оборудования и других основных средств;
Еслирассматривать экономическую политику правительства в период зарождения кризиса,можно отметить, что она направлена на выполнение формальных прогнозныхпоказателей, а не на нейтрализацию рисков попадания в рецессию и даже вдепрессию. Слепо следовать планам, утвержденным в ситуации быстрогоэкономического роста и иной фазы бизнес цикла (бума), контрпродуктивно иопасно. Акцент на государственную собственность и инвестиции, жесткие торговыеограничения, мягкую монетарную политику при высокой инфляции и искусственномснижении стоимости кредита, перераспределение через бюджет более 50% ВВП принизком качестве государственного управления – все эти факторы предопределилипопадание Беларуси в острый финансовый и структурный кризис. Большие объемыкапитала «заморожены» и вообще не вовлечены в коммерческий оборот. Стремительнорастут долги банков и предприятий. Более 1млн. белорусов вынуждено было уехатьиз страны на заработки за границу. Объем упущенной выгоды из-за недополученныхинвестиций, неразмещенных на территории Беларуси производств, невовлеченияотечественного бизнеса в научно-технологические, производственные цепочкиежегодно превышает $3млрд. Определенный запас прочности белорусской социально-экономическоймодели объясняется наличием следующих факторов:
· энергетическийгрант от России в среднегодовом объеме ~15% ВВП;
· благоприятнаявнешнеэкономическая конъюнктура на основные товары белорусского экспорта(минеральные продукты, металлы, удобрения, химические товары, средстватранспорта);
· привилегированныйвход на российский рынок белорусских товаров по сравнению с товарами из другихстран;
· включениебелорусских производителей в программы и проекты государственного заказаРоссии;
· наличиебольшого объема свободных кредитных и инвестиционных средств на мировом рынке;
· большаястепень совпадения бизнес цикла региона и Беларуси.
ВIV квартале 2008г. и в 2009г. ускорилась эрозия многих из вышеперечисленныхфакторов. К 2011г. будет ликвидирован энергетический грант России по природномугазу и нефти. Резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура на основныетовары белорусского экспорта. Требуется адекватная, быстрая адаптацияэкономической политики Беларуси к новым реалиям. Истощение внутренних резервовэкономического роста при неблагоприятной внешней конъюнктуре ставит передБеларусью новые вызовы. Официальная статистика не отражает скоростипроисходящих явлений. За 10 месяцев 2008г. ВВП вырос на 10,7%.Годовая инфляцияв 2008г. превысит 15%. Банковская система работает в режиме отрицательнойставки рефинансирования Национального банка. Если за 10 месяцев 2008г.розничный товарооборот увеличился на 22,9% по сравнению с аналогичным периодом2007г., то в октябре падение составило 3,8% по сравнению с предыдущим месяцем.В октябре 2008г. началось падение объемов производства в черной металлургии.Сократился выпуск макаронных изделий, мотоциклов, минеральных удобрений,телевизоров, тракторов, растительного масла, бензина.
Савгуста 2008г. ускоряется тенденция падения объемов валютной выручки, в томчисле у таких предприятий, как «Беларуськалий», борисовский«Автогидроусилитель», гродненский «Белкард», «Амкодор», МТЗ, Минский моторныйзавод, БМЗ и другие. Резко участились случаи остановки предприятий, в том числе«БАТЭ», «Автогидроусилитель», «Резинотехника», Гомельский химический завод,Добрушский маслозавод. За 10 месяцев 2008г. запасы готовой продукции выросли на43,2%. Чистый спрос населения на иностранную валюту в ноябре 2008 превысил $300млн. против $100 млн. в октябре 2008г. В ноябре на торгах БВФБ чистый спрос надоллары США составил $567,4 млн. Инвестиционная деятельность органовгосударственной власти также характеризуется чрезвычайно низким качеством. Поданным Национального банка только 33% от общего объема долгосрочных кредитовбыли использованы на инвестиционные цели. Около 51% инвестиционных кредитов шлона строительство жилья, таким образом, только 14% долгосрочных заимствованийпредназначалось для пополнения основных фондов предприятий.
Стратегическаяцель инвестиционной политики Республики Беларусь состоит в мобилизации иэффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализацииобщегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии сзапросами внутреннего и внешних рынков.
Приоритетоминвестиционной политики станет привлечение инвестиционных ресурсов впроизводственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционныхпроектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной иимпортозамещающей направленности.
Всельском хозяйстве инвестиционные ресурсы будут направляться на развитиеагрогородков, создание высокоэффективных и экологически чистых технологийпроизводства продуктов питания, реконструкцию и модернизацию предприятий попереработке сельскохозяйственного сырья с использованием современныхтехнологий.
Будетобеспечиваться четкое разграничение инвестиционных обязательств государствамежду органами исполнительной власти республики и регионов. Доля инвестиций изреспубликанского бюджета постепенно будет уменьшаться, а роль инвестиций,направляемых из средств местных органов власти, увеличиваться.
Вчисло приоритетных направлений инвестирования в 2006 – 2010 годах входитразвитие объектов инфраструктуры прогрессивных видов услуг:телекоммуникационных, информационных, консалтинговых, страховых, финансовых идр.
Ростинвестиций будет обеспечен в основном за счет собственных средств юридическихлиц и домашних хозяйств. Для увеличения собственного инвестиционного потенциалапредусматривается совершенствование механизмов стимулирования использованияамортизационных отчислений и капитализируемой прибыли. Потребуется дальнейшееувеличение кредитования инвестиционной деятельности банковской системой, в томчисле за счет привлечения банками внешнего капитала.
Сучетом инвестиционной политики государства, ориентированной на внутренниефинансовые ресурсы, особое внимание будет уделено организациибизнес-планирования на уровне субъектов хозяйствования, повышению качестваразработки и оценки бизнес-планов, подготовке специалистов в этой сфере. Этопозволит вовлечь субъекты хозяйствования республики в единый инвестиционныйпроцесс, даст возможность выявить дополнительные внутренние резервыкоммерческих организаций, повысит результативность использования собственныхсредств и привлекаемых кредитов банков на цели инвестирования.
Важнуюроль в увеличении объемов инвестиций будет играть трансформация частныхсбережений в инвестиционный капитал. Она будет проводиться путемнепосредственного направления доходов населения на строительство жилья,создание и развитие собственного дела (например, в сфере услуг иремесленничества), а также на покупку ценных бумаг, увеличение депозитовграждан и средств негосударственных пенсионных фондов как основы для кредитованияинвестиционных проектов и программ.
Вцелом инвестиционная деятельность будет осуществляться на основе Национальнойпрограммы привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь на период до2010 года и в соответствии с государственными инвестиционными программами,проектами привлечения иностранных инвестиций для развития малого бизнеса, атакже программами, реализуемыми в инвестиционной сфере международными фондами иорганизациями.
Антикризиснаяпрограмма совмещает в себе выполнение трех основных задач: обеспечениямакроэкономической стабилизации, создания прочных фундаментов долгосрочногоэкономического роста и адресной социальной защиты людей, которые наиболееуязвимы к трансформационным шокам в период ликвидации искажений структуры капиталаи рынка труда.
Совершенствованиеправового обеспечения инвестиционной деятельности в 2006 – 2010 годахпредполагается осуществлять в направлении упрощения порядка государственнойрегистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, расширениягарантий государства по неизменности законодательства для инвесторов, в томчисле иностранных. Потребуется создать единое инновационно-инвестиционноепространство с Россией.

Заключение
Динамичноеи эффективное развитие инвестиционной деятельности является необходимымусловием стабильного функционирования и развития экономики. Масштабы, структураи эффективность использования инвестиций во многом определяют результатыхозяйствования на различных уровнях экономической системы, состояние,перспективы развития и конкурентоспособность национального хозяйства.
Взаключении хотелось бы отметить, что необходимым условием развития экономикиявляется высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством ростаобъемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного ихиспользования в приоритетных сферах материального производства и социальнойсферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новойнаучно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировыхрынках. При этом далеко не последнюю роль для многих государств, особенновырывающихся из экономического и социального неблагополучия, играет привлечениеиностранного капитала в виде прямых капиталовложений, портфельных инвестиций идругих активов.
Поступлениеинвестиций в основной капитал является важным резервом экономического ростагосударства. Поэтому действующая инвестиционная политика и на нынешнем этапе, ив предстоящем 2010 г. будет направлена на максимальную мобилизацию внутреннихресурсов организаций и дополнительное привлечение иностранных источников дляподдержания высоких темпов роста экономики страны и на повышениеконкурентоспособности национальной экономики, снижение зависимостиотечественных товаропроизводителей от импортных поставок энергетическихресурсов и реализацию стратегических проектов.
Пословам Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко, «мы никогда недождемся иностранных инвестиций, если не приложим усилий для формированияинвестиционного климата». Неблагоприятный инвестиционный климат имеет длястраны, принимающей инвестиции, реальное денежное выражение, в которомисчисляются материальные потери вследствие неполучения значительных инвестицийи низкой эффективности работающих иностранных капиталовложений. Оценка рисков,связанных с законодательным обеспечением и правовым регулированием притокаиностранного капитала, бесспорно, является одним из самых важных факторов впроцессе принятия инвестиционных решений. Из всего выше сказанного можносделать вывод – инвестиции – это топливо для двигателя, под названиемНациональная экономика.

Библиография
1.Абрамович А.М. Инвестиции для развития экономики Республики Беларусь: статья всети Интернет.
2.Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (Закон от 22 июня 2001 года № 37-З вредакции Закона от Республики Беларусь от 05.08.2004 № 313-З).
3.Интернет сайт www.economics.ru.
4.Интернет сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/statistic.
5.Интернет сайт Министерства статистики Республики Беларусь.
6.Ковалёв М.М., Новик В.В. Проблема активации внутренних инвестиций в РеспубликеБеларусь: Интернет версия издания на сайте www.lib.ru.
7.Моисейчик Г.И. Инвестиционный кризис в Республике Беларусь // Белорусскийэкономический журнал. 2002. № 2.
8.Научно-практический журнал «Наука и инновации»
9.Официальный сайт Национальной экономической газеты. Раздел инвестиции. www.neg.by/.
10.Интернет сайт www.5ballov.ru
11.Игонина Л.Л. Инвестиции (www.polbu.ru)
12.Официальный интернет-портал президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г.