Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиционной политики
1.1 Становление и развитие инновационной деятельности экономики
1.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности
1.3 Инвестиции в основной капитал
Глава 2. Характеристика сложившейсяситуации в инвестиционной политике государства
2.1 Механизм реализацииинвестиционной политики
2.2 Показатели состояния инвестиционной деятельности в РФ
2.3 Исследование сложившейся ситуации инвестиционногоклимата
Глава 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ
3.1 Стратегия инновационногоразвития Российской Федерации
3.2 Оценка инвестиционных решений вусловиях неопределенностей
Заключение
Список литературы
Введение
В работе определены сущность,принципы, цели и задачи инвестиционной политики как деятельности государства,направленность на изыскание источников инвестиций и установление рациональныхобластей их использования, состав инвестиций, их источники, инвестиционную сферу,инвестиционный процесс и инвестиционный климат.
Объектом исследования в этойработе является определения факторов, влияющих на эффективность регулированияинвестиционной деятельности России.
Развитие общества в целом иотдельных хозяйствующих субъектов базируется на расширенном воспроизводствематериальных ценностей, обеспечивающем рост национального имущества исоответственно дохода. Одним из основных средств обеспечения этого ростаявляется инвестиционная деятельность, включающая процессы вложения инвестиций,или инвестирование, а также совокупность практических действий по реализацииинвестиций.
Именно инвестиционнойдеятельности отводится ключевое место в процессе проведения крупномасштабныхполитических, экономических и социальных преобразований, направленных насоздание благоприятных условий для устойчивого экономического роста. С позициисущности реформирования экономики проблема повышения инвестиционной активностии улучшения инвестиционного климата является одной из узловых.
Главной задачей государственнойинвестиционной политики является формирование благоприятной среды,способствующей привлечению и повышению эффективности использованияинвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.
Цели и задачирегиональной инвестиционной политики, а также формы и методы ее реализации вразличных регионах могут не совпадать, однако существуют общиегенерализированные цели и задачи инвестиционной политики, которые заключаются вследующем:
-расширение объема иповышение эффективности инвестиций за счет совершенствования их структуры;
-приоритетное развитиепроизводств, имеющих стратегически важное значение для экономики региона истраны в целом;
-превращениегосударственных инвестиций в «локомотив» повышения инвестиционной активности, всредство управления структурной трансформацией экономики.
Цель инвестиционной политики — реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.
Задачи инвестиционной политикизависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации встране.
Главным механизмом повышенияэффективности использования средств федерального бюджета при выполненииисследований и разработок по Приоритетным направлениям является заказгосударства на научно-техническую продукцию, который обеспечивает увязку плановпроведения научных исследований и разработок с программамисоциально-экономического развития страны.
Достижение поставленной целиосуществляется на основе интеграции усилий государства и предпринимательскогосектора экономики, ускорения внедрения современных инвестиционно-финансовыхмеханизмов привлечения негосударственного российского и иностранного капитала всферу науки и технологий.
инновационныйинвестиционный политика государство
Глава 1. Теоретическиеаспекты инвестиционной политики
Государственные инвестиции, осуществляемыецентральными и местными органами власти и управления за счет средств бюджетов,внебюджетных фондов и заемных средств, а также предприятиями и организациямигосударственной формы собственности.
Инвестициями (инвестиционнымиресурсами) являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции идругие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе ина товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности, вкладываемые в объекты предпринимательскойдеятельности и другие виды деятельности в целях получения прибыли (дохода) идостижения положительного экономического и социального эффекта.
В современной экономическойсистеме государство выполняет ряд общественно-значимых функций. Успешная ихреализация предполагает, что каждая государственная программа должна иметьсоответствующую финансовую поддержку. Государство использует финансовыересурсы, аккумулируемые бюджетной системой за счет налогов и других видовдоходов, на финансирование программ расходов.
Капитальные расходы бюджетов —часть расходов бюджетов, связанных с расширенным воспроизводством, приосуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся всобственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.Капитальные расходы обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность. Кним относятся расходы, предназначенные для инвестиций, на проведениекапитального ремонта, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитовна инвестиционные цели.
Для решения проблемы привлеченияинвестиции в экономику страны необходима серьезная государственнаяинвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственныхдоходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использованияинвестиций в сферах и отраслях экономики.
Инвестиционная политика должнабыть ориентирована на:
-определение целесообразных длякаждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной,технологической, территориальной и по формам собственности;
— выбор приоритетов;
— повышение эффективностиинвестиций.
Данное определение обрисовываетвсе составляющие инвестиционной политики, но можно дать и более широкоетрактование.
Инвестиционная политикагосударства – комплекс взаимосвязанных целей и мероприятий по обеспечениюнеобходимого уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельныеее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственнойдеятельности: населения, предпринимателей и государства, инвестиционнаяполитика – это деятельность государства, направленная на изыскание источниковинвестиций и установление рациональных областей их использования.
Цель инвестиционной политикигосударства заключается в:
— обеспечении структурнойперестройки экономики;
— стимулированиипредпринимательства и частных инвестиций;
— создании дополнительныхрабочих мест;
— привлечении инвестиционныхресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
-стимулировании созданиянегосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населенияна инвестиционные цели;
-создании правовых условий игарантий для развития ипотечного кредитования;
— развитии лизинга винвестиционной деятельности;
— поддержке малого и среднегопредпринимательства;
-совершенствовании системы льготи санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
— создании условий длястановления и развития венчурного инвестирования.
Следует отметить, что государственноерегулирование инвестиций и инвестиционная политика- не однозначные термины.Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства,тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности»говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционнойдеятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно кинвестиционной политике.
Государство регулируетинвестиционную активность посредством законодательства, через государственноепланирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии,льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.
Для государственногорегулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы игосударственного регулирования. Государственные инвестиции финансируются засчет налогов, прибылей государственных предприятий, эмиссии денег или путемвыпуска внутренних и внешних займов правительства.
Объектами инвестиционнойдеятельности являются вновь создаваемые и модернизируемые фонды и оборотныесредства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РФ, ценные бумаги,целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, другие объектысобственности, а также имущественные права и права на интеллектуальнуюсобственность.
Субъектами инвестиционнойдеятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователиобъектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица(банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) идругие участники инвестиционного процесса. Субъектами инвестиционнойдеятельности могут быть физические и юридические лица.
Существует следующаяклассификация инвестиций.
В зависимости от объектаинвестирования:
1) реальные (капиталообразующие)инвестиции
– вложение в создание новых,реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий. Этосредства, направляемые как в основной, так и в оборотный капитал.
Реальные инвестиции напредприятии включают инвестиции:
– на развитие производства(реконструкцию и техническое перевооружение; расширение производства; выпускновой продукции; модернизацию продукции и освоение новых ресурсов; приобретениенематериальных активов);
– на развитие непроизводственнойсферы (жилищное строительство; сооружение спортивных и оздоровительных объектови др.);
2) финансовые инвестиции –вложение средств в ценные бумаги, активы других предприятий, банковскиедепозиты, долговые права.
По отношению к совокупностиреальных и финансовых инвестиций на предприятиях применяют понятиеинвестиционного портфеля, а инвестиции в различные виды активов, связанныеединой инвестиционной политикой, называются портфельными инвестициями. [1]
Интеллектуальные инвестиции –подготовка специалистов на курсах, передача опыта, лицензий и ноу-хау,совместные научные разработки и др.
Все инвесторы имеют равные правана осуществление инвестиционной деятельности. Не запрещенное законодательствомРФ и республик в составе РФ инвестирование имущества и имущественных прав вобъекты инвестиционной деятельности признается неотъемлемым правом инвестора иохраняется законом. Инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжатьсяобъектами и результатами инвестиций, осуществлять реинвестирование натерритории РФ.
1.1 Становление и развитие инновационнойэкономики
Инновационная экономика — тип экономики,основанной на потоке инноваций, на постоянном технологическомсовершенствовании, на производстве и экспорте высокотехнологичной продукции сочень высокой добавочной стоимостью и самих технологий. Предполагается, что приэтом в основном прибыль создаёт интеллект новаторов и учёных, информационнаясфера, а не материальное производство (индустриальная экономика) и неконцентрация финансов (капитала).
Государственнаяинновационная политика — часть государственной социально-экономическойполитики, направленной на совершенствование государственного регулирования,развитие и стимулирование инновационной деятельности.
Инновационнаяпрограмма (инновационный проект) межгосударственного,
федерального,межрегионального, регионального, отраслевого уровней — обоснованный интересамирынка комплекс мероприятий, согласованный поресурсам, исполнителям и срокам ихосуществления, обеспечивающий эффективную разработку, создание и освоениеинновационного продукта.
Формирование инновационной экономики – этосложный многоплановый и длительный процесс, затрагивающий интересы большогоколичества регионов, предприятий и организаций, сотен тысяч специалистов,работающих на них. Лишь широкомасштабная государственная протекционнаяполитика, строгое государственное регулирование в сочетании с механизмомцивилизованного рынка помогут осуществлению подобных сложныхсоциально-экономических программ. Начав социально-политические и институционально- экономические преобразования, наша страна встала перед выбором наиболееперспективных направлений государственной политики, определяющих новые контурыобщества. В научных исследованиях рассматривается множество вариантов развитиястраны, среди которых выделяются два:
• продолжение рыночных реформ при сырьевойориентации народного хозяйства, чреватой распадом федеративного государства;
• активизация экономических преобразованийна основе стабилизации политической и законодательно-правовой системы, новойсоциально-экономической стратегии, а также интеграции страны в мировоехозяйство.
Государственное внедрение инновационногоразвития обеспечит устойчивый спрос на инвестиции, который может обслуживатьсяинвестиционно-финансовыми структурами, денежно-кредитной системой. Формированиерынка инноваций, в свою очередь, зависит от стимулирования спроса на средстватруда и импортозамещения путем приоритетного инвестирования производстванаукоемких технологий, машин и оборудования для потребителей всех секторовэкономики. Необходимо создание государственной институциональной системы,интегрирующей на единой научно-методологической основе стратегию и методологиюреализации инновационное — инвестиционного процесса, механизмы изаконодательно-правовую базу, а также обслуживающие организационные структуры. Созданиеэффективного механизма инновационной деятельности и формирование инновационнойэкономики помогут осуществить научно-технологический прорыв России в XXI веке.Возможности социально ориентированного научно технологического прорываопределяются социальными компонентами инновационной политики, степенью ихвзаимодействия и важнейшими приоритетными направлениями инновационнойдеятельности, что является главным фактором этого прорыва, социальный прогрессдостигается на основе инновационного развития, а последнее обеспечиваетсясоциальными условиями общества. В первую очередь, здесь важны повышениеквалификации научной и технической интеллигенции и ее социальнойобеспеченности, доступность высококачественного высшего образования всем слоямобщества, наличие у всех слоев населения жизненно необходимых благ.
Современная Россия обладает уникальныминациональными ресурсами, которые будут способствовать формированиюинновационной экономики, конечно при правильном и разумном управлении ими.
Возможен весьма эффективный инновационныйпуть развития экономики, предполагающий взаимосвязанное прорывное развитиенаучно-технической, производственной, финансовой, социальной, институциональной идругих сфер общества. При этом стержнем может стать государственныйпротекционизм научно-технического развития, обеспечивающий социальноориентированный инновационно-технологический прорыв.
Понимая перспективность этого направленияразвития экономики, многие развитые страны мира целенаправленно осуществляютпереход к непрерывному инновационному процессу в управлении экономическимростом общественного хозяйства. Проведение НИОКР и инновационная деятельностьзанимают все большее место в инвестиционных расходах, значительно превышая внаукоемких отраслях расходы на приобретение оборудования и строительство.Одновременно повышается значение государственной научно-технической,инновационной и образовательной политики, определяющей общие условиянаучно-технического прогресса. Постоянно растет доля расходов на науку в ВВПразвитых стран, интенсивность НИОКР и внедрение их результатов в реальноепроизводство во многом определяют сегодня уровень экономического развитиястраны. На долю новых знаний и изобретений, воплощаемых в технологиях,оборудовании, системах машин, подготовке кадров, организации и планированиипроизводства в развитых странах, приходится не менее 60…80 % прироста ВВП.Внедрение новых наукоемких технологий и систем машин стало ключевым факторомрыночной конкуренции, основным средством повышения эффективности общественногопроизводства и улучшения качества товаров и услуг. Огромное значениегосударственного стимулирования научно-технического прогресса и инновационнойдеятельности в обеспечении современного экономического роста определяетсяобъективными свойствами инновационных процессов: высоким риском, связанным свнедрением инноваций; зависимостью от степени развития общей научной среды иинновационной инфраструктуры; значительной капиталоемкостью научныхисследований и опытно-конструкторских работ по созданию инноваций; требованиямик научно-технической квалификации кадров; необходимостью правовой защитыинтеллектуальной собственности.
Инновационно-инвестиционный процесс можнопонимать в узком и в широком смысле слова. В узком смысле слова, инновационноеинвестирование представляет собой вложение средств в новые продукты итехнологии.
Замещение капиталов происходит на каждомэтапе инновационного процесса. Государство финансирует фундаментальную наукучерез научные гранты, вложения в инновационную инфраструктуру. Это привлекаетразного рода научные коллективы, которые конкурируют между собой за получениефинансирования всевозможных исследований и разработок. Задача этого этапа —получить избыток инновационных идей, понимая, что большинство из них не увенчаютсяуспехом, но это позволяет создать условия для замещения капитала. Патенты иизобретения приобретаются частными фирмами, чьи акции покупают инвесторы внадежде на получение сверхприбыли. Таким образом инновационная экономикаполучает следующий приток финансирования уже не за счёт государства, а за счётчастных инвесторов.
Как только разработки достигают следующегоуровня, инновационные компании вырастают до состояния когда становятсяинтересными для более крупных корпораций, инновационных и венчурных фондов ипрочих организаций. Таким образом, ещё до этапа доведения будущих разработок доопытных образцов, рынок разогревается, начинают привлекаться иностранныеинвесторы, производственные компании, покупающие разработки на основе которыхони смогут запустить технологические новинки. К примеру, корпорация Интелобъявляя, что к 2015 году она создаст компьютер на основе нанотехнологий, ужесегодня обеспечивает рост своих акций.
1.2 Государственное регулированиеинвестиционной деятельности РФ
Государственное регулированиеинвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственныхподходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовыхформ, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность. Регулированиевыражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов сдифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в видедотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитнойполитике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационнойполитике.
Целью бюджетных инвестицийявляется создание мощностей по производству общественных благ (учрежденийобразования, здравоохранения, оборонных предприятий и др.). Как правило, онинаправляются в государственный сектор. Инвестиции целесообразно учитывать всоставе целевых программ, перечень которых утверждается законодательно. Всоответствии с Бюджетным кодексом РФ расходы на финансирование бюджетныхинвестиций предусматриваются соответствующим бюджетом при условии их включенияв целевую программу в соответствии с решением органа исполнительной власти илиместного самоуправления.
Бюджетные инвестиции могутпредоставляться не только государственным предприятиям. Если они направляютсядругим юридическим лицам, это влечет возникновение права государственной(муниципальной) собственности на эквивалентную часть уставных капиталов иимущества этих лиц. Для включения таких расходов в бюджет необходимо полноетехнико-экономическое обоснование инвестиционного проекта, проекта договора обучастии государства или муниципального образования в собственности субъектаинвестиций.
К основным принципаминвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:
-снижение реальных процентныхставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный секторэкономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшегоснижения инфляции;
-проведение налоговой реформы,предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка наоснове упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговойсистемы, а также совершенствования амортизационной политики;
-осуществления процессареформирования предприятий с целью повышения их инвестиционнойпривлекательности;
-формированиеорганизационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с цельюстимулирования сбережений населения
-эффективности использованиябюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения,представления государственных гарантий.
-ключевая роль формированиякапиталовложений для реформирования экономики России;
-пути реструктуризацииисточников инвестиций;
-приоритеты федеральнойинвестиционной программы (60-70 %)
-государственных инвестиций насоциальные программы, (30-40 % на производственную сферу);[2]
-критерии отбора проектов,финансирование которых будет осуществляться с участием средств федеральногобюджета (эффективность, окупаемость, вложения в «точки роста» экономики);
-ориентиры (примерные нормативыс учетом состояния мирового рынка капиталов) для привлечения иностранныхинвестиций;
-задачи по активизации участиярегионов в привлечении отечественных и иностранных инвестиций;
-пути развития инфраструктурыинвестиционного процесса (в частности, развития информационно-консультативнойсистемы);
Государство посредствомденежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношениймежду инвестиционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормыдохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оноопределяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и,как следствие, структуру самих инвестиций. Исходя из состояния экономики(уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спросанаселения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепциирегулирования рынка инвестиционных товаров.
Государственное регулированиеинвестиционной деятельности, направленное на экономическое и социальноеразвитие страны, осуществляется: в соответствии с государственнымиинвестиционными программами; прямым управлением государственными инвестициями;введением системы налогов с дифференциацией налоговых ставок и льгот;предоставлением финансовой помощи из федерального бюджета в форме субсидий ибюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей хозяйства ипроизводств; проведением взвешенной амортизационной, кредитной и ценовойполитики исходя из реального состояния хозяйственной системы: действующими натерритории РФ правилами пользования землей, ее недрами и другими природнымиресурсами;
Бюджетная политика государства всфере реальных инвестиций заключается в утверждении в составе федеральногобюджета наряду с объемом текущих расходов (защищенных статей) бюджета развития,предназначенного для финансирования инвестиционных и фундаментальныхинновационных программ государственного значения. Поэтому бюджетныеассигнования остаются важным источником финансового обеспечения капитальныхвложений.
Прямое участие государства винвестиционной деятельности:[3]
1) РФ с иностраннымигосударствами разрабатывает, утверждает и финансирует инвестиционные проекты;
2) из средств федеральногобюджета и бюджетов субъектов РФ финансируются приоритетные инвестиционныепроекты;
3) Правительство РФ формирует иутверждает перечень строек и объектов технического перевооружения дляфедеральных государственных нужд, финансируемых из федерального бюджета;
4) предоставление на конкурснойоснове государственных гарантий по инвестиционным проектам из средствфедерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ;
5) размещение на конкурснойоснове средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ дляфинансирования инвестиционных проектов;
6) проведение экспертизыинвестиционных проектов;
7) защита организаций РФ отпоставок некачественных и устаревших техники, технологии и т. п.;
8) выпуск облигационных займовдля финансирования инвестиционных проектов и др.
Амортизационная политикарегулирует начисления и использования амортизационных отчислений. Проводяамортизационную политику, РФ
Налоговая политика –система экономических, финансовых и правовых мер государства в формированииналоговой системы страны с целью реализовать те или иные задачи, стоящие передобществом. Принципы построения налоговой политики: соотношение косвенных ипрямых налогов.
Инвестиционная сфера России испытываеткомплексное воздействие следующих негативных факторов: 1) сохраняется тенденциясокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственныефонды; 2) исключительно высокая степень экономических рисков в регионеобусловливает резкое снижение объемов банковских инвестиций; 3) государство несоздало материальных и организационных стимулов для того, чтобы сбережениянаселения республики трансформировались в инвестиции.
1.3 Инвестиции восновной капитал
Инвестиции в основнойкапитал предполагают использование денежных ресурсов с целью формирования ипостоянного воспроизводства средств основного фонда, направленных на процессырасширения, усовершенствования и обновления объектов, которые необходимы дляпроизводства или реализации.
В последнее времяосновной задачей инвестиций в основной капитал становится поддержание истабилизация платежного баланса компании, так как они остаются одним из самыхважных элементов финансирования деятельности предприятия. Кроме того, наглобальном уровне инвестиции в основной капитал способствуют повышениюэкономических показателей и взаимообмену технологиями между различнымигосударствами мира.
С помощью привлеченияинвестиций в основной капитал руководство компании надеется увеличить гибкостьценообразования на свои товары и услуги. Очевидно, что, являясь одним их самыхважных компонентов максимизации прибыли, инвестиции в основной капитал напрямуювлияют на успешность любой компании, помогая завоевывать позиции на рынке вусловиях непрерывной конкуренции.
Эффективностьиспользования инвестиций в значительной степени зависит от их структуры. Подструктурой инвестиций понимают их состав по видам и направлению использования,а также их долю в общих объемах инвестиций. Различают общие и частные структурыинвестиций.
К общим структураминвестиций относятся реальные и портфельные (капиталообразующие и финансовые).
Под технологическойструктурой понимается состав затрат на сооружение какого-либо объекта и их доляв общей сметной стоимости. В ней представлено, как распределяются доликапитальных вложений, направляемых на строительно-монтажные работы (СМР),приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские и другие работы.
Анализ технологическойструктуры капитальных вложений имеет большое значение как в научном, так и впрактическом плане. Технологическая структура капитальных вложений оказываетсущественное влияние на эффективность их использования. Совершенствование этойструктуры заключается в повышении доли машин и оборудования в сметной стоимостипроекта до оптимального уровня. По сути, технологическая структура капитальныхвложений формирует соотношение между активной и пассивной частями основных производственныхфондов будущего предприятия.
Увеличение доли машин иоборудования, т.е. активной части основных производственных фондов будущегопредприятия, способствует увеличению его производственной мощности, аследовательно, снижению капитальных вложений на единицу продукции.Экономическая эффективность достигается и за счет повышения уровня механизациии автоматизации труда и снижения затрат на единицу продукции.
Существенное влияние наэффективность использования инвестиций оказывает их воспроизводственнаяструктура. Под воспроизводственной структурой инвестиций понимается ихраспределение по формам воспроизводства основных производственных фондов. Поней можно определить, какая доля капитальных вложений направляется на новоестроительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующегопроизводства, его расширение и модернизацию.
Повышение доликапитальных вложений, направляемых на реконструкцию и техническоеперевооружение действующего производства, позволяет совершенствоватьвоспроизводственную структуру. Теория и практика свидетельствуют о том, что этонамного выгоднее, чем новое строительство. Во-первых, уменьшается срок ввода вдействие дополнительных производственных мощностей. Во-вторых, значительносокращаются капитальные вложения.
Особое значение дляэкономики страны имеет распределение реальных инвестиций по отраслям экономикистраны, так как именно от этого зависит экономическая эффективность капитальныхвложений.[4]
Наибольший удельный весв отраслевой структуре инвестиций в основной капитал в современных условияхприходится на отрасли топливной промышленности, транспорт, жилищно-коммунальноехозяйство. Это свидетельствует о чрезмерной доле капитальных вложений,направляемых на поддержание топливно-энергетического комплекса (ТЭК) страны.Совершенствование отраслевой структуры заключается в обеспечении еепропорциональности и в более быстром развитии тех отраслей, которыеобеспечивают ускорение НТП.
От планированияотраслевой структуры капитальных вложений зависит сбалансированность в развитиивсех отраслей народного хозяйства, ускорение научно-технического прогресса иэффективность функционирования всей экономики страны.
На эффективностьинвестиций в экономику страны влияет структура инвестиций по источникамфинансирования. Под структурой инвестиций по источникам финансированиясоответственно понимаются их распределение и соотношение исходя из источниковфинансирования.
Таким образом, анализструктуры инвестиций по различным направлениям имеет важное научное ипрактическое значение. Практическая значимость данного анализа заключается втом, что он позволяет определить тенденцию изменения структуры инвестиций и наэтой основе разработать более действенную и эффективную инвестиционнуюполитику. Теоретическая значимость анализа структуры инвестиций состоит в том,что с его помощью выявляются новые факторы, ранее не известные, влияющие наинвестиционную деятельность и эффективность использования инвестиций, что оченьважно для разработки инвестиционной политики.
Глава 2. Характеристика сложившейсяситуации в инвестиционной
политике государства
2.1 Механизм реализацииинвестиционной политики
Бюджетные источникиподразделяются на централизованные (средства федерального бюджета) ирегиональные (бюджеты субъектов федерации). Согласно действующемузаконодательству инвестиционная деятельность на территории РФ можетфинансироваться за счет:
1) собственныхфинансовых ресурсов и внутрихозяйственных резервов инвестора (прибыль,амортизационные отчисления, денежные накопления и сбережения граждан июридических лиц, средства, выплачиваемые органами страхования в виде возмещенияпотерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);
2) инвестиционныхассигнований из государственных бюджетов, бюджетов субъектов федерации ивнебюджетных фондов
3) заемных финансовыхсредств инвестора (банковские и бюджетные кредиты, облигационные займы и другиесредства);
4) привлеченныхфинансовых средств инвестора (средства, получаемые от продажи акций, паевые ииные взносы членов трудовых коллективов, граждан, юридических лиц);
5) денежных средств,централизуемых объединениями (союзами) предприятий в установленном порядке;
6) иностранныхинвестиций.
Государство регулируетинвестиционную активность посредством законодательства, через государственноепланирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии,льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ.
Для государственногорегулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы игосударственного регулирования.
Ø Содержание государственного регулирования инвестиционнойдеятельности определяется целями, стоящими перед государственными органами, атакже средствами и инструментами, которыми располагает государство припроведении инвестиционной политики.
Ø Государственное регулирование инвестиционной деятельностипредставляет собой совокупность государственных подходов и решений,закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которыхинвестор осуществляет свою деятельность.
Регулирование выражаетсяв прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов сдифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в видедотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитнойполитике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационнойполитике.
До недавнего времениполитика в области инвестиций была прерогативой федерального центра,принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределенииинвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, ирегулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональныйуровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применениюметоды стимулирования.
В условиях глобализацииэкономики и интернационализации инвестиций еще одним важным принципоминвестиционной политики государства является создание условий длясовершенствования корпоративных отношений.
В результатеинвестиционной деятельности многообразных участников осуществляютсяпрактические действия по реализации всевозможных видов инвестиции: реальных ифинансовых, долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных ииностранных.
В инвестиционнойдеятельности государство выступает в нескольких лицах:
— организатораинвестиционно-финансового рынка;
— участникаинвестиционно-финансового рынка;
— менеджераинвестиционных процессов.
Инвестиционный процесспредставляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственногопроцесса по наращиванию капитала нации.
Инвестиционная политиказависит от внутренней и внешней конъюнктуры – состояния экономики, уровняинвестиционной активности, тенденций роста и спада. Поэтому различают краткосрочнуюи долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от другавременными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаныпроводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономическогоповедения на много лет вперед, краткосрочная же – на год или несколько месяцев.
Прогнозированиеинвестиций предполагает:
· осуществление количественного и качественного анализа тенденцийинвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;
· альтернативное предвидение будущего развития отраслей народногохозяйства как возможных объектов вложения капитала;
/>
Рис.1 Структураинвестиционной политики
Государственныеинвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственныхфинансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваютсясоответствующим бюджетом при условии включения их в федеральную целевуюпрограмму, региональную целевую программу либо в соответствии с решениемфедерального органа исполнительной власти, органа исполнительной властисубъекта РФ.
Технологические инновациипредставляют собой конечный результат инновационной деятельности, получившийвоплощение в виде нового либо усовершенствованного продукта или услуги,внедренных на рынке, нового либо усовершенствованного процесса или способапроизводства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. Данныеприведены по организациям, относящимся к видам экономической деятельности«Добыча полезных ископаемых», «Обрабатывающие производства», «Производство ираспределение электроэнергии, газа и воды» в соответствии с Общероссийскимклассификатором видов экономической деятельности.
Инвестиции внефинансовые активы включают в себя следующие показатели: инвестиции в основнойкапитал, инвестиции в нематериальные активы (объекты интеллектуальнойсобственности: патенты, авторские права, деловая репутация организации и т.д.),инвестиции в прирост запасов материальных оборотных средств, инвестиции вдругие нефинансовые активы (затраты на приобретение в собственность земельныхучастков, объектов природопользования и других нефинансовых активов), затратына научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы.Основное место в системе показателей, характеризующих объемы и структуру инвестицийв нефинансовые активы.
Финансовые вложения –долгосрочные и краткосрочные инвестиции организаций в ценные бумаги другихорганизаций, процентные облигации государственных и местных займов, в уставныекапиталы других организаций, созданных на территории страны или за еепределами, а также предоставленные другим организациям займы.
Иностранные инвестиции вэкономику России — вложения капитала иностранными инвесторами, а такжезарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательскойдеятельности на территории России в целях получения дохода. Инвестиции делятсяна прямые, портфельные и прочие. Всего в 2008 году было привлечено иностраннымиинвесторами в Экономику России 264599млн. Долларов США.
Прямые инвестиции — этоинвестиции, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющимиорганизацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного)капитала организации.
Портфельные инвестиции — это покупка акций, паев, облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг.Они составляют менее 10% в уставном (складочном) капитале организации.
Затраты нанаучно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы — расходы связанные с выполнением работ, отражаемых в бухгалтерском учете вкачестве вложений во внеоборотные активы, по которым получены результаты, подлежащиеправовой охране, но не оформленные в установленном порядке, или по которымполучены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормамидействующего законодательства.
Инвестиции в основнойкапитал, которые представляют собой совокупность затрат, направленных навоспроизводство основных средств (новое строительство, расширение, а такжереконструкция и модернизация объектов, которые приводят к увеличению ихпервоначальной стоимости, приобретение машин, оборудования, транспортныхсредств, затраты на формирование основного стада, выращивание многолетнихнасаждений.
2.2 Показатели состоянияинвестиционной деятельности в РФ
Таблица 1. Анализинвестиции в основной капитал 2008г. 2009г 2010г
Темп
Прироста 2009\08
Темп
Прир.
2010\09
Темп
Прирос.
2010\08
Млрд.
рублей
млрд.
рублей
млрд.
рублей
Инвестиции в
основной капитал 8781,6 7930,3 9348,2 -9,694 17,9 6,45 В том числе: жилища 1193,8 1215,4 1458,2 1,809 19,9 22,1 здания (кроме жилых) и сооружения 3742,2 3609,7 3958,3 -3,54 9,56 5,77 машины, оборудование, транспортные средства 3311,9 2625,3 2916,6 -20,73 11,1 -11,9 прочие 533,7 479,9 653,9 -10,08 36,3 22,5
В экономику России в2009г. вложено 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал. В 2008 году8781,6 трлн. руб. по сравнению 2009 с 2008г. инвестиции в сопоставимых ценахсократились на 16,2%., объем инвестиций в 2010 году составил 9348,2 при этомпоказатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009г. За весь 2009 годсокращение инвестиций составило 17% к 2008 году (в 2008 году был рост на 9,8%),что лучше прогноза аналитиков (17,3%) и Минэкономразвития(17,6%). В номинальномвыражении объем инвестиций в 2009 году составил 7 трлн 539,9 млрд руб.
Темп роста
2009/2008
Темп роста
2010/2008
Темп роста
2010/2009 Инвестиции в основной капитал 90,3 106,4 117,9 В том числе: жилища 101,8 122,1 119,9 здания (кроме жилых) и сооружения 96,4 105,8 111,9 машины, оборудование, транспортные средства 79,3 88,06 109,56 прочие 89,92 122,5 136,2
В 2010 годуорганизациями всех форм собственности использовано 39741.1 миллиона рублейинвестиций в основной капитал, или 100.5% к 2009 году.
Предприятиями иорганизациями области (без субъектов малого предпринимательства и параметровнеформальной деятельности) инвестировано в основной капитал 27667.5 миллионарублей, или 89.9% к уровню 2009 года.
Анализ расходов насоциальную сферу свидетельствует об их приросте в проекте бюджета на 2008-2010годы. Совокупные затраты на социальные отрасли и социальную политику составят в2008 году 940 млрд. рублей. Это — 2,7% ВВП, или 14,4% от всех расходовфедерального бюджета. В 2010 году эта величина возрастет на 44,3% по сравнениюс 2007 годом при расчетах в текущих ценах, что равносильно приросту на 18% сучетом инфляции. По годам представленные расходы почти стабильно сохраняют своюдолю в ВВП — 2,7% и в расходах федерального бюджета: в 2008 году — 14,4%; в2009 году — 14,2%; в 2010 — 14,6%
Ввод в действие (вэксплуатацию) зданий
Таблица 2.Ввод вдействие (в эксплуатацию) зданий 2009г. 2010г 2008г /> /> Количество, тыс.единиц 233,3 174,6 224,6 /> в том числе: /> жилого назначения 217,2 200,5 208,9 /> нежилого назначения 16,1 11,7 15,7 /> Общий строительный объем зданий, млн.куб.метров 423,6 376,4 446,2 /> в том числе: /> жилого назначения 280,8 278,6 310,9 /> нежилого назначения 142,8 98,4 135,3 /> /> /> /> /> />
Введено в действие 229,6тыс. зданий (в 2008г. – 224,6 тыс. зданий), их общий строительный объемсоставил 380,5 млн. м3(446,2 млн. м3), общая площадь –89,8 млн. м2 (102,5 млн. м2). В 2010гВ общем объемеинвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий(кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей. В 2009 году 233. тыс. зданий
Жилищное строительство
Построено 701,3 тыс.квартир общей площадью 59,8 млн. кв. метров, что на 6,7% ниже уровня 2008 года.Доля жилых домов, построенных населением за свой счет и с помощью кредитов, вобщем вводе жилья составила 47,8% (в 2008г. – 42,7%). В 2010г общем объемеинвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий(кроме жилых) и сооружений – 16203,2 млн. рублей.
Социально-культурноестроительство
/>
В 2009г. по сравнению с2008г. увеличился ввод в действие учреждений начального профессиональногообразования в 21,3 раза, театров – в 2,2 раза, домов-интернатов дляпрестарелых, инвалидов (взрослых и детей) – на 34,9%, гостиниц – на 16,8%;уменьшился ввод учреждений среднего профессионального образования – в 5,1 раза,домов отдыха – в 2,1 раза, высших учебных заведений – на 38,9%, дошкольныхобразовательных учреждений – на 36,2%, больничных учреждений – на 34,9%,амбулаторно-поликлинических учреждений и концертных и киноконцертных залов – на29,4%, общеобразовательных учреждений – на 12,6%. Ввод коммунальных сетей, взависимости от вида, сократился в диапазоне от 23,0% до 55,3%.
В 2010 году увеличилсяввод в действие образовательных учреждений среднего профессиональногообразования в 13,4р., театров – в 4,3р., торгово-развлекательных центров – в3,3р., общеобразовательных учреждений – в 1,8р, домов отдыха,амбулаторно-поликлинических учреждений, домов-интернатов для престарелых,инвалидов (взрослых и детей) –в 1,5р.; уменьшился ввод гостиниц в 2,1р.,дошкольных образовательных учреждений – на 20,8%, учреждений культуры клубноготипа – на 18,0%, больничных учреждений – на 9,6%. Ввод коммунальных сетей, взависимости от вида, увеличился в диапазоне от 1,1 до 2,7 раза, кроме газовыхсетей, ввод которых уменьшился на 30,4%.
Строительная деятельность
Объем работ, выполненныхпо виду деятельности «Строительство», в 2009г. составил 3869,1млрд.рублей, что в сопоставимых ценах на 16,0% ниже уровня 2008 года. В 2010г.по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличился объем производстваплитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелких из ячеистогобетона на 32,0%, извести технологической – на 17,5%, извести строительной – на16,5%, цемента – на 11,3%, плитки керамической для полов – на 9,9%, гипса – на9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 8,2%; сократился объемпроизводства кирпича строительного из цемента, бетона или искусственного камня– на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорного строительного – на 2,0%.
Цены в строительстве
Сводный индекс ценстроительной продукции в целом за 2009г. составил 100,1%, в том числе индексцен производителей в строительстве (строительно-монтажные работы) – 97,6%, намашины и оборудование, используемые в строительстве – 102,8%, на прочиекапитальные работы и затраты – 101,5%.
Средняя фактическаястоимость 1 кв.метра общей площади жилых домов, построенных в I полугодии2010г., составила 31205 рублей, в I полугодии 2009г. — 28790 рублей.
Труд в строительстве
Среднесписочнаячисленность работников в строительстве (по полному кругу организаций, с учетомсубъектов малого предпринимательства) в 2009г. снизилась по сравнению с 2008г.,по предварительным данным, на 7,6%, среднемесячная номинальная начисленнаязаработная плата в строительстве сократилась на 1,5%.
В 2010г. просроченнуюзадолженность по заработной плате имели 114 строительных организаций. Суммарнаязадолженность из-за несвоевременного получения денежных средств из бюджетоввсех уровней и отсутствия собственных средств в строительных организацияхсоставила 372 млн. рублей или около трех месячных фондов заработной платы этихорганизаций. По сравнению с началом 2010 года она снизилась на 10,7.
Рисунок 2
/>
Производство продукциидля строительства
В 2009г. увеличилсяобъем производства стекла оконного в 1,9 раза, строительного стекла – на 37,3%;сократился объем производства блоков крупных стеновых (включая бетонные блоки стенподвалов) на 46,1%, блоков и камней мелких стеновых (без блоков из ячеистогобетона) – на 45,2%, черепицы на 44,5%, извести строительной – на 43,0%,конструкций и изделий сборных железобетонных – на 39,3%, кирпича строительного– на 37,3%, смеси бетонной (товарный выпуск) – на 29,8%, труб и муфтасбестоцементных – на 29,2%, плитки керамической облицовочной – на 27,7%,блоков мелких стеновых из ячеистого бетона – на 27,9%, гипса (алебастра) – на19,9%, цемента из клинкера, получаемого по энергосберегающим технологиям – на18,1%, цемента – на 17,3%, материалов мягких кровельных и изоляционных – на16,2%, листов асбестоцементных (шифера) – на 13,6%, плитки керамической дляполов – на 13,1%. 2010г. по сравнению с соответствующим периодом 2009г. увеличилсяобъем производства плитки керамической фасадной в 4,9р., блоков стеновых мелкихиз ячеистого бетона на 32,0%, извести технологической – на 17,5%, известистроительной – на 16,5%, цемента – на 11,3%, плитки керамической для полов – на9,9%, гипса – на 9,2%, конструкций и деталей сборных железобетонных – на 8,2%;сократился объем производства кирпича строительного из цемента, бетона илиискусственного камня – на 6,9%, кирпича керамического неогнеупорногостроительного – на 2,0%.
Инвестиции внефинансовые активы
Диаграмма. Структура инвестицийв нефинансовые активы
… />
Затраты на приобретениев собственность земельных участков, объектов природопользования и другихнефинансовых активов. В январе – декабре 2010 года на развитие экономики исоциальной сферы области (с учетом параметров неформальной экономики)использовано 40148,9 млн. рублей инвестиций в основной капитал, что составляет141,8 процента к соответствующему периоду прошлого года.
В 2010 году в общем объемеинвестиций на строительство жилищ использовано 7293,0 млн. рублей, зданий исооружений – 16203,2 млн. рублей, на приобретение машин, оборудования,инструмента и инвентаря – 16061,1 млн. рублей, прочие – 591,6. В 2009г.использовано 7930,3 млрд.рублей инвестиций в основной капитал, или 83,8% куровню 2008г. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования,транспортных средств в 2009г. составили 371,8 млрд.рублей, или 20,7% от общегообъема инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства (в 2008г. –20,0%)…
2.3 Исследованиесложившейся ситуации инвестиционного климата
Аналитики«Финэкспертизы» подсчитали, что только восемь из двадцати нынешних регионов —лидеров по объему федеральных вливаний теоретически могут претендовать насредства из Фонда стимулирования инвестиций. Базой для прогноза послужилиданные по росту промпроизводства, инвестиций в основной капитал и налоговымпоступлениям за 2008—2010 годы. Минэкономразвития РФ предлагает повысить в2009—2011 годах бюджетные расходы на инвестиции, образование и здравоохранение.Темпы роста экономики, которые заложены в прогнозе, предусматривают болеезначительное финансирование из бюджета сфер образования, здравоохранения,госинвестиций, пенсий, зарплат бюджетников, чем было утверждено в трехлетнембюджете, принятом в 2007 году.
График 2 Динамикаинвестиций в основной капитал по видам экономической
/>
Минэкономразвития РФпредлагает повысить в 2009—2011 годах бюджетные расходы на инвестиции,образование и здравоохранение. Темпы роста экономики, которые заложены впрогнозе, предусматривают более значительное финансирование из бюджета сферобразования, здравоохранения, госинвестиций, пенсий, зарплат бюджетников, чембыло утверждено в трехлетнем бюджете, принятом в 2007 году.
Федеральныеинвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200000минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению впорядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.
Предоставление бюджетныхинвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальнымиунитарными предприятиями, влечет возникновение права государственной илимуниципальной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных)капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участиемРоссийской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствиис гражданским законодательством Российской Федерации.
Созданные с привлечениембюджетных средств объекты производственного и непроизводственного назначения вэквивалентной части уставных (складочных) капиталов и имущества передаются вуправление соответствующим органам управления государственным или муниципальнымимуществом.
Государственныеинвестиции направляются в основном на военные цели, а также на целирегулирования развития экономики.
В соответствии срешением Правительственной комиссии по инвестиционным проектам одобрены коказанию государственной поддержки из средств Инвестиционного фонда 10инвестиционных проектов в объеме 183,8 млрд. рублей, в том числе в 2008 году — 55,3 млрд. рублей, в 2009 году — 37,0 млрд. рублей, в 2010 году — 26,9 млрд.рублей.
Основным источникомфинансирования капитальных вложений в последние годы являются собственныесредства предприятий. Их удельный вес (62—64 %) почти в три раза превосходитдолю бюджетных ресурсов (22—25 %). За счет эмиссии ценных бумаг мобилизуется до2 % капитальных вложений, за счет долгосрочных кредитов банков — 2—3 %, извнебюджетных фондов до 10 %, за счет средств населения — до 3 %
Большая их частьвкладывается в недвижимость и иностранную валюту, не создавая ресурсов дляинвестирования в национальную экономику. Это означает, что фактическипредоставляется беспроцентный кредит стране происхождения валюты. Такимобразом, страна сегодня поставлена перед сложнейшими инвестиционнымипроблемами. Важную роль в модернизации промышленности способны сыгратьзарубежные капитальные вложения. Привлечение к финансированию даже самыхперспективных национальных проектов региона серьезных иностранных инвесторовтребует формирования благоприятного инвестиционного имиджа России, чтоневозможно без применения инструментария маркетинга: разработки методов ипроведения исследования рынка инвестиционных ресурсов, товарной политики.
Инвестиционно–инновационнаядеятельность[5]
Можно отметить что инвестиционно-инновационнаядеятельность является одной из необходимых условий устойчивого роста российскойэкономики, конкурентоспособности и развития предприятий. В целом, на основепроведенного исследования можно сделать вывод, что направления и перспективыразвития инвестиционно-инновационной деятельности в нефтегазовой отрасли Россииопределяются направлениями интеграции страны в мировое хозяйство: развитиемпроцессов энергетической интеграции на постсоветском пространстве;перспективами интеграции России в мировой рынок транспортных услуг;направлениями перестройки трансграничного сотрудничества, что, в свою очередь,требует разработки и реализации Национальной программы инвестированиятехнического перевооружения нефтегазовой отрасли и Национальной программыпривлечения прямых инвестиций, для эффективной реализации которых необходимообеспечить выполнение ряда условий: · привлечение иностранных инвестиций впроекты структурной трансформации отрасли; увеличение объемов отечественныхинвестиционных ресурсов в проекты технического (инновационного) перевооружениямощностей отрасли; эффективное использование инвестиционных ресурсов; развитиесопутствующих отраслей, которые определяют конкурентоспособность отрасли; ·созданиеусловий для наиболее полного использования экспортных возможностей отрасли.Центральной составляющей данных программ автор видит разработку мероприятий поповышению инновационной конкурентоспособности нефтегазовой отрасли. При этомследует отметить, что регулирование данной отрасли экономической системы Россиине может быть результативным при отсутствии программно-целевой экономическойполитики, соответствующих инвестиционных программ и благоприятных предпосылокпривлечения финансовых ресурсов. наличию высококвалифицированных специалистов.
Инвестиции в основнойкапитал постоянно снижаются. К примеру, в январе 2011 года они сократились на4,7% по сравнению с январем прошлого года, в феврале этот показатель уменьшилсяпо отношению к февралю 2010-го года еще на 0,4%, с февраля 2008 года по февраль2011 года инвестиции в основной капитал сократились на 23%.
Также за счетдополнительных доходов нужно сокращать дефицит бюджета, а не покрывать его засчет заимствований.
«Фактор финансовойгосподдержки, в том числе предоставление налоговых льгот, является важным, ноне главным в комплексе мер по формированию благоприятной среды для привлечения инвестиций»,- заявил руководитель экспертной группы «Налоговая политика» президент «ДеловойРоссии» Александр Галушка, представивший модельную программу по созданиюусловий для улучшения инвестиционного климата в субъекте Федерации. По егомнению, главным фактором для создания привлекательных инвестиционных условийявляются организационные формы поддержки как администраций регионов, так ифедерального центра.
Среди ключевых мер поулучшению инвестклимата в регионе, в первую очередь, формирование благоприятнойадминистративной среды. Основную роль в этом, по его словам, должен сыгратьгубернатор, который должен стать гарантом реализации понятной для инвестора стратегиисоциально-экономического развития региона.
Для эффективноговзаимодействия компаний с руководством субъекта Федерации модельная программапредусматривает создание специализированного Агентства по привлечениюинвестиций и работе с инвесторами, наблюдательный совет которого долженвозглавить губернатор.
Для привлеченияинвестиций в регион особую роль играет разработка концепции финансирования,которая не должна формироваться на основе логики «выпадающих доходов бюджета»,которой придерживается последнее время Минфин.
Инновационнаядеятельность — это деятельность, направленная на разработку, внедрение,использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок(НИОКР) для расширения и обновления ассортимента и повышения потребительскихсвойств выпускаемой продукции (товаров, услуг), на улучшение технологии ееизготовления, обязательное внедрение и эффективную реализацию как навнутреннем, так и на мировом рынке… Инновационные инвестиции, в широком смыслеслова, включают в себя и вложение ресурсов в создание условий для реализацииинновационных инвестиций, в узком смысле слова, т.е. вложение средств вразвитие объектов экономической и социальной инфраструктуры, без которойразвитие территории и инвестиции в принципе невозможны. Одним из факторов,предопределяющих темпы роста экономики региона и его восприимчивость кинновационным инвестициям, является инвестиционный климат, т.е. совокупностьполитических, финансово-экономических, социо-культурных,организационно-правовых и природно-географических факторов, определяющихкачество предпринимательской среды и степень возможных рисков при вложенииинвестиционных ресурсов в проекты социально-экономического развития.Инвестиционный климат отражает степень благоприятности ситуации, складывающейсяна той или иной территории, по отношению к инвестициям, которые могут бытьосуществлены субъектами предпринимательской деятельности.
В последнее время вРоссии активно обсуждаются направления модернизации экономики, имея в видусоздание принципиально новых инновационных сфер деятельности, уточнениеприоритетов развития и др. Думается, к инновационной модернизации ближе те, укого больше средств на инновации и инвестиции. В реальности такие средства – уиностранных компаний США, стран ЕС, Японии, Республики Кореи, Китая и др., скоторыми российским компаниям конкурировать все труднее. Объем накопленныхинвестиций в основные фонды по итогам 2010 года составил 10,8 триллиона рублей,при этом показатель вырос в прошлом году на 5,9% по сравнению с 2009 годом.
Глава 3. Анализ развитияинвестиционной деятельности РФ
3.1 Стратегия инновационногоразвития Российской Федерации
Стратегия инновационного развитияРоссийской Федерации на период до 2020 года.
Подготовленная МинэкономразвитияСтратегия инновационного развития до 2020 года предполагает, что через десятьлет страна сможет претендовать на 10% мирового рынка интеллектуальных услуг, адоля инновационного сектора в ВВП вырастет до 20%. Эксперты настроеныскептично: пока чиновники не научатся разумно тратить бюджет и не откажутся отлоббирования псевдонаучных интересов, Россия будет развиваться лишь инерционно.
При переходе на инновационнуюсоциально ориентированную модель развития к 2020 году Россия займет 5—10% рынкавысокотехнологичных и интеллектуальных услуг по пяти-семи позициям и в два разаповысит долю высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10,9 до 17—20%).
у России впереди три вариантаинновационного будущего. Первый — инерционное импортоориентированноетехнологическое развитие. Согласно ему все внимание должно быть направлено наподдержание макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетныхрасходов на технологический прогресс. Инновационная политика должна проводитьсячерез общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного деловогоклимата, а также организационное содействие.
Ключевыми задачами Стратегииявляются:[6]
1. Наращивание человеческогопотенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Эта задачавключает повышение восприимчивости населения к инновациям – инновационнымпродуктам и технологиям, радикальное расширение «класса» инновационныхпредпринимателей, создание в обществе атмосферы «терпимости» к риску, пропагандаинновационного предпринимательства и научно-технической деятельности.
2. Резкое, кратное повышениеинновационной активности существующего бизнеса и динамики появления новыхинновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как «хобби» и темболее не как обязанность перед государством, а как жизненно важную дляперспектив развития компании, повышения эффективности и занятия лидерскихпозиций на рынках модель поведения.
3. Повышение «инновационности»государства – максимально широкое внедрение в деятельность органовгосударственного управления современных инновационных технологий, формирование«электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услугнаселению, расширение использования системы государственного заказа для стимулированияинноваций. Государство должно обеспечить формирование благоприятного«инновационного климата», включая создание условий и стимулов для инновационнойдеятельности, а также благоприятных условий для использования инноваций во всехвидах деятельности;
4. Формирование сбалансированного,устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, имеющегооптимальную институциональную структуру, обеспечивающего расширенноевоспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышениеэффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающейкоммерциализацию результатов научных исследований.
5. Повышение открытостинациональной инновационной системы и экономики, степени интеграции России вмировые процессы создания и использования нововведений, расширениядвухстороннего и многостороннего международного сотрудничества.
Государство при реализацииСтратегии будет исходить из следующих принципов:
— концентрация усилий государства всферах, характеризующихся недостаточной предпринимательской активностью,преимущественная ориентация на восполнение «провалов рынка»;
— тесное взаимодействиегосударства, бизнеса и науки как при определении приоритетных направленийтехнологического развития, так и в процессе их реализации;
— прозрачность распределениябюджетных средств и оценки достигнутых результатов;
— ориентация при оценкеэффективности организаций науки и образования, инновационного бизнеса иинфраструктуры инноваций на наивысшие международные стандарты;
— стимулирование конкуренции,преодоление монополизма в секторе генерации знаний как ключевой мотивации дляинновационного поведения.
1 этап (2011–2013). Повышениевосприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям.
Ключевая проблема в настоящее время– невосприимчивость бизнеса к инновациям, низкий приоритет инновационнойдеятельности в стратегиях компаний. Такая ситуация приводит к тому, что секторгенерации знаний и созданная инновационная инфраструктура фактически работают«вхолостую» либо в интересах зарубежных компаний, коммерциализирующихроссийские разработки. Без повышения восприимчивости экономики к инновацияминвестиции в остальные звенья НИС будут характеризоваться низкой отдачей.
2 этап (2014–2020). Этап будетхарактеризоваться повышением доли частного финансирования в общем объемевнутренних затрат на исследования и разработки. За счет высвобожденияфинансовых ресурсов из поддержки бизнес-проектов будет существенно увеличенофинансирование образования, науки и модернизации инфраструктуры инновационнойэкономики (в том числе необходимых для этого объектов транспортной,телекоммуникационной и жилищно-коммунальной инфраструктуры).
На втором этапе также будетувеличена поддержка продвижения российской инновационной продукции и технологийна мировые рынки, включая увеличение объемов финансирования на предоставлениекредитной и гарантийной поддержки, а также на софинансирование расходов бизнеса(маркетинговых, консультационных, выставочных и т.д.), связанных с выводомпродукции на новые рынки. На этом этапе происходит опережающий рост расходов наобновление научной и приборной базы, усиление «институционализации» расходов поисследованиям и разработкам и продолжается увеличение программной составляющейв бюджетных расходах по научным исследованиям и экспериментальным разработкамгражданского назначения. В сфере научно-технического сотрудничестваосуществляется концентрация ресурсов на ограниченном числе проектовмеждународной кооперации на основе разделения рисков.
Продолжается увеличение бюджетныхрасходов на развитие перспективных технологий как основы формированияпоследующих технологических укладов и на реализацию крупных целевых программтехнологического профиля при сокращении долевого участия государства ирасширении внебюджетного финансирования.
Национальная инновационная система:модель координации
Слаженное взаимодействиесуществующих и создаваемых элементов инновационной системы внутри и между ееосновными блоками – сектором исследований и разработок, коммерциализацией,инновациями в бизнесе, а также инструментами региональной инновационнойполитики – главный резерв повышения эффективности НИС. [7]
Стратегия развития России до 2020года будет принята в 2012 году.
Стратегией развития науки иинноваций в Российской Федерации на период до 2015 года определены следующие основныезадачи государственной научно-технической и инновационной политики:
· созданиеконкурентоспособного сектора исследований и разработок и условий для егорасширенного воспроизводства;
· созданиеэффективной инновационной системы;
· развитие институтовиспользования и правовой охраны результатов
исследований и разработок;
· модернизацияэкономики на основе технологических инноваций.
Программы за счет средствфедерального бюджета составляет 134,36 млрд. рублей.[8]
Главными целямиуказанных проектов являются:
-усиление позиций отечественныхтоваропроизводителей на рынках товаров и услуг;
-снижение издержек производства засчет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения);
-увеличение доли продукции высокойстепени переработки;
-повышение эффективностииспользования сырьевой базы;
-обеспечение гибкости производства.
Привлекательность проектов длявнебюджетного инвестирования обусловлена снижением рисков за счет выпускапродукции, имеющей наибольший потенциал рыночной реализации, а также участиемгосударства в финансировании наиболее рисковых стадий этих проектов.
Существенную роль в реализацииуказанных проектов играет система внебюджетных фондов финансированиянаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
3.2 Оценка инвестиционных решений вусловиях неопределенностей
При анализе возможностейусиления роли государства в инвестиционной сфере следует учитывать, что степеньрасширения государственного участия имеет объективные пределы. Эти пределы, содной стороны, обусловлены реальными финансовыми возможностями, а с другойстороны, тем, что рост присутствия государства в экономике долженспособствовать притоку частных инвестиций, а не их вытеснению. Оно предполагаетповышение эффективности государственной долгосрочной политики и конкретныхдействий при сохранении рыночных свобод и стимулировании частных инвестиций.
Вопрос о принципахучастия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемойограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. Примерныерасчеты показывают, что только для восстановления дореформенных объемовинвестирования, с учетом глубины инвестиционного спада потребуется пятикратное увеличениеинвестиций, т.е. доведение их величины примерно до 2 трлн. руб. По оценкамМинистерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет150 млрд. долл. в год.
При анализе даннойпроблемы возникает также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочномпериоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объеминвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивомуэкономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижениестабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующихприросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличенииэффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимостимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементовпроизводственного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низкихзначениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут скомпенсированывыбывающие элементы производственного капитала, в результате чего будутпо-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжитьсясокращение потенциала реального оживления производства.
Анализ бюджетнойполитики на основе экспертизы бюджета свидетельствует о том, что ее целевымориентиром должно стать обеспечение устойчивого экономического роста на основе повышенияэффективности и результативности государственных расходов, органичноговключения федеральных целевых и инвестиционных программ в методологиюобоснования основных показателей бюджета. В условиях, когда слабо развитмеханизм конкуренции и рыночные цены не обеспечивают выравнивания доходности ирентабельности различных секторов экономики, бюджетная политика может сыгратьбольшую роль в обеспечении устойчивого экономического роста.
Инвестиционный спадохватит как отрасли, ориентированные на конечный спрос и производство сырья,так и сектор инфраструктуры и услуг. Рост сохранится только в транспорте. Вэлектроэнергетике предполагаются инвестиции, обеспечивающие вводы генерирующихмощностей в размере 1,7 ГВт (в том числе 1 ГВт — Ростовская АЭС, 2 блок), против1,9 ГВт в 2011 году. В целом инвестиции в электроэнергетике в условияхнедостатка финансовых средств могут сократиться на 12 процентов.
Разнонаправленныетенденции прогнозируются для инвестиций в добычу топливно-энергетическихресурсов.
Проблема инвестиций внашей стране настолько актуальна, что разговоры о них не утихают. Эта проблемаактуальна прежде всего тем, что на инвестициях в России можно нажить огромноесостояние, но в то же время боязнь потерять вложенные средства останавливаетинвесторов. Российский рынок — один из самых привлекательных для иностранныхинвесторов, однако он также и один из самых непредсказуемых, и иностранныеинвесторы мечутся из стороны в сторону, пытаясь не упустить свой кусокроссийского рынка и, в то же время, не потерять свои деньги. При этоминостранные инвесторы ориентируются прежде всего на инвестиционный климатРоссии, который определяется независимыми экспертами и служит для указания наэффективность вложений в той или иной стране.
Инвестиции — болееширокое понятие. Оно охватывает и так называемые реальные инвестиции, близкиепо содержанию к нашему термину «капитальные вложения», и«финансовые» (портфельные) инвестиции, то есть вложения в акции,облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника,дающим право на получение доходов от собственности. Финансовые инвестиции могутстать как дополнительным источником капитальных вложений, так и предметомбиржевой игры на рынке ценных бумаг.
Были выделены следующиеглавные задачи инвестиционной политики: формирование благоприятной среды,способствующей повышению инвестиционной активности негосударственного сектора,привлечение частных отечественных и иностранных инвестиций для реконструкциипредприятий, а также государственная поддержка важнейших жизнеобеспечивающихпроизводств и социальной сферы при повышении эффективности капитальныхвложений.
Инвестиционная политика,которой придерживается государство имеет огромное влияние на развитиекапиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно онаформирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительствоРоссии оказывает ей огромное внимание, однако на данный момент инвестиционнаяполитика нашего государства ещё слаба, что обусловлено в основномнезащищённостью расходов бюджета на инвестиционные цели, бюджетные средстварасхищаются или направляются не на те цели, на которые направлялись.
Заключение
Инвестиционная политика играетважную роль в процессе социально-экономического и политического развитияРоссии. Приток инвестиций в экономику страны создает благоприятные условия дляразвития промышленности, наукоемких отраслей хозяйства. Эффективностьинвестиционной деятельности прямо влияет на стабильность политической системы ииграет ключевую роль в процессе экономической модернизации России.
Успешно функционирующаяинвестиционная деятельность страны — необходимое условие для устойчивого истабильного экономического роста.
В общем плане государство можетвлиять на инвестиционную активность при помощи следующих рычагов:кредитно-финансовой и налоговой политики; предоставления налоговых льготпредприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническоеперевооружение производства; амортизационной политики; путём созданияблагоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций;научно-технической политики и других.
Наряду с совершенствованиемформирования федеральных целевых программ в сфере науки и технологий предстоитпродолжить развитие системы мер экономического и иного стимулированияинвесторов, прежде всего предприятий материальной сферы и кредитных учреждений,поощряя их увеличивать объем инвестиций в научные исследования и инновационныйпроцесс.
Основные направлениягосударственной инвестиционной политики Российской Федерации в сфере науки итехнологий определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использованиегосударственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализациистратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизнинаселения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки,образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являютсянеотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.
Список литературы
1. Нанотехнологии. Основные направления государственнойинвестиционной политики Российской Федерации- www.portalnano.ru/
2. Наука и право- elementy.ru/Library9/r1764.htm
3. Инвестиционная политика- www.isras.ru/files/File/Vlast/2010/
4. Инвестиционная политика в Российской Федерации- journal.vlsu.ru/
5. Федеральная служба государственной статистики- www.gks.ru/
6. whoiswho.dp.ru/cart/company/53113/
7. Что такое инвестиции. Виды инвестицийhttp://www.bishelp.ru/
8. ИНВЕСТИЦИИ — dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/6546
9. Инвестиции в основной капитал- quote.rbc.ru
10.Ведомости- www.vedomosti.ru/glossary/инвестиции
11. Динамика инвестиций в основной капитал –
12. Библиотека инвестора: Новости, Статьи- investoteka.ru/
13. Классификация и структура инвестиций
14. Инвестиционные возможности России-http://www.ivr.ru/articles/