Инвестиционный проект мероприятий направленный на повышение рентабельности производства на

Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Гомельский государственный технический университет им. П.О. Сухого»
Кафедра «Менеджмент»
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
(по дисциплине «Инвестиционное проектирование на предприятиях АПК»)
на тему: Инвестиционный проект мероприятий, направленный на повышение рентабельности производства (на примере КПТУП «Мозырский городской молочный завод»)
Cтудент:
ГЭФ, 5 курс,
гр. УА-51, шифр 400013 (подпись)
Брагин Ю.Н.
Гомель 2004
РЕФЕРАТ
Объект исследования – коммунальное производственное торговое унитарное предприятие «Мозырский городской молочный завод».
Хозяйственная деятельность – переработка молока, выработка и реализация молочной и кисломолочной продукции, сыров, масла, казеина и т.п. продукции.
Цель проекта – проведение частичного технического переоснащения завода с целью снижения себестоимости продукции и повышения ее прибыльности.
Направление инвестирования – приобретение современного энергосберегающего оборудования по переработке молока.
Объем инвестиций составляет 37 620 тыс. руб., которые финансируются из собственных источников.
Эффективность проекта. Индекс доходности инвестиций по всему дисконтированному чистому доходу составит 1,092. Чистый приведенный доход: 3462,2 тыс.руб. Простой срок окупаемости: 2,43 года, динамический срок окупаемости проекта (с учетом дисконтирования по ставке 18%) — 4,8 лет.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретические и методологические понятия инвестиций, рентабельности их роль и значение
1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность: понятие, сущность, виды
1.2 Инвестиционная ситуация в агропромышленном комплексе Республики Беларусь
1.3 Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на ее уровень
1.4 Пути повышения рентабельности производства
Глава 2. Технико-экономическая характеристика КПТУП «Мозырский городской молочный завод»
2.1 Характеристика предприятия, технико-экономический уровень производства и стратегия его развития
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ показателей рентабельности производства предприятия
Глава 3. Инвестиционный проект мероприятий по повышению рентабельности производства
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность использования средств, потребленных в процессе производства и деятельности субъекта хозяйствования, характеризуется показателями рентабельности. Рентабельность – это относительный показатель, определяющий уровень доходности бизнеса. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.); они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Эти показатели используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Если реально оценить ситуацию в АПК, картина положения дел предстает непростой. Анализ данных статистической отчетности показывает, что начиная с 2001 г. в реальном секторе экономики появились тенденции снижения прибыли и рентабельности, а также увеличения удельного веса убыточных предприятий АПК.
В результате длительного и глубокого экономического кризиса материальная и финансовая базы многих предприятий для производственного накопления оказались подорванными. Основная часть дохода предприятий и организаций направлялась на погашение долгов, оплату труда и материальное поощрение коллективов, на социальные нужды и пополнение оборотных средств. Наряду с этим инвестиции в основной капитал предприятий АПК с начала 90-х осуществлялись с каждым годом всё в меньших объемах.
В условиях реформирования экономики Беларуси возник существенный дефицит в области долгосрочного инвестирования агропромышленного комплекса. Из-за диспаритета цен основная часть прибыли расходуется на оборотные активы, а на капитальные вложения ее практически не остается. Тяжелое финансовое положение сельского хозяйства в целом усугубляется присущими этой отрасли специфическими особенностями.
Большинство проблем в условиях рынка обусловлено самой конкурентной природой этой отрасли экономики, неэластичностью спроса на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, слабой зависимостью потребности в продуктах питания от доходов населения, возможностью замещения одного продукта другим. Недостаточно развит пока агромаркетинг, что накладывает свой отпечаток на условия реализации произведенной продукции, допускает возможность многоэтапного посредничества, приводящего к необоснованному завышению цен.
Обеспеченность сельскохозяйственного производства основными средствами значительно ниже научно обоснованных норм. В структуре фондов крайне низок удельный вес технических средств, нарушены оптимальные пропорции между основным и оборотным капиталом, не соответствует предъявляемым требованиям качество поставляемых машин. Существенно ослаблена сегодня материально-техническая база социальной сферы села, что негативно сказывается на уровне развития человеческого капитала. Это блокирует действие долговременного фактора экономического роста.
Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием предотвращения дальнейшего углубления кризисных явлений в АПК, но и становится определяющим фактором дальнейшего его развития. Поэтому создание предпосылок для значительного притока инвестиций в этот сектор экономики, определение главных и вспомогательных источников инвестиционного процесса должны стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики.
Основная цель работы – разработка мероприятий направленных на повышение рентабельности производства.
Объект исследования – КПТУП «Мозырский городской молочный завод». Основной деятельностью, которого является переработка молока, выработка и реализация молочной и кисломолочной продукции, сыров, масла, казеина и т.п. продукции.
В связи с важностью поднятой проблемы и целью работы перед нами стоят следующие задачи:
1. определения понятия инвестиций и их роли в повышении эффективности функционирования предприятий АПК;
2. анализ показателей рентабельности исследуемого предприятия;
3. выработка мероприятий направленных на повышение рентабельности производства;
4. реализация проекта и расчет его эффективности.
Восстановление и развитие потенциала агропромышленного производства является одной из основных задач, связанных с обеспечением населения продуктами питания и накоплением продовольственных ресурсов. Для этого потребуется немало времени и значительные инвестиционные ресурсы.
ГЛАВА 1. Теоретические и методологические понятия инвестиций, рентабельности их роль и значение
1.1 Инвестиции и инвестиционная деятельность: понятие, сущность, виды
Исследование проблем, связанных с инвестициями, всегда находилось в самом центре экономической науки – инвестиции затрагивают самые глубинные основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом – их отсутствие или нехватка является основной причиной экономической стагнации.
Вместе с тем, инвестиции – сравнительно новая категория для отечественной экономики. В рамках централизованной плановой системы использовалось понятие «валовые капитальные вложения», под которыми понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их полное восстановление. В отсутствие таких институтов, как фондовый, валютный рынок и др., этим понятием почти исчерпывалось понятие инвестиций. Вследствие этого в отечественной литературе образовалась полемика относительно понятия «инвестиции». Существует великое множество подходов к определению этого понятия. Анализ западной литературы позволяет выделить две основные группы источников. Первые носят строго прикладной характер, их цель – помощь предпринимателю в оценке вложений, поэтому авторы в них не останавливаются на понятийном аппарате – какая разница, является вложение инвестицией или нет, главное не получить убытка [М. Бромвич, В. Беренс, П. Хавранек, Т. Хелферт и др.]. Авторы исходят из того, что все категории, рассматриваемые ими, изначально известны читателям.
Вторые определяют инвестиции, оговариваясь о действительности данного определения в рамках данной книги: «… нет правильного или неправильного понятия инвестиции. Термины можно создавать, лишь учитывая наши цели» [13, стр. 2] – эти слова Л. Крушвица характеризуют весь подход западной литературы. Он использует следующее определение инвестиции: «инвестиция – предпринимательское действие, которое в разные моменты времени приводит к денежным выплатам и поступлениям, причем этот процесс всегда начинается с выплаты» [13, стр. 3].
Схожий подход обнаруживаем и у Г. Бирмана. Он говорит, что термин «инвестирование» используется для обозначения «расходования ресурсов в надежде на получение доходов в будущем, по истечении достаточно длительного периода времени» [4, стр. 13]. Хотя данное понятие нас и приближает к пониманию сущности инвестиций – определяется еще одна их отличительная черта: длительность, но не определяется, какого вида ресурсы расходуются, как расходуются для получения дохода и т.д.
В отличие от предыдущих авторов, Д. Норкотт говорит о капитальном инвестировании, которое он определяет как «принятие решения о долгосрочном, рискованном вложении в активы предприятия» [17, стр. 2]. Хотя определяются лишь капитальные вложения, по сути, характеризуются инвестиции в целом. Недостаток этого определения в том, что автор понимает под инвестированием только принятие решения, т.е. только инвестиционное планирование, тогда как сам процесс инвестирования гораздо шире. Несмотря на преимущества западного подхода – авторы обладают определенной степенью свободы, основной недостаток более чем серьезен – отсутствие единства в определениях, что дополнительно путает читателя. На наш взгляд, все аспекты инвестиционной деятельности (инвестиции, инвестиция, инвестирование, инвестиционный проект, инвестиционная деятельность) должны быть четко определены, так как это помогает понятию сущности инвестиций, приоритетов их оценки, а также способствует единству в экономической науке.
Большинство же российских авторов [Бочаров В.В., Ковалев В.В., Шеремет В.В, Жданов В.П. и др.] принимают нормативную методологию, «инвестиции – денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта» [Федеральный Закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.].–PAGE_BREAK–
Однако, данное определение, определяя максимально точно термин, не показывает полностью сущность инвестиций, ее характер и широту: вкладываемые каким образом денежные средства считать инвестициями, а какие нет.
Ввиду сложности и агрегированного характера понятия «инвестиции» и вследствие стремления определить их сущность наиболее полно, существуют попытки подхода к определению их с разных сторон. Так, В.М. Джуха частично решает проблему определения сущности инвестиций, выделяя два толкования термина инвестиции – «финансовое и экономическое:
– с точки зрения финансовых параметров (финансист, бухгалтер) – любые виды активов включенных в производственно-хозяйственную деятельность с целью последующего извлечения дохода, выгоды;
– с точки зрения экономической (с позиции оценки экономической целесообразности использования ресурсов в виде основного и оборотного капитала), инвестиции рассматриваются как расходы на создание (приобретение), расширение, реконструкцию и техническое перевооружение основного капитала, а также на вызванные изменения размеров и состава оборотного капитала» [8, стр. 22].
Данный подход иллюстрирует еще один компонент сущности инвестиций, уже замеченный нами ранее – долгосрочный характер инвестиций – расходы на основной капитал всегда носят долгосрочный характер.
Еще один компонент сущности, главнейший на наш взгляд, проявляется у Г. Бирмана: «По сути, инвестиционное решение – выбор из двух альтернатив, одна из которых представляет высокие первоначальные затраты и низкие эксплуатационные расходы, тогда как другая – низкие первоначальные затраты и высокие расходы» [4, стр. 17]. Хотя характер этих альтернатив здесь достаточно спорен, важен сам факт наличия альтернативы. Поэтому, основное в сущности инвестиций, на наш взгляд, – это отказ от немедленного использования имеющихся финансовых ресурсов во имя какого-либо полезного эффекта (будь то прибыль или что-то другое) в долгосрочной перспективе. Исходя из этого можно сделать вывод, что инвестиция всегда предполагает наличие определенной положительной альтернативы и, следовательно, имеет альтернативную стоимость.
Учтя данные положения, мы предлагаем свое определение инвестиций, которое, на наш взгляд, наиболее точно отражает их сущность: инвестиции – любые активы (денежные средства, ценные бумаги и др.), вкладываемые хозяйствующим субъектом в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта, в расчете на долгосрочную, в противовес альтернативной краткосрочной, перспективу.
В тесной связи с понятием «инвестиции» «инвестиционная деятельность» [Закон]: «инвестиционная деятельность – вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта».
Данное определение достаточно четко определяет инвестиционную деятельность, ссылаясь на вышеприведенное в этом же нормативном акте понятие «инвестиции». Однако возникает проблема, какого именно рода практические действия считать инвестиционной деятельностью.
Инвестиционную деятельность у инвестора, основополагающего субъекта инвестиционной деятельности можно разделить на три управляемых уровня:
1. Стратегическое планирование развития предприятия – выбор стратегии развития предприятия в долгосрочный период, часть из которой составляет стратегия инвестиций. Данный вид деятельности относится к стратегическому менеджменту.
2. Тактическое определение инвестиционной политики в контексте общей стратегии предприятия, включающая формирование инвестиционного портфеля, т.е. выбор наиболее эффективных вариантов инвестиций для данного инвестора.
3. Осуществление практических действий по осуществлению инвестиционного проекта – обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
Таким образом, можно предложить следующее определение инвестиционной деятельности, связанное с понятием инвестиции: инвестиционная деятельность инвестора – его деятельность, связанная с вложением инвестиций и реализующаяся через взаимодействие трех уровней: стратегического, тактического и уровня инвестиционного проекта.
Специфику инвестиционной деятельности определяет ее долгосрочный характер, наличие фактора времени как нового вида издержек производства: «Ожидание является таким же подлинным элементом издержек производства, как и усилия, и по мере его накопления входит в состав издержек, а потому его не следует учитывать отдельно от последних» [А. Маршалл: 9, стр.12]. Определяющим же моментом в формировании фактора времени является неопределенность прогнозирования экономической ситуации и связанные с этим риски – изменения факторов, воздействующих на инвестиционную деятельность, во времени и по сочетанию являются ее постоянной компонентой.
Огромное значение в понятийной части вопроса об инвестициях имеет вопрос классификации инвестиционной деятельности. Классификация должна облегчить оценку, а не присутствовать для красоты, в каждом отдельном случае должна разрабатываться своя система признаков классификации, исходя из специфичности инвестиции, не нужные признаки, пусть и часто применяемые должны исключаться, и, с другой стороны, добавляться новые, мало известные.
Несмотря на признание специфичности каждой инвестиции, можно привести несколько ключевых классификаций, подходящих для любого типа инвестиций. Основная из них производится в зависимости от объекта инвестиций:
1. Реальная инвестиционная деятельность, объектом которой служат реальные инвестиции – инвестиции, вкладываемые, как правило, в долгосрочный проект и связанные с приобретением или созданием внеоборотных активов.
2. Нематериальная инвестиционная деятельность, объектом которой служат инвестиции в нематериальные активы – ценности, приобретаемые фирмой в результате проведения НИОКР, программ переобучения или повышения квалификации персонала, разработки торговых знаков, приобретения лицензий и т.д.
3. Финансовая инвестиционная деятельность, объектом которой служат финансовые инвестиции – инвестиции в денежные активы. Это вложения в финансовое имущество, приобретение права на получение денежных сумм от других физических и юридических лиц, например депозиты в банке, облигации, акции и т.д. – спекулятивный капитал.
Логика такого разделения очевидна: во всех случаях методология управления инвестиционной деятельностью будет совершенно разная, начиная с постановки проблемы, т.е. первых этапов управления инвестициями, вплоть до реализации инвестиций – завершающий этап.
Таким образом, инвестиции и инвестиционная деятельность сложные и многогранные понятия. В процессе рассмотрения всех вопросов, связанных с инвестициями, необходимо максимально точно определить понятие их, исходя из сущности – это облегчит весь процесс проработки данной проблемы: процесс управления инвестициями, их оценка, определение влияния на инвестиционную деятельность различных внешних и внутренних факторов и др.
Классификация инвестиций и инвестиционной деятельности должна, в первую очередь, проводиться исходя из интересов оценки, ввиду применяемых методов и критериев эффективности.
1.2 Инвестиционная ситуация в агропромышленном комплексе Республики Беларусь
В условиях реформирования экономики Беларуси возник существенный дефицит в области долгосрочного инвестирования агропромышленного комплекса. Из-за диспаритета цен основная часть прибыли расходуется на оборотные активы, а на капитальные вложения ее практически не остается. Тяжелое финансовое положение сельского хозяйства в целом усугубляется присущими этой отрасли специфическими особенностями.
Большинство проблем в условиях рынка обусловлено самой конкурентной природой этой отрасли экономики, неэластичностью спроса на некоторые виды сельскохозяйственной продукции, слабой зависимостью потребности в продуктах питания от доходов населения, возможностью замещения одного продукта другим. Недостаточно развит пока агромаркетинг, что накладывает свой отпечаток на условия реализации произведенной продукции, допускает возможность многоэтапного посредничества, приводящего к необоснованному завышению цен.
Обеспеченность сельскохозяйственного производства основными средствами значительно ниже научно-обоснованных норм. В структуре фондов крайне низок удельный вес технических средств, нарушены оптимальные пропорции между основным и оборотным капиталом, не соответствует предъявляемым требованиям качество поставляемых машин. Существенно ослаблена сегодня материально-техническая база социальной сферы села, что негативно сказывается на уровне развития человеческого капитала. Это блокирует действие долговременного фактора экономического роста.
Активизация инвестиционной деятельности является не только основным условием предотвращения дальнейшего углубления кризисных явлений в сельском хозяйстве, но и становится определяющим фактором дальнейшего его развития. Поэтому создание предпосылок для значительного притока инвестиций в этот сектор экономики, определение главных и вспомогательных источников инвестиционного процесса должны стать важнейшим элементом стратегии государственной аграрной политики.
Финансирование антикризисной инвестиционной программы АПК должно предполагать комплексный, многокомпонентный подход. Здесь необходимо использовать самые разные интересы в целях расширения сферы источников финансирования.
Одним из реально возможных источников долгосрочных инвестиций можно рассматривать амортизационные отчисления сельскохозяйственных предприятий. В настоящее время доля этих отчислений составляет в общем объеме инвестиций в основной капитал в Японии – 50%, в Германии – 64%, в США – 70%. В Беларуси амортизационные отчисления также имеют большое значение в финансировании производственных инвестиций предприятиями, однако далеко не все средства амортизационного фонда используются по целевому назначению.
Накопленные в достаточном объеме амортизационные отчисления позволили бы при правильном распределении средств на инвестирование их в основные средства создать базу для расширенного воспроизводства в сельском хозяйстве. Поэтому решение проблемы целевого использования амортизационных отчислений обозначилось бы введением особого режима движения этих средств предприятий через систему инвестиционных счетов с ограничением использования накапливаемых на них ресурсов исключительно в целях капитального строительства и материально-технического обеспечения.
Подобная практика уже имела место ранее, и, несомненно, возвращение к ней с учетом современных реалий позволит предотвратить нецелевое использование средств амортизационного фонда и создать предпосылки для увеличения ресурсов инвестиционного кредитования со стороны коммерческих банков. Это особенно актуально сегодня в условиях жесточайшего дефицита основных средств у сельхозтоваропроизводителей.
В результате длительного и глубокого экономического кризиса материальная и финансовая базы многих предприятий для производственного накопления оказались подорванными. Основная часть дохода предприятий и организаций направлялась на погашение долгов, оплату труда и материальное поощрение коллективов, на социальные нужды и пополнение оборотных средств. Наряду с этим инвестиции в основной капитал предприятий АПК с начала 90-х осуществлялись с каждым годом всё в меньших объемах. Рассмотрим динамику структуры инвестиций в основной капитал некоторых отраслей народного хозяйства Республики Беларусь (табл. 1.1.).
Таблица 1.1 Структура инвестиций в основной капитал некоторых отраслей народного хозяйства Республики Беларусь, %
Годы
1993
1994
1995
1996
1997
1998    продолжение
–PAGE_BREAK–
1999
2000
2001
2002
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Инвестиции в основной капитал.
Всего
100
100
100
100
100
100
100
100
100
100
Промышленность
25
32
30
31,2
30,9
35
27,8
30,2
31
32
Сельское хозяйство
15
9
8,5
7,5
6,4
6,6
6,4
6,8
5
5
Транспорт
10
8,7
12,6
13,1
13,6
10,2
12,6
10,8
13
14,1
Связь
1
1
3
7
4
3
3
3
3
4,1
Строительство
3
2,3
1,7
1,2
1,3
1,9
1,9
1,4
1
1,9
Торговля и общпит.
1
3
2
1
2
4
3
3
2
3
Жилищное строительство
24
25
20
20,1
23,7
23,5
25,7
24,1
26
20,9
Коммунальное хозяйство
8
7
7,9
7,3
6,6
5,9
5,9
4,2
6
7,8
Прочие отрасли
13
12
14,3
11,6
11,5
9,9
13,7
16,5
13
11,2
Данные табл.1.1 свидетельствуют о том, что на протяжении последних десяти лет удельный вес инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в общей структуре снизился в 3 раза. Ни с одной другой отраслью народного хозяйства за рассматриваемый период таких резких колебаний не происходило. Данная ситуация явилась итогом множества экономических и социальных проблем, которые существуют на протяжении ряда лет на селе. Это подорвало доверие инвесторов к сельхозпроизводителям и к эффективности сельского хозяйства вообще. Немалую отрицательную роль в этом сыграла неграмотная государственная политика, проводимая в агропромышленном комплексе, а также бесхозяйственность и безответственность на местах.
Государство предпринимало ряд мер по стабилизации и улучшению ситуации. Так, инвестиции в агропромышленный комплекс Республики Беларусь в первой половине 90-х гг. определялись законодательными актами, принятыми Верховным Советом. Особая роль отводилась закону «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса». В нем изложены гарантии государства по обеспечению приоритетного развития агропромышленного комплекса, определены социальная политика на селе и объемы государственных инвестиций, а также финансово-кредитная политика. Особое значение в Законе придавалось достижению эквивалентности товарообмена сельского хозяйства с другими отраслями экономики.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Приоритетность должна была быть достигнута первоочередным направлением инвестиций на развитие села и агропромышленного комплекса; кредитно-финансовой, ценовой, ресурсной и налоговой политикой; системой государственной поддержки; демографической политикой; развитием сельскохозяйственной науки и подготовкой кадров.
Государством гарантировалось ежегодное использование на социальное развитие села и укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса не менее половины общего объема капитальных вложений в народное хозяйство республики.
Для обеспечения приоритетного социального и экономического развития села и агропромышленного комплекса устанавливалось ежегодное бюджетное финансирование в объеме не менее 20% от расходной части бюджета с учетом инфляции.
За счет республиканского и местных бюджетов должно было осуществляться строительство в сельской местности объектов здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, народного образования, коммунального хозяйства, газификации, электрификации, телефонной связи, внутрихозяйственных дорог, предприятий перерабатывающей промышленности, теплиц, овоще- и фруктохранилищ, холодильников, мелиоративных объектов, закладка садов и других многолетних насаждений. В Законе также было предусмотрено, что затраты на строительство указанных объектов за счет средств сельскохозяйственных предприятий и организаций возмещаются из бюджета.
Предполагалось осуществлять оплату из местных бюджетов комплекса выполняемых работ по известкованию кислых почв. На эти цели должны были выделяться суммы, равнозначные поступлениям в местные бюджеты платежей за землю.
Названные в Законе изменения значительно расширили права местных органов власти в формировании и реализации инвестиционных программ в агропромышленном комплексе. Придавая большое значение развитию в сельской местности различных форм собственности, планировалось также из бюджета финансировать расходы на обустройство крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кроме прямых бюджетных вложений, были предусмотрены расходы на льготное кредитование сельскохозяйственных предприятий.
Однако на практике основные положения Закона Республики Беларусь «О приоритетном социально-культурном и экономическом развитии села и агропромышленного комплекса» не были выполнены. Одной из главных причин невыполнения предусмотренных мероприятий явилось отсутствие средств на финансирование этих мероприятий, вызванное спадом производства, гиперинфляцией, а также ошибками, допущенными в финансово-кредитной политике в начале 90-х гг.
В связи с этим пришлось искать новые источники финансирования сельского хозяйства и других отраслей агропромышленного комплекса. Первым шагом в данном направлении было формирование, начиная с 1995 г., республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки. С 1998 г. этот фонд вошел в состав доходов государственного бюджета. Порядок его формирования и использования утверждается ежегодно при принятии Закона о государственном бюджете Республики Беларусь на предстоящий год. Так, на 2001 г. отчисления в данный фонд осуществляют все юридические лица, за исключением сельскохозяйственных предприятии и других хозяйствующих субъектов, имеющих льготу.
В 2001 г., согласно бюджету, было предусмотрено поступление средств в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и аграрной науки на сумму 199374 млн. руб.
В 2002 г. объём инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составил 213,1 млрд. руб., что на 7,3% выше в сопоставимых ценах объёма 2001 г. Это определённо вселяет оптимизм, так как в 2001 г., наоборот, произошло снижение данного показателя, рассчитанного в сопоставимых ценах, по сравнению с 2000 г. на 31,1%.
Для активизации инвестиционной деятельности в целом по стране и в агропромышленном комплексе Совет Министров принял постановление № 379 «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2003 году», согласно которому реальному сектору экономики доведены повышенные (117-118% к уровню прошлого года) задания привлечения инвестиций. Этим же постановлением утверждены перечень приоритетных инвестиционных проектов 2003г. и план конкретных мероприятий по активизации инвестиционной деятельности в стране.
Выполнению, намеченного послужит увеличение доли амортизационного фонда, используемого на капитальные вложения. Рост рентабельности реализованной продукции, работ, услуг, а также целенаправленные меры, осуществляемые в реальном секторе экономики по снижению издержек производства, позволяют гораздо полнее использовать амортизацию на воспроизводство основных средств.
Важную роль в осуществлении капитальных вложений предприятий и организаций агропромышленного комплекса играет долгосрочный кредит. Кредитование должно охватывать капитальные вложения как производственного, так и непроизводственного назначения. Предельные сроки погашения кредита определены с учетом особенностей проводимых мероприятий, продолжительности функционирования основных фондов и сроков окупаемости затрат. Начальные сроки погашения зависят, как правило, от того, когда созданные за счет кредита основные фонды начнут функционировать и приносить доход.
«Белагропромбанк» и его учреждения предоставляют колхозам, совхозам и другим предприятиям системы агропромышленного комплекса долгосрочные кредиты на цели, включенные в планы капитальных вложений:
– на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение объектов производственного назначения, а также на целевое участие в создании совместных предприятий и производств. Кредиты предоставляются на срок окупаемости, но в пределах утвержденных среднеотраслевых нормативов (с погашением, начиная с первого года после ввода объекта в эксплуатацию);
– на приобретение сельскохозяйственной техники, транспортных средств и оборудования, не входящих в сметы строек;
– на создание совместных предприятий, научно-технических разработок и др.;
– на строительство объектов непроизводственного назначения, индивидуальных жилых домов для последующей их передачи работникам сельскохозяйственных предприятий.
Оживление инвестиционной активности является непременным условием выхода предприятий АПК из кризиса на устойчивую траекторию экономического роста. Государство должно оказать активную помощь в создании на территории нашей страны широкой сети инвестиционных компаний и фондов, осуществляющих вложения в приоритетные отрасли (в том числе и в сельское хозяйство), использовать гибкую систему налоговых и кредитных льгот данным предприятиям.
Для устойчивой инвестиционной деятельности предприятиям необходимо обеспечить стабилизацию амортизационного фонда, средства которого должны резервироваться предприятиями на специальном счёте с правом их реализации по прямому экономическому назначению, то есть на инвестиции. Если в амортизационных отчислениях будет отражаться повышение оптовых цен и тарифов, это позволит сделать их одним из основных источников финансирования капитальных вложений.
Таким образом, инвестиции в агропромышленный комплекс должны занимать в условиях Беларуси значительный удельный вес. Это связано с деградацией значительной части сельскохозяйственных угодий в результате хищнического характера их использования и загрязнения многих регионов радиоактивными веществами. К этому следует добавить, что основные производственные фонды колхозов и совхозов за последние годы обновлялись слишком медленно. Необходимо учитывать низкий уровень развития производственной и социальной инфраструктуры, а также перерабатывающей промышленности и сферы обслуживания.
Восстановление и развитие потенциала агропромышленного производства является одной из основных задач, связанных с обеспечением населения продуктами питания и накоплением продовольственных ресурсов. Для этого потребуется немало времени и значительные инвестиционные ресурсы.
1.3 Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на ее уровень
Эффективность использования средств, потребленных в процессе производства и деятельности субъекта хозяйствования, характеризуется показателями рентабельности.
В условиях рыночной экономики существуют следующие показатели рентабельности:
– рентабельность продаж (коммерческая маржа);
– рентабельность собственного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу и резервам);
– экономическая рентабельность (определяется отношением балансовой прибыли ко всем активам);
– фондорентабельность (определяется как отношение балансовой прибыли к необоротным активам);
– рентабельность основной деятельности (определяется как отношение балансовой прибыли к затратам объектов основной деятельности субъекта хозяйствования);
– рентабельность перманентного капитала (определяется отношением балансовой прибыли к капиталу, резервам и долгосрочным пассивам);
– коэффициент устойчивости экономического роста (определяется отношением разности балансовой прибыли и дивидендов акционеров к капиталу и резервам);
– период окупаемости собственного капитала (определяется отношением капитала и резервов к балансовой стоимости).
Классификация методов оценки рентабельности представлена на рис. 1.1.
/>
Рис. 1.1 Классификация методов оценки рентабельности
Рассмотрим некоторые методы оценки рентабельности.
Оценка по слагаемым формулы может быть выполнена способом цепных подстановок, то есть последовательной заменой уровней показателей и определением тем самым их воздействия на рентабельность или иным методом факторной оценки.
Функциональная оценка рентабельности основана на представлении рентабельности как функции сомножителей – показателей, экономически связанных с рентабельностью.
Оценка воздействия на рентабельность факторов сомножителей может быть произведена одним из методов факторной оценки.
Достоинством данного метода оценки является возможность последовательной количественной оценки влияния каждого из очередных шагов формирования рентабельности на конечный результат и возможность управления этим процессом.
Уровень рентабельности по текущим активам может служить предприятию ориентиром при выборе методов и способов привлечения заемных средств. Процентная ставка за пользование привлеченными средствами не должна превышать этот уровень рентабельности.
Для оценки финансового состояния предприятия используется ряд коэффициентов рентабельности:
– коэффициент рентабельности основного капитала – как отношение чистой прибыли ко всему капиталу;
– коэффициент рентабельности продукции – как отношение валовой прибыли к объему чистых продаж;
– коэффициент рентабельности собственного капитала – как отношение чистой прибыли к величине акционерного капитала;
– коэффициент основного капитала по валовой прибыли – как отношение валовой прибыли ко всему капиталу;
– коэффициент рентабельности по основной (операционной) деятельности – как отношение валовой прибыли, уменьшенной на величину амортизации и расходов, не связанных с основной деятельностью, ко всему капиталу;
– коэффициент рентабельности по доходам с учетом внепроизводственной деятельности – как отношение суммы прибыли от основной деятельности и сальдо от внереализационной деятельности ко всему капиталу;    продолжение
–PAGE_BREAK–
– коэффициент чистой прибыли (маржа) – как отношение прибыли до уплаты налогов к объему чистых продаж;
– коэффициент дохода от чистых активов – как отношение прибыли до уплаты налога к прибыли от основной деятельности.
Оценка рентабельности по ее классам базируется на подразделении деятельности субъекта хозяйствования, принятом в мировой практике:
– основная (операционная);
– инвестиционная (вложение средств в акции, другие ценные бумаги, капитальные вложения и т.д.);
– финансовая (учет полученных и уплаченных дивидендов, процентов и т.д.).
Масштаб величины доходов (прибыли) и капитала является главной целью любой хозяйственной деятельности в рыночных условиях. Абсолютная величина годовой прибыли не слишком убедительна. Только в том случае, если прибыль сопоставляется со средним общим вложенным или оборотным капиталом, можно получить сведения о том, окупились ли вложения капитала и увеличился ли он. Рентабельность, то есть отношение прибыли к собственному, общему или оборотному капиталу, является важнейшим этапом оценки величины (силы) доходов предприятия. Поэтому следует различать:
– рентабельность собственного инвестируемого капитала;
– рентабельность общего капитала, то есть рентабельность всего инвестируемою капитала;
– рентабельность заемного капитала.
Рентабельность собственного и общего капитала рассчитывается по прибыли от реализации, чистой и валовой прибыли отчетного года.
Во всех случаях прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг) берется за вычетом налогов от реализации. В международной практике различают доход на чистую номинальную стоимость активов (ЧНСА), имеющий два альтернативных варианта расчета, основанных на различных интерпретациях номинальной стоимости активов.
ЧНСА = основной капитал по остаточной стоимости + текущие активы – краткосрочные обязательства или основной капитал (внеоборотные активы) + оборотный капитал (оборотные активы – краткосрочные обязательства.
Доход = реализация / ЧНСА или
реализация / основной капитал по остаточной стоимости + оборотный капитал (оборотные активы – текущие краткосрочные обязательства).
Коэффициент ЧНСА определяет темп, с которым номинальная стоимость активов превращается в доходы от продаж. Они показывают способность активов создавать прибыль. В качестве показателей эффективности использования капитала, активов применяются коэффициенты, которые выражают отношение реализации к общему капиталу, реализации к собственному и рабочему капиталу, прибыли к общему, собственному капиталу и рабочему капиталу.
1.4 Пути повышения рентабельности производства
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности – увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости.
Анализ данных статистической отчетности показывает, что начиная с 2001 г. в реальном секторе экономики появились тенденции снижения прибыли и рентабельности, а также увеличения удельного веса убыточных предприятий.
Для выяснения причин возникновения негативных тенденций были исследованы сложившиеся механизмы их формирования. Установлено, что прибыль в отраслях народного хозяйства образуется в результате взаимодействия фактических издержек и цен на производимую продукцию.
Складываются три формы такого взаимодействия: на внутреннем рынке – фактические издержки и свободные цены; фактические издержки и фиксированная прибыль (рентабельность) для предприятий-монополистов; для условий внешнего рынка действуют свободные цены.
Поскольку прибыльность продукции предприятий-монополистов на внутреннем рынке гарантируется существующей системой декларирования затрат и установления прибыли, причину возникновения диспропорций и противоречий в формировании прибыли и рентабельности следует искать во взаимодействии фактических издержек со свободными ценами. При сложившихся уровне ценовой конкурентоспособности и качественных параметрах производимой отечественной продукции дальнейшие резервы роста цены предложения и на внутреннем, и на внешнем рынке исчерпаны.
Подтверждением этому служат статистические данные об изменении величины остатков готовой продукции важнейших экспортоориентированных отраслей – в машино- и приборостроении, легкой промышленности и др. В ряде случаев они достигают 250-500% среднемесячного объема производства.
Положительная динамика цены предложения, на наш взгляд, возможна в результате осуществления мероприятий по повышению конкурентоспособности (производство продукции на новой технической и технологической основе, создание условий экономии используемых ресурсов и др.).
То же можно сказать об упорядочении налоговой нагрузки.
Основными путями, обеспечивающими снижение затрат и увеличение прибыли, могли бы стать меры по обновлению производства, совершенствованию нормирования использования ресурсов, повышению материальной заинтересованности и ответственности за эффективное их использование, возрождение и стимулирование развития рационализаторского движения.
Проблема конкурентоспособности является сложной комплексной задачей, для решение которой необходимо повышение технического, технологического уровня производства, осуществление мер по повышению заинтересованности работников, в т. ч. формирование интереса производителей через разгосударствление и приватизацию, налаживание внутри- и межотраслевого перелива капитала на основе совершенствования механизмов фондового рынка, осуществления инвестиций в высокодоходные сферы деятельности. С другой стороны, необходимы решительные меры по санации и банкротству неплатежеспособных предприятий и создание на этой основе условий функционирования нормально работающих.
Перечисленные меры должны стать своего рода приводными ремнями для достижения поставленной цели – повышения конкурентоспособности.
Экономика республики относится к категории ресурсозависимых, при этом материало-, энергоемкость производимой продукции оказывается в 4-6 раз выше, чем у зарубежных конкурентов.
Одной из объективных причин такого положения является высокий (80-85%) уровень износа основных фондов. Кроме того, они являются носителями устаревших технологий.
Такое положение негативно сказывается на эффективности производства, качественной и ценовой конкурентоспособности производимой продукции, состоянии и структуре расчетов, использовании неденежных форм расчетов.
Для доведения общегосударственного интереса в экономном расходовании энергоресурсов до товаропроизводителей в Республике Беларусь разработана и применяется система мер по управлению энергосбережением.
Разумеется, перечисленные меры могут быть отнесены к категории исключительно административных, и оценка их действенности спорная. Но необходимо признать факт – в комплексе с существующим порядком распределения выручки эти меры позволили увеличить показатель текущей оплаты энергоносителей в денежной форме.
Для совершенствования существующих механизмов энергосбережения, по нашему мнению, необходимо доводить до предприятий дифференцированные задания по снижению энергоемкости с учетом условий и особенностей работы предприятия, учитывать при установлении заданий параметры предприятий-конкурентов.
Задания по рационализации энергопотребления, на наш взгляд, должны быть ориентированы не только и не столько на совершенствование работы вспомогательных производств, как это происходит в настоящее время, а направляться в первую очередь на совершенствование основного производства.
Заметим, имеются противоречия в установлении тарифов на потребляемые энергоресурсы: при превышении установленных заданий по объемам производства тарифы корректируются, что не позволяет предприятиям получать прибыль от экономии условно-постоянных расходов. Ликвидация этих противоречий позволит активизировать работу по энергосбережению.
Проводимое в рамках мер по реализации новой амортизационной политики форсированное увеличение амортизационных отчислений, относимых на себестоимость продукции, не решает проблему роста объемов капитальных вложений, направляемых на обновление и техническое совершенствование производства. Из-за тяжелого финансового положения, недостатка у предприятий собственных средств реализовать эти задачи не всегда представляется возможным: начисление амортизационного фонда с применением ускоренной амортизации нелинейными методами, как правило, не приводит к увеличению объемов реальных капитальных вложений. Это обстоятельство является одной из причин использования средств амортизационного фонда не по целевому назначению.
Формально завышенные нормы амортизации позволяют предприятиям получать денежные средства для покрытия текущих потребностей, а наряду с фактором завышенной цены и кредитовать потребителей производимой продукции. Однако на деле из-за неконкурентоспособности по ценовому и качественному параметрам значительная часть производимой продукции застревает на складах, замедляется оборачиваемость оборотных средств, усугубляется положение с обеспеченностью ими предприятий.
Кроме того, форсированное наращивание амортизационных отчислений при складывающихся в отраслях чрезмерных затратах на поддержание основных средств в работоспособном состоянии ведет либо к росту цен, либо снижению прибыли и рентабельности, что неблагоприятно воздействует на финансовое положение предприятий, сказывается на величине налоговых поступлений.
Решение проблемы видится в моратории на применение нелинейных методов начисления амортизации для имеющих неудовлетворительное финансовое состояние, осуществление принудительных мер по целевому использованию амортизации вплоть до использования специального субсчета «Амортизация» к расчетному счету для предприятий, которые в силу ряда причин не могут быть ликвидированы и вынуждены поддерживать свое существование.
Важным резервом совершенствования финансовых отношений может быть уточнение применяемой в финансовом менеджменте методики управления оборотными средствами.
При пересмотре подходов к организации управления оборотными средствами во главу угла должно быть поставлено ускорение их оборачиваемости, в том числе за счет предоставления предприятиям права реализовывать продукцию при минимальной рентабельности, совершенствования нормирования потребляемых ресурсов (в идеале – «с колес»), повышения материальной заинтересованности.
Этот раздел финансового менеджмента, на наш взгляд, должен включать управление обеспеченностью важнейших групп активов, ликвидностью, а также поступлением и расходованием денежных средств.
Факторы изменения эффективности использования оборотных средств на уровне предприятия, на наш взгляд, могут быть выявлены на основе применения системы конкретизирующих и уточняющих показателей. К их числу могут быть отнесены обеспеченность единицы произведенной (реализованной) продукции запасами, а также потребление важнейших видов ресурсов при производстве продукции.
Не может быть признана удовлетворительной работа с дебиторской задолженностью, которая требует в случае возникновение неблагоприятных тенденций пересмотра условий договоров, форм платежей и расчетов с неплатежеспособными партнерами, использования права реализации этой задолженности третьим лицам.
По-нашему мнению, при реализации перечисленных мероприятий необходимо принять во внимание опыт полученный в 2002 г. при реализации Программы финансового оздоровления предприятий реального сектора экономики, в частности, новые подходы к управлению финансовыми отношениями: опору на инициативу самих предприятий, учет при оценке работы реальных условий и особенностей коллективов, что создаст условия реального роста прибыли и рентабельности, повышение конкурентоспособности и эффективности производства.     продолжение
–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КПТУП «МОЗЫРСКИЙ ГОРОДСКОЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Характеристика предприятия, технико-экономический уровень производства и стратегия его развития
Мозырский городской молочный завод основан в 1963 году. Производственная мощность созданного предприятия составляла:
по переработке молока 22 т/см;
по цельномолочной продукции 19,1 т/см;
по мороженому 1 т/см.
Общая площадь занимаемой предприятием территории составляла 1,64 га.
В соответствии с решением Госагропрома БССР от 20.07.86 г. на предприятии была начата реконструкция по увеличению его производственной мощности:
по переработке молока до 120 т/см;
по цельномолочной продукции до 50 т/см;
по мороженому до 1 т/см;
по мягким сырам до 1 т/см.
В связи с изменившейся в Гомельской области экологической обстановкой ряд ближайших к г. Мозырю районных центров попали в зону снабжения цельномолочной продукцией. Для обеспечения поставок в эти районы цельномолочной продукции была произведена корректировка рабочего проекта реконструкции гормолзавода и принято решение о доведении установленной мощности предприятия по цельномолочной продукции до 75 т/см. Для этого на предприятии в дополнение к имеющемуся оборудованию была установлена линия по производству стерилизованного молока, изготовленная итальянской фирмой «Фата». Весь комплекс оборудования был введен в эксплуатацию в июне 1991 года.
Коммунальное производственно-торговое унитарное предприятие «Мозырский городской молочный завод» зарегистрировано 19.03.01г. решением Гомельского облисполкома № 189 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400089008.
В Уставе указано, что КПТУП «МГМЗ» перерегистрировано в связи с присоединением к нему малого предприятия «Ельский молочный завод» и является правопреемником всех прав и обязанностей последнего согласно приемопередаточному акту от 11 сентября 2000г.
Собственником предприятия является Гомельский областной Совет депутатов в лице областного исполнительного комитета.
Предприятие находится по адресу: 247760, Гомельская обл., г. Мозырь, ул. Пролетарская, 114.
КПТУП «МГМЗ» является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, расчетный и другие счета в учреждениях банков, круглую печать со своим наименованием и изображением государственного герба Республики Беларусь, штамп со своим наименованием, фирменные бланки, товарный знак и другие реквизиты юридического лица.
Целью предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на выполнение работ по производству молочных продуктов и получение прибыли.
КПТУП «МГМЗ» осуществляет следующие виды деятельности:
15511 – переработка молока, кроме консервирования, и производство сыров;
15520 – производство мороженого;
51330 – оптовая торговля молоком и молочными продуктами, яйцом, пищевыми маслами и жирами;
52270 – розничная торговля молоком, молочными продуктами, яйцом, пищевыми маслами и жирами;
52110 – розничная торговля в неспециализированных магазинах, преимущественно напитками и табачными изделиями.
Предприятие в установленном порядке осуществляет внешнеэкономическую деятельность по согласованию с собственником.
КПТУП «МГМЗ» самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги, и необходимости производственного и социального развития предприятия.
К началу 90-х годов Мозырский гормолзавод перерабатывал в год по 35 тыс. т. молока. После распада Советского Союза в 1991г. и разрушения традиционных экономических связей (при сохранении прежних административно-командных методов управления) в мясомолочной отрасли стали наблюдаться кризисные тенденции, повлекшие за собой значительное снижение объемов производства и увеличение себестоимости производимой продукции. Так, к 1995 году объем переработки молока на Мозырском гормолзаводе снизился с 35 до 16 тыс. т. в год. В последующие годы объемы переработки молока постепенно увеличились до 25-27 тыс. т. в год. Это было достигнуто, как благодаря расширению ассортимента производимой на предприятии продукции, так и путем налаживания закупок молока у населения. Объем закупок молока у населения с 1996 по 2001 год увеличился с нулевого значения до 4 тыс. т в г.од.
Динамика изменения объемов производства на Мозырском гормолзаводе 1991-2003 гг. приведена в табл. 2.1.
Таблица 2.1 Объемы производства продукции на Мозырском ГМЗ с 1991г. по 2003г.
Годы
Поступление сырья
Цельномолочная
продукция
Нежирная продукция
Сыры
Мороженое
Масло
Казеин
А
1
2
3
4
5
6
7
1991
34 797
24 400
1 419
222
727


1992
33 220
29 595
807
4



1993
33 318
36 356
596




1994
26 525
31 094
283




1995
26 300
27 631
281




1996
16 260
16 761
1 045
18
20    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–

11.1
внутренний рынок
%
100,0
100,0
94,1
11.2
страны СНГ
%
5,9

11.3
дальнее зарубежье
%
0,0
12
Рентабельность произведенной продукции
%
9,9
2,7
0,1

Рентабельность реализованной
продукции
%
6,1
2,5
-2,8
13
Коэффициент текущей ликвидности
удовлетв.
не менее
1,7
1,28
1,14
1,06
14
Коэффициент обеспеченности
собственными оборотными средствами
удовлетв.
не менее
0,3
0,23
0,14
0,08
15
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами
удовлетв.
не более
0,85
0,16
0,26
0,29
16
Налоги и др. платежи (без подоходного налога)
млн.руб.
904
1 412
2 061
16.1
в т.ч. платежи в бюджет
млн.руб.
676
1 120
1 715

Основной причиной, не позволившей предприятию в 2003 году преодолеть тенденцию к убыточности, явилось сдерживание государством роста цен на продукцию предприятий молочной промышленности в пределах удорожания стоимости закупаемого сырья.
Стоимость же сырья, закупленного Мозырским гормолзаводом в 2003 году (в пересчете на равный с 2002 годом объем переработки) увеличилась на 69%. Эго означает, что реальные цены на сырье в 2003 году выросли на 33,5% по сравнению с 2002 годом. Реальные же цены на продукцию предприятия при этом возросли только на 22,1%. Учитывая же то, что стоимость сырья в себестоимости произведенной в 2002 г. продукции составила 60%, то удорожание в 2003 г. стоимости сырья повлекло за собой увеличение себестоимости продукции предприятия на 20%. В результате доходность предприятия фактически не увеличилась, и его тенденция к убыточности сохранилась.
Удорожание в 2003 г. закупаемого сырья на 33,5% (и соответственно реальных отпускных цен на продукцию завода на 22,1%) повлекли за собой ценовую неконкурентоспособность продукции завода на внешнем рынке.
В условиях весенне-летнего периода, когда предприятию необходимо было реализовывать свою продукцию не только на внутреннем, но и на внешнем рынке (чтобы избежать затоваривания склада готовой продукции), предприятие было вынуждено отгружать свою продукцию в Российскую Федерацию по сниженным ценам (более низким, чем в республике). Поэтому рентабельность фактической реализации продукции в 2003 году существенно ухудшилась. С +2,5% в 2002 году она снизилась до -2,8% в 2003 году.
Следует отметить, что в таких условиях административное ограничение уровня рентабельности производимой продукции фактически потеряло свою регулирующую роль применительно к Мозырскому гормолзаводу. Рыночные механизмы регулирования цен полностью заменили административные. В этих условиях (когда цены и объемы реализации продукции ограничены реальными условиями рынка) дальнейшее простое (при той же себестоимости) увеличение объемов производства на Мозырском гормолзаводе является экономически нецелесообразным, т.к. наращивание объемов производства в условиях снижения спроса на продукцию приведет к остановке производства и финансовому банкротству предприятия. Соответственно выполнение предприятием прогнозных показателей увеличения объемов производства продукции возможно только при условии улучшения ценовой и качественной конкурентоспособности производимой продукции и увеличении за счет этого объемов ее реализации пропорционально росту объемов выпуска.
Усложнившиеся в 2002-2003 годах условия хозяйствования для предприятий молочной промышленности обусловили ухудшение финансово-экономических показателей результатов работы Мозырского гормолзавода и соответствующие изменения в структуре его бухгалтерского баланса.
Коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия, снизился за 2002-2003 годы с 1,14 до 1,06, тогда как удовлетворительным признается коэффициент не менее 1,7.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости, снизился за этот же период с 0,23 до 0,14, тогда как удовлетворительным признается коэффициент не менее 0,3.
Пунктом 10 «Правил по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности», утвержденных постановлением Министерства финансов РБ, Министерства экономики РБ, Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации РБ, Министерства статистики и анализа РБ от 27.0-1.2000г. № 46/76/1850/20 определено, что снижение любого из двух вышеуказанных показателей предприятия ниже значения, указанного в правилах, является основанием для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным. Таким образом, структура бухгалтерского баланса Мозырского гормолзавода по состоянию на 01.01.04г. считается неудовлетворительной, а предприятие – неплатежеспособным, т.к. коэффициент текущей ликвидности и коэффициент обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами ниже требуемых значений.
Вместе с тем следует отметить, что в соответствии с п. 13 вышеуказанного постановления КПТУП «Мозырский гормолзавод» не считается при этом потенциальным банкротом, т.к. коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами предприятия увеличился за 2002-2003гг. пока только до 0,29, тогда как удовлетворительным признается коэффициент, не превышающий 0,85.    продолжение
–PAGE_BREAK–
2.3 Анализ показателей рентабельности производства предприятия
Основные источники резервов повышения уровня рентабельности – увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.
Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (/>); себестоимости (/>) и уровня среднереализационных цен (/>):
/>(2.1)
Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может также по-разному влиять на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает, и наоборот.
Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно определить способом цепной подстановки, используя данные табл. 2.4.
Таблица 2.4 Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.
Показатель

2002 г.
Данные 2002 г., пересчитанные на объем продаж 2003 г.
2003 г.
А
1
2
3
Выручка от реализа-
ции продукции (без налогов), В
/>
=6 869
/>
=8 786
/>
=9 583
Полная себестоимость реализован-
ной продукции, З
/>/>
=6 702
/>
=8 701
/>
=9 848
Прибыль от реализации продукции, П
167
85
-265
Найдем сумму прибыли при фактическом объеме продаж и базовой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать индекс объема реализации продукции (/>), а затем базовую сумму прибыли скорректировать на его уровень.
На данном предприятии индекс объема продаж составляет:
/>
/>Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы увеличится на 39,5 % и составить 233 млн. руб. (167/>1,3951).
Определим сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при базовом уровне себестоимости и базовом уровне цен. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:
/>млн. руб.
Определим сумму прибыли, которую предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при базовом уровне себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:
/>млн. руб.
По данным табл. 2.5 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.
Изменение суммы прибыли произошло за счет:
объема реализации продукции
/>/>млн. руб.
структура товарной продукции
/>/>млн. руб.
средних цен реализации
/>млн. руб.
себестоимости реализованной продукции
/>млн. руб.;
Таблица 2.5 Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции
Показа-тель
Условия расчета
Порядок расчета
Сумма прибыли,
млн. руб.

объем реализации
Структура товарной продукции
цена
себестоимость

А
1
2
3
4
5
6
/>
/>
/>
/>
/>
/>    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
9
10
11
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
A
372
393
356
413
4,49
10,39
-4,84
-9,33
+5,9
-15,23
B
587
613
560
601
4,82
9,46
2,00
-2,82
+4,64
-7,46
C
1 250
1 662
1 205
1 632
3,73
37,93
1,84
-1,89
+34,2
-36,09
* A-Молоко цельное (всего), B-Кисломолочная продукция, C-Другие виды продукции; ** При фактической цене и базовом уровне себестоимости.
Детерминированная факторная модель рентабельности продаж (оборота), исчисленная в целом по предприятию, имеет следующий вид:
/>/>(2.3)
Расчет влияния данных факторов способом цепной подстановки:
/>
/>
/>
/>
/>/>
в том числе:
/>
/>
/>
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
/>/>. (2.4)
По данным таблицы 2.6 рассчитаем их влияние на изменение уровня рентабельности по продукции вида А:
/>
/>
/>
/>/>
в том числе:
/>
/>/>
ГЛАВА 3. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
В процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности КПТУП «Мозырский городской молочный завод» мы выявили ухудшение производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Так же мы установили, что в этих условиях дальнейшее простое (при той же себестоимости) увеличение объемов производства на предприятии является экономически нецелесообразным, так как наращивание объемов производства в условиях снижения спроса на продукцию приведет к остановке производства и финансовому банкротству предприятия. Соответственно улучшение предприятием финансовых показателей возможно только при условии улучшения ценовой и качественной конкурентоспособности производимой продукции и увеличении за счет этого объемов ее реализации пропорционально росту объемов выпуска.
Как уже и отмечалось, основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции (производства) – увеличение суммы прибыли от реализации продукции (увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.) и снижение ее себестоимости (увеличение объемов ее производства за счет более полного использования производственных мощностей предприятия, сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и так далее).
Реальное же увеличение объемов производства и реализации продукции на предприятии, а так же снижение себестоимости продукции можно обеспечить путем осуществления комплекса организационно-экономических и производственно-технических мероприятий:
1. установление оптимального уровня закупочных цен на молоко у колхозов и совхозов с ориентировкой на фактические мировые цены;
2. осуществление технического перевооружения предприятия с целью улучшения качества и ассортимента производимой продукции, снижение себестоимости и повышения степени переработки молока.
В основе технического переоснащения лежит повышение конкурентоспособности производимой продукции путем улучшения ее ассортимента и качества. Предприятие постоянно работает над созданием и освоением новых видов продукции. Дальнейшее расширение ассортимента производимой продукции и повышение ее качества зависит главным образом от технического оснащения предприятия новым оборудованием, отвечающим современным технологическим требованиям.
Особенностью продукции данного предприятия является то, что она имеет непродолжительный срок хранения, а следовательно подлежит потреблению в кратчайшие сроки. Анализ показателей рентабельности по каждому виду продукции выявил их снижение, а по цельномолочной продукции она и вовсе составила –4,84%. В связи с этим считаю необходимым проведение комплекса организационно-экономических мероприятий по повышению рентабельности данного вида продукции.
К цельному молоку относятся следующие наименования продукции:
– молоко пастер. п/э пак. 1 л.;
– молоко пастер. бут. 0,5 л.;
– молоко пастер. пюр-пак 1 л.;    продолжение
–PAGE_BREAK–
– молоко стерилиз. бум. пак. 1 л.;
– молоко детское бут. 0,2 л.
Рентабельность данных наименований в 2003 году составила фактически, соответственно: –4,8%, –7,8%, 6,3%, 1,7%, –20,5%. Снижение вызвано в первую очередь тем, что во избежание затоваривания складов в весенне-летний период продукция реализовывалась по заниженным ценам. А также в силу высокой себестоимости продукции и непродолжительного времени хранения данных наименований продукции.
В связи с этим необходимо снижение себестоимости продукции, отказаться от производства молока пастер. бут. 0,5 л. и молока детского бут. 0,2 л., освободившееся сырье можно направить на производство новых наименований продукции, либо существующих, пользующихся повышенным спросом.
Далее определим затраты, связанные с приобретением и монтажом оборудования, необходимые для снижения себестоимости продукции.
Таблица 3.1 Перечень оборудования
Наименование
Кол-во
Цена, тыс. руб.
Стоимость, тыс. руб.
Сепаратор-молокоочиститель MSD
1
19 600
19 600
Холодильное оборудование
1
11 750
11 750
Итого:


31 350
Стоимость строительно-монтажных
работ (20%)


6 270
Всего:


37 620
Сепаратор-молокоочиститель отличается высокой надежностью в эксплуатации и не требует предварительной очистки воды от растворенных в ней солей железа. Кроме того, обеспечивает увеличение объемов производства пастеризованного молока и исключает вероятность двойной пастеризации, что в свою очередь позволяет уменьшить потребление электроэнергии. Автономная фреоновая система охлаждения итальянского производства более надежна в эксплуатации, чем имеющаяся на предприятии аммиачная система. Необходимость замены установленной на предприятии системы охлаждения обусловлена ее значительной изношенностью и свехнормативными в связи с этим технико-эксплуатационными расходами. Фреоновая система охлаждения характеризуется удобством в техническом обслуживании, низким потреблением электроэнергии, надежностью и безопасностью в эксплуатации.
В результате применения нового технологического оборудования исключающего возможность двойной пастеризации молока и фреоновой системы охлаждения позволяет существенно сократить расход электроэнергии. Экономия электричества составит 45,7 кВт-час, в ассортименте экономия составит 288047,1 кВт-час (45,7х6303). Рассчитаем, к какой экономии (Э) в денежном отношении приведёт такое снижение расхода электричества по формуле (3.1).
Э=Снижение расхода электричества х Цена 1 кВт-час (3.1)
Э= 45,7 х 75= 3427,5 руб.
Рассчитаем годовую экономию. В год производится 5151 тонн молока пастер. (п/э пак. 1л). Таким образом, годовая экономия составит:
Э/>= 3427,5 х 5151= 17655052,5 руб.
Проанализируем, как данное мероприятие отразится на себестоимости одной тонны молока пастер. (п/э пак. 1л). Для этого рассмотрим каждую статью калькуляции, проследим их изменение в результате экономии по статье топливо и электроэнергия.
Издержки на приобретение и установку сепаратора-молокоочистителя и автономной фреоновой система охлаждения составляют 37620 тыс. руб. Таким образом, в результате внедрения этого мероприятия возможно снижение себестоимости 1 т. молока пастер. (п/э пак. 1л) на 8000 руб.
Ранее отмечалось, что рентабельность молока пастер. (п/э пак. 1л) –4,8%, в связи с реализацией по заниженным ценам. То есть, оставив цену на уровне 355 тыс. руб. за 1 т., таким образом, повысится прибыль и рентабельность.
Таблица 3.2 Калькуляционная карта молока пастер. (п/э пак. 1л) на 1 т, тыс. руб.
Затраты
Стоимость до внедрения мероприятия
Стоимость после внедрения мероприятия
Отк.,
+/–

А
1
2
3
1. Сырьё и материалы
190
190

2. Транспортно-заготовительные расходы
6
6

3. Вспомогательные материалы
24
24

4. Электроэнергия
6
3,5
–2,5
5. Теплоэнергия
15
13
–2
6. Вода
3
3

7. Заработная плата
39
38
–1

Продолжение табл. 3.2
А
1
2
3
8. Отчисления в соц. страх.
14
13
–1    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–

Изменение ставки дисконта

6. Динамический срок окупаемости, лет

х
х
х
х
х
х
7. Чистый дисконтированный доход, т. р.

х
х
х
х
х
х
Изменение объема продаж

8. Динамический срок окупаемости, лет

х
х
х
х
х
х
9. Чистый дисконтированный доход, т. р.

х
х
х
х
х
х
10. Внутренняя норма доходности, %

х
х
х
х
х
х
11. Рентабельность продаж, %
х

Изменение производственных издержек

12. Динамический срок окупаемости, лет

х
х
х
х
х
х
13. Чистый дисконтированный доход, т. р.

х
х
х
х
х
х
14. Внутренняя норма доходности, %

х
х
х
х
х
х
15. Рентабельность продаж, %
х

Таким образом, суммарные потери от реализации риска неустойчивого спроса составят:
251548,6447-111006,5104-12688,0786=127854,0557 тыс.руб.
Методами снижения или компенсации риска могут служить:
Поиск платежеспособных партнеров
Маркетинговые исследования рынка
Заключение предварительных договоров с потребителями
Величина потерь от риска появления альтернативного поставщика и как следствие этого увеличения себестоимости 1 ед. продукции представлена в таблице 7.5.
Методами снижения или компенсации риска могут служить:
Маркетинговые исследования рынка
Использование услуг консалтинговых фирм
Распределение усилий предприятия и его капитальных вложений по разным инвестиционным проектам, непосредственно не связанным друг с другом
Таким образом, при реализации риска роста налогов по проведенным расчетам потери предприятия составят:251546,6127-249561,8537=1984,759 тыс.руб.
Методами снижения или компенсации риска могут служить:
Использование услуг консалтинговых фирм
Передача риска путем страхования
Таким образом, в данном разделе проведена оценка рисков, возникновение которых возможно при реализации данного проекта и предложены способы их снижения или избегания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с поставленными задачами мы рассмотрели вопросы, касающиеся:
1. определили понятие инвестиций и их роли в повышении эффективности функционирования предприятий АПК;
2. проанализировали показатели рентабельности исследуемого предприятия;
3. выработали мероприятия направленные на повышение рентабельности производства;
4. реализовали проект и просчитали его эффективность.
Итак, инвестиции – любые активы (денежные средства, ценные бумаги и др.), вкладываемые хозяйствующим субъектом в объекты предпринимательской деятельности в целях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта, в расчете на долгосрочную, в противовес альтернативной краткосрочной, перспективу. Они являются основой расширенного воспроизводства. Основными источниками инвестиций на предприятии являются прибыль и амортизация.    продолжение
–PAGE_BREAK–
В результате проведенного анализа показателей рентабельности мы выявили их снижение и указали, какие факторы на это повлияли.
На наш взгляд реальное же увеличение рентабельности производства возможно только при увеличении объем производства и реализации продукции в полном объеме, а так же снижение себестоимости продукции можно обеспечить путем осуществления комплекса организационно-экономических и производственно-технических мероприятий:
1. установление оптимального уровня закупочных цен на молоко у колхозов и совхозов с ориентировкой на фактические мировые цены;
2. осуществление технического перевооружения предприятия с целью улучшения качества и ассортимента производимой продукции, снижение себестоимости и повышения степени переработки молока.
В основе технического переоснащения лежит повышение конкурентоспособности производимой продукции путем улучшения ее ассортимента и качества. Дальнейшее расширение ассортимента производимой продукции и повышение ее качества зависит главным образом от технического оснащения предприятия новым оборудованием, отвечающим современным технологическим требованиям.
Наш проект направлен на снижение себестоимости продукции (молока пастер. п/э 1 л.), путем внедрения энергосберегающего оборудования, и характеризуется следующими показателями: индекс доходности инвестиций по всему дисконтированному чистому доходу составит 1,092, чистый приведенный доход 3462,2 тыс.руб., простой срок окупаемости 2,43 года, динамический срок окупаемости проекта (с учетом дисконтирования по ставке 18%) — 4,8 лет.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аносов В. О резервах роста рентабельности на современном этапе // Финансы. Учет. Аудит.– 2003.– №9.– с. 21–23
2. Архиереева А.В. Рентабельность и платежеспособность предприятий // Актуальные проблемы современной науки.– 2003.– №5.– с. 11–12
3. Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций – М.: Интерэксперт, 1995.
4. Бирман Г. Экономический анализ инвестиционных проектов – М.: ЮНИТИ, 1997.
5. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия – М.: Финансы и статистика, 1998.
6. Бромвич. М Анализ экономической эффективности капиталовложений – М.: ИНФРА-М, 1996.
7. Быков А.А. Управление прибылью и рентабельностью в условиях инфляции на примере белорусских предприятий // Современное управление.– 2003.– №6.– с. 21–29
8. Джуха В.М. Лизинг – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
9. Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций – Калининград: Янтарный сказ, 2000.
10. Зарук Н. Управление финансовой устойчивостью предприятия: платежеспособность, ликвидность, рентабельность // АПК: экономика, управление.– 2002.– №12.– с. 56–61
11. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов – М.: Финансы и статистика, 2000.
12. Коваленко Е.М. Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на ее уровень // Экономика. Финансы. Управление.– 2004.– №2.– с. 9–17
13. Крушвиц Л. Инвестиционные расчеты – СПб.: ПИТЕР, 2001.
14. Кузьменко В.В., Кузьменко И.П. Инвестиции как фактор расширенного воспроизводства в АПК // Актуальные проблемы современной науки.– 2003.– №1.– с. 2–3
15. Липсеец И.В., Коссов В.В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа: Учебно-справочное пособие.– М.:, 1996.– 304 с.
16. Намазов А.Б. Инвестиционная политика в АПК Узбекистана // Актуальные проблемы современной науки.– 2003.– №4.– с. 23–24
17. Норкотт Д. Принятие инвестиционных решений – М.: ЮНИТИ, 1997.
18. Писаренко П.И., Плахотнюк М.М. Себестоимость продукции и рентабельность производства.– М.:, 1988. – 67 c.
19. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник.– 2-е изд., испр. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2003.– 400 с.– (Серия «Высшее образование»).
20. Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В. Савицкая.– 8-е изд., перераб.– М.: Новое знание, 2003.– 640 с.– (Экономическое образование).
21. Сафронов В.В. Рентабельность АПК.– Воронеж:, 1989.– 197 с.
22. Стесин В. Инвестиционная ситуация в агропромышленном комплексе Республики Беларусь // Агроэкономика.– 2004.– №3.– с. 5–6
23. Управление инвестициями под ред. Шеремета В.В. – М.: Высшая школа, 1998.
24. Хабаров Г.А. Рентабельность производства – основа финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий // Аграрная наука.– 2002.– №8.– с. 4–5
25. Хелферт Т. Техника финансового анализа – М.: ЮНИТИ, 1996.