Ипполит. Еврипид

Ипполит.
Еврипид

ИППОЛИТ
Трагедия (428 до н. э.) В древних Афинах правил царь Тесей. Как у Геракла, у
него было два отца – земной, царь Эгей, и небесный, бог Посейдон. Главный свой
подвиг он совершил на острове Крит: убил в лабиринте чудовищного Минотавра и
освободил Афины от дани ему. Помощницей ему была критская царевна Ариадна: она
дала ему нить, следуя которой он вышел из лабиринта. Ариадну он обещал взять в
жены, но ее потребовал для себя бог Дионис, и за это Тесея возненавидела богиня
любви Афродита.

Второй женой
Тесея была воительница-амазонка; она погибла в бою, а Тесею оставила Ипполита.
Сын амазонки, он не считался законным и воспитывался не в Афинах, а в соседнем
городе Трезен. Амазонки не желали знать мужчин – Ипполит не желал знать женщин.
Он называл себя служителем девственной богини-охотницы Артемиды, посвященным в
подземные таинства, о которых рассказал людям певец Орфей: человек должен быть
чист, и тогда за гробом он обретет блаженство. И за это его тоже возненавидела
богиня любви Афродита.

Третьей женой
Тесея была Федра, тоже с Крита, младшая сестра Ариадны. Тесей взял ее в жены,
чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается месть Афродиты.
Федра увидела своего пасынка Ипполита и влюбилась в него смертной любовью.
Поначалу она одолевала свою страсть: Ипполита не было рядом, он был в Трезене.
Но случилось так, что Тесей убил восставших на него родственников и должен был
на год удалиться в изгнание; вместе с Федрой он переехал в тот же Трезен.

Здесь любовь
мачехи к пасынку вспыхнула вновь; Федра обезумела от нее, заболела, и никто не
мог понять, что с царицей. Тесей уехал к оракулу; в его отсутствие и произошла
трагедия. Собственно, Еврипид написал об этом две трагедии. Первая не сохранилась.
В ней Федра сама открывалась в любви Ипполиту, Ипполит в ужасе отвергал ее, и
тогда Федра клеветала на Ипполита вернувшемуся Тесею: будто бы пасынок влюбился
в нее и хотел обесчестить.

Ипполит
погибал, но правда открывалась, и только тогда Федра решалась покончить с
собой. Именно этот рассказ лучше всего запомнило потомство. Но афинянам он не
понравился: слишком бесстыдной и злой оказывалась здесь Федра. Тогда Бврипид
сочинил об Ипполите вторую трагедию – и она перед нами.

Начинается
трагедия монологом Афродиты: боги карают гордецов, и она покарает гордеца
Ипполита, гнушающегося любовью. Вот он, Ипполит, с песней в честь девственной
Артемиды на устах: он радостен и не знает, что сегодня же на него обрушится
кара. Афродита исчезает, Ипполит выходит с венком в руках и посвящает его
Артемиде – “чистой от чистого”. “Почему ты не чтишь
Афродиту?” – спрашивает его старый раб.

“Чту, но
издали: ночные боги мне не по сердцу”, – отвечает Ипполит. Он уходит, а
раб молится за него Афродите: “Прости его юношескую надменность: на то вы,
боги, и мудры, чтобы прощать”. Но Афродита не простит.

Входит хор
трезенских женщин: до них дошел слух, что царица Федра больна и бредит. Отчего?
Гнев богов, злая ревность, дурная весть? Навстречу им выносят Федру, мечущуюся
на ложе, с нею старая кормилица. Федра бредит: “В горы бы на охоту! На
цветочный Артемидин луг! На прибрежное конское ристалище” – все это
Ипполитовы места.

Кормилица
уговаривает: “Очнись, откройся, пожалей если не себя, то детей: если
умрешь – не они будут царствовать, а Ипполит”. Федра вздрагивает: “Не
называй этого имени!” Слово за слово: “причина болезни- любовь”;
“причина любви – Ипполит”; “спасение одно- смерть”.
Кормилица выступает против: “Любовь – всесветный закон; противиться любви
– бесплодная гордыня; а от всякой болезни есть лекарство”. Федра понимает
это слово буквально: может быть, кормилица знает какое-нибудь целительное
зелье? Кормилица уходит; хор поет: “О, да минет меня Эрот!” Из-за
сцены шум: Федра слышит голоса кормилицы и Ипполита. Нет, речь была не о зелье,
речь была о любви Ипполита: кормилица все ему открыла – и напрасно. Вот они
выходят на сцену, он в негодовании, она молит об одном: “Только ни слова
никому, ты ведь поклялся!” – “Язык мой клялся, душа моя ни при
чем”, – отвечает Ипполит.

Он произносит
жестокое обличение женщин: “О если бы можно было без женщин продолжать
свой род! Муж тратится на свадьбу, муж принимает свойственников, глупая жена
тяжка, умная жена опасна, – я сдержу клятву молчания, но я проклинаю вас!”
Он уходит; Федра в отчаянии клеймит кормилицу: “Проклятие тебе! Смертью я
хотела спастись от бесчестья; теперь вижу, что смертью от него не спастись.
Осталось одно, последнее средство”, – и она уходит, не называя его. Это
средство – возвести на Ипполита вину перед отцом. Хор поет: “Ужасен этот
мир! Бежать бы из него, бежать бы!” Из-за сцены плач: Федра в петле, Федра
скончалась! На сцене тревога: является Тесей, он в ужасе от неожиданцого
бедствия, дворец распахивается, над телом Федры начинается общий плач. Но
отчего она покончила с собой? В руке у нее писчие дощечки; Тесей читает их, и
ужас его еще больше. Оказывается, это Ипполит, преступный пасынок, посягнул на
ее ложе, и она, не в силах снести бесчестья, наложила на себя руки.

“Отче
Посейдон! – восклицает Тесей. – Ты когда-то обещал мне исполнить три моих
желания, – вот последнее из них: накажи Ипполита, пусть не переживет он этого
дня!” Появляется Ипполит; он тоже поражен видом мертвой Федры, но еще
больше – упреками, которые обрушивает на него отец. “О, почему нам не дано
распознавать ложь по звуку! – кричит Тесей. – Сыновья лживее отцов, а внуки –
сыновей; скоро на земле не хватит места преступникам. Ложь – твоя святость,
ложь – твоя чистота, и вот – твоя обличительница. Прочь с глаз моих – ступай в
изгнание!” – “Боги и люди знают – я всегда был чист; вот тебе моя
клятва, а об иных оправданиях я молчу, – отвечает Ипполит. – Ни похоть меня не
толкала к Федре-мачехе, ни тщеславие – к Фед-ре-царице. Вижу я: неправая из
дела вышла чистой, а чистого и правда не спасла. Казни меня, если
хочешь”.- “Нет, смерть была бы тебе милостью – ступай в
изгнание!” – “Прости, Артемида, прости, Трезен, простите, Афины! Не
было у вас человека чище сердцем, чем я”. Ипполит уходит; хор поет:
“Судьба переменчива, жизнь страшна; не дай мне бог знать жестокие мировые
законы!” Проклятие сбывается: приходит вестник. Ипполит на колеснице
выехал из Трезена тропой меж скал и берегом моря. “Не хочу я жить
преступником, – взывал он к богам, – а хочу лишь, чтобы отец мой узнал, что не
прав, а я прав, живой или мертвый”. Тут море взревело, вскинулся вал выше
горизонта, из вала встало чудище, как морской бык; кони шарахнулись и понесли,
колесницу ударило о скалы, юношу поволокло по камням. Умирающего несут обратно
во дворец. “Я отец ему, и я обесчещен им, – говорит Тесей, – пусть же он
не ждет от меня ни сочувствия, ни радости”.

Но тут над
сценой является Артемида, богиня Ипполита. “Он прав, ты не прав, – говорит
она. – Не права была и Федра, но ею двигала злая Афродита. Плачь, царь; я делю
с тобой твою скорбь”.

На носилках
вносят Ипполита, он стонет и молит добить его; за чьи грехи он расплачиваетея?
.Артейида наклоняется над ним с высоты: “Это гнев Афродиты, это она
погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит оставляет безутешным Тесея: три
жертвы одна несчастнее другой. О, как жаль, что боги не расплачиваются за
судьбы людей! Будет горе и Афродите – у нее тоже есть любимец – охотник Адонис,
и он падет”.

Ипполит –
главный герой трагедии. Основной чертой образа И. является его благочестие. При
этом главной добродетелью выступает его девственная чистота. И. не сомневается
в своей добродетели и считает себя превосходящим ею всех людей. Однако
оборотной стороной всецелой преданности Артемиде оказывается естественное
пренебрежение, которое он проявляет к богине Афродите. И. решительно отвергает
всякие попытки своего старого слуги уберечь его от заносчивости перед
Афродитой.

Он
распространяет свою ненависть на всех женщин и гневно обрушивается на вовсе не
заслужившую его упреков Федру. И. ненавидит женщин вовсе не из-за того, что
порочным оказалось, с его точки зрения, поведение Федры, напротив, о поведении
Федры он судит так в силу ненависти к женщинам. И именно это несправедливое
отношение стало в конечном счете непосредственной причиной его гибели. В
приступе гнева и негодования И. грозится нарушить данную им клятву молчать, не
снисходя ни на какие просьбы кормилицы. Эти крики негодования слышит Федра и,
готовясь умереть, готовит гибель и И.

Дополнительной
характеристикой образа И. является подчеркнутая элитарность его образа жизни,
которая также не могла получить однозначно положительной оценки со стороны даже
вполне образованного и современного античного зрителя этой трагедии.

В этой трагедии
главным антагонистом И. выступает Федра. В ее образе находит развитие та же
тема – соотношение истинного благочестия и соблюдения чистоты. В этом смысле
образы имеют параллельное развитие. Однако применительно к Федре тема
развивается в положительном ключе: Федра сопротивляется страсти,чтобы не
преступить традиционные нормы морали, и такое сопротивление не может вызвать
ничего, кроме похвалы. Что касается И., то в его образе тема получает скорее
отрицательную трактовку. В этом смысле образы Федры и И. противопоставляются
друг другу.

Елена –
персонаж трех трагедий Еврипида: “Троянок”, “Елены” и
“Ореста”. Две из них, “Троянки” и “Орест”,
представляют традиционный образ Е. – убежавшей с Парисом неверной жены и
виновницы бед, обрушившихся на Элладу. В трагедии “Елена” Еврипид
изображает Е. невиновной.

В трагедии
“Троянки” изображен увод в рабство знаменитых троянских женщин. В
числе пленных оказывается и Е., которую греки передали Менелаю с пожеланием
убить или увезти обратно в Грецию.

Встретившись с
мужем по окончании Троянской войны, Е. не испытывает смущения или стыда, но
старается прикрыть свою измену речью, полной обмана и софистических уловок. Е.
утверждает, что побудила ее к проступку божественная необходимость, а старая
Гекуба показывает, что это была страсть к Парису и несметным богатствам. Е.
настаивает на том, что после смерти Париса она жила в Трое пленницей, между
тем, по словам Гекубы, все это время она наслаждалась роскошью азиатской жизни
и ни за что не хотела покидать Трою. Сцена получает особое звучание, потому что
все знают, что Е. не будет убита Менелаем, но подчинит его себе и благополучно
вернется домой. В этом отношении ее образ контрастирует с образами других
пленниц: Кассандры, Андромахи, Гекубы, Поликсены, которые, не имея за собой
никакой вины, претерпевают насилие, издевательства, а некоторые- и смерть.

В трагедии
“Орест” изображен приезд Е. из Трои в Аргос, куда Менелай, боясь
гнева толпы, тайно прислал ее прежде своего собственного прибытия.

В трактовке
образа Е. этой трагедией выделяются два аспекта. С одной стороны, это такая Е.,
какой она воспринимается греками, – “царица зол”, виновница войны и
всех вообще бед, причиненных войной. Е. окружена ненавистью как толпы, так и
домочадцев, которые считают ее причиной постигших их дом несчастий. С другой
стороны, подчеркивается, что помимо отношения к Е. отцов и матерей погибших
героев, помимо ее преступления перед Грецией существует божественный замысел,
орудием которого она была. Е. предстоит стать богиней, и черты божественного
угадываются в некоторых особенностях ее поведения. Излишние страсти обходят ее
стороной, по контрасту с прочими участниками драмы она сохраняет меру в своих
переживаниях.

Печаль о судьбе
дома Агамемнона уравновешивается в ней радостью за дочь Гермиону. Будучи, по
мысли всех участников трагедии, главной виновницей интриги, Е. одна не
испытывает особенных страданий. Когда же отчаявшиеся Орест и Пи-лад хотят убить
ее как виновницу всех зол, Аполлон уносит ее на небо, ибо она не подлежит
человеческому суду.

В трагедии
“Елена” Еврипид излагает версию, согласно которой не сама Е. была
увезена Парисом в Трою, а ее призрак, сотканный Герой из эфира. Сама же Е. на
время Троянской войны была перенесена Гермесом в Египет к благочестивому царю
Протею, где должна была, храня верность Менелаю, ждать, пока он по воле богов
не окажется в этой земле.

Электра – персонаж
трагедий “Электра” и “Орест”. В трагедии
“Электра” Э. выдана Эгис-фом и Клитемнестрой замуж за бедного
крестьянина. Однако этот брак остается фиктивным, так как крестьянин сознает,
что получил Э. не по праву. Идя за водой, Э. встречает у источника Ореста,
который вместе с Пиладом тайно прибыл в Аргос и по разговору Э. с хором узнал в
ней сестру. Составляется план мести, и Орест приходит в замешательство, не
зная, как ему справиться одновременно с Эгисфом и матерью. Э. предлагает свою
помощь в отношении матери: согласно придуманному ею плану, она должна заманить
Клитемнестру в дом под предлогом рождения первенца. Перед прибытием
Клитемнестры Ореста охватывают сомнения и ужас, так что он вовсе готов
отказаться от мысли убивать ее, и только настойчивость и непреклонность Э.
возвращают его к первоначальному замыслу.

Э. встречает
Клитемнестру полной ненависти и упреков речью и препровождает в дом, где ее
убивает Орест. Немедленно после убийства матери Э. и Орест поднимают плач о
содеянном, причем Э. целиком берет на себя всю вину.

В построении
образа главной героини Еврипид использует свой излюбленный прием, общий для
всех его так называемых “драм мести” (ср. “Медея”,
“Гекуба”). Суть этого приема сводится к тому, что, несмотря на
законное желание отомстить, беззаконной изображается владеющая героиней
нечестивая страсть к мщению, которая в финале обращает ситуацию в
противоположность намеченной в начале, лишая свершившуюся месть каких-либо
законных оправданий. Достигается этот эффект, как правило, тем, что критерием
оценки всех поступков трагедии служит мерило обычной человеческой морали.

В трагедии
“Орест” действие разыгрывается на шестой день после убийства
Клитемнестры, которое, согласно предложенной здесь версии, произошло в самом
дворце и без решающего участия Э. В то время как Ореста мучают Эринии, а Э.
преданно ухаживает за тяжело больным братом, аргосское собрание должно решить,
казнить или не казнить детей Агамемнона. Ар-госцы принимают решение о казни, но
Э. не хочется умирать. Пришедший на помощь Пилад предлагает прежде всего
отомстить предавшему их Менелаю, убив его жену Елену. А Э. изобретает способ,
как при этом спастись и самим. Она предлагает взять в заложницы дочь Менелая
Гермиону и заставить его тем самым помогать им, а в случае его упорства убить ее.
Сама же Э. и осуществляет план захвата Гермионы, заманивая ее в дом под тем
предлогом, что им необходима ее помощь в умолении родителей. Гермио-на с
радостью соглашается помочь и попадает под нож к Оресту, вымогающему спасение
себе и своей сестре. Интрига разрешается появлением Аполлона, который велит
Гермиону отпустить, а Э. отдать замуж за Пилада.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.rin.ru/cgi-bin/index.pl