–PAGE_BREAK–Норма закрепления в п.13 ст.3 Закона №137-ФЗ предусматривает, что если кадастровая стоимость земли не определена, то для целей указанных в ст.65 ЗК РФ, применяется нормативная цена земли.
По нашему мнению, это правило не распространяется на налогообложение, поскольку в п.5 ст.65 ЗК РФ четко указанно, что для целей налогообложения следует пользоваться исключительно кадастровой стоимостью земельного участка.
Совершенно очевидно, что если для целей налогообложения использовать нормативную цену земельного участка, то сумма земельного налога возрастет в несколько раз, поскольку нормативная цена земли значительно выше её кадастровой стоимости
Рассмотрим это на примере г. Москвы где земельный налог по правилам главы 31 НК РФ стал исчисляться с 1 января 2005 г (на год раньше чем везде)
Кадастровая стоимость земельного участка в черте города рассчитывается путем умножения его площади на кадастровую стоимость одного квадратного метра этой земли. Кадастровая стоимость определяется в то время исходя из удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы по кадастровым кварталам города и видам функционального использования земель (утверждены постановлением Правительства Москвы ” О результатах государственной кадастровой оценки земель города Москвы от 03.06.2003 г №417-ПП)
В 2005 году цена квадратного метра земли под жилыми домами многоэтажной и повышенной этажности постройки в кадастровом квартале №77-01-01001 составляла 22972 руб. по обособленными водными объектами (в этом же кадастровом квартале) -3572 руб. и т.д.
Этим же документом была определена в г. Москве и нормативная цена земли, которая, кстати, не делилась по видам функционального использования, т.е. применительно к примеру земля под жилыми домами и под водными объектами стоила одинаково. Нормативная цена земли в этом же кадастровом квартале г. Москвы (№77-01-001) в 2005 г. составляла 49089 руб. за квадратный метр.
После не сложных подсчетов убеждаемся, что в Москве в 2005 г. нормативная цена земли превышала её кадастровую в одном и том же квартале от двух до четырнадцати раз.
Таким образом, подменять кадастровую стоимость земли её нормативной ценой в целях исчисления земельного налога по правилам главы 31 НК РФ, по нашему мнению, нельзя.
2.1 Порядок определения налоговой базы Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.1 ст.391 НК РФ)
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, по которым налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики — физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, так же определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения (п.3. ст.391 НК РФ, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами.
Согласно п.5 ст.391 НК РФ налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
Героев советского союза, героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена славы;
инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а так же лиц, которые имеют I и II группу инвалидности установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
инвалидов с детства;
ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию в следствии ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» от 10.01.2002г. №2-ФЗ, Законом РФ «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации в следствии катастрофы на Чернобыльской АС» от 15.05.1991г. №1244-1, Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении „Маяк“ и сбросов радиоактивных отходов в реку „Теча“ от 26.11.1998г №175-ФЗ»,
физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь пили ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термо-ядерного оружия, ликвидация аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектов.
Указанное уменьшение налоговой базы производится на основании подтверждающих это право документов, которые налогоплательщик самостоятельно представляет в налоговый орган по месту нахождения земельного участка (п.6 ст.391 НК РФ).
Пример. Гражданин Груздев Е.Н. ветеран Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городе Ржеве, предоставленные для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009г. составляет 200000 руб. Предположим, что местным законом дополнительное уменьшение налоговой базы на не облагаемую земельным налогом сумму на этой территории не предусмотрено. Сумма земельного налога за 2009 год. Со стоимости этого участка при условии, что гражданин Груздев Е.Т. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом: (200000 руб. — 10000руб) *0.3%=570руб.
Обратите внимание: на 10000 руб. уменьшается не сама сумма земельного налога, а только налоговая база (кадастровая стоимость земельного участка).
По нашему мнению, уменьшение налоговой базы на необлагаемую налогом сумму производится и в случае сдачи земельного участка (его части) в аренду, поскольку нормы п.5ст.391 НК РФ не ставят получение права на уменьшение налоговой базы в зависимость от использования земли.
Например в ст.12 Закона РФ №1738-1, применявшегося до введения в действие ЗК РФ, было четко указанно, что с лиц, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользования) взимается земельный налог с площади переданной в аренду (пользование). Регламентацией главы 31 НК РФ это правило распространяется только на налогоплательщиков, претендующих именно на налоговые льготы (о чем ниже), а не на лиц, имеющих право на уменьшение налоговой базы
Пример2. Гражданка Вешенка Е. П., инвалид Великой Отечественной войны, имеет в собственности земельный участок в городе Муроме предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008г составляет 100000руб.
Предположим, что местным законом дополнительное отношение налоговой базы на необлагаемый земельным налогом суммы на этой территории не предусмотрено.
Указанный земельный участок весь 2008г. сдавался в аренду. Сумма земельного налога за 2008 г. со стоимости этого участка при условии, что гражданка Вешенка Е.П. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы рассчитываются следующим образом: (100000руб-10000руб)) 0.3% =270 руб.
Кстати на территории города Москвы согласно п.2ст.3.1 Закона города Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 года №74 налоговая база, уменьшенная в соответствии с главой 31 НК РФ на необлагаемую налогом сумму, дополнительно уменьшается на 1000000 руб. для всех категорий лиц, указанных в п.5 ст.391 НК РФ (причем в отношении инвалидов не действуют правила «группа инвалидности, установленная до 1 января 2004 г. без вынесения заключения по степени ограничения способности трудовой деятельности»), Герое Социалистического Труда и полных кавалеров орденов Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных силах СССР», а также одного из родителей (усыновителей) в многодетно семье.
Пример 3. Гражданин Боровик М. Н., ветеран боевых действий, имеет в собственности земельный участок в городе Москве предоставленный для садоводства. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009 года составляет 1800000 руб.
Сумма земельного налога за 2009год со стоимости этого участка при условии, что гражданин Боровик М.Н. самостоятельно представил в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, рассчитывается следующим образом (1800000 руб-10000руб-1000000руб) *0.3%=2370руб.
Обратите внимание: согл. п.3 ст.3.1 Закона города Москвы №74 в случае сдачи земельного участка (в его части) в аренду уменьшение налоговой базы на дополнительно не облагаемую налогом сумму в отношении переданного в аренду земельного участка (его части) не производится.
Обратите внимание: в случае, когда размер необлагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю (п.7 ст.391 НК РФ). Иначе говоря, налогоплательщику земельный налог платить не нужно. При этом ему ничего не возвращается и не засчитывается в счет будущих платежей по земельному налогу.
Пример 4. Гражданка Валуева С.А. инвалид с детства, имеет в собственности земельный участок а Оренбургской области, предоставленный для огородничества. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2008 года составляет 9500 руб.
Земельный налог на 2008 год со стоимости этого участка ей уплачивать не нужно, поскольку размер не облагаемой налогом суммы (10000 руб) превышает размер налоговой базы (9500руб).
Налоговая база в этом случае принимается равной нулю, но только при условии, что гражданка Валуева С.А. самостоятельно представила в налоговый орган по месту нахождения земельного участка соответствующие документы, подтверждающие право на уменьшение налоговой базы.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности (п.1. ст.392 НК РФ).
Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях (п.2 ст.392 НК РФ).
В случае если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для её использования, налоговая база в отношении пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Это означает, что покупатель здания, сооружения или другой недвижимости является плательщиком земельного налога только в случае, когда к нему перешло право собственности на землю, занятую приобретенной недвижимостью и необходимую для её использования, причем, по нашему мнению, только с момента государственной регистрации этого права.
Налоговый и отчетный периоды:
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (ст.393 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый, второй и третий квартал календарного года.
2.2 Налоговые ставки, льготы по уплате земельного налога Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать 0.3% кадастровой стоимости в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
приобретенных (представленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.
В отношении прочих земельных участков налоговые ставки не могут превышать 1.5% их кадастровой стоимости (п.1 ст.394 НК РФ).
Льготы по уплате земельного налога
В соответствии со ст.395 главы 31 НК РФ от обложения земельным налогом освобождаются:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
религиозные организации в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, в — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г №223), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
организации-резиденты особой экономической зоны -в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
При применении норм п.1 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участков организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, предоставленных им для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций, следует иметь в виду, что согласно ст.5 Закона РФ ” Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” от 21.07.1993г. №5473-1 уголовно-исполнительная система Минюста России включает в себя:
учреждения, исполняющие наказания;
продолжение
–PAGE_BREAK–территориальные органы уголовно-исполнительной системы;
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказания.
По решению Правительства РФ в уголовно-исполнительную систему могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проекты, лечебные, учебные и иные учреждения.
Так, например, в Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему (утвержден постановлением Правительства РФ от 01.02.2000г №89) включены:
базы материально-технического и военного снабжения;
управления строительства;
центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия;
межрегиональные ремонтно-восстановительные базы;
центры инженерно-технического обеспечения;
центральный узел связи;
автомобильные и железнодорожные хозяйства;
жилищно-коммунальные хозяйства;
подразделения технического надзора, лаборатории;
научно-исследовательские институты;
образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного характера образования;
санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей;
военно-врачебные комиссии;
центры санитарно-эпидемиологического надзора;
предприятия торговли;
редакции периодических изданий;
отделы специального назначения;
подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий;
военное представительство;
следственные изоляторы.
При применении норм п.2 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом земельных участков, которые заняты государственными автомобильными дорогами общего пользования, необходимо обратить внимание на следующее.
Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает одну или несколько проездных путей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии (ст.2. Федерального закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ).
К землям, занятым государственными автомобильными дорогами общественного пользования, принято относить земли в пределах полосы отвода этих дорог со всеми входящими в их состав зданиями и сооружениями (земляное полотно, проезжая часть дороги, мосты, трубы, водоотводные, защитные и другие инженерно-дорожные сооружения, дорожные знаки и указатели, здания линейно-эксплуатационной службы и другие объекты, имеющие специальное назначении по обслуживанию указанных дорог).
В полосу отвода автомобильных дорог входят и земельные участки, необходимые для защитных лесонасаждений и устройств в местах, подверженных снежным и песчаным заносам и другим природным воздействиям.
Таким образом, при применении рассматриваемой льготы (п.2. ст.395 НК РФ) следует обязательно учитывать нормы постановления Правительства РФ №61 ” О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации”. Так, например, налоговая служба, принимая во внимание этот документ, считает, что организации в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, расположенные в границах городских населенных пунктов, освобождаются от уплаты земельного налога (письмо ФНС России от 11.12.2007г. № 11-0-09\1454@).
Религиозные организации в праве основывать и содержать следующие издания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружение, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (половничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. ст.16. Закона №125-ФЗ и п.1 Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2001г №490).
Религиозные организации в праве осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно так и путем учреждения благотворительных организаций (п.1ст.18 Закона №125-ФЗ).
Таким образом, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельностью.
Обратите внимание: Некоторые представители налоговой службы на местах считают, что рассматриваемая льгота предоставляется только в отношении земельного участка, находящегося непосредственно под храмом или иным культовым зданием, в отношении же иных участков земли этой религиозной организации льгота не предоставляется.
По нашему мнению, это утверждение не верно, поскольку данная норма сформулирована так, что если на земле религиозной организации находится хотя бы одно здание (строение, сооружение) религиозного и благотворительного назначения, то весь земельный участок, на котором оно расположено, полностью освобождается от уплаты земельного налога.
В разъяснение трактования рассматриваемой нормы в письме Минфина России от 24.05.2005г. №03-06-02-02\41 отмечено, что от обложения земельным налогом освобождается весь земельный участок, принадлежащей религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, не зависимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения.
При применении льготы, установленной п.5 ст.395 НК РФ, налогоплательщики должны знать следующее.
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможности решение задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляет не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (ст.33 Федерального закона «О социально защите инвалидов в Российской федерации» от 24.11.1995г. №181-ФЗ). Общественные организации инвалидов, в том числе учреждения, созданные такими общественными организациями не в праве применять указанную льготу. В то же время освобождение от уплаты земельного налога для них может быть предусмотрено местным законодательством.
Под учреждение понимается не коммерческая организация созданная собственником для осуществления управленческих, социально культурных или иных функций не коммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст.120 ГК РФ).
При применении норм п.6 ст.395 НК РФ в части освобождения от обложения земельным налогом организации народных художественных промыслов отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий художественных промыслов, необходимо обратить внимание на следующее.
К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных (подлежащих реализации путем поставки или иной продажи либо обмена) товаров собственного производства (работ, услуг, выполненных, оказанных своими силами) которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляет не менее 50% (п.2 ст.5 Федерального закона ” О народных художественных промыслах” от 06.01.1999г №7-ФЗ).
При применении норм п.7ст.395 НК РФ необходимо подчеркнуть следующие:
Коренные малочисленные народы Российской Федерации -это народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями (п.1. ст.1 Федерального закона ” О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации” от 30.04.1999г № 82-ФЗ и ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» от 20.07 2000г №104-ФЗ).
Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден постановление Правительства РФ от 24.03.2000г № 255.
Что касаетсяльгот для научных организаций при Российских академиях (п.8 ст.395 НК РФ), то хотелось бы отметить следующее.
Научная (научно-исследовательская) деятельность, к которой относится фундаментальные и прикладные научные исследования, — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст.2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политики» от 23.08.1996г. №127-ФЗ). Из вышесказанного становится очевидным, что научная организация имеет право на льготу по уплате земельного налога только при условии, что выделенный ей земельный участок относится к землям какой либо из указанных академий наук (по нашему мнению, это должно содержаться в документе, удостоверяющем право собственности, владения или пользование земельным участком).
Местные власти как упоминалось ранее, имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу. Согласно ст.3.1 «Налоговые льготы» Закона г. Москвы №74 от обложения земельным налогом освобождаются:
органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве — в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из федерального бюджета, бюджета города Москвы, а также за счет средств профсоюзов, — в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры социального обеспечения, физической культуры и спорта (в соответствии с законом г. Москвы от 16.07.2008г. №36 с 1 января 2010 г. слова «федерального бюджета» будут исключены);
государственные учреждения города Москвы, созданные по решениям Правительства Москвы и финансируемые из бюджета города Москвы, — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
организации и физические лица — в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
государственные научные центры, а также научные организации, выполняющие научно-исследовательские и опытно — конструкторские работы за счет средств бюджетов, средств Российского фонда фундаментальных исследований и Российского фонда технологического развития, — в отношении земельных участков, используемых ими в целях научной деятельности (согласно Закону г. Москвы №36 с 1 января 2010г. этот пункт утрачивает силу);
учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, — в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26.09.2001г. №48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25% (при определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договором подряда и другим договорам гражданско-правового характера), — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2005г. № 223), работ и услуг (за исключение брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков);
органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
органы, подразделения и организации пожарной охраны — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно -строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения уставных целей в соответствии с Жилищным кодексом РФ.
При этом налоговые льготы в соответствии с п.3 ст.3.1 Закона г. Москвы№74 не распространяются на земельные участки (части, доли земельных участков), сдаваемые в аренду. Правда, есть и исключения из этого правила (п.4 ст.3.1 Закона №74). Однако это совершенно иное, убедитесь сами. Налогоплательщики перечисленные в поп.2,9 и 10 п.1 ст.3.1 Закона №74, освобождаются от налогообложения в отношении сдаваемых в аренду земельных участков (частей, долей земельных участков) в случаях, когда арендная плата в полном объеме учитывается в доходах федерального бюджета, бюджета города Москвы с отражением доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сметах доходов и расходов учреждений. Действие указанной нормы распространяется на учреждения, финансируемые из федерального бюджета, с 1 января 2005г, на учреждения, финансируемые из бюджета города Москвы, — с 1 января 2006г.
Глава 3. Порядок исчисления и уплаты земельного налога В общем случае сумма земельного налога исчисляется по истечению налогового периода (календарного года как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базе (п.1 ст.396 НК РФ). Иначе говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.
Пример 5. ООО „Афина“ имеет в собственности земельный участок в городе Москве занятый офисным здание и производственными помещениями. Кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января 2009 года составляет 20млн. руб. Сумма земельного налога за 2009 год с этого участка составит для ООО „Афина“ 300000руб. (20000000*1,5%).
Организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями. (В отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности), исчисляют сумму земельного налога (сумму авансовых платежей по налогам) самостоятельно (п.2 ст.396 НК РФ).
Если иное предусмотрено п.2 ст.396 НК РФ, сумма налога (сумма авансовых платежей по налогам), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками являющимися физическими лицами, исчисляются налоговыми органами (п.3 ст.396 НК РФ).
Организации и предприниматели, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего года как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п.6 ст.396 НК РФ).
Пример 6. ЗАО „Гефест“ имеет в собственности земельный участок, который находится на территории г. Москвы и занят офисным зданием. Кадастровая стоимость этого участка по состоянию на 1 января 2009г составляет 4 млн. руб.
Сумма авансового платежа по земельному налогу за первый квартал 2009г рассчитывается ЗАО „Гефест“ следующим образом:
4000000 руб.: 4 * 1,5% = 15000 руб.
Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам года, определяется как разница между суммой налога, исчисленной согласно п.1 ст.396 НК РФ, и суммами авансовых платежей, подлежащих уплате в течение этого года (п.5 ст.396 НК РФ)
Обратите внимание: если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15 -го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.
продолжение
–PAGE_BREAK–