Искусство Донателло \1386– 1466\, 623 года со дня рождения
Донателло – его полноеимя Донато ди Никола ди Бетто Барди – величайший скульптор первой половины 15века.
Для средней Италии этобыло время окончательного и решительного преодоления еще сохраняющихсяготических традиций и создание нового стиля раннего Возрождения. Первымгородом, в котором создается ренессансная культура, была Флоренция. Смелыеоткрытия, гениальные предвидения в науке, философии, эстетике, визобразительном искусстве, осознание величия личности, вера в безграничныевозможности разума – вот характерные черты этой эпохи. Роль пластическогоискусства была особенно велика, так как оно обращалось к самому широкомузрителю.
Три великих мастеранаходятся во главе нового искусства: архитектор Филиппо Брунеллески, живописецТомазо ди Джованни, прозванный Мазаччо, и Скульптор Донателло.
Его первые работыотносятся к 1408 году. Статуя Давида еще сохраняет готический изгиб фигуры,придающий ей некоторую неустойчивость, но почти исчезла «бестелесность» средневековойпластики. И хотя хрупкость пропорций еще сохраняется, но одежда точно следуетза реальным очертанием тела. Еще более реальным стали статуи евангелистов: св.Иоанна и св. Марка (Микеланджело скажет, что у св. Марка лицо порядочногочеловека и, если он был таким, можно поверить и его писаниям).
По заказу цехаоружейников мастер выполнил статую «св. Георгий», которая была установлена вовнешней нише церкви Ор Сан Микеле. Эту церковь городские цеха украшалиизображениями своих святых патронов. Св. Георгий был покровителем воинов иоружейников. Донателло создает образ молодого война – он стоит очень прямо,ноги широко расставлены, одна чуть выставлена вперед и выходит за крайпостамента, ей соответствует выставленное вперед плечо, голова юноши поднята вверхи чуть повернута влево. Благодаря такому соединению устойчивого положения телаи подвижному контуру фигуры, художник добивается необычайной достоверностиобраза. Густые завитки волос обрамляют тонкое юношеское лицо с решительным ивоинственным взглядом.
Св. Георгий — бесстрашныйгерой, юношески порывистый, мужественный защитник своего народа. Он лучший излучших, но он и один из тех, кто самоотверженно сражался за свободу своегогорода. На долгие годы св. Георгий стал романтическим символом Флоренции. Вазарипишет о нем: «…и, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни водном мраморе столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили вэто произведение Донато».
В 1432 году Донателло иБрунеллески отправились в Рим. Целые дни проводят они на Форуме, древней частиВечного города. Не зная усталости, они измеряют античные памятники, мечтаютнайти новое. Римляне были уверены, что флорентийцы ищут в развалинах клад и синтересом за ними наблюдали.
После возвращения из Римасамой значительной работой Донателло стал Бронзовый Давид. Неизвестно, для когостатуя была выполнена, но в 1469 году она украшала внутренний дворик палаццоМедичи во Франции.
Давид – библейский герой,и цель художника воспеть самоотверженность юноши. После одержанной победы,молодой пастух стоит, чуть наклонив голову, его взгляд устремлен наповерженного врага, лицо юноши скрыто тенью от полей пастушеской шляпы, поэтомувзгляд его уловить трудно. В руках он держит меч, которым только что убилГолиафа. Подобно греческим богам и героям, Давид представлен обнаженным, иострое лезвие меча подчеркивает мягкую нежность тела подростка. Донателломаксимально использует все возможности бронзы: плавную текучесть формы иостроту граней. Образ Давида полон внутренней ясности и гармонии, в немсоединяются лучше черты личности, сохраняющие актуальность во все времена:благородство, величие души. Джорджо Вазари пишет о Давиде: «Фигура этанастолько естественна в своей оживленности и мягкости, что художники не хотятверить, что она не отлита с натуры».
В 1443-1450 годахДонателло живет в Падуе, где работает над созданием алтаря для собораСант-Антонио. В 17 веке алтарь был разобран, и попытка реконструировать его неувенчалась успехом. Предполагают, что это была сложная многофигурная композиция.Постамент алтаря украшали четыре рельефа со сценами чудес, совершенных св.Антонием. «Исцеление гневного сына» — история о мальчике, который,рассердившись, ударил мать ногой и, чтобы искупить свою вину, решил себянаказать. Эта тема позволила создать грандиозную композицию. Донателлоиспользует в этом произведении высокий и низкий рельеф, прихотливую линию дляочертания предметов, математическую перспективу: живописные тени перебегают вразных частях композиции.
В 1453 году перед соборомСант-Антонио был установлен конный монумент в честь кондотьера Эразмо ди Нарни,прозванного Гаттамелато (пятнистая кошка). Он был сыном булочника и одним изпрославленных полководцев этого времени. Находясь на службе у Венецианскойреспублики, Гаттамелато не потерпел ни одного поражения. Задача автора –прославить непобедимого героя, который не знает «какого цвета страх».Гаттамелато после выигранной битвы совершает торжественный смотр войскам.Могучий конь покорен воле всадника, весь облик которого говорить о привычке кпобедам и торжествам. За внешним спокойствием угадывается колоссальнаяактивность. Это типичный представитель эпохи Возрождения, когда общественноеположение человека определяли «его способности и плюс немного везения».
Вернувшись во Флоренцию,Донателло нашел город сильно изменившимся. Медичи правили практическиединолично, при дворе утверждались аристократические идеалы. Не стало друзейхудожника: умерли Брунеллески и Кастаньо, затворником живет Учелло. Теперьпроизведения Донателло далеки от его прежних жизнеутверждающих образов.
Например, Мария Магдалина– изможденная постами и молитвами старуха, в страшных лохмотьях, безобразныеморщины избороздили лицо, не сохранившее следов былой красоты. Ее покорная поза– символ внутренней сломленности. Статуя вырезана из дерева, мастеротполировывает обнаженные плечи и руки, оставляет шероховатыми одежду испутанные волосы. Этот контраст придает образу еще более трагическое звучание.
Совсем другой пафос –героический – отличает его скульптурную группу «Юдифь и Олоферн». Грознаявоительница в роскошном платье, строгие складки которого придают торжественноевеличие ее фигуре, подняла меч над головой, у ног безвольного Олоферна, ещесекунда – и меч нанесет последний удар. Подобная композиция трудна дляисполнения. Было много сложностей с отливкой в бронзе, в которой мастерпринимал участие. Вазари пишет: «Вещь эта исполнена с великим совершенством…художник настолько был удовлетворен этим произведением, что захотел подписатьсясвоим именем».
Последние годы жизни Донателлобыл беден и одинок, почти забыт согражданами. Когда-то у него было много денег,которыми он рад был поделиться. В его мастерской была корзиночка, в которой ондержал деньги, каждый мог брать, сколько надо и не возвращать.
Но в 1495 году Медичибыли изгнаны из Флоренции, и тогда вспомнили великого скульптора. Его «Юдифь»из дворца Медичи перенесли на площадь и поставили перед палаццо Веккио, гдебыла городская ратуша.
Ни один художник в эпохукватроченто так полно не выразил демократические идеалы своего времени, какДонателло.
Литература:
1. Лазарев В.Н. Начало раннегоВозрождения Москва, 1979г.