Искусство
Испании
Более жесткое,
строгое воплощение получил стиль Барокко в Испании. К тому времени Испания
переживала свой «Золотой век» в искусстве, находясь при этом в экономическом и
политическом упадке. Это первая страна с законченной формой абсолютной монархии
с господствующим классом — земельной аристократией.
Для искусства
Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм
идеального и реального, телесного и аскетичного, нагромождения и скупости,
возвышенного и смешного.
Среди
представителей:
Доменико
Теотекапуле (Эль Греко) — художник рубежа XVI-XVIIвв. Он был глубоко
религиозен, поэтому в его искусстве представлены многочисленные варианты
религиозных сюжетов и празднеств: «Святое семейство», «Апостолы Петр и Павел»,
«Сошествие святого духа», «Христос на масляничной горе».
Эль Греко был
великолепным портретистом. Всегда изображаемое он трактовал как ирреальное,
фантастическое, воображаемое. Отсюда деформация фигур (элементы готики),
предельные колористические контрасты с преобладанием темных цветов, игра
светотени, ощущение движения…
«Портрет поэта
Эрсильи-и-Суньиги»,
«Портрет
кардинала Тавера»,
«Портрет
неизвестного».
Но не его
картины украшали пышный испанский двор. Среди художников, работавших при дворе
Филиппа II, были
1. Франческо
Сурбаран (1598-1664) — «Отрочество Богоматери», «Младенец Христос». Главное в
его картинах — ощущение святости, чистоты; простое композиционное решение,
плавность линий, плотное цветовое решение, материальность, вещественность,
богатство колорита, величавость, сдержанность, реальность жизни, соединенные с
мистичностью веры, высокой духовностью, эмоциональной напряженностью.
2. Хусепе
Риберо (1591-1652). Основные сюжеты его картин — мученичество святых, портреты
людей, проживших долгую жизнь. Но его работы не сентиментальны. Он более всего
не хотел, чтобы его модели вызывали жалость. В них — истинно испанская народная
гордость. Например, «Хромоножка», «Святая Инесса», «Апостол Яков-старший».
Казалось, что
испанская живопись никогда не выйдет из «стен» храмов. Но это сделал Диего
Веласкес (1599-1660) — великолепный мастер психологического портрета, живописец
характеров. Его картины отличаются многофигурной сложностью композиций, многокадровостью,
предельной детализацией, прекрасным владением цветом. Веласкес — великий
полифонист живописи.
«Завтрак»,
«Портрет Оливареса «, «Шут», «Сдача Бреды» («Колья»), «Пряхи».
Художником,
завершившим «золотой век» испанской живописи, был Бартолелло Мурильо. Он,
отчасти, продолжил бытовую линию, намеченную Веласкесом. «Девочка с фруктами»,
«Мальчик с собакой».
Но в зрелые
годы творчества все чаще обращался исключительно к библейским сюжетам: »Святое
семейство», «Бегство в Египет». В этих работах он выступает как блестящий
колорист, мастер композиции. Но как далеко ушла эта живопись от глубоко
человеческих страстей лучших испанских полотен.
2. Музыка
Путь испанской
музыки был своеобразен. В XVIIв. не выдвинулась своя оперная школа, но
стремление к театральной определенности проявилось достаточно рано. Помимо
крупных драматических произведений с традиционным участием музыки, развивались
театрализованные песни (tonas, tonadas), сложилась сарсуэла —
музыкально-театральный жанр (от названия королевского замка). Музыке
придавалась ведущая психологическая роль. В XVIIIв. значение жанра заслоняется
нахлынувшей итальянской оперой.
Таким образом,
находясь в экономическом и политическом упадке, Испания переживала свой
«золотой век» в художественной культуре.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru/